Монахова И. «Учебник гипноза. Как уметь внушать и противостоять внушению»

В некоторых позициях точки зрения Гилла и Бренмана расходятся с теориями Кьюби и Марголина. Главное различие состоит в том, что первые настаивают на установлении контакта между гипнотизером и пациентом, вторые же, наоборот, считали возможным проведение гипноза без гипнотизера. По мнению Кьюби, роль отношения важнее в гипнозе без гипнотизера, чем при его участии. Кьюби полагал, что в этом случае гипнотизируемый воспринимает некие образы, которые в его сознании наделяются покровительством и авторитетом. В одной из своих работ ученый писал: «По существу речь идет о переносе в чистом виде, даже если отсутствует объект, реальный или воображаемый, осознанный или неосознанный, которому можно было бы придать функции покровительства, к чему мы в целях самозащиты мало-помалу приучаемся с детства».

Возможно, благодаря этой теории Кьюби родилась вера в ангела-хранителя — невидимого защитника, заботящегося о человеке.

Кьюби полагал, что если человек не в состоянии управлять адаптивными, то есть приспособленческими, функциями, то появляется психическая патология. Подобную гипотезу выдвигал И. П. Павлов, пытавшийся с помощью гипноза объяснить такое заболевание, как шизофрения. Часть ученых видела в шизофрении форму злокачественного аутогенного состояния сознания.

Переход к гипнотическому состоянию

Кьюби стремился понять процесс и способ перехода к гипнотическому состоянию или выхода из него. Ученому были важны эти переходные процессы потому, что отделить нормальное состояние психики от патологического можно лишь установив процессы, посредством которых человек переходит из одного состояния в другое. Гипноз - наиболее оптимальное состояние для проведения подобных исследований: как раз в состоянии внушения эти процессы контролируются гипнотизером.

Причины процесса перехода из одного состяния в другое могут быть самыми разными: как физиологическими, так и психологическими. А потому для их изучения необходимо участие психоаналитиков, нейрофизиологов, фармакологов, психологов и других специалистов.

Взаимосвязь между внушением и переносом также представляет собой достаточную сложность для анализа. Что касается внушения, то его механизмы не были точно определены, а процесс возникновения переноса многим ученым казался малопонятным. Первоначально само понятие внушения не принималось новой техникой психоанализа, но позже этот термин ввел 3. Фрейд. Он подчеркнул, что внушение - это изменяющийся фактор в явлении перенесения, причем успех психоанализа не определяется перенесением или внушением.

По мнению Фрейда, внушение в психоанализе и в других методах психотерапии можно использовать разными способами. Так, в психоанализе исключение внушения происходит посредством отрицания перенесения.

В 1963 годуанглийский психоаналитик Гарольд Стюарт развил теорию, противоположную теориям 3. Фрейда и Ш. Ференци о гипнотических отношениях. Последние считали взаимоотношения гипнотизера и пациента мазохистскими: речь шла о сексуальном подчинении внушаемого внушающему. Стюарт же являлся сторонником идей Гилла и Бренмана, которые рассматривали гипноз как сложное взаимодействие влечений и защитных функций, где важное значение имеет агрессивное отношение испытуемого. Последний ощущает по отношению к первому противоречивые эмоции: любовь странным образом сплетается с ненавистью.

Гарольд Стюарт предпринял попытку объяснить способность вызывать у субъекта воспоминания в состоянии гипноза. Он полагал, что, находясь в состоянии транса под влиянием гипнотизера, освобождается от собственного сверх-я и дает выход воспоминаниям, которые он прежде подавлял.

Особые состояния сознания

Рассматривая теории психоанализа, нельзя не сказать о Карле Юнге (1875-1961), известном швейцарском психологе и философе, основателе аналитической психологии. Лишь ему удалось радикально пересмотреть все теории и гипотезы западной психологии и психотерапии, затронув также вопрос об особых состояниях сознания.

Карл Юнг совершенно отлично от Фрейда понимал явление бессознательного. Ученый утверждал, что есть и сознательное и бессознательное, причем второе является разумным принципом, представляющим собой связь человека с обществом и миром. Эти две стороны человеческой психики являются взаимодополняющими элементами, не исключая друг друга и не доминируя. Без одного не существовало бы другого; наличие бессознательных процессов является необходимым условием для нормального функционирования психики.

В качестве бессознательного могут выступать сновидения, невыраженные эмоции, невысказанные слова.

Карл Юнг создал понятие архетипа, или доминанты. Архетип - это изначальные общечеловеческие образы, которые определяются каждым человеком, хоть и по большей части неосознанно.

В бессознательном Юнг выделял два слоя: личный и сверхличный. Ученый исследовал особые состояния больных и свои собственные, например сны, иллюзии, галлюцинации, фантазии, и пришел к выводу, что для всех этих феноменов характерны образы, присущие разным периодам истории человечества. Далее он высказал догадку, что существует еще бессознательное, являющееся общим для всех людей, то есть коллективное, или расовое, бессознательное. Это особый сверхличный слой, отделенный от личного. Его содержание может быть везде, так как сверхличный слой является всеобщим. Личное бессознательное представляет собой хранилище потерянных, забытых или вытесненных воспоминаний и образов, не достигших сознания. Архетипы являются отражением вечного мирового опыта, готовностью восстанавливать сходные мифические представления.

Мифологию Карл Юнг определял как результат особых состояний сознания всего человечества. А индивидуальные мифы — это переживания отдельного человека в состоянии внушения, или транса.

Юнг считал, что человеку необходимо уметь отделять свое собственное я от коллективной психики. Это нужно для того, чтобы энергия субъекта нашла подходящий ей диапазон. Только в этом случае индивид сможет полноценно существовать в обществе. Чем глубже человек осознает себя, тем сильнее сужаются границы личного бессознательного и тем больше человек ощущает себя причастным к остальному миру. Иначе говоря, личные амбиции и эгоистичные желания отвергаются, а сам человек соединяется с миром.

Юнг полагал, что гипнотизер в представлении больного может играть разные роли: роль отца, любимой, матери. Нетрадиционными воплощениями считаются роль демона, дьявола или бога.

Свою теорию Юнг развивал в книгах «Психология бессознательного», «Трансформации и символы либидо». В последней он изложил свою точку зрения по отношению к либидо. Фрейд рассматривал его как биологическую силу, для Юнга же либидо являлось космическим принципом, жизненным порывом. Кроме того, в «Трансформации и символах либидо» были приведены феномены, когда психически больные люди могли цитировать выдержки старинных текстов, восстанавливать образы прошлых лет. Это также служит доказательством существования коллективного бессознательного.

К «коллективному бессознательному» обращался итальянский психиатр Роберто Ассаджиоли (1888-1974), создатель психосинтеза - теоретико-методологической концепции психоразвития и саморазвития человека. Разработанная им система представляет определенный интерес и имеет большое значение в исследованиях феноменов особых состояний. По мнению ученого, человек постоянно находится в состоянии роста, в котором наибольшую важность имеют положительные, творческие стороны человеческой деятельности. Также отдельно выделена роль волевого компонента.

Система психосинтеза Роберто Ассаджиоли имеет сходные черты с системой Карла Юнга.

Система психосинтеза Ассаджиоли складывается из низшего и среднего бессознательного, сверхсознания, сознания, сознательной и высшей самости. Низшее бессознательное отвечает за эмоции и основные потребности. Среднее бессознательное включает в себя накопленный опыт, а сверхсознание является средоточием высшей психической деятельности. К сверхсознанию относятся вдохновение, интуиция. Сознание - это чувства и мысли, анализирующиеся индивидом. В этом аспекте выделяется понятие «сознательная самость», то есть ясное осознавание. Высшая Самость - это то, что существует отдельно от ума, сознания и тела.

Р. Ассаджиоли принадлежит введение понятия субличности, то есть той части личности, которая существует независимо от нее. Например, это социальные роли, которые людям приходится играть в своей повседневной жизни.

Структурно-семиотические теории

Позже психоаналитические теории приобрели иное направление. Так, во Франции образовалось новое течение в области психоанализа - структурно-семиотическое. По данной теории, мир и человек являются аналогами текстов и их суммы. Из этой трактовки вытекает следующий принцип: человек работающий (homo faber) превращается в человека, живущего в мире символов (homo signum symbolicum).

Образы

В гипнотических и других особых состояниях сознания появляются символические образы, которые являются особым языком, порожденным бессознательным. Понимание феноменов особых состояний сводится к расшифровке этих образов, то есть переводу языка символов на общепонятный язык сознания. Таким образом, психотерапевт выступает в роли переводчика.

Французский психиатр Жан Лакан (1901-1981) писал: «Бессознательное структурировано, как язык, и порождается им». Он попытался объединить психоанализ с такими науками, как энтология, философия, литература, антропология, лингвистика. Лакан выделял в человеческой психике три явления: реальное, воображаемое и символическое. Реальное само по себе непостижимо; Лакан определяет его как «вещь-в-себе». Человек не может воспринимать мир реальным, так как в сознании каждого существует свое собственное представление об окружающем мире, отличающееся от представления других людей. Воображаемое - это то, каким образом мы воспринимаем вещи и явления.

Даже когда нам кажется, что мы наблюдаем реальное, действительное, на самом деле это всего лишь наше представление, часто ошибочное. Воображаемое свойственно не только людям, но и животным, которые способны воспринимать целостные образы.

В процессе своего развития человек сталкивается с разными образами. Как пример можно привести так называемую стадию зеркала, когда ребенок впервые узнает себя в зеркале. Одновременно с радостным узнаванием своего зеркального я происходит и отчуждение, потому что в отражении человеку видится идеал, к которому он будет стремиться всю жизнь. 3. Фрейд утверждает, что индивид завидует своему зеркальному, относится к нему с долей агрессии и испытывает неприятные чувства при виде своего отражения в зеркале.

Дети, больные аутизмом, являются людьми, не принявшими условий окружающего мира.

Символическое - это третье явление человеческой психики, которое образуется под влиянием речи других людей. По утверждению Лакана, человек становится заложником речевого поля окружающих еще до своего рождения. Под понятием «символическое» подразумевается система любого языка, любой порядок.

При неврозах пациент должен освободиться от символического порядка, при психозах же, наоборот, восстановить утраченный порядок.

Чем дальше проникает сознание одного человека в поле речи другого, тем сильнее происходит отчуждение от своего собственного я. Иначе говоря, окружающие уже заранее присваивают словам и поведению ребенка именно то значение, которое они сами видят, не оставляя первому права выбора. И ребенок должен принять условия и согласиться именно с тем значением, которое другие припишут его поступкам. Если он не примет этих правил, то никогда не станет полноценным членом общества.

Хотя Лакан протестовал против применения гипноза, сам он достаточно долго управлял сознанием людей, собирающихся слушать его лекции. Особыми способностями он прославился даже среди своих коллег, достигнув уровня популярности Месмера.

Из всего вышесказанного следует, что мы и сами не в силах осознать, что именно хотим выразить словами, так как следуем установкам, внушенным с детства.

Если рассмотреть особые состояния сознания с этой точки зрения, то можно определить их таким образом: это дискурсы, то есть речь, которую необходимо перевести на понятный окружающим язык. Обязанность психотерапевта состоит в оказании помощи пациенту в осознании его истинных желаний и отделении их от навязанных установок.

Лакан считал гипноз опасным оружием, так как с его помощью можно подчинять себе людей. А потому ученый призывал запретить исследования в области внушения и гипноза. Свою деятельность он относил к области психоанализа и отказался даже объяснять симптомы заболевания с помощью гипноза, тем более лечить людей посредством его.

Гено— и фенотексты

В 1996 году французский исследователь литературы и языка, титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP) Юлия Кристева (род. 1935) в работе «Семиотика» ввела термины «генотекст» и «фенотекст».

