Флемминг Фанч "Общие модули процессинга"

Идеи можно фиксировать, потому что они не обязательно относятся к реальному миру. Можно создать идею, отдельную от ситуации, и сделать вид, что это абсолютная истина. Я могу решить, что: "Я всегда буду разговаривать с моей сестрой, когда ей это нужно." Это может звучать для меня очень красиво и благородно. Но это всего лишь абстрактная идея, пока я не решил, о какой ситуации я говорю. Абсолютные утверждения почти всегда ложны. Конечно, возможны ситуации, в которых что-то другое важнее разговора с моей сестрой. Если я решил: "Я буду всегда выполнять обещания", то наверняка будут ситуации, в которых мне придется нарушать обещания.

Достаточно сделать пару фиксированных абсолютных идей, и они начнут сталкиваться друг с другом и с реальным миром. Все, в чем есть "всегда", "никогда", "должен", или "не может", неизбежно сталкивается с исключениями из правил. Аналогично, хотя и реже, приходят в противоречие любые безоговорочные убеждения о том, что что-то может быть ТОЛЬКО таким, или убеждения в том, что есть от природы "хорошие" и "плохие" вещи.

Когда две идеи сталкиваются, личность получает внутреннее противоречие, дилемму. Предполагается, что обе идеи верны, но они не могут быть верны одновременно. Вместо того чтобы посмотреть на реальный мир и сделать идеи более практичными, личность может просто сохранять противоречащие идеи в подвешенном состоянии. Вместо того чтобы разрешить дилемму, личность оставляет её застывшей. Нерешенная дилемма становится проблемой. Личность вполне может считать, что она тут ничего не может поделать, что она не причина. Противостоящие идеи могут накапливать вокруг себя застрявшую энергию и путаницу, и требовать много внимания.

В сущности, личность пытается остановить внешние силы с помощью идей из своего ума. Это не особенно мудрая мысль, и не особенно эффективная.

В физической вселенной две вещи или события не могут занимать одно и то же место в пространстве-времени. В уме нет такого ограничения, так что личность может охватить несколькими идеями одну и ту же область. Она может не замечать этого, пока вдруг не окажется, что соответствующие идеям внешние ситуации противоречивы. И личность вполне может ошибочно предположить, что противоречие происходит во внешнем мире, а не в её уме.

Скажем, ловкий продавец уговорил меня купить новые кожаные кресла для моей комнаты, и они будут доставлены завтра. Я иду домой, чтобы сделать сюрприз моей жене, и говорю: "Солнышко, ты хотела бы иметь новые кожаные кресла?", а она отвечает: "Ни в коем случае, я собираюсь покрасить стены в пурпурный цвет, и мы поставим старинную соломенную мебель моего брата. Завтра придут маляры." Скажем, я просто говорю: "Ох", и сажусь, чтобы обдумать ситуацию. У меня проблема. Я могу сидеть, волноваться, беспокоиться и чувствовать себя всё хуже и хуже. Если я буду продолжать игнорировать ситуацию, завтра прибудут и кресла, и маляры. Чем больше я думаю над проблемой, тем тяжелее я скорее всего себя чувствую и появляется головная боль.

Так вот, ошибка здесь в том, что я предположил что-то без его восприятия и в том, что я не сообщил то, что нужно было сообщить. Делая значительную покупку для дома, я не сверился с моей женой, а просто подумал: "Это ей понравится". Другими словами, я заменил реальные восприятия на идею. Во-вторых, когда я обнаружил, что есть другие планы, противоречащие моим, я не сообщил того, что знал. И наконец, я предположил, что могу просто сесть и разобраться в ситуации, обдумав ее. Но физические силы уже пришли в движение. Приедут грузчики с креслами, маляры придут красить, шурин привезет свою соломенную мебель, и кто-то очень разозлится.

Когда вы принимаете поверхностную ответственность за несколько противоречащих потоков деятельности, и ничего не делаете для изменения или согласования их течения, а только пытаетесь остановить потоки в вашем уме, то у вас проблема.

У одной моей вчерашней клиентки была неудачная неделя и она очень плохо себя чувствовала из-за проблемы на работе. У её фирмы не хватало денег, они не могли платить за обещанные заказчикам поставки, так что поставки, которые должны занимать 1 день, делались за 5 дней. Но заказчики постоянно звонили и спрашивали, сколько времени займут их поставки. Клиентка считала, что должна лгать, защищая фирму, и говорить заказчикам, что поставки займут только 1 день. Иначе заказчики больше не делали бы заказов и поменяли бы фирму по перевозкам. Но клиентка очень плохо себя чувствовала из-за лжи, потому что обманывала клиентов. Так что она была вынуждена предать либо заказчиков, либо фирму. Если не в лоб, так по лбу.

Но это всего лишь проблема идей. На самом деле это была совсем не её проблема. У фирмы не хватает денег, и клиентка ничего не может поделать насчет этого. Заказчику, а не клиентке, может понравиться или не понравиться время поставки в пять дней. Но она принимает на себя оба этих вопроса и пытается разрешить это противоречие внутри себя. Проблема находится в другом месте. Она сделала себя буферной зоной для этих разных потоков. Она сдавлена между двумя силами. Но это только потому, что она считает себя ответственной за них, не имея возможности повлиять на них.

Что она МОЖЕТ сделать—так это передать информацию и не делать себя точкой противоречия. Пусть каждая сторона справится с той частью проблемы, по отношению к которой сторона является причиной, и тогда клиентке не нужно будет тревожиться об этом. Скажите заказчикам, что поставки займут 5 дней. Им решать, что дальше делать в связи с этим. Пусть руководство фирмы добьется получения финансирования, это их проблема.

Если вы позволите течь потокам, информации и действиям, то проблемы не будет. По крайней мере, это будет не ваша проблема. Кто-то другой может создать проблему, но вам не нужно из-за этого плохо себя чувствовать. Когда никто не будет пытаться остановить или исказить поток событий, то проблем не будет.

У вас всегда есть выбор в том, что делать. Вы выбираете то, что выбираете. Сделать выбор—не проблема. Проблемы возникают, когда кто-то выбирает то, чего нет, или не выбирает ничего.

Если именно вы можете сделать выбор, сделайте его. Если вы его не сделаете, дела начнут накапливаться и проблематично выглядеть. Если вы не подходите для того, чтобы сделать выбор, то не делайте вид, что подходите. Передайте информацию тем, кто сделает выбор. Не страдайте бессонницей из-за того, в чем у вас нет выбора.

Модуль "Проблемы" предназначен для всех, кто воспринимает жизнь как тяжелую и наполненную проблемами. Для тех, чье внимание обращено не внешние вещи, которыми они не управляют, но с которыми должны иметь дело.

Из-за проблем личность может как бы всё время бороться в жизни, быть занятой и перегруженной всем тем, о чем она должна заботиться. И так как она воспринимает источник проблем находящимся вне себя, она чувствует что ничего не может с этим поделать, разве что еще напряженнее работать, занимаясь проблемами.

Клиент может использовать разные слова в связи с этим, и может не называть это проблемами. Суть в том, что это какие-то вещи вне него, которые склонны оставаться в не-наилучшем состоянии. Его внимание обращено на эти вещи и он готов долго говорить о том, какие они проблематичные.

В этом модуле мы нацеливаемся на то, чтобы сделать личность причиной по отношению к проблемам вообще. Короче говоря, мы хотим, чтобы она узнала, что проблемы—это только вопрос восприятия. Они являются проблемами только потому, что личность их так воспринимает. И если мы внимательно это рассмотрим, личности совсем не обязательно ими заниматься.

Мы не просто говорим ей это. Нам может потребоваться поработать над проблемами и конкретно, и вообще, чтобы личность получила свои собственные озарения. Ей нужно пережить на опыте, что проблемы превращаются в не-проблемы просто на основе того, как она изменяет свои мнения. И если мы достаточно позанимаемся этим разнообразными способами, клиент, как можно надеяться, разовьет свою собственную способность иметь или не иметь проблемы по желанию.

Первое, что нам хотелось бы сделать—это переосмыслить проблему из просто "досадного затруднения" в результат устойчивого равновесия нескольких сил. Видите ли, то, что люди называют проблемами—это очень часто дилеммы. Дилемма состоит из двух возможностей, из которых личность не знает что выбрать. Это можно считать прогрессом по сравнению с просто бесформенным облаком "проблемы". В дилемме по крайней мере есть выбор.

Можно рассматривать это так:

Есть две равные по величине силы, которые противоположны или по крайней мере взаимоисключающи. Вроде бы ни одна из них не сильнее другой, так что они остаются в подвешенном состоянии, давя друг на друга. В узле их противоречия развивается так называемая проблема, и именно здесь обычно застревает внимание.

Если я назначил свидание пойти в кино с Виолеттой в 4 часа, но я забыл, что пообещал миссис Джонс обязательно постричь её газон в это время, то что ж, у меня проблема. Или скорее у меня дилемма. Я не могу сделать и того и другого одновременно. Я действительно хочу посмотреть кино с Виолеттой, но с другой стороны я не нарушаю сделанных обещаний, и миссис Джонс может сильно разозлиться. А Виолетта может разозлиться, если я не приду на свидание, и она больше никогда не пойдет гулять. Между двумя стульями не усидишь.

Если силы дилеммы равны, она кажется неразрешимой проблемой. Если бы они не казались равными по силе, я бы просто выбрать меньшее из двух зол, или лучшую из двух возможностей, в зависимости от моей точки зрения.

Суть дела в том, что какой бы неразрешимой ни была дилемма, это всегда вопрос выбора. Куда бы я ни пошел, дилемма исчезнет. Если я пойду в кино, я приятно проведу время, но миссис Джонс может на меня рассердиться. Если я постригу её газон, то Виолетта может разозлиться. Каждая из этих возможностей может включать в себя элементы неудобства, но как только я что-то сделаю, дилемма исчезнет.

Дилеммы разрешаются выбором чего-то. Это не обязательно совершенный выбор, но любой выбор лучше никакого. Дилемма сохраняется, когда личность не делает выбора.

Так что нам хотелось бы повысить способность личности выбирать. Мы делаем это, исследуя разные виды проблем и осознавая, что в них есть выбор.

Конечно, всё идет более гладко при общей способности хорошо общаться. В вышеприведенной ситуации нескольких объяснений, извинений и небольших переговоров могло бы быть достаточно, чтобы каждый получил что хотел. И тогда конечно это перестало бы быть проблемой. Так что в уравнение входит и личная неспособность или неготовность общаться. Это может быть еще одной силой, закрепляющей ситуацию.

Еще мы направляемся к осознанию того, что проблема—это только вопрос восприятия. Можно делать это, беря конкретные проблемы и переключаясь между тем, что они проблемы, и тем, что они не проблемы. И можно поработать над тем, какие восприятия отождествляются с проблемой. Это что—ощущение, картинка, и так далее.

Можно использовать разнообразные методы высвобождения мышления в области проблем. Превратить их из застывших неразрешимых ситуаций в более подвижный взгляд на происходящее.

Один из инструментов, которые можно использовать—это сравнивать проблемы. Можно поискать проблемы больше, меньше этой, или проблемы того же размера. Это лучше доведет до сознания клиента, что проблемы не просто универсальные и всеобщие, у них есть конкретные ситуации и величина.

Из проблем и решений образуются некоторые интересные явления, которые нужно исследовать. Дело в том, что это на самом деле две стороны одного и того же. Проблема—это застрявшая ситуация. Если вместо раскрепощения застрявшего только добавить к этому еще одну фиксированную составляющую, это на самом деле ничего не решает. Сначала может показаться, что таким образом что-то решено. Но скорее всего фиксированность решения в итоге становится самостоятельной проблемой, и нам нужно решать эту проблему. И так далее.

Если я просто не могу разобраться, идти мне в кино или стричь газон, я могу вместо этого выбрать решение напиться и забыть обо всем. Это на самом деле ничего не решает. Проблема всё еще здесь и появится снова, как только выветрится мое решение.

Конечно, вполне оправданно решать проблемы, если "решение" означает высвободить застрявшее и снова привести потоки в движение. Но если мы говорим о "решении" как о новом факторе, вводимом в ситуацию как огульное ограничение, то оно скорее всего в итоге увеличивает вероятность застревания.

Когда жильцы многоэтажного дома дерутся друг с другом, можно считать это проблемой. Владелец дома может её решить, наняв охранника, который будет поддерживать порядок. Такое решение может угомонить жильцов и вроде бы будет "хорошим". Но оно совсем ничего не решило насчет той проблемы, которая была в доме. Мы не выяснили, почему жильцы дрались друг с другом. Нерешенные проблемы как были, так и остались. И теперь добавился еще вооруженный охранник. Такое решение вполне может превратиться в самостоятельную проблему. Охранник может кого-то подстрелить, чтобы "поддерживать порядок". И тогда нам нужно будет решать еще одну проблему. И так далее.

Действительно решает проблемы только выяснение их составных частей. Что же происходит, в чем противоречия, в чем различные намерения. И если действительно углубиться в это, станет ясно, что на самом деле проблемы нет. Есть только туманное восприятие проблемы, потому что ситуация не ясна. Когда ситуация проясняется, обычно вполне очевидно, что нужно сделать.

В этом модуле нам хотелось бы, чтобы клиент осознал эти вещи и развил способность смотреть сквозь проблемы, осознавать что на самом деле происходит, улаживать противоречия, выбирать наилучшее направление действий, и так далее.

Клиент должен научиться выбирать, иметь или не иметь проблемы. Ему нужно уметь изменять свое мнение насчет тех проблем, которые ему не нравятся, и просто делать то, что лучше всего. И он должен уметь выбирать проблемы, которые ему действительно нравится иметь.

Есть много приятных проблем, которые можно иметь. Кроссворды—это для многих людей желательные проблемы. Может быть радостно иметь проблему, как вписать максимальное количество развлечений и удовольствий в свой интенсивный распорядок дня. Научиться говорить по-китайски или играть на арфе может быть проблематично, но радостно. Вы можете сделать выбор реставрировать автомобиль "Паккард" 1937 года, и вам может быть нелегко доставать части и так далее. Но это может быть очень приятно.

Жизнь не должна быть без проблем. Наоборот, часто именно решение проблем позволяет нам учиться и получать радостное волнение от жизни. Так что в самих проблемах нет ничего плохого. Не нужно иметь проблемы, из которых вы ничего не извлекаете. И не нужно иметь недостаточно радостных проблем.

Вот некоторые из целевых озарений, к которым мы стремимся:

¤ Проблемы и решения—это две стороны одного и того же

¤ Проблема только тогда проблема, когда её такой воспринимаешь

¤ Проблема перестает быть проблемой, когда решаешь что делать

1. Определение ¤

Поговорите о том, что такое проблема. Намерение здесь в том, чтобы поощрить клиента переосмыслить "проблему" в направлении двухсторонней структуры, а не просто туманного затруднения.

"Что такое проблема?"

2. Размеры проблем ¤

Побудите клиента создавать проблемы разных размеров. Не так уж важно, что он имеет в виду под "размером". Нам просто нужно поощрить какое-то различение проблем.

"Придумай большую проблему"

"Придумай маленькую проблему"

3. Похожий размер ¤

Попросите клиента находить или выдумывать проблемы похожего размера с другими проблемами. Это демонстрирует, что у проблемы есть точно определенная интенсивность, и поощряет сравнение проблем, делая их менее застрявшими.

"Выбери проблему"

"Что может быть проблемой похожего размера?"

4. Решение проблем ¤

Поговорите о том, как решались конкретные проблемы, которые есть у клиента. Под "решениями" мы имеем в виду то, что делалось в связи с проблемой, а не настоящее завершение. Мы надеемся переосмыслить это для клиента. Проблема с её решением просто образует закрепленную пару противоположностей. Нам лучше, чтобы клиент сам до этого додумался. Когда он описывает решение, которое очевидно просто "заметает проблему под ковер", то есть хорошая возможность привлечь к этому внимание.

"Скажи мне, какая у тебя есть проблема."

"Как ты её решал."

5. Проблемы как решения ¤

Исследуйте, как проблемы могут быть решениями и как решения могут быть проблемами. Заметьте, как одна и та же ситуация, в зависимости от восприятия или с течением времени, может превращаться из проблемы в решение или из решения в проблему. Пусть клиент подумает об этом. Скорее всего он поймет, что проблемы и решения—это просто две стороны одной медали.

"Ты можешь найти проблему, которая была решением?"

"А как насчет решения, которое было проблемой?"

"Вспомни свою прошлую проблему, которая стала решением"

"Ты можешь вспомнить решение, которое стало для тебя проблемой?"

"Ты можешь придумать проблему, которая является решением чего-то?"

"Ты можешь придумать решение, которое само является проблемой?"

"Как проблема может быть решением?"

"Как решение может быть проблемой?"

6. Проблемы или нет ¤

Поговорите о том, как люди имеют проблемы с определенными вещами, но не имеют проблем с остальными вещами. Начните вводить идею того, что проблемы выбираются, хотя и не говорите этого прямо. Просто дайте клиенту заметить, где проблемы появляются, а где нет.

"С чем у тебя есть проблемы?"

"С чем у тебя нет проблем?"

7. Исследуйте время проблем ¤

Спросите о периоде, когда у клиента были особенно большие проблемы. Проработайте этой период любыми подходящими техниками. Поищите фиксированные идеи, нежелательные реакции, недостающие части, и так далее. Справьтесь с ними. В общем, исследование проблемного периода подчеркивает для клиента, что проблемы—это не что-то внешнее, они зависят от внутреннего состояния.

"Вспомни время, когда у тебя были проблемы"

"Что тогда происходило?"

8. Новые проблемы ¤

Побудите клиента создавать "новые" проблемы. Пусть он увидит, как придумываются проблемы, и получит в этом больше свободы выбора.

"Создай новую проблему"

"Придумай еще одну проблему"

9. Восприятие проблем ¤

Поиграйте с понятиями больших и маленьких проблем. Продвигайтесь к пониманию того, что всё это вопрос собственного мнения о проблемах.

"Вспомни большую проблему, которая казалась маленькой"

"Вспомни маленькую проблему, которая казалась большой"

"Вспомни свою прошлую проблему, которая не была проблемой для кого-то другого"

"Вспомни о прошлой проблеме кого-то другого, которая не была проблемой для тебя"

10. Решения как проблемы ¤

Исследуйте, каким образом проблемы и решения являются двумя сторонами одного и того же явления. Например, решение часто само становится проблемой.

"Придумай решение"

"Как оно может быть проблемой?"

"Придумай проблему"

"Как она может быть решением?"

11. Когда и где не проблема

Попросите клиента вспоминать свои прошлые проблемы и замечать, что они не были бы проблемами в других временах и местах. Это доводит до клиента идею, что проблема не всегда проблема. Всегда есть ситуация, в которой она на самом деле не проблема.

"Вспомни свою прошлую проблему"

"Когда она не была проблемой?"

"Где она не была бы проблемой?"

"Назови мне проблему, которая у тебя когда-то была"

"Есть ли время, когда это не было бы проблемой?"

"Было ли это проблемой до того, как появилось у тебя?"

"Сейчас это проблема?"

"Есть ли ситуация или физическое место, где это не было бы проблемой?"

"Почему это там не было бы проблемой?"

12. Появляется и пропадает ¤

Займитесь той идеей, что проблемы могут вдруг появляться или вдруг исчезать. Это раскрывает способность по своему желанию делать так, чтобы проблемы исчезали.

"Вообрази, что появилась проблема"

"Вообрази, что проблема исчезла"

13. Как иметь проблему ¤

Исследуйте, как именно клиент ухитряется иметь проблемы. Мы занимаемся этим как способностью. Это само по себе переосмысление.

"С чем у тебя были проблемы?"

"Как ты это сделал?"

14. Желательные проблемы ¤

Вынесите на обсуждение идею, что проблемы могут быть желательными. Что в них нет ничего от природы "плохого", а всё это зависит от мнения о них. Еще что иногда может быть нежелательно не иметь проблем, например может быть скучно, когда нечего решать.

"Придумай какие-то желательные проблемы"

"Придумай какие-то нежелательные отсутствия проблем"

15. Хотелось бы иметь ¤

Спросите о проблемах, которые человеку хотелось бы иметь. Что-то в духе "чтобы Мадонна всё время мне звонила и приглашала вместе пообедать". Получите удовольствие от этого.

"Скажи, какие проблемы ты хотел бы иметь"

16. Не проблема ¤

Спросите о ситуациях, которые не являются проблемами, и о людях, у которых нет проблем.

"Что не является проблемой?"

"У кого нет проблем?"

17. Проблема сейчас ¤

Пусть клиент обратит внимание на то, есть ли у него какие-то проблемы прямо сейчас. Направьте его к тому, чтобы он отвечал только в настоящем. Если он отвечает, вспоминая или предполагая, верните его внимание к восприятиям настоящего времени. Если он воспринимает, что проблема есть здесь прямо сейчас, пусть он подробно опишет, какие же восприятия он воспринимает. Возможно, клиент осознает, что проблема существует только в его теперешних восприятиях.

"У тебя есть проблема прямо сейчас?"

"Она здесь именно сейчас?"

"Как ты воспринимаешь, что она здесь есть?"

18. Особенности восприятия проблем ¤

Возьмите одну или несколько проблем, которые по мнению клиента у него есть. По каждой из них узнайте, из каких конкретно особенностей восприятия состоит проблема, или с какими особенностями она связана. Узнайте, как именно проблема ощущается и где, узнайте конкретные явления, которые клиент видит, слышит или ощущает, и интерпретирует их как проблему.

"Назови мне проблему, которая у тебя сейчас есть"

"Как ты её воспринимаешь?"

(Сосредоточьтесь на внутренних восприятиях, а не на внешних ситуациях, с которыми клиент связывает проблему)

"Где ты ощущаешь её в своем теле?"

"Она тяжелая или легкая, горячая или холодная, движущаяся или неподвижная, твердая или воздушная, и т. д."

(Узнайте много подробностей, пусть клиент хорошо углубится в это и почувствует, что это такое)

"Откуда ты знаешь, когда иметь эту проблему; какие восприятия её включают?"

19. Проработка постоянной проблемы ¤

Найдите область, в которой у клиента есть постоянные проблемы, которые не решаются.

"С чем у тебя всегда проблемы?"

или

"В какой области у тебя постоянные проблемы?"

или

"Что неразрешимо в твоей жизни?"

Получите общее название для области. Это может быть тема, например "Найти работу", или человек, например "Джо". Интенсивно проработайте эту область как проблему, применяя к ней разнообразные техники, пока она не перестанет казаться проблемой в реальной физической жизни человека.

- Проблемы с конкретной темой -

20. Больше и меньше чем ¤

Пусть клиент обнаружит проблемы других размеров, чем данная. Это поощряет клиента разместить проблему по отношению к другим явлениям, и он учится думать в этой области.

"Придумай проблему больше, чем ___."

"Придумай проблему меньше, чем ___."

21. Старался решить ¤

Рассмотрите, как человек старался решить или не решать проблему. Это обращает внимание клиента на то, что он что-то делал в связи с проблемой, и еще что он, возможно, участвовал в сохранении этой проблемы.

"Как ты пытался решить ___?"

"Как ты пытался не решать ___?"

31. У кого это было ¤

Посмотрите, у кого еще была эта проблема. Может обнаружиться, что клиент просто копирует чье-то поведение, или могут обнаружиться новые ресурсы. В любом случае клиент немного отвлечется от проблемы.

"Для кого ___ было проблемой?"

"Что он сделал насчет этого?"

32. Ответственный за ¤

Пусть клиент обратит внимание на ответственности в проблеме. Насколько он может быть за нее ответственен, насколько за нее ответственен кто-то другой, и так далее. Мы используем ответственность не как вину, а как готовность заявить о себе как о причине. Проблема—это по своей природе недостаток принятия ответственности.

"За какую часть ___ ты можешь быть ответственным?"

"За какую часть ___ ты можешь сделать других ответственными?"

"За какую часть ___ ответственны другие?"

"За какую часть ___ ты можешь сделать себя ответственным?"

33. Сравнимая величина ¤

Когда есть проблема, часто не хватает выбора. Нам нужно поощрить клиента увидеть, что его проблема похожа на другие проблемы, которых у него нет, но могли бы быть. Это знакомит клиента с той идеей, что он может выбирать проблемы. Еще это учит клиента думать об этой теме, потому что отсутствие чего-то сравнимого сковывает умственные способности.

"Придумай проблему похожего размера с ___."

34. Решение другой проблемы ¤

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться