УЕХАТЬ НА ЗАПАД мечтает каждый пятый казанец, опрошенный нами. Вместе с тем, 34 процента остаются истинными патриотами Отечества, веря в его возрождение и расцвет. На вопрос о «новых русских» лишь 5 процентов считают их образованными и богатыми людьми, тогда как 26 —убеждены, что они состоят исключительно из мафиозников, по которым «тюрьма плачет». 12 процентов считают, что уже появились и «новые татары». Действительно, а чем мы хуже!
РЕКЛАМА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ РАЗДРАЖАЕТ 21 процент из опрошенных нами. 23 процента относятся к ней совершенно безразлично, 6 процентов следят за рекламой, а 0,5 процента записывают буквально все. Интересные данные показал опрос среди детей. Здесь 43 процента просто балдеют от рекламы, а 28 хотят, чтобы вместо нее показывали... мультики.
НЕ ВСЕМ НА ПОЛЬЗУ, оказывается, идут четырехразовые еженедельные просмотры очередной «мыльной оперы». По нашим данным опроса среди своих пациентов, 12 процентов смотрящих телесериалы чувствуют отрицательное влияние от бесконечных приключений модистки и ее сына. Однако остальные опрошенные в один голос заявили, что только благодаря телесериалам они и живут еще на свете. Для них сообщим, что счастье общения с любимыми героями продлится до 16 марта будущего года.
САМЫЕ ПЬЮЩИЕ В МИРЕ — к такому выводу о наших предпринимателях приши мы после опроса на эту щекотливую тему. Оказалось, что 65 процентов представителей этой современной профессии регулярно выпивают при различных сделках, на «деловых» банкетах и фуршетах. Так что их и пожалеть можно.
В ЧЕМ КОРНИ АЛКОГОЛИЗМА? На этот глобальный вопрос попытались мы найти ответ, опросив большую группу пьющих мужчин и женщин. 21,3 процента опрошенных считают, что истоки пьянства кроются в потере смысла жизни и духовной пустоте. 26,1 процента убеждены, что употребление алкоголя — есть не что иное, как защитная реакция на трудности и разочарования определенного этапа жизни. 44,6 процента полагают, что все начинается с беспричинного пьянства в молодые годы, которое затем перерастает в страшную болезнь.
КТО БОЛЬШЕ НЕРВНИЧАЕТ! Выводы оказались печальными... для прекрасного пола. Оказывается, более 90 процентов посетителей центра в прошлом году составили женщины. И еще один» грустный результат: более половины из них видят причины своих нервных расстройств в злоупотреблении алкоголем «сильной стороной». Завязывайте, мужики!
ПОТРЯСАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ принес опрос, проведенный нами, среди 420 учащихся в возрасте до 12 лет. Так, 60 процентов опрошенных хотя бы раз мечтали о том, чтобы... покончить с жизнью; 61 процент ребятишек иногда голодают, а 19 процентов — регулярно. К этому можно добавить, что не уверены в завтрашнем дне 41 процент опрошенных.
НАЗЫВАТЬСЯ «ГОСПОДАМИ» мы еще недостойны, считают 89 процентов опрошенных нами на предмет, как лучше сегодня обращаться друг к другу. Вместе с тем в наибольшем почете у респондентов традиционные обращения: «гражданин» (28), «товарищ» (25) и «сударь» (13 процентов опрошенных).
МОЕ ЛЮБИМОЕ АВТО. Интересный вопрос среди автолюбителей был задан: «Довольны ли вы тем, что ваша семья имеет машину?» Результаты опроса, проведенного в течение нескольких дней на авторынке, оказались несколько неожиданными. Так, 51 процент опрошенных однозначно заявили, что лучше бы в их семьях не было никакой машины. Мотив: удорожание бензина и запчастей, спад жизненного уровня.
Девять процентов (в основном женщины) высказались против машин по причине обострения семейных отношений. «Сев за руль, мужья совсем зазнались, теперь у них другие интересы и... другие женщины»,— считают они.
Пятая часть участников опроса заявила, что им все равно, есть ли машина в их семье или ее нет. И лишь 21 процент решительно за автомобиль и, естественно, мужа-автомобилиста.
КАК ОТНОСЯТСЯ К РЕКЛАМЕ? Опрос, проведенный нами, показал, что 34 процента респондентов убеждены, что раз какой-то товар рекламируют, значит, он... никуда не годится. 23 процента, напротив, убеждены, что реклама свидетельствует о солидности фирмы-производителя и ей можно доверять. Остальные 43 процента опрошенных заявили, что вообще равнодушны к любой рекламе, потому что у них нет денег.
ПОРАНЬШЕ БЫ СВЕРШИЛАСЬ эта революция! — с сожалением сказали 16 процентов пенсионеров из числа опрошенных о влиянии сексуальной революции на жизнь соотечественников. Резко отрицательно о происходящем на этой «ниве» высказались 43,4 процента, а 32 процента респондентов по-прежнему убеждены, что в нашей стране... секса нет.
КАК СНИМАЮТ СТРЕСС ? Оказалось, что на первом месте стоит... алкоголь (так считают 28 процентов опрошенных), на втором общение с близкими (в чем убеждены 22 процента респондентов). Среди других способов снятия стрессов телевидение (14), литература и музыка (9), секс (5), снотворное (3) и спорт (2 процента опрошенных).
СКОЛЬКО ШТРАФОВ ПЛАТЯТ ВОДИТЕЛИ частного автотранспорта ежемесячно? На этот вопрос мы попытались найти ответ опросив более 400 владельцев авто. Ответ превзошел все ожидания: оказывается, каждый из опрошенных платил по 2–3, а некоторые — по 5–6 раз. Это означает, что на дорогах столицы ездят... одни нарушители.
ЛИШЬ ТРЕТЬЕ МЕСТО по шкале главных ценностей жизни опрошенных на этот счет занимает работа. На первом плане, судя по ответам двухсот горожан, — семья и дети (39 проц.). Дальше идет собственное здоровье (20) и лишь затем любимое дело и работа (14 процентов опрошенных).
ВОЖДЯ РЕВОЛЮЦИИ НАЧАЛИ ПОДЗАБЫВАТЬ. К этому выводу мы пришли опросив 180 школьников.
Мальчишкам и девчонкам в возрасте от 7 до 11 лет был задан простой вопрос: кто такой Владимир Ильич Ленин? К некоторому изумлению опрашивающих, 21 процент респондентов сообщили, что... вообще не знают такого. 19 процентов доверительно поведали о том, что Ленин — это известный депутат Госдумы. 7 процентов ребят убеждены, что Владимир Ильич — друг пионеров, и лишь 16 процентов все еще не потеряли «классовое чутье», утверждая, что Ленин «все отнял у богатых и роздал бедным».
Интересно, что аналогичные опросы по поводу Минтимера Шаймиева и Бориса Ельцина показали, что первого отлично знают 58, а второго 89 процентов из числа опрошенных юных респондентов .
КРАСИВО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ.
13,2 процента опрошенных ассоциируют его с роскошной квартирой и полнейшим материальным достатком. Для 19 процентов красиво жить— значит регулярно отдыхать на море, иметь машину. 6 процентов не мыслят красивой жизни без поездок за границу, а 10 процентов респондентов — без любовных приключений.
СУДЬБА ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ не просто волнует сегодня пенсионеров, но и является причиной нервных расстройств. По данным опроса, 51 процент стариков испытывает из-за этого неврозы. Среди других причин респонденты назвали: одиночество (14%), сексуальные проблемы (4%) и общее состояние здоровья (32%).
НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ: каждая четвертая дама покуривает. Интересно, что большинство мужей даже не догадываются о невинном увлечении своих благоверных — настолько умело они скрывают это.
НЕПЬЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ШКОЛЬНИЦ. Лишь каждый четвертый московский школьник к концу обучения остается полностью здоровым. По нашим данным, чаще всего учащиеся страдают аллергическими заболеваниями, однако высок процент психических расстройств — в детском возрасте ими страдают около 15%, в подростковом — 22—25%.
Наиболее частыми формами психических заболеваний являются неврозы, психопатия, умственная отсталость м социальная дезадаптация. Последнее способствует ранней алкоголизация, наркомании и токсикомании.
По данным социологического опроса, около 86,8% школьников употребляют алкоголь, среди школьниц эта цифра составила 89,6%, курят ежедневно 42% юношей и 23,4% девушек, пробовали наркотики — соответственно 14,6% и 7,3%, часто употребляют наркотики — 5,3% и 0,5%.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. НЕ ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ, А ИМЕЙ... «ЛИМОН» РУБЛЕЙ! Интересный вопрос мы задали большой группе горожан: как часто вы одалживаете или даете в долг деньги? Ответы превзошли все ожидания. Можно смело сказать, что знаменитая советская поговорка «Не имей сто рублей...» нынче совершенно не актуальна. Судите сами. 87 процентов опрошенных заявили, что готовы взять взаймы, но им... никто не дает. Причем далеко не всегда по причине отсутствия денег. Примерно столько же людей считает, что давать сегодня в долг даже небольшие суммы — себе дороже.
Вместе с тем, 23,7 процента готовы одолжить друзьям и знакомым, но... с процентами на инфляцию: скажем, даешь сто тысяч, берешь сто двадцать. Интересно и то, что большинство респондентов (69 процентов) заявило, что не желают ни брать, ни давать взаймы... близким родственникам, дабы окончательно не испортить отношения.
ЖЕНЩИНА ЗА РУЛЕМ ИНОМАРКИ, по данным одного из опросов, продолжает будоражить умы сограждан. 34 процента из 200 опрошенных, например, считают, что на иномарках ездят только жены богатых людей, 21 процент отдал предпочтение работницам банков или богатых фирм, а 32 процента уверены, что на шикарных авто разъезжают только... женщины легкого поведения.
ЕЩЕ РАЗ О СЕКСЕ, на сей раз о внебрачных связях и партнерах, поинтересовались мы в ходе очередного опроса. У мужчин в возрасте 40—50 лет получилось по 7—8 сексуальных партнерш, тогда как у женщин того же возраста всего по три. 6 процентов мужчин и 30 процентов женщин заверили, что не имели внебрачных связей.
«МУЖ И ЖЕНА — ОДНА САТАНА!» — считает 61 процент опрошенных на этот счет супругов, тогда как 34 утверждают обратное. Интересно, что, по мнению некоторых физиологов, ближе к истине первые, так как через 15 лет совместной жизни при определенных условиях гены жены становятся похожими на гены мужа.
КАК УДЕРЖАТЬ МУЖА в постели и семейной жизни? Оказалось, что 7,8 процентов дам вынуждены симулировать оргазм, чтобы их суженый не ушел к более темпераментной подружке. Заметим, что такое возможно только в нашей стране: на Западе женщины, не испытывающие наслаждения с мужем, более категоричны — или лечись, или будь здоров
ВЫЙТИ ЗАМУЖ, ЧТОБЫ.. РАЗВЕСТИСЬ, способны 12 процентов из опрошенных. «невест». А до этого заранее запланированного акта они мечтают стать мамами. Впрочем, рождение ребенка является главной цепью брака для 82 процентов женщин.
КТО КОМУ КВАРТИРУ «СДЕЛАЛ»! Как и ожидалось, большинство опрошенных (51 процент), признались, что квартиру для них заработали родители. Однако 4,8 процента утверждают, что жилье себе «сделали» сами. Что касается помощи «предкам», лишь полпроцента благодарных детишек помогли с жильем своим папам и мамам.
НАШИ МУЖЧИНЫ СЕКСУАЛЬНЕЙ! К такому сенсационному выводу мы пришли проведя опрос среди группы от 20 до 40 лет. Оказалось, что всего 18 процентов наших мужчин равнодушны к сексу, тогда как 8 процентов, напротив, испытывают повышенную сексуальность. Интересно, что подобный опрос, проведенный в США, дал соответственно 31 м 7 процентов.
МЫ РАЗВЕЯЛИ МИФ о том, что семейные обитатели коммуналок чаще живут «как кошка с собакой». Наш опрос на эту тему показал, что условия жизни не столь резко сказываются на личных взаимоотношениях супругов. Так, и в благоустроенных квартирах, и в коммуналках оказалось примерно одинаковое число «мирных» (около 17 процентов) и «драчливых» (32 процента) пар.
«ВСЕ НАШИ БЕДЫ — ОТ ОТСУТСТВИЯ ПРОСТРАНСТВА», — к такому выводу пришли мы проведя опрос на предмет, в чем они видят главную причину семейных неурядиц и неврозов на этой почве. А 11 процентов усматривают в этом и источник развития мощного комплекса неполноценности у детей.
ЧИСЛО ИНДИВИДУАЛИСТОВ РАСТЕТ. Оказывается, 68 процентов горожан сидят у своего телевизора со своей колбасой и их больше ничто в этом мире не беспокоит. Этак, господа хорошие, мы скоро к света придем! Правда, в то, что он возможен, верят лишь... 24 процента опрошенных.
РОССИЯНЕ ВЕРЯТ В ВЕЧНУЮ ЛЮБОВЬ. К такому выводу мы пришли после того, как 81 процент женщин и 71 — мужчин из числа опрошенных (около 500 человек) ответили «Да» на соответствующий вопрос. Еще более высокие цифры .дали ответы на вопрос: «Достаточно ли для вас быть только любимыми, не отвечая взаимностью?». Единодушное «Нет» высказали 90 процентов мужчин и 80 — женщин.
НЕВИННОСТЬ — ЭТО ПРЕДРАССУДКИ, считают почти 80 процентов опрошенных молодых мужчин на предмет их отношения к девственности будущих жен. Однако 84 процента мужей, женившихся «без предрассудков», хоть раз в жизни, да напомнили своим благоверным, что взяли их в жены... «при наличии отсутствия» все той же невинности.
О ЧЕМ МЕЧТАЮТ НАШИ ЖЕНЩИНЫ в канун 8 Марта? Оказалось, что на первом месте (44 процента!) у наших дам стоит желание иметь ...собственную машину. С этим связано и то, что 22 процента опрошенных, женщин испытывают раздражение, ездя в городском транспорте.
86 ПРОЦЕНТОВ МУЖЕЙ РУГАЮТСЯ МАТОМ, заявили 310 жен, опрошенных нами. Тогда как сквернословящих жен оказалось куда меньше — всего 8 процентов, о чем сообщили респонденты-мужчины. Чаще всего казанские супруги ругаются во время семейных ссор.
ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН, Я Б ИМЕЛ ТРЕХ ЖЕН! — решительно заявили 37 процентов мужчин. Вместе с тем 21 процент респондентов пока затрудняется ответить на вопрос о многоженстве. Остальные представители сильной половины столицы готовы хранить верность единственной и неповторимой супруге.
КАЖДАЯ ПЯТАЯ ЖЕНЩИНА БАЛДЕЕТ, глядя, как ее муж «съедает» взглядом идущую навстречу красотку: значит, у него все в порядке, думает жена. У остальных замужних представительниц прекрасной половины: 56 процентов испытывают сильнейшее раздражение, которым они непременно «поделятся» с мужьями, а 11 процентов остаются равнодушными. Примерно такая же картина вырисовывается и при аналогичном опросе мужчин. Если 46 процентов мужей в такой ситуации просто нехорошо обзовут своих жен, то 34 повременят с этим, постаравшись сперва разобраться, почему их благоверные глядят на чужих мужчин. Ну а равнодушных среди сильной половины меньше — лишь 10 процентов.
«КРАСИВАЯ ЖЕНА—ЧУЖАЯ ЖЕНА», — гласит старинная прибаутка. Верна ли она сегодня? С этим вопросом мы обратились к большой группе женатых мужчин. Итоги опроса подтверждают, что в мире мало что меняется: 71процент «женатиков» считает, что лучшая жена— это, увы, чужая жена. И все же женщинам не следует расстраиваться: 52 процента мужей твердо убеждены, что их жены — самые красивые на свете.
«УДАРИЛ ЛИ ВАС ХОТЯ БЫ РАЗ В ЖИЗНИ... СУПРУГ!» Оказалось, что 84 процента представительниц прекрасного пола ни разу в жизни не испытали подобного «удовольствия» Однако остальные ответили на вопрос утвердительно.
«ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СВОЕЙ ТЕЩЕЙ?» 52 процента ответили: «недоволен», а 12 процентов признались, что просто ненавидят маму своей жены.
А вот как ответили на тот же вопрос, естественно, относительно свекрови, 200 женщин: 38 процентов из них также недовольны мамами своих мужей. А вот таких, кто на дух не переносит свою свекровь, — 34 процента.
Вместе с тем вполне довольны своими тещами и свекровями соответственно 13 и 14 процентов опрошенных.
РОССИЯНЕ — ЗА СЕМЬЮ. 300 респондентам обоего пола в возрасте от 20 до 80 лет были предложены следующие вопросы: «Изменяли ли вам супруг или супруга?» и «Как вы поступите, если узнаете, что вам изменили?» На первый вопрос «Да» ответили 28 процентов из числа опрошенных, «Нет» — 44, затруднились дать ответ 24 процента. На второй вопрос 68 процентов мужчин и женщин ответили так: «Будем разбираться в надежде сохранить семью». 16 процентов решительно заявили: «Разведусь». Затруднились дать ответ — 13 процентов.
Интересно, что соответственно 3 и 4 процента мужчин категорически отказались отвечать на оба вопроса. Женщины отвечали куда охотнее мужчин.
НЕМНОГО О ЗАВИСТИ В ходе опроса выяснилось, что 61 процент из нас завидует тем, у кого много денег, а 19 процентам это чувство просто мешает жить и работать. На вопрос же о том, что нужно сделать, чтобы не завидовать чужому счастью, 41 процент отвечает, что надо иметь свое крепкое дело, а 21 — убежден, что надо больше работать. Обнадеживающий ответ. Хорошо бы еще и зарплату вовремя получать.
ВОПРОСОМ О ДОЛГАХ НАШИХ. На вопрос «Даете ли вы в долг деньги?» 92 процента признались, что дают, но не всегда. На дают совершенно 4 процента и столько же—дают непременно. При отказе 84 процента говорят, что у них нет денег. 10 процентов заверяют просящих в долг, что им самим позарез нужны деньги, и 4 процента однозначно считают, что для отказа достаточно сказать короткое «нет».
МОЖНО ЛИ ПРИВЫКНУТЬ К ИНФЛЯЦИИ? В условиях, когда ежемесячно наши доходы падают пока на 16 процентов, к этому приспособились 34 процента из 200 опрошенных. Однако 58 процентов считают, что никогда не привыкнут к регулярным сменам ценников в магазинах (в сторону увеличения, разумеется). Оставшиеся 7 процентов пока усиленно думают над ответом.
Мы— НАРОД ВЕРУЮЩИЙ Как выяснилось, 71 процент опрошенных горожан верит в Бога, а 89 — в наведение порчи. Не верят ни в Бога, ни в черта соответственно 13 и 9 процентов.
НЕ ВСЕМ НА ПОЛЬЗУ, оказывается, идут четырехразовые еженедельные просмотры очередной «мыльной оперы». 12 процентов смотрящих телесериалы чувствуют отрицательное влияние от бесконечных приключений модистки и ее сына. Однако остальные опрошенные в один голос заявили, что только благодаря телесериалам они и живут еще на свете. Для них сообщим, что счастье общения с любимыми героями продлится до 16 марта будущего года.
САМЫЕ ПЬЮЩИЕ В МИРЕ. Оказалось, что 65 процентов представителей этой современной профессии регулярно выпивают при различных сделках, на «деловых» банкетах и фуршетах. Так что их и пожалеть можно.
В ЧЕМ КОРНИ АЛКОГОЛИЗМА? 21,3 процента опрошенных считают, что истоки пьянства кроются в потере смысла жизни и духовной пустоте. 26,1 процента убеждены, что употребление алкоголя — есть не что иное, как защитная реакция на трудности и разочарования определенного этапа жизни. 44,6 процента полагают, что все начинается с беспричинного пьянства в молодые годы, которое затем перерастает в страшную болезнь.
КТО В РОССИИ БОЛЬШЕ НЕРВНИЧАЕТ! Выводы оказались печальными... для прекрасного пола. Оказывается, более 90 процентов посетителей центра в прошлом году составили женщины. И еще один» грустный результат: более половины из них видят причины своих нервных расстройств в злоупотреблении алкоголем «сильной стороной». Завязывайте, мужики!
ПОТРЯСАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ принес опрос, проведенный нами среди 420 учащихся в возрасте до 12 лет. Так, 60 процентов опрошенных хотя бы раз мечтали о том, чтобы... покончить с жизнью; 61 процент ребятишек иногда голодают, а 19 процентов — регулярно. К этому можно добавить, что не уверены в завтрашнем дне 41 процент опрошенных.
НАЗЫВАТЬСЯ «ГОСПОДАМИ» мы еще недостойны, считают 89 процентов опрошенных на предмет, как лучше сегодня обращаться друг к другу. Вместе с тем в наибольшем почете у респондентов традиционные обращения: «гражданин» (28), «товарищ» (25) и «сударь» (13 процентов опрошенных).
СКОЛЬКО ШТРАФОВ ПЛАТЯТ ВОДИТЕЛИ частного автотранспорта ежемесячно? Ответ превзошел все ожидания: оказывается, каждый из опрошенных платил по 2–3, а некоторые — по 5–6 раз. Это означает, что на дорогах столицы ездят... одни нарушители.
ЛИШЬ ТРЕТЬЕ МЕСТО по шкале главных ценностей жизни опрошенных нами на этот счет, занимает работа. На первом плане, судя по ответам двухсот горожан, — семья и дети (39 проц.). Дальше идет собственное здоровье (20) и лишь затем любимое дело и работа (14 процентов опрошенных).
КРАСИВО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ. 13,2 процента опрошенных ассоциируют красивую жизнь с роскошной квартирой и полнейшим материальным достатком. Для 19 процентов красиво жить— значит регулярно отдыхать на море, иметь машину. 6 процентов не мыслят красивой жизни без поездок за границу, а 10 процентов респондентов — без любовных приключений.
61. ЛОМКА И ТЕЛЕНАРКОТИЗМ ОТ ОСТАНСКИНСКОЙ ИГЛЫ ИЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА
В СМИ как-то больше говорят о чисто внешних последствиях событий вокруг НТВ, а о внутренних, моральных умалчивают...
Чисто моральный ущерб ещё как-то можно пережить, а вот вред психическому здоровью - это уже серьёзнее. Среди работников телевидения есть группа психического риска. В неё преимущественно входят некоторые тележурналисты и телеведущие, страдающие теленаркотизмом. Выходить в эфир - это специфическая профессия, вызывающая особые переживания. Плоды её видит многомиллионная аудитория. Поэтому и последствия после прекращения этой работы тоже специфические. Многие тележурналисты региональных и центральных телекомпаний с которыми мне приходилось общаться, признавались, что телевидение - это в прямом смысле наркотик. Стоило им только один раз выйти в эфир как появлялась патологическая тяга к эфиру, которую вычеркнуть из сознания уже было невозможно. В своей диссертационной работе я показал, что наркотическим средством является такое средство, с помощью которого личность не заслуженно, искусственно, без преодолений достигает состояния эйфории, кайфа, иллюзии величия и признания и т. д. Поэтому не обязательно этим средством может быть наркотическое вещество. Благодаря выходу в телеэфир личность без особых усилий и порой незаслуженно может представлять себя всему обществу и ощущать иллюзию величия и ума, хотя и говорит глядя в телесуфлёр и порой ничего как личность не представляет и всё это, по сути своей, чисто мордальный синдром и известность. Символы, которые излучает такая личность через телеэкран, часто никакого отношения к ней не имеют. Они живут своей жизнью. Личность паразитирует на них. Более того, она может погреться в лучах славы личностей действительно имеющих славу. Во всём этом и лежит основа теленаркотизма.
Как избавиться от этого теленаркотизма?
Для начала надо глубоко, до смеха и слёз, осознать это явление. Увы, сознание большинства из телеличностей устроено так, что они не могут принять факт, что все их «выдающиеся достижения» - это всего лишь иллюзия и зацикливаются на этом настолько, что начинают страдать телеманией, как особой формой мании величия. Не в этом ли заключена причина частой журналистской холодности и стервятничества? (Кстати, благодаря этому НТВ спокойно съела ТВ-6, как едят голодные волки друг друга, хотя и под руководством главного вожака стаи ). Согласно нашим наблюдениям, в некоторых случаях мания телеведущих по своим психофизиологическим характеристикам ничем не отличается от наркомании. Тот же выброс в мозг соответствующих нейромедиаторов, те же переживания, та же неадекватность, те же стеклянные глаза при восприятии живого простого человека, те же ломки, депрессии и абстиненции после отстранения от эфира, и наконец, те же капельницы. Именно поэтому после увольнения многие из них начинают компенсировать телевидение родственным средством - алкоголем и т.п. Как не обидно это говорить, история многих региональных телекомпаний - это история спившихся дикторов и тележурналистов. К сожалению, в течении оставшейся жизни они часто не могут найти достойную замену эйфории, которую давало телевидение. Очевидно, что эта участь не только героев теле-, но и киноэкрана. А бывало и наоборот, когда благодаря появлению телемании личность избавлялась от уже имевшейся алкогольной мании.
Мы предполагаем, что некоторые тележурналисты с вами не согласятся. Неужели это так?
Алкоголик и наркоман также не сразу понимают, что имеют зависимость. Они уверены, что могут бросить потреблять и ничего не произойдёт, но стоит им только попасть в ситуацию долгого воздержания, как у них начинаются беспокойства и возникает желание потребить. В случае теленаркотизма, всё аналогично. Стоит только лишить телеэфира личность привыкшую к нему, как она, через определённое время, начинает чувствовать беспокойство. При сильной степени теленаркотизма, эфир уже не даёт той радости, как это было вначале, но без эфира личность уже жить не может. Это своего рода телевизионная психологическая ловушка. Поэтому некоторые главные редактора и руководители телевидения часто выступают либо в роли «теленаркодельцов», либо в роли «теленаркологов».
Но у нас есть «теленаркодельцы», которые сами выходят в эфир. Сколько хотят, столько его и «потребляют».
Именно поэтому, некоторые из них страдают запущенной формой телемании или мании величия. Кстати об этом недавно отмечал и сам Сванидзе, когда говорил об НТВ, но это касается и других телекомпаний.
Существует ли разница этих явлений между региональными и центральными телекомпаниями?
Особой разницы нет. Самые сильные ломки, на мой взгляд, возникают у тележурналистов, сидящих на «телеостанкинской игле». Я консультировал детей, страдающих этим недугом благодаря детским передачам центрального телевидения. Приходилось заниматься ломками региональных тележурналистов. Благодаря телеэфиру многие из них долгое время находятся в неестественной позе «идеального человека-кумира». После отстранения от эфира всё это разваливается как карточный домик. Личность будто подменяют.
И что ей делать?
Об этих психологических особенностях должны знать руководители телевидения. К сожалению, они часто калечат своих «детей», бросая их на произвол. А их необходимо «снимать с телеиглы», уменьшая дозу телеэфира постепенно или давать эфирное время настолько, чтобы не развивалась телемания. К сожалению, эти правила обычно нарушаются и доза эфирного времени растёт по возрастающей в силу того, что малая доза уже не устраивает. Более того, необходимо «сажать» личность на более слабый теленаркотик или занимать её деятельностью, которая достойно замещала бы теленаркотизм. Но самое главное, сами телеведущие должны воспитывать в себе гармонию, которая бы позволила после отстранения от эфира без потерь перейти на заранее отведённые достойные позиции. К сожалению, с достоинством здесь не получается, вот и появляются уважаемые нами теле и кинозвёзды в унизительных рекламных роликах. Очевидно, что это делается не только из финансовых побуждений, но и в силу страдания от телемании. Наши психоаналитические исследования визуальной и текстовой информации показали, что практически все телеведущие страдают изощрённой и замаскированной формой мании величия. Поэтому внешне этого не видно и мы любим своих кумиров-оборотней. Я бы даже посоветовал открыть на телевидении кабинеты теленаркопсихологов, как не смешно это звучит, так как главные редактора с этой проблемой не справляются.
Мудр был великий конструктор Королёв, когда выбрал именно Гагарина. Уже сейчас известно, что феномен Гагарина - это прежде всего феномен личности не поддавшейся мании величия. Королёв был уверен в этом. А так, в принципе, первыми космонавтами могли бы стать и другие кандидаты. Великая Гагаринская улыбка открыта для нас и она никоим образом не сравнима с улыбкой телезвезды, которая улыбается больше внутрь себя, радуясь за себя и купаясь в иллюзии величия.
Но ведь телевидение - это не только телеведущие и тот кто на экране? Это нечто большее...
Да конечно. Вообще, по оценкам многих, телевидение - неблагодарное место для рядовых его работников и в моральном, и в материальном плане. Часто бывает так, что тысячи сотрудников работают на нескольких личностей, ублажая их теленаркотизм. Хотя и говорят о сплочённой команде, но только без ведущего. У настоящих наркоманов всё аналогично: близкие и родственники работают на выживание ребёнка наркомана, но ребёнок вне этой команды родственников. Конечно, работа в телеэфире требует больших сил и энергии, как и любая другая работа. Но заметим, алкоголик тоже вкалывает, чтобы в конце недели как следует напиться.
Что бы вы посоветовали, как психолог, тележурналистам НТВ, которые сейчас лишены возможности выхода в эфир?
В том -то и дело, что некоторые из них лишились возможности выходить в эфир, а некоторые всего лишь возможности общаться с телезрителями? Последним легче - им необходимо это общение продолжить другими способами: через иное творчество, публицистику, искусство и т. п. Конечно необходимо попробовать перейти на более слабый теленаркотик - местные каналы. Некоторым полезно оставаться на телевидении, лишь бы чувствовать его дух, а некоторых это наоборот может раздражать. А вот тем у кого сейчас началась ломка и они находятся в затяжной депрессии срочно обратиться к хорошему психологу, который представляет эту проблему так как я её вам изложил. Но самое главное необходимо глубоко осознать феномен теленаркотизма!
62. КОНЦЕПЦИЯ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Введение.
При рассмотрении вопросов безопасности государства выделяют проблемы национальной и государственной безопасности. Между тем, в настоящее время, состояние общества требует более глубокого и отдельного рассмотрения различных составляющих национальной безопасности: продовольственной, экологической, генетической и др. При этом есть такие виды безопасности, которые практически не входят в структуру национальной безопасности. Особое место среди них занимает, выдвигаемая нами, Российская психологическая безопасность. Ниже будет показано, что именно она на современном этапе развития нашего общества, выступает в качестве стержня, обеспечивающего национальную и государственную безопасность государства. В то же время необходимо отметить, что этому вопросу практически не уделяется отдельного внимания, а если и уделяется, то в сочетании с другими проблемами. В результате, как показывает время, эту проблему практически игнорируют, считая её эфемерной и надуманной. Так например, в настоящее время, во властных структурах до сих пор не существует института советников по вопросам психологической национальной безопасности.
Благодаря вышеприведённому ошибочному подходу, мы проиграли психологическую войну (идеологическая война в неё входит лишь как составляющая), навязанную нам Западом. Эту внешнюю психологическую войну, которая продолжается до сих пор, условно можно назвать отечественной. Но она, в настоящее время уже не является настолько актуальной, каковой является внутренняя психологическая война, которая по сути своей, уже стала гражданской. Так например, в настоящее время, идёт скрытая гражданская война между психически больными гражданами и остальной частью населения страны (в России насчитывается уже около двух миллионов наркоманов). Имеет место высокая, девяностопроцентная алкоголизация социума. Благодаря наркоманам и алкоголикам совершаются дерзкие преступления против собственности и против народа. Примеров связанных с психологической (эмоциональной и интеллектуальной) деградацией граждан, приносящей значительные материальные потери и человеческие жертвы можно приводить множество. Очевидно, что эта деградация вызвана не только ростом наркомании и алкоголизма населения страны (см. ниже). Она наносит значительный материальный ущерб государству и уносит десятки тысяч наших граждан. Это проблема выживания нации и её будущих поколений.
Мы рассмотрели только часть положений, но уже видно, что благодаря только им наносится большой вред государству и его безопасности. Поэтому настало время отдельно ставить вопрос о государственной психологической безопасности. В связи с этим, перейдём к более подробному изложению структуры психологической безопасности государства.
Когда говорят о государственной безопасности, то преимущественно рассматривают проблему внешнего деструктивного влияния отдельных личностей, сообществ, стран и различных социальных институтов (террористов, экстремистских организаций, СМИ и др. ) на всё общество в целом. При рассмотрении психологической безопасности государства, решается иная задача: как общество в целом, деградируя в эмоциональном и интеллектуальном плане может наносить вред себе, государству, государственности и т.п.? В частности, сюда входят проблемы наркотизации, алкоголизации, шизофренизации, дебилизации как общества в целом, так и отдельных его структур и граждан: учащихся и родителей, руководящих кадров и их подчинённых, представителей различных социальных институтов, профессий и др. . Очевидно, что только этими вышеприведёнными психологическими проблемами эта проблема не исчерпывается (см. ниже). В большинстве случаев, она первична по отношению к другим проблемам, рассматриваемым в рамках национальной безопасности. Иными словами, проблема психологической безопасности, главным образом, включает в себя проблему, идущую не от отдельных малочисленных структур и слоёв общества, а от общества в целом, обладающего социально-патологическими свойствами. В процессе исследований мы пришли к выводу, что в настоящее время социальная патология общества, главным образом, связана не с социально-психологическими и экономическими условиями, а с психопатологическими свойствами его граждан.
В целом структуру психологической национальной безопасности можно представить следующим образом:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Проблемы эмоциональной деградации: Проблемы интеллектуальной деградации:
-
алкоголизации и наркотизации дебилизации
-
социальной шизофренизации социальной шизофренизации
-
виртуализации виртуализации
-
психогенетики психогенетики
-
психической нормы психической нормы
-
бездуховности и социоапатии престиж и дискредитация науки
-
фанатизма и экстремизма системы образования
-
деструктивности СМИ «Утечки мозгов»
-
деструктивной массовой поп-культуры Отсутствие эффективных новых концепций
-
патриотизма общества и армии
-
идеологии
-
отсутствие жизнеутверждающих ценностей
Теперь рассмотрим некоторые вышеприведённые составляющие национальной психологической безопасности более подробнее.
|