Генотекст - понятие абстрактное, означающее изначальную систему символов и знаков. Оно определяет способность различать я и не-я, субъект и объект, отличать хорошее от плохого. Другими словами, это система, которая с рождения заложена в человеке и на которую не влияет речь другого, это бессловесный, или довербальный, уровень функционирования личности.

Генотексты - основа для фенотекстов. Это составленные по правилам языка, упорядоченные тексты, с помощью которых происходит общение и взаимодействие между людьми. В качестве фенотекстов выступают обычные фразы, которыми люди обмениваются друг с другом, высказывания, которые помогают человеку выразить свои желания.

Особые состояния сознания наиболее сильно связаны с генотекстами, поскольку в условиях гипноза человек наиболее приближен к самораскрытию.

Когда пациент повествует о своих переживаниях, находясь в гипнотическом состоянии, он передает впечатления либо с помощью пересказа, либо имитируя чужую речь и интонации. Данный вид воспроизведения называется миметическим копированием, он подобен цитированию. Иначе говоря, человек совершает попытку повторить нечто значимое и для достижения этой цели применяет цитирование.

Главная цель психотерапевта - расшифровка «послания», то есть анализ рассказа пациента для того, чтобы понять причины проблем и патологий личности.

Французский философ-семиотик Ролан Барт (1915-1980) был одним из таких исследователей. Он предложил метод текстового анализа. Ученый утверждал, что в каждом тексте заложен не один, а множеством смыслов. Главное - текст является потоянно меняющимся феноменом, который не подчиняется никаким системам и стандартам. В задачу психотерапевта входит не увидеть единственный смысл, а выделить всевозможные значения, отследить пути смыслообразования текста. Проведя подробный анализ проблем пациентов, Барт сделал вывод, что причиной патологий является также не одна-единственная проблема, а их комплекс. А потому и в рассказах больных наблюдается большое количество смыслов.

Существует множество путей передачи текстов: имеется большое количество значений, цитат, символов, ассоциаций, с помощью которых больной описывает свое самочувствие и состояние.

В тексте Барт выделил пять кодов, то есть специфических значений, дающих представления об определенной структуре. Коды являются чем-то виденным ранее и отражают уже пройденный этап.

Акциональный (проэретический) код отражает поступки и действия субъекта, происходящие в действительности, например встречи, ссоры, разговоры.

Семный код отражает скрытые смыслы (коннотации) и символы, которые пациент может подразумевать в своем рассказе. Семный код образуют разные слова, имеющие ассоциативное значение.

Символический код является системой, имеющей антитезы, или противоп ол ожн ости.

Как известно, мир складывается из элементов, имеющих противоположные значения, однако без одной противоположности не может существовать другая.

Пациент видит лишь одну сторону проблемы, не видя ее решения. Цель, стоящая перед психотерапевтом, - понять смысл антитезы, то есть решить проблему больного.

Энигматический код (от enigma - «загадка») - вначале определяет загадку, под которой подразумевается проблема пациента, а потом ищет путь к ее разгадке. Но сложность состоит в том, что человек не всегда в силах точно ее сформулировать. Психотерапевту приходится опираться на возникающие ассоциации, чтобы решить проблему.

Культурный код могут составлять символы, связанные с литературными традициями, историческими эпохами, областями знаний и искусства.

Последний, пятый код - культурный (код референции), который помогает соотнести символы, содержащиеся в речи пациента, с объектами и явлениями из реального мира. Культурный код может обладать множеством значений: социальными, научными, географическими, политическими. Все это нужно для того, чтобы соотнести рассказ пациента с конкретным временем, людьми, местом.

Эта процедура имеет сходство с чтением текста на иностранном языке: чтобы понять его, необходимо точно улавливать оттенки значений, нюансы.

Особенность существования этих пяти кодов состоит в том, что они не проявляются в речи человека по отдельности, но всегда присутствуют все вместе, образуя замысловатое сплетение из пяти разных голосов. Первому коду, акциональному, соответствует голос эмпирии, второму - голос личности, третьему - голос символа, четвертому - голос истины, последнему - голос знания. Психотерапевту необходимо уметь отличать один голос от другого, а это очень сложно, потому что в речи больного они очень тесно переплетены друг с другом. В случае если врачу удастся различить все голоса, то он сможет определить загадку в четвертом, герменевтическом коде и решить ее, тем самым избавив пациента от проблемы.

В 1980 году финский философ и логик, профессор университета Флориды, член Американской академии наук и искусств, а также Академии Финляндии Карло Яакко Юхани Хинтикка (род. 1929) ввел понятие «возможные миры». Это особое состояние сознания субъекта, в котором он либо погружен в прошлое, либо воображает будущее. Разумеется, эти «путешествия» совершаются благодаря творческой фантазии, так как без нее невозможно думать о последующих событиях. Внушаемый погружается в такое состояние, если психотерапевт использует соответствующие слова: «к счастью», «уже», «давным-давно», «слишком», «все еще», «возможно», «наверное».

Российский психолог, специалист в области фундламентальных и прикладных исследований познавательных процессов Борис Митрофанович Величковский (род. 1947) в 1986 году предложил делить текст на ментальные пространства, то есть такие области, в пределах которых текст будет иметь конкретный смысл, определенные категории времени и пространства. Проанализировать текст можно, поняв смысл, заложенный в каждом ментальном пространстве данного текста.

Ментальное пространство - это результат творчества конкретного человека, так как даже общекультурное ментальное пространство имеет особенность трансформироваться в сознании человека и восприниматься им по-особому.

В ментальном пространстве заключена реальность, то есть представление конкретного человека о событиях, предметах и явлениях. Сюда могут входить мечты, воспоминания, восприятие себя и окружающих, ощущение пространства и места.

Как уже было сказано, у каждого есть свое понимание окружающего мира, поэтому одно и то же явление у разных людей имеет разный смысл.

Жозеф Делёз определил понятие «связь событий и предложений, их описывающих». Таким образом, чтобы понять суть явления, необходимо найти слова, которыми это явление можно охарактеризовать. Существует и противоположность смысла -бессмыслица, или парадокс, нонсенс, которую невозможно отделить от него, так как оба эти понятия едины. Ошибочно считать, что бессмысленное нелогично: логика в бессмысленном есть, но уловить ее рационально мыслящий субъект не в состоянии. А потому смысл символов, которые возникают в особых состояниях сознания, неоднозначен.

3. Фрейд выделял категорию первофантазмов, которые определяют в дальнейшем поведение человека. Его концепция имеет сходство с теорией К. Юнга об архетипах.

Если принять высказывания субъекта как текст, парадокс в данной системе рассматривается фонемой, а нонсенс - морфемой, то есть носителем отдельных значений. В свою очередь, как в любом языке образуются фразы, так и язык бессознательного основан на сочетаниях слов, или семантемах. Предложениями выступают фантазмы, то есть несуществующие конструкции, в которых осуществляются желания и мечты субъекта. Обычно фантазии есть у каждого человека, но в патологии они наполняют психическую реальность субъекта бессознательными желаниями, которые заменяют настоящую реальность. Ненормальные, патологические фантазмы наблюдаются у больных истерией, сексуальных извращенцев, психически невменяемых людей. Самой известной формой фантазма является сновидение.

Экзистенциальные теории и теории гуманистической психотерапии

Первые экзистенциальные теории появились в середине XX века, когда уже имевшиеся учения перестали отвечать на возникающие вопросы. Так, психоанализ и бихевиоризм не могли объяснить с достаточной полнотой особые состояния сознания. Согласно новым теориям, каждый человек неповторим и уникален, то есть является индивидуальностью. Отсюда был сделан вывод, что наибольшей жизненной ценностью обладают свобода и значимость индивидуальности. Все эти новые теории основывались на философии датского теолога, сторонника субъективной диалектики личности Серена Кьеркегора и феноменологии немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938), который с идеей «жизненного мира» как изначального социально-культурного опыта оказал влияние на экзистенциализм и философскую антропологию. Последователи экзистенциального направления - Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев, К. Ясперс.

Первое важное положение экзистенциальных теорий - это неизбежность смерти. Нельзя не думать о смерти, так как отрицать ее глупо и неестественно. Каждый человек в какой-то момент жизни осознает, что он не будет жить всегда. Осознавать же неизбежность конца значит находиться в особом состоянии сознания.

Каждый случай, каждая болезнь неповторимы, а значит, и курс лечения должен быть для всех разным.

Вторым принципом является положение о неповторимости личности (что уже отмечалось ранее). Это означает, что применительно к лечению психических патологий каждому пациенту необходимо особое, индивидуально подобранное лечение.

Швейцарский психолог Людвиг Бинсвангер (1881-1966) явился создателем направления дазайн-анализа, по которому главной целью врача является помощь индивиду в процессе познания собственных возможностей для того, чтобы тот мог использовать их для решения своих проблем. При этом необходимо заметить, что в экзистенциальной психотерапии не существует такого понятия, как «психические заболевания». Психически больной человек обладает другой точкой зрения на окружающий мир; он создает в воображении свое собственное пространство, в котором и живет, но он не способен быть свободным в этом мире. Поэтому и рождается невротическая тревога, которая приводит к ухудшению состояния пациента.

По этой теории, имеется далеко не один способ существования. Если человек живет только для себя, то речь идет об одномерном способе существования. Дуалистический способ относится к двум людям, любящим друг друга и живущим друг ради друга. Если человек конкурирует или находится в конфликте с группой людей, он живет плюралистическим способом. Различают еще и четвертую стратегию - человек, «затерявшийся в толпе». Такой способ носит название анонимного.

В течение своей жизни человеку необходимо развиваться и совершенствоваться. Если этого не происходит, то, значит, идет процесс деградации. А это, в свою очередь, может привести к серьезным психическим патологиям.

Один из представителей экзистенциального психоанализа французский философ и публицист Жан Поль Сартр (1905-1980) утверждал, что главное - это свобода человека, то есть право иметь собственное мнение по отношению к какой-либо ситуации или явлению. Философ полагал, что если на пути человека к какой-то цели встает неразрешимая проблема, то ему необходимо просто отказаться от цели и проблема самоустранится. Другими словами, не в силах человека изменить мир (устранить проблему), но в его руках возможность изменить собственное отношение к нему или пассивно избежать препятствия.

Свобода предполагает выбор цели, но не требует ее достижения.

По мнению Сартра, человек является единственным источником нравственности. Его сознание должно соответствовать истинному сознанию, то есть, говоря словами философа, «Пользуясь своей свободой, будь самим собой».

Еще один сторонник экзистенциальной теории австрийскийй психолог и психиатр Виктор Франкл (1905-1997) считал, что философские рассуждения о смысле жизни основываются на недовольстве человека собственной жизнью. Действительно счастливый индивид испытывает удовольствие от настоящего момента и принимает жизнь такой, какая она есть. Он не страдает, занимаясь поисками ответов на извечные философские вопросы, не пытается найти оправдание своему существованию. Он понимает, что жить стоит просто ради того, чтобы наслаждаться каждым мгновением, каждой минутой. Достичь подобного состояния удовлетворенности можно, внутренне совершив некий сдвиг в сознании, чтобы восстановить нарушенную гармонию. В этом случае жизнь будет восприниматься как чудесный дар без раздумий, имеет ли она какой-то смысл или нет.

В 1976 году был разработан наиболее популярный подход в изучении особых состояний сознания - гештальттерапия. Автором этой методики является немецко-американский нейропсихиатр Фредерик Перлз (1893-1970). Основным принципом его теории является целостность всех вещей. То есть люди объединяют отдельные предметы в гештальты, или целостности. Вся природа также является гештальтом, в котором все взаимосвязано. Внутри этого целого выделяют «фигуры» -изменяющиеся, неустойчивые элементы. Основное условие прогресса состоит в дыхании и понимании своих эмоциональных и физических процессов.

Свое мнение касательно патологических состояний личности выражал американский психолог-экзистенциалист Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970). Он занимался с людьми, испытывающими внезапные мистические, или пиковые, переживания. Несмотря на то что такие переживания принято считать серьезными нарушениями, Маслоу был уверен, что часто они несут положительное воздействие, так как после их испытания люди начинали проявлять склонность к самореализации. По мнению Маслоу, патология является нереализованностью возможностей человека, и избежать ее можно, лишь найдя поле для проявления собственного потенциала.

Теория целостности мира имеет определенное сходство с принципами йогов: изменяя дыхание, мы можем изменять и свое состояние — достигнуть спокойствия или, наоборот, почувствовать тревогу.

Американский психолог Карл Рэнсом Роджерс явился создателем клиенттерапии, суть которой заключается в том, что человек развивает свои положительные качества и способности лишь в подходящей для этого среде. Психотерапевту, по мнению ученого, необходимо помогать своему пациенту реализовать его возможности, найти им применение.

Итак, по экзистенциальным теориям, основная проблема в отдаленности человека от его собственных эмоций и чувств, а главная задача психотерапевта в том, чтобы помочь пациенту найти свое предназначение и место в обществе. Метод лечения - введение субъекта в состояние гипноза.

Физиология мозга

Прежде чем говорить о конкретных методиках гипноза, необходимо разобраться в вопросе физиологии мозга, коснуться проблем сознания и подсознания.

Сознание

Человеческий мозг состоит из двух полушарий - правого и левого. Правое отвечает за восприятие образов, а левое - за словесные умозаключения. Благодаря проведенным исследованиям было выяснено, что у человека правое полушарие вступает в работу раньше левого, то есть субъект сначала воспринимает образы и лишь после этого способен принимать решения. Поступившую в мозг информацию правое полушарие воспринимает эмоционально, то есть придает ей оценку, основанную на чувствах. А левое полушарие добавляет краски уже в готовую картину, нарисованную правым, не меняя ее.

Если правым полушарием информация оценивается отрицательно, то левое полушарие этот негатив только усиливает.

Поэтому люди в основном не способны к объективности в оценке событий.

Так, если ребенок по какой-то причине задержался в школе, мама начинает волноваться. Левое полушарие, вместо того чтобы помочь избавиться от волнения, наоборот, усиливает тревогу. Воображение уже рисует страшные картины, возникает паника, которая чаще всего является напрасной: объяснение опозданию ребенка оказывается проще, чем то, что нафантазировала его мать.

По преданию, впервые на вред иллюзий обратил внимание Будда. Его настоящее имя Сиддхартха Гаутама. Рожденный в царской семье, он получил светское образование, жил в роскоши и удовольствиях в замкнутом мире. Но, случайно попав в город, узнал, что на свете есть старость, болезнь, смерть. Решив, что желания порождают страдания, в 29 лет покинул дворец и ушел с аскетами. Через 7 лет странствий Сиддхартха разочаровался в крайних формах аскезы, сел под деревом бохи и погрузился в размышления. На 49-й день медитации он достиг состояния просветления, осознал, что желания человека, как и его страдания, являются лишь иллюзией. Так он прозрел и стал буддой.

В описанной выше ситуации мать находится под властью собственного воображения и иллюзий. Иллюзии - это ошибочное, обманчивое восприятие действительности. Человек постоянно строит иллюзии, отказываясь посмотреть на вещи беспристрастно. А потому практически невозможно избежать ошибок, которые зачастую делают жизнь более сложной. Иллюзии являются причиной того, что мы работаем не там, где по-настоящему понравилось бы, общаемся не с теми, с кем хотели бы, участвуем в конфликтах, не желая этого. Виноваты в этом иллюзии, возникновению которых мы обязаны нашему сознанию.

Иллюзии

Вся наша жизнь наполнена иллюзиями. Об их разновидностях и пойдет речь в этой главе.

Иллюзия счастья

Следует прежде всего рассмотреть самую популярную иллюзию - иллюзию счастья. О нем мечтают все, но дать счастью четкое определение не может никто, так как для каждого оно свое, все видят его по-разному. Чтобы достичь счастья, люди стараются заработать побольше денег, добиться успеха, сделать карьеру. Но все эти пути иллюзорны, так как вовсе не гарантируют, что по их прошествии человек достигнет счастья. В его поисках мы следуем за иллюзиями, которые лишь заслоняют настоящее и истинное счастье. Дети думают, что будут счастливы, когда вырастут и получат свободу от взрослых. Взрослые самым счастливым временем считают детство, так как тогда не было столько обязательств и проблем. Счастье будто бы постоянно ускользает. На самом деле счастье не зависит от внешних обстоятельств, а определяется внутренним состоянием.

Счастье от власти или богатства - это иллюзия, так как первое предполагает большой каждодневный труд, а второе влечет за собой исчезновение искренности в отношениях с людьми.

Человек мечтает об удачной карьере, и ему кажется, что, став руководителем, он достигнет счастья. Когда же мечта сбывается, он понимает, что быть начальником непросто, так как на руководителе лежит большая ответственность. В результате нагрузка только возрастает и уже не остается времени быть счастливым.

Счастье же не зависит от нашего благосостояния, достатка, каких-то внешних обстоятельств. Счастье - это внутреннее состояние человека, которое невозможно облечь в материальную форму. Потому и гоняться за ним не имеет смысла, что либо оно есть в настоящем, либо его нет вообще.

Счастье — это не цель жизни, а то состояние, с которым человек идет по жизни.

Причина возникновения этой иллюзии кроется в неумении человека думать о том, что у него есть, чем он в настоящее время богат и счастлив. Большинство людей привыкло замечать лишь то, чего у них нет.

Иллюзия опасности

Иллюзия опасности преследует каждого из нас ежедневно и ежеминутно и потому является наиболее частотной. Человек каждую минуту испытывает страх по множеству причин.

Русский физиолог Виктор Васильевич Пашутин (1845—1901) поставил эксперимент: заключил собаку в ящик, где отсутствовали все внешние раздражители - свет, звук, запах. Собака легла и спокойно заснула. После этого аналогичный опыт провели с участием людей. Запертые в помещении добровольцы метались по ящику, бросались на стены, бились головой, пытаясь вырваться, постепенно достигая состояния сумасшествия.

Человек - единственное существо, которое само придумывает себе страхи, весьма часто бывающие беспочвенными и необоснованными. Следует отметить, что дети поначалу не боятся ничего: трогать неизвестных животных, исследовать розетки или есть грязными руками. Несмотря на то что все перечисленное действительно может оказаться опасным, мы часто усугубляем ситуацию, внушая себе такие страшные последствия, какие, возможно, и не произойдут. Жизнь современного взрослого человека полна страхов: опоздать на работу, быть уволенным, стать жертвой ограбления, потолстеть и т. д. А страх, как известно, отрицательно влияет на организм. В состоянии напряжения, готовности к опасности человек не может находиться длительное время: это изнашивает организм, которому не дают времени расслабиться.

При этом причин для страха у современного человека гораздо меньше, чем у какого-либо еще существа на планете Земля. Практически все наши страхи иллюзорны, так как касаются непредсказуемого будущего.

Страх родом из первобытных времен, когда человека действительно окружали многочисленные опасности: дикие звери, враждебные племена, холод. Сейчас же подобных опасностей нет, и мы сами их выдумываем.

От грядущего человек ожидает только плохого, хотя не в состоянии даже определить, какие последствия повлечет за собой тот или иной его поступок. Кроме того, даже происшествие, которое на первый взгляд кажется негативным, впоследствии может стать причиной какой-либо большой удачи.

Увольнение с работы может обернуться находкой более престижного места, а покупка новой техники способна привести к ограблению всей квартиры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться