Мы сознаем, что не всегда бывает легко оттолкнуться от гнева и проработать эту цепочку, но это дело стоит затрачиваемых усилий. Оценка, с которой связан третий этап данной цепочки, чрезвычайно полезна в том смысле, что позволяет вам отрешиться от ситуации и решить, заслуживает ли она того, чтобы из-за нее гневаться.
Вина
Иногда бывает, что человеком, нарушающим ваши стандарты, оказываетесь вы сами. Если вы не верите в действенность розги, но все же сечете ею ребенка, то перед вами – нелицеприятный факт попрания вами своих же стандартов. Или, быть может, вы убеждены в необходимости уважительного отношения к другим водителям на дороге, но сами беспечно подрезаете других; или же думаете, что лгать скверно, и все-таки лжете, ссылаясь на занятость, чтобы уклониться от приглашения на обед; или вновь и вновь забываете написать другу, которому обещали послать письмо. Всякий раз, когда вы нарушаете собственные стандарты, вы наверняка испытываете чувство вины.
Но как быть, если вы не испытываете вину, нарушая свои стандарты? В ответе на этот вопрос скрываются значимость и функциональный атрибут вины. Если вы не в состоянии озаботиться тем фактом, что нарушаете или только что нарушили собственные стандарты, вы лишаетесь обратной связи, необходимой для уверенности в соответствии ваших поступков вашим убеждениям. Таким образом, функциональный атрибут вины состоит в том, что она сигнализирует вам о том, что вы каким-то образом нарушили собственные стандарты, и вам следует предпринять какие-то действия, чтобы застраховаться от подобной ситуации в будущем.
Первым этапом генеративной цепочки вины является признание за собой этого чувства в конкретной ситуации. С уважением и благодарностью признайте, что чувство вины оповещает вас о попрании личного стандарта и необходимости застраховаться от таких случаев в будущем.
Вооружившись чувством любопытства, оцените, достоин ли сохранения нарушенный стандарт. Если нет, вы можете обновить его, сменить или отбросить.
Вспомните былые переживания, когда вы, хотя это и было трудно, придерживались личных стандартов. Накопив достаточное количество таких примеров, ощутите успокоение насчет своей способности к этому.
Наконец, представьте, что вы продолжаете держаться стандартов в надвигающейся ситуации, которая подвергает вас суровому испытанию, и снова почувствуйте уверенность в том, что можете жить, не изменяя вашим стандартам.
Иногда бывает, что стандарты, которых мы держимся и при нарушении которых испытываем чувство вины, уже не стоят того, чтобы за них цепляться. Например, женщина, воспитанная в убеждении, что ее место на кухне, может испытывать чувство вины, ощущая в себе желание вырваться из быта и построить карьеру. Сейчас, когда ей уже за сорок, она, с учетом мира как он есть и того, кем она стала, может расценить данное убеждение как более не соответствующее ее нуждам. Фактически она может открыть,
О что никогда не считала его достойным, но просто годами старалась реализовывать его в своем показном поведении.
Если вы приходите к выводу, что стандарт заслуживает сохранения, то чувство вины при его нарушении вполне уместно. Уместно также использовать это неприятное чувство в будущем так, чтобы воспламенить в себе стремление гарантировать, что вы будете соответствовать данному стандарту в дальнейшем. Если, однако, вы решите, что в своем нынешнем виде стандарт не заслуживает сохранения, то вам нужно либо обновить его, либо сменить, либо отбросить. Не забывайте, что когда вы обновляете или заменяете стандарт, вы создаете новый, который, как и его предшественник, требует соблюдения. Поэтому, применительно к новому стандарту, разумно продолжить проработку цепочки, обратившись к этапам 4 и 5.
Разочарование
Вы развернули последний подарок, преподнесенный вам на день рождения, и выяснилось, что у вас так и нет того, чего вам по-настоящему хотелось. Что вы чувствуете? Скорее всего, разочарование. Такое же чувство могло возникать у вас, когда фильм, который вы давно хотели посмотреть, оказывался никудышным, или когда ваши малыши подхватывали ветрянку как раз накануне давно предвкушаемых романтических выходных с мужем. Разочарование, которое вы испытываете, когда происходят подобные вещи, следует воспринимать как сигнал о том, что вам нужно пересмотреть намеченные результаты и, вероятно, заменить их более реальными, которых можно добиться в сложившихся обстоятельствах.
Генеративная цепочка для разочарования начинается с признания того, что вы разочарованы. С уважением и благодарностью узнайте в этом чувстве сигнал о необходимости переоценки намеченных результатов.
Вооружившись чувством любопытства, оцените, стоит ли продолжать хотеть того, чего вы хотели и чего не получили. Если да, перейдите к следующему этапу. Если нет, Подумайте о вещах, более достойных того, чтобы их желали в сложившихся обстоятельствах, а затем перейдите к этапу, который идет за следующим.
Если цель все еще видится вам достойной, вспомните о прошлом поиске и, в конечном счете, отыскании способов заполучить желаемое, после чего ощутите в себе успокоение насчет способности сделать все, что нужно.
Если пришла пора переключить свою активность на другие вещи, вспомните случаи, когда вы меняли цели и в конце концов добивались намеченного, после чего почувствуйте в себе уверенность в способности к этому.
Наконец, представьте, как вы делаете все необходимое для достижения желаемого, пополняя картину подробностями и оживляя ее до тех пор, пока не почувствуете уверенность в завтрашнем дне.
Как указывает функциональный атрибут данной цепочки, разочарование – время для переоценок. Мы часто не получаем того, чего хотим или ждем. Если вы продолжаете хотеть «этого», то желаемый результат будет и впредь влиять на ваши переживания. Если ваша возлюбленная отвергает предложение о женитьбе в первый раз, когда вы его делаете, то, может быть, стоит поддержать в себе желание услышать от нее «да» и сохранить отношения. С другой стороны, не стоит держаться за цель, сводящуюся к желанию, чтобы фильм оказался хорошим, когда тот уже доказал свою никудышность. Вместо этого было бы лучше заменить намеченный результат размышлением о технических неудачах фильма или упованием на то, что остаток вечера вам удастся провести приятно.
Одиночество
Одри чувствовала себя одинокой. Она только что потратила битый час на то, чтобы забыть о своем одиночестве, однако теперь его уже невозможно было отрицать. Допустив в себе это чувство, она рассердилась на себя: «Тебе тридцать пять, и ты не можешь побыть одна, не разваливаясь на части? Ты тряпка, Одри!» Но все же она оставалась одинокой. Она включила телевизор, чтобы не было скучно, но каждый канал являл ей людей, проводивших время вместе. Чтобы избавиться от них, она выдернула вилку и сунулась в холодильник, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Через минуту она лежала на кушетке, ела мороженое и листала журнал. Но не спасала и еда. Одри погасила свет и подошла к окну Она стояла в темноте, глядя на чужие дома и квартиры с силуэтами людей, собравшихся семьями, на фоне уютно освещенных окон. По улице проходили парочки и шумные компании. «О черт, – пробормотала она вслух. – Нет, здесь я не останусь!» И отправилась в бар в надежде кого-нибудь встретить.
Ощущение одиночества – сигнал о том, что мы нуждаемся в том или ином контакте с людьми. В результате мы часто приходим к тому, что путаем «связь» с «любовью» и «страстью». Одри, например, увидела в своем одиночестве сигнал о том, что ей нужно вступить в контакт с другими людьми, но не поняла, в каком именно контакте она нуждалась. В состав генеративной цепочки для одиночества входит важный этап, на котором вы оцениваете характер желаемого контакта и самого возможного контактера, благодаря чему можете мобилизовать усилия на установление подлинно благоприятных и удовлетворяющих контактов.
Генеративная цепочка для одиночества начинается с признания того факта, что вы испытываете одиночество. С уважением и благодарностью признайте свое чувство сигналом, оповещающим вас о необходимости некоего контакта или связи с каким-то человеком.
Вооружившись чувством любопытства, оцените, какого рода контакта и с кем вы хотите.
Поройтесь в воспоминаниях, чтобы найти примеры случаев, когда вы были инициаторами таких контактов, и ощутите в себе успокоение насчет способности налаживать контакты с людьми.
Перенеситесь в будущее и представьте, как устанавливаете желаемый контакт с отобранными людьми, усиливая живость картин до тех пор, пока не уверитесь в способности к этому.
При использовании данной цепочки убедитесь, что вспоминаете именно те случаи, в которых инициатором контакта являлись вы. Например, если вам позвонил близкий друг и пригласил скоротать вдвоем вечер, то это воспоминание может быть чрезвычайно приятным и, вероятно, будет соответствовать вашим чаяниям, но оно не поможет вам адекватно отреагировать на чувство одиночества, потому что заставит вас сидеть сложа руки и ждать, когда зазвонит телефон. Гораздо полезнее вспомнить случаи, когда позвонили вы.
Ревность
Вы только что познакомились с новой мужниной секретаршей – блистательной и остроумной. Или, допустим, былой обожатель вашей жены забирает ее на ленч, и вот уже четыре часа, как их нет, хотя они обещали вернуться через два. Или вы находитесь на вечеринке и отмечаете, что на протяжении последнего часа вниманием вашего мужа всецело завладела привлекательная и участливая особа. Такие ситуации нередко возбуждают чувство ревности. Для многих людей эмоциональное благополучие связано с особенными, интимными отношениями, которые они поддерживают с супругами и близкими друзьями. Ревность есть реакция на подозрение или обнаружение угрозы, создавшейся для особенных и интимных отношений, что в равной мере угрожает и собственному эмоциональному благополучию человека. Поэтому функциональным атрибутом ревности является сигнал о необходимости что-то предпринять для защиты своего эмоционального благополучия.
Генеративная цепочка для ревности начинается с признания того факта, что вы испытываете данное чувство. С уважением и благодарностью к сигнальной ценности ревности признайте в ней сигнал о том, что вам следует позаботиться о вашем эмоциональном благополучии.
Вооружившись чувством любопытства, оцените, действительно ли ваше благополучие в опасности. Если нет, перейдите к другому чувству и порадуйтесь, что вашему любимому человеку приятно в образовавшейся компании. Если да, проработайте два заключительных этапа.
Вспомните случаи, когда вам приходилось позаботиться о себе; подыщите достаточное количество примеров, чтобы успокоиться насчет своей способности сделать все необходимое для сохранения собственного благополучия.
В качестве последнего шага загляните в будущее и представьте, как успешно заботитесь о себе в ситуациях, представляющих реальную угрозу вашему благополучию. Убедитесь, что эти ситуации достаточно живы, чтобы наполнить вас чувством уверенности.
Возникновению ревности способствуют три паттерна, и два из них можно обезвредить при помощи данной генеративной цепочки. Во-первых, если вы не уважаете себя, то вам легко представить, что ничего не стоит заменить вас другим человеком. Одним из последствий такого мышления является взгляд на мир как на место, полное людей, готовых атаковать ваши позиции. Каждый новый субъект, с которым общается ваша возлюбленная (возлюбленный), каждое новое ее увлечение воспринимается как угроза. В этом случае можно использовать генеративную цепочку для построения в себе самоуважения путем отыскания в прошлом случаев, когда вам удавалось дать понять вашей возлюбленной (или показать ей, что ее ценят, любят или уважают), что с вами ей лучше, чем с кем бы то ни было другим, а после репетировать повторение этих случаев в будущем до тех пор, пока не приведете себя в состояние уверенности.
Второй паттерн, порождающий ревность, – использование критериев, которые отличаются чрезмерными притязаниями на обладание. Если вы взираете на возлюбленного как на «собственность», то каждая новая интересная особа будет восприниматься как агрессор, пытающийся посягнуть на «вашу» территорию. Если вы пользуетесь такого рода критериями, то большую часть времени, скорее всего, проводите в борьбе – натягиваете поводья, не позволяя своему спутнику вырваться из загона. Естественно, вы ревнуете. Любые его действия, на которые не было испрошено вашего разрешения, являются вызовом вашей власти, а потому – угрозой вашему благополучию. В этом случае вам нужна не генеративная цепочка, а смена критериев на те, которые больше подходят для поддержания взаимовыгодных отношений. В нашей книге «Импринт-метод: руководство по воспроизведению компетентности» (в соавторстве с Дэвидом Гордоном) изложены методы оценки и изменения критериев.
Третий паттерн – столкновение не с мнимой, а с реальной угрозой. Если вы подходите к вашим отношениям с адекватными критериями, уважаете себя и являетесь тем, кем больше всего желаете быть, а ваша возлюбленная действительно подумывает заменить вас кем-то другим, то у вас имеются все основания для ревности. В данном случае вам, чтобы позаботиться о себе, следует принять дополнительные меры. Генеративная цепочка позволит вам дать вашей любимой все, что вы можете и хотите, гарантируя эмоциональные состояния, в которых вы проявите наибольшую находчивость. Если понадобится, вы также можете воспользоваться цепочкой при подготовке к конфронтации. И, в наихудшем случае, вы можете использовать ее, чтобы выработать паттерны поведения, которые обеспечат наилучшую возможность убедить партнершу в необходимости потрудиться над сохранением ваших отношений, – возможно, это будет обращение к психотерапии супружеских пар, или проведение друг друга через «Анализатор отношений» и «Пороговый нейтрализатор», представленные в книге Лесли Кэмерон-Бэндлер «Решения: практичные и эффективные противоядия для проблем в общении и в сексуальной жизни».
Если вы часто переживаете какие-то эмоции, описанные в предыдущих разделах, то будет разумно выработать в себе привычку мыслить через подходящую генеративную цепочку. На самом деле, даже если вас не тревожит ни одна из описанных эмоций, мы предлагаем вам проработать генеративные цепочки для каждой, используя в качестве содержания примеры из настоящего или прошлого. Делая это, вы сможете разрешить конкретный, досаждающий вам инцидент; еще важнее то, что вы глубже познакомитесь с фундаментальными паттернами, лежащими в основе всех генеративных цепочек:
Запуск эмоции – » Уважение и благодарность – » Любопытство – » Успокоение – » Уверенность
Чтобы превратить генеративную цепочку в своего неизменного спутника, работающего автоматически и естественно, вам следует проработать ее несколько раз, используя в качестве содержания разные инциденты и ситуации. Например, если вы часто ис-питчиортр uvrptro яиньт и хотели бы овладеть соответствующей генеративной цепочкой в качестве одной из естественных реакций, вы можете сначала проработать ее для того факта, что на прошлой неделе не сдержали слова и не сходили с детьми в зоопарк. Сделав это, пройдите через последовательность вторично, на сей раз используя в качестве содержания чувство вины за то, что при парковке поцарапали чью-то машину и уехали, ни словом об этом не обмолвившись. Затем проработайте последовательность в третий раз, используя в качестве содержания случай, когда вышли из себя и разругались с родителями. Цель состоит в том, чтобы прорабатывать цепочку до тех пор, пока вы не обнаружите, что начинаете следовать ее этапам автоматически.
Генеративная цепочка срабатывает не только для эмоций, явившихся в данной главе примерами, но и для любой другой эмоции, имеющей что-то вам предложить с точки зрения полезного функционального атрибута. Под «полезностью» мы понимаем такую манеру реагирования, которая настраивает вас на постановку задач. Неприятные эмоции слишком часто остаются не узнанными или не получают должного ответа, а потому получают возможность встраиваться в нисходящую спираль неприятностей. Жизнь предоставляет нам много случаев испытать такие эмоции, как зависть, несостоятельность, беспокойство, неудовлетворенность и т. д. Ценность генеративной цепочки заключена в ее способности заставлять эти неприятные эмоции работать на вас.
Чем вы располагаете в настоящий момент
Третьей ключевой возможностью, даруемой эмоциональным выбором, является использование – умение заставить неприятные эмоции работать на соблюдение ваших наилучших интересов. Информация, представленная в данной главе, вооружает вас средствами полностью реализовать обещанное использование эмоций.
Теперь вы по-новому смотрите на неприятные и приятные эмоции. Вы знаете, что эти эмоции заслуживают того, чтобы их испытывать, при условии, что вы реагируете на них конструктивно. Это возможно благодаря распознаванию функционального атрибута эмоции, который уточняет, чем именно полезна вам та или иная эмоция.
Следующий этап подразумевает адекватную реакцию на функциональный атрибут эмоции. Генеративная цепочка обеспечивает такую реакцию, просто доводя до вас образ мыслей и возникающую в результате последовательность эмоций, которая уводит вас от неприятной эмоции и приводит к чувству уверенности в своей способности использовать имеющиеся ресурсы так, чтобы конструктивнее реагировать в будущем.
Мы подробно описали генеративные цепочки для сожаления, фрустрации, тревоги, безнадежности, тупикового состояния, гнева, вины, разочарования, одиночества и ревности. Но все перечисленное – не просто примеры; с их помощью как вы, так и любой другой может навсегда изменить свои реакции на эти неприятные эмоции.
Глава 11.
Предупреждение неприятных эмоций
Потратив целую главу на объяснение того, что даже неприятные эмоции обладают функциональными атрибутами, благодаря которым их стоит испытывать, теперь мы готовы признать, что встречаются и эмоции, которые вы просто не хотите испытывать вновь. Есть ли у них функциональный атрибут, нет ли его – вы, может быть, не желаете впредь ощущать себя униженными, или одинокими, или отчаявшимися, или беспомощными, напуганными, ненавидящими, отвергнутыми или никчемными. Вполне вероятно, что испытывать эти крайне неприятные эмоции совершенно незачем. Ну что же, есть верный способ этого добиться.
Когда мы говорим о предупреждении повторения неприятных эмоций, мы не имеем в виду что вы больше никогда их не испытаете. Будь в ваших силах никогда не испытывать ни унижения, ни страха, ни отчаяния, вам пришлось бы заплатить за это собственной человечностью. Подобные эмоции – неотъемлемая часть самой жизни и принадлежности к роду людей. Однако вы можете с толком и адекватно предотвратить их повторное возникновение в некоторых ситуациях.
Андреа чувствовала себя униженной. На вечеринке, состоявшейся накануне, ее друг Сэм напился и выбранил ее перед друзьями. Столкнувшись с хамским поведением Сэма, покуда друзья качают головами и приговаривают «бедная Андреа», одни люди возмутились бы, другие – ощутили беспомощность, а третьи – преисполнились мстительности. Андреа же вынесла из ситуации глубокое и нестерпимое чувство унижения.
«Нестерпимое» – слово, оказавшееся в данном случае действенным, так как Андреа пришла к нам за помощью, полная решимости никогда впредь не испытывать этого чувства. Вскоре мы выяснили, что она имеет обыкновение возлагать на себя ответственность за собственные переживания, отвергая саму мысль о том, что жизнь есть нечто, происходящее с ней. Напротив, она полагает, будто играет важную роль в порождении своих жизненных переживаний. Чувство униженности было одним из переживаний, которых, по ее мнению, она могла бы избежать в будущем, если бы только знала, как это сделать. Мы согласились с ней и вооружили ее «методом», который разработали для себя ради предотвращения неприемлемых эмоциональных переживаний.
Первым делом мы попросили Андреа вернуться к вчерашним событиям. Она попыталась выяснить, что именно повлекло за собой поведение Сэма, мысленно проиграв события по мере их наступления. Чтобы помочь ей разобраться в происходившем, мы предложили просмотреть этот автобиографический «фильм» с нескольких точек зрения, включая ее собственную, а также точку зрения Сэма и друзей.
В результате предпринятого обзора она осознала, что потащила Сэма на вечеринку, невзирая на то, что он перетрудился и устал; она знала, что в таком состоянии он не мог выпить без того, чтобы не напиться (вместо того, чтобы прийти в приятно приподнятое настроение); она навязала ему первую рюмку, когда он, похоже, этого не хотел; она и сама здорово напилась, а после продолжала игнорировать его, болтая с другими гостями и, по всей вероятности, – с точки зрения Сэма, – флиртуя с ними. Это оказалось горькой пилюлей, но теперь Андреа сумела увидеть, каким образом сама в значительной мере поспособствовала своему унижению. Андреа не выносит дурного с собой обращения, а в данном случае она поняла, что скверно обошлась как с Сэмом, так и (через него) с самой собой. Она была решительно настроена не допустить повторения подобных событий.
Затем мы предложили Андреа подумать об альтернативах ее поведению, имевшему место в сложившейся ситуации. Она пришла к трем пробным выводам: «Можно было уважительно отнестись к тому, что творилось с Сэмом, и либо пойти на вечеринку без него, либо не ходить туда вовсе. Можно было не заставлять его пить. И можно было побольше общаться с ним и подключать его к разговорам с другими гостями».
После этого Андреа последовала нашей подсказке и прикинула, собирается ли она реагировать одним из перечисленных способов в будущем. Ее ответом было твердое «да». Поведение Сэма на вечеринке было для него совершенно нехарактерным, и он чувствовал себя глубоко виноватым – как и Андреа, поскольку теперь она признавала свою долю вины в произошедшей раз —
Зная, что хотеть чего-то и быть способным сделать это – вещи разные, мы попросили Андреа задаться вопросом: уверена ли она в том, что сумеет отреагировать так, как ей хочется. Она припомнила десятки случаев, когда понимала и уважала настроение Сэма, целенаправленно вводила его в компании и т. д. Да, она способна и впредь поступать так же.
Но будет ли она так поступать? Это был наш последний вопрос к Андреа. Без решимости воплотить желаемое на деле все паттерны поведения, которые, как она знала, были доступны ей, останутся невыраженными. Однако для Андреа было неприемлемым вновь подвергнуться тому унижению, которое она испытала на вечеринке, а потому из глубин ее существа снова всплыло решительное «да». Она начала представлять себе будущие ситуации, в которых настроение Сэма оказывалось несовместимым с запланированными ими социальными событиями, и собственные реакции, манера которых позволяла реализовать результаты, намеченные ею для себя.
Реакция Андреа на ее размолвку с Сэмом была результатом проработки формата «Предупреждение», который мы опишем в этой главе. Этот формат был выведен из поведения людей, которые неизменно возлагают на себя ответственность за собственные переживания, признают и исправляют свои ошибки, чтобы не повторить их в будущем. Мы вновь и вновь обнаруживали, что те люди, которые прорабатывают эту последовательность, могут, как и любой другой, испытывать большинство известных неприятных эмоций, однако с ними это случается, как правило, лишь раз или два до того, как они перестроят свое поведение так, чтобы в похожих обстоятельствах никогда больше их не испытывать.
Наверное, самой удачной характеристикой этих нежелательных эмоций будет понимание их как «ошибок», которые можно исправить, изменив свое поведение или обстоятельства. Специфика исправления будет зависеть от результатов оценки вашего и чужого вклада в нежелательную эмоцию. Так, Андреа решила, что ее унижение явилось результатом неспособности обратить внимание на настроение и потребности Сэма, принуждения его к выпивке и невнимания к нему. Следовательно, к исправлениям, которые она должна была внести в свое поведение, относилось научение распознавать и уважать настроение и потребности Сэма, отказ от побуждения его к выпивке и включение его в круг общения на разного рода встречах.
Предположим, что в ходе оценки факторов, способствовавших чувству униженности, Андреа открыла, что Сэм, бывая усталым и в подвыпившем состоянии, унижает не только ее, но всех. Это будет уже другой ситуацией, требующей иных исправлений во избежание ошибки, состоящей в том, чтобы позволить ему снова себя унизить. В этом случае Андреа могла бы решить, что ей просто не следует находиться рядом с Сэмом, когда он пьет.
Или же предположим, что в результате оценки Андреа поняла, что Сэм унижает всех – в том числе и ее – при каждом удобном случае. Исходя из такой информации, Андреа наверняка заключила бы, что лучшим способом избежать оскорблений со стороны Сэма будет вообще держаться от него подальше. В данном случае, если она стремится никогда больше не испытывать унижения, ошибкой, требующей коррекции, является само по себе общение с Сэмом.
Бывают случаи, когда пережитая вами ужасная эмоция не является последствием вашего поведения. Простое пребывание в ситуации может послужить приглашением к неприятностям, как это было бы с Андреа, останься она с человеком, который унижает людей при первой возможности. Подобно католическому греху попадания в чреватую грехом ситуацию, данный грех заключается в неразумном создании ситуации, предполагающей возможность столкнуться с грубым обращением.
Обратите внимание на то, что ни в один из возможных вариантов, описанных для Андреа, мы не включили возможность «изменить Сэма». Когда дело доходит до изменения других людей, лучше вести себя так, будто вы обладаете относительно слабым контролем над ситуацией. Если своим результатом вы наметили гарантию того, что никогда больше не станете терпеть ту или иную эмоциональную реакцию, и успех здесь зависит от определенного, нехарактерного поведения других людей, то вы почти наверняка потерпите фиаско. Андреа, например, изменила свои реакции вместо того, чтобы пытаться изменить Сэма. То, что Сэм изменился в результате изменения Андреа, верно, но его изменение не было необходимым условием для достижения Андреа ее цели. Если другие люди не знают об изменении, которого вы от них ждете, и не хотят его, то вряд ли они сделают то, чего вы от них хотите, тогда, когда вы от них этого захотите. Поэтому лучше всего, чтобы изменениями, которые вы производите, были изменения в вас самих.
Помня об этом, ознакомьтесь с форматом для предупреждения повторения нежелательных эмоций.
1. Идентифицируйте ощущаемую эмоцию, убедившись, что именно ее вы не хотите испытать вновь в аналогичной ситуации.
2. Прокрутив в голове фильм, составленный из событий, предшествовавших и сопутствовавших неприятной эмоции, установите, не было ли среди них эпизодов, которые способствовали ее возникновению. Посмотрите на свое поведение как минимум с двух точек зрения – по собственной и чьей-то воле.
3. Повторно прокручивая мысленный фильм, запечатлевший случившееся, установите те или иные – если таковые существовали – внешние причины (обстоятельства, поведение других людей и др.), которые способствовали возникновению неприятной эмоции.
4. Объединяя свои находки с двумя предыдущими этапами, определитесь с заместительными паттернами поведения (исправлениями), которые исключат для вас возможность вновь пережить эту неприятную эмоцию в аналогичной ситуации.
5. Убедитесь, что вы можете реализовать эти паттерны поведения на практике, найдя в своей биографии соответствующие примеры, пусть даже связанные с иными ситуациями. Помимо этого, вам может быть, удастся убедить себя в способности реализовать данные паттерны, исходя из былых наблюдений за тем, как их реа-лизовывали другие люди, – примеры, которым в силах последовать и вы сами. Если вы не можете найти примеров ни своего, ни чужого заместительного поведения, вернитесь к этапу 4 и подберите другие паттерны – попроще или более знакомые. (Если необходимые вам паттерны находятся за пределами вашего нынешнего опыта и не могут использоваться для достижения желаемого результата, то вам придется изучить их прежде, чем вы обретете способность избегать повторения ситуаций, запускающих неприятную эмоцию.) В качестве самопроверки ответьте на вопрос: откуда вы знаете, что сможете реализовать те заместительные паттерны поведения, которые вам понадобятся?
6. Теперь определитесь: будете ли вы реализовывать эти паттерны? Достаточно ли сильно ваше намерение? Представьте фильм, в котором будете успешно использовать необходимые паттерны.
Затем прокрутите фильм заново, на сей раз оказавшись внутри него и наблюдая то, что увидели бы собственными глазами, если бы действительно находились в нем; слыша то, что услышали бы, и чувствуя то, что почувствовали бы. Убедитесь, что ваш фильм живой и богат подробностями. В качестве самопроверки ответьте на вопрос: как вы узнаете, что действительно поведете себя именно так, а не иначе? (Помните, что вы занимаетесь выяснением не того, как поступить, когда вы уже испытаете нежелательную эмоцию и захотите избавиться от нее, но того, что вам сделать, чтобы, прежде всего, предотвратить возникновение этой эмоции.)
В приведенных ниже примерах продемонстрировано использование формата предупреждения нескольких неприятных эмоций. Они задуманы не только как примеры, показывающие работу формата; вам также следует воспользоваться ими для того, чтобы выучить формат путем реальной проработки этапов для каждой указанной эмоции.
Разочарование
В жизни нашей клиентки Джилл случались не только разочарования, но и разочарования с большой буквы. Последние сделались для Джилл явью, когда она одна-одинешенька сидела на кухне в свой день рождения, и никто – даже сестра, с которой они были очень близки, – не позвонил и не поздравил ее. Поняв, что даже сестра ее забыла, Джилл испытала сокрушительное разочарование. Через пару месяцев муж Джилл забыл об очередной годовщине их свадьбы, и Джилл пережила это чувство вновь. Оно было настолько неприятным, что она решила навсегда изгнать это ощущение из своей жизни.
Проведя себя сквозь формат «Предупреждение», Джилл поняла, что ничем не давала повода к разочарованию сама, и в равной степени забывчивость ее близких не означала их черствости и нелюбви к ней. Она осознала, что некоторые люди просто не в состоянии запомнить даты и не имеют привычки сверяться с календарем, а потому, если для нее было так важно, чтобы они помнили определенные дни, то она должна была напомнить им об этом. Соответственно, Джилл решила перейти к откровенным, но милым и непосредственным напоминаниям о днях своего рождения, юбилеях и прочих важных событиях, оповещая всех, кого это касается, о необходимости запомнить эти даты или организовать торжества. Джилл доверила этим людям позаботиться о себе, а потому начала напрямую информировать их о своих потребностях.
Когда вы испытывали глубокое разочарование? Вспомните случаи, когда вы были крайне разочарованы, – настолько, что вам хотелось впредь никогда больше не испытывать эту эмоцию в подобной ситуации.
Вернитесь к событиям, приведшим к разочарованию и сопровождавшим его, после чего подумайте, что вы сделали или не сделали – если это имело место – такого, что поспособствовало возникновению чувства разочарования. Случалось ли вам, например, поступиться возможностью добиться некой цели? (Вы крайне нуждались в пятерке по биологии, но вместо того, чтобы заниматься, пошли в кино.) Приходилось ли вам так или иначе обманывать собственную фортуну? (Вы не перезвонили важному клиенту и рассердили его.) Бывало ли так, что вы, планируя некое дело, плохо оценивали первоочередные задачи или полагались не на того человека? (Вы подготовили сюрприз для подружки, запланировав свидание у себя на квартире и забыв при этом, что ей часто приходится в последнюю минуту отправляться на деловые обеды; или запланировали пикник на первые выходные марта, не учитывая возможности плохой погоды.)
При повторном рассмотрении этих событий выясните, не было ли каких-нибудь обстоятельств, способствовавших вашему чувству разочарования? Не поспособствовали ли ему поведение или обстоятельства других людей?
Теперь, используя то, что вы узнали о движущих силах, участвовавших в создании чувства разочарования, составьте список альтернативных паттернов поведения, которые предотвратили бы его повторение. Любые факторы, основанные на обстоятельствах или чужом поведении, потребуют, чтобы вы низвели их с влиятельных позиций или заменили альтернативными. Если, например, причиной вашего разочарования выступает приятель, который часто берет почитать книги и не возвращает их, то вы можете счесть за благо изменить свое поведение: не давать ему ничего, пока он не вернет книги, которые уже взял.
Убедитесь, что вы способны реализовать эти заместительные паттерны поведения. Как вы узнаете, что сможете это сделать? Возможно, к примеру, что вы уже прибегали к ним прежде; видели, как их практикуют другие люди, или можете представить, как ведете себя данным образом, и это представляется вам простым делом.
Подумайте, будете ли вы реализовывать эти альтернативные паттерны, или нет. Прокрутите фильм о будущем, в котором увидите себя в потенциально разочаровывающей ситуации, аналогичной той, которая инициировала весь процесс, где вы уже реагируете заместительными паттернами поведения. Прокрутите фильм снова, на сей раз, войдя в него так, чтобы видеть, слышать и чувствовать все, что будет сопутствовать данной ситуации, когда вы окажетесь в ней в следующий раз. Внесите коррективы в свое поведение и прокрутите фильм столько раз, сколько потребуется, пока не убедитесь, что действительно будете реализовывать заместительные паттерны поведения.
Стыд
Наша близкая подруга Бобби коротала вечер с приятельницами, выбалтывая подробности семейных проблем другой подружки – те, которые были сообщены ей по секрету. Она уже не в первый раз обманывала чужое доверие. Когда она поняла, что сделала это снова, ее захлестнули волны стыда. В прошлом, когда она выдавала чужие секреты, ей было стыдно, однако совокупный эффект всех этих случаев был столь силен, что возникшие чувства засосали ее на самое дно воронки. К моменту, когда она, наконец, вынырнула на поверхность, Бобби решила, что не допустит, чтобы такое повторилось.
|