Монахова И. «Учебник гипноза. Как уметь внушать и противостоять внушению»

Правда, в отличие от Сен-Жермена, Калиостро не смог расположить к себе русскую императрицу Екатерину. Тогда он переключился на Потёмкина, которого так привлекли опыты магистра, что он даже сам в них участвовал. Что касается врачевания, то им граф Калиостро в России не прославился, так как здесь уже был весьма популярен лейб-медик Роджерсон, враждовавший с Калиостро.

Следует заметить, что принимал он только людей, которые действительно верили в его дар врачевателя. Со скептиками же он предусмотрительно старался не общаться. Калиостро понимал, что больные, считающие чудесные исцеления не более чем мистификацией, не смогут вылечиться, так как для успеха любой магии необходима вера и самовнушение. Только убедив самого себя в том, что врач его вылечит, человек сможет избавиться от недуга, пусть даже и лечение является самообманом.

Не снискав славы врача в России, Калиостро занялся лечением в Европе, и в первую очередь во Франции, где он пользовался огромным успехом. Узнав о чудесном целителе, к его дому шли многочисленные больные, калеки, слепые, хромые. И многих Калиостро действительно излечивал. Но, как уже говорилось ранее, граф использовал гипноз, то есть внушал больным мысль об их скорейшем выздоровлении.

Деятельность Калиостро продолжалась недолго, так как была замечена духовными властями. Магистром занялась церковь, и папа Пий VI, уличив его в ереси, приговорил к сожжению на костре. Однако казнь была заменена пожизненным заключением с условием, что Калиостро публично отречется от своих убеждений и покается.

Публичное покаяние совершилось 7 апреля 1791 года. Пока недавно блистательный, пользующийся успехом маг и целитель каялся, все его каббалистические амулеты, книги и пентаграммы сжигали. После Калиостро был заключен в подземелье тюрьмы Сан-Лео. В августе 1795 года граф скончался - великого мага задушили тюремщики.

Парацельс

Врач Парацельс (1493-1541), настоящее имя которого Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, первый применил термин «магнетизм».

Родиной Парацельса является швейцарский город Швиц, учился в университете итальянского города Феррары. Там он получил степень доктора медицины.

Парацельс жил в XVI веке, когда не было четкого разделения между оккультными и естественными науками, а в медицине часто прибегали к магическим и мистическим заклинаниям, снадобьям и т. п.

После университета Парацельс много путешествовал (побывал во Франции, Шотландии, Англии, Португалии и Испании, России, государствах Восточной Европы и Северной Африки, был в Палестине и Константинополе), продолжая обучаться, получать новые знания и умения. Деятельность и сфера интересов Парацельса чрезвычайно многообразны: он писал книги, проводил алхимические опыты, увлекался астрономией, познавал секреты человеческого сознания. Благодаря тому что Парацельс долго путешествовал, он все время узнавал что-то новое, на основе приобретенных знаний строил собственные научные теории и гипотезы. Парацельс - автор многих научных трудов.

К самым известным работам доктора Парацельса относятся «Парамирум», «Хроника Каринтии», «Лабиринт заблуждающихся медиков», «Великое врачевание ран» и др.

В своих книгах Парацельс описал свой взгляд на болезни, борьбу с ними, кроме того, дал определение первоматерии и магнетизма. Парацельс - первый в мире врач, который попытался объяснить магнетические явления.

Парацельс не отделял людей от природы: человек находится в зависимости от окружающего его мира и является микрокосмосом в макрокосмосе Вселенной.

Обратимся к термину «магнетизм». Это слово в переводе с финикийского означает «то, что передается другому». Так, магнит обладает способностью притягивать, а магнетизмом называется само это явление. Магнитная сила наполняет всю Вселенную и способна переходить не только от звезд к человеку, но и от одного человека к другому.

Сейчас, в XXI веке, теория магнетизма ни в коем случае не может считаться верной, но в XVI веке она нашла своих последователей.

Парацельс считал, что космическое тело делится на семь основных элементов: воду, землю, небо, воздух, ртуть, соль и серу. Все, что есть в природе, состоит из этих элементов. В организме человека существует такой же установленный порядок, при его нарушении развиваются болезни.

Парацельс занимался алхимическими опытами. В частности, он пытался создать искусственного человека — гомункула. Для этого сперму следовало намагнетизировать и поместить в лошадиный навоз. В результате вырастет ребенок, практически не отличающийся от рожденного женщиной.

Отсюда вытекают задачи медицины: восстановить утраченную гармонию.

В результате исследований свойств магнита Парацельс сделал вывод: если магнит притягивает к себе предметы, то так же он может вытянуть из человека болезнь.

Необходимо заметить, что Парацельс наделял чудесными свойствами не столько сам металл, прикладываемый к телу пациента, сколько силу внушения, веру в выздоровление. Не имеет значения, чем проводится лечение, магнитом или простым камнем: если человек сильно верит в то, что лечение будет действенным, его состояние, несомненно, улучшится. По словам самого ученого, «все равно, истинная эта вера или ложная, она чудеса будет творить всегда».

Опыты Парацельса возбудили недовольство церкви. Им всерьез заинтересовалась инквизиция, и врачу грозила смерть на костре. Предотвратила сожжение неожиданная гибель Парацельса: он скончался от удара камнем в голову.

Месмер

Франц Месмер явился поклонником Парацельса, сторонником и продолжателем теории магнетизма. Родился в 1734 году и прожил необычную, яркую жизнь. Месмер был весьма эрудированным человеком с широким кругом интересов: имел глубокие познания в философии, праве, теологии, занимался искусством, в частности музыкой, владел несколькими иностранными языками. Месмер, так же как и Парацельс, считал, что звезды оказывают влияние на организм человека. Свои взгляды он изложил в докторской диссертации «О влиянии планет на человеческие организмы», где и привел, с его точки зрения, неоспоримые доказательства.

Месмер активно занимался алхимией, оккультизмом и астрологией, несмотря на то что в XVIII веке это было запрещено.

Месмер начал свою деятельность с операций над металлами, которые обладали магнитными свойствами, а закончил разработкой теории животного магнетизма. Опираясь на работы Парацельса, Месмер дополнил их и уточнил некоторые положения. Интерес к магнетизму у Месмера появился после рассказа одного пастора, который с помощью магнита вылечил больную женщину.

Сеансы Месмера пользовались огромной популярностью. Многие люди чувствовали после них облегчение.

После этого Месмер стал фанатиком магнетизма: начал применять магнит при лечении всех заболеваний. Свои лечебные сеансы он проводил, прикладывая магнит к телу больного. Случай помог магнетизеру заметить, что флюиды излучает не только металл, но и сами люди, причем целительные магнетические флюиды могут передаваться от одного человека к другому. Это знаменательное открытие произошло по чистой случайности: на один из сеансов Месмер пришел без магнита, забыв его дома, и решил провести манипуляции без него, делая вид, что магнит находится у него в руках. Врач безмерно удивился, когда пациент уснул и без воздействия магнита. Из этого Месмер сделал вывод, что лечить людей можно и без использования магнита, лишь силой внушения. Так он отказался от применения металла. Впоследствии врач проводил сеансы, используя лишь гипнотические пассы. Они представляли собой различные прикосновения к телу пациента, тем самым снималось напряжение, исчезала боль. В ходе сеанса Месмер вызывал у больного конвульсии, называя их исцеляющим кризом. В современной науке их называют терапевтическим кризом. После него больной чувствовал значительное облегчение, а по прошествии какого-то времени выздоравливал окончательно.

В 1775 году Месмер сделал интересное открытие: он впервые заявил о том, что магнетизм присутствует не только в железе, но и в шерсти, бумаге, шелке, воде, дереве и даже хлебе. Впоследствии это было доказано научным путем.

О благоприятном исходе заболевания в случае криза люди знали и раньше; Месмер же сделал открытие, признав, что успех лечения психических заболеваний зависит от правильного применения магнетизма. Сеансы с несколькими пациентами Франц Месмер очень тщательно подготавливал, чтобы вся атмосфера, антураж заставляли поверить в мистическую природу происходящего: в комнате, где проходили сеансы, царил полумрак, ее стены покрывали каббалистические узоры и пентаграммы, пол был устелен мягкими коврами, делающими шаги гипнотизера неслышными. Одежда Месмера также подбиралась в соответствии с таинственной обстановкой.

Многие внешние атрибуты Месмер позаимствовал у легендарного графа Калиостро: камзол, богато расшитый золотом, большое количество перстней...

Во время сеанса немаловажное значение имела музыка: под звуки симфоний Моцарта, с которым гипнотизер состоял в дружеских отношениях, маэстро пристально смотрел в глаза пациентам, произносил таинственные фразы и касался каждого своим жезлом. В помещении находился дубовый чан, в который укладывались бутыли с намагниченной водой. В крышке бака имелись круглые отверстия, из которых выходили прутья. Больные должны были встать в одну линию, взяться за руки, касаясь друг друга коленями и бедрами. Некоторые из людей впадали в оцепенение, кто-то начинал истерически хохотать и биться в конвульсиях. По завершении же сеанса многим становилось лучше, болезненные симптомы исчезали.

Не все люди могли участвовать в сеансах Месмера. Для бедных предназначалось намагниченное дерево возле дома ученого. Следует отметить, что дерево вылечило большое количество страждущих. Для действия магнетического флюида достаточно было ступить под сень растения.

Подобные магнетические сеансы принесли Месмеру не только успех и популярность, но и зависть коллег. Многие врачи открыто объявляли его шарлатаном и обманщиком, считая сеансы дешевыми фокусами. Чтобы избежать нападок своих недоброжелателей, врач покинул Австрию и переехал жить в Париж. Там Месмер продолжил проводить свои опыты и лечебные сеансы и в скором времени стал популярен в столице Франции.

Вполне вероятно, что Месмер сделал попытку объяснить действие внушения; позже он писал, что «человек обладает свойствами, аналогичными свойствам магнита», а сам магнит является «моделью механизма Вселенной».

В 1779 году Месмер опубликовал свою главную книгу под названием «Мемуары об открытии животного магнетизма». Этот труд сыграл важную роль в развитии терапевтических знаний. В книге магнетизер пишет, что «животный магнетизм существенно отличается от магнита». Также он выдвигает предположение, что в основе действия магнита лежит какой-то принцип, который не имеет способности воздействовать на нервы.

Когда последователи Месмера пытались предложить изучить явление магнетизма, их не только не воспринимали всерьез, но даже лишали ученого звания.

Следует отметить, что Месмера интересовала лишь физиологическая сторона гипноза, психологической же его стороне магнетизер внимания не уделял. Так, когда его ученик и последователь маркиз де Пюисегюр заявил о своем открытии провоцированного сомнамбулизма, Месмер не придал этому никакого значения и даже подверг критике. Психология, по мнению Месмера, лишь продукт воображения.

Месмер основал ложу «Гармония» - ассоциацию, которая распространяла знания о магнетизме. Несмотря на то что Месмер был при жизни очень популярен, другие ученые не принимали его взглядов и отказывались считать магнетизм наукой.

В 1784 году Людовик XVI, король Франции, решил подвергнуть проверке факт существования магнетических флюидов. Была созвана комиссия из профессоров. Они-то и постановили, что магнетический флюид всего лишь выдумка экзальтированного фантазера, заставляющего аудиторию поверить в воображаемый факт. Но на этом дело не закончилось: один из членов комиссии, директор ботанического сада Антуан Лоран де Жюсье заявил, что магнетизм существует и является опасным для человека. Месмеру пришлось переехать из Парижа в Швейцарию, где он продолжил свои опыты и умер в 1815 году.

Явление животного магнетизма интересовало многих людей. Отчасти это объяснялось оригинальностью методов лечения, таинственной природой выздоровления.

Последние годы жизни Франц Месмер провел в бедности и умер в одиночестве, хотя и оставил после себя множество последователей.

Маркиз Арман де Пюисегюр

Когда Франц Месмер умер, оккультные науки, в том числе теория животного магнетизма, достигли пика популярности. В Европе появилось огромное количество «целителей», магов и магистров, обещающих быстрое выздоровление при любых болезнях. Чаще всего это были обычные шарлатаны, не выходящие за пределы банальных фокусов, впрочем, и среди них были настоящие последователи магистра.

Один из учеников Месмера - маркиз Арман Мари-Жак де Пюисегюр. Он родился в 1751 году в родовом поместье своей семьи Бюзанси близ небольшого французского городка Суассон в департаменте Арденн. Ученый продолжил изучение феномена магнетизма и сделал важное открытие в данной области, обнаружив, что для возникновения криза вовсе не обязательно прикасаться к больному - можно находиться и в нескольких десятках сантиметров от него и ограничиться гипнотическими пассами.

Анри Пюисегюр лечил людей не ради какой-либо выгоды для себя, более того, он считал, что врач должен проявлять участие в самом больном, и лишь тогда возможно выздоровление. Так, поселившись в Бюзанси, он лечил пациентов совершенно бесплатно.

Также необходимо сказать, что, являясь последователем теории Месмера, Пюисегюр был не согласен с рядом гипотез своего учителя. Так, разногласия были по поводу психологических факторов в гипнозе.

Месмер признавал только физиологию, в то время как его ученик предложил лечить людей с помощью гипноза, но учитывая качества характера пациента. Выше уже упоминалось об открытии ученым сомнамбулизма. Погружая больного в глубокий сон, гипнотизер расспрашивал его о недуге, который его тревожил. Пребывая в этом состоянии, пациент сам себе ставил диагноз, то есть называл болезнь, которой он страдал.

Аббат Ж. Фариа

Аббат Фариа - самый загадочный и таинственный гипнотизер в истории. Аббат большое внимание уделял внешней стороне гипноза, так как полагал, что психологическое воздействие на сознание осуществимо лишь тогда, когда больной буквально очарован гипнотизером. Роль же врача в лечении священник сводил к минимуму, считая, что выздоровление происходит благодаря внутренней уверенности больного, то есть полностью зависит от него.

Фариа — предшественник так называемого эстрадного гипноза, который в наши дни пользуется успехом.

Фариа вводил людей в транс не так, как было описано выше. Так, например, он погружал человека в гипнотический сон, прямо глядя на него и отдавая приказ спать. Иначе говоря, аббат применял в гипнозе словесный метод. Словесная команда сочеталась с нажатием на плечи больного для того, чтобы тот сел. Если же больной не входил в состояние транса, аббат брал в руки распятие, на которое пациент смотрел, не отрывая взгляда, до тех пор, пока не засыпал.

Аббат Фариа - прототип Эдмона Дантеса, узника замка Иф, героя романа Дюма. В «Графе МонтеКристо» описывается не выдуманная, а реальная история. В книге он назван итальянским прелатом, хотя сам Фариа родом из Индии.

В 1819 году Фариа написал книгу «О природе ясновидящего сна», в которой были изложены его воззрения. Помимо этого, аббат открыл курсы, на которых проводил сеансы гипноза.

Жозеф Филипп Делёз

Жозеф Филипп Делёз (1753-1835), натуралист Парижского ботанического сада, являясь последователем Пюисегюра, также изучал магнетизм. Как и его предшественник, Делёз при проведении своих гипнотических сеансов не забывал учитывать психологический аспект. В 1813 году он опубликовал книгу «Критическая история животного магнетизма». Это один из важнейших трудов в описываемой области. Делёз считал, что при проведении гипнотических сеансов большую роль играет умиротворяющая атмосфера, то есть отсутствие любых внешних раздражителей. Также неоднократно подчеркивалась важность уверенности гипнотизера в собственных умениях и силах, которая невольно переходит и к пациенту. Именно этому фактору сеанс обязан своей успешностью.

Делёзом были изданы и другие книги на тему о магнетизме: «В защиту животного магнетизма» и «Практическое руководство по животному магнетизму».

Следует сказать, что в воззрениях магнетизера было много ошибочных убеждений. Например, он считал, что воображение играет небольшую роль в достижении нужного результата, а последнее непосредственно зависит от веры пациента в силу и умение врача, в успех лечения. Кроме того, сам больной, по мнению Делёза, принимает пассивное участие в процессе гипноза, то есть целитель обязан целиком и полностью контролировать происходящее. Вмешательство же пациента приведет лишь к уменьшению действенности гипноза, так как будет определенным образом сопротивляться силе гипнотизера.

Александр Бертран

Все больше и больше ученых интересовались сомнамбулизмом. Так, выпускник Политехнической школы врач Александр Бертран (1795-1831) видел очевидную связь между сомнамбулизмом и обычным сном. Он полагал, что восприятие больным слов гипнотизера можно объяснить тем, что первый, засыпая, думает о враче. Поэтому в состоянии сна пациент слышит слова гипнотизера, а значит, подвергается внушению. В 1823 году Бертран (псевдоним - Библиофил Жакоб) написал «Трактат о сомнамбулизме», где подробно изложил свою позицию по отношению к этому явлению.

Позже взгляды Бертрана развивали последователи нансийской школы.

Луи Жозеф Жюль Шарпиньон

Магнетизеры отводили очень важную роль физическому состоянию не только пациентов, но и самих врачей. Например, врач и магнетизер-флюидист Луи Жозеф Жюль Шарпиньон (1815-1881) считал, что если доктор болен, то эффект сеанса будет прямо противоположным ожидаемому. Болезненное состояние гипнотизера может передаться больному и отрицательно отразиться на самочувствии последнего. Поэтому врач обязан следить за собственным физическим и психологическим состоянием. Также Шарпиньон протестовал против проведения слишком большого числа сеансов, утверждая, что это негативно отражается на здоровье пациента. В продолжение болезни сеансы, конечно, должны проводиться достаточно часто, однако после выздоровления их следует отменить, так как они будут утомлять человека, делать его вялым и пассивным. Были проведены наблюдения и отмечены самые разнообразные реакции больных, в том числе действия по нанесению вреда собственной жизни, вплоть до самоубийства.

В дальнейшем было постановлено, что врачи, прежде чем заняться гипнозом, должны пройти курс психоанализа.

От магнетизма к гипнозу

Пика популярности магнетизм достиг после того, как П. Фуассак заметил способность сомнамбул ставить диагноз такой же точный, как и диагноз врача. Опыты доказали справедливость этого мнения. Профессор С. Гюссон также отмечал пользу магнетизма и показал, что для введения человека в транс иногда достаточно концентрации внимания и внушения. Также он доказал, что чтение с закрытыми глазами или постановка диагноза на расстоянии действительно существуют и отрицать их не следует. Эти исследования подтолкнули к новым поискам в области магнетизма и гипноза. Более того, в течение нескольких лет в больницах врачи открыто использовали методы введения пациентов в гипнотическое состояние.

В 1840 году отношение к гипнозу кардинально изменилось: исследования были запрещены, а ученые уже стремились доказать абсурдность гипноза.

Шарль Лафонтен

Говоря о развитии гипноза, нельзя не коснуться фигуры Шарля Лафонтена (1803-18??)- внука известного баснописца, знаменитого гипнотизера, который практиковал в Европе. Перед большим собранием народа он вводил в транс людей и животных и особенно потряс зрителей, загипнотизировав льва в зоопарке.

Джеймс Брэд

В 1841 году Лафонтен был в гастрольной поездке по Великобретании. На одно из его выступлений пришел шотландский хирург Джеймс Брэд (1795-1860), который прежде считал магнетизера обычным шарлатаном и мошенником, однако после представления изменил свое мнение. Врача особенно удивило то, что пациент магнетизера не мог при всем желании открыть глаза. Дж. Брэд предположил, что испытуемый может погрузиться в состояние транса, лишь сконцентрировав свое внимание на чем-либо. Проверив данную теорию, он начал применять этот метод на своих знакомых.

Взгляд людей Брэд фиксировал на простых предметах, например на горлышке бутылки и других элементах быта. Позднее он оставил практику хирурга и начал исследовать этот новый метод.

Брэд убедительно доказал, что сомнамбулизм и магнетизм - это одно и то же, и объяснил, по какой причине иногда гипнотизеры не могут усыпить пациента: все дело в пассах, которые не концентрируют, а лишь рассеивают внимание испытуемых.

Термином «гипноз» люди пользуются и сейчас. Это слово имеет греческое происхождение и означает «сон». Согласно мифологии, имя Гипнос носил бог сна. Таким образом, магнетизм лишь стал называться по-другому, однако суть явления осталась прежней.

Опубликовать результаты своих опытов и исследований ученому не удалось: ни одно издательство не желало печатать про открытие в этой сомнительной области. По этой причине Брэд принял решение выпустить книгу под названием, не вызывающим недоверия.

Именно так был придуман новый термин для явления магнитизма - гипноз.

Дж. Брэд очень сильно хотел проникнуть в тайны гипноза и, изучая это явление все глубже и тщательнее, все больше осознавал, что гипноз может быть действенным лекарством от многих психических заболеваний. Так, например, врач выдвинул предложение врачевать этим методом параличи истерического происхождения. Брэд также открыл и доказал, что восприимчивость разных людей к гипнозу различна, а потому воздействие на больных также неодинаково. Кроме того, Брэд понял, что можно лечить лишь посредством внушения пациенту мысли о выздоровлении. Этот вывод был проверен на его же пациентах.

Дж. Брэд не считал гипнотизм сверхъестественным явлением. На своих публичных выступлениях он доказывал абсурдность такой точки зрения, что вызвало недовольство церкви. Брэда обвиняли в самых тяжких грехах, его исследования церковь называла ересью. Врач в ответ на эти несправедливые обвинения написал памфлет, в котором привел убедительные доводы относительно своей правоты. Впрочем, Брэд нашел поддержку лишь у немногих.

В 1842 году хирург и психолог Герберт Майо, профессор анатомии Королевского колледжа в Лондоне, на конференции врачей заявил, что считает гипноз одним из самых действенных методов лечения больных. К несчастью, таких горячих сторонников гипноза, как Майо, было меньшинство, и исследования Дж. Брэда не нашли должного отклика в европейских странах. Его труд «Нейрогипнология» был издан лишь посмертно. В этой книге Брэд описал, как применять гипноз в лечебных целях, в частности для обезболивания при операциях. Позже этот метод был использован многими хирургами во время ампутаций.

Джеймс Эсдейл

Джеймс Эсдейл (1808-1859) - один из врачей, который использовал гипнотические пассы для обезболивания. Для коллег из Британского колледжа врачей и хирургов он продемонстрировал свой метод: загипнотизировал человека с гангреной ноги и сделал ему ампутацию. Позже Эсдейл применял гипноз и в других операциях, которые также прошли успешно. Хотя врач до этого ничего не знал о гипнозе, он сам убедился в действенности данного метода. В 1851 году был опубликован труд Эсдейла, в котором представлены принципы обезболивания под гипнозом. Но коллеги-врачи, давно пользовавшиеся для обезболивания закисью азота и хлороформом, не приняли нового метода, никто им не воспользовался.

То, что гипноз не стал универсальным обезболивающим при проведении операций, объясняется, во-первых, нежеланием врачей вносить в медицину новшества, во-вторых, тем, что гипноз вызывал потерю чувствительности к боли лишь у небольшого числа пациентов, в-третьих, перед операцией больные чересчур взволнованы, а это не позволяет им сконцентрироваться и мешает гипнозу.

Амбру аз Льебо

Амбруаз Льебо - французский врач (1824-1904), который, как и Месмер, верил, что магнетическая сила переходит от врача к пациенту. Льебо является основателем школы гипноза в городе Нанси. Он усовершенствовал способ гипнотизации, повысив действенность лечения. Ученый опубликовал книгу «Сон и подобные ему состояния, рассматриваемые прежде всего с точки зрения влияния разума на тело». В ней Льебо подробно изложил свой опыт по исцелению пациентов гипнозом. Однако у коллег книга Льебо не вызвала особого интереса - ему удалось продать всего один экземпляр.

А. Льебо во многом соглашался с теориями Брэда, например с тем, что гипноз имеет материальную сущность. Но также имелись и расхождения: по мнению Льебо, гипноз — это один из видов сна, в который человек погружается благодаря внушению.

М. Дюмон

На собрания, которые устраивал А. Льебо, регулярно приходил доктор М. Дюмон, который, увлекшись гипнозом, принял решение применить этот метод в своей врачебной практике. Это решение принесло свои плоды: сперва он излечил больную с судорогами ноги, а затем - пациентку с тяжелой формой истерии. Слухи об этих удачных опытах в скором времени дошли до И. Бернгейма, профессора клиники внутренних болезней медицинского факультета города Нанси. Новый метод врачевания заинтересовал профессора, а потому он обратился к Дюмону с просьбой продемонстрировать гипнотические приемы на собрании Медицинского общества. Там Дюмон ввел в состояние транса четырех человек, не оставив сомнений в том, что гипноз не является дешевым фокусом, а он - шарлатаном и обманщиком.

Больную ишиасом женщину, живущую в Нанси, Льебо излечил с помощью гипноза. Профессор Бернгейм, узнав об этом, посчитал, что гипнотизер — обманщик. Пожелав уличить Льебо в шарлатанстве, Бернгейм явился на один из сеансов гипнотизера, где лично убедился в том, что гипноз на самом деле является действенным методом лечения.

Ипполит Бернгейм (1840-1919)- французский врач, один из лидеров нансийской школы гипноза. Важную роль в истории гипноза сыграло знакомство профессора Бернгейма с врачом А. Льебо.

Гораздо позже теория о роли внушений в лечении психоневрологических заболеваний получила название анимистической.

Убедившись в том, что гипноз является не фокусом, а новым, необычным методом лечения, Бернгейм предложил Льебо основать школу в Нанси, где можно было бы обучать гипнозу и исследовать его. Льебо согласился. Так в 1883 году была создана нансийская школа гипноза, из которой вышли многие видные гипнотерапевты и в которой гипноз рассматривается по аналогии со сном, а первое место отводится человеческому воображению. Да и сам Бернгейм увлекся этим медицинским приемом, и в 1884 году была опубликована его книга «О внушении в гипнотическом и бодрствующем состоянии», в которой ученый изложил свои личные взгляды на роль внушений в лечении различных психоневрологических заболеваний.

Анри Бонис

В нансийской школе гипноза проводились не только практические курсы лечения гипнозом, но и теоретические исследования, цель которых была научно обосновать теорию гипноза. И говоря о последнем, нельзя не упомянуть профессора-физиолога Анри Бониса (1830-1921), одного из представителей нансийской школы, который открыл, что с помощью гипноза можно провоцировать многие процессы в человеческом организме, например потоотделение, слезотечение, выделение молока у кормящих женщин. Также он выяснил, что посредством методов внушения у больных можно улучшить перистальтику кишечника и повлиять на частоту пульса и сердцебиение. Бонис проводил разнообразные опыты, используя всю аппаратуру своей лаборатории. Результаты его работы и сделанные выводы он изложил в книге «Гипнотизм - исследования физиологические и гипнотические», которая была опубликована в 1885 году.

В 1886 году стал издаваться первый журнал, посвященный вопросам гипноза, который носил название «Обозрение гипнотизма». В журнале публиковались статьи врачей-гипнотерапевтов, в том числе А. Льебо «Исповедь врача-гипнотизера».

Благодаря нансийской школе гипноз приобрел небывалую, необычайную популярность как один из методов, используемых в медицине.

Ученики Шарко — А. Бине и Ш. Фере — в 1887 году выпустили в свет книгу «Животный магнетизм», выразив в ней гипотезу, согласно которой некоторые металлы и магниты способны оказывать воздействие на человеческий организм, вводя его в состояние гипноза.

Но в это время использовались не только словесные методы: магнетизм как лечение пациентов с помощью металлов не был забыт. Следует упомянуть, что этим методом пользовался Жан Шарко (1825-1893). Основная область его исследований - истерия, и он изучал технику исцеления больных посредством применения разнообразных металлов. Результат удивил самого врача: больной тяжелой формой этого заболевания вылечился всего лишь от прикосновения медной палочки. Это открытие было многократно испытано и проверено на пациентах, что является прямым доказательством его верности.

Ж. Шарко является основоположником школы в Сальпетриер, находящейся в особом противостоянии нансийской школе гипноза.

Разногласия ученых во взглядах на гипноз

В представлениях о гипнозе у последователей школы в Нанси и Сальпетриер также существовали сильные различия: последние утверждали, что гипноз не является нормальным состоянием, а во многом сходен с истерией. Это патологическое состояние называлось искусственным истерическим неврозом. Представители школы в Нанси, наоборот, считали гипноз вполне нормальным психологическим феноменом. Шарко и его ученики не признавали роль психологического фактора, то есть видели в гипнозе прежде всего физиологическую основу, считали, что гипнозу больше податливы истеричные люди, а также те, кто имеет склонность к припадкам. Кроме того, в состояние гипноза человек может войти в результате сильного потрясения или стресса.

Опыты по введению пациента в состояние транса Ж. Шарко предпочитал проводить на испытуемых, больше всего подходящих для этой цели, например на молодых женщинах, склонных к состоянию истерии. Подручные доктора на глазах у зрителей вводили их в гипноз, применяя звуки камертона, трубы или боя барабанов, а также слабые электрические разряды и многое другое.

Французский психопатолог Пьер Жане (1859-1947) и австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) первоначально оказывали поддержку сальпетриерской школе. Так, Фрейд в 1885 году посетил столицу Франции для того, чтобы заняться подробным изучением метода Шарко.

В ряде положений он соглашался с теориями этой школы, но был момент, с которым он не мог смириться: Фрейд не принимал утверждения, что внушение, которое способно вызывать любое гипнотическое явление, также провоцирует появление истерии. Шарко полагал, что если гипноз может вызвать у человека истерию, то введение в транс - дело довольно рискованное и грозит серьезными последствиями.

Теории последователей нансийской школы вызвали у Фрейда согласие, так что он даже перевел на немецкий язык труд Бернгейма.

В 1889 году Фрейд посетил Нанси с целью изучения методов Льебо и Бернгейма.

В то же время в Париже был проведен Первый международный конгресс по гипнозу. Сальпетриерская школа представила на нем свои положения. Перечислим основные:

- ведущую роль играют соматические явления, которые появляются у пациентов в состоянии транса. Это говорит о том, что больной на самом деле находится в гипнотическом состоянии;

  • с помощью гипноза можно достичь трех различных состояний, из которых самое сильное - глубокий гипноз;

  • наблюдаются случаи, когда физические свойства гипнотизма возникают при отсутствии внушения;

  • гипнотизм - это патология. Следует сказать, что на конгрессе была все же признана победа школы Нанси над школой Шарко. Последняя уступила первенство из-за недостаточной доказательной базы своих положений. Впрочем, позже обе школы сблизились, и французский психоаналитик и невропатолог Жозеф Бабинский (1857-1932), последователь школы Шарко, признал, что внушение имеет немаловажное значение в гипнозе.

Шарко первым выделил фазы гипноза, которыми пользуются и в наши дни. Они носят названия: каталепсия, летаргия и сомнамбулизм.

Существование и применение гипноза вызвали интерес И. Брейера, который впоследствии явился первооткрывателем метода гипнокатарсиса. Этот метод состоит в том, что больной с тяжелой психической травмой способен освободиться от нее, вызвав в памяти и осознав события, которые его травмировали. Вспомнить эту психотравму пациенту помогает погружение его в гипнотическое состояние. Благодаря гипнозу больной входит в состояние гипермнезии, то есть обостренной способности припоминания. Уже в древности ученые заметили, что катарсис (очищение) наступает благодаря прослушиванию музыки, созерцанию произведений искусства. Термину «катарсис» соответствует понятие «отреагирование», или «абреакция».

Многие неврологи, которые до 1893 года занимались изучением гипноза, прекратили свою деятельность в этой области и вернулись к прежней работе.

Исследование гипноза во Франции приостановилось в 1893 году, после смерти Жана Шарко, основателя школы Сальпетриер.

Школа в Нанси также вскоре, в 1895 году, прекратила функционировать: Льебо разошелся во взглядах с Бернгеймом.

И все же некоторые врачи продолжали заниматься исследованием гипноза. Один из таких врачей - швейцарский невропатолог Огюст Форель (1848-1931). Он написал книгу «Гипнотизм или внушение и психотерапия», в которой описал три стадии сна: сонливость, гипотаксию и сомнамбулизм, или снохождение.

Сонливость - это состояние, при котором возникает незначительная мышечная слабость и дремота. Пациент, вводимый в гипнотическое состояние, на этой стадии еще может оказать сопротивление гипнозу.

Гипотаксия - состояние, при котором отмечается полная слабость мышц. Несмотря на то что человек еще чувствует, что может противостоять воле гипнотизера, он не делает этого, потому что сам не желает останавливать сеанс гипноза.

Снохождение, или сомнамбулизм, - самая глубокая стадия гипноза. Как раз на этой стадии можно внушить пациенту любые мысли, переживания, изменить его реакции, подтолкнуть к совершению какого-либо действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться