1. Наркотизация и алкоголизация общества.
Выше уже было отмечено, что по сути своей, в настоящее время идёт гражданская война между армией психически больных наркоманов и остальной часть общества. В настоящее время количество наркозависимых личностей (алкоголиков и наркоманов) катастрофически увеличивается. В России потребляют наркотики 3,5-4 процента граждан (около 2-3 миллионов человек) , из них каждый четвёртый несовершеннолетний. Приблизительно восемьдесят процентов населения, являются алкоголиками (сильно и умеренно систематически потребляющими алкоголь), причём среди них 90 процентов мужчин и 10 процентов женщин. Так например, в Татарстане около ста тысяч наркоманов. В Архангельской области каждый четвёртый в возрасте от 13-30 лет являются наркоманами.
Алкоголизация общества уже нанесла большой урон нашей экономики благодаря неадекватной, патопсихологической, социальной активности личностей, находящихся во властных структурах (например, первый президент России сильно страдал хроническим алкоголизмом, имела и имеет место относительно большой процент алкоголизации Государственной Думы, чиновников правительств различных уровней и т.п. ) Автору данной работы приходилось консультировать и заниматься реабилитацией некоторых высокопоставленных чиновников. Мы здесь, очевидно имеем ввиду не деградированных в запое алкоголиков, но лиц, которые благодаря систематическому потреблению алкоголя (пива, водки, шампанского) уже страдают перепадами настроения и беспокойствами и поэтому систематически (еженедельно или ежемесячно) подбадривают себя. Уже это формирует в них такие деструктивные установки как: установка к пассивным способам защиты при встрече с трудностями, установка к неприятию на себя ответственности за совершаемые поступки, установка к предпочтению эгоцентрических мотиваций альтруистическим, установка к малой опосредованности деятельности, установка довольствоваться временным и не вполне адекватным потребности результатам деятельности. Это наносит большой вред государству и поэтому является одной из важных проблем его безопасности.
В то же время, необходимо отметить, что с одной стороны, бюджетные средства, отпускаемые на разрешение этой проблемы уменьшаются и имеет место малая эффективность лечения наркозависимости, а с другой наблюдается плохая работа правоохранительных органов, системы безопасности и армии (по некоторым сведениям, как не обидно это сознавать, наркотрафиком занимаются некоторые лица из этих же структур). Таким образом, единственным эффективным методом являются методы профилактики наркомании, да и те «замазолили» глаза молодёжи своей чисто поверхностной пропагандой и устрашением настолько, что в некоторых случаях, наоборот сформировали интерес к наркотикам. Точка зрения о том, что необходимо снять у молодёжи любопытство к наркотикам и, поэтому, всё о них рассказывать, является ошибочной и опасной. Мы пришли к выводу, что необходимы иные подходы - методы скрытой профилактики наркомании.
Рекомендации
1. Внедрить во всех учебных учреждениях программу психологической безопасности учащихся, в основе которой должна лежать скрытая профилактика наркомании и алкоголизма, направленная на формирование у учащихся и молодёжи жизнеутверждающего психологического состояния и способности не быть зависимыми от всякого рода деструктивных манипуляций, обмана, влияний со стороны окружающего мира в т.ч. наркобизнеса (Программа разработана нами в рамках Татарстанского регионального отделения Российской Академии Образования и представлена ниже).
2. Ввести институт советников по вопросам психологической безопасности государства, который, в силу избежания коррупции, был бы подотчётным только президенту России или президентам и губернаторам Российских регионов.
3. В рамках социальной рекламы внедрить в СМИ скрытую антинаркотическую рекламу.
4. На базе многочисленных и бездействующих пионерских лагерей России открывать сети лечебно-трудовых лагерей и реабилитационных центров для наркоманов и алкоголиков.
2. Социальная шизофренизация.
В настоящее время в обществе, обострились признаки социальной шизофрении (шизофренизации общественного сознания). Её характеристики аналогичны классической шизофрении, описываемой в патопсихологии:
1. Непоследовательность развития. Нелогичность в принятии решений. Хаос в некоторых его областях. Отсутствие чётко выполняемой программы. Отсутствие направленности общественного сознания и его ориентиров. Средства массовой информации, будучи прямой проекцией общества, также шизофренизируют. Телезрительский или читательский глаз, особенно незрелый, не может сориентироваться в этой вакханалии ненужной и нужной правды, идиотизма и интеллектуальности, любви и порнографии, истинного искусства и суррогатов бездарных, но богатых теледеятелей и т.д. В психологии известно, что долгое отсутствие направленности сознания и установок ведёт к быстрой деградации личности. Эту аналогию можно перенести и на общество.
2.Двойственность. Неспособность принимать ответственные и эффективные решения, вызванная раздвоением между новым и старым, консервативным и прогрессивным, рыночным и коммунистическим. Общество «мучается застряв между этими двумя мирами». До сих пор мы не определились с выбором. Поэтому мы «желаем как можно лучшего, а получается как всегда».
Умом мы «рванули» в рынок, а сердцем остались в прошлом. В этой двойственности лежит глубинная причина беспокойств общества и главного тормоза его развития - бюрократии.
3. Аутизм. Большинство граждан России стали пленниками своих собственных мирков (« Cо своим телевизором, со своей колбасой», «Моя хата с краю -ничего не знаю»). Социальная апатия, безразличие и неспособность к субъект-субъектному чувственному диалогу, достигли опасной черты. Благодаря чуждой и болезненной для нашего сознания рыночно-прагматичной психологии, мы стали бездушными средствами друг друга. СМИ, сами того не замечая, благодаря систематическому показу «чернухи» воспитывают в нас толстокожесть и апатию к чужому горю.Это опасная тенденция.
Рекомендации :
1. Настало время когда из уст президента должна чётко прозвучать концепция не только социально-экономического, но и социально-психологического развития. По сути своей необходимо восполнить дефицит идеологической работы, которая, к сожалению, сейчас практически не ведётся. (В США практически весь кинематограф и телевидение подчинены национальной идеологии, патриотизму и высокой гражданской самооценке. И во многом это не связано лишь с успехами в экономике ).
2. Провести такое преобразование СМИ, в результате которого, с одной стороны они не потеряли своей потребительской ценности, а с другой, формировали единую для всех жизнеутверждающую направленность общественного сознания. В частности несмотря на объективность информационных телевизионных программ , в целом они должны носить оптимистическую направленность («Чтобы не погибнуть той смертью, которую придумаем себе сами!»). Развлекательные программы и фильмы должны основываться на «доморощенной» постмодернистской концепции новой и позитивной реальности, которая будет внедряться с телеэкрана в реальную жизнь (Где фильмы после которых хочется подражать их героям, изменять и строить жизнь к лучшему? )
3. Учитывая трудности реализации вышеприведённого пункта, вызванные сильной конкуренцией кино и видеопродуктов иностранного производства, необходимо, с одной стороны ограничить прокат низкопробных и дешёвых фильмов и передач деструктивной направленности, а с другой, проводить конкурсы и выделять значительные средства на создание лучших отечественных образцов телевидения и кинематографа. (К сожалению, неуклюжие попытки некоторых известных кинорежиссёров возродить дух нации с помощью своих фильмов пока безуспешны в силу недопонимания ими настроения общества. Именно поэтому нужно проводить конференции, конкурсы сценариев и т.п. )
3. Виртуализация общества.
Шизофренизации общества (в частности аутизму) способствует его виртуализация. Наши исследования показали, что около 66% респондентов отдают предпочтение в виртуальным и искусственным мирам (наркотической и электронной виртуальности). Иными словами, значительную часть времени наше общество проводит за экранами своих телевизоров. Благодаря телевидению общество постепенно превращается не в созидателей, а наблюдателей себя.
Компьютеры в большинстве случаев используются чисто потребительски в примитивных целях и задачах. Так например, доля использования Интернета для научных исследований на 31% ниже, чем в развлекательных. Благодаря систематическому погружению людей в алко и наркотические и электронные виртуальные миры воспитываются такие деструктивные установки личности как установка к воображаемому удовлетворению потребности, установка к быстрому удовлетворению потребности при малых затратах усилий, установка к пассивным способам защиты при встрече с трудностями, установка к неприятию на себя ответственности за совершаемые поступки, установка к предпочтению эгоцентрических мотиваций альтруистическим, установка к малой опосредованности деятельности, установка довольствоваться временным и не вполне адекватным потребности результатам деятельности. Это опасная тенденция, ведущая к росту многочисленной армии бездельников и филистёров. Кроме того, нами выявлена корреляция между наркотизацией и виртуализацией общества.
Рекомендации:
1. В рамках школьного курса основ ОБЖ (основы безопасности жизни) представлять учащимся психологию деструктивного влияния компьютерных, теле-, видео-, нарко- и алко- виртуальных реальностей. Благодаря этому курсу, учащиеся должны глубоко осознать, что все эти виртуальные миры имеют одну и ту же искусственную природу и ведут к интеллектуальной и эмоциональной деградации.
2. Разработать нормы и ограничения пользования компьютерной и телевизионной аппаратурой.
4. Бездуховность и социоапатия.
Одним из атрибутов духовности общества является его единство. В таком случае о какой духовности можно говорить если в нём прогрессирует социальная шизофрения (аутизм, непоследовательность, безответственность, патологическая раздвоенность и нерешительность ). Традиционными способами, направленными на созерцание красоты и культурное приобщение (умной болтовнёй), эту проблему решить практически невозможно. Необходимо затрагивать не только структуры, связанные с восприятием и мышлением, но и волевые структуры. К сожалению, в настоящее время в большинстве учебных заведений большое внимание уделяется лишь мыслительной и поведенческой сфере, а деятельность направленная на воспитание жизнелюбия и способности преодоления, остаётся без внимания.
Согласно нашим оценкам, около 23% состоятельной в материальном плане молодёжи способны в наглую ездить без билета в городском транспорте и не переживать за это, оправдываясь плохим материальным состоянием. 64% терпимо относятся к криминальным преступлениям.
5. Дебильность и проблема психической нормы.
В настоящее время остро встала проблема психической нормальности. Нами выявлено, что в большинстве случаев критерии оценок и системы тестирования подстраиваются под низкий уровень эмоциональных и интеллектуальных психических показателей. Часто это связано с чисто прагматическими проблемами. Так например, преподавателями высших учебных заведений, в целях обеспечения фонда заработной платы и выживания, принимаются абитуриенты с крайне низким уровнем интеллектуального развития. Особенно это наблюдается в коммерческих учебных заведениях. В результате за студенческой скамьёй оказываются лица с эмоциональными и интеллектуальными психическими расстройствами, а также с различным уровнем дебильности и т.д. По нашим оценкам свыше 30% студентов страдают той или иной формой дебильности. Согласно опросам студентов, 45% студенток занимаются различными видами проституции (уличная, элитарная, офисная, тусовочная и т.д.) Но ведь ещё великий Ломброзо показал, что профессиональной проституцией в большинстве случаев занимаются дебильные женщины.
Таким образом, интеллектуальный уровень среднего студента с каждым годом падает. Из этого замкнутого круга можно вырваться если прекратить привычку подстраиваться под падение психических показателей. Нельзя забывать, что эти вчерашние студенты уже завтра могут превратится (например, благодаря связям и родителям) в «ответственных» работников, чиновников, руководителей. Социальная активность этих патологических кадров может значительным образом сказаться на безопасности граждан и национальной безопасности в целом, и нанести вред государству. К сожалению до сих пор у нас нет независимой системы проверки на психическую нормальной лиц, претендующих в органы исполнительной и законодательной власти. Нет системы отстранения от власти лиц, страдающих старческим или патологическим слабоумием и т.п.
Проблема нормальности также касается моральных норм в обществе. Так например, в настоящее время, благодаря деструктивной рекламе пива, который очевидно является алкоголем, стало нормой распивать и ежедневно немножко быть в тонусе благодаря этому «безобидному» напитку. По улице гуляет немного бодренькая (по сути дела пьяная) молодёжь. Между прочим армия наркоманов и алкоголиков пополняется в большинстве случаев благодаря любителям пива.
Рекомендации :
1. Ввести в систему образования и приёмных комиссий институт независимых экспертов, контролирующих нормы эмоциональной и интеллектуальной нормальности учащихся и студентов.
2. Даже несмотря на то, что значительная часть бюджета пополняется благодаря производству пива, запретить в СМИ его рекламу.
3. . Изыскать финансовые средства, которые компенсировали бы вышеприведённые финансовые потери.
6. Проблема психогенетики.
Качество генетического фонда падает. В значительной мере этому способствует алкоголизация и наркотизация населения. По нашим исследованиям, около 54% детей, посещающих детские учебные учреждения страдают беспричинными беспокойствами и неврозами, в силу того, что их родители зачали их будучи зрелыми алкоголиками. 38% обладают различными уровнями дебильности. В школах этот показатель достигает уровня 60%. Особенно это имеет место в старших классах. В 40% случаев этот врождённый алкоголизм усугубляется приобретённым, благодаря «безалкогольному» пиву. Большинство школьников даже не догадываются об истинной причине своих душевных проблем. Алкоголизация и наркотизация ведёт к деградации эмоциональных и интеллектуальных структур генофонда.
7. Фанатизм и экстремизм.
С одной стороны нас радует пропаганда спорта и то, что число фанатов московского «Спартака» растёт с каждым годом. Но с другой, настораживают те побоища и криминал, которые устраивают эти «больные болельщики». Их многочисленности позавидовала бы любая партия, организующая митинг. Число фанатов в тысячи раз больше, числа фанатов тех или иных партий.
Нас радует подозрительно быстрый рост верующих, но настораживает число религиозных фанатов различных сект и движений.
Что это за феномены? Действительно ли они связаны с феноменами спорта, духовности? Или это замаскированная форма «скрытого фашизма» ?
Нас радует массовость национального праздника «Сабантуй», но настораживает замаскированная форма конфронтации татар другим национальностям. Да, мы радуемся этому празднику, но с другой стороны мы искусственно показываем «Вот мы какие, смотрите!» и в этом уже есть зародыши противопоставления себя другим. Связано это с высоким процентом (свыше 80!) комплекса национальной неполноценности. Именно поэтому большинство московских татар исковеркали свои фамилии на русский лад, стесняясь своей национальности. По нашим исследованиям, можно уверенно говорить, что открытой конфронтации татар другим нациям нет, но скрытая, затаённая в подсознании присутствует. Эту болезнь ещё предстоит изживать. Паразитировать на времени опасно и нужна мудрая политика и долгосрочная программа.
На основании вышеизложенного можно заключить, что нам необходимо научиться отличать элементы фашизма и экстремизма от нормальной жизнеутверждающей массовости и единения людей, которые и есть та самая духовность, которую нам не хватает. Это позволит вовремя пресекать всяческие тенденции к массовым агрессивным психозам, которые могут нанести вред народу и государству.
Рекомендации:
Провести объективную оценку и анализ истинных истоков и мотиваций различных массовых движений. Особое внимание уделить движениям, имеющим патологически агрессивный характер.
8. Патриотизм общества и армии.
В шизофреническом обществе (см. признаки социальной шизофренизации) истинного патриотизма нации быть не может. Это патопсихологическая аксиома. В государстве, в котором царит непоследовательность, аутичность, нерешительность и безответственность и другие шизофренические признаки, вероятность появления истинного патриотизма крайне низкая.
Для того, чтобы был настояший патриотизм, нация должна действительно на основании живых и современных примеров, гордиться собой. Лишь после этого можно снимать фильмы и запускать различные телепрограммы в СМИ. Паразитирование на славной Российской истории и одурманивание этим мальчишек-солдат , на наш взгляд, является преступлением и геноцидом против нации. Разве может воевать мальчишка убежавший на войну из-за голодного и тяжёлого детства в своей деревне? Что ему дало государство? Как он будет защищать свою Родину, если в это же время в далёкой богатой Москве и других городах «бесятся жиром» и извращаются избалованная армия его ровесников, взрослых дядек-чиновников и т.д.
С другой стороны можно вспомнить опыт кинематографа сталинской эпохи постмодернизма и начать снимать фильмы «о счастливой стране, счастливых людях, о героях-кумирах», опережая реальность. Этот подход имеет перспективу. Он оправдан. Благодаря ему можно вдохновить народ на подвиги и научиться подражать кумирам-героям фильмов. Но для этого необходимо два условия: во первых, необходим достаточный информационный фильтр, который бы делал эти фильмы конкурентоспособными ( ведь сталинские ленты выходили на фоне бедного кинорынка), во вторых, необходимы достаточные финансовые средства, и наконец, в третьих, необходима качественно новая сценарная концепция. В настоящее время отрабатывается ретроспективная концепция ( старый гимн, показ старых фильмов и т.д. ) Уже благодаря этому, есть свои положительные сдвиги.
Согласно нашим исследованиям, около 83% школьников испытывают дефицит и чувство зависти к членам каких либо общественных движений и организаций (к несуществующим пионерам, которых узнают только по фильмам и фотографиям родителей). Таким образом, в настоящее время существует ниша и социальный заказ на подобного рода движения. К сожалению эту общественную потребность могут привлечь на свою сторону деструктивные движения: секты, фанаты различных движений и т.п. По нашим исследованиям, уже сейчас в некоторых регионах России школьники готовы называть себя «путинцами». В целях профилактики культа личности президента такие тенденции, на наш взгляд, должны прекращаться. Пусть наша молодёжь подражает и называет себя кумирами фильмов или выдающимися личностями, которыми так богата наша история.
9. Идеология.
Выше уже было отмечено, что в шизофреническом обществе, где имеет место раздвоенность и неопределённость генеральной линии, отсутствует какая бы то ни была направленность общественного сознания. Многие уверены, что достаточно накормить этого «шизофренического монстра», как все проблемы отпадут автоматически и сразу появится настроение, направленность сознания, идейность и т.д. К сожалению это не так. Часто шизофрения является необратимым деградационным процессом. Накормив этого больного монстра, мы обнаружим, что на роскошном кресле и в прекрасном офисе сидит сытый субъект и плюёт в потолок. Поэтому необходимо перестраиваться и делать упор не только на социально-экономические факторы, но и социально-психологические. Именно сейчас как никогда необходима усиленная работа философов, психологов, культурологов, социологов, политологов направленная на создание доморощенной качественно-новой концепции развития общества, основанной на особенностях нашего родного отечества, а не всяких там «китайских» и иных вариантов.
10. Престиж науки и система образования.
Он катастрофически падает. В настоящее время на базе мелких частных предприятий и общественных организаций открылись тысячи различных псевдоакадемий. По стране гуляет значительное число безработных «академиков» с дипломами международного образца, выданными различными паранаучными сектами и общественными организациями. Всё это дискредитировало само понятие и феномен «академии». В Санкт-Петербурге есть частное предприятие, которое уже присваивает учёные степени докторов наук без всякой системы защиты и регистрации в ВАКе. Дипломы кандидатов и докторов наук продаются на базарах.
Аналогичная ситуация наблюдается и в системе высшего образования. Дипломы о высшем образовании раздаются «направо и налево». Были бы деньги... Уровень выпускников падает. Многие высшие учебные заведения не соответствуют требованиям, но почему-то лицензированы. Выше уже отмечалось, что коммерциализация системы образования таит в себе опасные для общества моменты. Благодаря этому к управлению хозяйством и страной могут придти не просто дилетанты, но и головорезы, рецедивисты, уголовники различного уровня и квалификации. Эту опасную тенденцию необходимо пресекать.
К сожалению наши настоящие учёные и профессора часто сами дискредитируют престиж науки, набирая бездарных, но денежных студентов, продавая своё имя бизнесу. Мне приходилось видеть как известный профессор фармакологии на своих лекциях рекламировал средство, которое не заслуживает такого внимания. Он обманывал слушателей, но они верили его авторитету. Таких примеров можно привести множество.
Кроме того, необходимо отметить, что в некоторых учебных учреждениях наблюдается мистификация гуманитарных знаний и многие учёные погружаются в различные паранауки. (Например, астрономы становятся астрологами и т.п. ) Прилавки магазинов завалены околонаучными компилятивными трудами. Имеет место дефицит первоисточников и книг, посвящённых настоящим фундаментальным знаниям. Научно-информационное пространство засорено. Необходима выработка соответствующих фильтров.
Имеются перекосы в области среднего образования. Здесь преобладает количество знаний над их качеством. Чего только сейчас не преподаётся, какими только ненужными знаниями не пичкаются наши школьники! К сожалению, есть уже исследования, показывающие, что всё это, наоборот, ведёт к деградационным процессам.
В своё время в Татарстане на волне комплекса национальной неполноценности, с целью возрождения татарской культуры и науки, было открыто множество чисто татарских детских и учебных заведений. Это прекрасно. К сожалению, наука ушла уже далеко вперёд. Современный татарский язык, с одной стороны, оказался неразвитым и не соответствующим требованиям современной науки, а с другой сами специалисты и преподаватели не владеют языком на соответствующем уровне. (Вспоминается история о том, как трудно разрабатывался принимался договор между Россией и Татарстаном, но до тех пор, пока его разработчики не перешли на русский язык.) Вот и преподаются многие предметы на крайне низком уровне, но зато на татарском языке. Это опасный самообман, замешанный на комплексе национальной неполноценности. Глобализация татарского языка в республике может обернуться низким уровнем учащихся средних и высших школ. Практически, у нас нет высококвалифицированных кадров, владеющих татарским языком на высоко интеллектуальном и научном уровне (за исключением некоторых известных гуманитариев). Необходимо долгое время, чтобы они появились. Увы! Наступило время взглянуть правде в глаза и ориентироваться на те языки, которые задают тон мировой науки, но не бросая свой родной язык.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно нашим исследованиям, 63% детей, окончивших татарские дошкольные учреждения, в дальнейшем отстают в средних русских школах. Билингвизм (двуязычие) порой отрицательно сказывается на развитии еще не сформировавшегося сознания ребёнка.
Сейчас в эпоху наркотизации молодёжи как никогда возросла роль преподавания общественных дисциплин: философии, психологии и др. Увы! То преподавание, которое сейчас имеет место, никак не способствует решению духовных и психологических проблем молодёжи. Оно, по сути своей, представляет собой «некую интеллектуальную антикварную жевачку», не затрагивающую эмоциональную и духовную сферу учащихся.
Рекомендации :
1. Усилить уголовную ответственность лиц дискредитирующих и фальсифицирующих символы и атрибуты Российской науки и образования.
2. Ужесточить систему регистраций внегосударственных образовательных учреждений и академий. Закрыть образовательные учреждения и академии, не соответствующие современным требованиям и дискредитирующие престиж Российской науки и образования.
В рамках вышеприведённой концепции психологической безопасности государства, нами разработана программа психологической безопасности учащихся. Ниже мы приводим часть этой программы, касающейся профилактики наркомании.
Программа скрытой профилактики наркомании учащихся и молодёжи:
1. Занятия, направленные на развитие у учащихся жизнелюбия, жизнерадостности, хорошему настроению, а также умению легко преодолевать стрессы, тоску и плохое настроение.
Что такое хорошее настроение с точки зрения науки? Популярно о пограничном анализе, о феномене жизни и смерти, о душе. Технология радости. Законы сохранения радости. Популярно о нейропсихологических механизмах опьянения, радости, хорошего настроения. Почему после отрезвления возникает плохое настроение? Об ограниченных возможностях мозга и запасах радости. Пьянят не наркотические вещества, а «вещества радости», вырабатываемые самим мозгом и выделяемые за счёт наркотического средства. А можно ли этот механизм «включать» нехимическим, а психологическим способом.
Что такое страсть? Кто такие филлистёры (личности, живущие только желаниями)?
Психология стресса. Причина беспокойств. Приёмы защиты от внешнего психического нападения.
Что мешает чувствовать свои чувства? Как ты чувствуешь, что тебя любят.
О суициде, скуке, о тревоге, о кайфе.
2. Занятия, направленные на развитие способности учащегося противостоять различным деструктивным зависимостям и манипуляциям в т.ч. от наркотиков.
Занимательная наука - психология манипуляции. Что такое манипуляция? О манипуляциях сознанием. О межличностных манипуляциях. О правде, лжи, обмане, самообмане, блефе. Манипуляция и зависимость. Как защищаться от деструктивных зависимостей и манипуляций. Как научить учащихся видеть и разоблачать манипуляции со стороны деструктивных знакомых, старшеклассников, взрослых, а также лиц, потребляющих алкогольные и наркотические средства. «Мальчики на мажоре». Манипуляции в средствах массовой информации. Психологический анализ деструктивной рекламы.
Развитие социальной и личной компетентности учащихся. Выработка адекватной самооценки. Умение постоять за себя. Умение избегать ситуации не оправданного риска.
3. Занятия направленные на выявление самими учащимися в себе склонности и риска стать наркозависимой личностью.
Что такое наркотическая зависимость?О трёх степенях наркозависимости? Основные признаки и особенности личности склонной к наркопотреблению?Об опасности первого наркопотребления? С чего всё начинается? Утро доброго настроения и наркозависимость.
4. Работа с родителями.
Поведенческие и эмоциональные признаки наркомана. Можно ли возвратить потерянное доверие со стороны детей к родителям? Как перейти на язык чувственного общения с детьми. Как стать другом своего ребёнка? Как распознавать манипуляции и обман со стороны детей в т.ч. уже начавших потребление наркотических средств?
О феномене созависимости. Семья как фактор профилактики.
5. Методы выявления учащихся, имеющих большую вероятность и склонность к потреблению алкогольных и наркотических средств. Анализ эмоциональной и поведенческой сферы учащихся, имеющих риск впервые потребить наркотическое средство.
Язык и жаргон наркомана. Методы тестирования. Методы группового общения. Методы индивидуального общения.
6. О возможности преподавания различных предметов с элементами скрытой профилактики наркомании:
а) Курс занимательной психологии (Животрепещущие психологические вопросы школьников. Психология манипуляции и зависимости).
б)Курс занимательной физики. О законах сохранения энергии и настроения.
в) Курс занимательной химии. О вредных веществах и ядах . О химии настроения.
г) Курс занимательной истории. (История пьянства и его последствий.)
д) Курс занимательной биологии (Нейрофизиология настроения).
е) Занимательный курс русского языка. О жаргонах (в т.ч. жаргон наркоманов)
:ж) Курс занимательной философии. О феномене жизни и смерти.
з) Курс занимательной математики.
и) Другие.
7. Знакомство с основными методами открытой профилактики наркомании.
1. Познавательные занятия. Какие знания о наркотиках и всё, что связано с ними, необходимо давать, чтобы снизить любопытство к ним. Проблема снижения любопытства к наркотическим средствам. Можно ли, подробно рассказывая о наркотиках, снижать любопытство учащихся к ним? Вредные знания о наркотиках. Нужно ли вообще концентрировать внимание учащихся на понятии наркотик? Критика и недостатки этого подхода.
2. Устрашающие и пропагандистские занятия. Методы, направленные на воспитание страха наркотического потребления,
как способов блокирования любопытства к наркотическому
потреблению. В каких случаях эти методы эффективны, а в каких нет? Критика и недостатки данного подхода.
Эффекты, вызываемые наркотиками. Деструктивное влияние на психику и тело. Суицид. Статистика смерти. Примеры несчастных судеб. Механизмы расплаты за удовольствие. Существуют ли безопасные наркотики? Социально-психологические последствия наркомана. Кому выгодна наркомания? Социум и наркоман.
3. Обучающие занятия, направленные на развитие способности учащегося сказать «нет» предложению потребить наркотик.
8. Разбор конкретных ситуаций.
1. Наркоманы принимают подростка в свою компанию.
2. Предложение как принуждение.
3. Манипуляция наркоманов над новичком.
4. Сигареты с нарконачинкой (скрытое принуждение).
5. О вековой традиции наркотиков.
6. Другие.
9. Программа работы с учителями.
1. Проблема преодоления учителем беспокойства, вызванного в связи с предстоящей в школе ролью психотерапевта и психолога. Снятие этого беспокойства. Воспитатель и психотерапевт как коллеги. Воспитание как разновидность психотерапии.
2. Основные методы психотерапии. Оказывается это не сложно.
3. Занятия направленные на развитие у преподавателей способности внушать как в директивной, так и в косвенной форме.
4. Формирование у преподавателей мотивации и желания заниматься профилактикой наркомании как интересным творческим процессом.
5. С чего начать? Обучение преподавателя тому, чтобы не делать из профилактики особую процедуру, а вводить её в уже известные формы школьной деятельности: преподавание, различные мероприятия, общение, обучение, досуг и т.д.
6. Нужны ли для профилактики наркомании в школе дополнительные затраты?
7. Убеждение преподавателей в том, что самая эффективная профилактика наркомании в школах только там, где она в руках учителей и родителей. Об ошибочном понимании ведущей роли врачей-наркологов в профилактики наркомании.
8. Как заслужить доверие у учащихся и развить навыки чувственного взаимного общения с ними?
9. Как перейти от традиционного анализа поведения учащихся к анализу их переживаний?
10. Об антинаркотических установках, бдительности, ответственности преподавателя.
11. Можно ли внушать, манипулировать и влиять на учащихся во благо?
12. Занятия, направленные на развитие способности учащегося противостоять различным деструктивным зависимостям и манипуляциям в т.ч. от наркотиков.
13. Занятия направленные на выявление самими учащимися в себе склонности и риска стать наркозависимой личностью.
14. Работа с родителями.
15. Методы выявления учащихся, имеющих большую вероятность и склонность к потреблению алкогольных и наркотических средств.
16. О возможности преподавания различных предметов с элементами скрытой профилактики наркомании.
|