2. Ощутите уважение и благодарность к ощущению отчаяния, видя в нем сигнал, говорящий, что вам пора отказаться от какого-то результата, к которому вы безуспешно стремились.
3. Вооружившись чувством любопытства, оцените, остались ли какие-то разумные действия, которые вы в силах предпринять. Если да, то перейдите к чувству фрустрации как первому этапу, чтобы ощутить озадаченность и решимость, а также выработать альтернативные способы добиться желаемого. Если нет, перейдите к следующему этапу.
4. Вспомните примеры из прошлого, когда вы отказывались от достижения тех или иных, крупных или мелких, результатов и этим освобождали себя для обращения к другим вещам. Подыщите достаточное количество примеров, чтобы успокоиться насчет своей способности сделать это.
5. Представьте себя в будущем, где вы отступаетесь от результата, которого просто нельзя добиться, на фоне уверенности в способности к этому.
Генеративная цепочка для «Тупикового состояния»
1. Признайте, что вы испытываете ощущение тупика.
2. Признайте, что ситуация требует от вас отыскания иных вариантов действий, и ощутите уважение и благодарность к важному эмоциональному сигналу, который сам себе подали.
3. С чувством любопытства оцените подходы, которых придерживались, стараясь добиться желаемого результата.
4. Вспомните случаи, когда вы топтались на месте и изменяли свое представление о ситуации так, что могли выработать другие подступы к намеченному; ощутите успокоение насчет своей способности сделать это.
5. Отправьтесь в будущее, представляя себя в тупиковом состоянии и потому вырабатывающим новые возможности, позволяющие вам оставаться в движении. Повторяйте и делайте эти картины все живее и живее, пока не почувствуете в себе уверенность в собственной способности вырабатывать новые опции при ощущении тупика.
Генеративная цепочка для «Гнева»
1. Признайте, что испытываете гнев.
2. Ощутите уважение и благодарность к чувству гнева за то, что оно сообщает вам, что кто-то – возможно, вы сами – нарушил важные для вас стандарты.
3. Вооружившись чувством любопытства, оцените, какие действия вы можете предпринять в будущем, чтобы защитить свои стандарты от подобного нарушения и более адекватно отреагировать на их попрание, если ваши попытки предотвратить это не возымеют успеха. Если вы не знаете, что делать, соберите информацию у людей, которые, как вам кажется, способны к конструктивному реагированию на такого рода возмутительные ситуации.
4. Вспомните прошлые случаи, когда вы предотвращали или конструктивно реагировали на попрание ваших стандартов; ощутите успокоение насчет своей способности к этому.
5. а) Представьте очередную ситуацию, чреватую нарушением ваших стандартов, и увидьте себя, предпринимающим те или иные действия ради ее предотвращения. Проигрывайте это будущее, пока не ощутите в себе уверенность в способности реагировать так, как вам этого хочется.
б) Возможно, окажется, что несмотря на все ваши усилия, вы не сумеете удержать других от нарушения ваших стандартов. Поэтому вам нужно представить и то, как ваши стандарты так или иначе нарушаются, и как вы реагируете на эту ситуацию в более конструктивном ключе. (Не исключено, что на данном этапе вам придется обратиться к форматам из глав, посвященных контексту эмоций и получению к ним доступа.) И, как и в прочих случаях, проигрывайте в воображении будущие ситуации, пока не уверитесь в том, что способны реагировать удовлетворяющим и эффективным образом.
Генеративная цепочка для «Вины»
1. Признайте, что испытываете чувство вины по поводу конкретной ситуации.
2. С уважением и благодарностью признайте, что чувство вины 2 оповещает вас о попрании личного стандарта и необходимости застраховаться от таких случаев в будущем.
3. Вооружившись чувством любопытства, оцените, достоин ли сохранения нарушенный стандарт. Если нет, вы можете обновить его, сменить или отбросить.
4. Вспомните былые переживания, когда вы, хотя это и было трудно, придерживались личных стандартов. Накопив достаточное количество таких примеров, ощутите успокоение насчет своей способности к этому.
5. Представьте, что вы продолжаете держаться стандартов в надвигающейся ситуации, которая подвергает вас суровому испытанию, и снова почувствуйте уверенность в том, что можете жить, не изменяя вашим стандартам.
Генеративная цепочка для «Разочарования»
1. Признайте, что испытываете разочарование.
2. С уважением и благодарностью узнайте в этом чувстве сигнал о необходимости переоценки намеченных результатов.
3. Вооружившись чувством любопытства, оцените, стоит ли продолжать хотеть того, чего вы хотели и чего не получили. Если да, перейдите к этапу 4 а. Если нет, подумайте о вещах, более достойных того, чтобы их желать в сложившихся обстоятельствах, а затем перейдите к этапу 4 б.
4. а) Если цель все еще видится вам достойной, вспомните о прошлом поиске и, в конечном счете, отыскании способов заполучить желаемое, после чего ощутите в себе успокоение насчет способности сделать все, что нужно.
б) Если пришла пора переключить свою активность на что-то другое, вспомните случаи, когда вы меняли цели и в конце концов добивались намеченного, после чего почувствуйте в себе уверенность в способности к этому.
5. Представьте, как делаете все необходимое для достижения желаемого, пополняя картину подробностями и оживляя ее до тех пор, пока не почувствуете уверенность в завтрашнем дне.
Генеративная цепочка для «Одиночества»
1. Признайте, что испытываете одиночество.
2. С уважением и благодарностью признайте свое чувство сигналом, оповещающим вас о необходимости некоего контакта или
3. Вооружившись чувством любопытства, оцените, какого рода контакта и с кем вы хотите.
4. Поройтесь в воспоминаниях, чтобы найти примеры случаев, когда вы были инициаторами таких контактов, и ощутите в себе успокоение насчет способности налаживать контакты с людьми.
5. Перенеситесь в будущее и представьте, как устанавливаете желаемый контакт с отобранными людьми, усиливая живость картин до тех пор, пока не уверитесь в способности к этому.
Генеративная цепочка для «Ревности»
1. Признайте, что испытываете ревность.
2. С уважением и благодарностью к сигнальной ценности ревности признайте в ней сигнал о том, что вам следует позаботиться о вашем эмоциональном благополучии.
3. Вооружившись чувством любопытства, оцените, действительно ли ваше благополучие в опасности. Если нет, перейдите к другому чувству и порадуйтесь, что вашему любимому человеку приятно в образовавшейся компании. Если да, проработайте этапы 4 и 5.
4. Вспомните случаи, когда вам приходилось позаботиться о себе; подыщите достаточное количество примеров, чтобы успокоиться насчет своей способности сделать все необходимое для сохранения собственного благополучия.
5. Перенеситесь в будущее и представьте, как успешно заботитесь о себе в ситуациях, представляющих реальную угрозу вашему благополучию. Убедитесь, что эти ситуации достаточно живы, чтобы наполнить вас чувством уверенности.
Глава 11. Предупреждение неприятных эмоций
Формат предупреждения
1. Идентифицируйте ощущаемую эмоцию, убедившись, что именно ее вы не хотите испытать вновь в аналогичной ситуации.
2. Прокрутив в голове фильм, составленный из событий, предшествовавших и сопутствовавших неприятной эмоции, установите, не было ли среди них эпизодов, которые способствовали ее возникновению. Посмотрите на свое поведение, как минимум, с двух точек зрения – собственной и чьей-то еще.
3. Повторно прокручивая мысленный фильм, запечатлевший случившееся, установите те или иные – если таковые существовали – внешние причины (обстоятельства, поведение других людей и т. д.), которые способствовали возникновению неприятной эмоции.
4. Объединяя свои находки с двумя предыдущими этапами, определитесь с заместительными паттернами поведения (исправлениями), которые исключат для вас возможность вновь пережить эту неприятную эмоцию в аналогичной ситуации.
5. Убедитесь, что вы можете реализовать эти паттерны поведения на практике, найдя в своей биографии соответствующие примеры, пусть даже связанные с иными ситуациями. Помимо этого, вам, может быть, удастся убедить себя в способности реализовать данные паттерны, исходя из былых наблюдений за тем, как их реа-лизовывали другие люди – примеры, которым в силах последовать и вы сами. Если вы не можете найти примеров ни своего, ни чужого заместительного поведения, вернитесь к этапу 4 и подберите другие паттерны – попроще или более знакомые. (Если необходимые вам паттерны находятся за пределами вашего нынешнего опыта и не могут использоваться для достижения желаемого результата, то вам придется выучить их прежде, чем вы обретете способность избегать повторения ситуаций, запускающих неприятную эмоцию.) В качестве самопроверки ответьте на вопрос: откуда вы знаете, что сможете реализовать те заместительные паттерны поведения, которые вам понадобятся?
6. Теперь определитесь: будете ли вы реализовывать эти паттерны? Достаточно ли сильно ваше намерение? Представьте фильм, в котором будете успешно практиковать необходимые паттерны.
7. Затем прокрутите фильм заново, на сей раз оказавшись внутри него и наблюдая то, что увидели бы собственными глазами, если бы действительно находились в нем; слыша то, что услышали бы, и чувствуя то, что почувствовали бы. Убедитесь, что ваш фильм живой и богат подробностями. В качестве самопроверки ответьте на вопрос: как вы узнаете, что действительно поведете себя именно так, а не иначе? (Помните, что вы занимаетесь выяснением не того, как поступить, когда вы уже испытаете нежелательную эмоцию и захотите избавиться от нее, а того, что вам, сделать, чтобы, прежде всего, предотвратить возникновение этой эмоции.)
Литература
Cameron-Bandler, Leslie. Solutions: Practical and Effective Antidotes for Sexual and Relationship Problems. San Rafael, CA: FuturePace, 1985.
Cameron-Handler, Leslie; Gordon, David; and Lebeau, Michael. Know How: Guided Programs for Inventing Your Own Best Future. San Rafael, CA: FuturePace, 1985.
Cameron-Bandler, Leslie; Gordon, David; and Lebeau, Michael. The EMPRINT Method: A Guide to Reproducing Competence. San Rafael, CA: FuturePace, 1985.
Cousins, Norman. Anatomy of an Illness. New York: Bantam Books, 1980.
The Healing Heart. New York: W.W. Norton amp; Co., 1983.
Darwin, Charles. The Expression of the Emotions in Man and Animals. Chicago, IL: The University of Chicago Press, 1965.
Eliot, Robert S. and Breo, Dennis L. Is It Worth Dying For? New York: Bantam Books, 1984.
Enright, John. Therapy Without Resistance. Tiburon, С A: Enright Press, 1980.
Gould, Stephen Jay. The Mismeasure of Man. New York: W.W. Norton amp; Co., 1981.
Hall, Edward T. The Silent Language. Garden City, NY: Doubleday amp; Co., 1959. 1966.
The Hidden Dimension. Garden City, NY: Doubleday amp; Co… Doubleday, 1976.
Beyond Culture. Garden City, NY: Anchor Press/. The Dance of Life. Garden City, NY: Anchor Press/Doubleday, 1983.
Hofstadter, Douglas R. Godel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid. New York: Vintage Books, 1979.
Kuhn, Thomas S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, IL: 219 The University of Chicago Press, 1970.
Lynch, James J. The Language of the Heart. New York: Basic Books, 1985.
Mandler, G. Mind and Emotion. Melbourne, FL: Kreiger, 1982.
Miller, George A.; Galanter, Eugene; and Pribram, Karl. Plans and the Structure of Behavior. New fork: Holt, Rinehart and Winston, 1960.
Newell, Allen and Simon, Herbert A. Human Problem Solving. Engle-wood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1972.
Ornstein, Robert E. The Psychology of Consciousness. New York: Har-court Brace Jovanovich, 1977.
Plutchik, R. and Kellerman, H., eds. Theories of Emotion, vol. 1 of Emotion: Theory, Research, and Experience. New York: Academic Press, 1980.
Polya, George. Patterns of Plausible Inference. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1954.
Pribram, Karl. Languages of the Brain. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1971.
Watzlawick, Paul; Beavin, Janet Helmick; and Jackson, Don D. Pragmatics of Human Communication. New York: W.W. Norton amp; Co., 1967.
|