Монахова И. «Учебник гипноза. Как уметь внушать и противостоять внушению»

Формирование

6л а го-склонности

Спорный вид влияния: лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией

Конструктивная критика Уклонение Энергетическая мобилизация

Деструктивная критика-Игнорирование

Просьба

Спорный вид а-шя-ння; в отечественной культуре считается разрушительным для того, кто просит, в западной — оправданным

Отказ Уклонение

Деструктивная критика Игнорирование

Принуждение

Спорный вид влияния; считается подходящим для некоторых педагогических, политических систем и в аварийных ситуациях

Конфронтация

Деструктивная критика Манипуляция Ответное принуждение Игнорирование

Деструктивная критика

Неконструктивный вид влияния

Психологи-чес-кая самооборона

Уклонение

Ответная деструктивная критика Манипуляция

Принуждение Игнорирование

Манипуляция

Неконструктивный вид влияния

Конструктивная критика Конфронтация

Встречная манипуляция Деструктивная критика

Процесс взаимовлияния - это столкновение двух или более воль, которые осознано или бессознательно борются за уподобление себе, своим планам, целям, желаниям, чувствам и действиям других людей, их планов, целей и т. д. При этом симметрия уподобления здесь не всегда обязательна. Например, вполне достаточно уподобить чувства или действия другого человека нашим замыслам, но в этом случае совсем необязательно, чтобы его замыслы были тождественны нашим.

Особенность психологически конструктивного влияния состоит в том, что уподобление партнеров друг другу происходит с их обоюдного согласия.

Технические средства влияния и противостояния влиянию

В данной главе мы рассмотрим такие психологические средства влияния, как средства убеждения, контраргументации и конфронтации.

Техника убеждения и контраргументации

Для того чтобы убеждение было действительно конструктивным, оно должно соблюдать следующие условия.

Во-первых, инициатор должен сам четко осознать цель своего убеждения и открыто сообщить ее адресату. Например: «Мне хотелось бы доказать вам преимущества новых методов работы» или «Разрешите мне доказать вам, что этого человека не следует увольнять с работы».

Если вы начнете приводить свои доводы, не осознав до конца своей собственной цели и (или) не озвучив ее адресату, он может предположить, что ваше воздействие является манипуляцией.

Во-вторых, перед тем как предпринять попытку убеждения, следует получить согласие адресата спокойно вас выслушать. Например, если на наш вопрос: «Согласны ли вы выслушать мои доводы?» - он отвечает: «Сейчас я очень занят. Лучше будет, если вы обратитесь ко мне через час», то продолжать свою аргументацию в этот момент будет некорректно, и это будет осознаваться вашим собеседником как принуждение. Кроме того, постоянный ответ «потом», если он повторяется многократно, может говорить о том, что вас пытаются игнорировать. Если вы столкнулись с этим, то следует сначала преодолеть игнорирование, а затем, если это удалось, перейти к убеждению. Главная проблема заключается в том, что убеждение является конструктивным способом влияния, но не всегда в достаточной степени сильным и действенным. Оно требует эмоционального спокойствия и душевной ясности. А для их достижения иногда требуется значительная предварительная подготовка. Немаловажное значение при этом имеет концентрация, но не столько на построении своих доводов и доказательства, сколько на психологии общения с адресатом.

Следующие техники аргументации являются наиболее действенными:

  • предъявление аргументов;

  • развертывание аргументации;

  • метод положительных ответов.

Невозможно быть убедительным для всех. Но можно быть убедительным для какого-то конкретного лица. Убедительность — это то, что образуется в процессе взаимодействия.

Контраргументация также требует эмоционального спокойствия. Если человек излишне разгорячился во время озвучивания своих доводов, его адресату следует для начала получить согласие себя выслушать. Начинать контраргументацию, не получив его, не имеет смысла, так как услышать и воспринять контраргументы можно только по собственной воле.

Если вы вынудили их выслушать, то это уже не контраргументация, а принуждение, и эффект от него будет соответствующий.

Верная и логически выстроенная контраргументация может быть психологически ошибочной и потому недейственной. Основной возможной ее ошибкой обычно является излишняя убедительность. Если доводы оспаривающего очевидны, это говорит о том, что наше мнение было неверным или ничего не стоило. То, что нужно признать собственную ошибку или неверность своих рассуждений, задевает во многих людях чувство собственной значимости и приводит к усилению потребностей внимания, власти и мщения. В результате он может попытаться изменить предмет разговора, перейти к деструктивной критике, излишнему увеличению времени дискуссии и т. д.

Например: «Я думаю, что вы правы насчет того, на Западе в настоящее время весьма распространена идея «плоской структуры» организации, когда подчиненные и начальники располагаются практически на одинаковом уровне по их возможностям оказывать влияние на стратегию фирмы. Правда, я порой думаю, подходит ли такая структура для нашей страны? Может быть, можно и не опираться на традиции? Как вы полагаете, может, это традиционное разделение на начальников и подчиненных у нас само исчезнет?»

Психологически верную контраргументацию необходимо начинать с признания правоты собеседника в чем-то, а затем мягко приступить к обсуждению ваших сомнений. Высказывание новых аргументов также должно содержать в себе элемент неуверенности.

Основной целью контраргументации является обнаружение решения проблемы, а вовсе не победа в споре с собеседником, доказательство своей силы. А потому показателем ее эффективности будет найденное решение, а не достижение ощущения своей силы и значимости. Даже в том случае, когда найденное решение - это то решение, которое было первоначально вами выработано, психологически корректней выстроить беседу так, чтобы собеседник чувствовал себя не переубежденным, а принявшим это решение практически без чьей-либо помощи.

Наиболее эффективными признаны следующие техники контраргументации:

  • перелицовка аргументов партнера;

  • расчленение аргументов партнера;

  • встречное развертывание аргументации.

Техника конфронтации

Конфронтация - это позиционная война. Первоначально конфронтацию описал Клод Стейнер, руководитель групповой терапии в Центре специальных исследований в Сан-Франциско и преподаватель Международной ассоциации анализа взаимодействий, как противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать. Этот способ оправдан тогда, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение. Конфронтация может быть действенной, только если пройдена каждая из необходимых ее фаз.

Конфронтация - это достаточно сильное средство, и если адресат воздействия принимает решение его применить, он обязан быть последовательным и идти до конца.

Первая фаза конфронтации

Это я-послание об эмоциях, которые вызывает существующее поведение инициатора воздействий. Например, манипулятор (мужчина) намеренно нарушил психологическую дистанцию между собой и адресатом своих воздействий (девушкой), чтобы у нее возникло чувство неудобства и она быстрее выполнила его просьбу. Он пододвигает свой стул близко к ее стулу и говорит: «Выдай мне нужную справку, она мне сегодня очень нужна». Девушка-адресат должна ответить ему я-посланием: «Когда ко мне подсаживаются так близко, я ощущаю тревогу и дискомфорт». Если манипулятор принимает это я-послание адресата, просит прощения и отодвигается, то цель достигнута и конфронтация окончена.

Если манипулятор не выполняет просьбы, заложенной в я-послании или, выполнив, затем снова делает попытки сузить психологическое пространство адресата, то следует перейти ко второй фазе.

Вторая фаза конфронтации

Усиление я-послания. В уже описанном примере девушка-адресат делает это так: «Когда я говорю, что у меня возникают тревога, а на это никак не реагируют, то я начинаю испытывать тоску, огорчение и обиду. Мне плохо, понимаешь?» Если инициатор воздействия принимает это я-послание и прекращает поползновения на ограничение психологического пространства, конфронтация считается успешно завершенной. Только тогда, когда он этого не делает, следует перейти к третьей фазе.

Третья фаза конфронтации

Выражение пожелания просьбы, которая может звучать так: «Я прошу тебя сидеть приблизительно вот на таком расстоянии от меня, не ближе. И еще я очень прошу тебя ко мне не прикасаться».

Если просьба не выполняется, нужно перейти к следующей фазе.

Четвертая фаза конфронтации

Назначение санкций. Пример: «Если ты еще раз дотронешься до меня или сядешь ближе, чем мне это удобно, я, во-первых, сразу же уйду, а во-вторых, каждый раз буду уходить, как только ты ко мне приблизишься». Таким образом, санкция - это угроза, а угроза является частью принуждения. Если конфронтация достигла этой фазы, нужно понимать, что вы принуждаете манипулятора сделать выбор: либо подчиниться вашим требованиям, либо отказаться от дальнейшего общения с вами. Манипулятор может ответить на это принуждение встречной конфронтацией. Вы можете пойти на переговоры и обговорить его требования.

Лишь в том случае, если манипулятор не прекращает свои действия или вы не достигли общего решения, следует перейти к последней фазе.

Пятая фаза конфронтации

Реализация санкций. Адресат воздействия должен отказаться от всякого общения с инициатором. Вплоть до того, чтобы порвать отношения с ним.

Как видите, конфронтация является методом, который требует от вас решимости идти до конца в отстаивании собственной психологической свободы, своего права противоборствовать чужому влиянию.

Проблему влияния необходимо продолжать исследовать, так как она весьма сложная и многосторонняя. Современный человек зачастую весьма страдает от неумения противостоять чужому влиянию психологически корректными способами. Проблема имеет также важное теоретическое значение, так как влияние может рассматриваться в качестве атрибута личности, как ее неотъемлемая характеристика которая проявляется во взаимодействии с людьми.

Формы воздействия на группы людей

Чтобы быть успешным в современном мире, нужно уметь воздействовать на группы людей, особенно если вы стремитесь занять руководящий пост.

У каждой группы есть свой способ работы и свои определенные традиции, которые и управляют ее ежедневным поведением. Оказать влияние на группу людей значит изменить установившиеся в них образы поведения.

Следующие инструкции будут весьма полезны тем, кто хочет научиться оказывать эмоциональное воздействие на группы людей.

Изменение самооценки людей в группе

Силой, которая помогает свершению перемен, является понимание их необходимости. Это означает, что вы должны заставить людей переоценить их существующее положение, увидеть их недостатки и несовершенство и пожелать совершить что-то для изменения ситуации к лучшему.

Главная цель — осознание нынешнего положения и усиление желания управлять будущим.

Верность своему слову

Оказывая влияние на людей, покажите им, что вы держите свои обещания.

Поощрение движений в верном направлении

Поощрение, вознаграждение людей за то, что они совершают правильные действия, подчиняются вашему влиянию - это лучший способ поддержать их стремление двигаться в этом направлении и далее. Не забывайте о том, что вам нужно чем-то компенсировать то, что вы постоянно чего-то требуете от людей, вызывая у них отторжение в разной степени.

Согласие в целях

Группе людей необходимо знать, в чем состоит будущее, к которому они стремятся под вашим началом, и принимать участие в выборе целей изменений. Из-за чрезмерной жесткости в установлении целей может возникнуть враждебность, которая отнюдь не поможет эффективности вашего влияния.

Успешное влияние

Навыки и методы воздействия на окружающих могут быть достаточно весьма убедительными. Их можно применять как для конструктивных целей, так и для различных махинаций.

Характеристики тех, кому удается влиять на людей, могут быть сведены к следующему:

  • влиятельность является одним из свойств пользующихся доверием людей;

  • всегда следует вознаграждать положительные изменения;

  • наши ожидания оказывают влияние на других людей;

  • открытое выражение собственных убеждений укрепляет новое отношение;

  • следует самому соблюдать свои правила, применяемые к окружающим;

  • важнейшим фактором является личное взаимопонимание.

Люди, успешно влияющие на окружающих, имеют навыки успешной презентации. Кроме того, они воспринимают взгляды, мнения и другую информацию от тех, на кого желают повлиять. Так как влияние является двусторонним процессом, необходимо уметь прислушиваться к другим. Такое умение можно развить самостоятельно. Оно имеет следующие достоинства:

  • накапливается большое количество информации;

  • лучше понимаются будущие возможные успехи другого человека;

  • вы показываете, что цените других людей;

  • улучшение взаимопонимания;

  • возможность сделать умозаключения;

  • умение слушать других.

Посмотрите на человека, почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не давайте себе отвлекаться.

Тот, кто действительно обладает талантом слушать других, обладает сильным средством влияния, которое можно получить, обучившись следующим навыкам.

  1. Направлять свое вниание.

  2. Следить за невербальным языком (языком тела) собеседника.

Наблюдайте за выражением лица и движениями человека, которые выражают невысказанные, но важные чувства.

3. Откладывать суждения.

Не делайте выводов и не выносите оценок до тех пор, пока полностью не поймете, каких взглядов придерживается ваш собеседник.

  1. Не перебивать собеседника. Выражайте возникшую у вас мысль лишь после того, как человек закончит говорить.

  2. Проверять свое понимание. Повторяйте сказанное, чтобы проверить свое понимание; если нужно, перескажите все своими словами, уточняя смысл беседы.

6. Выявлять логику высказываний.

Поймите, по какой схеме строятся высказывания собеседника, и выясните, какая логика и какие допущения содержатся в его высказываниях.

  1. Оказывать помощь.

  2. Создавать идеи.

Стремитесь расширять и развивать сказанное собеседником, а не искать в нем ошибки.

Конструктивные виды

Неконструктивные виды

Сакопродвиже-ние

Конструктивный вид влияния при условии, что вы не использовали обманные трюки и сказали о своих истинных целях и желаниях

Конструктивная критика-Отказ

Деструктивная критика-Игнорирование

Внушение

Спорный вид влияния; внушение всегда является проникновением через «черный вход *

Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение

Деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование

Заражение

Спорный вид влияния- невозможно определить, принесет ли пользу адресату заражение данным чувством или состоянием и именно в настоящий момент

Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение

Деструктивная критика

Манипуляция Принуждение Игнорирование

Пробуждение

икпульса

к подражанию

Спорный ВИД ВЛИЯНИЯ' может применяться в воспитании детей и при

передаче уроков мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу

Творчество Конструктивная критика Уклонение

Деструктивная критика Игнорирование

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться