Гарифуллин Рамиль "Опасные психологические ловушки"

Но возможен сбой не только в компьютерах, но и в мозгах. Человек на грани тысячелетий начинает ощущать излишнюю скромность и ничтожество собственной особы. И хотя старики будут стараться мобилизовать все свои внутренние резервы, дабы дожить до 2000 года и заглянуть в него, но вместе с тем ожидается гипердепрессия и рост количества самоубийств. В людях живет страх конца света, связанного либо с третьей мировой войной, либо с неким астрономическим явлением. На границе тысячелетий человек поймет, что проживет в новой эпохе всего несколько лет. Прошедшие годы (с большими цифрами 8, 9) останутся позади, начнется новый отсчет (с нулей или с «белого листа»), в котором для сегодняшнего человека отведено мизерное место. От чистоты «белого листа» (как это бывает у писателей, поэтов, композиторов) человек ощутит некий дискомфорт.

Еще недавно многие люди мечтали, что 2000 год будет если не фантастическим, то непременно коммунистическим. Политики спекулировали на этой цифре, обещая к 2000 году всех обеспечить жильем, стабилизировать обстановку и прочее. Но «магический» год на пороге, а чего-то сверхъестественного не происходит. Поэтому кто-то разочаровывается и не верит в будущие позитивные перемены. Да и ситуация в стране этому способствует.

С другой стороны, многочисленные авантюристы уже начали паразитировать на цифре 2000 и манипулировать людьми. Появляются секты «тысячелетников», которые предрекают в 2000 году конец света, спекулируя на этом, высокопоставленные сектанты наживают гигантские состояния. Уже приходят на прием к психологам пациенты жертвы «тысячелетников», махнувшие рукой на свою жизнь: мол, все равно всем нам крышка, так что напоследок я буду наркоманить, пьянствовать и заниматься развратом.

Кроме того, многие политики прогнозируют экономический и политический конец света. Вкупе дет действовать на подсознание не лучшим образом и может привести к концу света, но только изнутри.

В честь 2000 года можно ожидать таких пышных празднеств, каких люди еще не видывали, для многих воротил назрела необходимость в отмывании огромных грязных денег. И грех не использовать в этих целях уникальную ситуацию.

Все это — синдром. Он есть и сквозь пальцы смотреть на него нельзя. Жертвами синдрома будут люди астероидного типа, которые легко поддаются манипуляциям, провокациям и гипнозу. Безусловно, если обстановка будет нагнетаться, то общество может действительно заболеть. Оно само для себя родит страх. (Столь серьезные проблемы не коснутся Востока, поскольку во многих религиях понятия времени не существует, в них ценится только душа, которая, как известно, вечна).

2000 — обыкновенная цифра. Все в мире относительно, и система отсчета могла бы быть иной. Вы проснетесь в первый день 2000 года и наверняка удивитесь тому, что все как ни странно, по-прежнему стоит на своих местах.

 35. ПСИХОЛОГИЯ БЛЕФА.

Почему мы оказываемся в роли «лохов» и что с этим делать?

Вы, наверное, замечали, что чаще всего обманывают одних и тех же. Погорел человек на «Русском доме Селенга» — очередные сбережения отнес в «МММ». Только-только скопил деньжат по новой, решил дачу построить — строительная фирма «лопнула»... Как правило, это люди определенного психологического склада так — называемого внушаемого типа. Они очень эмоциональны, легко «заводятся», поэтому более управляемы и поддаются самым простым формам внушения. Например, их легко загипнотизировать. Это те, кто на сеансах Кашпировского чувствовал тяжесть в ногах и все, что полагалось.

По статистике, к внушаемому типу относится примерно 12 процентов людей (причем женщин среди них процента на два больше, чем мужчин). Однако это средние цифры, в некоторых странах их больше, в некоторых меньше — в зависимости от особенностей национального характера. В России таких людей больше, чем на Западе.

Короче говоря, из любых 200 человек с улицы, которых вы соберете на презентацию, как минимум 20 окажутся гипнабельными. Они с энтузиазмом раскошелятся на совершенно ненужные товары или услуги — и надо только назваться какой-нибудь звучной фирмой.

Что же таким людям делать? Неприятно как-то постоянно оказываться в роли Буратино на поле чудес. Никогда не участвовать в рекламных акциях, розыгрышах, финансовых играх и тому подобных вещах. Важные решения, связанные с деньгами, им вообще лучше в одиночку не принимать— тем более на эмоциональном подъеме, вызванном чьими-то словами, рекламным каталогом и т.п. Если вы такой или такая, берите с собой в магазин или на презентацию знакомых, которые в случае чего удержат от опрометчивых поступков.

А остальные, «негипнабельные», могут всюду ходить и ничего не бояться? Нет, конечно. Большинство фирм, у которых отъем денег поставлен на поток, не могут себе позволить работать лишь на 12 процентов населения. Они работают на всех. И используют как прямые формы воздействия на «лохов», так и более изощренные как правило, уже хорошо отработанные на Западе.

Например, так называемый эрексонианский гипноз. Это внушение «от противного». При обычном гипнозе установки даются напрямую: «Сейчас у вас потяжелеют руки-ноги». При эрексонианском они звучат примерно так: «Я никак на вас не воздействую. Если у вас вдруг потяжелеют руки-ноги, не обращайте на это никакого внимания». Заявления, что продукция фирмы «не для всех», а потому не распространяется через обычные магазины, — этот прием часто используется в сетевом маркетинге — из той же серии. Как и требования прийти на презентацию исключительно с паспортом и женой иначе не пустят (любимый трюк тайм-шерщиков), особые списки с персональными номерами, по которым якобы проводятся почтовые розыгрыши и т. п.

Кстати, о тайм-шерах. Слишком уж часто приходится общаться с гражданами, наколовшимися на этом деле. Среди них попадались такие, которые способны каждое слово в документе чуть ли не под лупой рассматривать, а расспросами довести до белого каления. Вот только в момент презентации эти их способности куда-то улетучивались — люди подписывали откровенно кабальные договоры и уплачивали огромные по нынешним временам суммы не вполне понятно за что.

Дело в том, что манипуляторы и их «клиенты» на таких презентациях находятся в неравных условиях. Это как шахматная партия — выигрывает тот, кто лучше подготовлен. У организаторов презентации всегда присутствуют «домашние заготовки». Клиенту же приходится ориентироваться и соображать по ходу дела. Даже человеку с выдающимися аналитическими способностями сложно с ходу «переварить» тот объем информации, который там на него обрушивается. Да еще в состоянии цейтнота — договор предлагается подписать тут же. Да под постоянным прессингом менеджеров — клиента забалтывают, не давая ему сосредоточиться. Результат закономерен: большинство в состоянии внимательно прочитать те бумаги, которые они подписали, только наутро — когда что-либо изменить поздно.

А можно ли запастись какими-нибудь своими «домашними заготовками», которые помогали бы с успехом противостоять любым манипуляторам? Говорят, по жестам можно сориентироваться...

Мошенники про язык жестов тоже знают и стараются явных ошибок не допускать. Реальнее обратить внимание на такой момент: ведут с вами разговор о конкретных свойствах конкретного товара или, что называется, давят на чувства? Если эмоциональное давление присутствует — пусть даже в вежливой т ненавязчивой форме — немедленно разворачивайтесь и уходите...

ЭТИ ПРИЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ «кидалы» используют чаще всего.

þ Вам сулят, что вы быстро и без труда разбогатеете. Например, присылают конверт, на котором крупно и красиво написано: "Вы выиграли квартиру в Москве». (Обратите внимание: в конце фразы наверняка стоит маленький знак вопроса, который вы сразу и не заметили.)

þ Вас обещают вылечить от всех болезней, в том числе хронических и неизлечимых. Задайте себе вопрос: почему этот гений-целитель не гремит на весь мир, а набирает клиентов, публикуя объявления в дешевых газетах?

þ В качестве подтверждения чистоты своих намерений фирма постоянно ссылается на авторитеты «Мы уполномочены правительством Москвы», «про нас в газетах пишут», «у нас лечились актер А. и политик Н.». Имейте в виду, «пишут в газетах» может означать только то, что фирма дает там свою рекламу, а городские власти нередко лишь после скандала узнают о существовании «уполномоченных» ими компаний и т. д.

þ В присланных или врученных вам бумагах присутствует красочно оформленный сертификат с большой печатью, который якобы подтверждает обязательства фирмы. Чаще всего это просто красивая бумага, которая не имеет никакой юридической силы, — такую же на хорошем компьютере может сделать даже ребенок.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЛЕГКО ЛИ ВЫ ПОДДАЕТЕСЬ ВНУШЕНИЮ

Честно ответьте себе на такие вопросы:

– Липнут ли к вам на улице цыганки, «лохотронщики», представители каких-нибудь религиозных сект?

– В первую очередь вы делаете то, что вас просят другие, а уж по том то, что нужно лично вам?

– Вы постоянно всем сочувствуете, легко проникаетесь чужими проблемами?

– Окружающие часто говорят, что вы добрый человек?

– Вам свойственно быстро увлекаться новыми идеями причем до такой степени, что перестаете замечать все вокруг?

– Вы творческий человек?

Если на все или большую часть вопросов ответ был «да», вы яркий представитель истероидного типа. Что делать, если вам предлагают вложить деньги в новый банк или зазывают на презентацию чудо-косметики, надеемся, вы уже поняли...

 36. ПСИХОЛОГИЯ АЗАРТА И АФЕРИЗМА.

На вокзалах Москвы в лапы различных аферистов ежедневно попадают сотни господ проезжающих. На Казанском, например, «работают» сразу несколько игровых «бригад», предлагающих пассажирам скоротать время за увлекательным занятием.

Народ наш, известное дело, доверчив, как дитя малое. Особенно, если ему предлагают прекрасный видеомагнитофон «Sony» всего... за двадцать тысяч целковых! «Ну что такое 20 тысяч рублей в наше время!» думает иной гость столицы. И только он так подумает, как сразу же становится кандидатом в жертвы мошенников высшего .разряда.

Игра устроена так, что клиент не может забрать свои деньги — только кидает их еще и еще. И вот наступает момент, когда он начинает шарить в карманах в поисках последних денег, чтобы «сорвать» и банк, и приз. Но, как правило, их-то у него и не оказывается, и выигрывают другие.

Вот она счастливая парочка, хапнувшая и телевизор, и кругленькую сумму в несколько миллионов рублей. Муж и жена видно по всему едва сдерживают слезы по поводу неожиданного счастья.

Муж на радостях покупает проигравшему бутылку коньяка, они с женой уходят.

Но вот через час-полтора я снова вижу «счастливую парочку» возле группы играющих.. Как и в первый раз, они появляются в самый решающий момент игры и вновь срывают «банк» и приз — цветной японский телевизор. И вновь слезы радости, бутылка «откупного» и стремительный уход с места событий.

Мне удалось-таки познакомиться с «супружеской четой». Они и в самом деле оказались... мужем и женой. За соответствующую мзду Игорь и Наталья поведали, что аферами на вокзале промышляют второй год. За их безопасность отвечает «бригадир», у которого все «схвачено». Но все равно, ухо надо держать востро.

На вопрос, как они могут хладнокровно обирать ничего не подозревающих людей и спокойно спать после этого, аферисты признались, что поначалу очень переживали. Но «бригадир» долго и упорно внушал им мысль, что тех, кто играет на вокзалах, грех не грабить, так как у них шальные и не всегда честным путем добытые деньги. Так что они сегодня убеждены: любого, кто вступает в игру, можно и нужно «греть».

Но иногда и эта формула начинает давать сбои. Особенно, когда во время игры разыгрываются драмы, когда облапошенные люди остаются без копейки. Тут, по словам Игоря, может помочь только коньяк. «Перед игрой дерябнешь полстаканчика сразу веселее становится «кидать» народ». По словам Натальи, неправда, что аферисты народ без стыда и без совести. Многие спиваются, заливая свою совесть вином, а многие считают свое занятие временным делом: мол, накоплю деньжат, стану богатым, потом — очищусь, смою грехи. Но из этого мутного «болота» так просто не вылезешь, отсюда одна дорога — либо на нары, либо — на «перо» бригадира.

 37. ПСИХОЛОГИЯ ПЕССИМИЗМА.

Ознакомимся с результатами опроса, проведенного нами среди разных социальных групп об их отношении к будущему.

Среди респондентов до 20 лет 89 процентов из 200 опрошенных с уверенностью смотрят в завтра. Боязнь же, на которую указали 11 процентов, почему-то ассоциируется у них с цифрой 2000.

С меньшим оптимизмом относятся к будущему 50% тех, кому под тридцать. А среди 40–50-летних этот процент еще выше — 61.

От 65 до 80 лет пессимистов еще больше 81 процент! Боятся они, как правило, за детей, внуков и правнуков.

 38. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ О МАТЕРИАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ.

Тема работы и всего, что с ней связано, сегодня волнует каждого. Об этом говорят везде и всюду — и в будни, и на отдыхе.

Оказывается, всего 16 процентов из числа 200 опрошенных горожан вполне удовлетворены своим делом и зарплатой. 29% дали ответ скорее да, чем нет; 28% скорее нет, чем да и 15% совершенно не удовлетворены тем, чем занимаются в жизни. Почти четверть респондентов заявили, что их способности гораздо выше, чем получаемое вознаграждение. Лишь 9% ответили, что в работе их привлекает зарплата. Зато целых 68%, кажется, уже смирились с существующим порядком вещей.

Вместе с тем опрашиваемые честно признались, что зачастую сами не дотягивают до уровня тех, кто добивается успеха на службе. 22 процента считают, что им для служебной карьеры недостает... нахальства и ловкости, 9 -комплексуют по поводу дефицита самостоятельности, а у 11 — отсутствует всякое стремление к карьере, а стало быть, и к повышению зарплаты.

Да, с таким багажом мы нескоро станем получать «европейскую зарплату». Впрочем, подавляющее большинство горожан нынче согласно и на нашу - российскую. Лишь бы вовремя платили.

 39. ПСИХОЛОГИЯ НЕЦЕЛОМУДРЕННОСТИ.

Девушки, будьте целомудренны в этом есть своя корысть! Наши исследование, показали, что только 10 процентов пар, между которыми возникли интимные отношения уже в первый месяц после знакомства, дошли до алтаря. Сравните это с показателем 47 процентов, а именно столько вступили в брак, повременив с близостью год или даже больше. Так что уж лучше потерпеть...

 40. ПСИХОЛОГИЯ КЛЕПТОМАНИИ.

С нашей точки зрения , в печально известном случае —«замораживания» ГКО и РКО сработал выведенный нами закон денежной клептомании.

Его суть заключается в том, что определенный человек (или группа людей), берущий в долг крупные, а в данном случае — астрономические суммы, подсознательно не хочет с ними расставаться. Он не в силах побороть внутреннее сопротивление и готов пойти на любые ухищрения, лишь бы оставить полученные легким путем деньги у себя.

Согласно проведенным исследованиям этой «болезни» подвержен каждый пятый человек, берущий в долг. Но куда больше людей, которые испытывают огромное волнение оттого, что просто держат в руках приличные суммы чужих денег. У них поднимается давление, потеют руки, учащается сердцебиение. Интересно, что банкиры в некоторых странах, принимая на службу кассиров, инкассаторов, имеющих постоянное дело с дензнаками, устраивают им психологическую проверку, давая подержать, скажем, миллиард. Надо сказать, что далеко не все выдерживают этот психологический тест.

Клептомания — термин психиатрический. И, как это ни печально, матушка Россия больна ею с начала века. Вспомните, кто только не грабил наш народ и каких только денежных реформ, внутренних займов, финансовых пирамид и прочих хитрых штучек по законному изыманию дензнаков у населения за это время не производилось! Последний пример еще раз подтверждает, что денежная клептомания в России возведена в ранг государственной политики. А «эго» ее правителей, согласно и теории, и практике, растворено в наших... кошельках.

 41. ПСИХОЛОГИЯ РИСОВАНИЯ НА ПАРТАХ.

Все, кто хоть раз в жизни сидел за партой — в школе, техникуме, вузе, наверняка что-нибудь да писали на ней.

Например, формулы по алгебре или спряжение глаголов в имперфекте. Мальчишки в определенном возрасте рисовали обнаженных красавиц, а девчонки — сердечки, пронзенные роковой стрелой любви...

Но времена меняются. И сегодня на партах уже не встретишь многое из того, что запечатлевалось на них, родимых, даже лет пять назад.

Итак, о чем же пишут-малюют нынешние студенты? Оказывается, на первом месте по количеству стоят надписи, отражающие названия различных иностранных рок-групп от «Скорпионс» до «Нирваны». Причем большинство этих надписей выполнены настолько любовно, что нет никаких сомнений в привязанностях их авторов.

На втором месте идет группа всевозможных «прикольных» надписей, в которых весьма трудно найти хоть какой-нибудь намек на логику или глубину мысли. Вот некоторые из них. «Да здравствует компартия Татарстана!», «Голубой хочет познакомиться с красавицей», «КПСС — отец СПИДа», «Пиво + вобла = отрыжка».

«Достойное» место на партах и скамейках занимают также всевозможные рисунки, аббревиатуры партий типа ЛДПР, КПСС, таинственные масонские знаки, свастика. Отдают дань студенты и родным краям: надписи вроде «Нижнекамск-95», «Лаишево-94», «Азнакаево» говорят, вероятно, об их большой любви к малой родине. А такое слово, как «Анаша», повторенное в нескольких аудиториях, выдает приверженность авторов к несколько иной страсти.

Любопытны выводы, сделанные психотерапевтом на основе достаточно глубокого изучения и анализа собранного на партах «материала». Прежде всего, люди, пишущие или рисующие что-либо от скуки на столе, делают это подсознательно, а значит, очень искренне. Стало быть, «парточная» информация весьма объективно отражает их истинные характеры и наклонности, более точно, нежели другие фразы или рисунки, выполненные сознательно.

О чем же можно судить по нынешним записям? Прежде всего, что сегодняшняя молодежь меньше озабочена сексуально и больше интересуется музыкой, политикой. А главным образом ее волнует нехватка денег для удовлетворения все возрастающих потребностей (не случайно среди рисунков очень много роскошных авто, знаков доллара и т. п.).

Есть и другие, не слишком утешительные выводы. Например, о том, что на смену сексуальной энергии, которая наблюдалась в молодых людях ранее, идет энергия агрессивная. Ее источники, по мнению психолога, — духовная пустота и неудовлетворенность молодых занимаемым положением в обществе, резко возросший примитивизм.

Вот о чем могут поведать обыкновенные надписи на учебных партах. Так что, уважаемые студенты, вы уже попали в историю.

 42. ПСИХОЛОГИЯ ДУМЫ О СМЕРТИ.

Часто ли человек задумывается о своей смерти?

Результаты проведенных нами опросов ошеломляют. Оказывается, на протяжении всей жизни мы с вами только и делаем, что... думаем о своей кончине.' Впрочем, судите сами. По данным психологов, человек в возрасте от 20 до 30 пет размышляет об этом через день. Через полтора дня посе щают эти мысли лиц в возрасте от 30 до 40 лет. А те, кому от 40 до 50, думают о бренности жизни один раз в два дня.

Естественно, чем мы старше и мудрее, тем чаще посещают нас мысли о неотвратимости будущего. После 50 лет человек размышляет о смерти уже по 3 4 раза в день! Так продолжается до 60 лет, после которых мы уже думаем об этом... ежечасно. И так до конца жизни. Естественно, все это происходит на подсознательном уровне. Но так или иначе влияет и на наше поведение, и на наши поступки, и на саму нашу судьбу.

И еще об одном чувстве, связанном со смертью, стоит сказать -о страхе. 20 процентов опрошенных испытывают его из-за боязни умереть от долгой мучительной болезни. 11 процентов в ужасе от того, что могут умереть в одиночестве. 12 процентов испытывают страх утраты собственной личности. А 4 процента респондентов бесит незнание даты... своей смерти. Впрочем, такое же число счастливцев ждет этого события не только без боязни, но и с удовольствием.

 43.ПСИХОЛОГИЯ АССОЦИАЦИИ

Мы попытались выяснить, какие ассоциации вызывают у соотечественников некоторые слова.

Например, капитализм большинство опрошенных связывает с такими понятиями, как деньги, доллары, сложное производство, шикарные офисы компаний. Антипод этой системы коммунизм вызывает у сограждан иные сравнения: одни ассоциируют его со словами: «красный», «Ленин», «съезд», «изобилие», другие «застой».

Теперь по странам. США — иномарки, небоскребы, солнце, Клинтон. Россия — Ельцин, Волга, Москва, Чечня, пьянство, зима. Ну а Татарстан у земляков в основном вызывает такие ассоциации —Шаймиев, зелено-красный, нефть, суверенитет, сабантуй.

Как видите, в подсознании бывших граждан Советского Союза, воспитанных в духе «верности и преданности» автоматически возникает в первую очередь хозяин-президент, а уж потом — все остальное.

Интересно, что аналогичные экспресс-опросы, проводимые во Франции, Англии и Германии, показали не только полную аполитичность тамошних граждан, но и «неуважение» к своим лидерам. Их ассоциации по любым темам связаны не с расцветкой государственных флагов или именами президентов, а с вещами куда более простыми: цветом неба, запахом моря, шумом дождя.

Нам бы их проблемы!

 44. ПСИХОЛОГИЯ НЕПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ.

О том, что многие наши соотечественники любят «закладывать за воротник», мы знаем. По каким поводам это происходит — тоже. А вот такой простой вопрос, почему, несмотря на всеобщую «алкоголизацию населения», некоторая его часть остается трезвой, для многих все еще остается загадкой.

Оказалось, что 14 процентов из них все-таки принимают «на грудь», правда, исключительно по праздникам.

Те же, кто не пьет круглый год, главными причинами своего отказа от алкоголя считают: страх умереть (3 процента), сильный похмельный синдром (9), боязнь потерять семью и работу (19), рационализм (8) и кодирование (12).

Идейных же трезвенников, которые находят истину не в вине, а в здоровом образе жизни, кот наплакал — всего 4 процента из числа опрошенных.

19.11.95

 45. ПСИХОЛОГИЯ СПОНСОРСТВА.

Результаты мини-опроса, на наш взгляд, хотя бы частично проливают свет на проблему, с которой сталкиваются сегодня многочисленные ходоки за материальной помощью и поддержкой.

Так, 29 процентов опрошенных заявили, что не дадут денег ни одному «попрошайке», так как не уверены, что они дойдут до истинно нуждающихся в них.

25 процентов респондентов поведало, что воздерживаются от спонсорства по той простой причине, что с них и без того «дерут» огромные налоги. Почти пятая часть опрошенных считает, что спонсировать можно лишь в том случае, если это принесет прибыль или рекламу фирме. А 6 процентов несостоявшихся спонсоров убеждены, что лучше проиграть эти деньги... в казино.

 46. ПСИХОЛОГИЯ ОЖИДАНИЙ.

Пока российское правительство лихорадочно ищет пути выхода из экономического кризиса, в народе не менее активно муссируются слухи о грядущих потрясениях, которые якобы ждут наше отечество уже этой осенью.

21 процент опрошенных признался, что живет в предчувствии... гражданской войны, 6 процентов считают, что мы находимся в преддверии очередной революции. Некоторые убеждены, что осенью в России начнется всеобщая забастовка, которая перерастет или в революцию (15 проц.), или в гражданскую войну (4 проц.). Впрочем, каждый пятый респондент убежден, что дело закончится военным переворотом, что тоже не сахар.

Интересно, что лишь 4 процента опрошенных горожан верят в мирное разрешение сегодняшнего кризиса власти. 38 процентов уверенно назвали время предстоящих политических катаклизмов — октябрь-ноябрь. А 28 процентов даже выразили готовность поддержать любое движение, направленное на свержение власти. Впрочем, праведный гнев 41 процента из числа опрошенных направлен на федеральные власти и лишь 6 процентов винят в нынешнем положении дел руководство Татарстана.

Отвечая на вопрос, что же такое нынешний кризис — реальность или иллюзия, раздуваемая в средствах массовой информации, 74 процента выбрали первый вариант ответа и лишь 6 процентов верят, что никакого кризиса нет и не будет. А многие (около 30 процентов) вообще не понимают, что происходит в стране.

21.07.98

 47. ПСИХОЛОГИЯ ОБЗЫВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Известно, что во все времена школьники придумывали своим учителям самые невероятные прозвища. По данным психологического центра Рамиля Гарифуллина, сегодня их имеют 40 процентов городских и 10 процентов сельских педагогов.

Самые распространенные прозвища, в которых используются настоящие имена. Например, Зинка, Евгения, Катюша, Любаня. На втором месте -обыгрывающие внешние данные: Филин, Чапай, Жгучка, Морковка, Пилюлька, Кукушка, Пилка. А венчают ученическое «творчество» прозвища, связанные с предметами, которые ведут учителя. Ботаничку, например, могут назвать Растением, физрука Паном Спортсменом, физика Фарадеем.

Интересно, что многие педагоги знают о своих вторых именах и даже привыкают к ним. К тому же, как показывает многовековая история отечественной школы, их дают, как правило, любимым учителям.

 48. ПСИХОЛОГИЯ «ОКОН» НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Задумывался ли ты когда-нибудь, дорогой читатель, над тем, сколько раз в день и как долго ты глядишь в окно, любуешься на себя в зеркало, смотришь телевизор, устремляешь взор в небеса или на... икону? Мы провели исследование на тему «Окна нашей жизни», каковыми он и считает все перечисленные выше объекты.

В результате его многочисленных опросов и наблюдении оказалось, что, например, в обычное окно люди в среднем смотрят не более 25 секунд в день. Исключение составляют бабушки и матери, которые подолгу наблюдают за гуляющими во дворе детьми.

У зеркала большинство из нас проводит, по мнению психолога, от одной до 30 минут в день. Кстати, мужчины смотрят на свое отражение в среднем по две с половиной минуты в день, тогда как женщины всего по две. Правда, бывают исключения: например, куда чаще и продолжительнее в зеркало глядят влюбленные, подростки и красавицы. Реже – люди преклонного возраста.

Отличаются от расхожего мнения данные и о нашем отношении к телевизору. Казанский мужчина, например, смотрит в «телеокно» не полдня, а всего... полтора часа в сутки, ну а женщина и того меньше — 40 минут. Правда, с возрастом ситуация меняется: пожилые люди сидят у телевизора в 2,5 раза больше. Разумеется, речь идет только об обычных людях, а не о «теленаркоманах».

А вот в небеса и на иконы большинство из нас смотрит совсем редко. У молодых есть на то веская причина: им еще рано думать о вечном. Люди же среднего и пожилого возраста обращают взоры к Богу всего по 5–6 минут в день, причем чаще это делают женщины.

 49. ПСИХОЛОГИЯ ПОСТЕЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ.

По данным нашего опроса, 9 процентов замужних женщин с трудом переносят... сексуальные фантазии своих благоверных.

Однако это лишь видимая часть «айсберга». На самом деле число морально и физически страдающих женщин гораздо больше. Но по причине деликатности темы многие предпочитают помалкивать о своих проблемах. Между тем они становятся все острее, о чем свидетельствует растущее число неврозов, истерии и других психических расстройств у наших дам.

А начинается все с того, что, насмотревшись порнухи и начитавшись бульварных романов, некоторые мужчины начинают требовать удовлетворения своих страстей в весьма оригинальной форме. Например, принуждают жен к оральному или анальному сексу, забывая, что гармония в половой жизни возможна лишь при обоюдном желании и уважении достоинства каждого партнера.

Дело усугубляется и тем, что, добиваясь своей цели, многие мужчины начинают манипулировать чувствами жен, грозя в случае отказа... уйти из семьи. В результате семейная жизнь для женщин, оказавшихся в такой ситуации, превращается в пытку.

Психотерапевты и сексопатологи, сталкивающиеся с такими случаями в своей практике, считают, что единственным решением этой проблемы является воспитание у супругов истинной сексуальной культуры, главными ценностями которой являются духовное и физическое здоровье человека.

1.07.98.

 50. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ НАШИХ.

Мы провели опрос 420 учащихся средних школ городе в возрасте до 12 лет.

Ребятам были заданы разнообразные и порой весьма неожиданные вопросы, касающиеся многих сторон их жизни и характеров.

Результаты этого первого психологического опыта превзошли все ожидания. Достаточно сказать, что в ряде школ по их итогам проведены родительские собрания, на которых педагоги, папы и мамы попытались проанализировать некоторые аспекты опроса. Например, случайно ли 66 процентов опрошенных положительно ответили на вопрос «Пробовали ли вы хоть однажды спиртное?» Два процента, судя по ответам, пробовали даже наркотики, а три — токсические вещества. А на вопрос «Видели ли вы порнографические фильмы?» утвердительно ответили 75 процентов 12-летних ребятишек. Впрочем, уже как-то неловко так их называть.

Наводит на размышления и ответ на вопрос «Кто твой кумир в жиз-ни?». У 19 процентов такового не оказалось, 12 процентов затруднились дать ответ, остальные назва'ли: А. Шварценеггера (7 процентов), группу «Кар-Мэн» (Лемох), Титомира — 5 процентов, Ван-Дамма — 5 процентов. Газманова — 4 процента, Брюса Ли — 4 процента, Ветлицкую — 4 процента, Цоя — 2 процента и т. п.

Вместе с тем 10 процентов опрошенных назвали в качестве кумира своих родителей, и это весьма радует. Впрочем, не только это.

Целая серия вопросов и ответов, касающихся взаимоотношения детей и водителей, благополучно завершилась убедительной победой пап и мам. Так, на банальный вопрос "Уважаете ли вы своих родителей?» 87 процентов ребят единодушию ответили «Да», 3 процентов сказали "Нет» и лишь 5 процентов затруднялись с ответом. Для 86 процентов самым ценным в жизни, как выяснилось, также являются родители и родственники. Интересно и то, что ровно половина мальчиков и девочек больше всего верит в Бога и, естественно, в родителей.

И еще кое-что о «предках». Вот как выглядят ответы на такой необычный вопрос — «Как ты думаешь, твои родители любят Друг друга?»:«Да» — 56 процентов, «Нет» — 24 процента, «Затрудняюсь сказать»— 20 процентов. А вот на вопрос «Заставляют ли тебя родители зарабатывать деньги?» ответили утвердительно всего 6 процентов. Зато 88 процентов убеждены, что они ну просто необходимы своим папам и мамам. Правда, 8 процентов считают, что они родителям совершенно не нужны.

Вот такой прошел опрос, вот такие получены ответы. Может быть, кому-то все это покажется несерьезным: мол, нашли кого спрашивать, вы бы еще у грудных детей поинтересовались, ходят ли они на горшок. Мы убеждены, что, умей младенцы говорить, они рассказали бы много поучительного и про нас, и про этот мир, в который только вступают.

А что касается тех детей, которых опросила его служба, то, простите, какие же они дети, если 81 процент из них уже твердо знают, чем будут заниматься в жизни, когда станут взрослыми. И здесь результаты весьма радуют, потому что 51 процент собираются производить товары, 13 — продавать их, а 12 процентов — и производить, и продавать.

Вот такие они сегодня, наши дети. И принимать их надо такими, какие они есть. Принимать и, что самое важное, понимать. И тогда, как написал один школьник ;опросном листе, «все будет о'кэй».

 51. ПСИХОЛОГИЯ «КУЛЬТУРЫ» НАРОДА.

Можно ли определить уровень нашей культуры... в килограммах мусора? Оказывается, можно. По мнению дворников, опрошенных на сей счет нами , она равна примерно одному пуду (16 кг). Именно столько мусора ежегодно выбрасывается на улицы города из окон одной среднестатистической многоэтажки.

Чем же «украшают» свой двор горожане? На первом месте, по данным опроса, стоят окурки и сигаретные пачки. Далее идут пробки от всевозможных бутылок, упаковочные пакетики, бумажные обертки. Уровень нашей с вами культуры позволяет многим выбрасывать через свои окна и форточки даже... пищевые отходы, а также высыпать туда же мусор из пылесосов и собачью шерсть.

На последнем, но не менее «почетном» месте в этом списке значатся... презервативы, которые борцы со СПИДОМ почему-то предпочитают выбрасывать из окна.

Что касается культуры, то ее степень, следуя дворницкой методике, обратно пропорциональна количеству мусора, скапливающемуся вокруг наших домов. Так что пуд это чересчур много, считают работники метлы и лопаты.

 52. ПСИХОЛОГИЯ ПРИЗЫВНИКОВ.

Любопытные результаты дал опрос, проведенный в канун Дня Победы среди казанской молодежи от 18 до 25 лет.

Группе молодых людей (около 500 человек) было предложено ответить на один вопрос: «Будете ли вы защищать Родину сегодня?».

Свыше половины опрошенных (54 процента), не задумываясь, ответили «нет». При этом многие мотивировали свой отказ тем, что нынче нечего и некого защищать, а «за мафиозников мы воевать не станем».

Удручающе велико (для Родины, конечно) и число тех, кто затруднился с ответом – 30 процентов опрошенных. И лишь 16 процентов молодых людей уверенно заявили, что в трудный час страна может на них рассчитывать.

 53. ПСИХОЛОГИЯ РАЗДЕЛА ИМУЩЕСТВА МЕЖДУ РОДНЫМИ.

По нашим данным, 90 процентов конфликтов между детьми и родителями происходят на почве дележа собственности последних.

Нередко такие разборки приводят к полному разрыву родственных связей, бесконечным судебным тяжбам и даже... психическим заболеваниям обеих сторон.

– Я уже который месяц ночей не сплю, доктор, – жалуется один из пациентов. – Жена прохода не дает, запилила совсем: давай, говорит, отсуживай у «предков» свою долю наследства! А какое там наследство – одна двухкомнатная квартира, за которую они всю жизнь пахали!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться