Молден Дэвид "Менеджмент и могущество НЛП"

Дао Дэ Цзин,

часть первая

Недавно у меня взяла интервью журналистка, которая хотела написать статью про тренинг на открытом воздухе. Ее приятные манеры и уверенный стиль показывали высокий уровень профессионализма. И она была очень честолюбива. Мы чудесно пообедали вместе и после интервью она призналась мне, что потенциал ее карьеры не реализован, потому что она не может заставить себя звонить в редакции лучших журналов и предлагать свои статьи. Почему же честолюбивая, уверенная в себе, талантливая, интеллигентная женщина откладывает со дня на день такие простые вещи?

Если вы достаточно хорошо знаете себя, вы можете научиться мотивировать себя делать что угодно. Тем не менее большинство людей знают очень мало о подсознательных схемах мышления и поведения, которые помогают им решать, во что вкладывать энергию и ресурсы, что откладывать со дня на день, и чего избегать. В этой главе анализируются определенные личностные черты, которые влияют на мотивацию, и предлагаются способы построения дополнительной мотивационной гибкости с помощью речи, схем мышления и поведения. Желаемый результат в том, чтобы развить высокий уровень гибкости в мышлении и поведении, чтобы у вас было чувство мастерского владения тем, как вы работаете в качестве менеджера в организации.

У вас есть все ресурсы, необходимые для успеха. Нет неудач, есть только обратная связь.

В этой главе два основных принципа:

  • у вас есть все ресурсы, необходимые для успеха,

  • нет неудач, есть только обратная связь.

Возьмите их на вооружение в свою систему убеждений. Чтобы развить владение собой, нужно только получить доступ к своим ресурсам и взять на себя управление ими.

Цель отдела по работе с персоналом—управлять, развивать и использовать ресурсы каждого отдельного человека для блага и организации, и стремлений сотрудников. Одна из проблем таких отделов в том, что при проведении общих инициатив по развитию и мотивации во всей организации, большая часть личных ресурсов остается нераскрытой из-за недостаточного стимулирования. Отделы по работе с персоналом могли бы проводить меньше общего управления ресурсами, и больше развития ресурсов, чтобы помочь людям управлять, развивать и брать ответственность за свои собственные ресурсы. В этой главе мы займемся вопросами ресурсов личности.

Прежде чем делать что-то, вам нужно мотивировать себя хотеть делать это.

Цели, которые не являются вместе с тем желаниями, вряд ли будут достигнуты.

Как у менеджера, у вас есть виды работы, в которых вы мастер, есть то, чему вы только учитесь, и есть области, в которые вам не хотелось бы углубляться. Независимо от того, кем вы себя видите, и как вы относитесь к какому-то конкретному виду деятельности, бывают случаи, когда результаты зависят от того, насколько хорошо вы выполняете конкретное задание или деятельность, и прежде чем делать что-то, вам нужно мотивировать себя хотеть делать это. В любом задании, в котором не хватает само-мотивации, есть немного нежелания, а нежелание—это часто враг владения собой. Цели, которые не являются вместе с тем желаниями, вряд ли будут достигнуты.

Шестая стратегия

Почему вы вообще что-то делаете? Что мешает вам делать одни вещи и заставляет делать другие? Как получается, что одни задания вы внутренне мотивированы превосходно выполнять, а другие нет? Я говорю только о само-мотивации, а не о внешней мотивации кнута и пряника, которая может создаваться или отменяться вашей организацией.

Вы образец для подражания и ролевая модель для своей команды, поэтому создание имиджа владения собой будет оказывать положительное влияние.

Как менеджеру, вам нужна гибкость в том, чтобы мотивировать себя когда угодно, на любое задание, с помощью внутренних средств—независимо от внешних попыток организации манипулировать вашей энергией. Вы образец для подражания и ролевая модель для своей команды, поэтому создание имиджа владения собой будет оказывать положительное влияние. На рисунке 4.1 показаны пять стратегий откладывания дел со дня на день и одна стратегия (шестая)—стратегия мотивации, необходимая для владения собой.

Есть пять основных причин, по которым задания или не выполняются, или выполняются, но с низким или посредственным качеством. Мой желаемый результат в этом разделе—дать вам технологию для выполнения любого задания с заметной легкостью и мастерством. То есть я имею в виду, что любое задание в рамках ваших умственных и физических возможностей, может быть выполнено с высоким мастерством, если вы знаете, как себя подготовить. Подготовка не только создает оптимальное состояние для выполнения задания, она к тому же дает восприятие легкости его исполнения.

Я сказал, что есть пять причин, по которым задания не выполняются. Я назвал эти пять причин стратегиями, потому что это именно стратегии уклонения. Я начну с того, что объясню первую и вторую стратегии, затем покажу, как с ними справляться, прежде чем переходить к третьей стратегии. Когда вы дойдете до шестой стратегии, стратегии достижения, вы узнаете, как создавать себе состояние шестой стратегии в любой момент, когда она вам нужна. Шестая стратегия—это любой метод, который вы используете для того, чтобы войти в состояние высокой само-мотивации, и здесь можно использовать сколько угодно техник НЛП, в зависимости от того, какую стратегию уклонения вы хотите преодолеть.

Шестая стратегия

ЗАДАНИЕ

Страх неудачи

1

Регулярное откладывание со дня на день

Несоответствие идентичности

2

Неконгруэнтная нейрология

Нечеткие результаты

3

Быть недостаточно сосредоточенным и легко отвлекаться

Неприязнь к заданию

4

Грубые отличительные признаки

Неумение

5

Высокий стресс и низкая уверенность

Быть мотивированным

6

Выполнять с заметной легкостью и мастерством

Страх неудачи

Эта стратегия—наверное, одно из основных ограничений для личностного развития. И ее довольно легко изменить, что часто приводит к немедленным и потрясающим результатам. Это обычно ограничение на уровне убеждений, то есть: “Если я попробую выполнить это задание, у меня скорее всего ничего не получится, и это будет ударом для моей самооценки и профессионального авторитета”. К тому же ставится на карту восприятие положения в организации. Это ограничение иногда настолько сильно, что оно может создать регулярное откладывание со дня на день выполнения каких-то заданий.

Трата энергии на то, чтобы создавать разнообразные отговорки и оправдания, может приводить к стрессу.

Стратегии уклонения от возможной неудачи могут быть очень сложными. Я знаком с несколькими людьми, которые планируют свой отпуск в определенное время, чтобы не сталкиваться с необходимостью участвовать в определенных видах работы. Трата энергии на то, чтобы создавать разнообразные отговорки и оправдания, может приводить к стрессу. У журналистки, которая брала у меня интервью, было ограничивающее убеждение насчет того, чтобы звонить редакторам и предлагать свои статьи, и каждый раз, когда она думала об этом, она создавала сильные визуальные образы того, как она может потерпеть неудачу. У многих специалистов по продаже есть ограничивающие убеждения насчет обзванивания возможных клиентов и продажи на уровне директоров в организациях.

Мы создаем свои собственные карты неудачи и разрабатываем стратегии уклонения, чтобы с ней справиться. Какая бессмысленная трата энергии!

Постоянное обдумывание ситуаций, в которых мы убедили себя, что результат будет для нас неприятным, запечатлевает неудачу в нашей нейрологии, и мы реагируем на эту неудачу. Мы создаем свои собственные карты неудачи и разрабатываем стратегии уклонения, чтобы с ней справиться. Какая бессмысленная трата энергии!

Ограничивающие убеждения сохраняют вашу текущую идентичность и мешают вам измениться.

Убеждения тесно связаны с идентичностью. В упражнении 1 из первой главы вам было предложено рассмотреть те названия, которыми вы обозначаете свою идентичность. Эти названия формируют убеждения, которые подкрепляют ваши роли, так что если вы хотите заняться тем, чего никогда не делали раньше, вам нужно стать тем, кто это делает. Ограничивающие убеждения сохраняют вашу текущую идентичность и мешают вам измениться, потому что с той ролью, которую вы играете сейчас, связано определенное удобство и безопасность.

Несоответствие идентичности

В этой стратегии утверждается, что “Я не тот человек, который может это делать”. Это механизм, защищающий идентичность, который надежно и безопасно закрепляет вас в удобном для вас мышлении и поведении. Когда вы углубляетесь в задание, которое вы не определили как часть своей роли, появляются сигналы неконгруэнтности.

Вы вкладываете свою энергию и ресурсы в те виды работы, которые имеют для вас ценность.

Причиной этих сигналов часто бывает конфликт ценностей. Если задание, которое вы выполняете, представляет для вас небольшую ценность, то почему вы его делаете? Если ваши результаты зависят от выполнения этого задания, то почему бы вам не придать ему достаточно высокую ценность? Вы вкладываете свою энергию и ресурсы в те виды работы, которые имеют для вас ценность. Ваши названия идентичности описывают вас как человека, который ценит определенные вещи. Моя знакомая журналистка не создала структуру ценностей и убеждений, чтобы изменить свою идентичность на человека, который продает статьи редакторам.

Когда ты полностью верен самому себе, боги с тобой заодно”.

Если вы выделите минутку, чтобы вспомнить разнообразные задания, которыми вы занимаетесь не работе, а затем оцените свою приверженность каждому из заданий, скажем, по шкале от одного до десяти, то сколько из них вы оцените десяткой? Почему вы не полностью посвящаете себя тем заданиям, которые вы оцениваете меньше десяти? Чтобы полностью посвятить себя чему-то, нужно согласовать все уровни обучения и изменения—идентичность, ценности, убеждения, способности, поведение и обстановку. Есть поговорка: “Когда ты полностью верен самому себе, боги с тобой заодно”.

Возможно, вы вспомнили задания или виды работы, которые важны для вас, и в которых вы хотите видоизменить свои ценности и убеждения, чтобы создать немного другого себя—себя, который может уверенно выполнять эти задания с заметной легкостью и мастерством. Возможно, встреча на высоком уровне с боссом или конкретным клиентом. Возможно, презентация для какой-то компании. Может быть, намечается крупный проект, или вас впервые попросили управлять слиянием фирм. Каким бы ни было предстоящее задание, если для выполнения его с легкостью и мастерством нужны новые виды поведения и мышления, в следующем упражнении вам предлагается разработать шестую стратегию состояния мастерства. Я проделаю это упражнение с одним из приведенных выше примеров, предоставляя вам самим заменить его на свою конкретную ситуацию.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Стратегия шестого состояния

Для этого упражнения я приму роль менеджера подразделения фирмы, которого попросили руководить крупным проектом для престижного нового клиента. Я никогда не руководил проектом такого размера и важности, я даже раньше избегал больших проектов, потому что мне не особенно хочется заниматься руководством проектами, хотя я понимаю, что чтобы поднять мой отдел до новых высот в организации, мне придется взяться за большой проект.

В зависимости от обстоятельств требуемых изменений, я могу использовать одну из многих техник НЛП, и в данном случае может подходить “Взмах” (упражнение 3 из второй главы). Но в имеющейся ситуации я использую технику создания новой части, и я применю ее, чтобы пересмотреть свою идентичность и системы убеждений по руководству проектами.

Шаг 1: Как это будет выглядеть?

У меня есть часть, которая в чем-то возражает против “руководства проектами”, и сначала мне нужно выяснить внутри себя, в чем именно состоит это возражение. Что мешает мне с энтузиазмом углубиться в роль руководителя проекта? Что должно измениться, чтобы эта моя возражающая часть спокойно относилась к руководству проектами? Я начинаю представлять себя руководителем проекта и полностью ассоциируюсь в эту роль. Эта техника называется “присоединением к будущему”—построение переживания, как будто оно происходит сейчас. Так что я представляю себе, как я буду исполнять роль руководителя проекта, внимательно отслеживая внутренними чувствами, есть ли сигналы, объясняющие причину возражения.

Я чувствую тяжесть в области живота, и чувствую, как сдвигаются брови на лбу. Что же заставляет меня чувствовать неудобство? В уме я вижу себя, завершившего проект. Я на собрании правления проекта, и они обсуждают проблемы с проектом. Все это моя вина, я не справился с ним как профессионал (здесь вмешивается мой внутренний диалог). Я не был обучен руководить ресурсами такого уровня и нести такую ответственность. Я не смог заметить, когда я сбился с нужного курса.

Шаг 2: Оценить обратную связь

Обратная связь от этого процесса говорит мне о том, что у меня проблемы с умениями, ответственностью, профессионализмом и способностью замечать, когда я сбиваюсь с нужного курса. Теперь я спрашиваю себя: “Можно ли будет руководить большим проектом, если (а) я буду обучен, (б) я смогу легко справляться с увеличившейся ответственностью, (в) правление проекта будет воспринимать меня как профессионала, и (г) я смогу удерживать внимание на проекте, чтобы сразу же заметить, когда я могу сбиться с курса?” Здесь мне нужен ответ от моей возражающей части, так что я снова ассоциируюсь с этой ролью, на этот раз добавляя эти четыре ресурса, и внутренне проверяю, есть ли сигналы неконгруэнтности.

Шаг 3: Построить новую часть

Как я выгляжу, когда я руковожу большим проектом со всеми этими дополнительными ресурсами? Визуализируя эту ситуацию в будущем, я внимательно отслеживаю, есть ли какие-то сигналы конфликта. Как я теперь себя чувствую, став профессиональным руководителем проектов? Я прочитал несколько книг по руководству проектами, я спросил совета у нескольких очень компетентных руководителей проектов, я прошел курс, чтобы научиться руководить проектами, и я уверен в своей способности сосредоточиваться на проекте и создавать профессиональный имидж.

Я прокручиваю в уме фильм, что именно я сделаю, чтобы обеспечить свой успех в роли руководителя проекта. Теперь субмодальности усиливаются, ярче, красочнее, больше, объемнее. Я слышу, что я говорю окружающим людям, и что они говорят мне. Я выгляжу и чувствую себя профессионалом. Я знаю, как быть руководителем проекта. У меня теперь есть новая часть,—руководитель проекта. Часть, у которой сначала были возражения, уже не против. Я руководитель проекта.

Шаг 4: Проверить экологию

Пока что упражнение было направлено только на вас. Еще важно учесть более широкие последствия такого изменения, особенно для окружающих людей—семьи, друзей, коллег, и любых других важных людей в вашей жизни. Проверьте сигналы неконгруэнтности, ответив на вопрос: “Как это изменение затронет этих людей и мои отношения с ними?” Может быть бессмысленно становиться превосходным руководителем проектов, если это отрицательно влияет на другие области жизни.

Суть этой техники в создании для себя конгруэнтной идентичности. Вы можете сделать это за пять-десять минут, хотя это может занимать до получаса в зависимости от того, насколько быстро вы можете определить возражения. Я использовал его много раз для создания частей, которые мне нужны для выполнения чего-то нового. Эта техника не заменяет приобретения новых умений. Вам все равно нужно их освоить, но построение новой части создает для вас мотивацию пройти обучение и спрашивать советы у экспертов.

Когда у вас появится идентичность руководителя проекта, вы удивитесь, насколько легко придет мастерство. Уверенность и идентичность можно развить с помощью более традиционных способов, например тренировки умений, но это занимает гораздо больше времени и при этом обычно не определяются и не прорабатываются ограничивающие убеждения и конфликты идентичности. Стратегия шестого состояния быстрее приводит вас к этому, и в более ресурсном состоянии ума и тела.

Нечеткие желаемые результаты

Вам бывает трудно сосредоточиться на выполняемом задании? Очевидной причиной этого может быть то, что ваш ум занят чем-то другим—решением, которое нужно принять, ситуацией, которую срочно необходимо разрешить, а вы еще не придумали, как из нее выйти. Выберите любой день недели, и скорее всего окажется, что несколько таких нерешенных проблем или ситуаций мечутся в вашей нейрологии.

Крупные проблемы, например серьезные болезни или тяжелые финансовые проблемы, часто отвлекают от выполнения заданий, даже если эти ситуации находятся под контролем. Здесь я говорю скорее о мыслях, которые проносятся в вашем уме, например: “Я сегодня утром накормил кошку?” или “Кого я должен упомянуть завтра в докладной о выпуске нового продукта?”, когда вы стараетесь сосредоточиться на совершенно другой задаче.

Одна из причин того, что человек недостаточно сосредоточивается на задаче и легко отвлекается—нечеткие желаемые результаты. Иногда настолько углубляешься в детали, что отклоняешься от главной цели того, что делаешь. Для этого прекрасно подходят пакеты компьютерных приложений. Случалось ли с вами, что вы составляли отчет или презентацию, и вдруг обнаруживали, что вы выполняете работу издательского отдела? Это может быть прекрасным развлечением, но если это не увязано с вашими желаемыми результатами, то вряд ли вам что-то даст.

Если вдруг оказывается, что вы вкладываете во что-то энергию и не определились с желаемым результатом—остановитесь!

Для мотивации нужно руководящее направление, которое воплощается в действия с помощью желаемых результатов.

Здесь есть простой ответ. Он был описан в третьей главе—хорошо сформированные результаты. Если вдруг оказывается, что вы вкладываете во что-то энергию и не определились с желаемым результатом—остановитесь! Еще раз проверьте свои желаемые результаты и внесите все необходимые изменения, чтобы вернуться на правильный путь, не теряя больше времени. Для мотивации нужно руководящее направление, которое воплощается в действия с помощью желаемых результатов. Нечеткость желаемых результатов—это не единственная, но распространенная причина отвлечения внимания и недостатка сосредоточенности. Еще одна причина—неприязнь к задаче.

Неприязнь к задаче

Время от времени я готовлю обед. Я обычно хочу сделать это как можно быстрее, чтобы потом почитать или заняться чем-то еще. Приготовление пищи никогда не было моим любимым занятием. У вас есть задания такого типа на работе? Мне раньше не нравилось подписывать пачки счетов-фактур на оплату учебных курсов, пересматривать списки поставщиков, это было скучной и неинтересной работой. Независимо от моего отношения к этим заданиям, они были очень важны. Если бы мы не платили нашим поставщикам, они бы перестали предоставлять свои услуги, а если бы мы не пересматривали список поставщиков, мы бы запутались в расписании тренингов. Если я не готовлю обед, мы остаемся голодными.

Чтобы быть полностью мотивированным, нужно сознавать внутреннюю ценность задания.

Наверное, вы можете вспомнить несколько заданий, к которым у вас похожее отношение. Чтобы быть полностью мотивированным, нужно сознавать внутреннюю ценность задания. Проблема в том, что если вы не полностью мотивированы делать что-то, вы не будете замечать отличительных признаков, необходимых, чтобы выполнить задание с заметной легкостью и мастерством. Когда моя жена готовит обед, она замечает тонкие отличия в компонентах, потому что это для нее важно. Я замечаю отличия типа, подгорел рис или нет. Отличительные признаки моей жены связаны с правильным сочетанием рассыпчатости, запаха и приправ.

Нет какой-то одной-единственной причины, по которой вы заинтересованы или нет в выполнении какого-то конкретного задания—стратегия “неприязни к задаче” часто гораздо глубже запечатлена в вашей нейрологии. Вы можете поручать другим те задания, которые вы предпочитаете не делать. Внося изменения в свою идентичность и ценность, гладко и быстро переходя в новые роли, вы обнаружите, что есть некоторые задания, которые вам лучше оставить в покое. Причины этого можно найти в характеристиках метапрограмм.

Метапрограммы

Метапрограммы—это фильтры частичного опущения информации (см. рисунок 2.2 во второй главе). Они направляют наше внимание, удаляя какую-то информацию и создавая привычные, систематические шаблоны мышления и поведения. Метапрограммы человека могут быть разными в разных контекстах. В организациях они могут помочь объяснить, почему люди предпочитают какие-то виды работы, и понять, почему одни люди мастерски выполняют определенные задания, с которыми другие с трудом справляются. Эти привычные и систематические шаблоны называются метапрограммами, потому что они программируют наше поведение, воздействуя на том уровне, который находится выше (мета) всего остального.

Я познакомлю вас с десятью метапрограммами, которые дают ключи к выяснению того, как люди скорее всего будут реагировать в определенных ситуациях. Метапрограммы объясняются в форме стереотипов только для целей обучения. На самом деле оказывается, что классификация людей по типам метапрограмм обманчива. Метапрограммы полезны только для понимания шаблонов поведения. Один из способов определения шаблонов метапрограмм—с помощью используемых слов, и перед вами несколько примеров этого. Вы можете проследить за своей собственной речью и попробовать определить свои собственные характеристики метапрограмм. Очень рекомендую вам сделать это.

Таблица 2

Метапрограммы

1 Направление мотивации

приближаться—удаляться

2 Содержание деятельности

вещи—люди

3 Схема работы

альтернативы—методики

4 Уровень активности

инициативный—реагирующий

5 Размер частей информации

глобально—конкретно

6 Направленность внимания

я—другие

7 Вид стандартов (референции)

внутренние—внешние

8 Поведение в группе

выполнение задания—сохранение команды

9 Фильтр взаимосвязей

совпадение—несовпадение

10 Вид сравнения

по количеству—по качеству

Направление мотивации (идти к—уходить от) Это было одной из характеристик хорошо сформированного результата в третьей главе—положительно сформулированный. Люди мотивированы либо идти к чему-то, либо уходить от чего-то. Люди типа “идти к” знают, чего хотят, и создают собственную мотивацию для достижения результатов. Людям типа “уходить от” трудно согласовывать желаемые результаты или цели, потому что они больше сосредоточены на том, чего нужно избегать. “Идущий к чему-то” человек говорит о том, чего он хочет. “Уходящий от чего-то” человек говорит о том, чего он не хочет. Люди типа “уходить от” подходят для должностей, где они могут находить проблемы, например в отделах по качеству, но не спрашивайте их о решениях, потому что они могут быть неспособны решить, к какому из них идти. Люди типа “идти к” хорошо выполняют все, что требует ментальности “достижений”, которая относится ко многим видам работ в современных организациях.

Содержание деятельности (вещи—люди) Это важно для тех компаний в индустрии услуг, которым важно проявлять искреннюю заботу о клиенте. Люди, которые сосредоточиваются на “вещах”, меньше осознают потребности людей, и могут даже неудобно себя чувствовать во время разговора, особенно в ситуациях недовольства заказчика. Они проявляют больше интереса к ремонту поломанной машины, чем к реагированию на состояние заказчика. Те, кто сосредоточен на “людях”, лучше подходят для контактов с клиентами, так как они более чувствительны и восприимчивы к потребностям клиентов.

В компьютерной индустрии мы обнаружили, что легче брать на работу инженеров, которые сосредоточены на людях, и учить их инженерным навыкам, чем брать на работу хороших инженеров, которые сосредоточены на технологии, и учить их навыкам работы с людьми. При втором из этих вариантов происходит постоянная борьба. Те, кто сосредоточен на людях, рассказывают о том, с кем они были и кто что сказал, а те, кто больше ориентирован на вещи, опускают эти подробности и рассказывают о материалах, инструментах, технологии, машинах и так далее.

Схема работы (альтернативы—методики) Это очень интересные шаблоны в бизнесе, и наверное, их легче всего определить, наблюдая за поведением. Некоторые люди предпочитают следовать хорошо написанной методике, и создают собственную, если ее нет. Но такие люди создают методику, отображая то, что реально происходит—они не особенно подходят для разработки методик, для этого нужен “альтернативный” человек.

“Альтернативным” людям нравится разнообразие и выбор. Они прекрасно подходят для мозговых штурмов и придумывания самых разных идей, но им не нравятся ограничения жестких методик. Еще им нравится как можно дольше оставлять себе выбор, так что они обычно откладывают решения со дня на день. Если вы зададите вопрос: “Почему вы решили так провести свой последний отпуск?”, “альтернативный” человек опишет вам причины, по которым он так решил, например “цена была подходящей”, или “нам там понравилось в прошлом году”. “Методичные” люди скажут вам, КАК они приняли решение о своем отпуске. “Я пошел в туристическое агентство”, и т. д.—они описывают свою методику. “Методичные” люди идеальны для должностей с жесткими правилами и методами работы. “Альтернативные” люди предпочитают работу, которая дает им множество разнообразия и выбора.

Уровень активности (инициативный—реагирующий) Это просто. Некоторые люди предпочитают быть инициативными (проактивными), другим нравится быть реагирующими (реактивными). Реагирующие люди—это пожарники. Когда телефон перестает звонить, они отдыхают и ждут, когда он зазвонит. А инициативные люди используют время между звонками, чтобы внести усовершенствования в системы, и любят работу, в которой есть пространство для внесения изменений и улучшения качества.

Для реагирующих людей подходят такие виды работ, как информационное обслуживание клиентов по телефону, прием посетителей, все, что основано на отзывчивых услугах. Инициативные люди страдали бы от стресса на такой работе. Инициативные люди говорят о том, что они собираются делать, а реагирующие говорят о том, что они сделали.

Размер частей информации (глобально—конкретно) Глобальным людям нравится говорить глобально. Они хотят видеть всю картину и их меньше волнуют детали. Если вы спросите глобального человека о фильме, который он недавно видел, вы получите ответ типа: “Это был хороший триллер—лучше предыдущего, который я видел”. Конкретный человек может часами говорить без умолку, рассказывая вам все подробности каждого героя и каждой части сюжета. Подробные люди часто говорят более последовательно, а глобальные люди свободно переходят от одной темы к другой. Глобальные люди могут испытывать стресс на работе, требующей от них обширного подробного анализа и описания, а подробным людям трудно справляться с работой, требующей глобального мышления.

Направленность внимания (я—другие) Этот шаблон важен в любой индустрии, где 100 процентов внимания должно быть направлено на людей, например в работе медсестры, учителя, в системе социального обслуживания населения. В индустрии тренинга он тоже важен. Из людей, чье внимание направлено на других, получаются прекрасные врачи, социальные работники и тренеры, благодаря их искренней заботе о благополучии других. Они очень чутко следят за сигналами неудобства или отклонения от желаемого результата.

Люди с вниманием, обращенным внутрь, на себя, больше обеспокоены тем, как они себя чувствуют или насколько они продвигаются к своим желаемым результатам. Они часто пропускают многие сигналы неудобства или неудовлетворенности других людей. По моему опыту, эти люди могут быть прекрасными зажигательными ораторами, но неважными тренерами.

Вид стандартов (референции) (внутренние—внешние) Этот шаблон связан с обратной связью по стандартам. Люди с внутренними стандартами инстинктивно знают, хорошо ли они выполнили работу. Людям с внешними стандартами нужно, чтобы им об этом кто-то сказал. Успешные предприниматели сильно ориентированы на внутренние стандарты—они знают, хорошее или плохое решение они приняли. Многие люди в организациях ориентированы на внешние стандарты и им нужна руководящая структура, которая дает им обратную связь по стандартам их работы.

Поведение в группе (выполнение задания—сохранение команды) Это связано с направленностью энергии в командной работе. Некоторые люди в основном ориентируются на задание, и оно будет на первом плане в их мышлении, независимо от любых конфликтов в группе и личных расхождений. Другие в основном ориентируются на действия по сохранению группы, и обращают меньше внимания на выполняемое задание, когда в команде есть проблемы. Те, кто ориентирован на задание, хорошо выполняют работу, в которую они могут углубиться, и где не нужно взаимодействовать со слишком большим количеством других людей. Тем, кто ориентирован на сохранение команды, нужна работа, где важно устанавливать и поддерживать хорошие отношения, например в связях с общественностью и обслуживании заказчиков.

Фильтр взаимосвязей (сходство—отличие) Есть четыре основных ориентации, которые определяют, как люди сортируют информацию из своей окружающей обстановки, чтоб понимать ее и учиться.

  • Сходство Некоторые люди склонны искать “то, что есть”, а не “то, чего не хватает”. Они сосредоточены на общности, и том, как все вместе согласуется. Для людей с сильной сортировкой по сходству есть опасность очень быстро обобщать и делать предположения. Еще им трудно справляться с организационными изменениями, и они предпочитают долговременную постоянную работу. Они могут благополучно оставаться на одной работе 20-25 лет.

  • Сходство с исключениями Этот фильтр сначала ищет сходства, с второстепенным ударением на отличия. Во время разговора вы можете определить, что человек использует этот фильтр, по таким сравнительным частицам, как “больше”, “лучше”, “меньше”, “кроме”, “но”, “хотя”. Люди, которые оценивают взаимоотношения с помощью этого фильтра, не против изменений, если они постепенные и не слишком частые. Они обычно остаются на одной работе 5-7 лет, прежде чем искать чего-то другого.

  • Отличие Этот фильтр может быть педантично подробным и скучным. При сильной ориентации на отличия человек постоянно замечает, как что-то не действует или не согласуется. Он ищет различия во всем, отбирая “то, чего не хватает”. Такие люди часто начинают проявлять нетерпение через 9-18 месяцев работы.

  • Отличия с исключениями Этот фильтр сосредоточивается прежде всего на том, “что отличается”, с второстепенным ударением на том, “что такое же”. Когда человек использует этот фильтр, он говорит что-то типа: “Это приятное изменение, хотя рабочий день остается таким же”. Люди, которые используют этот фильтр, остаются на работе около 18-36 месяцев.

Вид сравнения (по количеству—по качеству) Вид сравнения—это фильтр для отбора информации при принятии решения. Информация может быть качественной или количественной. Это просто сравнение “больше/меньше чем” или “лучше/хуже чем”. Разные люди предпочитают разные фильтры, и обычно принимают решение, основываясь на своем конкретном фильтре. Некоторые менеджеры принимают решения, основываясь исключительно на количестве прибыли, или сэкономленных средств, и почти не обращают внимания на последствия в качестве. Широко распространено и противоположное.

Эти десять метапрограмм—подборка тех, которые оказываются полезнее всего в жизни организации. Когда вы сможете их определять, вы заметите, насколько они влияют на подход человека к работе.1 Этот подход сильно влияет на результаты работы. Возможно, вы уже применяете их, чтобы объяснить сбивающее с толку поведение не работе некоторых ваших знакомых, и в последующих главах мы используем их именно для этого.

Однако цель вашего знакомства с метапрограммами в том, чтобы дать вам более глубокое понимание своего собственного мышления и поведения. Есть ли какие-то задачи, которые вы бы предпочли не делать? Вы можете определить, какая из метапрограмм может объяснить эту ситуацию?

Мне часто задают вопрос: “Можно ли изменить характеристики своих метапрограмм?” Ответ—да, и на это нужно время. Могут быть основания для того, чтобы освоить непривычную метапрограмму для отдаленного выигрыша, или же использовать ее какой-то стратегии краткосрочного выигрыша. Для этого лучше всего промоделировать как образец того, у кого есть желательная для вас метапрограмма, и кто использует ее для достижения желательных для вас целей.

Моделирование

НЛП—это технология моделирования, и она очень эффективна для моделирования обобщений, искажений и опущений в речи других людей. Невозможно рассказать все о моделировании—я мог бы написать целую книгу по теме моделирования поведения.2 Но я могу предоставить вам некоторые основные принципы, и так как мы все равно подсознательно копируем поведение наших образцов для подражания, следующая информация заставит вас задуматься о том, как делать это целенаправленно и намеренно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться