"Вспомни еще один случай, когда ты ___"
"Вспомни как можно более ранний случай, когда ты ___"
Используйте окончания из списка, например:
Быть
Делать
Иметь
был счастлив
строил что-то
получил подарок
был преуспевающим
заботился о ком-то
у тебя был друг
был любимым
достигал чего-то
у тебя были деньги
был любящим
играл
видел что-то приятное
был уверенным
выигрывал
имел больше, чем нужно
был продуктивным
совершенствовался
у тебя было много времени
Еще это можно делать с разных позиций восприятия. Например, осчастливил кого-то, заметил кого-то счастливого, услышал о ком-то счастливом и так далее.
3. Повторное переживание конкретных положительных моментов ¤
Используйте список тем, как в положительном вспоминании. Но здесь глубже входите в каждый случай. Не просто кратко его вспоминайте, а входите во все подробности, восприятия и последовательность событий. Переживите случай с разных позиций восприятия, извлеките из него уроки, и так далее. Вот еще несколько тем:
- приятная неожиданность
- узнал что-то новое
- раскрыл тайну
- хорошо узнал кого-то
- сделал правильный выбор
- выиграл что-то—создал что-то
4. Хорошие части ¤
Пусть человек перечислит то, что хорошо и правильно в его жизни. Этим вы поощряете его признать, что ЕСТЬ много прекрасного, и более положительно смотреть на жизнь. Вы можете брать вопросы по очереди от 1 до 10, и пройти по списку столько раз, сколько нужно, чтобы заметить всё то хорошее, что есть.
"Назови мне то, что ___ в твоей жизни."
1) известно
2) уравновешено
3) в порядке
4) на своем месте
5) гармонично
6) полезно
7) происходит вовремя
8) предсказуемо
9) понятно
10) "Назови мне то, что хорошо в этой комнате."
5. Повторное переживание общих положительных моментов ¤
Спросите о любых особенно приятных или положительных случаях в жизни человека. Например, поворотные моменты, когда дела изменились к лучшему. Очень внимательно исследуйте этот случай с помощью повторного переживания. Пройдите через последовательность событий, с разных точек зрения, извлеките все уроки, и так далее.
"Что было положительным поворотным моментом в твоей жизни?"
"Расскажи мне по-настоящему положительный случай, который у тебя был."
"Какой случай был особенно радостным в твоей жизни?"
6. Будущая жизнь ¤
Пусть клиент подробно опишет, какой он хотел бы, чтобы была его жизнь через конкретные промежутки времени в будущем. Идея здесь в том, чтобы клиент установил положительное будущее и был больше уверен в нем. Узнайте много подробностей, сделайте все, чтобы это было реалистичным. "Где ты будешь жить, что ты будешь делать, что ты будешь знать, и так далее."
"Какой бы ты хотел бы, чтобы была твоя жизнь завтра?"
"Какой бы ты хотел бы, чтобы была твоя жизнь через неделю?"
".. 1 месяц?"
".. 1 год?"
".. 5 лет?"
".. 10 лет?"
7. Общее положительное вспоминание ¤
Пусть клиент назовет то, что ему нравится делать или что ему приносит радость. И тогда пусть он вспомнит случаи, когда это было. Обращайте внимание на все восприятия, которые всплывают в каждой ситуации. Идея здесь в том, чтобы поощрить клиента понять, что у него есть богатые запасы воспоминаний благополучия. Эта техника более прямо обращается к личным положительным моментам, чем заготовленный список.
"Что тебе нравится делать?"
"Вспомни случай, когда ты ___"
"Вспомни еще один случай, когда ты ___"
"Вспомни как можно более ранний случай, когда ты ___"
"Что тебе приносит радость?"
"Вспомни случай, когда ты ___"
"Вспомни еще один случай, когда ты ___"
"Вспомни как можно более ранний случай, когда ты ___"
8. Происшествие из прошлой жизни ¤
Если личность еще не переживала воспоминания прошлых жизней и заинтересована в этом, проведите её через какие-то легкие вещи из прошлых жизней.
1) Проинструктируйте клиента принимать то, что он получат и по мере необходимости использовать воображение.
2) "Есть ли человек, которого ты знаешь, и насчет которого ты чувствуешь, что знал его раньше?"
3) "Закрой глаза"
4) "Найди случай, когда ты знал ___ в прошлой жизни"
5) Помогите клиенту получить что-то с помощью наведения ближе к цели, советов и так далее.
6) Разверните то, что клиент получает, в целое происшествие.
7) Спросите, какой урок можно извлечь из этого происшествия.
8) Верните его в настоящее.
9) Заземлите его.
Общий замысел этого модуля—раскрепостить всю тему общения. Получить изобилие способов общения, тех, с кем можно общаться, тем, на которые можно общаться. И не иметь отрицательных реакций на общение.
1. Говори о чем угодно
Побудите клиента говорить о чем угодно, и тем самым доведите до него идею, что он может это свободно делать. Пусть он обнаружит, о чем ему нравится говорить.
"О чем тебе нравится говорить?"
"Расскажи мне о ___"
"Чем ты интересуешься?"
"Расскажи мне о ___"
"О чем ты часто говоришь?"
"Что ты говоришь о ___?"
2. Методы общения
Исследуйте способы, которыми можно общаться. Тем самым расширьте взгляды клиента на то, сколько есть способов общения. Пусть клиент поймет, что всё—это общение. Ему нужно научиться находить сотни способов. Звонки, письма, поднятые брови, молчание, телепатия, картинки, музыка, спутники, воспоминания, факсы, плач, смех, и так далее. Пусть он продолжает, пока не осознает, что есть бесконечное количество способов.
"Как можно общаться?"
"Назови мне какие-то способы общения"
"Какие ты знаешь способы общения?"
"Скажи, какие ты наблюдал методы общения"
3. Отправители и получатели
Исследуйте разнообразных отправителей и получателей общения. Типы людей, которые общаются. Пусть клиент опять же осознает, что все общаются, и расширит свои взгляды на мир общения. Клиент должен научиться продолжать дальше, перечисляя всё больше и больше тех, кто общается. Полицейские, политики, мамы, коты, дикторы, фотомодели, пожилые люди, молодые люди, муравьи, привидения, боги, герои мультфильмов, и так далее.
"Кто общается?"
"Назови мне кого-то, кто общается"
"Какие есть источники общения?"
"Какие есть получатели общения?"
4. Модель общения
Пусть клиент построит работоспособную модель процесса общения, Лучше, если он нарисует её на бумаге или покажет с помощью небольших предметов на столе. В ней должны быть хотя бы отправитель, получатель, сообщение и канал передачи.
5. Составные части общения
Пройдитесь по разнообразным частям общения и добудьте мысли и реакции клиента по каждой из них. Используйте любые поощряющие вопросы, например: "Подумай о ___", "Расскажи мне о ___", и так далее. Если нужно, подробнее обсудите модель общения.
Говорить
Слушать
Думать
Обращать внимание
Отправлять
Получать
Задумывать идеи
Передавать сообщения
6. Направления общения
Пройдитесь по мыслям и реакциям, связанным с присутствием или отсутствием нескольких направленных потоков общения. Сначала позвольте клиенту понять, что имеется в виду и как это действует. Затем углубитесь в любые мысли клиента по данному виду общения. Например, его может беспокоить, что другие говорят о нем, или ему может быть трудно начинать общение с кем-то. Суть здесь в том, чтобы понять, что существуют все эти разнообразные направления, и заметить, какие из них текут, а какие нет. Если нужно, нарисуйте эту таблицу и обсудите, что относится к каждой клеточке. Позвольте клиенту обнаружить множество возможностей.
К:
ОТ:
Себе
Другому
Другим
Себя
Мысли или еще какое-то общение с собой. Рефлексивный (возвратный) поток.
Сообщение конкретному другому. Исток.
Сообщение другим людям вообще. Исток.
Другого
Сообщение от конкретного другого. Приток.
Общение конкретного другого человека самого с собой. Рефлексивный (возвратный) поток. Например, кто-то думает о клиенте.
Кто-то другой, посылающий сообщения другим людям. Перекрестный поток.
Других
Сообщения от других вообще к человеку. Приток.
Получение другим человеком сообщений от других. Перекрестный поток.
Общение других людей вообще между собой. Рефлексивный (возвратный) поток. Например, когда "люди" говорят.
7. Места
Пусть клиент найдет много мест, где можно общаться. Идея в том, чтобы вывести его за пределы чувства, что таких мест не хватает. По сути можно общаться где угодно. Узнавайте всё больше мест, пока клиент не сможет продолжать бесконечно и поймет это.
"Где можно общаться?"
"Откуда можно посылать сообщения?"
"Где можно получать сообщения?"
8. Говорить или не говорить
Исследуйте, о чем говорится, в противоположность тому, о чем не говорится. Есть и общение, и отсутствие общение. Пусть клиент откроется к той идее, что можно при желании изменить и то, и другое.
"О чем тебе говорят другие?"
"О чем тебе не говорят другие?"
"О чем бы ты хотел, чтобы тебе говорили другие?"
"О чем ты говоришь другим?"
"О чем ты не говоришь другим?"
"О чем бы ты хотел говорить другим?"
"О чем люди говорят друг с другом?"
"О чем люди не говорят друг с другом?"
"О чем люди должны говорить друг с другом?"
еще
"Когда ты говоришь?"
"Когда ты не говоришь?"
или
"Откуда ты знаешь, когда говорить?"
"Откуда ты знаешь, когда не говорить?"
9. Типы доставки сообщений
Проведите диалог о разных способах доставки сообщений, то есть разных отношениях и стилях. Нам нужно выяснить, что человек чувствует, когда другие применяют эти способы, когда он сам их применяет, и когда другие применяют их друг к другу. Мы разыскиваем все, что застряло или фиксировано, и все, на что есть реакции. Например, наш клиент может сказать, что ему не нравится в других высокомерие. Тогда мы прежде всего выясняем, что он имеет в виду. Не принимайте просто обобщение или номинализацию, нам нужно получить какие-то восприятия. Так, что он видит, слышит, чувствует, и называет это высокомерием. Где, когда и как. Затем выясните, как он на это реагирует. Например, чувствует ли он себя злым, грустным, маленьким и так далее. Что бы вы ни нашли, проработайте это соответствующей техникой. В любом случае улучшите понимание того, как действует этот способ. Но в широком смысле, мы хотели бы, чтобы личность стала более гибкой по отношению к этому способу, получила больше свободы выбора, и утратила фиксированные, слепые манеры поведения по отношению к этому способу.
Вы можете использовать список способов общения, например такой:
- напористый, молчаливый, восторженный, лицемерный, таинственный, высокомерный
"Что ты чувствуешь по отношению к (напористым) людям?"
"Что ты думаешь о (напористых) людях?"
"Откуда ты знаешь, что они (напористые), что ты замечаешь?"
"Как ты реагируешь?"
"Ты бываешь иногда (напористым)?"
"Когда, где, что?"
"Как ты делаешь себя (напористым)?"
"Откуда ты знаешь, что пора быть (напористым)?"
10. Типы реакций на сообщения
Исследуйте разные способы реагирования на сообщения, разные отношения к приходящим сообщениям. Мы в основном стараемся найти нежелательные фиксированные, автоматические реакции. Но мы к тому же можем выяснить, как действуют желательные реакции, чтобы чаще их использовать. Обязательно исследуйте разные позиции восприятия; сам реагируешь, другой реагирует на тебя, другие реагируют друг на друга. Хотелось бы обязательно исследовать, почему люди реагируют именно так. Может быть, что-то включает эти реакции? Как они так реагируют, что они на самом деле делают, чтобы сформировать такую реакцию? Что они думают, чувствуют, говорят себе, вспоминают, и так далее? В частности ищите все, что нужно повторно пережить, расфиксировать, объединить, и так далее. По крайней мере проведите переосмысление.
Вот образец списка реакций:
- отказ, с восторгом, игнорировать, апатия, шок, заинтересованно, скука, болезненно, удивленно, неверие, обиженно, униженно, страх
"На какие сообщения ты реагируешь со (страхом)?"
"Что тогда происходит?"
"Что ты делаешь? Что ты видишь? Что ты себе говоришь?"
11. Общение в разных сферах
Исследуйте общение в самых разных сферах жизни. Цель этого—заметить, что общение происходит на разнообразных уровнях и в разных масштабах. Так что обсудите примеры общения в каждой сфере, того что человек замечал или что может вообразить. Как оно устроено, что сообщается?
"Представь себе (придумай, вспомни) какое-то общение отдельного человека"
"Представь себе какое-то межличностное общение"
"Представь себе какое-то групповое общение"
"Представь себе какое-то планетарное общение"
"Представь себе какое-то общение между разными видами жизни"
"Представь себе какое-то телепатическое общение"
"Представь себе какое-то духовное общение"
"Представь себе какое-то внетелесное общение"
"Представь себе какое-то общение с планетой"
"Представь себе какое-то межпланетное общение"
"Представь себе какое-то галактическое общение"
"Представь себе какое-то вселенское общение"
"Представь себе какое-то общение со всем-что-есть"
12. Неудобство в общении с людьми
Это одна из ключевых техник по общению. Мы спрашиваем о людях или о типах людей, с которыми клиенту неудобно или нежелательно общаться. А затем мы работаем над развитием готовности и способности общаться. Наша мишень—любое застрявшее или фиксированное отсутствие общения с людьми. Мы ищем людей, общению с которыми клиент сопротивляется, людей, которых он старается избегать. А затем мы просим его делать именно то, чего он старается не делать. Не во внешней жизни, а просто как упражнения в воображении. Мы просим нашего клиента говорить что-то человеку, с которым ему неприятно разговаривать. На первых порах подойдет очень общее общение, но желательно, чтобы клиент к тому же научился выдавать очень конкретные разговорные фразы, и даже говорить их как будто бы тому человеку. Вы можете подробнее развить эту тему, если сочтете необходимым. Вы, например, можете поставить стул рядом с нашим клиентом, попросить его вообразить того человека на стуле, и прямо говорить что-то этому человеку. Еще вы можете играть роль человека, которому он не может смело посмотреть в лицо, и помогать ему постепенно это сделать. Обязательно проработайте все соответствующие позиции восприятия, людей, которых ему неловко слушать, говорить им что-то, или просто наблюдать. Прорабатывайте каждый полученный тип людей, пока общение с ним не раскрепостится. Продолжайте узнавать то, что можно сообщить и что нет, пока общение не станет свободным, и только тогда спрашивайте о следующем человеке.
|