По сравнению с чувством оцепенения темп чувства любопытства, конечно, ускорен. Тело становится легким, ощущения обостряются и приходят в состояние большей готовности, а внимание сосредоточено на всем, что способно ответить на поставленный вопрос. Кроме того, когда вы ощущаете любопытство, ваш внутренний диалог обычно наполнен вопросами, а иногда – спекулятивными ответами на них (Где это? Что это? Как это устроено? Что же будет? Получится ли это? Не нужно ли чуть больше? Что если повернуть это чуть иначе?).
Какими бы ни были вопросы, возбуждающие и поддерживающие в вас чувство любопытства, ваше внимание сосредоточено на каком-то потенциальном источнике ответов. Этим источником можете быть вы сами, как в случае, когда вы пытаетесь вычислить, кто же вам позвонил, или нечто вовне, когда вы намерены чуть повернуть «это» и посмотреть, что произойдет. В любом случае вы открыты для информации. Эта открытость обусловлена определенными критериями: например, необходимостью что-то понять, или оценить, или узнать. Когда вы охвачены любопытством, вы высоко восприимчивы к входящей информации независимо от формы ее подачи – в виде перцептивных стимулов, идей или сторонних мнений. Если мы разместим любопытство, скепсис и подозрительность на шкале субъективной восприимчивости, то обнаружим, что «любопытство» является самым открытым чувством из всей тройки (на деле нередко бывает, что любопытствующий человек с готовностью принимает за чистую монету все, что ему говорят). Скептик же поступает наоборот и ищет изъяна в сказанном, тогда как подозрительность основывается на убеждении (и критерии) в необходимости выявить нечестную игру, а потому оказывается наименее открытым чувством из этих трех. При научении наиболее практичным бывает сочетание любопытства и скепсиса…
В отличие от оцепенения, любопытство обладает властью толкнуть нас на действие. Не доводилось вам вдруг вспомнить о какой-то вещи, которая у вас была, но которой вы не видели уже несколько лет, и потом задаться вопросом: где же она может быть? По мере раздумий над ее местонахождением ваше любопытство росло, пока вы не обнаруживали, что в ее поисках лихорадочно роетесь в ящиках стола, чулане и гараже. Возможно, что когда ваши размышления сменились решением найти эту вещь, ваше любопытство преобразовалось в чувство решимости.
Вот еще один пример силы, которой обладает любопытство. Через несколько страниц этой главы прямо в текст встроена картинка. Сумеете ли вы ее найти?
Прочитав это, достаточное ли любопытство вы испытаете, чтобы перелистать оставшиеся страницы и найти встроенный рисунок? Хотите ли вы разобраться в этом самостоятельно?
Подобно приведенным выше вопросам, простейший способ породить в вас любопытство – спросить об аспекте чего-то, чем вы уже успели хотя бы слегка заинтересоваться. Действенность таких вопросов повышается, если они касаются чего-то, имеющего для вас персональное значение. Например, преданный своему делу педагог может ощутить любопытство, задавшись вопросом о механизме действия мыла, но ему почти наверняка будет еще интереснее выяснить, каким образом людям вообще дается научение. Химик же, с другой стороны, может больше заинтересоваться свойствами мыла, чем аспектами научения.
Любопытство – великолепная эмоция для перехода к тому или иному поведению. Это объясняется тем фактом, что у большинства людей любопытство легко переходит в ощущение наличия мотивации и решимости. Эта эволюция обычно бывает результатом ответов, которые вы ищете, переходя от чего-то, что вам хочется знать (модальности возможности), к чему-то, что вы должны знать (модальности необходимости). Если вместо этого вы повысите темп, который ощущаете на фоне любопытства, то ваши эмоции могут сместиться в сторону беспокойства или нетерпения – вам нужно получить ответ сейчас.
Обратите внимание, что модальность, участие и темп – единственные компоненты, которые важны и для чувства любопытства, и для чувства оцепенения. Хотя каждая из этих эмоций может отличаться своими собственными фактическими модальностью, уровнем участия и темпом, важно понимать, что данные компоненты присущи им обеим. Поскольку они важны для обеих эмоций, постольку изменение одного или большего числа этих компонентов может стать вашим билетом на право выхода из ступора. Они выступают для вас средством передвижения к любопытству и пунктам назначения за его пределами.
Чтобы ощутить любопытство, вам нужно чувствовать свое активное участие в происходящем, использовать критерий желания узнать или понять и отмечать несоответствия между тем, что вам известно, и тем, что вы видите. Другие компоненты могут быть едва ли не какими угодно, и вы по-прежнему будете ощущать себя „заинтересованным. Вы можете испытывать любопытство по отношению к прошлому, настоящему и будущему; вы можете чувствовать, что должны, можете или хотите понять; ваше ощущение любопытства может быть интенсивным или легким; ваш темп может быть быстрым, придавая вашему любопытству оттенок нетерпения, или медленным, когда вы любопытны, но терпеливы; размер чанка, привлекшего ваше любопытство, может быть крохотным или огромным, и он может уменьшаться или увеличиваться по мере того, как вы будете все больше и больше узнавать о предмете.
Чтобы ощутить ступор, вам нужно рассматривать некое дело, которое вы должны или обязаны сделать в настоящем, и которым вы не хотите заниматься (временные рамки и модальности); вы должны плохо понимать свое участие в исходе дела, а ваш темп должен быть крайне медленным. Другие компоненты не имеют значения для чувства ступора. Так, вы можете ощутить глубокое или лишь легкое оцепенение; вы можете замечать, в чем именно происходящее вокруг вас соответствует, не соответствует или соотносится с другими вещами, и вы можете пользоваться широким диапазоном критериев, скажем, временем, интересом, необходимыми усилиями, вознаграждением, карьерным ростом и т. д.
Эти описания являются компонентами субъективного опыта, которые вам следует изменить в себе, чтобы перейти от одной эмоции к другой. Если вы ощущаете ступор, то вряд ли уйдете далеко. Это поведенческий эффект ступора. Конечно, бывают периоды, когда в этом нет ничего плохого. Однако на самом деле большую часть времени, когда вы испытываете ступор, вам хочется, чтобы соответствующие задачи были все-таки выполнены. Поэтому чаще всего вы, вероятно, либо ждете, пока ваше настроение не изменится и не позволит вам заняться делом, либо заставляете себя работать на фоне ступора, но уже с наслоением возмущения и гнева.
Не лучше ли уметь изменять свои чувства так, чтобы они были настроены на выполнение текущей задачи? Первым шагом в этом направлении могли бы стать вопросы, обращенные к самому себе и касающиеся задачи: те вопросы, на которые у вас нет ответа. В идеале эти вопросы должны затрагивать сферы личной значимости или интепега. Если, наппимео, вы готовитесь к подаче декларации о доходах, вы можете заинтересоваться влиянием, которое оказывает заблаговременное планирование налоговых расходов на благополучие вашей семьи. Если вы одновременно повысите темп, то обнаружите в себе ощущение любопытства, которое является эмоцией гораздо более гибкой и полезной для дела, чем ступор.
Допустим, что вы возбудили в себе ощущение любопытства, но все еще не готовы выбраться из кресла и засучить рукава. Вам нужны мотивация и решимость, лежащие в основе перехода к необходимым действиям. Вам нужно преобразовать вещи, о которых вы хотите узнать, в вещи, которые вам следует или которые вы должны узнать. Результатом будет чувство мотивации и решимости, которое наверняка подтолкнет вас к действию. А если в ходе этой процедуры вы обнаружите в себе чувство беспокойства или нетерпения, которые вам не понравятся, то вам уже известно, что вы должны замедлить темп, чтобы вернуться к эмоциональному уровню любопытства и решимости.
Опять же, у вас есть выбор касательно собственных эмоций, коль скоро вы знаете, как воздействовать на свое переживание. Посредством эмоций вы можете оказать сильнейшее влияние и на свое поведение, как это произошло в предыдущем примере, когда вы перешли от бездействия к активному участию. Приходилось ли вам бывать в ситуации, когда вам хотелось бы ощутить любопытство, но вы его не испытывали? Как вы могли бы повлиять на свое переживание в следующий раз, когда вы окажетесь в подобной ситуации, чтобы все-таки почувствовать в себе любопытство? Или даже решимость? Достаточно ли вы любопытны сейчас, чтобы ответить на эти вопросы?
Перегруженность и наличие мотивации
Всем нам случалось чувствовать себя перегруженными. Вы, скажем, заняты приготовлением обеда на несколько человек, дети ссорятся, телефон звонит каждые пять минут, вы не одеты, а ваши гости только что прибыли. Или объем предстоящей вам работы, звонков, и каждый из них означает все новые поручения. Какой бы ни была реальная ситуация, ваш разум переполнен невыполненными задачами, которые все представляются неотложными. Короче говоря, вы чувствуете себя перегруженным.
Ощущение перегруженности является результатом совместного действия двух факторов. Прежде всего, вы держите в уме все дела, подлежащие выполнению, одновременно. Очевидно, что у большинства из нас в любой отдельный момент времени найдется множество дел, которые мы можем или должны переделать. Однако мы порой удерживаем в сознании лишь одно-два таких дела, тогда как в других случаях помним обо всех возможных задачах. Поступая так, мы на полной скорости движемся к ощущению перегруженности.
Другим ингредиентом, необходимым для ощущения перегруженности, является чувство безотлагательности выполнения всех этих задач. Это означает, что задачи сопряжены с модальностью необходимости, из-за чего они становятся вещами, которые «следует», «должно» или «нужно» сделать во избежание неких негативных последствий (нельзя подвести людей, похоронить проект, лишиться уважения окружающих и т. д.). Это чувство безотлагательности заставляет вас задерживать дыхание, повышает напряжение во всем теле и наполняет внутренний диалог обрывочными вопросами и утверждениями, так как ваше внимание перепрыгивает с одного задания на другое из числа многих необходимых дел, которые стоят перед вами.
Но главным свойством ощущения перегруженности является первое: то, что вы одновременно думаете об уйме дел, которые должны сделать. Поскольку все задачи свалены в кучу, вы не расставляете приоритеты и не выстраиваете их в последовательность, что позволило бы вам на время отложить некоторые из них и заняться другими, которые вы расценили как «более важные» или «первоочередные». Пока все эти задачи удерживаются в сознании, вы стоите перед необходимостью сделать больше, чем это возможно в отведенный промежуток времени. Если чувство перегруженности сохранится, то оно может даже перерасти в ощущение паралича или безнадежности.
Между чувствами перегруженности и наличия мотивации есть некоторые важные отличия. Когда вы ощущаете себя мотивированным, вы обычно воображаете результат, который находите привлекательным. Фактически главным атрибутом мотивации является привлекательность. Мотивация содержит в себе «Хочу» (модальность желания) вкупе с некоторым представлением о желаемом. Обычно воспринимается и модальность возможности: «Я могу этого ппйнться».
Темп чувства наличия мотивации не столь неистов, как у чувства перегруженности, но он, тем не менее, может ощущаться как сравнительно быстрый. Ощущая себя мотивированным, вы также ориентированы на будущее: есть нечто, чего вы желаете и потенциально могли бы добиться в будущем. Это будущее может быть либо совсем рядом, либо за горизонтом. Например, вы можете почувствовать себя мотивированным помириться с приятелем, перекусить, внести дополнения в свое резюме накануне завтрашнего собеседования по поводу трудоустройства или позаботиться о будущей пенсии.
Кроме того, когда вы ощущаете мотивацию, существует нечто, чего у вас пока нет, – и это «нечто» будет либо приятным, либо ценным, либо и тем, и другим. Вы сравниваете то, что имеете сейчас, с тем, что можете приобрести или приобретете в будущем. Это сравнение приводит к тому, что вы направляете внимание на улучшение своих действий в будущем по сравнению с настоящим. Скорее чаще, чем нет, предметом желания человека является определенное переживание, которое, по его мнению, возникнет в результате осуществления чего-то или обладания чем-то, в чем он видит желаемый результат.
Важно понять структуру мотивации. Конечно, полезность наличия мотивации ценилась издавна: достаточно вспомнить об огромном количестве книг, семинаров, видео– и аудиозаписей, телевизионных шоу и подготовительных программ, призванных научить вас мотивировать себя или других. Самые удачные материалы позволяют, пусть даже непреднамеренно, встроить эмпирические элементы, лежащие в основе наличия мотивации, – то есть описанные выше фрагменты.
Очевидно, что полезнее выработать собственные мотивы, чем полагаться на учебные материалы или программу тренинга. Вы пройдете путем открытия в вашем мире вещей, которые естественным образом ведут вас к желанию заняться тем или иным конкретным делом. Чтобы обнаружить такие вещи, выделите какие-нибудь действия, к которым вы уже точно мотивированы. Как только вы идентифицируете несколько таких действий, рассмотрите их с точки зрения их общих элементов. Например, все ли действия предпринимаются по вашей собственной воле или они вытекают из требований окружающих? По плечу ли вам эти дела? Находите ли вы их полезными? Сопряжены ли они с взаимодействием с другими людьми или требуют, главным образом, деятельности, предпринимаемой в одиночку? Открыты ли их временные рамки (то есть когда будут выполнены, тогда и хорошо) или каждому соответствует строго определенный срок? Предусмотрена ли конкретная награда по достижении результата? Каким вы почувствуете себя по выполнении каждого дела?
Когда вы идентифицируете компоненты, порождающие в вас ощущение мотивации к какому-то действию, вы сможете приступить к гармоничной организации переживаний, касающихся других, в настоящее время непривлекательных дел так, чтобы они тоже сделались объектами мотивации. Вы ознакомитесь с качествами, необходимыми вам для настроя на задачу или результат, чтобы отреагировать на последние ощущением мотивации. Если какое-то дело не привлекает вас в данный момент, но вы хотели бы ощутить себя мотивированным к его выполнению, вам нужно лишь переориентировать задачу так, чтобы она удовлетворила ваши мо-тивационные потребности.
Предположим, к примеру, что делами, к выполнению которых вы были мотивированы в прошлом, являются возделывание огорода, написание книг и походы с детьми в зоопарк и музеи. Рассматривая эти примеры, вы обнаружите, что в каждом случае вам, чтобы быть мотивированным, нужно было поверить в полезность своей деятельности для других, в способность этой деятельности чему-то вас научить, а также в то, что это будет интересно. Теперь вам известны характеристики дел, которые мотивируют вас естественным образом.
Допустим, что вы столкнулись с необходимостью грамотно распоряжаться своими деньгами, – умение, в отношении которого вы хотите почувствовать себя мотивированным. Зная теперь, что именно мотивирует вас к действию, вам нужно лишь выяснить отношения, в которых научение грамотно распоряжаться финансами удовлетворит ваши требования к мотивации. Вы можете счесть, что грамотно распоряжаясь деньгами, вы защитите и обеспечите семью; что это даст вам некоторое представление об экономике, и что финансовые операции возбудят в вас такой же интерес, какой возбуждают изыскания и черновые наброски будущей книги. Как только вы наполните задуманное этими качествами, оно естественным образом сделается источником мотивации.
Чем вы располагаете в настоящий момент
На протяжении этой главы мы подчеркивали тот факт, что ваши эмоции служат проявлением определенных перцептивных компонентов, и что если вы изменяете эти компоненты, то изменяются и эмоции. Набор отличий, представленный в этой главе, вооружает вас способом описания любой эмоции с точки зрения значимых компонентов, участвующих в ее создании. Когда вы понимаете структуру эмоции, вы можете понять и механизм ее влияния на ваши переживания и поведение. Когда вам известны значимые компоненты, участвующие в создании вашей эмоции, у вас есть возможность изменить эту эмоцию на ту, которая будет более удовлетворяющей или адекватной в сложившейся ситуации. Знание структуры своих эмоций может лечь в основу построения такого личного мира, который дарует вам свободу и власть направлять свои эмоциональные переживания на защиту вашего благополучия, полноценного существования и самовыражения в качестве самостоятельной личности. Мы с Лесли построили для себя такой мир. Мы использовали наше знание структуры эмоций для создания свободы и могущества, которыми теперь наслаждаемся, и научились поддерживать наш свободный и просторный мир путем утилизации компонентов эмоций – при каждой возможности, каждый день.
Мы оба изменяем наши эмоции, варьируя временные рамки, и часто делаем это по-разному. Лесли преобразует фрустрацию в терпение путем переноса недостижимого результата в ближайшее или в более отдаленное будущее. Освободившись от давления момента и успокоенная временем, оставленным на прогресс, она может довериться своему убеждению: «Это сбудется; я сделаю так, что это произойдет». Что касается Майкла, то его будущее является царством неограниченных возможностей, кладезем соблазнительных «может быть», удерживающих его в постоянном стремлении. Когда бы он ни пожелал быть довольным, он возвращается от будущего к настоящему, обращая внимание на те отношения, в которых то, чем он располагает сейчас, является наилучшим.
Лесли частенько не может заснуть, обдумывая все дела, которые она должна сделать. Чтобы расслабиться и заснуть, она заменяет возбуждающую модальность необходимости – то, что она должна сделать, – успокаивающими модальностями желания и возможности. Иначе говоря, она мечтает обо всем замечательном, что она может сделать. Майкл учитывает наглядный опыт последствий активного и пассивного участия, оставаясь не полным надежд, но решительным в отношении учебы нашего сына Марка и соблюдения им определенных правил личной гигиены.
Многих людей приводят в ярость неудобства, некомпетентность и несправедливость, которые порождает жизнь. Задержка авиарейса, еда, поданная не вовремя и уже не доставляющая удовольствия, или одежда, испорченная в химчистке, могут стать причинами незамедлительного и стойкого гнева. Лесли научилась рассеивать такой гнев, преобразуя его в легкую «досаду» путем снижения интенсивности. Она делает это, задавая себе вопросы вроде: «Да вспомню ли я об этом лет через пять?» При необходимости она переносит себя на пять или десять лет в будущее и, оглядываясь на прошлое из этой дали, удивляется, почему такая мелочь когда-то могла представляться важной.
Лесли использует темп как тонизирующее средство, когда чувствует опустошенность. Опаздывает ли она со статьей или с подачей обеда на стол, Лесли, как только осознает это чувство опустошения, замедляет темп своих мыслей и физических ощущений. Это замедление темпа позволяет ей перейти от возбужденного беспокойства по поводу цейтнота или обеда к восстановлению способности замечать и испытывать чувство заботы к окружающим людям, одновременно продолжая заниматься делом.
Майкл, когда бы он ни бывал доволен собой, постоянно испытывал чувство вины, если думал о каких-то других вещах, которыми, по его мнению, ему следовало заняться. Поскольку он пользовался критерием «что мне следует сделать», до него редко доходило, что в свободное время он может радоваться и не казнить себя. Это изменилось, когда он понял, что может менять критерии. Теперь, оказываясь в тех же ситуациях, он обращает внимание на тот факт, что он занят чем-то, чем ему действительно хочется заниматься, и испытывает при этом приятное ощущение собственного озорства.
Если Лесли обижена чьими-то словами или поступком, она изменяет критерий, который использует для оценки ситуации, заменяя «что я чувствую» на «что с ним (с нею) происходит». Такая смена фильтра окрашивает ее эмоциональную реакцию любопытством, эмпатией и пониманием.
Во всех дальнейших главах излагаются специальные техники, в которых используются компоненты эмоций, – техники, призванные реализовать перспективу полноценного эмоционального выбора. Но прежде чем перейти к этим техникам, давайте коснемся вопооса, имплицитно поставленного в этой главе. Предположим, что структура эмоций понятна не только Лесли, Майклу и вам. Как изменится мир, если все осознают, что эмоциональное переживание имеет структуру, которую можно познать и практически применить?
Мы больше не будем беспомощными наблюдателями, ожидающими, пока наши друзья и близкие отыграют свои деструктивные или неприятные эмоции. Взамен у нас будет выбор сделать что-то, направленное на изменение чувств других, и таким образом способное изменить их действия и наше собственное самочувствие. Конечно, мы влияем на чужие чувства. Так происходит всегда. Но мы, как правило, оказываем это влияние беспорядочно, уподобляясь болтающемуся на ремне фонарю, который, когда мы движемся, раскачивается и выхватывает из темноты то одно, то другое. В мире эмоционального выбора, где общность эмоциональных реакций понятна всем, этот фонарь держит сильная рука; его теплый свет целенаправленно освещает самые темные, самые холодные эмоциональные закоулки. Короче говоря, мы будем жить в мире, где потребность в эмоциональном удовлетворении станет совместным делом, а не предметом потуг одиночки.
Глава 6.
Эмоциональная настройка
В главе 3 мы представили четыре ключевые способности, даруемые эмоциональным выбором: расстановку, выражение, использование и предупреждение. Теперь, когда вы познакомились с понятиями эмоционального выбора и структуры эмоций, настало время научиться специальным техникам, позволяющим вдохнуть жизнь в эти ключевые способности.
Первая способность – расстановка – представляет собой процесс сочетания конкретной ситуации с наиболее уместными в ней эмоциями. Для этого требуется, чтобы вы настраивались на эффект использования разных эмоций в разных ситуациях; умели отбирать оптимальные эмоции для использования в конкретной ситуации и умели оценивать эти эмоции в данной ситуации. Эта глава повествует о методах эмоциональной настройки. Техники отбора и оценки эмоций представлены в двух следующих главах. Техники, описанные в этой и двух следующих главах, в комплексе образуют способность к расстановке.
Расстановка – » Настроиться Выбрать Оценить
Выражение
Использование
Предупреждение
Переход к выбору и оценке эмоций до того, как вы на них настроитесь, подобен извлечению из ящика инструментов для выполнения какой-то работы без знания возможностей и ограничений, присущих этим орудиям. Например, трубный ключ – толковое изобретение, но у вас возникнут трудности, если вы воспользуетесь им, чтобы соединить две деревяшки. У отверток есть свое предназначение, но они не годятся для работ, которые требуют молотка или пилы. Различное назначение имеют даже внешне похожие инструменты. Поперечная пила дает не те результаты, что продольная. И лучше не браться ни за ту, ни за другую, чтобы разрезать трубу, – особенно, если под рукой есть ножовка. Каждая эмоция представляет собой специальный инструмент, которым следует пользоваться при выполнении только тех работ, для которых он лучше всего подходит. В случае эмоций любая «работа» или «задача» является отдельным, отличным от других контекстом, и применение неподходящего эмоционального инструмента может быть контрпродуктивным, а то и опасным.
Под контекстом мы понимаем любую ситуацию, в которой вы переживаете и выражаете эмоции. Если вы испытываете фрустрацию при подготовке к выпускному экзамену, то контекстом для вашей фрустрации является подготовка к выпускному экзамену. Если вы ощущаете уверенность в связи с возможной переменой места работы, то контекстом для вашего чувства уверенности выступает размышление о перемене места работы. Контекстом попросту называются обстоятельства, которые образуют среду для ваших эмоциональных реакций.
Контекст может играть важнейшую роль в установлении наиболее адекватных видов эмоциональных реакций. На деле, если вы думаете отреагировать одновременно эффективным и удовлетворительным образом, многие ситуации потребуют от вас определенных видов эмоций. Например, такие эмоции, как фрустрация и озадаченность, уместны, если. вы посещаете курс, в котором не слишком сильны, так как эти эмоции заставят вас упорно учиться. Ощущение упадка и несостоятельности накануне экзамена – эмоция, безусловно, менее благоприятная.
Суть в том, что в некоторых ситуациях одни эмоции бывают лучше других (в том смысле, что они оказываются уместнее). Правильный эмоциональный выбор становится очевидным, когда вы в состоянии распознать эмоциональные потребности, диктуемые конкретной ситуацией, а не просто отреагировать на нее и только потом собирать разрозненные фрагменты. Лучшим известным нам способом настроиться на эмоциональные требования, предъявленные разнообразными контекстами, является изучение ряда контрастирующих примеров типа тех, которые представлены ниже. А лучший способ извлечь максимальную пользу из этих примеров – идентификация собственных ситуаций, аналогичных описанным.
К примеру, вы, может быть, и не учитесь на трудном курсе (как в предыдущем примере), но сможете назвать какую-нибудь текущую ситуацию, в которой должны идеально выполнить некую задачу, а подготовлены вы к ней, по вашим ощущениям, плохо, – например, вам нужно устроить презентацию для сослуживцев, подумать над проектом вашего нового дома или завязать интимные отношения. Персонализируя каждый пример, вы не только приобретете важную информацию о пути изменения ситуации, имеющей для вас личную значимость, но и научитесь распознавать ситуационные характеристики, порождающие необходимость в определенного рода эмоциях.
Ситуационные характеристики
Терпению присущ медленный и устойчивый темп в сочетании с поддержкой конечного результата. Терпение позволяет вам продвигаться вперед, одновременно давая время на оценку и переоценку ваших действий, критериев и собственно цели по мере приближения к ней. Понятно, что терпение – благоприятная эмоция, когда на достижение желаемого результата уйдет какое-то время. Например, вышивание представляет собой задачу, которую можно выполнить, делая лишь по одному стежку за раз, а потому лучше всего бывает запастись терпением. Аналогичным образом, воспитание детей, возделывание огорода, преподавание и укрепление или постройка чего-либо – контексты, в которых вам не всегда удается придерживаться предпочтительного для вас графика. Вместо этого они потребуют терпения, если вы, стремясь к результату, потрудитесь обеспечить приятные переживания как себе, так и окружающим.
Терпеть неуместно, когда вы рискуете столкнуться с относительно скорыми негативными последствиями промедления с результатом. Если ваш дом в огне, пора действовать – позвать на помощь, выбежать на улицу, спасать домашних животных, раздобыть брандспойт, – но не сидеть, сложа руки, и терпеть. Аналогичным образом, в чувстве терпения, как правило, нет ничего полезного, когда кто-то одерживает над вами верх в некоем важном отношении, – ругает ли вас жена или снова и снова обходят с повышением по службе. Иначе говоря, контексты, в которых опасно или будет опасно пускать дела на самотек, неблагоприятны для чувства терпения.
Спокойствие – восхитительная эмоция, когда приходит время ложиться спать или когда вы расслабляетесь, медитируете, отдыхаете или восторгаетесь пейзажем (помните, что мы говорим не о спокойных действиях, а о чувстве спокойствия). Чувство спокойствия обогатит почти любую ситуацию, в которой вы ни к чему не обязаны. Конечно, ощущение спокойствия становится неуместным в контексте, требующем от вас незамедлительной реакции, или в ситуации научения, требующей напряженного внимания.
При сходстве в некоторых отношениях, которое существует между чувствами спокойствия и терпения, они отличаются друг от друга. Терпение требует наличия результата, который вы преследуете, действуя в относительно протяженных временных рамках. С другой стороны, спокойствие не требует результата.
Решимость важна, когда вы стараетесь оставаться в хорошей физической форме, успешно вести дела или стремитесь защитить диплом. Чувство решимости может быть исключительно ценным при необходимости упорно стремиться к достижению некоего результата. Узкий фокус внимания, отличающий решимость и во многом отвечающий за ее эффективность в достижении результата, бывает неблагоприятным или пагубным в том случае, когда что-то угрожает вашему личному благополучию. Вместе с чувством решимости в действие приводится и ряд ослепляющих факторов, – они держат вас сосредоточенным на цели и сравнительно невнимательным ко всему, что кажется не имеющим к ней отношения. Бывает, что человек, решительно настроенный добиться успеха в бизнесе, работает дни и ночи, часто предпринимает деловые поездки и даже дома думает исключительно о делах, не замечая, что его семейная жизнь под угрозой или его здоровье приходит в упадок. Кроме того, чувство решимости не стоит избирать при устремлении к недостойной усилий цели. Старания влюбить в себя человека, которому вы, как вам известно, даже не симпатичны, является образчиком результата, на достижение которого, по всей вероятности, не стоит тратить время, энергию и душевные силы, а потому в любом случае не заслуживающего чувства решимости.
Воодушевление – чувство, которое вы испытываете, воспринимая прогресс на пути к достижению цели. Очевидно, что эта эмоция важна, когда вы устремлены к какой-то труднодостижимой или отдаленной цели. Работа с глубокими инвалидами или борьба за мир – образчики контекстов, которые позволяют ощущать устойчивый прогресс лишь малыми порциями за раз. Снижение веса – еще один пример труднодостижимого и отдаленного результата. Бдительность и режим, необходимые при соблюдении диеты, лучше всего поддерживать чувством постоянного воодушевления такими малыми сдвигами, как снижение веса на один фунт в неделю или отказ от десерта за ужином.
Благодаря своему акценту на отдельных сдвигах, чувство воодушевления нередко бывает лучшим выбором, чем чувство удовлетворения по достижении цели в каком-то одном аспекте. Удовлетворение часто приостанавливает усилия, тогда как чувство воодушевления побуждает сделать еще один крохотный шажок. Чувство воодушевления не идет на пользу, когда показатели успеха неблагоприятны и сопряжены с устремлением к цели, которая того не стоит. Например, нет никакой пользы в воодушевленном стремлении заручиться уважением человека, который неоднократно показывал, что он не уважает никого, независимо от других его возможных качеств или достижений. В равной степени вредно реагировать чувством воодушевления на сначала приятные ощущения, вызванные приемом алкоголя или кокаина, из-за которых вам хочется добавить еще.
Смирение уместно, когда приходится отказаться от желаемого, чтобы достичь более приоритетного результата. Возможно, к примеру, что вам придется смириться перед необходимостью и написать статью, чтобы порадовать учителя, или обязать себя остаться с детьми на выходные, чтобы ваша супруга отдохнула от семейных дел, или уступить и пропустить любимую передачу, чтобы помочь ребенку сделать уроки.
Испытывая чувство смирения, вы не отказываетесь от желаемого (как бывает при разочаровании), а просто откладываете его до поры до времени ради более важного результата. Такое чувство наиболее уместно, когда речь идет о делах преходящих и непродолжительных, – как, например, написание нудной статьи или присмотр за детьми на выходных. Не следует сдаваться в ситуациях, которые отличаются или могут отличаться постоянством. Так, смирение перед ежедневными насмешками жены (мужа) или, скажем, перед тем, что у вас отнялись ноги, способно привести лишь к накоплению в себе невыраженного гнева и неудовлетворенности. В таких ситуациях смирение окажется лишь временным мостиком, ведущим либо к решимости что-либо предпринять, как в примере с язвительной супругой, либо к принятию, как в случае с параличом.
Принятие – это чувство, которое, может быть, вам хотелось бы ощутить в отношении своего роста, не достигающего метра шестидесяти, вечного желания родителей узнать, когда же вы, наконец, женитесь, любви дочери к панк-року, равнодушия сына к спорту или привычки друга чавкать во время еды. Все это вещи, которые вы либо не можете изменить, либо они не стоят ваших трудов. Наиболее благоприятным в таких ситуациях часто становится чувство принятия вещей такими, как они есть, благодаря чему вы вольны посвятить энергию и время достижению результатов, на которые в силах повлиять. Чувство принятия ведет к отказу от цели, из-за чего оно становится неблагоприятной эмоцией в случае, когда ис-пытывается по отношению к цели достойной и достижимой. Наверное, неуместно испытывать чувство принятия касательно низкооплачиваемой и не приносящей удовлетворения работы. В отличие от разочарования, принятие рассчитано на длительный срок, позволяя вам спокойно жить, примирившись с обстоятельствами.
Фрустрация бывает полезна, когда вы стараетесь снизить вес, выбиваете из внутренней налоговой службы чек на сумму скидки или требуете от нее исправить ошибку в компьютере, добиваетесь урожая, несмотря на бедную почву, или решаете досаждающую вам проблему. Испытывая фрустрацию, вы подтверждаете важность некоего исхода, который держите в уме и которого стараетесь достичь вопреки неудачам и трудностям. Кроме того, фрустрация является активным чувством, ориентирующим вас на какое-то действие. Фрустрацию, следовательно, уместно испытывать при необходимости вернуться к преследованию цели или продолжать добиваться какого-то результата.
Но если вы целиком погружены в достижение результата, лучше перейти к какой-нибудь другой эмоции, так как неприятное качество чувства фрустрации может в итоге помешать вам должным образом отреагировать на ее источник. Лучше всего бывает, когда фрустрация оказывается временным мостиком, ведущим к эмоциям любопытства, терпения или решимости, которые более действенны в поведенческом отношении. Фрустрация не практична в ситуациях, когда вам лучше не оказывать влияния на тот или иной результат. Например, почти всегда бывает бесполезно и глупо испытывать фрустрацию в связи с тем, что образ жизни вашего ребенка не соответствует вашим желаниям.
|