Эмоции состоят из компонентов, в точности напоминая вечеринку (гости) и молекулу (атомы). Для каждого из нас любая эмоция несет отпечаток нашей индивидуальности; но верно и то, что некоторые компоненты являются общими для всех людей, испытывающих данную эмоцию. Общие компоненты эмоций отвечают за насыщение эмоции конкретными характеристиками и эффектами (подобно атмосфере на вечеринке или особенностям молекулы). Культурное единообразие компонентов эмоций позволяет понимать и колировать то, что мы чувствуем, так, чтобы вооружиться эмоциональным выбором.
Вот вам эмпирический пример того, о чем идет речь. Представьте себе какую-нибудь очень неприятную эмоцию, которую вы испытывали в этом году. Просто подумайте о ней, не надо переживать ее вновь.
Теперь понадейтесь, что больше никогда не испытаете этой эмоции. Прочувствуйте эту надежду целиком, затем обратите внимание на источник, из которого вы знаете, что «надеетесь». Другими словами, как вы узнаете, что испытываете именно надежду?
Теперь отступите от переживания и начните предвкушать, что вы уже никогда не испытаете эту эмоцию. Прочувствуйте это предвкушение во всей полноте. Затем отметьте, на что похоже «предвкушение» и по каким признакам вы узнаете, что испытываете именно это чувство.
Вот несколько примеров предвкушения и надежды: вы предвкушаете, как ваш ребенок или супруг(а) вернутся домой, или как вы положитесь на социальные службы после выхода на пенсию, или как займетесь любовью вечером. Затем понадейтесь, что ваш ребенок или супруг(а) Скоро придут домой, что социальные службы вам помогут, когда вы выйдете на пенсию, или что вы займетесь любовью вечером. Обратите внимание, как будут меняться ваши переживания при переходе от предчувствия к надежде. Теперь попробуйте понадеяться, что не будет ядерной войны или что ваш брак продлится долго; а затем предчувствуйте, что не будет ядерной войны или что ваш брак будет долгим. Как переход от надежды к предчувствию влияет на ваши переживания?
В чем для вас разница между надеждой и предчувствием? Люди всегда находят между ними значительные различия. Типичным ответом бывает: «Если я предвижу событие, то оно наверняка произойдет, а если только надеюсь, то еще ничего не известно. И еще: когда что-то предвкушаешь, ты активнее занимаешься делом».
Как же получается, что предвкушение кажется более надежным и вовлекающим в то или иное занятие, тогда как надежда кажется неопределенной и пассивной? В чем качественное отличие одного от другого? На фоне многочисленных различий между этими эмоциями самыми значительными субъективными компонентами надежды и предвкушения являются следующие (скоро вы подробнее познакомитесь с этими компонентами).
Предвосхищение
Надежда
Ощущение активного приближения
Ощущение пассивного ожидания к ожидаемому исходу или объекту воображаемого исхода предвосхищения
Предполагает только одну
Предполагает и тот результат, возможность или исход на который человек надеется, и тот, которого, как он надеется, не будет
При создании эмоции предвкушения или надежды перечисленные в этом списке характеристики подобны конкретному составу гостей на вечеринке или конкретной организации атомов в молекуле. Уникальный состав гостей задает структуру вечеринки, а особая организация атомов задает структуру молекулы. Точно так же перечисленные выше компоненты (другие мы опишем в следующих главах) создают структуру эмоций предвкушения и надежды.
Вышеперечисленные компоненты при дифференциации предчувствия от надежды наиболее значимы. Когда мы надеемся на что-то, мы поддерживаем двойной образ того, что может произойти: образ, в котором отражается и возможность желательных происшествий, и возможность нежелательных. Однако когда мы предчувствуем, перед нами стоит образ только одного возможного исхода – желательного или нежелательного.
Если вы выполнили упражнение и не почувствовали разницы, то вот вам еще один способ ее ощутить. Начните думать о чем-то, что вы предвосхищаете в настоящий момент: например повышение по службе. Как только у вас в сознании сложился четкий образ этого события, представьте одновременно, что того, что вы предвосхищаете, не будет: например вообразите повышение и параллельно – его отсутствие. Что происходит с вашим предчувствием? А теперь подумайте о том, на что вы надеетесь в данное время, а затем исключите все предусматриваемые вами возможности, кроме одной. Что происходит с вашей надеждой?
Надежда и предчувствие субъективно и структурно отличаются друг от друга. И, как вы сами себе сейчас продемонстрировали, включение в переживание этих характерных структур создает у вас чувство надежды или предвкушения. Поведение, диктуемое этими эмоциями, также различается. Субъективной реакцией на предчувствие является знание того, что в будущем что-то произойдет «наверняка». Такая эмоция ориентирует вас на подготовку к будущему. Неабсолютная природа надежды, однако, заставляет вас беспокоиться о том, что делать в будущем. Например, многие надеются на мирную жизнь, но мало кто что-то делает для ее установления. Надеясь на мир, люди оставляют возможность и для мира, и для войны. Когда оба варианта будущего кажутся одинаково возможными, человек не знает точно, работать ли ему на мир или готовиться к войне.
Точно так же, возможно, у вас есть знакомые, которые надеются на повышение и в то же время ничего не делают, чтобы убедить начальника согласиться на это. С другой стороны, те люди, которые предчувствуют повышение, уверены в результате и активно преследуют этот результат или готовятся к нему. Так как в этом случае представляется лишь одна возможность, – неважно, повышение ли это по службе, получение больших процентов от вклада или выигрыш приза, – некоторые умудряются заранее растратить воображаемый выигрыш, часто – с печальными последствиями. Надежда и предвосхищение различны по структуре, и именно в силу этого различия различно и поведение. Как вы думаете, сколько людей будут прибирать квартиру, красить стены или клеить обои, покупать кровать, в которой они никогда не смогут спать, и запасаться пеленками и детской присыпкой, если они лишь надеются на рождение ребенка, а не предвидят этого?
Другим примером скрытой структуры эмоций может послужить различие между фрустрацией и разочарованием. Чтобы ощутить эту структурную разницу на собственном опыте, подумайте о каком-нибудь недавнем разочаровании (вы не получили повышения, не заметили улучшений в поведении своего ребенка или свидание прошло ужасно) и почувствуйте разочарование в настоящий момент. Ощутив это разочарование, пожелайте того, чего желали вначале, как будто вы все еще можете это получить. Как меняются ваши эмоции?
Теперь подумайте о том, что вас фрустрировало (например отказ в повышении, отсутствие улучшений в поведении вашего ребенка или плохо прошедшее свидание), и почувствуйте эту фрустрацию. Охраняя это чувство, представьте, что сейчас уже невозможно получить то, что вы хотели. Каким образом изменились ваши эмоции в процессе выполнения этого задания?
Фрустрация и разочарование – эмоции, которые вы можете чувствовать, когда не получаете чего-то, чего хотели. Чувствуете ли вы одно или другое, зависит от того, сохраняется ли у вас образ будущего, в котором все еще остается возможность получения того, что вы хотели. Если вы продолжаете желать «этого» и продолжаете верить в то, что «это» можно получить, то испытаете фрустрацию и сделаете что-то, чтобы получить желаемое. Если же вы исключите возможность получения желаемого, то в этом случае будете разочарованы – возможности получить желаемое больше не существует. Разочарованием что-то «заканчивается», и вы стремитесь освободиться от того, что хотели, в то время как фрустрация основывается на вере в то, что вы все еще можете получить желаемое, и тогда вы продолжаете борьбу за достижение цели.
Понимание структуры
В данной главе мы поделились с вами соображениями о том, что отличительные особенности каждой эмоции проявляются в результате определенного набора перцептивных компонентов, которые и создают индивидуальную структуру эмоции.
Знание и способность конструктивно отреагировать на структуру эмоций делает возможным эмоциональный выбор. Мы уверены, что если вы попытаетесь это сделать, случившееся покажется вам удивительным, осмысленным и даже знакомым опытом. Вы оцените важность понимания структуры для умения реагировать на основании выбора, а не в рутинном порядке. Для такого понимания важны следующие три пункта.
1. Знание структуры эмоций ведет к их адекватности
Мало просто иметь доступ пусть даже к богатой палитре эмоций. Как мы уже показали выше, эмоция может быть либо благоприятной, либо нет, в зависимости от ситуации, в которой вы ее чувствуете. К тому же неуместные эмоции могут привести к скованности, нежелательному поведению и неприятным результатам, которых можно было бы избежать. Однако зная структуру эмоции, вы можете определить, когда – то есть в каких ситуациях – конкретная эмоция оказывается «лучше» другой.
Например, зная то, что вам уже известно о структурной разнице между надеждой и предвосхищением, вы можете с большей осознанностью переходить к этим эмоциям. Вы можете предвкушать лето, дрожа от холода зимой, предчувствовать увольнение, роясь в бумагах, заваливших ваш стол, предвидеть потребность в отдыхе накануне трудного дня или предвидеть рождение ребенка. Однако на все то, что находится за пределами вашего контроля и ради совершения чего вы не настроены предпринимать какие-то действия, вы предпочтете надеяться. Вы можете надеяться, что трехпалые саламандры будут спасены, что сохранятся ритуальные танцы таинственного ново-гвинейского племени и что ваша дочь поступит в тот институт, о котором мечтает.
Все мы способны назвать множество ситуаций, в которых, несмотря на наше искреннее стремление к обратному, мы реагируем и ведем себя вовсе не так, как хотелось бы. Понимая, каким образом структура эмоций подчиняет себе ваши переживания и поведение, вы приобретаете способность целенаправленно удовлетворять свои желания и потребности.
2. Знание структуры эмоций дает возможность изменять их
Попадание в «эмоциональный капкан» – распространенное переживание. У вас возникает конкретное ощущение, и даже если вы хотите его изменить и знаете, что действительно этого хотите, вы просто не можете освободиться от эмоций, которые поглотили вас. Общеизвестным примером такой эмоции является ревность. Умом вы понимаете, что ревновать нет причин, и даже знаете, что ваше ревнивое поведение ставит под угрозу ваши отношения, но вам все равно не удается от нее избавиться.
Однако вам вовсе не нужно оставаться в плену у эмоций. Зная структуру тех эмоций, которые вас пленили, и, что еще важнее, структуру эмоций, которые вы хотели бы испытывать, вы Можете по своему усмотрению создать для себя переживания, которые приведут вас к предпочтительным эмоциям. Если вы выполнили упражнения из этой главы, то уже сделали это, как минимум, дважды.
Познавая структуру эмоций, вы сможете изменять одну эмоцию на другую и таким образом влиять и на качество ваших переживаний, и на характер своего поведения.
3. Знание структуры эмоций обеспечивает доступность любых эмоциональных состояний
Используя пример с разочарованием и фрустрацией, мы показали, что нежелательные эмоции могут быть важными и полезными. Человек, который способен испытывать разочарование, но не способен к фрустрации, может посчитать себя человеком, привыкшим сдавать позиции и отступаться от целей при первой же неудаче. Аналогичным образом тот, кто способен испытывать фрустрацию, но не умеет разочаровываться, может стремиться к достижению целей, которые уже давно сделались недоступными или, по крайней мере, не стоят прилагаемых усилий.
Фактически все эмоции имеют ценность для той или иной ситуации. Когда эмоция парализует вас, вы оказываетесь в состоянии, не соответствующем ситуации (например, вы разочаровываетесь, приходя к выводу, что не можете играть на скрипке после недели занятий) или же вы не способны перейти от испытываемой эмоции к другим, более благоприятным (например, от разочарования к фрустрации и затем – к решимости, когда понимаете, что все-таки не умеете играть на скрипке).
Зная компоненты своих эмоциональных состояний, вы сможете понять, почему вы реагируете именно так и никак иначе. Более того: знание компонентов недоступных в настоящий момент эмоциональных состояний даст вам возможность создавать эти эмоции при необходимости и желании.
Эмоции обладают структурой
Знание структуры эмоций ведет к их адекватности
Знание структуры позволяет вам изменять эмоции
Знание структуры обеспечивает доступ к любым эмоциям
В следующей главе излагаются сведения структурного характера, необходимые вам для того, чтобы избегать эмоциональных ловушек и строить жизнь в соответствии с эмоциональным выбором. Так как вы уже знаете восемь компонентов, которые являются для эмоций строительными блоками, у вас есть основа для определения оптимальной эмоции в любой ситуации. Вы также узнаете, как выстраивать эти блоки в необходимую вам эмоцию. Другими словами, в мире эмоционального выбора знание – сила. А знание структуры эмоций – величайшая сила.
Глава 5.
Фрагменты мозаики
Погода – часть нашей обыденной жизни и влияет на нас во многих отношениях. Хотя некоторые люди делят погоду лишь на прекрасную и скверную, большинство из нас проводят больше различий, выделяя погоду дождливую, теплую, предгрозовую, тяжелую, штормовую и ясную. Все эти погодные условия формируются под совместным действием множества факторов – влажности, ветра, температуры, облачности, атмосферного давления и особенностей ландшафта. В любой отдельно взятый день погода определяется характером взаимодействия этих факторов. Нечто подобное происходит, когда вы готовите еду: результат определяется взаимодействием ингредиентов, времени и способа приготовления, температуры и т. д.
Эмоции, как и погода и приготовление пищи, представляют собой проявление ряда факторов или ингредиентов. Подобно тому как гроза определяется особенностями влажности, ветра, температуры и облачности и как пирог с корочкой получается лишь при определенном сочетании определенных ингредиентов под действием определенной температуры, так и такие эмоции, как тревога и радость, определяются набором мыслительных факторов, которые мы называем компонентами. Фактически все эмоции задаются набором компонентов. Некоторые из этих компонентов эмоций мы продемонстрировали на примерах в предыдущих главах. В этой главе вы познакомитесь с ними широко и подробно. Возможно, что на данный момент эти компоненты незнакомы вам как сознательно выделенные элементы, хотя они, конечно же, известны вам по личному опыту. Как же, в таком случае, нам подойти к их изучению?
Аналогичным образом, если вы никогда не слышали, как звучат отдельные инструменты, образующие оркестр, но слышали только весь оркестр целиком, вам будет очень трудно выделить отдельные звуки, издаваемые отдельными инструментами. Вам, может быть, и известна разница в звучании деревянных и медных духовых инструментов, но пока вы не услышите, как звучат гобой, английский рожок и фагот сами по себе, вы, скорее всего, не сумеете оценить вклад каждого из них в общую оркестровку Однако едва вы с ними познакомитесь, как сможете и распознать их, и лучше оценить их роль в создании музыкальных эффектов, которые вы слышите.
Только что приведенные нами примеры с вином и оркестром иллюстрируют одну из основ научения: понимание того, что целое образуется знанием и оценкой составных частей. Чтобы оценить содержание последующих глав и извлечь из него пользу, нужно познакомиться с различиями, с которыми мы будем работать. Итак, мы начинаем наш анализ погоды, вкуса и музыки эмоций с анализа компонентов, которыми они образованы.
Компоненты эмоций
Временные рамки
Модальность
Участие
Интенсивность
Сравнение
Темп
Критерии
Размер чанка
Временные рамки
В течение десяти минут Стивен, наш сотрудник, пытался завершить разговор со своей женой, требовавший всего лишь несколько минут внимания. Шестилетний сын Джей, перебивавший родителей через каждые тридцать секунд разного рода вопросами, требованиями и жалобами. Сначала Стивен отвечал сыну как можно короче, так, чтобы можно было вернуться к беседе, но по мере того как тот встревал в разговор все чаще и чаще, нарастало и негодование Стивена. Наконец, очередное вмешательство Джея неизбежно явилось последней каплей, и Стивен ощутил, что вот-вот сорвется. Пока он смотрел на мальчика сверху вниз испепеляющим взглядом, готовый разразиться гневной тирадой, воображение Стивена внезапно перенесло его в будущее. В этом будущем он увидел своего сына уже совсем взрослым человеком, грубым и несдержанным, а потому одиноким и несчастным. Разговор, который пытался поддерживать Стивен, сразу показался неважным. Пламя в его глазах угасло. Он присел на корточки рядом с сыном и стал объяснять ему, что значит быть грубым и что нужно сделать, чтобы этого избежать.
Что позволило Джею получить от отца не взбучку, а научающий опыт? Первоначальное чувство раздражения Стивена вылилось в гнев по поводу того, что поведение сына столь бесцеремонно вредило его текущему переживанию. Перемена в реакции Стивена произошла, когда он перешел от своей обеспокоенности настоящим (беседой) к озабоченности будущим (счастьем Джея). Осуществив этот сдвиг во временных рамках, он рассмотрел поведение Джея в настоящем с точки зрения нежелательного будущего, благодаря чему его эмоции тоже сместились и гнев сменился заботой и терпением. Когда мы говорим о временных рамках, мы имеем в виду прошлое, настоящее и будущее. Почти все эмоции подразумевают наше обращение к прошлому, настоящему или будущему. На самом деле обращение к тем или иным временным рамкам необходимо для самого существования многих эмоций.
В качестве примера возьмите что-то, вызывающее у вас чувство опасения или тревоги. Если вы прислушаетесь к происходящему в вашем воображении, то заметите, что вам кажется, будто это что-то случится либо в ближайшем, либо в отдаленном будущем. То есть чувство опасения или тревоги сопряжено с воображением некоей нежелательной возможности в будущем. Неважно, какими путями вы обращаетесь к собственному опыту – вам не удастся найти ни одного примера опасений по поводу чего-либо случившегося в прошлом или происходящего сейчас. Чтобы испытывать опасение сейчас, вам приходится обратиться к временным рамкам будущего.
Направляя свое внимание к иным временным рамкам, вы можете создавать контраст между эмоциями, который наглядно покажет, что вам, чтобы вызывать в себе чувство опасения или трешг-тавнтт, иржелательные варианты событий в будущем. Минутой раньше мы попросили вас подумать о чем-то, 6 что вселяет в вас чувство опасения или тревоги. Погрузившись в эти эмоции, вы можете изменить ощущения опасности и тревоги простым возвращением сознания к настоящему, вниманием к таким фактам, как место, в котором вы находитесь, и события, происходящие вокруг вас. Даже когда вы испытываете опасения или тревогу, фактом обычно остается то, что в настоящее время вы в полном порядке. Мы обнаружили типичную ситуацию: вам должно быть хорошо в настоящем, иначе ваше сознание не позволит вам отправиться в будущее для нагнетания тревоги. Если вы не вполне благополучны сейчас, то ваше сознание гораздо больше занято настоящим, чем рассмотрением неприятных возможностей в будущем.
Возьмем еще один пример: сожаление представляет собой эмоцию, при которой вы обращаетесь к прошлому, то есть размышляете, как могли бы пойти дела или что вы могли бы сделать, но не сделали. Перенося свое внимание в будущее и обдумывая события, которые могут произойти, или дела, которые вы можете сделать, вы, может статься, перейдете от эмоции сожаления к эмоции надежды (попробуйте теперь убедиться в этом на собственном опыте).
Аналогичным образом, чтобы ощутить скуку или беспокойство, вам следует оставаться во временных рамках настоящего, обращая внимание на то, чего сейчас не происходит. Вы можете перейти от чувства скуки или беспокойства к чувству предвкушения, перенеся свое внимание с настоящего на что-то, чего вы ожидаете в не столь отдаленном будущем. Временные рамки, к которым отсылает эмоция, могут иметь значение для определения свойств и воздействия этой эмоции. И если вы переживаете эмоцию, для которой временные рамки являются важным компонентом, то у вас есть возможность перейти от этой эмоции к другой путем простого перенаправления своего внимания на иные временные рамки.
Модальность
Рон, участник одной из наших групп тренинга, в отчаянии заявил, что «невозможно избавить мир от голода». Хотя он считал, что «Мете» способны выиграть чемпионат США по бейсболу, женщина может стать президентом, а синоптики в состоянии правильно предсказать погоду, он грустно качал головой и настойчиво утверждал, что с голодом в мире никогда не удастся покончить. Мы попросили его представить, будто ООН приняла решение распределить проблемы между отдельными гражданами и предоставить тем их решать, и что его выбрали лицом, ответственным за искоренение голода. Он не хотел выполнять это задание, но когда понял, что был единственным, на кого можно было возложить ответственность за осуществление этого плана, согласился. Его первой реакцией стал подбор возможных подходов к решению, с постоянным употреблением таких исполненных надежды преамбул, как «Ну, мы могли бы…», «Наверное, если…» и «Возможно, люди могут…»
Подобно отношению Рона к возможности покончить с голодом в мире, наша убежденность в необходимости, возможности, невозможности или важности различных вещей способна оказывать сильнейшее влияние на наши эмоции, и наоборот. Вера в то, что дела должны идти гладко, оказывает на наши реакции влияние, весьма отличное от того, которое оказывает вера в возможность гладкого хода дел. Аналогичным образом, убежденность в том, что дела не могут идти гладко или что желательно, чтобы они шли гладко, воздействует на нас не так, как убежденность в возможности или необходимости этого. Когда ваш субъективный опыт диктует необходимость, или возможность, или невозможность, или желательность какого-то конкретного события, вы действуете исходя из того, что мы называем модальностью.
Некоторые эмоции сформированы модальностями в большей степени, чем другие. Ответственность, например, является эмоцией, которая в своих свойствах и эффектах во многом зависит от модальностей. Наверное, вам случалось попасть в ситуацию, где требовалось сделать какое-то дело, и вы даже при недостаточных навыках оказывались среди присутствующих наиболее квалифицированным лицом, способным справиться с задачей. В итоге задание поручается вам. Столкнувшись с вызовом, вы реагировали и действовали на уровне, намного превосходившем умение, которое вы за собой знали. Ваши достижения в данном случае были результатом того, что вы ощущали свою ответственность.
Вера в то, что «это надо сделать», выражает модальность необходимости. «Это должен сделать я» – убеждение, которое тоже основано на модальности необходимости, диктуя необходимость того, чтобы дело было сделано именно вами. Как только вы примете тот факт, что задание нужно выполнить, и выполнить именно вам, вы перестанете сомневаться, можете ли вы это сделать или нет, и перейдете к обдумыванию способа сделать это. Когда вы ощущаете свою ответственность, вы исходите из посылки «я должен», и ваше мышление спешит реализовать эту посылку.
Вы можете проверить необходимость всех этих компонентов для себя лично, подыскав для примера какое-нибудь дело, за которое вы в данный момент несете ответственность, и затем поочередно исключив указанные компоненты модальности. Допустим, что вы чувствуете себя обязанным улучшить учебные заведения в вашей округе. Вы можете (хотя бы на минуту) счесть, что эти заведения и без того хороши или что изменения никак не скажутся на качестве образования (исключение «необходимости сделать»). Или же вы можете решить, что улучшение учебных заведений является делом преподавателей и администраторов (исключение «я должен сделать»). Или вы можете подумать, что ничем не сумеете помочь учебным заведениям (исключение «могу сделать»). В каждом случае, как только вы исключаете или сводите к нулю тот или иной компонент, чувство ответственности исчезает, чтобы смениться чем-то иным.
Итак, результатом веры в то, что нечто должно быть сделано, сделано именно вами, и что вы в состоянии это сделать, становится чувство ответственности. Как только вы ощущаете себя ответственным за что-либо, ваше мышление ориентируется только на способ выполнения обязанностей, то есть того, что вам положено сделать. Модальность невозможности сменяется модальностью возможности. Именно так Рон перешел от отчаяния в связи с невозможностью искоренить голод на нашей планете к попыткам найти реальные пути к достижению этого.
Язык часто бывает окном в мир наших мыслей, ощущений и чувств; и набор слов, описывающих модальности, открывает перед нами одно из таких окон. Эти слова служат просто вербальными выражениями наших убеждений насчет необходимости, возможности и желательности чего-либо. Например, когда мы говорим, что «обязаны» или «должны» сделать что-то, мы выражаем модальное убеждение необходимости. Такие слова, как «мог бы», «могу» и «может быть, смог бы», отражают модальное убеждение возможности, тогда как «не могу» отражает модальное убеждение невозможности. Убежденность в желательности или нежелательности чего-либо передается такими словами-индикаторами, как «хочу», «буду», «мне следует» и «не буду». Многие из присущих нам всем эмоций, по крайней мере отчасти, являются функцией модальностей, которыми мы пользуемся в то или иное время. Некоторые примеры представлены в приведенном ниже перечне.
Каждое из приведенных здесь слов-индикаторов отражает убежденность в необходимости, возможности или желательности чего-либо, и эти модальные убеждения чрезвычайно способствуют возникновению перечисленных эмоций
Как справедливо для всех различий, представленных в данной главе, модальности можно использовать для возбуждения желательных или необходимых эмоций. Используя в качестве примера «ответственность», вы можете вызвать в себе или в ком-то другом это чувство путем встраивания компонентов необходимой модальности данной эмоции – то есть путем эффективной передачи следующего:
«Это» должно быть сделано (во избежание негативных или ради позитивных последствий);
«Это» должен сделать именно он (лучший, единственный или правильный выбор) и он может сделать «это» (для него возможно сделать то, что необходимо сделать).
Помните, что для того, чтобы подобным образом вызвать в себе или в ком-то другом чувство ответственности, важно знать причины, по которым «это» должно быть сделано, и эти причины должны восприниматься как приемлемые или достойные. Мало заставить кого-то быть ответственным; этот человек должен почувствовать себя ответственным, если предполагается, что он положит все силы на выполнение задачи. Так, лишь немногие подростки ощущают себя ответственными за помощь в присмотре за малолетними братьями и сестрами. Чтобы почувствовать свою ответственность за воспитание младших, подростки сперва должны воспринять это дело как важное, – потому, например, что это освобождает маму и папу, давая им возможность зарабатывать для семьи деньги. Затем подростку необходимо признать уход за малышом своим делом, – либо привилегией, либо работой, либо просто потому, что больше этим заняться некому. И, наконец, подросток должен ощущать, что он в состоянии выполнить необходимое, то есть достаточно сведущ в уходе за маленьким братом или сестрой, чтобы грамотно с этим справиться.
Люди, чье чувство ответственности опирается на эти три качества, обычно вполне решительны и контролируют выполнение своих обязанностей. Простое обременение человека заданием со словами, означающими, по сути: «Эй, ты, кому велено», чревато возбуждением в нем модальности: «Я не буду» или «Я не обязан». В этом случае окажется, что вы создали в нем не чувство ответственности, а ощущение оппозиционности. А если такой человек признает задание своим делом, он, все-таки, может считать, что не сможет его выполнить, и останется обремененным ответственностью, но с чувством собственной непригодности. Подключение третьего шага, «Я могу», гарантирует, что чувство ответственности будет включать также ощущение своей компетентности, благодаря чему все три шага объединятся в единую могущественную силу.
Участие
Нед, двоюродный брат Лесли, закончил среднюю школу год назад. Поступать в колледж он как-то не собирался. По сути говоря, он вообще ничего не собирался делать. Свое время он тратил на то, что угрюмо расхаживал по дому и при любом разговоре ныл: «Вот была бы у меня работа», «Хорошо бы купить машину» и «Надеюсь, что ребята замолвят за меня словечко». В ходе нашего ежегодного визита мы едва ли не день напролет выслушивали надежды Неда; потом уже слушать не могли. Мы посмотрели Неду в глаза и спросили: «Хорошо – но, черт побери, что ты собираешься для этого сделать!» Нед тупо уставился на нас: «Сделать?» – переспросил он. Весь остаток вечера мы знакомили Неда с многочисленными способами найти работу. К ночи Нед осознал свою роль в осуществлении кое-каких своих желаний, и предвкушение предстоящего, которое он испытал, не покинуло его и на следующий день, когда он отправился на поиски работы.
В точности так же, как вы можете ощутить возможность, необходимость или желательность чего-либо, вы в состоянии почувствовать свое активное или пассивное участие. Нед не чувствовал себя непосредственным и активным участником осуществления своих желаний. Существовали «внешние» силы, которые, как он предполагал, либо даруют ему желаемое, либо нет, а потому он чувствовал, что в реализации чаяний на его долю не оставлено ничего. (Как только Нед решил, что хочет изменить сложившееся положение дел, он породил результат, разрешение ситуации. Результатом является любое желательное для вас изменение эмоций, поведения или обстоятельств.)
Любой из нас попадал в ситуации, в которых ощущаешь себя активным участником их разрешения, и в другие, в которых мы чувствуем себя лишь пассивными участниками. Хотя у Неда чувство собственной пассивности, безусловно, вылилось в пассивное поведение, мы говорим здесь не об активном и пассивном поведении, но об ощущении того, что вы либо инструментально участвуете в формировании ситуации, то есть «активны», либо являетесь бессильным субъектом происходящего, то есть «пассивны».
Ради примера найдете что-то, вызывающее у вас амбициозные чувства: это может быть статус партнера в вашей фирме, сбор урожая с огорода или организация приятного вечера с подружкой; затем ощутите амбиции, позволяющие сделать желанный исход реальностью. Занимаясь этим, вы заметите, что испытываете чувство активного участия в достижении своей цели, и ощущение того, что есть вещи, которые вам следует сделать. Если вы отбросите это ощущение активности и замените его чувством ожидания, пока события сами не приведут вас к желаемому исходу, то ваши амбициозные чувства исчезнут. Для большинства людей ощущение собственной пассивности при поддержании желаемого исхода порождает эмоцию надежды. Исход рассматривается как нечто, чего следует ждать, что придет к вам само, а не как положение дел, к достижению которого вы прилагаете силы. И наоборот: замена этого чувства чувством активного участия в обеспечении результата, на который вы надеетесь, породит амбиции. Опробуйте все эти трансформации на собственных надеждах и амбициях. Вы обнаружите, что, помимо активного участия, двумя компонентами амбиции являются временные рамки (размышление о цели, относящейся к ближайшему или отдаленному будущему) и модальность «Могу и буду». В реальности именно будущие временные рамки и указанная модальность способствуют активному участию.
Чувство собственной пассивности по отношению к результату порождает установку на выжидание, а также на принятие, хотя и с оттенком недовольства, того, что предлагают вам сложившиеся обстоятельства. К эмоциям, которые хотя бы отчасти обязаны своими свойствами этому чувству пассивности, относятся надежда, апатия, благодушие, удовлетворение, одиночество и спокойствие. Неважно, с каким напряжением вы надеетесь на что-либо; до тех пор, пока речь идет лишь о надежде, вы будете чувствовать, что должны выжидать независимо от того, получите вы желаемое или нет. Результаты либо встречаются, либо нет по причине их отсутствия на фоне благодушия, удовлетворения и апатии, и вы не испытываете нужды что-то делать в связи с этими исходами. Чувство одиночества подразумевает желание общаться с людьми, но в то же время и ощущение своей неспособности что-либо предпринять для превращения этого исхода в реальность.
Как мы упоминали выше, чувство активности возбуждает в вас чувство целенаправленного участия и способности влиять на происходящее. Чувство активного участия является частью того, что делает возможными такие эмоции, как решимость, амбициозность, любовь, любопытство, страх, отвращение и фрустрация.
Если вы не представляете себе выхода из сложившейся ситуации, то вы, скорее всего, пассивны. Если вы предусматриваете возможный исход, то будете либо активны, либо пассивны в его достижении. Иногда ваш исход подразумевает движение к чему-то (обзаведение друзьями, приобретение нового навыка, то или иное самочувствие), тогда как в других случаях исход требует движения от чего-то (избавление от головной боли, стремление не повторить ошибку, прекращение отношений с грубияном). Степень ощущаемого вами участия и движение в направлении или прочь от чего-либо объединяются, способствуя возникновению определенных эмоций. Например, все эмоции типа фрустрации, решимости, амбициозности, агрессии, любви, дружелюбия и интереса подразумевают ощущение активного стремления к чему-то. Испытывая фрустрацию, вы ощущаете, что активно стремитесь к приобретению чего-то, что до сих пор от вас ускользало. Подобным образом и ощущение агрессии, любви или дружеского расположения подразумевает чувство активного сближения с другим человеком, а ощущение интереса связано с чувством активного желания что-то выяснить. Ощущение пассивного удаления от исхода – ключ к пониманию таких эмоций, как скука, раздражение, одиночество и жалость к себе, тогда как ощущение пассивного приближения к исходу играет важную роль в формировании таких эмоций, как надежда и терпение.
|