Флемминг Фанч "Общие модули процессинга"


Раздел 2: Модули развития

Модули развития прорабатывают вещи с положительной стороны. Чего личность хочет БОЛЬШЕ, какие способности она хотела бы улучшить, в каких областях она хотела бы развиться. Мы всё так же будем проводить как процессинг положительного, так и процессинг отрицательного. Единственное сильное отличие по сравнению с модулями прояснения—это на что обращено внимание клиента.

Вот некоторые из модулей развития:

Улучшение

Общение

Взаимоотношения

Острота восприятий

Здоровье

Творческие способности

Изменение

Организация жизни

Деньги и изобилие

Время и эффективность

Эмоции

Действия

Этот модуль предназначен для того, чтобы улучшить контакт личности с положительными ресурсами и дать ей положительное направление в жизни. Идея здесь в том, чтобы показать ей, что у нее есть положительные ресурсы, например из прошлого, и что они у нее будут всегда.

1. Положительное переосмысление ¤

При каждой возможности переосмыслить что-то в положительном направлении, делайте это. Идея этого модуля—обратить внимание на положительное, а не на отрицательное. Но когда всплывает что-то неприятное, найдите способ использовать это, чтобы продемонстрировать движение к лучшему. Конечно, если с этим нужно справится с помощью соответствующей техники прояснения, сделайте это. Но лучше придерживайтесь довольно легких вещей.

2. Вспоминание положительных моментов

Спросите о случаях с конкретными обстоятельствами, которые скорее всего положительны или ресурсны. Конкретные вопросы действуют несмотря на любое упорство в том, что не было никаких положительных моментов. Пусть клиент вспомнит несколько случаев каждого типа, например с помощью:

"Вспомни случай, когда ты ___"

Еще можно систематически проработать то, что человек делает в разных областях жизни. Обсудите, как он ведет дела, какие у него стандарты и принципы действий. Заметьте, чего он избегает и как. Заметьте, что не подлежит изменениям. Углубитесь в это.

Шаг второй: Отделите идею

Недостаточно выяснить, в чем состоит фиксированная идея. Клиент должен воспринять её как отдельную от себя идею, хотя бы чуть-чуть. Мы не можем расфиксировать идею, если клиент полностью ей является. Ему нужно осознать, что это идея. Она должна перейти из царства однозначной логики (Да) в двухзначную (Да/Нет) или трехзначную (Да/ Нет/ Может быть) логику. То есть идея вместо неоспоримой бессознательной истины должна стать предметом разумного рассмотрения. Клиент может продолжать считать идею вполне истинной и универсально применимой, это прекрасно. Но ему нужно осознать, что это идея, отдельная от других идей.

Часто нужно только обнаружить фиксированную идею. Наилучший результат шага обнаружения—это что клиент попадает в затруднительное положение, понимает что происходит, смеется, и признается в использовании идеи. Тогда идея отделена и можно перейти к дальнейшим шагам по её высвобождению в третьем шаге.

Иногда идея становится очевидной, но клиент не замечает в ней юмора и еще не видит, что её вообще можно обсудить. В таком случае нам нужно еще немного подтолкнуть клиента, чтобы отделить идею. Вопросы в этом направлении:

"Это что, идея?"

"И ты это применяешь?"

"Это улучшает твою жизнь?"

"И ты в этом не сомневаешься?"

"Как долго ты ___?"

"Может, есть люди, которые так не считают?"

Вы просто стараетесь поощрить личность согласиться с тем, что идея—"что-то". То, что личность использует. Это лучше всего делать с помощью встроенных в вопросы предпосылок, а конечно не споря об этом.

Шаг третий: Раскрепостите идею

Теперь нам нужно превратить идею из фиксированной в подвижную. Далее приведен набор способов, с помощью которых это можно сделать. Эффективность разных подходов зависит от того, с какой фиксированной идеей мы работаем. Абстрактная информация требует несколько других действий, чем отстаиваемая роль или действия. К тому же формулировки вопросов нужно приспосабливать к формулировке фиксированной идеи. Это не механическая процедура, а просто набор подсказок по тому, что можно сделать.

1. Преимущества ¤

Спросите о преимуществах, которые человек получает при использовании фиксированной идеи. Часто клиент может сразу отбарабанить все преимущества. Просто дайте ему выдать все, что он может придумать. Преимущества не нужно искать, они должны быть прямо здесь, как только вы о них спросили. Ни с чем не соглашайтесь, просто получите все автоматические ответы.

"В чем преимущество ___?"

"В чем выгоды ___?"

"Что ___ тебе дает?"

2. Улучшение ¤

Выясните, в чем по мнению человека идея помогает ему в делах, делает его лучше, в чем улучшает его условия жизни. Узнайте примеры того, как дела улучшались благодаря идее.

"В чем ___ помогла тебе в делах?"

"В чем ___ тебя улучшила?"

"В чем ___ улучшила твою жизнь?"

3. Не допускать ¤

Выясните, что идея предотвращает. Она скорее всего существует для того, чтобы предотвращать что-то "плохое", не допускать его, или маскировать его как не плохое. Разбирайтесь со всем, что всплывает, по мере необходимости. Например, если появляется нежелательное ощущение, вы можете прояснить его с помощью повторного переживания. Фиксированная идея—это всего лишь простое, близорукое средство исправления нежелательной ситуации. Можно по-настоящему исправить ситуацию с помощью одной из наших техник, и фиксированная идея больше не будет нужна.

"Чему ___ мешает?"

"Чего ___ не допускает?"

"Что ___ предотвращает?"

4. Унижает ¤

Фиксированные идеи часто используются для унижения других, чтобы делать себя лучше по сравнению с ними. Вот некоторые из самых важных сторон, с которыми нужно справиться:

"Как ___ унижает других?"

"Как ___ затормаживает других?"

"Как ___ ставит других на место?"

5. Решения ¤

Личность использует фиксированные идеи, потому что они вроде бы что-то решают. Они обычно ничего не решают, если мы копнем чуть глубже.

"Какую проблему ___ может решать?"

"Что ___ решила?"

6. Наружу и внутрь ¤

Фиксированные идеи вроде бы выводят личность из неприятностей или вводят в желательные ситуации. Но обычно они на самом деле не делают этого, так что нам нужно это рассмотреть.

"Из чего ___ тебя вывела?"

"Во что ___ тебя ввела?"

7. Освободиться ¤

Может, человек просто никогда не думал о том, что случится, если он не будет использовать фиксированную идею. Он к ней просто очень привык.

"Что может случиться, если ты освободишься от ___?"

8. Откуда ты знаешь ¤

Фиксированная идея считается не требующей доказательств и используется без полного обдумывания. Мы можем высвободить ее, если обнаружим, какую систему личность использует для установления "истинности" идеи, на чем основана эта система и так далее. Личность вполне может обнаружить, что идея подтверждается только чем-то очень сомнительным, которое никогда не рассматривалось.

"Откуда ты знаешь, что ___?"

9. Особенности восприятия ¤

Узнайте особенности восприятий темы идеи. Может быть, она ощущается, и если да, то где и как. Может быть, личность это видит или слышит, может это тоненький голос? Связь идеи с реальными восприятиями часто извлекает её из царства абстрактных обобщений.

"Как это ощущается, звучит, выглядит?"

10. Безопасное пространство ¤

Фиксированная идея создает видимость, что личность обеспечила себе пространство, защищенное от внешних возмущений. Личность делает вид, что в рамках безопасной зоны всё находится в неизменном согласии с фиксированной идеей. Скорее всего это только видимость, так что её нужно исследовать. Наличие фиксированных идей на самом деле не обеспечивает никакой безопасности.

"Может быть, ___ обеспечивает безопасное пространство?"

11. Не существует ¤

Фиксированные идеи пытаются устранять из жизни нежелательные беспорядки. Фиксированная идея делает вид, что всё упорядочено, предсказуемо и что непредсказуемых возмущений нет. Нам, конечно, нужно выяснить, что именно устраняется как несуществующее. Потому что когда мы реально встретимся с этим и проясним его, фиксированная идея уже не будет особо нужна.

"Может, ___ делает что-то несуществующим?"

12. Равновесие ¤

Жизнь веселее всего, когда есть наилучшее равновесие предсказуемого и непредсказуемого. Не было бы радостного волнения от управления всем миром. У идей обычно есть противоположные идеи, у действий есть противодействия, и так далее. Личность может отрезвиться, когда поймет, что было бы, если бы фиксированная идея была абсолютно верной и ничего противоположного не существовало.

"Что случилось бы, если бы существовало только ___?"

"Что, если не существовало бы противоположного?"

13. Примеры ¤

Если узнать и получить примеры применения фиксированной идеи, она может лучше заземлиться в реальности и её можно будет исследовать. Если вы можете поощрить человека дать контр-примеры, еще лучше, фиксированная идея уже высвобождается.

"Ты можешь дать мне пример ___?"

"Дай мне пример, когда ___—неправда."

14. Происхождение ¤

Если мы сможем исследовать, откуда происходит идея, как человек принял такое решение, или не принимал такого решения, и тому подобное, это поможет раскрепостить идею. Идея сильнее всего как обособленное утверждение общего характера. Если становится ясно, что личность так решила в определенный момент, то она может с таким же успехом отменить это решение.

"Когда ты решил, что ___?"

"Откуда взялось, что ___?"

"Кто говорит, что ___?"

"Кто считает, что ___?"

15. Кто использует идею ¤

Исследование идеи с разных позиций восприятия раскрепощает ее. Когда человек замечает, что другие используют эту идею, ему становится яснее, что он ИСПОЛЬЗУЕТ ее. Еще очень полезно рассмотреть случаи, когда идея использовалась против этого человека.

"Кто еще использует ___?"

"Кто, как ты заметил, использовал ___?"

16. Предпосылки ¤

Исследуйте, что подразумевается или предполагается. Идея не просто обособленно существует. Чтобы она была правдой, другие вещи тоже должны быть правдой. Проследите ход логики в обоих направлениях, чтобы найти предпосылки. Возможно, личность совсем не думала раньше о родственных идеях, и сможет посмотреть на них более гибко.

"Что должно быть правдой, чтобы ___ было правдой?"

"Что должно быть правдой, если ___ правда?"

17. Преувеличение ¤

Преувеличивайте идею, пока она не станет абсурдной. Обобщите её еще больше, чем это делает клиент. Распространите её за границы, в которых клиент её использовал. Специально найдите её красочные примеры. Это побудит клиента понять, что идея не абсолютна и не универсально применима.

"Это так каждый раз, всегда, для всех, в любых обстоятельствах?"

18. Произойдет и не произойдет ¤

Исследуйте границы и последствия идеи. Извлеките её из царства просто идей и исследуйте, что может реально произойти, если она истинна или используется, что если она ложна или не используется. Что может не произойти, если её использовать, что если не использовать. Всё это проясняет, что всегда есть выбор, есть плюсы и минусы. Что может "не произойти" можно еще выразить как что человек может "упустить". Мы говорим о положительных событиях, которые смогут или не смогут произойти. Просто называть в соответствии с фиксированной идеей хорошие и плохие вещи—ни к чему не приводит.

"Что может произойти, если ___ ___?"

"Что может произойти, если ___ не ___?"

"Что может не произойти, если ___ ___?"

"Что может не произойти, если ___ не ___?"

19. Намерение ¤

Найдите положительное намерение в основе идеи. Преобразовывайте её из фиксированной идеи в гибкий принцип. Найдите другие формы осуществления намерения.

"Какое исходное намерение лежит в основе?"

20. Ценность и важность ¤

Исследуются "ценность" и "важность" идеи. Это делается для того, чтобы разъяснить, что ценность и важность—отвлеченные понятия и не абсолютны. Как можно надеяться, личность сможет сравнить идею с другими идеями, увидеть, как она связана с ситуацией, вместо того чтобы придавать ей фиксированную ценность.

"В чем ценность ___?"

"В чем важность ___?"

Перед вами разнообразные способы разбираться со значением чего-то. Это может быть очень полезно делать со всем, с чем у человека проблемы, или с тем что нежелательно. Потому что если он не знает, что это значит, то как же он сможет это разрешить или достичь этого? Забавно, что когда человек проясняет значение чего-то, оно перестает быть таким, как он считал раньше.

1. Что это значит? ¤

Может быть мощной техникой просто прояснять значение чего-то. Это лучше всего делать с дружественной, непредвзятой настойчивостью, чтобы получать реальности, а не абстрактные идеи. Реальности можно воспринимать какими-то чувствами. У них есть особенности восприятия. Они конкретные и точные, а не общие и туманные. Идея здесь в том, чтобы построить связь личности с теми реальностями, к которым она проявляет интерес. Когда личность установила связь с реальностями, они редко представляют собой какие-то проблемы. Проблема—это когда слова и символы мешают личности и она еще не поняла, что слова и символы не реальны.

"Что это для тебя значит?"

"Какое у тебя определение ___?"

"К какому опыту относится ___?"

"Что ты воспринимаешь насчет ___?"

2. Результат ¤

Прояснение желательного результата—само по себе блестящий процесс. Часто больше ничего и не нужно. Или по крайней мере гораздо легче предпринять действия, когда известен желательный результат. Вот критерии, из которых состоит полный результат:

1. Он должен быть сформулирован положительно. Просто избавление от чего-то не подходит как результат. Чего ценного для себя он желает вместо этого? Это должно быть что-то конкретное и желательное.

2. Должен быть какой-то конкретный воспринимаемый признак достижения результата. Должна быть возможность проверить, есть ли у человека результат или нет. И это должна быть не просто идея, а конкретное воспринимаемое доказательство. Откуда человек будет знать, что результат достигнут?

3. Должны быть определлены обстоятельства. Когда результат желателен, где и с кем? Чтобы превратить желаемый результат в реальность, нам нужны подробности, где и как он воплотится в жизнь.

4. Результат должен быть во власти самого человека. Надежда на то, что кто-то другой просто начнет вести себя по-другому, не подходит как результат. Результатом должно быть что-то, что делает и поддерживает сам человек. Оно не должно зависеть от везения или действий кого-то другого.

5. Результат должен вписываться в экологию жизни человека. Он должен соответствовать всему остальному, что человек делает или хочет делать. Как получение результата отразится на его жизни? Может ли быть какая-то польза от того, что он не будет достигнут? Есть ли какие-то положительные или отрицательные побочные результаты?

3. Процедура творческого определения значения ¤

Вот шаги, которые можно использовать, чтобы разобраться с определениями или ассоциациями слова или понятия. Идея в том, что слово не просто определяется другими словами. Его значение—это те ассоциации, которые конкретная личность с ним связывает. Эти шаги можно использовать для слова, на котором клиент особенно зациклился. Еще их можно использовать для общих слов, с которыми полезно разобраться, например "любовь", "будущее", "смерть", "старение", "успех", "неудача", и так далее.

1. "Что слово ___ означает или подразумевает?"

2. "Назови мне несколько вещей, к которым слово ___ не относится"

3. "Назови мне несколько вещей, для понимания которых можно использовать слово ___."

4. "Назови мне несколько вещей, для описания которых нельзя использовать слово ___"

5. "С чем связано слово ___?"

6. "С чем не связано слово ___?"

7. "На что похоже слово ___?"

8. "От чего отличается слово ___?" (Выясните, чем отличается)

9. "Может быть, что-то повлияло на твое понимание слова ___?"

10. "Может быть, нужны какие-то убеждения, чтобы придать смысл слову ___?"

11. "Приведи мне пример неправильного понимания слова ___"

12. "Как именно ты мог бы передать твое понимание слова ___ другому человеку?"

13. "Каким слово ___ кажется тебе сейчас?"

Если нужно, добавьте:

14. "Что правильно в твоем понимании слова ___?"

15. "Как твое определение слова ___ помогает тебе быть свободным?"

16. "Как твое определение слова ___ помогает тебе достигать успеха в жизни?"

4. Искажения и пропуски ¤

Высказывания людей часто немного искажены и пропускают часть информации. Язык—это все-таки символическое упрощение. Можно получить ценную информацию, выяснив, что именно было пропущено или искажено. Это говорит нам о том, как действует ум этого человека. В речи, которую использует человек, мы наблюдаем "поверхностную структуру". Но замечая, что искажено или пропущено, и пытаясь это восстановить, можно получить представление о "глубокой структуре". Вот самые распространенные искажения и пропуски, и примеры того как с ними разбираться.

1. Простой пробел: Упущены подробности. Не включена движущая сила или предмет деятельности.

К: “Я злюсь”

Ф: “Из-за чего ты злишься?”, “На кого ты злишься?”

2. Обобщенные ссылки: Обобщены люди, вещи и события. Не говорится, что это конкретно.

К: “Это неважно”

Ф: “А что именно неважно?”

3. Пробелы в сравнении: Делается видимое сравнение без указания того, с чем что-то сравнивается.

К: “Лучше уйти”

Ф: “Лучше уйти, чем что?”

4. Потеря исполнителя: Пропущен авторитет, источник или исполнитель. Оценки и суждения без источника.

К: “Хорошо быть вежливым”

Ф: “По чьим словам это хорошо?”, “Для кого это хорошо?”

5. Указание на необходимость: То, что человек должен/не должен, обязан / не обязан делать, что необходимо, что нужно делать. Пропущены последствия, точные причины и следствия.

К: “Я должен о ней заботиться”

Ф: “Что произойдет, если ты будешь о ней заботиться?”

“Что произойдет, если ты не будешь о ней заботиться?”

“Что не произойдет, если ты будешь о ней заботиться?”

“Что не произойдет, если ты не будешь о ней заботиться?”

6. Указание на возможность: То, что человек может/не может, мог бы/не мог бы, сможет/не сможет сделать. Это возможно или невозможно. Не включено причинение.

К: “Я не могу стать лучше”

Ф: “Что тебе мешает?”

7. Причина и следствие. Говорится, что будто бы один человек является причиной состояния другого человека, без подробностей того, как он это делает, и как будто сам человек не может ничего с этим поделать. Не включено собственное причинение.

К: “Она меня огорчила”

Ф: “Как именно она тебя огорчила?”

    “Что бы случилось, если бы ты не огорчился?”

    “Бывает ли, что ты не огорчаешься в такой ситуации?”

8. Указание на всеобщность: Что-то обобщается как происходящее всё время или как никогда не происходящее. Такие слова, как все, всё, всегда, всё время, никогда, никто, каждый, ни один, только. Подробности и исключения пропущены. Нет примеров обратного.

К: “Меня никто никогда не слушает”

Ф: “Тебя НИКОГДА никто не слушал?”

    “Ты можешь вспомнить случай, когда кто-то тебя слушал?”

    “Что бы случилось, если бы кто-то стал тебя слушать?”

9. Неуточненный глагол: Общий глагол, который не описывает, что на самом деле происходит. Доверять, любить, нравиться, поддерживать, помогать. Пропущены конкретные происходящие или желательные действия.

К: “Она меня не любит”

Ф: “А какие её действия говорят тебе об этом?”

    “Как именно она тебя не любит?”

10. Чтение мыслей: Заявление о знании внутреннего состояния сознания кого-то другого, или ожидание от кого-то другого знания собственного состояния. Это скорее всего искаженная догадка, или по крайней мере пропущены подробности, каким образом это известно.

К: “Она не заботится обо мне”

Ф: “Откуда ты это знаешь?”

    “Какие именно её действия сказали тебе об этом?”

11. Превращение глаголов в существительные (номинализация): Слова, описывающие процессы (глаголы), преобразованы в вещи (существительные). Человек думает о чем-то как о застывшей вещи, тогда как на самом деле это происходящее сейчас действие.

К: “Мне не хватает уверенности”

Ф: “А в чем ты должен быть более уверен?”

5. Ложная информация ¤

Ложная информация—это информация, на основе которой действует человек, но которая неверна, обманчива или неприменима. Это хороший повод иметь неприятности в какой угодно области. В особенности нужно искать ложную информацию, если у человека вроде бы есть все требующиеся умения и знания, но он почему-то не может делать то, что нужно, в определенной области. Первым делом нужно выделить область, в которой скорее всего есть ложь:

"Что ты слышал о ___?"

"На основе какой информации ты действуешь?"

"Может быть, в ___ есть что-то бессмысленное?"

"Может быть, в ___ есть то, чего ты не понимаешь?"

"Может, в ___ есть что-то бесполезное?"

"Какие основные принципы в ___?"

"Какая информация не вписывается в общую картину?"

"Может, есть какие-то причины не делать ___?"

Затем нам нужно выловить конкретную ложную информацию в этой области:

"Может быть, какие-то из этих сведений неправильны?"

"Какую ложную информацию ты получил?"

"Может быть, кто-то дал тебе информацию по этой теме?"

Когда вы получили то, что возможно является ложной информацией, проверьте это:

"Кто так сказал?"

"Когда это было, где был ты, где были они?"

"Какие были конкретные обстоятельства, что ты видел, слышал, чувствовал?"

"Как эта информация соотносится с тем, что ты знаешь еще?"

"Относится ли эта информация к тебе?"

"В какой ситуации эта информация может подойти, если такие ситуации вообще есть?"

"Есть ли лучшая альтернатива?"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться