"Теперь расслабься"
6. Идеальное тело ¤
Пусть клиент очень подробно вообразит, каким он хочет, чтобы было его тело. Оставайтесь в разумных рамках того, что возможно достичь, не "стать на 30 сантиметров выше" или что-то в этом роде. Пусть он реально увидит как можно более ясно и живо, как он будет выглядеть, пусть почувствует то, что он будет чувствовать, пусть он услышит то, что он будет себе говорить, и что будут говорить другие. Пусть он посмотрит, какой была бы его жизнь, если бы у него было такое тело.
"Каким ты хочешь, чтобы было твое тело?"
Сосредоточивайтесь на разных областях тела. Замечайте, как ощущается эта часть тела. Описывайте это. Замечайте самое выделяющееся ощущение в этой области. Затем суживайте область и повторяйте то же самое. Например, левая нога, потом большой палец левой ноги. Проделайте это со многими областями.
7. Здравствуй ¤
Пусть человек поздоровается с каждой частью своего тела. Пусть он говорит "Здравствуй" или что-то еще, что кажется ему подходящим. Идея здесь в том, чтобы обратиться к каждой части тела, как будто мы можем завязать с ней разговор. Замечайте, какие происходят реакции. Если часть тела просто ощущается немного иначе, это прекрасно. Смысл здесь в том, чтобы с помощью формального приветствия вынести наружу идею общения, и заметить, что произойдет. Повторяйте приветствие для каждой части, пока это интересно. Делайте всё необходимое с тем, что всплывает. Но мы просим только о том, чтобы клиент просто поздоровался с намерением открыть общение. Приветствие обычно говорится вслух, но может делаться и про себя внутри.
"Скажи "Здравствуй" своему (животу)"
8. Проверка тела ¤
Используйте мускульное тестирование, чтобы проверить каждую часть тела, включая внутренние органы. Со слабыми выясните, что происходит, начните общение, восстановите общение, увеличьте свободу выбора, и так далее. Используйте повторное переживание, шести-шаговое переосмысление, или что-то еще. Повторяйте проверку после каждого выполненного действия. Проводите дополнительные действия с той же областью, пока она не станет тестироваться как "сильная".
При проверке, если это внешняя часть тела, вы можете ставить на нее палец. Если внутренняя, вы можете сориентировать человека, где она находится, и пусть он просто обратит на нее внимание. Всё же может быть полезно прикасаться к телу снаружи в этом месте.
Проверьте по крайней мере такие области:
пальцы, кисти, запястья, локти, предплечья, плечи, верх спины, низ спины, пальцы ног, ступни, лодыжки, икры, голень, колени, ляжки, бедра, половые органы, ягодицы, живот, грудь, шея, челюсти, рот, нос, глаза, уши, голова, мозг, голосовые связки, сердце, печень, почки, кишечник.
В зависимости от ваших с клиентом анатомических знаний, вы можете дойти до любых подробностей. В частности стоит проверить железы тела. А если вы знаете, какие органы могут относиться к каким проблемам, проверка даст вам подсказку, о чем спрашивать. Например, сердце относится к тому, насколько хорошо человек принимает других. Слабость в сердце может, например, указывать на накопленную ненависть.
Вы скорее всего нейдете травматические происшествия, связанные со слабыми областями, особенно с конечностями. Там могли быть мелкие или значительные повреждения. Так что если вы нашли такую область, попросите клиента удерживать на ней внимание, и дать появиться связанному с ней происшествию.
В зависимости от того, сколько вы знаете о физиологии тела, вы можете подробнее заниматься каждой частью. Например, проверить, есть ли блоки на уровне тканей, костей, лимфы, нервов, на клеточном уровне, генетическом уровне, и так далее.
9. Общение с телом ¤
Поработайте над тем, чтобы клиент как следует установил общение с каждой основной частью тела, проведя с ней какой-то диалог. Попросите клиента сказать части "здравствуй", получить от нее ответ, спросить у нее, зачем она нужна, в каком она состоянии, и тому подобное. В идеальном случае часть тела отвечает словами. Если нет, работайте с простыми ответами "да / нет", либо замечая изменения в состоянии области, либо назначая, например, сигналы пальцами.
"Здравствуй"
"Для чего ты предназначено?"
"В каком ты состоянии?"
"Может быть, тебе что-то от меня нужно?"
"Ты можешь сообщать мне о твоем состоянии?"
10. Организация тела à
Если у клиента высокий уровень общения с телом, поработайте с ним, организуя процессы и сущности в теле, чтобы оно действовало наилучшим образом. Клиенту может потребоваться наладить механизмы, которые занимаются поступающими внутрь частицами, которые регулируют разные системы желез, и так далее. Мы не говорим здесь о чем-то очень сложном и медицинском. Идея в том, чтобы улучшить контакт с общей организацией, управляющей телом, поработать консультантом, исправить что-то, немного перестроить что-то, устранить любые ошибки, и так далее. Нам не хотелось бы вмешиваться в естественные циклы, которые уже работают, но немного взаимодействия может быть очень полезно. Бывает нужно лучше скоординировать разные потоки, и тому подобное.
Систематически воображайте и изменяйте всё что угодно. Делайте что-то странное и необычное с разнообразными вещами в мире человека.
1. Разблокирование ¤
Используйте любые ключи разблокирования, чтобы высвободить тему творческих способностей:
"Что касается творческих способностей, было ли что-то ..."
прекращено
ускорено
отклонено в другую сторону
направлено не туда, куда нужно
навязано
заторможено
изменено
заморожено
объяснено
провалено
неправильно использовано
отвергнуто
"Что касается творческих способностей, может быть ..."
к чему-то прикрепили ярлык
в чем-то было отказано
2. Вспоминание ¤
Вспомните много примеров создания.
"Что ты создал?"
"Ты можешь вспомнить, как создал что-то?"
"Ты можешь вспомнить, как что-то было создано?"
3. Говорить слова D
Попросите клиента говорить слова, какие бы случайные слова ни всплывали в его уме. Идея здесь в том, чтобы выйти за рамки цензуры ума. Обычно после нескольких слов люди начинают стесняться или изобретают "безопасную" систему выполнения упражнения. Нам нужно выйти за пределы этого, чтобы клиент мог говорить все, что приходит ему на ум, без предварительного анализа и оценивания. У клиента может быть механизм оценивания, "прилично" ли это говорить, произведут ли его слова плохое впечатление о нем, или что-то вроде этого. Если нужно, обсудите это явление, и используйте любую технику для прояснения. Мы стремимся к тому, чтобы клиент сразу же выдавал слова без предварительного обдумывания. Его скорость дает вам подсказку, делает ли он это. И слова не должны быть никак логически связаны. Мы не рассказываем повесть и не проходим методично по комнате, слова должны быть как можно случайнее. Может быть нежелательно слишком подталкивать клиента к этому в первый раз, но вы можете время от времени возвращаться к этому упражнению.
"Скажи слово"
4. Рассказ из слов D
Это разновидность упражнения, в котором просто говорятся слова. Здесь клиент и фасилитатор по очереди каждый говорят по слову. И здесь нужно, чтобы слова образовывали предложения, так чтобы мы писали вместе небольшой рассказ. Но всё же слова должны говориться без обдумывания. Каждый человек добавляет только одно слово, подходящее по смыслу. Никаких сценариев заранее, просто выдавать одно слово. Для клиента это упражнение может быть легче, чем одному говорить слова, потому что здесь фасилитатор тоже участвует в упражнении. Задача фасилитатора в том, чтобы напрягать фантазию клиента. Делайте рассказ чуть более забавным или рискованным, чем удобно клиенту, и ускоряйте его. Конечно же, фасилитатор должен уже свободно владеть этим упражнением.
5. Пространственные объекты D
Тренируйте человека создавать объекты из пустого пространства и исследовать их. Нам нужны какие-то интересные предметы с как можно большим количеством восприятий, и они должны стать реальными. Фасилитатору лучше всего играть вместе с клиентом, подавать пример, и поощрять клиента делать это вместе. Например, ведите себя как будто у вас в руках чашка чая с ложечкой. Выпейте из нее, потом передайте её клиенту и пусть он её исследует. У чашки есть вес, температура, ощущение поверхности, и так далее. Как она выглядит, как она звучит. Пусть клиент опишет подробности. Важнее всего кинестетика, пусть он почувствует чашку как реальную, действительно ощущая её вес. Его нужно перевести от общей идеи делания этого, к настоящим действиям с предметом в реальности. Важно особое внимание к подробностям.
6. Память чувств D
Пусть человек вспомнит прошлое событие с многочисленными подробностями восприятия. Например, спросите его о случае, когда он хорошо себя чувствовал. Затем узнайте все особенности восприятия и пусть он реально воспримет их вокруг, как будто он там. Какие звуки впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Сделайте это трехмерным. Здесь важнее всего звуки и ощущения. Пусть он почувствует свою одежду, температуру и так далее. Пусть он найдет объект и исследует его поверхность, температуру, вес, запах, вкус. Суть в том, чтобы уметь вспоминать что-то с жизненным правдоподобием.
7. Стратегия творчества ¤
Выясните стратегии того, как человек творит. Что он видит, слышит, ощущает, где когда, в каких обстоятельствах, и так далее. Узнайте, как творчество устроено. Усильте стратегию.
8. Брать пример ¤
Пусть клиент представит себе какого-то известного ему человека с творческими способностями. Знакомого или знаменитость, не важно кого, просто кого-то хорошо ему известного. Выясните, что этот человек делает, как он думает, чувствует, в каком порядке он делает дела, и так далее. Затем проверьте эту стратегию, побудив клиента делать то же самое и смотреть, что получается. По теории если вы следуете той же стратегии, вы можете делать то же самое.
9. Категории слов D
Поиграйте с человеком в игру "категории слов". Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно быть в той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. Например, "яблоко" относится к категории фруктов. Следующий участник может сказать первое слово "апельсин" и второе "зеленый". Он может объяснить это тем, что апельсин тоже фрукт. Следующий участник должен найти что-то в одной категории с "зеленым", и еще сказать второе слово. Мы здесь не занимаемся свободными ассоциациями, слова должны логически быть в одной категории. "Зеленый" и "лес" не находятся в одной категории на одном логическом уровне, это свободная ассоциация. "Зеленый" и "оранжевый" могут быть в одной категории как названия цветов. Это упражнение тренирует способность распознавать и менять логические уровни, а также быстро думать.
10. Творчество ¤
При каждом удобном случае проводите переосмысление, что цель жизни—творчество и всё является творчеством. Это может быть трудновато планировать. Но во время выполнения модуля используйте это как ориентир. Если клиент приходит с проблемой, покажите ему, что она состоит из творческих действий. Если что-то не совсем получается, покажите как творческие способности могут это исправить.
11. Скучное ¤
Найдите то, что клиент считает скучным или неизменным в своей жизни. Проработайте это. В частности переосмыслите это, чтобы показать, что в "скучном" есть процесс изменения или открытия нового. Вы можете сделать это, например, рассматривая "скучное" с разных точек зрения. Доберитесь до исходного намерения, покажите как "скучное" на самом деле поддерживает то, чего хочет клиент. Найдите способы сделать это более творческим.
12. Источник ¤
Пусть человек установит связь со своим источником творчества. Большинство людей, если их немного подтолкнуть, выдают довольно постоянное место или образ, откуда приходят творческие импульсы. Например, это может быть большой яркий шар или энергия вверху в небе. Или бурлящий океан внизу. Или ощущение, расширяющееся внутри тела. Это наверняка что-то, а не просто абстрактная идея. Войдите в контакт с ним, что бы это ни было. Пообщайтесь с ним, пусть человек прояснит любые огорчения или блоки. Выясните, что нужно или желательно. Установите систему, с помощью которой можно будет всегда при необходимости использовать этот источник.
13. Переключение сценария ¤
Пусть человек вообразит какую-то модель творчества. Либо самого себя, каким он хочет быть, или какой-то вдохновляющий образец. Используйте переключение сценария или любой другой пороговый процесс, чтобы установить направление к творческим состояниям. В тех ситуациях, когда человек раньше чувствовал себя невоодушевленным, ему нужно двигаться к своим творческим, ресурсным состояниям.
14. Творческие механизмы ¤
Смонтируйте любые необходимые творческие механизмы, чтобы привносить элементы творчества, когда ситуация кажется застрявшей. Можно использовать переключение сценария, чтобы построить их. И вообразите их использование в будущем. Вы можете сначала разработать теоретически, что было бы эффективно для личности в смысле творчества. Затем очень тщательно вообразите составные части. Потренируйте любые требуемые действия. Установите связь между разными элементами или сущностями. Смонтируйте какие-то системы, которые будут выполнять эту работу.
15. Объединение противоположностей ¤
Скорее всего у нашего клиента есть творческая и не-творческая стороны. Выясните, как это у него устроено. Займитесь ими как противоположностями. Выясните, когда активна творческая сторона, и что она умеет делать. Выясните, когда присутствует не-творческая сторона, и что другое она умеет делать. Установите между ними общение и увеличьте объединенность.
16. Пакет целей ¤
Проработайте такой четырехсторонний пакет:
Создавать—Не быть создаваемым
Не создавать—Быть создаваемым
Тщательно исследуйте самые разнообразные аспекты и позиции восприятия. Как это—быть создаваемым, не быть создаваемым, не создавать и так далее. Это выводит нас из фиксированной сосредоточенности на "Создавать"—только одной из частей головоломки.
17. Создавать или не создавать ¤
Исследуйте границы и последствия создания и не создания.
"Что может произойти, если ты что-то создашь?"
"Что может произойти, если ты что-то не создашь?"
"Что может не произойти, если ты что-то создашь?"
"Что может не произойти, если ты что-то не создашь?"
18. Правильное создание ¤
Расфиксируйте любую застрявшую правоту насчет творчества или того, чтобы быть творческим.
"Что правильно в том, чтобы создавать?"
"Что правильно в том, чтобы не создавать?"
"Что правильно в том, чтобы быть создаваемым?"
"Что правильно в том, чтобы не быть создаваемым?"
"Какой правильный способ создавать?"
"Какой правильный способ не создавать?"
19. Что находится в уме D
Пусть клиент записывает все, что проходит через его ум. Просто всё пишет и пишет часами, не нуждаясь ни в какой логической связи. Просто быть честным. Это может быть домашним заданием. Ему не обязательно это никому показывать, пусть он просто запустит поток и осознает, что есть у него в уме.
Преобразующий процессинг поощряет изменения. Мы налаживаем вещи так, чтобы они постоянно изменялись к лучшему. Можно работать над этим, занимаясь какими-то проблемными или просто интересными областями, и создавать больше изменения в этих областях. Или можно чуть более прямо заняться темой изменения. Именно это мы и делаем с помощью этого модуля. Мы берем само изменение как тему и работаем над раскрепощением его тормозов.
Вселенная по своей природе непрерывно движется. Изменение—естественное состояние. На самом деле не нужно ничего делать, чтобы получить изменение. Нужно специально сопротивляться или останавливать изменение, чтобы оно не происходило. Поэтому нам не нужно учить людей никаким причудливым новым стратегиям создания изменений. Нам просто нужно, чтобы они поняли, что они могут перестать сопротивляться изменениям. И тогда, возможно, направить деятельность в самом желательном для себя направлении.
1. Как ты изменился ¤
Пусть клиент вспомнит примеры успешных изменений в прошлом. Неважно, было ли это "хорошее" или "плохое" изменение, в любом случае он успешно изменился.
"Как ты изменялся в прошлом?"
или
"Вспомни какие-то случаи, когда ты изменялся в прошлом"
2. Прошлые изменения ¤
Вспомните какие-то прошлые изменения с разных позиций восприятия.
"Вспомни случай, когда кто-то или что-то тебя изменило"
"Вспомни случай, когда ты кого-то изменил"
"Вспомни случай, когда кто-то другой изменился"
"Вспомни случай, когда ты себя изменил"
3. Крупные изменения в жизни ¤
Найдите несколько крупных изменений, происшедших в жизни человека. Если это изменение воспринимается отрицательно, проясните его. Повторно переживите происшествие, или верните назад утраченные части, или объедините противоположности. Если это было положительное изменение, выделите его особенности и укрепите их.
"Были ли в твоей жизни крупные изменения"
4. Замешательство ¤
Если беспорядка слишком много, это может заглушить готовность позволять вещам двигаться. Найдите несколько замешательств в жизни человека. Поработайте над каждым, проясняя его, выясните, что происходит, что вызывает замешательство, почему это сбивает с толку, и так далее. Замешательства сбивают с толку скорее всего потому, что личность придерживается чего-то фиксированного. Так что выясните, что именно фиксировано в каждом из этих замешательств.
"Что тебя сбивало с толку в прошлом?"
"Что тебя сбивает с толку теперь?"
"Что сбивает с толку насчет будущего?"
5. Движение ¤
Займитесь всем, что личность воспринимает как движущееся. Особенно то движение, которое непонятно, нежелательно, или излишнее. Поработайте над принятием движения как естественного явления и отсутствием движения как менее желательного.
"Что движется в твоей жизни?"
"Что не движется в твоей жизни?"
6. Одновременность ¤
Найдите примеры того, что происходит одновременно. Удаляйтесь от той идеи, что дела должны происходить аккуратно по порядку, одно за другим. Увеличьте терпимость и желательность того, чтобы больше дел происходило одновременно.
"Скажи, какие вещи происходят одновременно в твоей жизни"
"Скажи, какие вещи ты можешь делать одновременно"
7. Что может произойти ¤
Пусть клиент вообразит, что может произойти, если он изменится. Воображение того, что произойдет что-то новое, может само по себе открыть путь к изменениям, так как они станут более реальными для клиента. Или вы можете обнаружить, что клиент воображает, что если он изменится, произойдет что-то ужасное и нежелательное. Здесь может пригодиться повторное переживание будущего.
"Что может произойти, если ты изменишься?"
8. Предварительные требования ¤
Выясните, должно ли что-то произойти, прежде чем личность сможет измениться. Если уточнить требования, то конечно их станет легче удовлетворить. Или станет очевидно, насколько они смешные.
"Что должно произойти, чтобы ты смог измениться?"
9. Правота ¤
Поищите фиксированные идеи, которые делают правильным не изменяться. Расфиксируйте их. Если нужно, повторно переживите происшествия.
"Как (эта идея) может сделать тебя правым в том, чтобы не изменяться?"
"Как (эта идея) может сделать других неправыми, кода ты не изменяешься?"
10. Что-то новое ¤
Пусть личность выяснит что-то новое насчет того, что нужно изменить. Потренируйте её осознавать что-то новое при ответе на вопрос.
"Я сейчас задам тебе вопрос, и я хотел бы, чтобы ты его рассматривал, пока не выяснишь чего-то нового насчет себя. Хорошо?"
"Что нужно изменить?"
("Ты увидел что-то новое?", "Что ты делаешь, когда я задаю вопрос?", "Разреши мне повторить вопрос")
11. Желание знать ¤
Быть открытым к изменениям тесно связано с поиском новых возможностей.
"Какой вопрос может помочь тебе выяснить то, что ты хочешь знать?"
(Затем задайте его, если это нужно)
12. Изменять мнение ¤
Главное, что можно изменить—это собственный ум. Потренируйтесь изменять мнения. Особенно представления клиента о себе, но подойдет что угодно. Может быть, стоит начать с присутствующих физических объектов, так как они наверное не заряжены эмоционально для клиента.
"Ты видишь этот (стол) вон там?"
"Измени свое мнение насчет него"
"Что ты изменил?"
"Представь себе что-то насчет себя"
"Измени свое мнение об этом"
"Расскажи мне об этом"
13. Защищать ¤
Защищать—это почти что противоположность изменения. В основном в том смысле, что когда кто-то пытается удерживать в неизменном состоянии что-то по природе меняющееся. Например, когда кто-то старается не стареть или пытается не узнавать ничего нового. Углубляйтесь во все, что обнаруживаете. Почему он не хочет, чтобы это изменялось. Есть ли возможное событие, которого он боится. Если нужно, проработайте это будущее происшествие.
"Что ты стараешься защитить?"
"Что не должно изменяться?"
"Что прекрасно именно так, как оно есть?"
14. Желание изменить ¤
Исследуйте желательное изменение или отсутствие изменений с разных позиций восприятия.
"Что другой хочет изменить в тебе?"
"Что другой хочет, чтобы не изменялось в тебе?"
"Что ты хочешь изменить в другом?"
"Что ты хочешь, чтобы не изменялось в другом?"
"Что другие хотят изменить в других?"
"Что другие хотят, чтобы не изменялось в других?"
"Что ты хочешь изменить в себе?"
"Что ты хочешь, чтобы не изменялось в тебе?"
15. Принятие ¤
Неготовность принимать вещи как есть и навязчивая потребность изменять вещи перед принятием—противодействуют изменениям. Это нетерпимость к тому, чтобы давать вещам непрерывно двигаться.
"Что ты можешь принять, не изменяя его?"
"Что должно измениться, прежде чем ты сможешь его принять?"
16. Позволять изменяться ¤
Для того, чтобы увеличить готовность допускать изменения.
"Что не должно меняться?"
"Чему ты можешь позволить измениться?"
17. Что изменилось ¤
Пусть клиент назовет какие-то меняющиеся вещи, а затем найдет в них что-то неизменное. Дайте ему представление о том, что в ходе изменений есть постоянство.
"Что изменилось?" (или "Вспомни изменение")
"Что тогда в нем изменилось?"
"Что тогда в нем не изменилось?"
18. Изменения в жизни ¤
Пусть клиент рассмотрит, что он хотел бы, не хотел бы изменить, чему он позволил бы или не позволил бы измениться в его жизни. Пусть он выделит области, в которых он сопротивляется изменениям.
"Чему ты можешь позволить измениться в своей жизни?"
"Что должно оставаться неизменным в твоей жизни?"
"Что бы ты хотел изменить в своей жизни?"
19. Неудавшееся изменение ¤
Неудавшееся изменение в прошлом—это повод сопротивляться изменениям в настоящем или будущем.
"Вспомни случай, когда другому не удалось изменить что-то в тебе"
"Вспомни случай, когда другому удалось изменить что-то в тебе"
"Вспомни случай, когда тебе не удалось что-то изменить"
|