10. Нравится ¤
Исследуйте, что человеку нравится и не нравится в другом. Смотрите, ни с чем не соглашайтесь, особенно ни с какими отрицательными ярлыками. Пусть клиент говорит сколько хочет о том, что ему нравится и не нравится, но держите курс на увеличение принятия как есть и взаимодействия, подальше от пустых сплетен.
"Что тебе нравится в ___?"
"Что тебе не нравится в ___?"
11. Нужно и желательно ¤
Пусть стороны реально спросят друг друга, что им нужно и желательно от другого. Честно выясните, чего на самом деле хочет другой человек. Без споров и обсуждения этого, просто узнайте, чего хотела бы другая сторона.
12. Честно поговорите ¤
Пусть стороны скажут друг другу то, что они хотят сказать насчет друг друга. Это может быть довольно взрывоопасно, так что обеспечьте строгий контроль или очень точные указания. Они должны сосредотачиваться на том, что они лично чувствуют и как они лично реагируют. Не разрешается "Ты ..." утверждений, давайте каждому человеку говорить только о том, что он воспринимает со своей стороны. Продолжайте, пока они не научатся уважать то, что говорит другой, и не начнут лучше понимать друг друга.
13. Рекомендательное письмо ¤
Пусть стороны напишут друг другу письма, высказав, в чем они заинтересованы и на что они надеются. Что-то вроде рекомендательных писем. Опять же, пусть они пишут только о себе, не обвиняя ни в чем другого.
14. Возможности ¤
Пусть человек найдет те уроки, которые можно извлечь из этих взаимоотношений. Найдите недостатки, несовместимости и переосмыслите их как возможности чему-то научиться. Было бы скучно, если бы вы во всем соглашались.
15. Правота ¤
Поищите фиксированные идеи, особенно фиксированную правоту. Расфиксируйте все, что обнаружите.
"В чем ты прав по отношению к ___?"
"Ты знаешь, какими должны быть ваши отношения?"
"По какому принципу ты действуешь?"
"Какую логику ты используешь?"
16. Зеркальные противоположности ¤
Исследуйте, в чем у двух сторон есть зеркальные противоположности. У одного есть то, чего не хватает другому. Поработайте над тем, чтобы сделать каждого отдельного человека более целостным. Используйте объединение противоположностей.
17. Позволить изменяться ¤
Исследуйте готовность давать другому человеку изменяться. Иногда разные стороны во взаимоотношениях стараются сохранять друг друга такими же, или сохранять соответствие другого своим идеям и ожиданиям. Если другой человек вдруг изменяется, они уже меньше любят друг друга. Это не особенно полезно, так что по возможности увеличьте терпимость к изменениям. Найдите основные качества, которые им нравятся друг в друге, но раскрепостите любую фиксированность насчет конкретного поведения и обстоятельств.
"В чем ты можешь позволить ___ измениться?"
18. Части души ¤
Поищите части души, которые перешли от одного человека к другому. Во взаимоотношениях часто один отдает часть другому или крадет часть у другого. "Он похитил мое сердце", "Я отдал ей свою жизнь", и тому подобное. Сделайте личность более целостной, чтобы ей не нужно было ничего отдавать. Взаимоотношения между целостными людьми гораздо здоровее. Используйте возвращение утраченных частей, и возможно объединение противоположностей.
19. Сущность ¤
В большинстве взаимоотношений между людьми создается какая-то сущность. Есть что-то с собственной жизнью, например "Взаимоотношения". Используйте техники процессинга сущностей, чтобы вступить с ней в контакт, поговорить с ней, выяснить, что она делает, высвободить ее, и так далее.
21. Будущее ¤
Пусть человек вообразит, каких изменений ему хотелось бы в будущем. Проверьте, действительно ли это соответствует реальности, или это просто абстрактная мечта. Проследите это обратно во времени до настоящего.
22. Говорить о себе ¤
Какие бы ни были жалобы насчет другого человека, поверните их в противоположную сторону как то, что клиент на самом деле говорит о себе. Найдите его соответствующие части. Это очень распространенное явление: чего человек не любит или не принимает в ком-то другом, того он не любит или не принимает в себе. Человек не может изменить этого в другом, но он сможет изменить это в себе, когда он обнаружит эту свою часть.
23. Ответственность, от которой отказался ¤
Рассмотрите, от каких ответственностей личность отказалась или из каких областей ушла, вступив во взаимоотношения. Например, больше не беспокоиться о деньгах и еде, "потому что кто-то другой позаботится об этом". Найдите соответствующие потерянные части. Восстановите целостность.
"Твои взаимоотношения, чем они позволяют тебе не заниматься?"
24. Тайны ¤
Рассмотрите, что стороны держат в тайне друг от друга. Тайны часто накапливаются и удаляют людей друг от друга. Если клиент отстаивает необходимость утаивать определенные вещи друг от друга, это плохой признак. Найдите фиксированные идеи, выясните, чему личность избегает смотреть в лицо, за что она не берет ответственность. Иногда нужно повторно пережить какие-то прошлые происшествия, или будущие происшествия. Преувеличивайте то, что вы выясняете насчет их отношений, разоблачайте противоречия, извлекайте лежащие в основе хорошие намерения.
"Может быть, ты что-то никогда не расскажешь ___?"
"У вас есть тайны друг от друга?"
"Почему?"
25. Схема ¤
Пусть человек нарисует схему взаимоотношений. Кто о ком заботится, кто куда идет, как разделяется территория, как организуются и планируются дела, кто что кому дает.
26. Мета-программы ¤
Проследите мета-программы каждого человека. Удаляться / Приближаться, и тому подобное. Обсудите различия между ними, беспристрастно, просто как разные ориентации. Здесь нет правильного или неправильного, но если человек поймет, чем другой человек отличается, он сможет построить гораздо лучшее взаимопонимание.
27. Схожести и различия ¤
Исследуйте схожести и различия сторон.
"В чем вы с ___ похожи?"
"Чем вы с ___ отличаетесь?"
1. Заметь что-то ¤
Попросите клиента замечать что-то насчет вас и насчет себя. Тем самым обратите его внимание наружу и побудите его реально наблюдать, а не только думать. Тренируйте его, чтобы он действительно наблюдал, а не делал умственные выводы. Побудите его быть очень конкретным.
"Заметь что-то насчет меня"
("Что ты замечаешь насчет ___?")
"Заметь что-то насчет себя"
("Что ты замечаешь насчет ___?")
2. Узнай меня ¤
Попросите клиента попеременно "узнавать" вас и себя. Не проясняйте заранее, что значит "узнавать", это не умственное упражнение. "Узнать" более непосредственно, более ориентировано на ощущения, чем "заметить", которое в основном зрительное. Насчет "узнать" может быть некоторое смущение, но его полезно преодолеть. Это может построить лучший контакт между фасилитатором и клиентом.
"Узнай меня"
"Узнай себя"
3. Особенности восприятия ¤
Берите по одной особенности восприятия. Очень подробно замечайте особенности в настоящем. Поговорите обо всем, что человек воспринимает. Пусть он опишет или запишет это. Если нужно, сходите куда-то и побудите клиента воспринимать что-то с заданной особенностью восприятия. Это можно делать очень тщательно и обширно, то есть много часов, исследуя все детали каждой особенности. И суть в том, чтобы воспринимать их, а не говорить о них что-то умное. Вот некоторые из особенностей, которые можно использовать:
Зрительные
(картинки)
Цвет
Форма
Яркость
Контраст
Затенение
Размер
Увеличение
Угол зрения
Передний / Задний план
Резкость (четкое / расплывчатое)
Угол обзора (узкое, широкое)
Объемное / Плоское
Края / Рамки
Фильм / Неподвижные кадры
Слуховые
(звуки)
Тон
Темп
Громкость
Тембр
Высота
Ритм
Продолжительность
Гармоничность
Временная привязка
Кинестети-ческие
(ощущения)
Температура
Давление
Вес
Влажность
Текстура (гладкое / шероховатое)
Напряженность
Твердое / Жидкое / Газообразное
Движение
Вибрация
Ускорение
Расширяется / Сжимается
Трение (скользкое / липкое)
Однородность
Структура
Обонятель-ные
(запахи)
Органический
Неорганический
Вкусовые
(вкусы)
Кислый
Горький
Сладкий
Соленый
4. Безмолвное восприятие D
Описание того, что человек воспринимает, может отвлекать его, или обманчиво подразумевать, что описание—это восприятие. Вы можете попросить человека воспринимать определенную особенность без никаких требований описывать ее. Он может делать это сам на протяжении недели. Вы можете дать ему домашнее задание постоянно замечать на протяжении недели конкретную особенность восприятия, например, цвет. Не называть ее, а просто осознавать её и переживать её на опыте.
5. Особенности D
Исследуйте особенности восприятия всеми мыслимыми способами. Например:
- Вспоминайте особенности в разных ситуациях, разных происшествиях, разных периодах.
- Сравнивайте особенности в разных временах, разных местах, у разных людей.
- По возможности воспроизводите особенности, например копируйте тон голоса человека, и тому подобное.
- Распознавайте особенности. Выйдите на открытый воздух, чтобы поискать конкретные цвета, звуки и так далее.
- Вообразите разнообразными способами каждую особенность.
- Давайте названия всем особенностям.
- Ничего не называйте.
- и тому подобное.
6. Периферийное зрение D
Потренируйте периферийное зрение. Пусть человек поупражняется в том, чтобы видеть предметы на краю поля зрения. Именно там находится большая часть информации, а не там, где человек фокусирует глаза. Пусть клиент, смотря на что-то, описывает то, что находится на периферии зрения, или наоборот. Пусть он вслух читает книгу, в то же время замечая, когда вы поднимаете ручку или делаете что-то еще. На домашнее задание—пусть он замечает предметы на периферии зрения. Еще замечайте всю картинку в целом, а не только её части по очереди. Можно сидеть и смотреть на картину, не сосредоточиваясь ни на чем конкретном. У всех восприятий есть периферия. Обсудите эту идею с клиентом. Большинство экстрасенсорных восприятий развиваются на основе периферийных восприятий.
7. Важные звуки ¤
Обсудите смысл разных слуховых особенностей. Какие из них присутствуют, что они значат, какие из них ему нравятся, и так далее. Многие люди относительно мало осознают слуховые особенности.
"Чего ты не хочешь слышать?"
"Что ты стараешься слышать?"
"Какие оттенки важны?"
"Какие ритмы есть в твоей жизни?"
"Какая высота звука тебе нравится?"
"Какие тона тебе приятны?"
8. Сейчас D
Поговорите о чем угодно. Но неуклонно настаивайте, чтобы клиент говорил только о том, что он воспринимает здесь и сейчас. Отклоняйте любые упоминания о том, что произошло раньше или может произойти позже, отклоняйте любые догадки, любые умозаключения, абстрактные идеи и тому подобное. Что бы клиент ни говорил, возвращайте разговор обратно к восприятиям настоящего времени. Если он упоминает что-то другое, пусть он опишет, как он воспринимает это прямо сейчас. Если он высказывает что-то как факт, узнайте, как он воспринимает это прямо сейчас. Делайте это по крайней мере до большого озарения клиента насчет разницы между тем, что реально существует, и всего лишь идеями о том, чего здесь нет. Если он расширит свое пространство, воспринимая более прямо эти другие вещи, тоже прекрасно.
9. Копирование D
Пусть клиент точно повторяет движения фасилитатора. В основном делайте движения кистей и рук, по одному за раз. То есть сделайте движение, выжидательно посмотрите на клиента, и пусть он сделает то же движение. Тогда сделайте еще одно движение. Если клиенту трудно усвоить движение, повторите его, или разбейте движение на части и делайте их. Может быть полезно использовать в движениях определенный объект, а затем попросить клиент скопировать движение и путь этого объекта. Например, возьмите ручку или книгу, сделайте ей движения, круги, линии, и так далее, а затем передайте её клиенту и попросите его повторить ту же последовательность движений. Прямолинейные движения гораздо легче копировать, чем криволинейные.
10. Отзеркаливание D
Пусть клиент отзеркаливает движения, которые в это время делает фасилитатор. Начните с простых движений рук. Потом поворачивайтесь и двигайтесь всем телом. Еще выражения лица. Начинайте с очень легкого и только постепенно делайте задание всё более сложным. Клиент должен действовать, как изображение в зеркале, двигаясь одновременно. Фасилитатор должен двигаться так, чтобы клиент мог всё время копировать движения. Никаких резких движений, обязательно обеспечьте, чтобы человек мог следовать за вами. Но по ходу дела делайте движения всё более сложными и быстрыми.
11. Слуховое копирование D
Фасилитатор и клиент сидят спиной друг к другу. Фасилитатор говорит предложение. Клиенту нужно по очереди скопировать интонацию, высоту звука, темп, ритм, и так далее. Сначала занимайтесь особенностями по одной, пока клиент не научится копировать каждую. То есть продолжайте повторять то же предложение, пока клиент не ухватит правильно интонацию. Затем говорит что-то другое и работайте над высотой звука. В конце концов, займитесь всеми слуховыми особенностями одновременно, пока клиент не сможет точно подражать вам. Есть нечто странное в том, что кто-то точно копирует ваш голос и высказывание.
12. Ощущения в теле D
Сосредоточивайтесь на разных областях тела. Замечайте, как ощущается эта часть тела. Описывайте это. Замечайте самое выделяющееся ощущение в этой области. Затем суживайте область и повторяйте то же самое. Например, левая нога, затем большой палец левой ноги. Проделайте это со многими областями.
13. Воображаемое пространство D
Поделайте упражнения игрового типа, в которых человек воображает, что пространство как-то очень странно изменилось, и ходит в нем. Например, постановите, что пол резиновый, и ходите по нему как будто это так. Потом что ваши тела резиновые, и всё прыгает когда вы ходите. Или вообразите, что ваши тела излучают энергию и вы везде оставляете за собой след. Или вообразите, что ваши тела надулись как воздушные шары и вы ходите, как надувные фигуры на параде. Идея здесь отчасти в том, чтобы развить чувство пространства человека, научиться менять особенности восприятия, а также улучшить контакт со своим телом и своим пространством.
14. Присоединиться и отсоединиться D
Присоединяйтесь и отсоединяйтесь от физических предметов в ближайшем окружении. Ходите от одного предмета к другому. Фасилитатор просит клиента присоединиться к предмету, немного подержать его, а затем просит отсоединиться. Это может значить "прикоснуться", и наверное так и должно быть, по крайней мере сначала. Но если мы знаем, что клиент действительно присоединяется и отсоединяется, упражнение может прекрасно действовать и без прикосновения.
15. Ознакомление D
Проделайте упражнение "Присоединиться и отсоединиться" с конкретными элементами жизни человека. Пойдите туда, где он работает или где он живет. Много раз присоединитесь и отсоединитесь с устройствами, на которых он работает, его машиной, его одеждой, посудой, имуществом, стенами и так далее. Делайте это как угодно долго, пока клиент не станет удобнее себя чувствовать насчет этих предметов и все они станут для него более реальными. Идея здесь в том, чтобы добиться основного в обращении с вещами: уметь просто быть рядом с ними и удобно себя чувствовать с ними. Это совсем не само собой разумеется, и это совсем не умственная вещь. Мы нацеливаемся на физическую способность быть присоединенным, на определенную заземленность в реальных физических обстоятельствах.
16. Внутренние механизмы ¤
Рассмотрите те действия человека, которые могут замедлять время реакции. Например, могут быть внутренние механизмы, которые должны проводить определенную обработку всей информации. Выясните, есть ли более эффективные способы делать это.
"Что ты делаешь, когда ты сидишь и ничего не делаешь?"
"Что ты делаешь, когда ты осматриваешь комнату?"
"Что ты делаешь, когда кто-то что-то говорит?"
17. Прикосновение к телу ¤
По очереди прикасайтесь ко всем основным частям тела человека, прося его почувствовать их. То есть ставьте палец по порядку на все части его тела, которые его не особенно смущают. Делайте это симметрично, то есть сначала на правой стороне, а затем на левой в том же месте. Клиенту нужно действительно почувствовать это место изнутри, а не просто заметить что вы к нему прикоснулись. А затем он должен подтвердить, что он это сделал, сказав "Да", кивнув головой или как-то еще.
18. Внутреннее прикосновение к телу ¤
Пусть клиент опять ощущает все части своего тела, но делайте это без прикосновения. Называйте часть тела и просите его почувствовать её изнутри. Клиенту нужно реально воспринять внутреннее ощущение этой части тела. Просто вспоминать, что есть такая часть тела, не сработает. Ему нужно развить осознание своего тела.
"Почувствуй указательный палец"
"Почувствуй бицепс"
"Почувствуй ладонь"
19. Напрягать мускулы ¤
Пусть клиент поочередно напрягает каждый мускул тела, а затем расслабляет его. Систематически пройдитесь по всему телу. Это увеличивает осознание тела, а также очень расслабляет.
"Напряги затылок"
"Теперь расслабь его"
"Напряги плечи"
"Расслабь плечи"
Наша основная стратегия в здоровье—построить или восстановить общение. Если разные части личности и разные части тела общаются друг с другом, согласованы и энергия течет свободно, то человек естественно здоров.
Очевидно, человеку нужно физически и активно заняться этим. Недостаточно говорить об этом. Нам нужно сделать так, чтобы клиент действительно улучшил контакт со своим телом, знал, что оно ему говорит, следил за тем, что происходит.
1. Здоровье ¤
Расспросите человека, чего он хочет в смысле здоровья. Пусть он вообразит ситуацию идеального здоровья, когда всё будет так, как он хочет. Узнайте как можно больше подробностей.
"Как ты думаешь, что такое здоровье?"
"Чего ты хочешь в отношении здоровья?"
"Каким ты хочешь, чтобы было твое здоровье?"
2. Почувствуй тело ¤
Нам нужно сделать так, чтобы человек начал ощущать свое тело изнутри и осознавал все части тела. Часто человек считает это само собой разумеющимся, на самом деле не делая этого. Все мы знаем, что у нас есть руки, ноги и так далее, но у нас может быть очень слабый контакт с нашими органами.
Пройдитесь по разным частям тела человека. Вы можете прикасаться к каждой части и просить человека ощутить ее. Сделайте это как можно подробнее.
"Почувствуй эту точку"
Лучше физическое взаимодействие. Если для клиента оно неприемлемо, вы можете просить его ощущать каждую часть по очереди и не прикасаясь к нему. Или вы можете делать это обоими способами, ведь каждый из них дает своеобразное переживание ощущения.
"Почувствуй (левое ухо)"
3. Тела ¤
Исследуйте разными способами отношение личности к своему телу. Мы устанавливаем различие между ней и её телом, чтобы она могла заметить свое отношение к телу, оценить, что происходит с телом, и исправить то, что нуждается в проработке. Если всплывают конкретные проблемы, прорабатывайте их соответствующими техниками.
"Какие есть преимущества в том, чтобы иметь тело?"
"Какие есть преимущества в том, чтобы не иметь тела?"
"Может быть, у тебя есть какие-то проблемы с твоим телом?"
"Как ты ладишь со своим телом?"
"Где бывало твое тело?"
"Что тебе говорит твое тело?"
"Как выглядит твое тело?"
"Как ощущается твое тело?"
"Какие у тебя есть мысли насчет cвоего тела?"
"Какие чувства у тебя есть насчет cвоего тела?"
"Над чем ты работал в отношении своего тела?"
4. Фиксированные идеи ¤
Поищите фиксированные идеи в области здоровья. Расфиксируйте их.
"Какие преимущества того, чтобы быть здоровым?"
"Какие преимущества того, чтобы не быть здоровым?"
"Может быть, в чем-то правильно не быть здоровым?"
"Может быть, тем, что ты не здоров, ты доказываешь, что другие неправы?"
"Как тебе может помочь не быть здоровым?"
5. Напрячься и расслабиться ¤
Пусть человек по очереди напрягает каждый мускул, а затем расслабляет его. Систематически пройдитесь по телу. Это обязательно улучшит контакт клиента с телом и управление каждой частью. Кстати, это заодно часто вводит в легкий гипнотический транс, так что после этого можно с пользой провести воображение положительного или процесс глубокого общения.
"Напряги мускулы (больших пальцев ног)"
|