Мартин: Ну, только не испуг, – там такой океан, что закачаешься. Скорее, быть начеку, и еще, может быть, интерес или восхищение.
Авторы: И что ты получишь, если будешь начеку и почувствуешь интерес или восхищение?
Мартин: Я буду внимателен ко всему происходящему. Так бывает, когда я начинаю искать приключений, но с оглядкой по сторонам.
Все было за то, что сочетание эмоций настороженности и восхищения или интереса приведет Мартина именно к тем переживаниям, которые ему хотелось испытать при погружении. Чтобы проверить это, мы предложили Мартину представить тренировку и первое погружение на фоне чувства настороженности и заинтересованности. Выполнив это, он обнаружил, что указанные эмоции действительно удовлетворят его потребность в благополучном, безопасном и увлеченном подводном плавании. Затем мы перешли к тому, чтобы помочь ему обрести доступ к чувствам настороженности и восхищения.
Когда вы в силах определиться с оптимальной настройкой собственных чувств до того, как окажетесь в новой ситуации, как это удалось сделать Мартину с уроками подводного плавания, вы обретаете значительную гибкость и возможность выбирать. Когда вы определите эмпирический результат с точки зрения эмоций, ваши собственные переживания предоставят вам обратную связь касательно эффективности его достижения. Представленный ниже формат поможет вам выбирать наиболее благоприятные и удовлетворяющие эмоции для будущих ситуаций.
1. Опишите ситуацию, специально включая в описание все, что вы о ней знаете, и все, что вам кажется новым и незнакомым в ней.
2. Обдумайте, чего вы хотите добиться в этой ситуации, даже если это простое удовольствие, или желание помочь людям, или стремление защитить себя.
3. Решите, что вы хотите почувствовать в этой ситуации.
4. Установите, какие паттерны поведения являются естественными последствиями эмоции, которую вам хотелось бы ощутить в этой ситуации: что вам естественно делать на фоне этой эмоции?
Являются ли эти паттерны теми, которых вам хочется в надвигающейся ситуации? Согласуются ли они с результатами, которые вы для нее наметили? Если ответ отрицательный, вернитесь к третьему этапу и выберите другую эмоцию, которую вам могло бы захотеться испытывать в данной ситуаций.
5. Представьте, что вы находитесь в надвигающейся ситуации, испытываете выбранную эмоцию и оцениваете вероятное развитие событий. Убедитесь, что при оценке вы учли реакции окружающих, защиту собственного благополучия и собственную эффективность в достижении желаемых результатов. Если отобранной эмоции недостаточно для удовлетворения ваших потребностей, вернитесь к третьему этапу и добавьте любые другие эмоции, которые, на ваш взгляд, окажутся благоприятными.
6. Перейдите к средствам получения доступа к эмоции, которую вам хочется испытывать в надвигающейся ситуации. (О методах получения доступа к эмоциям вы узнаете из следующей главы.)
Эта последовательность вооружает вас способом заблаговременной оценки оптимальной настройки эмоций, благодаря чему ваше переживание окажется именно таким, каким вам хочется. Она также способствует гарантии того, что вы достигнете целей, намеченных вами для конкретной ситуации. Это та же последовательность, через которую мы провели Мартина, чтобы помочь ему выбрать переживание, которое он хотел бы испытать, занимаясь подводным плаванием.
Мартин собирается брать уроки подводного плавания. Прежде ему уже приходилось учиться новым видам спорта, однако в данном случае длительное пребывание под водой и зависимость от системы жизнеобеспечения оказываются для него непривычным делом. Он хочет добиться следующего: хорошо провести время, оставаясь целым и невредимым, и выяснить, что собой представляет это новое занятие.
В процессе обучения подводному плаванию он хочет ощущать уверенность и защищенность. На вопрос о его поведении на фоне чувства уверенности и защищенности Мартин отвечает, что он находится «на автопилоте» и «просто плывет по течению». (Для него указанные ощущения являются естественными поведенческими последствиями чувства уверенности и защищенности.) Затем он обдумывает сочетаемость этих паттернов поведения с целью, состоящей в том, чтобы остаться целым и невредимым («Я могу сделать какую-нибудь глупость»), и понимает, что уверенность и защищенность – это не те эмоции, в которых он нуждается.
Переосмысливая свой выбор эмоций, Мартин решает, что ему, скорее всего, нужно чувствовать себя настороженным и заинтересованным или восхищенным. Испытывая эти эмоции, Мартин одновременно сохраняет бдительность и чувствует, что участвует в приключении. Это соответствует желательным для него результатам обучения подводному плаванию. Чтобы проверить это, Мартин представляет себе тренировку и первые погружения на фоне чувств настороженности и заинтересованности. Он обнаруживает, что поведенческая ориентация, которую обеспечивают данные эмоции, поможет ему осуществить свое желание и испытать приятное и безопасное переживание. Затем Мартин узнает, как вызывать ощущения настороженности и восхищения в контексте подводного плавания.
Вот еще один пример использования данного формата. Мэри, наш стажер, собирается на семинар, и хотя она уже побывала на многих, тема этого ей незнакома. Для нее окажутся в новинку и концепция, о которой пойдет речь, и люди, которые будут на семинаре.
Мэри хочет установить, есть ли от этой концепции какой-то прок, и если да, – узнать, как ею пользоваться; она также хочет наладить связи с другими участниками, видя в них как потенциальный профессиональный ресурс, так и, возможно, личных друзей в будущем. Она решает, что хочет испытывать на семинаре спокойствие. Обдумывая естественные последствия выбранной эмоции, Мэри понимает, что чувство спокойствия сделает ее отрешенной от происходящего. Спрашивая себя, практично ли подобное поведение на семинаре, она отвечает: «Нет, это не принесет мне того, что я хочу». Поэтому она возвращается к исходной точке и выбирает любопытство и дружелюбие, считая, что настройка на эти чувства окажется, может быть, более удачным выбором.
Затем Мэри размышляет над естественными последствиями этих эмоций и осознает, что чувство любопытства заставляет ее погрузиться в учебу и размышления практического характера, а дружелюбное чувство подталкивает к установлению контакта и живому общению с окружающими. Таким образом, естественные последствия чувств любопытства и дружелюбия наверняка настроят Мэри так, что она удовлетворит свое желание оценивать и учиться, а также знакомиться с другими участниками семинара.
В качестве последней проверки Мэри представляет себе, как находится на семинаре и участвует в происходящем на фоне эмоций любопытства и дружелюбия. При этом она видит, что оказывается «на высоте»: она погружена в учебу и налаживание контактов с окружающими, а те активно реагируют на ее действия.
Наконец, Мэри берет на вооружение метод, гарантирующий, что она, оказавшись на семинаре, действительно испытает те чувства, которые хочет испытывать.
Пройдя через указанную последовательность, Мэри заручилась возможностью выбрать эмоциональную настройку прежде, чем вступить в ситуацию семинара, а не просто появиться там и реагировать наобум – скорее всего, неподобающим образом – на разворачивающиеся события. Четвертый этап формата обращает вас к паттернам поведения, которые позволяют вам реализовать желаемые переживания, а также к тем эмоциям, которые – в вашем случае – естественным образом вооружают вас доступом к этим паттернам. Те несколько минут, которые Мэри потратила на постановку вопросов формата и ответы на них, обеспечили ей – как обеспечат и вам – возможность выбора.
Если вы трижды проработали данный формат, но так и не удовлетворились отобранной эмоцией (или эмоциями), то вам необходимо собрать дополнительную информацию, обратившись к лицу, уже побывавшему в ситуации, в которой вам предстоит очутиться. Если, например, вы испытываете «страх» или «испуг», поставленные перед необходимостью впервые выступить в суде со свидетельскими показаниями, попробуйте побеседовать с кем-то, кто уже не раз свидетельствовал в судах, однако ухитрялся сохранять спокойствие, получать от этого процесса удовольствие и видеть в нем пользу. Выясните у этого человека, чего вам ждать и какие эмоции сопутствовали его успеху. Вы можете воспользоваться этой информацией в качестве руководства к действию. И можете обнаружить, что испытанные этим лицом эмоции с тем же успехом послужат и вам.
Чем вы располагаете в настоящий момент
Большинство людей либо терпят свои нежелательные эмоции, либо прилагают все силы, чтобы избежать ситуаций, их вызывающих. Эти люди лишены эмоционального выбора, так как им никогда не приходило в голову выбирать. Нр такой выбор возможен. Теперь вы вооружены средствами отбора для себя практичных и желательных эмоций. Такую возможность дают вам определенные форматы. Теперь у вас есть формат, которым вы можете пользоваться до того, как войдете в незнакомую ситуацию, формат для использования по ходу ситуации, в которой ваши чувства и действия не соответствуют тем, которые для вас желательны, и формат, применяемый после переживания, которое оказалось ниже удовлетворительного, позволяющий изменить реагирование на подобную ситуацию в будущем. Вы можете выбирать свои эмоции и тем самым контролировать собственные переживания в степени, которая находится далеко за пределами возможностей большинства людей.
С этим эмпирическим контролем приходит подлинный выбор. Всем известно, что означает испытывать эмоцию, которая неблагоприятна и расходится с вашими текущими желаниями и потребностями. Однако умение выбирать свои эмоции означает, что вы можете выбрать любое чувство, максимально соответствующее вашим действиям. Вы будете «присутствовать в ситуации» целиком. Всецело настроившись на момент, вы сможете лучше сфокусироваться на достижении желаемых результатов, вместо того чтобы бороться с неприятными и неадекватными эмоциями. Эта возросшая конгруэнтность означает способность быть больше самим собой; идти по жизни, ощущая то, что хочется ощущать. Те же, кто находится вокруг, получат двойную выгоду. Они не только узнают вас лучше, имея возможность видеть ваши подлинные чувства и поведение, но и начнут реагировать на вас как на гармоничную личность, а не тратить свои силы на то, чтобы понимать и адекватно общаться с неуравновешенным человеком. И, наконец, свобода, приходящая со способностью выбирать, позволяет вам рассматривать разнообразные исходы тех или иных ситуаций, которые вы, не будь ее, могли не учесть просто потому, что эти исходы сопряжены с эмоциональным выбором, который, казалось, лежал за пределами ваших возможностей.
Что произойдет, если все обретут способность выбирать себе эмоции? Конечно, люди начнут лучше использовать свой потенциал и станут действовать в более конгруэнтной манере. Результатом явятся более точное понимание друг друга и коммуникация, благодаря чему повысится возможность сотрудничества между людьми. Кроме того, мы будем все лучше и лучше разбираться в чувствах, заслуживающих того, чтобы их испытывали, так как получим постоянную возможность наблюдать и участвовать в проверке и сопоставлении эмоций. Короче говоря, мы включимся в изучение диапазона человеческих эмоций и переживаний, где каждый – ученик, и каждый – учитель.
Глава 8.
Получение доступа к эмоциям
Мы ехали по автостраде, когда Майкла вдруг подрезал велосипедист, без предупреждения поменявший полосу. Майкл, провожая взглядом обидчика, побагровел и выругался сквозь зубы. Через минуту он глубоко вздохнул, расслабленно откинулся на сиденье и сардонически усмехнулся. На вопрос о переменах, которые он произвел внутри себя, чтобы изменить свое эмоциональное состояние, Майкл ответил: «Всякий раз, когда я закипаю, я повторяю про себя два правила для профилактики сердечных болезней, которые я вычитал в одной книжке: „Не волнуйся по пустякам“ и „Все суета“. Потом я просто делаю глубокий вздох, и дела налаживаются».
Любопытно, что Майкл решил изменить свои чувства, после чего именно так и поступил. Если вы уже подобрали для себя удовлетворяющую и благоприятную эмоцию, то должны владеть способом, позволяющим подбираться к этой эмоции или вызывать ее всякий раз при наличии желания и необходимости. Зная, к чему стремиться, люди часто умеют вызывать у себя необходимые эмоции. Вся перенастройка и все импульсы, необходимые для реализации выбора, могут сводиться к знанию желаемого исхода ситуации, а также знанию эмоций, которые естественным образом приведут к реагированию в соответствии с этим исходом.
Однако порой вы знаете, что именно хотите почувствовать, но не в состоянии вызвать в себе эти чувства. Как для себя, так и для других людей мы знаем десятки методов получения доступа к эмоциям, но все они являются вариациями четырех основных подходов. Вместо того чтобы обсуждать эти методы во всем их разнообразии, давайте сразу перейдем к этим четырем основополагающим принципам.
Поиск эмоций
Первый подход опирается на ваше знакомство с собственным эмоциональным переживанием и способами воздействия на него. Проще говоря, вы вызываете необходимые вам чувства, возбуждая в себе те переживания или паттерны поведения, которые, как вам уже известно, обычно приводят вас к подразумеваемым эмоциям. Говорят, что художник-сюрреалист Рене Магритт работал дома, но когда хотел эмоционально подготовиться к повседневной работе, одевался с иголочки, брал портфель, целовал на прощание жену и после этого обходил квартал, возвращаясь домой готовым приняться за дело.
Возможно, что до знакомства с этой книгой вы не задумывались о наличии у себя эмоционального выбора и о возможности контроля над эмоциями. Однако в каждом из нас можно найти зачатки эмоционального выбора. Вспомнив минувшую неделю, вы, без сомнения, сможете найти примеры ситуаций, когда испытывали некое чувство, а затем изменяли свои мысли или действия так, что менялось и ощущение. Часто бывает, что эти непреднамеренные эпизоды эмоционального выбора проходят мимо вашего внимания, и вы не замечаете, что сделали что-то, пусть даже без всякого умысла, и это «что-то» изменило ваши чувства.
Поскольку мы принимаем обыденные эмоциональные изменения, которые производим в себе, как нечто само собой разумеющееся, постольку на первых порах вам, может быть, будет легче признать не за собой, а за другими людьми способность изменять свое эмоциональное состояние, как это делал Майкл на автостраде и Магритт за работой. Вспоминая минувшую неделю, вы, вероятно, сумеете назвать людей, которые явно находились в плену каких-нибудь неприятных эмоций, но через несколько минут, казалось, осуществляли в себе некие изменения, после чего иначе себя чувствовали и иначе действовали. Например, мы знаем женщину с весьма специфическими – и несколько дорогостоящими – представлениями о доме, который ей хотелось бы рано или поздно приобрести. Нередко она начинает чувствовать, что готова отказаться от этой затеи, или даже испытывает безнадежность. Однако едва она улавливает подобные настроения, как сразу принимается рисовать воображаемые картины того, «как это произойдет в будущем», и вновь смещает свое эмоциональное состояние в сторону амбициозности.
Ключом к обнаружению эмоций является осмысление естественного изменения чувств, – как своего, так и того, которое практикуют другие люди, чей опыт может пригодиться и вам. Для начала мы предлагаем вам подобрать образчики недавних случаев, когда вы либо умышленно, либо непреднамеренно изменяли свое эмоциональное состояние, а потом разобраться, что же вы делали со своим поведением или внутренним переживанием для осуществления подобного изменения.
Чтобы получить представление о широком многообразии способов изменить свои переживания и поведение так, чтобы те повлияли на ваши чувства, ознакомьтесь с изложенными ниже способами, позволяющими вызвать в себе чувство уверенности.
Уверенность
-
Примите позу уверенного в себе человека.
-
Вспомните случаи, когда вы чувствовали себя уверенно и соответственно поступали.
-
Поговорите с собой, говоря себе, что вы – великий человек, напоминая себе о вещах, которые в себе цените.
-
Представьте, как вы занимаетесь чем-то сногсшибательным: взбираетесь на гору или управляете самолетом.
-
Выделите в ситуации что-нибудь, в отношении чего вы испытываете уверенность.
-
Почувствуйте свой позвоночник и ощутите, что он превратился в стальной прут.
-
Определите для себя ясный исход подразумеваемой ситуации.
-
Вспомните любимую мелодию из тех, что наполняют вас уверенностью.
-
Подумайте о людях, вселяющих в вас уверенность, и представьте, что они, уменьшившись, расселись у вас на плече и говорят вам на ухо.
Какими же методами приобретения чувства уверенности располагаете вы? Как видно из приведенного выше списка, таких способов, безусловно, много. Теперь предположим, что вы хотите испытывать невозмутимость в ситуации, на которую лучше отреагировать обдуманно, чем поспешно; или любопытство, когда вам скучно и хочется чем-то заняться; или развлечься, когда вы слишком серьезно смотрите на вещи.
Невозмутимость
-
Представьте себе спокойную, тихую воду.
-
Представьте, что вы находитесь в японском саду.
-
Глубоко вздохните, закройте глаза и устройтесь поудобнее.
-
Прислушайтесь к медленной, успокаивающей, гармоничной музыке, звучащей у вас в голове.
-
Сомкните кисти и подумайте о гармоничном единстве.
-
Медленно сосчитайте до десяти. Любопытство
-
Спросите себя, на какие вопросы вам по-настоящему хочется получить ответ, – особенно на те, которые имеют отношение к происходящему вокруг вас в настоящий момент.
-
Задайте другим вопросы типа: «Как вы это делаете?» и «Как это работает?»
-
Измените положение тела так, чтобы оно больше подавалось вперед, больше настраивалось на ту или иную деятельность.
-
Подумайте о получении ответов на вопросы без того, чтобы задавать последние вслух.
-
Ищите ответы и паттерны в событиях, происходящих вокруг. Веселье
-
Представьте, что вы обладаете сверхъестественными способностями, но не обращаете их на простых смертных.
-
Представьте, что все вокруг бегают в мешках.
-
Придумайте какую-нибудь возмутительную грубость, но не озвучивайте ее.
-
Сочините каламбуры и держите их при себе или произнесите вслух.
-
Ищите двусмысленности в словах окружающих.
-
Представьте ту же ситуацию в иных временных рамках – десятью годами раньше или десятью годами позже.
-
Представьте, что сделал бы в этой ситуации ваш любимый комический актер.
Приведенные выше списки – всего лишь примеры. Хотя какие-то варианты могут прекрасно подойти вам лично, помните, что у вас, скорее всего, уже есть свои способы возбуждения в себе указанных эмоций – те, что подводят вас к ним естественным образом.
Наверное, вы заметили, что приведенные примеры подпадают под различные категории. Вы можете «нащупать» эмоцию, используя:
Все это способы повлиять на собственное переживание; они могут вооружить вас средствами доступа к желаемым и необходимым эмоциям.
Важное замечание. Не пытайтесь добиться желаемого эмоционального состояния при помощи лекарств и пищевых продуктов. Использование химических веществ как средств изменения чувств приводит к зависимости и неприятным, даже катастрофическим вторичным последствиям – нетрудоспособности, перепадам настроения, повышению кровяного давления, ожирению и раку.
Помимо ваших личных переживаний, очень многому в плане воздействия на эмоциональные состояния научит вас опыт других людей. Переживания других могут также вооружить вас специальными стратегиями для изменения тех ваших эмоций, которые вы еще не умеете изменять. Мы рекомендуем вам припомнить несколько примеров тех изменений эмоционального состояния, которые вы подмечали в друзьях и знакомых, после чего выяснить, что именно эти люди делали для обеспечения себе эмоционального выбора (вполне возможно, что они раньше никогда не задумывались над своими действиями, пока вы их не спросили, а потому вам, вероятно, нужно помочь им разобраться в этом).
Познакомившись с некоторыми собственными и чужими способами изменения эмоций, вы можете перейти к постоянному отслеживанию собственного воздействия на свои эмоциональные переживания. Цель заключается в осознании сдвига эмоций и собственных действий как внутреннего, так и внешнего характера, направленных на подобное изменение. Таким образом, вы будете непрерывно обучаться, оттачивая свое понимание задействованных процессов и создавая бесценный запас эффективных личных стратегий.
Эта глава закладывает информационную и эмпирическую основу, необходимую вам для реального осуществления эмоционального выбора. Ниже представлен формат для успешного поиска эмоций, исходя из накопленных информации и опыта.
1. Уточните, что именно вы хотите почувствовать (информация об этом может появиться благодаря применению одного из трех отборочных форматов, представленных в предыдущей главе).
2. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать здесь и сейчас (или там и тогда), чтобы вызвать эту эмоцию?»
3. Обратившись к личной биографии, вспомните способы, ранее помогавшие вам или вашим знакомым вызывать выбранную вами эмоцию.
4. Выберите средства, которые видятся наиболее благоприятными.
5. Сделайте это. Если вас не удовлетворит результат, вернитесь к этапам 3 и 4 и выберите другие средства для получения доступа к эмоции.
Как видите, проще метода не представить. Ваши нынешние личные ресурсы, касающиеся доступа к эмоциям, богаче и обшир-нее, чем вы думаете и они резко возрастут, если вы последуете высказанным рекомендациям, относящимся к усвоению собственного и чужого опыта разнообразного доступа к тем или иным эмоциям. Нет никакой причины избирать более деятельный подход, если вы уже обладаете прямым доступом к намеченной эмоции. Хотя надо помнить, что если вы осознали наличие у себя выбора, вам следует действовать так, чтобы сделать его реальностью в вашем переживании.
Лесли применяет формат поиска эмоций в качестве средства от скуки. Едва ощутив, что ей нечем заняться, она не дает себе шанса предаться тоске; вместо этого Лесли возбуждает в себе захватывающее ощущение любопытства, задавая себе вопросы о людях, окружающих ее в данную минуту: «О чем думает и что чувствует эта женщина?» «Чем она живет?» «Почему эта пара не разговаривает друг с другом?» Если вокруг никого нет, Лесли хватается за первую попавшуюся тему и спрашивает себя: «Кто это сделал?» «Почему они выбрали именно этот дизайн?» «Что, на их взгляд, придает этой штуке такое очарование?» «Нарочно ли они сделали ее так, чтобы у меня возникло подобное впечатление?»
Мы не раз превращали унылый обед в ресторане в любопытное и забавное наблюдение за поведением других посетителей: насколько близко друг к другу они сидят, если находятся в отдельной кабинке; дотрагиваются они друг до друга или нет; кто из них говорит, а кто слушает; как они реагируют на темп речи и тон собеседника и т. д. Такое перенаправление внимания приводят нас к размышлению над вопросами типа: «Что должно твориться внутри беседующих, чтобы возникло подобное поведение?» «Кто аутсайдер в этой семье или компании?» «Кто платит по счету, а кто нет?»
Этим форматом мы пользуемся и в случаях, когда помогаем нашему сыну-подростку Марку справиться с теми или иными бедами. Когда он хотел пригласить девочку на свидание, но не знал, как это сделать, и чувствовал себя ни на что не способным, мы заставили его пофантазировать и представить, что он опробовал несколько различных подходов к нескольким разным девочкам. Мы сделали так, что он вообразил, будто одни отвечали ему «да», а другие – «нет», и, следовательно, смог поупражняться в адекватном реагировании на обе возможности. С появлением этого опыта его чувство несостоятельности сменилось уверенностью. Еще одна возможность использовать данный формат представилась, когда Марк пытался пробиться в школьную команду по теннису. Марк знал, что его шансы невелики, но он хорошо проводил время и обзаводился новыми друзьями, а потому каждый день, в течение двух недель, продолжал играть в теннис после уроков. Когда наступил день подведения итогов и его вытурили, Марк, хотя и знал, что у него не было шанса попасть в команду, был все-таки разочарован. Мы помогли ему перейти от разочарования к решимости при помощи простого изменения критериев и временных рамок, перенаправив его мышление и внимание на то, чтобы обязательно попасть в команду через год.
Если одним людям легко приспосабливать свои ощущения и поведение так, чтобы изменить чувства, то вы, быть может, принадлежите к числу тех, кто находит это дело трудным. Чем труднее вам изменить свои переживания и поведение, тем острее становится необходимость в научении этому. Ваши затруднения в ходе смены переживаний и поведения указывают на отсутствие гибкости, которое в прошлом, вне всяких сомнений, подорвало ваше желание заручиться эмоциональным выбором. Чем больше энергии вы вложите в обнаружение, апробацию и экспериментирование со способами изменения собственных эмоций, тем больше преуспеете в плане гибкости и умения выбирать.
Самоякорение
Якорение – техника сочетания какого-то стимула, над которым вы обладаете контролем, с эмоциональным состоянием, к которому вам хотелось бы иметь доступ. У всех нас уже стоит множество непреднамеренно установленных, однако несокрушимых якорей, на которые мы реагируем автоматически. Так, существует мелодия, неизменно возвращающая вас к какому-то особенному вечеру, или запах, возбуждающий в вас чувства, которые вы питали к некоему лицу, или нежные объятия, которые мгновенно вызывают чувство безопасности. Каждое из этих «событий» – музыка, запах, объятия – является якорем для воспоминаний и чувств, с которыми это событие было связано.
При создании для себя эмоционального выбора в конкретной ситуации вам нужно уметь идентифицировать благоприятную эмоцию и вызывать ее в случае необходимости. Возможно, к примеру, что на занятиях вам желательно и необходимо испытывать любопытство, однако это чувство кажется вам недоступным, когда вы находитесь в учебной аудитории. Очевидно, что вы нуждаетесь в каком-то методе, позволяющем привнести в ваше текущее переживание ощущение любопытства. Одним из возможных методов выступает формат для поиска эмоций, но есть и другой, очень эффективный способ добиться этого: установить якорь, которым вы сможете пользоваться для вызова желаемых чувств. Когда вам скучно на занятиях, но вы хотите и должны проявлять активность, вы можете воспользоваться якорем, чтобы вызвать ощущение любопытства.
Джонелл, наша приятельница, прибегала к якорению, чтобы Она цепенела при мысли, что будет стоять под прицелом враждебных глаз. Когда она поделилась своими страхами с Лесли, опытным семинарским оратором, та объяснила ей, что на самом деле аудитория ждет от нее хорошего выступления. Это открытие сразу же успокоило Джонелл, но ее тревожило, что спокойное чувство улетучится, едва она окажется перед слушателями. Чтобы в нужную минуту приобрести доступ к этому спокойствию, Джонелл придала данному чувству максимальную интенсивность, а затем вцепилась в крышку стола, словно это был не стол, а кафедра. Она проделала это несколько раз до тех пор, пока, берясь за крышку, не начинала ощущать, как изнутри поднимается и разливается чувство успокоения. Когда пришло время выступить с речью, она нервно взошла на сцену. Но стоило ей вцепиться в край кафедры, как всякая нервозность исчезла, сменившись спокойной уверенностью в том, что все собравшиеся в зале за нее болеют.
Джонелл прибегла к якорению, чтобы при каждой необходимости располагать доступом к чувству спокойствия. Использованным якорем было держание за край кафедры – прекрасный выбор, так как именно в такой ситуации ей понадобилось бы чувство спокойствия – и она позаботилась, чтобы кафедра стояла на сцене. Успокоение – не единственная эмоция, которую можно вызвать при помощи якоря. Вы можете прибегать к якорению, чтобы в нужное время вызвать какую угодно эмоцию.
Мы предлагаем следующий формат для техники самоякорения.
1. Идентифицируйте чувство, которое хотите испытать.
2. Вспомните, когда вы переживали эту эмоцию во всей полноте. Определившись с воспоминанием, сцепите кисти в непрочный замок (или воспользуйтесь любым другим осязательным сигналом: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами или дотроньтесь до носа).
3. Погрузитесь в воспоминание, видя то, что видели; слыша то, что слышали, и, самое главное, чувствуя то, что чувствовали.
4. Погрузившись в желаемую эмоцию, осторожно повысьте силу сцепления или касания, продолжая испытывать ее во всей полноте. Этим действием вы превратите сцепление рук или любой другой осязательный сигнал в якорь для чувства.
5. При той же силе нажима переориентируйтесь на сиюминутную обстановку, прихватив с собой эмоцию. Если эмоция исчезает, вернитесь к этапам 3 и 4, еще раз погрузитесь в воспоминание и повторите якорение.
6. Расцепите кисти и насладитесь своим ощущением. Если чувство расплывается, еще раз воспользуйтесь осязательным сигналом для повторного доступа к эмоции. Делайте это, пока не научитесь вызывать эмоцию при помощи якоря и сохранять ее, когда якоря не будет.
7. Позднее проверьте якорь, еще раз сцепив кисти или выполнив любое другое касательное действие, которые вы выбрали. Если якорь не позволяет вызвать желаемую эмоцию, повторите всю процедуру, как можно сильнее интенсифицируя воспоминание и добавляя другие, если это понадобится.
В основе данной техники лежит тот факт, что вы, обращаясь к интенсивным прошлым переживаниям, погружаетесь в конкретную эмоцию, затем организуете осязательный сигнал, способный мгновенно вернуть вас к тому же чувству. Поэтому при желании испытать влюбленность вы можете вернуться к воспоминанию о периоде, когда пережили особенно бурную страсть, и затем заякорите это чувство. Или вы можете пожелать, например, получить доступ к чувству покоя, а потому вспомнить время, когда вам казалось, что в вашей жизни все идет абсолютно гладко. Или, желая вызвать в себе чувство решимости, припомнить случаи, когда вы неутомимо стремились к финишной линии.
Эта техника позволяет вам заякорить те или иные эмоции так, что вы сможете вызывать их, когда вам это понадобится. Понятно, что в таком исполнении якорение есть некое действие, к которому вы прибегаете до того, как ощутите потребность в этих эмоциях.
Например, наш клиент, которого звали Рой, считал себя социально никчемной личностью. Он редко ходил в гости, потому что любые торжества неизменно давали ему очередной повод понять, насколько он оторван от людей. Узнав о якорении, Рой решил попробовать и согласился встретиться с нами у себя дома. Он пришел к выводу, что все, что ему нужно, чтобы общаться с людьми так, как он хочет, это дружелюбное чувство. По отношению к некоторым людям он был настроен чрезвычайно дружелюбно. Он вызвал образы этих людей в своем воображении, интенсифицировал дружелюбное чувство, затем сцепил кисти, чтобы заякорить эмоцию. Он повторял этот процесс до тех пор, пока простое сцепление рук не стало наполнять его дружелюбием. В гостях якорь Роя сослужил ему хорошую службу. В начале вечера ему пришлось несколько раз им воспользоваться, но по мере того как окружающие начинали отзываться на его дружеское поведение, его дружелюбное чувство становилось естественной реакцией на доставлявшие ему удовольствие взаимодействия, а потому надобность в якоре отпала.
Совсем не обязательно, чтобы вашим якорем было описанное выше сцепление рук. Сгодится любое ощущение касания. Напри мер, сведение большого и безымянного пальцев или удерживание левого запястья пальцами правой руки – ощутимые и необычные прикосновения, могущие послужить хорошими якорями вроде того, каким явилось для Джонелл держание за край кафедры. С другой стороны, если вы привыкли сцеплять руки или чесать в затылке, эти действия будут для вас плохими якорями. Неудачность подобного выбора состоит в том, что тем же касанием вы можете ненароком заякорить какую-то другую эмоцию, маскируя или даже полностью устраняя ту, которую заякорили вначале. Кроме того, если вы якорите несколько эмоций, предназначенных к использованию в различных ситуациях, то вам придется для каждой из них установить отдельный якорь.
Эффективность работы якоря зависит, в основном, от его прочности. При первом якорении эмоции сделайте ваше переживание, связанное с возвращением в ситуацию, где вы уже испытали эту эмоцию, как можно более живым и неотвязным. Вы можете усилить переживание, повысив интенсивность своих ощущений и красок вашей картины, увеличив ее яркость, подвижность, объемность, а также ускорив темп того, что слышите. Вы можете также закрепить якорь путем повторного, неоднократного якорения эмоции, как это сделали Джонелл и Рой. Достаточная интенсификация эмоции иногда требует поиска особенно запомнившегося эпизода из своего прошлого, который, будучи вспомнен, все еще продолжает оказывать глубокое влияние. Если, например, вы хотите заякорить любовь к супруге (или супругу), то вам вместо того, чтобы интенсифицировать чувство любви, испытываемое в настоящее время, можно вернуться к тем незабываемым дням, когда вы впервые почувствовали влечение к этому человеку.
|