Флемминг Фанч "Общие модули процессинга"

Проблема часто является "решением" чего-то другого, которое хуже, но о котором клиент забыл. Вопросы об этом прежде всего изменят точку зрения. Это другой взгляд на проблему, что она возможно является решением, так что проблема немного переосмыслится в направлении большей причины. Но мы к тому же можем действительно обнаружить, решением чего была проблема, внести ресурсы по-другому и сделать "решение" ненужным.

"Решением чего является ___?"

35. Почему это проблема ¤

Люди считают само собой разумеющимся, что определенные ситуации—это "проблемы". Мы не будем слишком доверчивыми, давайте выясним, ПОЧЕМУ это проблема. Из-за чего это проблема, что человек считает в этом проблематичным, какие самые важные элементы проблемы. Это скорее всего выявит какие-то фиксированные идеи, или по крайней мере какие-то подробности восприятия.

"Почему ___ проблема?"

36. Две стороны ¤

Можно определить проблему как две равных по величине противостоящих силы, останавливающие друг друга. В связи с этим мы можем исследовать, что это за две силы. Люди обычно сосредотачиваются на части находящейся между силами, называя её "проблемой". Рассмотрение участвующих сил и осознание возможности выбора может дать больше свободы.

"Что является одной стороной проблемы?"

"Что является другой стороной проблемы?"

37. Неизвестно ¤

Если бы всё в ситуации было известно, можно было бы просто выбрать, что предпочитаешь, и проблемы бы не стало. Так что давайте выясним, что неизвестно.

"Что неизвестно насчет ___?"

38. Вообрази, что есть ¤

Воображая проблемы, можно восстановить контроль над автоматическим их созданием.

"Вообрази, что у тебя есть проблемы с ___."

"Вообрази, что у тебя нет проблем с ___."

39. Рассмотри часть ¤

С помощью разделения проблемы на части и их рассмотрения, в ней увеличивается свобода выбора.

"Какую часть ___ ты можешь рассмотреть?"

"Какую часть ___ должен рассмотреть кто-то другой?"

"Какую часть ___ могут рассмотреть другие?"

"Какую часть ___ ты должен заставить себя рассмотреть?"

40. Думать насчет ¤

Проблемы состоят в способе мышления насчет ситуации. Это может стать более очевидным, если выделить роль мышления в проблеме.

"Что ты думаешь насчет твоей проблемы с ___?"

"Что другие думают насчет твоей проблемы с ___?"

41. Кажется ¤

Часто можно смягчить проблему, если просто снова и снова просить человека рассмотреть проблему и сказать, какой она кажется. Клиент может заметить, что она меняется.

"Какой ___ тебе кажется сейчас?"

"Как тебе теперь ___?"

Проблемы с конкретным человеком или группой

42. Где находится ¤

Когда можешь отличить себя от проблемы, становится легче что-то сделать в связи с этим. Проблемы являются проблемами отчасти потому, что они невидимы и не рассматриваются отдельно от себя.

"Где находится ___?"

"Где ты?"

43. Кто причина ¤

Проблемы ничего не причиняют сами по себе, это всего лишь умственные конструкции. Но мы часто говорим о них как о причине. Выявляя это, можно прояснить, кто же на самом деле является причиной.

"Какую проблему ___ у тебя вызвал?"

"Какую проблему ты вызвал у ___?"

"Какую проблему ___ вызвал у других?"

"Какую проблему ты вызвал у себя из-за ___?"

44. В чем проблема ¤

Два человека, между которыми есть проблема, наверное совсем по-разному её воспринимают. Можно раскрыть это, рассматривая проблему с обеих сторон и замечая, что это на самом деле две разные проблемы.

"В чем у ___ проблема с тобой?"

"В чем у тебя проблема с ___?"

45. Посмотреть в лицо ¤

Проблемы появляются из-за того, что человек не решается посмотреть в лицо тому, что на самом деле происходит. Проблемы—это механизмы избегания реальной ситуации.

"Чему ты можешь посмотреть в лицо насчет ___?"

"Чему тебе не хотелось бы смотреть в лицо насчет ___?"

46. Ответственность за другого ¤

Проблемы—это еще механизм ухода от ответственности за происходящее. Находя то, за что она может взять ответственность, личность движется в направлении решения проблемы.

"В чем ты ответственен за ___?"

"В чем ___ ответственен за тебя?"

Обычно огорчения прорабатываются по отдельности, когда они всплывают. Если клиент приходит и он огорчен, вам нужно заняться этим, над каким бы модулем мы ни работали. Но иногда клиент может быть особенно склонен часто огорчаться, или у него есть очень крупное устойчивое огорчение. Этот модуль подытоживает несколько вещей, которые можно сделать в связи с этим. Выберите те из них, которые подходят к ситуации.

1. Должен был знать ¤

Огорчение очень часто происходит, когда другой человек действует не так, как ожидалось, или не так, как "должен" был действовать. По сути дела у огорченного человека была какая-то умственная карта того, что ожидалось, и другой человек "должен" был знать об этом, но не знал, или по крайней мере пренебрег этим. Если называть это тем, что другой человек "должен был знать", то можно избежать обвинения другого за то, что он "плохой", и сосредоточиться на различии в субъективных реальностях. В зависимости от ситуации вы можете использовать этот прием для любой позиции восприятия.

"Что я должен был знать?"

"Что ___ должен был знать?"

"Что ты должен был знать?"

"Что должно было быть известно?"

2. Четыре волшебных вопроса ¤

Огорчения обычно связаны с тем, что было сделано или с тем, чего кто-то не сделал. Если распознать это и конкретно уточнить, что именно было или не было сделано, и кем, то огорчение часто высвобождается. Еще человеку полезно заметить, что это произошло одновременно с разных точек зрения. Наверное, одновременно что-то было сделано и что-то другое не было сделано. Наверное, и клиент и другой человек играли роль в действии или бездействии. Если клиент так не считает, направьте его к пониманию того, что в проблеме есть несколько сторон.

1. "Что ___ сделал не так?"

2. "Чего ___ не сделал?"

3. "В том что касается ___, что ты сделал не так?"

4. "В том что касается ___, чего ты не сделал?"

3. Разгрузка ¤

Для облегчения огорчений можно использовать любые ключи разгрузки.

"Может, что-то было ..."

неправильно понято

подавлено

осуждено

опровергнуто

уменьшено до минимума

ограничено

проигнорировано

защищено

"Может, ..."

чему-то помешали

в чем-то было отказано

 

4. Нарушенные ожидания ¤

Огорчение—это в основном проявление разрыва или нарушения чего-то. Проявляться оно может самыми разными способами. Но по сути дела сначала кто-то считает, что есть какая-то связь или соглашение. А затем что-то происходит, так или иначе опровергающее это убеждение. Разрывается связь с представлениями человека. Он думал, что экономически обеспечен, но получает письмо из налоговой инспекции, и всё рушится. Это нарушенная обеспеченность. Общее во всех этих явлениях то, что человек ожидает чего-то, а его не оказывается. Если установить, какое именно ожидание было нарушено, то огорчение часто проясняется. Это уже не что-то общее, неизвестно откуда взявшееся, а определенный случай. Вот примерный список часто встречающихся ожиданий и способов ожидания, которые могут быть нарушены (разбиты, расстроены, не сбыться):

доверие

дружба

любовь

интерес

общение

предсказание

верность

братство

преданность

секретность

понимание

добрая воля

соглашение

обещания

надежность

реальность

ответственность

осознание

контроль

безопасность

мораль

законность

планирование

ожидание

надежды

мечты

желания

поддержка

согласованность

информация

свобода

права

разумность

скромность

тайна

Они расположены без особого порядка. Вы можете по очереди спрашивать о каждом ключе из списка, или вы можете использовать список как источник идей, о чем спрашивать, и сначала спрашивать о самых вероятных вещах. Вам иногда нужно объяснить некоторые из них, если клиенту неясно, как это может быть "нарушено". Идея "нарушения" как бы абстрактна, но в этом-то всё и дело. Люди огорчаются из-за того, что не удовлетворяются их абстрактные идеи. Когда обнаружены подробности, огорчение часто испаряется. "Нарушено" относится к тому, что "должно" было быть здесь, но его не было. Мы нацеливаемся на нереальные ожидания личности, а не на неправильность действий кого-то другого.

"По отношению к ___ было ли нарушено какое-то (доверие)?"

"Может быть, ты ожидал (доверие), но его не было?"

"Было ли нарушено какое-то (доверие)?"

Ищите ключ, на который человек одобрительно отреагирует. Нам нужно заметное изменение после того, как предложен ключ. Мы ищем ответ типа: "Да! ДА! Именно это произошло", а не "Ну... может быть... наверное... как скажешь". Ключ должен оказаться ПРАВИЛЬНЫМ для человека, возвращая ему больше жизненной энергии.

Узнайте подробности по каждому ключу, на который человек реагирует. Точно узнайте, как, когда, и кто. Не соглашайтесь ни с каким приписыванием вины, просто узнайте, что именно произошло, и как наш клиент среагировал на это. Узнайте, между кем и кем воспринималось соглашение. Было ли оно сделано явно, или просто предполагалось. В любом случае, когда, где и как.

"Расскажи мне об этом"

"Какое (доверие) было нарушено?"

"Когда это было?"

"Что именно произошло?"

"Чего ты ожидал?"

"Когда ты стал этого ожидать?"

5. Прошлые ситуации ¤

Поищите в прошлом ситуации, которые похожи на теперешнюю ситуацию. Проследите до источника любые существующие шаблоны поведения, заметьте, были ли в предыдущих ситуациях установлены какие-то шаблоны и тому подобное. Может быть, личность чему-то не научилась в предыдущих ситуациях, и урок повторяется. Используйте для прояснения этого техники повторного переживания.

6. Потерянное будущее ¤

Займитесь отрицательным прогнозом будущего, основанным на том, что произошло. То есть если человек думает, что "все потеряно", или "теперь всё уже бесполезно". Если есть какие-то конкретные будущие отрицательные происшествия, вы можете прояснить их с помощью повторного переживания. Если была потеряна часть личность, вы можете использовать возвращение утраченных частей.

Личность, возможно, разными способами потеряла свои способности или отказалась от них. Этот модуль занимается несколькими из этих способов. Идея здесь в том, чтобы личность вернула себе те способности, от которых отказалась.

1. Изменения в жизни ¤

Чтобы найти способности, от которых личность отказалась, начните с очевидных перемен в его жизни, когда он вступал во взаимоотношения с другими людьми или принимал на себя новую ответственность. Например:

- когда он родился

- когда он пошел в школу

- когда у него появился близкий друг

- когда он пошел в спортивную секцию

- когда у нее появился молодой человек, или у него появилась подруга

- когда он получил работу

- когда она вышла замуж, или он женился

- когда у него родились дети

- когда ему дали подарок

- когда он получил наследство

Пусть клиент рассмотрит все подобные случаи и определит, от каких возможности, свободы или способности он отказался. Займитесь этим как частью личности. Используйте возвращение утраченных частей, чтобы вернуть ее.

Обратите особое внимание на ситуации, в которых клиент отдал свои способности другой личности, с которой у него были взаимоотношения. Клиенту может потребоваться уговорить часть вернуться, и возможно уговорить другого отдать ее. Это может быть прочно закрепленная ситуация или крупная проблема в жизни, и вполне может потребоваться хорошо поработать, чтобы её высвободить. Но когда часть возвратится, это скорее всего глубоко повлияет на их взаимоотношения, и наш клиент снова станет целостным.

В связи с потерянными способностями часто обнаруживаются фиксированные идеи. Вероятно, у личности есть идея, что она ДОЛЖНА так поступать, что она не может иметь всего, что хочет.

Еще вероятно, что есть травматические последствия, которые личность ожидает получить, если не откажется от своих способностей. Ее не будут любить, кто-то ужасно умрет, и так далее. Это может быть задачей для повторного переживания.

Еще этим вполне можно заняться как расколом на противоположности. Например, часто у супружеской пары есть противоположности в некоторых ключевых областях. Один человек занимается тем, что другой игнорирует, и наоборот. Ни один из них не целостен сам по себе, а рассчитывает на другого, чтобы тот делал то, чего первый не может. Но на самом деле они оба могут делать все. Возможно, они просто разделили свои способности на отдельные части, применимые в разных ситуациях.

2. Потери ¤

Еще один способ отказаться от способностей—это дать им уйти с кем-то или чем-то, что уходит. Когда личность что-то теряет, может исчезнуть и её собственная часть. Личность ничего не потеряла бы, если бы уже не отдала эту часть раньше этому человеку или вещи. Но часто личность ничего не замечает, пока не потеряет эту часть. Например, она частично отдала свои способности своему мужу, когда вышла замуж, но заметила это только когда почувствовала боль его смерти через 40 лет. На самом деле уход другого человека может быть только потерей себя. Другие люди не утрачиваются.

Пусть клиент найдет моменты потерь в своей жизни, и исследует, какие части себя он потерял. Это может проявляться как чувство, способность или какой-то другой ресурс, который был у клиента и исчез после потери. Вот некоторые из возможных ситуаций:

- выход из утробы матери

- конец грудного кормления матерью

- поломки любимых игрушек

- отъезд друга

- приезд домой с каникул (отпуска)

- расставание со школой

- отъезд из дома

- разрыв отношений

- увольнение

- чья-то смерть

- развод

- вынужденный переезд

- ограбления

По каждой активной области выясните, какая именно часть клиента ушла. Используйте возвращение утраченных частей, чтобы найти и вернуть ее.

Вполне может потребоваться использовать повторное переживание для прояснения травматических происшествий, прежде чем станет возможным работать с ушедшими частями.

3. Возможные потери ¤

Один из способов выяснить, где личность отказалась от своих способностей—это посмотреть, насчет потери чего у нее может быть проблема. Если мысль о потере кого-то или чего-то вызывает сильные эмоции, то личность явно отдала часть своих способностей этому человеку или вещи.

Пройдитесь по всем людям и имуществу, при мысли о потере которых клиент сильно эмоционально реагирует. Не просто что ему не хотелось бы их терять. Мы ищем те примеры, когда личность не хочет даже рассматривать это. "О боже, я не смогу этого вынести". Именно эти примеры мы и проработаем.

Наверное, здесь лучше всего начать с повторного переживания будущих происшествий. Пусть клиент переживет происшествия потери. Одно это может прояснить дело.

Если страх потери не проясняется с легкостью как будущее происшествие, то нам наверное нужно заняться им как частью, которая была отдана человеку или вещи. Можно найти момент в прошлом, когда эта часть была отдана. В любом случае индивиду нужно её вернуть. Для этого можно использовать технику возвращения утраченных частей.

Возможная потеря человека—это скорее всего комплекс разных типов явлений, и для её проработки иногда нужно хорошо поработать. Может пригодиться расфиксирование и много других техник. Работа с возможной потерей часто выносит на поверхность набор разных связанных с ней проблем.

4. Опровержения ¤

Пройдитесь по разным способам, которыми другие люди могли унизить личность, и она из-за этого согласилась иметь меньше способностей. Ведь на самом деле никто не может уничтожить ничьих чужих способностей. Но человеку вполне может казаться, что его способности забрал другой. Мы согласимся с такой точкой зрения лишь для того, чтобы получить возможность её изменить. Но затем нам желательно поощрить человека вернуть себе свои способности и понять, что они всегда находятся в его руках. Никто на самом деле не может их отнять.

Тебе кто-то говорил, что у тебя нет права жить?

Тебе кто-то вредил?

Тебя кто-то подавлял?

Кто-то лишал тебя жизни?

Тебя кто-то заставлял не жить?

Тебя кто-то унижал?

Тебе кто-то говорил, что тебя здесь не должно быть?

Тебе кто-то говорил, что ты лишний?

Тебе кто-то говорил, что тебе нельзя уходить?

Тобой кто-то управлял?

Тебя кто-то ловил в ловушку?

Кто-то ограничивал твою свободу перемещения?

Кто-то заставлял тебя играть в игру?

Кто-то заставлял тебя следовать правилам?

Кто-то хитростью добивался от тебя согласия?

Кто-то навязывал тебе произвольные ограничения?

Кто-то тебя осуждал?

Кто-то заставлял тебя делать то, что тебе не нравилось?

Кто-то за тебя что-то решал?

Кто-то отнимал у тебя свободу выбора?

Кто-то мешал тебе делать то, что ты хочешь?

Кто-то лишал тебя твоих удовольствий?

Какая-то группа проклинала тебя?

Кто-то другой устанавливал правила?

Ты отдавал свое пространство?

Ты отдавал свое время?

Ты отдавал свою жизнь?

Ты отдавал свою энергию?

Ты отказывался от своих границ?

Ты отказывался от своей защиты?

Ты отказывался от своего спасения?

Ты отказывался от своего прошлого?

Ты отказывался от своего будущего?

Ты отказывался от своего настоящего?

Ты отказывался от своей свободной воли?

Ты отказывался от своих удовольствий?

Ты принимал ложные выводы?

Ты давал другим людям решать за тебя?

Ты позволял, чтобы твоим усилиям помешали?

Ты позволял, чтобы твои связи разорвали?

Ты позволял, чтобы твое общение сдерживали?

Ты позволял, чтобы твой выбор поменяли?

Ты принимал вышестоящую власть?

Ты принимал правила, которых не хотел?

Ты принимал поражение?

("отдал" более причиняющее, чем "позволил", более чем "отказался", более чем "принял")

Работу с фиксированными идеями, "расфиксирование", можно разделить на три четко отличающихся шага:

1: Обнаружьте фиксированные идеи. Естественно, сначала нужно их находить. По очереди одну за другой.

2. Отделите идею. Личности нужно немного отдалиться от того, что мы нашли.

3. Высвободите идею. Мы исследуем, оспариваем и расширяем идею, пока она не перестанет быть фиксированной.

Шаг первый: Обнаружьте фиксированные идеи

Обнаружение фиксированных идей—это и охота, и искусство, а совсем не механическая процедура. Вам нужно быть очень гибким и уметь издалека чуять фиксированные идеи. У нас есть список возможных способов добраться до области с фиксированными идеями, но когда вы получите эту область, вам нужно самому разнюхать остальное. Главный способ выслеживать сами фиксированные идеи—это оспаривать любую логику, которую вам дает клиент, требовать объяснений и спрашивать, на чем это основано. Это проводится в дружественной и шутливой манере, но очень прямо и любознательно. Не тратьте время, выслушивая рассказы или реакции, ищите части застывшей логики. Вот некоторые полезные для этого вопросы:

"Почему?"

"Как это так?"

"Ты можешь это объяснить?"

"На каком принципе это основано?"

Вам желательно оспаривать или исследовать те идеи, в которых клиент больше всего уверен, а не те области, где он знает о своих проблемах и реакциях. Вы можете натолкнуться на что-то еще кроме фиксированных идей, но это нужно прорабатывать другими техниками. Просто сознавайте, что предмет обнаружения здесь совершенно особый.

Вот некоторые общие вопросы, которые можно использовать для вылавливания фиксированных идей:

1. "Ты в чем-то считаешь других неправыми?"

2. "У тебя есть способы превосходства над другими?"

3. "У тебя есть идеи, которые улучшают твою жизнь?"

4. "У тебя есть способы обеспечивать свою правоту?"

5. "Как ты избегаешь того, чтобы кто-то другой оказался лучше?"

6. "Какие идеи ты используешь как истину?"

7. "Какая идея постоянна в твоей жизни?"

8. "Какой твой принцип действий в жизни?"

9. "Какие логические правила ты используешь в отношениях с другими людьми?"

10. "Какой у тебя принцип оценки чего-то?"

11. "Во что тебе не нравится вовлекаться? Почему?"

12. "Что тебе не нравится? Почему?"

13. "Что для тебя оказалось очень интересным (в процессинге)? Почему?"

14. "Какой уровень активности для тебя приемлем? Почему?"

15. "Что тебя беспокоит насчет других? Почему?"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться