Гарифуллин Рамиль "Опасные психологические ловушки"

В последние годы увеличилось не только количество любителей нескольких жен, но и число женщин, готовых стать параллельной супругой. Главная причина - прагматическая: тяжелая экономическая ситуация, рост женской безработицы. И как следствие, желание найти хорошего кормильца. К тому же многие юноши не спешат обзаводиться семьями, и женщины готовы удовлетвориться “половинкой” или даже “четвертинкой” мужа, чем не иметь никакого. Не последнюю роль играет и безумная любовь, толкающая дам к полигамии: пусть вкупе с другими женами, лишь бы быть рядом.

 14. ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ ОБ УМЕРШИХ.

На данные философско-психологические размышления нас натолкнули некоторые высказывания наших соотечественников: “Я вижу неухоженные могилы, которые погребаются под слоем новых могил. Неужели люди потеряли память?..”, “Часто великие люди живут и умирают в нищете, а “криминалы” даже после смерти сохраняют тщеславие, которое выражено в суперсклепах...”, “Почему люди на склоне лет становятся похожими на детей, даже говорят - что стар, что мал?..”

В психологии есть такое понятие - “субъектная представленность”. Мы существуем тогда, когда представлены в других, когда о нас знают. Иначе под вопросом - есть ли мы вообще? То есть, как утверждают экзистенциалисты (existence -сущность), мы живем, пока нужны. И если это отсутствует, то человек оказывается в психологическом вакууме и идет на суицид. Как-то ученые пошли на такой эксперимент: создали человеку физический вакуум, поместив его в закрытое темное помещение и лишив возможности видеть, слышать, обонять, ощущать. После критического времени у здорового индивида начались сбои в организме и нервные приступы...

Насколько человек был необходим другим людям, показывает время, в течение которого его помнят после ухода из жизни.

Жизнь после жизни - это и есть память. Люди научились различным формам памяти в виде ритуалов, постаментов, памятников, ухода за могилами, через что идет общение с теми, о ком хотят помнить. Но в сегодняшнем мире ощущается кризис памяти. Связано это с тем, что человечество стало более прагматичным и менее мистичным, мышление людей - более казенным.

Память приобрела более синтетическую форму: вместо “теплых” крестов на кладбищах появился “холодный” мрамор, кроме деревянных гробов - навороченные “футляры” из замысловатых материалов. Похороны порой выливаются в показные шествия, а склепы или надгробия оцениваются в тысячи долларов. Но все это - не от души. Так - дань моде, выражение тщеславия. И совсем не означает, что это будет гарантией памяти на долгие годы.

Согласно нашим социологическим исследованиям, лишь 9% опрошенных знают своих прародителей по имени и отчеству, ведают об их роде деятельности. В 2% случаев у горожан имеются семейные реликвии или фотографии, дошедшие до третьего поколения.

В лучшем случае человека помнят 200 лет после его смерти, а в среднем - полвека. На вопрос: “Как долго будут помнить ВАС?” - 85% опрошенных реагировали весьма оптимистично, считая, что имеют и будут иметь достойных потомков, способных через века пронести память о них.

Отсутствие памяти о своих предках современники объясняют тем, что нечем было ее зафиксировать: не было компьютеров, фотоаппаратов, “видиков”. Поэтому есть надежда, что наше поколение будут помнить несколько дольше. Конечно, в случае психологического оздоровления общества.

В чем разрушительная сила отсутствия памяти о своих предшественниках? Согласно экзистенциальной философии, человеку должно быть присуще чувство ответственности, причем двухуровневой: конкретная ответственность - за других людей (ребенка, родителей...) и экзистенциальная - за себя как промежуточное звено между прошлым и будущим (за свою династию, за свое поколение, за свое место в бытие).

Память - это и есть экзистенциальная ответственность. Пока есть память, мы ощущаем себя звеном между прошлым и будущим. Отсюда вытекает и смысл жизни, причем также двух уровней. Человек имеет конкретный смысл, так как он молод, здоров, энергичен. А есть смысл более глубокий: человек жив, потому что он чувствует ответственность. То есть пока есть память, есть и смысл жизни, отсутствие которого ведет к неврозам и страху смерти.

По значимости 89% опрошенных собственную смерть ставят на первое место. Последующие пункты распределились таким образом; дети, родители, Бог, счастье, жизнь, карьера, семья и т. д.

Мы живем в эпоху “информационного мусора”. Любой индивид может широко растиражировать свои мысли. И фильтрами, способными отсеять суррогат, являются история, память. То, что оседает в памяти, - это есть истина, а что отсеивается - мусор. Запоминаются не только радостные события, но и те, которые нанесли человеку сильные раны, причинили страдания (помним как урок).

Мы говорили о памяти, по сути, после смерти. Но сегодня имеются определенные исследования генетиков, биологов и других специалистов, которые говорят о памяти первого порядка, то есть о человеке еще до его рождения. В снах, гипнотических состояниях 94% опрошенных видят события, которые происходили не с ними, но с их материей.

По суждениям некоторых философов и психологов, память - это небытие второго порядка, то есть жизнь после смерти. Что же тогда является небытием первого порядка? В этом понятии больше субъективной формы в виде будущего того, кто пока находится в небытие. Допустим, у вас пока нет ребенка, но вы мечтаете о нем, представляете, каким он будет, по сути моделируете его. И у 50% людей представленный образ совпадает затем с истинной картиной.

Не будем вдаваться в различные концепции существования этих двух НЕЧТО. Интересно другое - доказательство их симметричности.

Мы разработали следующую теорию. Принимаем небытие до рождения и небытие - после, а между ними - жизнь. Есть переходные периоды между небытием первого порядка и жизнью (детство), а также жизнью и небытием второго порядка (старость). И если существует симметрия между этими периодами (ребенком и стариком), то можно говорить и о симметрии между двумя нечто.

Например, людей преклонного возраста тянет к земле (с удовольствием работают на садовых участках), детей - аналогично (играют в песочницах, копают, сажают). Старики, как и дети, находят интересы в малом, часами занимаясь примитивными операциями и радуясь каждому прожитому дню.

Время для тех и других течет медленно. Если ребенок играет в игрушки, то и старик “играет” с некоторыми бытовыми или коллекционируемыми вещицами. И старые люди, и малыши капризны, мудры (“устами младенца глаголет истина”), верят в Бога, мифы, сказки. И те, и другие любят бывать на природе, много спят. Если старики похожи на себя в грудном возрасте, то и внешний облик новорожденного - кожа, сморщенное лицо, лысая голова - схож со старческим. У старых и малых отсутствует влечение к противоположному полу, зато присутствуют плохое зрение, невнятная речь, неумение пережевывать твердую пищу, отпускание физиологической нужды в постель.

Галлюцинации, видение “того света”, ангелов или чертей (в зависимости от своей “грешности”) характерны для старцев, особенно перед смертью. Американские ученые доказали, что малыши живут с синестезией (умением видеть мир нетрадиционными формами восприятия: слушать цвет, нюхать музыку, то есть определенные анализаторы меняются ролями).

Старик плачет перед смертью, ребенок - во время рождения (кстати, в первом плаче младенца заложена его психика). И старики, и дети запросто знакомятся со своими сверстниками, не стесняются своей наготы. У стариков - жажда познания Бога, бессмертия, у детей - жажда познания окружающего мира. Старец уходит из жизни в одиночестве (не узнает окружающих), младенец приходит в мир один (безразличие к родителям). Часто люди на склоне лет открывают в себе способности, обостренно чувствуют искусство. Дети - соответственно. Старики не боятся смерти, так как устали от жизни, дети не боятся потому, что жизнь для них прекрасна, а смерть непонимаема.

 15. ПСИХОЛОГИЯ ЗВЁЗДНОЙ БОЛЕЗНИ.

80 процентов молодых фанатов эстрадных “звезд” сталкиваются с вопиющим хамством поп-идолов. И тем не менее практически все подростки мечтают занять свое место на небосклоне известности, не задумываясь о том, что “звездная болезнь” ведет к деградации личности, зачастую является причиной алкоголизма и наркомании, а следовательно, и преждевременной смерти...

Ох уж этот юношеский максимализм! Кто из молодых не мечтает стать знаменитым?

Практически все “звездные” индивиды (будь то артисты, писатели, политики или ученые) если и не становятся отпетыми алкоголиками, то все-таки на определенном жизненном этапе проходят через пьянство. И связано сие с инфантильностью, недоразвитостью личности.

Человек определяет для себя цель жизни. И до тех пор, пока она есть, он в развитии. Достигнув желаемого, обретя славу, зачастую утрачивает ориентиры. И после эйфории от успеха наступает пустота, которая заполняется “зеленым змием”. В такие периоды - прощай творчество!

“Звезды” заболевают мордальным синдромом (мордальный – то есть узнаваемый).

Человек считает: коль окружающие его узнают и имя у всех на устах, значит, он достиг успеха и нужен людям. Но это иллюзия, самообман. Мордальная известность не имеет ничего общего с нужностью, истинным признанием.

Особенно подвержены мордальности теледикторы и ведущие популярных программ. Лица, постоянно мелькающие на экранах, быстро запоминаются. “Звездочек” распирает от собственной значимости, а кто-то зазывает их к своему столу выпить на брудершафт. Один местный бизнесмен хвастался, демонстрируя пьяную “добычу” гостям: “Это вы считаете, что он принадлежит народу, а у меня - в “шестерках” бегает”. Грустно.

Как хлестко выразился относительно мордалов Николай Сванидзе (в то время, когда возглавил российский телеканал и убрал примелькавшиеся лица), если даже задницу долго показывать на экранах, то и она станет известной и будет иметь успех.

Телевидение - это наркотик. Многие личности заболевают телеманией. И если их удаляют от эфира, то они погружаются в глубокую депрессию, пока снова не окажутся “в ящике” ( Одна диктор четыре месяца не могла оправиться после того, как ее сняли с “Вестей” Российского телеканала). Особенно от этого страдают ведущие и дикторы нарцистического типа, склонные к самолюбованию.

За многие годы, пропустив через свои руки не один десяток известных личностей, мы выделяем две технологии создания “звезд” - естественную и искусственную. С естественной все ясно: талантливый человек без посторонней помощи находит свое место под солнцем, и слава его не подвластна времени. А вот чем чревата искусственная?

К примеру, шоу-делец, изучив конъюнктуру рынка, решает, какую “дыру” можно “заткнуть”, и начинает раскручивать выбранного для этого недоросля. Деньги и хорошая аппаратура делают свое дело. И на экранах начинают мелькать низкопробные новоиспеченные “звездочки”, удовлетворяя плохой вкус зрителя. Посияв определенное время, они выбрасываются, как отработанный шлак, зачастую обреченные на алкоголизм, наркоманию, Депрессию. Какое-то время еще идет свет от “потухшей звезды”, но недолго.

Особенному унижению подвергаются юные леди. Прежде чем попасть на сцену, они используются шоу-дельцами в качестве секс-игрушек, переходя из рук в руки. Клеймо позора и психическая травма остаются на всю жизнь. Одна молодая женщина рыдала в кабинете психолога: жертва сексуальных утех была обманута покровителями, “звездой” не стала, зато превратилась в алкоголичку и проститутку.

Австрийский психолог Альфред Адлер считает, что в основе принципа самоактуализации и всемогущества лежат комплекс неполноценности и юношеский максимализм. История доказывает, что практически все известные личности были наделены таким комплексом (вспомним маленького Наполеона), главное, чтобы он не стал патологическим. Из молодого человека, страдающего комплексом интеллектуальной неполноценности, может получиться хороший ученый. А способный, но самонадеянный юноша, которому все легко дается и который с малолетства купается в похвалах, обычно прекращает развиваться.

“Я вас люблю! Я такой же, как вы! И мой холодильник пуст...” - подобные “звездные” возгласы часто слышатся со сцены. Ну а за кулисами какой-нибудь поп-идол может и плюнуть в лицо поклонника. Здесь имеет место “эффект отталкивающего притяжения”. То есть, как призналась одна местная знаменитость, “на сцене я общаюсь с Богом, а не с толпой”, поэтому и создается иллюзия панибратства и псевдодушевности.

“Эффект зоопарка” затрагивает и “звезд”, и их созерцателей. Человек видит кенгуру на картинке или экране, но хочет посмотреть, каков он живьем, хотя бы и в клетке зоопарка. Так и в отношении к известным личностям. В принципе, и “звезда” загоняет себя в клетку, то есть в несвободу, поскольку не только отгораживается от простых смертных “железным занавесом”, купаясь в лучах славы, но и окружает себя телохранителями, а то и свитой таковых. В общем, чем ярче “звезда”, тем она более несвободна. Вам еще хочется стать знаменитым?

16. ПСИХОЛОГИЯ СПЛЕТНИ.

Причинами распада 50 процентов супружеских пар являются сплетни. А в роли самых рьяных болтунов выступают, как правило, не женщины, а мужчины...

Некоторые наши пациенты по собственной воле пытаются свести счеты с жизнью. А толчком к этому служит обстановка, которую постарались создать вокруг нее завистливые недоброжелатели со злыми языками...

Кто есть сплетники и почему они становятся таковыми?

Сплетня - это информация, к которой добавляется эмоциональная окраска, искажающая ее.

Представьте ситуацию: корабль с разношерстной публикой на борту уходит в длительное плавание. Люди оторваны от мира. Им скучно, и они хотят разрядки. Что в таких случаях предпринимает команда? Приглашает популярных артистов? Это само собой. Но наиболее действенный способ снятия стресса - обсасывание приключений некой скандальной парочки, затесавшейся среди толпы. Капитан - человек с пониманием и неплохой психолог. Поэтому еще на суше он нанимает будущих объектов сплетен, которым даются четкие указания - шокировать публику.

Мнимые влюбленные в течение всего маршрута разыгрывают страсть, ревность, измену, разрыв, тем самым акцентируя на себе внимание всех пассажиров. В общем, скучать не приходится...

То же самое происходит на курортах, в санаториях, где размеренный образ жизни, так не привычный для обитателей здравниц, просто необходимо разбавить “жареными” сплетнями. И если нет в наличии объектов, подходящих для обсасывания щекотливых фактов, то персонажи попросту выдумываются.

Сплетник как бы смотрит в себя: он недогрешил, а другой переплюнул его в каких-то поступках. Поэтому пустослов и злорадствует: мол, этот типчик тако-о-ой, сяко-о-ой, по крайней мере похуже меня... пусть и у него жизни не будет... Так что сплетня - это особая форма борьбы с собственной тенью, отражением которой являются зависть, скука, сексуальная неудовлетворенность...

Человек с помощью наговоров реализует свои несбывшиеся желания, то есть сплетня подобна сну. К тому же, по определению психологов, по отношению к сплетникам, в конце концов, появляется “рвотная реакция”. И живется им отнюдь не сладко.

Для того чтобы понять, кто является патологическим сплетником, нужно уяснить, кто не сплетничает никогда. Не занимаются оным люди зрелые, неинфантильные, самодостаточные, мудрые, независтливые. Те, кто предпочитает истинное творчество, а не суррогат: им смешно и чуждо тратить время на подобные “вывихи”.

Немало случаев, когда патологические сплетники “съедают” собственную персону изнутри, доводят себя до приступов и заболевают психопатией.

Мы вывели некоторые закономерности “потребы” в сплетнях. Как-то: слухи живучи тогда, когда соответствуют подсознательному желанию общества. Или: если сплетня становится популярной, то даже хорошо разрекламированная объективная информация не способна уменьшить ее влияние на людей. Поэтому история общества - это история широкого применения “уток” политическими лидерами всех времен и народов. А политики - не глупцы и прекрасно понимают, что сплетня только тогда воспринимается массами и быстро распространяется, когда она проста и доступна. То есть не нужно замысловатых повествований, достаточно банальных сообщений: он замечен в такой-то связи с такой-то особой... Что еще нужно нашему примитивному индивиду? А то, чтобы оправдать свою несостоятельность хотя бы подобным замечанием: а-а-а... Кобзон-то не лучше меня - так же ходит в туалет по-большому...

Россия - страна сплетников, и ее обитатели делают все, чтобы помешать профессиональному, творческому и прочему росту своего соплеменника (по статистике меньше всего сплетничают англичане). Вот и завидуем мы друг другу, и сплетничаем. А зря, ведь от злобы, что нацелена в людей, как правило, страдает сам злодей.

Сплетни - это начало конца кого-то. К примеру, если в коллективе - разгул “тараканьих” разговоров, то сие - признак несостоятельности руководителя. Если даже босс занимается развратом, но его предприятие процветает и подчиненные материально обеспечены, то последние махнут рукой на похождения своего шефа. Но в противном случае...

Действительно, сплетни калечат многих людей. Инфаркты, суициды, разводы - последствия злых языков. Половина супружеских пар разрушается по этой причине. Причем самыми злостными сплетниками являются не женщины, как принято считать, а именно мужчины в силу своего эгоизма, инфантильности, безволия.

Каким образом застраховаться от сплетен? Для начала повысить свою самооценку. Вас можно подкосить с помощью слова? Сей факт говорит только о вашей незрелости.

Если Моцарта не вывели из равновесия сплетни, пущенные Сальери, то Чайковского все-таки подкосили пересуды о его сексуальной ориентации. А какая, собственно, разница, коль весь мир наслаждается “Лебединым озером”?

Помните одно: если о вас сплетничают, то сие означает, что вы - человек незаурядный и в чем-то преуспевающий..

 17. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДОФИЛИИ.

 Согласно опросу, проведенному нами среди школьников, 82 (!) процента детей когда-либо испытывали притязания со стороны педофилов

Две маленькие девочки зверски изнасилованы и убиты. Преступник пойман. Но детей уже не вернуть. За последний месяц в нашем городе арестован не единственный “взорвавшийся” педофил. А сколько их гуляет на свободе? Неизвестно. Конечно, кто-то среди подобных особей уже наследил, и его ищут. Но кто-то надежно спрятался за “маской”, и вычислить его весьма трудно.

Сегодня мы должны быть особенно бдительными. Хочется на всех перекрестках повесить плакаты с призывом “Берегите детей!” В последнее время педофилы вышли из подполья, и на то есть свои причины...

Все мы в той или иной степени бываем безумны (на уровне подсознания). Например, при интимной близости. В такие минуты (особенно в момент оргазма) в зеркало на себя лучше не смотреть. Это касается всех, но в некоторых индивидах просыпается еще и сильная агрессия: они начинают кусаться, царапаться, а на лице появляются жуткие гримасы. Но это безумие как бы регулируется природой -оно фрагментарно. Далее сознание возвращается, и человек продолжает жить обычной жизнью.

Но существуют субъекты, у которых сексуальное безумие - явление хроническое. Раньше его называли попросту извращением и боролись с ним. Но сегодня, в связи с рынком, “потребой”, это слово практически исчезло из лексикона и специалистов, и обывателей, трансформировавшись в модный термин “девиация” или в худшем случае в “расстройство”. Педофилы уже не шибко стесняются своей ориентации, ведут себя более раскрепощенно, подогреваемые эротическими журналами с видами голых малышей.

Психологи и сексопатологи прогнозируют, что в условиях социально-экономического кризиса педофилия начнет процветать. В больном обществе у латентных педофилов гораздо чаще просыпается сексуальная агрессия, то есть зародыш сексуального отклонения выходит наружу.

К примеру, как-то был у меня на приеме молодой учитель -преподаватель русского языка и литературы в 5-м классе. Мужчина признался, что боится совершить преступление. До сих пор его пристрастие к мальчикам выражалось лишь в сексуальных фантазиях. Но в последнее время желание наброситься на кого-нибудь из них и изнасиловать усилилось...

 П.А. “У меня был друг. Много лет в любое время дня и ночи он был вхож в наш дом. Очень любил мою маленькую дочурку. Говорил, что мечтает о собственном ребенке, поэтому в конце концов хочет покончить с холостяцкой жизнью. Недавно я случайно узнал, что он - педофил и что время от времени за бесценок “снимает” малолетних проституток. Теперь не знаю, как быть. Но не хочу, чтобы он близко приближался к моей дочери”.

Вообще, жизнь показывает, что в России немало педофилов среди преподавателей (да простят нас достойные учителя), причем некоторые из них имеют звание “заслуженный”... Например, на счету ставропольского заслуженного учителя РСФСР Анатолия Сливко 9 садистски изнасилованных и убитых мальчиков. А на днях был разоблачен педагог с высокими регалиями, участник многих телепрограмм, директор московского детдома Дмитрий Карпов, который в течение многих лет совращал девочек от 8 до 14 лет. Поэтому не стоит стесняться излишней подозрительности и проверить преподавателя, если он частенько только с девочками или с мальчиками ходит в походы, спит с ними в одной палатке, устраивает факультативные занятия лишь с детьми одного пола.

Почему взрослый дяденька вдруг подходит к детям и начинает с ними сюсюкать? Быть может, в нем проснулась ностальгия по ушедшему навсегда детству, и ему, как большому романтику, хочется вновь поползать и поиграть? Вполне возможно, но весьма редко. Быть может, человек просто любит детей, которые привлекают его своей добротой, искренностью, непосредственностью? Не исключено.

В отношениях между взрослыми и детьми преобладает либо потребительское, либо ответственное отношение. При потребительском - дальше ласкового воркования, заигрывания, лжедоброты дело не доходит. При ответственном - человек пытается воспитывать ребенка, давать ему полезные советы, оберегать. Взрослые, которые подходят на улице к чужим детям, чаще всего - потребители, но не обязательно педофилы.

Внешне педофилов определить очень трудно, поскольку большинство из них выглядит вполне респектабельно, так как по наблюдениям специалистов, среди них много ответственных работников, преподавателей, руководителей, чиновников и людей творческих профессий. Именно этот факт вдвойне опасен, так как является некой маской, позволяющей долгое время скрывать свое истинное лицо и заниматься грязным делом.

Однако этих субъектов можно вычислить по другим признакам - вербальным и невербальным. Вербальные - это разговорные. Как только появляется чересчур “добрый” дядя (а бывает, и тетя), который навязчиво что-либо обещает и настойчиво предлагает куда-нибудь пройтись, то дети обязательно должны сообщить об этом родителям или директору школы. И сие нужно внушать малышам с пеленок. В таких случаях лучше перестраховаться, чем допустить трагедию.

Из уст извращенцев можно услышать эдакий “черный юмор”, который “с потрохами” может их выдать. К примеру: “Деточка, ты такая прелесть, что я готов тебя зацеловать”. Эти слова напоминают “комплименты” небезызвестного казанцам васильевского людоеда. Один его сосед по даче рассказывал мне, как однажды не разоблаченный еще людоед зашел к нему на огонек и в разговоре обронил: “Сосед, ты такой аппетитный... хоть сейчас на шашлык пускай”.

Невербальные признаки: педофилы быстро приближаются к детям, трогают их, обнимают. Блуждающие руки сластолюбцев как бы невзначай касаются половых органов ребенка.

Женщины гораздо реже подвержены педофилии, но не составляют исключение. Они действуют более скрыто и тонко, однако последствия не менее трагичны. Недавно психолог обследовал мужчину, которому был поставлен диагноз - психопатия”. В процессе психоанализа выяснилось, что с 5- до 7-летнего возраста пациент имел контакт с воспитательницей детсада, которая каждый день во время тихого часа ласкала половой член мальчика. Малышу было настолько приятно, что он так и не проболтался об этом родителям. Однако впоследствии ребенок не хотел не то что общаться, но даже смотреть на свою воспитательницу. Со временем душевная травма переросла в психическое заболевание...

Женщины в ужасе: мужья все чаще заставляют своих супруг “впадать в детство”, то есть в постели играть роль ребенка. Если, помимо этого, муж признается вам, что его часто посещают эротические сны, где он совокупляется с детьми, то убедите его, пока не поздно, обратиться к специалисту.

 18. ПСИХОЛОГИЯ СТРАХА НИЩЕТЫ.

 Попробуем провести “психоанализ безденежья”, поскольку мнимый или реальный страх перед нищетой в нашем эфемерном обществе терзает и обыкновенного слесаря, и известного банкира...

Для многих людей остаться без средств к существованию, означает попасть в безвыходную ситуацию. По сути дела это столкновение человека с неким НИЧТО, которое может ощущаться по-разному.

Во-первых, на метафизическом уровне, то есть безысходность (или НИЧТО) проявляется однозначно: я уничтожен как личность. И здесь велика вероятность суицида, так как у субъекта напрочь отсутствует защитная реакция на подобное восприятие. Такие люди лишены всякой пластичности, не признают промежуточных тонов и не обладают механизмами самообмана (то есть не умеют манипулировать собой в целях выживания).

Во-вторых, НИЧТО может ощущаться на психологическом уровне: конечно, я переживаю, но о самоубийстве не может быть и речи, к тому же, если я крепко возьмусь за дело, то обязательно вылезу “из грязи в князи”. В общем, надежда в таких людях теплится и способности к самоманипуляции у них есть. А отсутствие упаднического настроения - это УЖЕ начальный капитал.

В-третьих, НИЧТО - на материальном уровне. Человек не падает духом, не терзает себя психологическими переживаниями, а прямо говорит: сейчас я нищий, но обязательно разбогатею.

Нами были проведены социологические исследования среди тех, кто обращался к ним с проблемой безденежья. Клиентам был задан такой философский вопрос: с чем вы ассоциируете “метафизическое НИЧТО”, то есть крайнюю безысходность? Большинство опрошенных так и не поняли, чего от них хотят.

20 процентов респондентов связали безысходность с прострацией, которую они испытали в детстве. К примеру, когда малыш проснулся в полном одиночестве в запертой комнате, остался ночевать в детском саду, заблудился в лесу... Ребенок почувствовал подавленность и ужас от того, что любимые родители его предали, бросили.

8 процентов пациентов ассоциировали крайнюю безысходность с жизнью бомжей, страдающих от холода, голода и одиночества. Респонденты представляли, как бродяги убегают от преследователей, умирают.

4 процента горожан увидели “метафизическое НИЧТО” в существовании бродячих животных, которым нет достойного места на грешной земле, их истребляют, над ними издеваются, они погибают мучительной смертью.

И лишь ничтожно малое количество респондентов связали обостренное чувство беспокойства, безысходности только лишь с единственным - возможной нищетой. Как выяснилось, все они когда-то испытали полное безденежье, поэтому им больно даже вспоминать о том времени, не говоря уже о его повторении.

По результатам исследований можно сделать вывод: чаще всего люди боятся не именно безденежья, а каких-либо негативных психологических переживаний из прошлого, некой прострации. А страх нищеты - это выдуманный страх, иллюзии. То есть, даже судя по ответам респондентов, безденежье - еще не безысходность. Поэтому стоит ли его опасаться?

Страх нищеты делает некоторых людей действительно нищими. Или попрошайками, которых можно разделить на три группы.

Первая группа, хоть и незначительная, но зато ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ, или ЭЛИТАРНАЯ, - это бывшие учителя, врачи и прочие работники интеллигентных профессий. Они имеют определенный опыт общения, сохранили кое-какую внутреннюю культуру, но тем не менее стоят с протянутой рукой. “Пусть я размажу свой стыд, как масло по тарелке, и буду краснеть много раз в течение дня, чем единожды останусь голодной”, - призналась одна попрошайка из бывших педагогов.

С метафизического уровня (большого стыда - на грани суицида) попрошайки спускаются на психологический - краснеют, но клянчат. А позже переходят на материальный уровень - становятся профессиональными попрошайками и уже не переживают по поводу нового вида деятельности. Многие из них даже проявляют своего рода творчество, вырабатывая определенную тактику и стратегию.

Например, некий интеллектуальный “предприниматель” попрошайничает лишь раз в месяц: он выясняет, когда и в каком ресторане “заседают” большие чиновники, которые, естественно, время от времени выходят всем скопом покурить. “Нищий” знает, что пьяная тусовка - добрая тусовка, поэтому он появляется и, бросив для затравки какую-нибудь удачно продуманную фразу, устраивает что-то типа аукциона. Среди менов начинается игра - кто кого богаче и щедрее. “Иногда и долларами могут завалить”,- похвастался находчивый товарищ.

Вторая группа - ОТКРОВЕННЫЕ, или СПОНТАННЫЕ, попрошайки, то есть люди, которым действительно тяжко живется на белом свете, поэтому они преследуют единственную цель: скорее набрать денег, а затем поесть или напиться.

Третья группа - ОРГАНИЗОВАННЫЕ попрошайки. Это прямо-таки “мафиозные кланы” со своими боссами, “крышей” бухгалтерией, налоговой системой, “профсоюзами”... в общем, имеющие соответствующую инфраструктуру.

Нередко бывает, что к психологу приходит женщина (или мужчина) и со слезами на глазах начинает вещать о постигшей ее нищете. Во время психоанализа выясняется, что у нее с дочкой нелады или муж бросил. И вот в этих-то случаях и появляется истинный СТРАХ. А страх безденежья - это поверхностная причина, которую можно попытаться снять с помощью нехитрых психологических упражнений.

К примеру, вы представляете себя в роли бродяги: на улице холодно, а вам - голодно, в общем, полная безысходность. Бомж сидит в кресле напротив и беседует с вами - благополучным, респектабельным человеком. Происходит диалог о преимуществах и недостатках жизни бродяги и богача. !

- Да, ты бездомный, нищий, но свободный и ни от кого не зависишь. А я сытый “денежный мешок”, но в любой момент могу получить пулю в затылок или сесть за тюремную решетку...

Перепалка может продолжаться долго, но лучше, чтобы это происходило в кабинете психолога, поскольку специалист поможет не только доказать, что ваша ситуация не безнадежна, и, как говорил Гораций, “с ростом богатства растут и заботы”, но и раскрыть в вас таланты, которые уж точно не дадут пропасть. Самая большая беда гомосапиенс - за страхом забывать о своих способностях.

“Сколько же есть вещей, без которых можно жить!” - восклицал мудрый Сократ. Встречаются люди, которые безбедно могут просуществовать, к примеру, на 10 рэ в месяц, а был случай, когда некий миллиардер умер голодной смертью с пачкой долларов в кармане. У последнего субъекта страх перед нищетой был настолько велик, что он напрочь потерял аппетит.

Существует феномен “грешных страстей”, когда индивид, привыкший к излишествам, не может утолить какой-либо “голод”, будь то сексуальный, пищевой, вещевой или прочий. Что ж, лучше уж умерить свой пыл. Конечно, это крайности. Но все-таки еще Кант утверждал, что “склонность к удобствам в человеке хуже любого другого зла в жизни”.

19. ПСИХОЛОГИЯ ПЬЯНСТВА НА РАБОТЕ.

В народе бытует поговорка: если пьянка мешает работе, то с такой работой надо завязывать...

Иностранцы эту шутку понять не способны. Один австрийский бизнесмен, приехавший в Россию налаживать деловые контакты, недоумевал по поводу сверхгостеприимства наших предпринимателей. “Сначала меня повезли прогуляться на яхте с чиновниками, потом прокатили на вертолете. На другой день увезли на охоту, а после этого повели в ночной клуб. Причем все это каждый раз сопровождалось трапезой под русскую водочку. Не выдержав, я спросил: когда же мы наконец будем делать бизнес? Глаза моих партнеров округлились, и последовал ответ: “А разве мы не этим занимаемся?..”

На Западе по давно заведенному порядку сначала идут переговоры, подписываются контракты, и уж только потом удачные сделки, по-русски выражаясь, обмываются. У нас же считается правилом дурного тона, если до начала деловых контактов не предложить партнеру горячительного. Потому и говорят, что в России все дела от старта до финиша делаются через бутылку.

Журналисты по роду их деятельности, как никто другой, постоянно контактируют с высокопоставленными особами, от решений которых зависят условия жизни разных людей. И даже во время интервью многие из них пребывают в состоянии алкогольного опьянения. Однажды во время беседы с корреспондентом большой чиновник со скучающим видом рассказывал о том, как прекрасно идут дела. Употребив по ходу разговора энную дозу спиртного, он уже с удовольствием откровенничал об ужасном положении своей структуры, усугубив повествование фактами об апокалипсической ситуации в стране.

Бывают в жизни сюжеты и покруче. На одной официальной презентации при большом скоплении гостей высокого ранга вокруг фуршетного стола весьма известная казанская бизнес-леди оказалась в центре внимания. Выпив несколько бокалов шампанского (известно, что именно от этого напитка многие женщины теряют голову), подогреваемая вопросами журналистов, она чуть было не погубила свою репутацию компрометирующими фактами из истории ее восхождения по карьерной лестнице.

Наш народ подшофе не только на разных уровнях общается, но и непосредственно работает, о чем каждый из нас припомнит не один анекдот. Однако не анекдотичная, а вполне реальная ситуация, когда перед съемками известной телепрограммы “Час пик” ее героям предлагают выпить 50 граммов коньяка под предлогом снятия напряжения. Герой, конечно, может отказаться, но само предложение носит характер журналисткой уловки - вызвать собеседника на максимально откровенный разговор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться