Чтение мыслей
В этом шаблоне человек предполагает, что он знает, что думает другой человек. Предположим, вы находитесь на собрании, и следя за ходом обсуждения, вы начинаете беспокоиться из-за того, что проект, которым вы руководите, подвергается тщательному рассмотрению и определенной критике. У вас могут появиться мысли о ваших отношениях с теми, кто критикует, возможно, один из них активнее всех. Возможно, вы реагируете на его тон голоса, или язык тела, и вдруг появляется мысль “он что-то против меня имеет.”
Это классическое чтение мыслей. Откуда вы знаете, как он к вам относится? В таких случаях полезнее замечать и словесные, и несловесные сигналы, не прикрепляя к ним ярлыков. Например:
Он наклонился вперед, его голос резче, чем обычно. Он говорит о проблемах, которые у нас были на втором этапе проекта.
Предполагать что-то большее означает напрашиваться на неприятности. Если кто-то разносит в пух и прах ваш проект, вам нужно использовать свой ум для рационального анализа ситуации, а не загружать свой ум чтением мыслей других людей. Конечно, пока вы читаете мысли, вы пропускаете много другой информации, которая могла бы вам пригодиться.
Вот еще один пример чтения мыслей ...
Я знаю, всем интересно узнать, кто же будет нашим специально приглашенным гостем, но, как и мне, вам не хотелось бы пропустить важное объявление, которого мы все ждем.
И ответы по мета-модели ...
Причина и следствие
В этом шаблоне что-то одно причинно связывается с чем-то другим—А вызывает Б. С помощью этого шаблона мы создаем себе одну проблему—мы строим взаимоотношения, которые нас ограничивают.
Например, можно сказать, что “солнце заставляет цветы расти”. Но когда вы говорите “директор заставляет меня нервничать”, причинная связь совершенно другого типа. В первом случае это биологический акт природы, при котором солнце участвует в процессе фотосинтеза, непосредственно биологически воздействуя на цветы. Во втором случае, директор не может заставить нервничать,—здесь нет прямой биологической связи. Цветы не могут сделать выбор, фотосинтезировать или нет, а мы можем выбирать свое “состояние” ума как ответ на свою интерпретацию окружающего мира.
В предыдущих главах вы узнали, что мы управляем своим умом, и можем брать ответственность за собственные “состояния”. Многим людям трудно понять эту идею, и может потребоваться некоторое время, прежде чем возрастет контроль над состояниями ума и тела. Главное—практика, и использование мета-модели в работе над собой поможет вам управлять собой. Для приведенного выше примера проверочным вопросом может быть “каким образом директор заставляет тебя нервничать”, или “каким образом ты попадаешь в состояние нервозности при встрече с директором?”
Вот еще несколько примеров:
“Если я возьму отгул, это повредит работе.”
“Собрания утомляют меня.”
“Если привлечь персонал к активному участию в этой работе, это приведет к улучшениям.”
И ответы по мета-модели ...
Комплексная равнозначность
В этом шаблоне двум утверждениям дается один и тот же смысл. Например, “раз вы здесь, мы сможем продвигаться дальше”. “Продвигаться дальше” приравнивается к тому, что “вы здесь”. Вот еще несколько примеров ...
“Ты опаздываешь, значит, ты меня не уважаешь.”
“Эти результаты означают, что нам можно немного расслабиться.”
“Раз мы в ведущей рабочей группе, мы можем собой гордиться.”
И ответы по мета- модели ...
Подразумеваемые предпосылки
В нашей речи много шаблонов с подразумеваемыми предпосылками, среди них есть полезные и не особенно полезные. Это те часто встречающиеся предположения, которые должны быть истинными, чтобы наша речь имела смысл. Например, “в этот раз мы сделаем все возможное” предполагает, что в предыдущие разы не ВСЕ возможное было сделано. Вот еще несколько подразумеваемых предпосылок ...
“Вы пользуетесь услугами компании “Акме” для маркетинга нового продукта?” (Предполагается, что я провожу маркетинг нового продукта.)
“Когда вы будете иметь такой опыт, как я, вы поймете мое решение.”
(Предполагается, что у меня нет такого опыта и я не понимаю решения.)
“Где вы собираетесь пилотировать проект, в восточных или западных областях?” (Предполагается, что я собираюсь пилотировать проект.)
“Вы допустили ту же ошибку, что и все остальные.” (Предполагается, что все остальные допустили эту ошибку.)
И ответы по мета-модели ...
Кванторы общности
Это шаблоны обобщения, в них входят такие слова, как: всё, никогда, каждый, ни один, все и всегда. Например, “всем политикам нельзя доверять”. В этом утверждении убеждение насчет политики применяется в отношении любой политической деятельности.
Обобщение—это способ распространения утверждения на все возможные случаи. Люди часто берут одно или несколько собственных переживаний и применяют их в отношении всех других возможностей. Обычно эти утверждения—мнения и убеждения, и когда мы применяем их ко всем возможным случаям, мы рискуем создать ограничения своему мыслительному процессу и тем самым ограничить свою гибкость. Вот несколько примеров ...
“Нам всем нужно повысить производительность.”
“В этом году объемы продаж упали.”
“Менеджеры нас не понимают.”
“Я не могу добиться, чтобы подчиненные со мной сотрудничали.”
“В этом районе земельные участки слишком дороги.”
И ответы по мета-модели ...
Обобщения
Кроме кванторов общности, есть множество других обобщений. Многие используемые в бизнесе слова—всего лишь обобщения идеи или понятия. Из них чаще всего к месту и не к месту используют слово “качество”. Попробуйте спросить сотрудников, что значит качество, и они скорее всего ответят какими-то выученными утверждениями, например “сделать все как следует с первого раза”, или “выполнить работу мастерски”. Меня очень часто просят обучить людей “предоставлять качественные услуги, и меня не перестает удивлять тот озадаченный вид, который появляется после первого же моего ответного вопроса: “А чему именно вашему персоналу нужно научиться, чтобы они смогли предоставлять качественные услуги?”
Типичный ответ на это дается в форме дальнейших обобщений, например: “Им нужно получить навыки общения”. Обобщения полезны для общения на глобальном уровне. Тем не менее корпоративный диалект формулировок миссии и лозунгов качества нужно переводить на такой язык, который персонал может воплотить в действия при выполнении заданий, а иначе это только пустые, бессмысленные слова.
Модальные операторы необходимости
С раннего детства нас приучают подчиняться правилам. Я помню, как мне с первых же месяцев детского садика говорили, куда можно и нельзя ходить; где я должен быть в определенное время; что я обязан говорить, обращаясь к учителям; что мне нужно и чего не нужно было делать на игровой площадке. И это воспитание остается у нас на всю жизнь. Мы создаем порядок в своем окружении, навязывая себе и другим правила и методики, и иногда тот язык, который мы выбираем для построения собственных структур правил, и наши моральные кодексы поведения, накладывают ограничения на нашу гибкость.
Те модальные операторы, которые мы выбираем, влияют и на нашу мотивацию. То, кто думает: “Я должен сегодня выполнить заказ”, скорее сделает задание, чем то, кто думает: “Может быть, я сегодня выполню этот заказ”. Это не имеет ни малейшего отношения к качеству выполнения работы. Первый человек скорее всего останется на работе дольше второго, чтобы довести задание до конца.
Если вам трудно мотивировать себя сделать что-то, проверьте, какие модальные операторы вы используете. Переход от “может быть” через “должен” к “буду” может полностью изменить дело, особенно если вы к тому же используете субмодальности * “буду” из какого-то другого задания, на которое вы очень мотивированы. Применяйте это вместе со стратегией шестого состояния (глава 4), чтобы еще больше усилить свое состояние мотивации.
В модальных операторах необходимости обычно содержатся слова должен / не должен, обязан / не обязан, нужно / не нужно, например: “Я должен без опоздания завершить этот доклад”. Ответ по мета-модели на модальный оператор необходимости—просто: “Что произойдет (чего не произойдет), если ты это сделаешь (не сделаешь этого)?”
Модальный оператор возможности
В этих шаблонах определяются пределы того, что возможно и невозможно. В главе 1, в первых двух реакциях на задачу о квадратной втулке и круглом отверстии, были модальные операторы возможности—“Я не могу этого сделать” и “Да, я могу это сделать”. Этими простыми словами мы ставим себе очень много ограничений. Я не говорю, что можно сделать что угодно,—некоторые вещи физически невозможны из-за законов природы, например хождение по воде. Но много потенциала остается нераскрытым из-за ограничивающих убеждений, и вы можете замечать их в речи и в выборе модальных операторов.
Каждый раз, когда вы замечаете, что используете слово “не могу”, спросите себя, физическое ли это ограничение, или больше подходят слова “не хочу” или “еще не научился”. Как я говорил в первой главе, “не могу”—обессиливающее слово. Вот несколько примеров этого шаблона ...
“Я не могу справиться с такой нагрузкой.”
“Нам нельзя срывать планы.”
“Невозможно добиться, чтобы он выслушал меня.”
“Они неспособны понять мои возражения.”
И ответы по мета-модели ...
В языке милтон-модели есть еще очень много тонкостей. Они используются для создания раппорта, * подстройки и ведения, воздействия на другого человека, и предложения новых возможностей поведения, и в следующих двух главах я познакомлю вас с некоторыми его практическими применениями.
В завершение этого раздела по милтон-модели и мета-модели, перед вами письмо к туристической компании от Маргарет Тэтчер, когда она была премьер-министром Великобритании в 1988 году. Попробуйте свои силы в распознавании языка милтон-модели, и используйте соответствующие ответные вопросы по мета-модели. Поразвлекайтесь.
“Для нации ее люди—самый ценный ресурс. Наши предприятия и организации, какого бы они ни были размера и в какой бы отрасли ни работали, должны признать необходимость вкладывать средства в персонал, чтобы давать им умения завтрашнего дня. Эффективное вложение средств в обучение персонала—ключевое для успеха в бизнесе. Вот почему так важно, чтобы персонал участвовал в программах обучения на местах. Только таким образом мы сохраним конкурентоспособность и готовность к грядущим испытаниям.
Ваш успех в завоевании “Национальной премии за обучение персонала” ясно показывает вашу приверженность к разумному вложению средств в обучение. Я поздравляю вас. Нужно, чтобы другие представители британской промышленности и торговли брали с вас пример.”
Речевые шаблоны милтон-модели и мета-модели можно использовать разнообразными способами. Нет жестких правил, когда нужно или когда нельзя использовать определенный шаблон, Все зависит от результата, которого вы хотите достичь, вашего намерения и вашей цели более высокого уровня. Бывают случаи, когда искусственно туманная речь приводит к цели, и случаи, когда лучший инструмент—точность мета-модели. Как бы вы ни решили использовать эти инструменты, учтите следующий совет для сохранения здоровья.
Чрезмерное использование какого-то одного из типов речи может привести к резкому нарушению раппорта (взаимопонимания). Мало что в жизни так выводит из себя, как человек, который постоянно бомбит вас последней техникой, изученной на курсе обучения, а техника мета-модели может действовать особенно сильно. Практикуйте эти шаблоны в работе с самим собой, постоянно оспаривая свой автопилот, и будьте очень аккуратны, применяя их в общении с другими. И вы можете использовать собственные формулировки вопросов,—какие вам удобнее,—важен результат.
Рамки (фреймы) информации
Каждая рамка похожа на вид из какого-то окна. Если я смотрю из фасадного окна моего дома, я вижу улицу. Если я смотрю из тыльного окна, я вижу сад и деревья вдали. Из окна на верхнем этаже широкий обзор, в нем больше содержания, но меньше деталей.
Рамки информации полезны для рассматривания какого-то вопроса с разных сторон. Я познакомлю вас с шестью рамками, которые оказались для меня полезнее всего, хотя на самом деле нет никаких ограничений на то, какие рамки вы можете использовать для конкретного контекста.
Вы можете использовать рамки информации, чтобы прояснять и направлять собственное мышление, мышление группы, клиента или сотрудника. На рисунке 8.3 показаны шесть типов рамок.
Рисунок 8.3
Рамки информации
Рамки информации
Экология
Результат
Проверка соответствия
Подтверждающие признаки
Как-будто
Обратное прослеживание
Рамка экологии
Идея экологии была впервые предложена в этой книге в разделе по хорошо сформулированным результатам и аббревиатуре ПРОЭКТ, где “Э” обозначает “Экологию”. На эту рамку полезно переключаться тогда, когда вы чувствуете, что упускаются из виду экологические проблемы. В этой рамке можно задавать такие вопросы:
НЛП часто называют “наукой о последствиях”, и рамка экологии гарантирует, что учитываются все последствия достижения цели. Если вы ответственны за управление большим проектом организационных преобразований, это самый лучший инструмент, который я могу посоветовать. Иногда у вас может появляться чувство беспокойства из-за какого-то решения, без никаких видимых причин отложить его. Это включился ваш сигнал неконгруэнтности (несогласованности), который предупреждает вас о том, что что-то упущено из виду. Переключившись на рамку экологии, можно избежать возможной ошибки.
Рамка результата
О результатах было подробно рассказано в третьей главе. Эта рамка предназначена для того, чтобы направлять внимание на взаимно согласованные цели, учитывая другие возможные результаты. Часто нужно напоминать персоналу о намеченных результатах, когда деятельность начинает уходить в сторону от курса.
Рамка проверки соответствия
Иногда важно полностью сосредоточиться на достижении результата, а вы чувствуете, что какое-то высказывание или действие сбивает вас с курса. Рамка проверки соответствия похожа на рамку результата тем, что она предназначена для сосредоточения внимания. Проверку соответствия можно использовать сразу же, как только вы почувствовали отклонение от темы. Практикуйте это в работе со своим собственным мышлением, когда важно длительное время быть сосредоточенным. Задаются такие вопросы:
Рамка подтверждающих признаков
Иногда может оказаться, что вы или ваша группа принимаете решения без достаточных оснований. В таких ситуациях рамка подтверждающих признаков прояснит вашу цель и намерение. Эта рамка полезна для групп по повышению качества и вообще для тех, кто решает проблемы, и кому нужны признаки, по которым можно сравнивать текущее и желаемое состояния. Рамка признаков окажется вам полезной для проверки собственных предположений и действий. Есть ли у результата, который вы достигаете, измеримые подтверждающие признаки? По каким признакам можно определить, насколько близко вы к достижению своих результатов?
Рамка “как-будто”
Рамка “как-будто” предназначена для поощрения творчества. Она использовалась в упражнении “встраивания успеха в будущие события” в пятой главе, когда вас просили вообразить будущее происшествие, как будто оно происходит сейчас. Эта рамка полезна для того, чтобы проверять причины сигналов неконгруэнтности, особенно когда вам нужно принимать важные собственные решения, например, переход на другую работу, дополнительные обязанности или переезд. Вообразив себя, что вы осуществили эти изменения, прокрутив этот фильм в уме, вы можете выделить ту часть изменений, которая вызывает сигнал неконгруэнтности (несогласованности).
Рамки как-будто идеальны для семинаров по творчеству и для планирования сценариев. Задается вопрос: “Что будет, если ... ?”
Рамка обратного прослеживания
Эта рамка используется, чтобы прояснить понимание предыдущей информации, прежде чем переходить дальше. Еще она используется для улучшения раппорта (взаимопонимания) с помощью отзеркаливания слов, интонаций и жестов, используемых другими людьми (эти темы будут подробно раскрыты в следующей главе). И она полезна как инструмент тренинга, чтоб развивать мышление других людей.
Например, представьте себе сессию тренинга, где результат в том, чтобы развить способности решения проблем при работе над заданием ...
Менеджер: “Скажи, как у тебя идет проект (такой-то).”
Сотрудник: “Я готов запросить у коллегии проекта разрешение начать второй этап.”
Менеджер: “Что тебе нужно для этого?” (обратное прослеживание).
Сотрудник: “Послать им подробный план со сметой.”
Менеджер: “Хорошо—а что тебе нужно, чтобы составить план?” (обратное прослеживание).
Сотрудник: “Мне нужны доклады о распределении ресурсов из отдела разработки, и сегодняшняя стоимость материалов и рабочей силы.”
Менеджер: “Как ты собираешься их получить?” (обратное прослеживание) и т. д. и т. п.
Переосмысление (рефрейминг)
Переосмыслить означает изменить смысл чего-то, тем самым изменяя восприятие и позицию, и открывая новые возможности. Это мощная техника, у которой есть много примеров в повседневной деловой жизни—например: встреча с неуравновешенным не терпящим возражений человеком может означать, что “нужно общаться с оборонительной позиции, помня о безопасности и выживании”. Если вы переосмыслите эту встречу как “пробу сил с целью узнать, насколько вы способны убеждать человека в своих идеях”, вы перейдете в более ресурсное состояние, конечно, измените свое поведение и тем самым результат встречи.
Опоздавший на важную бизнес-конференцию основной докладчик вышел на сцену на 45 минут позже назначенного и сказал: “Не то чтобы я опоздал,—я здесь благодаря своей предусмотрительности,—видите ли, мой запланированный рейс был задержан на четыре часа. К счастью, я решил поехать на машине, чтобы заодно подвезти моего очень больного соседа в больницу. Если бы я отправился запланированным рейсом, меня бы здесь вообще не было, и возможно, моего соседа тоже. Благодарю вас за ваше терпение ...”
Многие проблемы бизнеса по своей природе разветвляются, * и это может вызывать у менеджеров симптомы стресса. Цитата Альберта Эйнштейна: “В центре трудности находится новая возможность” дает менеджерам превосходное переосмысление для ситуаций разветвляющихся проблем. Работать с возможностями гораздо полезнее, чем с проблемами—и такая позиция гораздо здоровее.
Мои слушатели по менеджменту проявляют огромный интерес к переосмыслению. Его часто используют как быстродействующее средство от критиканства и цинизма. В шестой главе вы познакомились с несколькими примерами переосмысления, одним из которых было переосмысление “работы”. На одном из моих семинаров мы занялись смыслом “цинизма” с небольшой группой менеджеров, которые давно работали на предприятии. Их проблема была в том, что они “все это уже видели и слышали.” “В прошлый раз это не получилось, и сейчас тоже не получится.” “Решения принимаются наобум.” Это были некоторые из их фраз.
Они были далеко не в ресурсном состоянии для обучения, и они согласились, что это связано с тем, что они цинично относятся к любым нововведениям руководства. Я мог бы поработать с их значением “работы”, но было гораздо легче работать с их значением “цинизма”. Сначала я добился от них общего согласия в том, что означает цинизм: они все это уже слышали и мало доверяли руководству. Тогда, чтобы расшатать это значение, я использовал укрупнение частей информации, с рамкой подтверждающих признаков, и изменением позиции восприятия, сказав: “Если вы мало доверяете нашему руководству, которое, кстати, показало свою способность построить преуспевающую компанию (укрупнение частей), благодаря чему мы каждый месяц получаем зарплату и оплачиваем расходы (подтверждающие признаки), то кому вы тогда можете доверять?” Это их выбило из колеи, и я продолжил: “И представьте себе, как руководство может истолковывать ваш цинизм (вторая позиция восприятия). Как вы думаете, какими словами они могут описать вашу реакцию на их планы?”
Результат был достигнут. Было заметно, как происходит изменение, они были ошеломлены и почти лишены дара речи. Оставшуюся часть семинара они были вполне конструктивны и начали разумно обсуждать друг с другом проблемы. Изменение смысла их циничного отношения помогло им осознать, насколько они были непродуктивны,—нападали на руководство вместо того, чтобы заниматься проблемами.
Метафора
В одном замке в Уэльсе жил принц Левелин. Однажды принц уехал, оставив верного и надежного пса Гелерта следить за своим маленьким сыном, и защищать его от волков, которые рыскали в лесу неподалеку. Когда принц вернулся в замок, к своему удивлению он обнаружил, что колыбель опрокинута и его сын исчез. Вокруг колыбели и на полу были пятна крови. Он повернулся и увидел пса Гелерта, который тяжело дышал с окровавленным ртом. В отчаянии и опасаясь худшего, принц вынул свой меч и ударил им Гелерта в сердце. Принц упал духом и погрузился в печаль из-за того, что случилось, но вдруг из-за шторы он услышал детский крик. Это был его сын, живой и здоровый, стоящий рядом с мертвым телом волка.
Метафора—это одна из самых древних форм обучения, и она до сих пор одна из самых действенных. Эту (правдивую) историю о верном псе Гелерте можно использовать для того, чтобы научить последствиям принятия поспешных выводов. Подходящая метафора, рассказанная в соответствующем контексте, может передать очень мощную обучающую идею подсознанию. Метафоры запоминаются, и в них вместе с уроком могут содержаться эмоции. Юмор идеально подходит для метафор. Хорошо рассказанная удачная метафора может провести слушателей через самые разные эмоциональные состояния, от глубокой печали до смеха.
В истории о принце и Гелерте есть предостережение—“Избегайте принимать неверные решения”. Именно оно может требоваться для какой-то конкретной цели, и вам к тому же будет нужна какая-то методология, чтобы дать слушателю положительную цель, к которой двигаться.
Конгруэнтность (согласованность)
Идея конгруэнтности уже обсуждалась несколько раз в предыдущих главах. Без конгруэнтности, как и без экологии, не обходится ни один элемент НЛП. Важно рассказать о конгруэнтности в контексте речи, потому что это может чрезвычайно сильно влиять на эффективность организации.
Причиной неконгруэнтности часто является недоверие, и это приводит к снижению результативности. Самая большая проблема здесь в том, что многие люди не замечают, когда они не конгруэнтны. Все же другие люди подсознательно ловят эти сигналы и соответственно реагируют. Директор, который посылает всех своих менеджеров на обучение тренингу и управлению, но продолжает общаться в повелительном тоне, передает мощные сигналы неконгруэнтности (несогласованности) между тем, что он говорит, и тем, что он делает.
Чтобы быть конгруэнтным, менеджеру нужно стать образцом для подражания. Здесь применимы все те же формулировки лидерства—вести своим примером, ставить стандарты для других, быть тем, у кого можно научиться. Если вы не конгруэнтны в своем общении, то рассчитывайте на озадаченное поведение и низкие уровни творчества ваших сотрудников. Если вы конгруэнтны, принимайте то уважение, которое другие к вам проявляют.
Раз говоришь, то говори уж четко; Каждое слово чекань, прежде чем выдать его.
Оливер Венделл Холмс
(1809-94)
Американский писатель и врач
Глава 9. Влияние и убеждение
Доверие
Похож на меня—нравишься мне
Процесс общения—модель ТОТЕ
Раппорт
Сенсорная информация
Присоединение
Ведение
Якорение
Острота восприятий / Калибровка / Подстройка и отзеркаливание / Присоединение к ценностям / Пример сценария: переговоры / Пример сценария: расследование происшествия
Нас убеждают не аргументы, которые можно проанализировать, а тон и темперамент, манера речи, то есть сам человек.
Сэмюэль Батлер
(1835-1902)
Английский писатель
Бизнес живет благодаря принятию решений и взаимодействию между людьми. От стратегических решений совета директоров до повседневных решений менеджеров и работников, благополучие любой организации зависит от качества взаимодействия и принятия решений. Вы как менеджер выполняете определенные обязанности, и ваши обязанности зависят от того, каких именно деловых и личных целей вы достигаете.
По мере того как атмосфера работы становится менее структурированной, и человек оценивается не по положению в организации, а по вкладу в работу, командно-управленческий стиль руководства быстро становится ненужным. Почти прошло то время, когда менеджер мог использовать свое служебное положение, чтобы обеспечить подчинение своим указаниям. В наши дни подчинение—это покрытый ржавчиной инструмент управления—который лучше оставить органам поддержания порядка и законности. К счастью, на смену подчинению быстро приходят более гуманные стратегии участия и вовлечения. Вместе с этими изменениями в стиле руководства меняются и методы воздействия.
Наука о воздействии на других прошла в своем развитии через два этапа; первый—подчинение власти, второй—навыки настойчивости. Для того чтобы воздействие в современных организациях было конгруэнтно с менеджментом в стиле эмпауэрмента, сейчас нужен третий этап—более тонкий подход, предлагаемый в НЛП.
Быть частью организации и не оказывать влияния на ее работу означает подчиняться идеям других. Это люди типа “я согласен”, послушные, пассивные и уступчивые. Сегодня бизнесу нужно меньше людей “я согласен” и больше творческих людей, которые готовы идти на риск, пробовать новые подходы, и расширять диапазон возможностей. Для этого нужен пытливый ум, энтузиазм к новым изменениям, и способность организовать других в соответствии со своим мышлением.
Прекрасная идея, например продавать нарезанный хлеб, бесполезна, если вы не можете убедить других покупать его.
Все же одного любопытства и энтузиазма мало, если вы не можете зародить интерес к этому у других людей в организации. Прекрасная идея, например продавать нарезанный хлеб, бесполезна, если вы не можете убедить других покупать его. Галилей был блестящим ученым, и благодаря своему любопытному уму он обнаружил, что вопреки взглядам католической церкви 17-го века, Земля не находится в центре вселенной как неподвижная масса. К сожалению, Галилей не обладал способностью влиять на своих современников и его опубликованная работа “Диалог о двух системах мира” привела к тому, что он был на всю оставшуюся жизнь помещен под домашний арест.
Для воздействия на другого человека необходимо уважение к его модели мира.
Для воздействия на другого человека необходимо уважение к его модели мира. Еще для этого нужна честность, терпение и понимание. Без этих качеств ваши попытки повлиять на других могут восприниматься как манипулятивные, и тогда ваши предложения могут натолкнуться на глухую стену. Здесь мы снова возвращаемся к намерению и цели. Если у вас есть стоящая цель с хорошо сформированными желаемыми результатами, и если ваше намерение нацелено на преимущества для бизнеса, а не на тактические преимущества, то у вас есть необходимые основные принципы для воздействия с уважением.
Доверие
Люди позволяют воздействовать на себя тем людям, которым они доверяют. Обратное тоже верно. Вы когда-нибудь делали крупную покупку у того, кому вы не доверяли? Сомневаюсь. На самом деле большинство людей скорее купят продукт, который не удовлетворяет их потребности, у того, кому они доверяют, чем купят идеальный продукт у того, кому они не доверяют.
Честность цели и намерений будет вознаграждена доверием.
Честность цели и намерений будет вознаграждена доверием, и все же одного этого недостаточно. Есть одна способность, которую вы можете развить; способность, которая настолько же фундаментальна и важна, как доверие—“нравиться”. Можно доверять кому-то и недолюбливать его, хотя доверие и приязнь обычно тесно связаны. У вас есть друзья, которым вы не доверяете, вернут ли они то, что одолжили? Если человек доверяет вам и вы ему нравитесь, созданы основные предпосылки для воздействия.
Похож на меня—нравишься мне
Один мой хороший друг прекрасно умеет быть похожим на человека или на группу, с которой он общается. Я видел, как он обсуждает стратегию с президентами компаний, сплетничает с уборщицей, рассказывает неприличные шутки инженерам, и разговаривает с китайским шеф-поваром о кулинарных тонкостях кантонских деликатесов. Как хамелеон, который меняет цвет, сливаясь со своим окружением, он обладает поведенческой гибкостью гармонировать с тем, с кем он взаимодействует.
Людям нравятся те, кто на них похож, и они осторожно относятся к тем, кто на них не похож. Чем больше вы похожи на кого-то, тем лучше вы будете понимать модель мира этого человека. Это тот принцип, на котором люди основывают свои отношения и общественную деятельность—он глубоко укоренен в нашей психике. Приязнь и доверие можно оставлять на самотек, или можно обладать такой поведенческой гибкостью, что зарождать приязнь и доверие с намерением и целью.
Процесс общения—модель ТОТЕ
В первой главе вы познакомились с видоизмененным вариантом модели ТОТЕ, 1 когда я объяснял, как способности зависят от отличительных признаков и постоянного сравнения с заранее определенной целью. На рисунке 1.3 я показал взаимосвязь между несколькими элементами развития способностей. На рисунке 9.1 показан упрощенный вариант модели ТОТЕ, который применим к любым процессам человеческого общения.
Если то, что вы делаете, не дает результата—сделайте что-то другое.
Аббревиатура ТОТЕ (Test—Operate—Test—Exit) в расшифровке означает “Проверка—Действие—Проверка—Выход”. В этой модели дан цикл обратной связи для сравнения того, что с вами происходит (теперешнее состояние) с тем, чего вы хотите достичь (ваш результат). “Проверка”—это сравнение имеющихся у вас воспринимаемых признаков с теми признаками, которые вы задали при формировании результата. Если получается несовпадение, то вы возвращаетесь по циклу к “Действиям” и делаете что-то другое. Если то, что вы делаете, не дает результата—сделайте что-то другое. Вы снова делаете “Проверку”, продолжаете выполнять этот цикл, пока не получаете совпадения. Тогда вы можете “Выйти” из ТОТЕ.
Рассмотрение процесса общения в терминах ТОТЕ подчеркивает необходимость того, чтобы быть гибким. Весь процесс общения можно определить как последовательность вложенных циклов ТОТЕ. Результат на одном уровне может быть в том, чтобы научить других людей новой методике, а на другом в том, чтобы построить раппорт (взаимопонимание) с одним из них, чтобы он был лучше воспринял вашу новую методику. В любом случае, на каком бы уровне ни был ваш результат—макро-уровне или микро-уровне, процесс точно такой же. И внутри любого ТОТЕ есть процессы для того, чтобы действительно устанавливать контакт с другими людьми, и увеличить свою способность быть гибким.
Раппорт (Взаимопонимание)
Построение раппорта с сотрудниками вашей организации—это один из самых продуктивных видов работы. Хороший раппорт с людьми все намного упрощает. Если для одного из ваших желаемых результатов нужно влияние определенного человека, то не придумаешь ничего более ориентированного на результат, чем построение раппорта с этим человеком, даже если для этого нужно сделать что-то необычное. Как доверие и приязнь, раппорт тоже можно создавать намеренно.
Если в каком-то взаимодействии вы встречаетесь с сопротивлением, это признак недостатка раппорта.
Все же раппорт—это гораздо больше, чем заслужить доверие и хорошее отношение; раппорт—это значит быть похожим на других. Раппорт связан со сходством, а для такой гибкости, чтобы быть таким же, как другие, нужны качества хамелеона—уметь быть похожим на кого угодно с целью построения раппорта. Если в каком-то взаимодействии вы встречаетесь с сопротивлением, это признак недостатка раппорта. Прежде чем продолжить рассказ о составных частях раппорта, я опишу вам несколько ключевых умений, которыми нужно овладеть.
|