Некоторым людям нужно ответить на вопрос “зачем”, прежде чем они позволят себе воспринять вашу информацию. Им нужен мотив для слушания, так что обеспечьте им мотивы, и опишите их в начале презентации, например: “вам нужно знать эту новую инструкцию, потому что с началом нашей торговли в Европе, каждая сделка будет под нее подпадать, и вы будете терять комиссионные, если не будете правильно выполнять эту инструкцию. А каждый раз, когда вы будете правильно выполнять ее, вы будете получать дополнительно 5 процентов вознаграждения.”
Есть люди, которых не интересует вопрос “зачем?”, они просто хотят, чтобы вы дали им как можно более подробную информацию—этим людям нужно знать ответ на вопрос “что?”. Некоторые люди хотят знать, “как?” они смогут использовать вашу информацию. Им нужно вписать ее в реальный для них контекст. И в любой аудитории у слушателей разные виды метапрограмм. “Глобальные” люди рассчитывают увидеть общую картину. “Подробным” людям нужна конкретика.
Представьте себе, что вы делаете презентацию нового производственного процесса для клиента. В презентации нежелательно слишком много подробностей, так что опишите их в раздаточных буклетах, и скажите об этом, например: “Я вкратце расскажу о главных процессах, а если кто-то из вас заинтересуется деталями, в этих рекламных проспектах есть полные спецификации.”
Разрабатывая содержание выступления так, чтобы оно охватывало все основные фильтры (метапрограммы, визуальные, кинестетические и аудиальные восприятия, ценности и названия идентичностей), вы установите контакт на личностном уровне с большим количеством людей и углубите раппорт с большей частью аудитории.
Когда вы “продаете” идею, люди с метапрограммой “идти к” захотят ее использовать, если она позволяет им чего-то достигать. Люди с метапрограммой “уходить от” больше интересуются тем, чего позволит избежать эта идея. Как ваша идея поможет людям, которые ориентированы на “свои потребности”. Как эта идея даст тем, кто ориентирован на “потребности других”, возможность помочь другим? Вот один пример. “Эта технология окажется полезна вам самим, а те из вас, кто занимается предоставлением услуг, смогут применить ее для развития бизнеса клиентов.” Разрабатывая содержание выступления так, чтобы оно охватывало все основные фильтры (метапрограммы, визуальные, кинестетические и аудиальные восприятия, ценности и названия идентичностей), вы установите контакт на личностном уровне с большим количеством людей и углубите раппорт с большей частью аудитории.
Когда вы будете замечать эти отличия у людей, и в своей презентации учитывать их всех, каждому вашему слушателю будет казаться, что вы его понимаете, и что вы говорите непосредственно ему. Если вы учли эти моменты, вы можете начать упорядочивать материал.
Как упорядочить материал
Вот простая трехэтапная структура, которую вы можете использовать как общую схему материала.
1. Расскажите им, что вы собираетесь им рассказать (обзор)
2. Расскажите им (дайте им информацию).
3. Расскажите им, что вы им рассказали (резюме).
Люди обычно больше запоминают из начала и конца отрезка информации, чем из середины. Если вы хотите, чтобы людям было легко запомнить вашу презентацию, делайте начало и конец длинными, а середину короткой. Не втискивайте слишком много информации. Есть грань человеческого терпения в том, чтобы сидеть и внимательно слушать, и в зависимости от фактора развлечения эта грань находится между 30 минутами и часом. Сорок минут—идеальное время для корпоративной презентации. Чуть больше—и вы можете начать терять свою аудиторию из-за эффекта “отсиживания пятой точки”.
Обращайте внимание на то, чтобы третья по подробности ступень материала была не слишком подробной и сложной. Делайте ее простой.
Когда у вас есть весь материал, сначала упорядочьте его по размеру отдельных частей. Отделите крупные части от маленьких, и выбросьте все то, что вашей аудитории не обязательно нужно знать. Ваша цель—максимум влияния и как можно меньше слов. Крупными частями будут основные идеи, или заголовки, затем средними подзаголовки каждой из основных тем, и наконец будут мелкие части под каждым подзаголовком. Обращайте внимание на то, чтобы третья по подробности ступень материала была не слишком подробной и сложной. Делайте ее простой.
Когда вы упорядочиваете свой материал, важно избегать предположений о том, что ваша аудитория уже знает. Если вы помните, во второй главе я сказал, что для осмысления новой информации человеку нужно связать ее с чем-то уже известным. Считайте существующие знания опорной структурой для новой информации, и избегайте слишком больших прыжков от одной темы к другой. Освободите свою речь от технического жаргона, если вы не хотите специально запутывать аудиторию. Если бы я упомянул во введении к этой книге слово “метапрограмма”, вы могли бы сбиться (если вы тогда не знали этого термина). Когда человек в замешательстве, он менее восприимчив к новой информации, так как его внимание сосредоточено на том, чтобы разобраться в путанице.
Юмор
Заставьте их улыбнуться, и вы установите с ними контакт.
Я всегда стараюсь делать презентацию неформальной, даже если моя аудитория состоит из крупных директоров в темных костюмах. Большинству людей нравится, когда их развлекают. Заставьте их улыбнуться, и вы установите с ними контакт. Проведите час за кафедрой, вычитывая слайд за слайдом монотонные детали, ничем это не прерывая, и вы вылечите любую бессонницу.
Составьте список шуток для разных случаев. Запоминайте смешные анекдоты для компании. Можно достать книги шуток почти на любую тему, и достаточно одной или двух, чтобы оживить ваше выступление. Бывает, что лучший юмор направлен на самого себя—в виде короткой шутки или импровизации во время презентации. Шутки и анекдоты должны быть связаны с темой, и их нужно рассказывать без вступления. “Сейчас я расскажу вам одну историю ...”, “Есть одна шутка насчет ...” предупреждают людей, чтобы они подготовились к юмору, и вы задаете вашей аудитории ожидания, которые могут не оправдаться. Стремитесь к нескольким улыбкам, а не к громкому смеху.
Метафоры
Недавно, когда я пришел домой с работы, мой девятилетний сын играл со своим другом Билли, который как бы разговаривал со своей собакой. Я спросил Билли: “Ты всегда разговариваешь с собакой?” Он ответил: “Только когда я его учу разным штукам, а сегодня я его учил свистеть.” “Знаешь, я что-то не слышу, чтобы он свистел”,—ответил я. “Я же сказал, что учил его, но он еще не научился. Тренироваться он будет завтра”.
Если вам необходимо донести до слушателя важный момент, используйте метафору.
Если вам необходимо донести до слушателя важный момент, используйте метафору. Секрет хорошей метафоры в том, чтобы делать ее короткой; использовать другой контекст; начинать ее без вступления, и убедиться в том, что ее тема соответствует содержанию и последовательности вашей презентации. Метафоры действуют на бессознательном уровне, вызывая образы в уме и формируя сильные ассоциации с материалом.
Заметки
Чем меньше заметок вы будете использовать, тем естественнее и глаже будет ваша презентация. Полезнее, чтобы в ваших записях была информация о порядке подачи, а не содержание материала, с которым вы должны быть прекрасно знакомы. Есть разные формы записей для презентации. Я предпочитаю рисовать многоцветную карту основных тем, на которую я время от времени смотрю, и я вижу контраст между цветами, даже не подходя близко к этой карте. Другие люди предпочитают ключевые карточки (идеально подходят алфавитные карточки), по одной теме на карточку.
Простые красочные картинки, лаконичный отчетливый диалог, и немного юмора дадут вам результат.
С осторожностью относитесь к использованию слайдов как подсказок по последовательности материала. Если ваша речь состоит из тех же слов, которые ваша аудитория читает на слайде, они будут игнорировать или слайд, или речь, или и то, и другое вместе. Используйте зрительные образы для отображения основных пунктов. Если вы показываете таблицу, пусть в ней будет как можно меньше деталей—ваша аудитория не скажет вам спасибо за напряжение глаз. Помните о том, чтобы прорабатывать все системы представления информации. Простые красочные картинки, лаконичный отчетливый диалог, и немного юмора дадут вам результат.
Речь
Важно то, какие слова вы используете, и на каких словах вы ставите ударение. Я думаю, здесь не нужно это подробно описывать, в восьмой главе были раскрыты все аспекты, которые вам могут пригодиться. Тем не менее я указываю вам направление, и призываю вас использовать язык Милтон-модели для общения с большим количеством людей. Ваше мастерство искусственно туманной речи поддержит вас во многих выступлениях на корпоративном уровне, и поможет вам не завязнуть в деталях, которые имеют отношение только к меньшинству, или к тому, что вы хотите обойти.
Когда ваш ум начинает обрабатывать эту информацию, вы можете убедиться в том, что у автора книги лучшие намерения. У каждого из нас есть своя цель в жизни, и какой бы ни была ваша цель, ваш ум способен создать такие образы, которые сделают эту цель желаемой и притягательной. И вы можете осознать, что в презентации есть часть, которая относится к процессу, часть, которая дает ключ к вашему будущему как специалиста по презентациям. Специалиста, которого будет приятно слушать и наблюдать, потому что вы знаете, как ваша аудитория хочет услышать и увидеть информацию, и почувствовать, что вы разговариваете с ними—как личность.
Итак, я рассказал о тех областях, на которые нужно обращать внимание, планируя содержание презентации. На практике очень редко все идет точно по плану. Просто невозможно предугадать, как ваша аудитория будет с вами взаимодействовать, так что вам будут нужны определенные умения ведения процесса, и так как все процессы зависят от состояния, я перейду к вашему состоянию.
Управление состоянием
Те, кто достигает лучших результатов, знают все об управлении состоянием. Нервничать—это естественная реакция, и мастерство в том, чтобы заставить ваших “мурашек” ходить строем. В четвертой главе было рассказано, насколько важно разработать “состояние шестой стратегии” для любого задания, которое вы хотите выполнить с заметной легкостью и мастерством. Сейчас я вкратце опишу вам, что нужно учесть, создавая такое состояние для роли отличного специалиста по презентациям.
Идентичность
Когда вы думаете о презентации, кем вы себя считаете? Специалистом по презентации или менеджером? Когда вы перед аудиторией, вы хотите ими руководить, или делать презентацию? То, как вы воспринимаете свою роль, повлияет на ваши результаты, так что считайте себя специалистом по презентациям, когда будете работать над следующей презентацией, и заметьте, насколько изменится ваш подход.
Если бы вы вообразили себя в роли ведущего, который превосходно выступает перед большой аудиторией, как бы вы выглядели и как бы звучали? И как бы вы чувствовали себя, совершенно свободно владея вниманием большой аудитории? Переместите свои глаза “вправо вверх” и отведите немного времени на то, чтобы ассоциироваться с этим образом и усилить все субмодальности опыта, пока вы не получите чувства уверенности в себе—как профессионального специалиста по презентациям. И как раз перед тем, как это состояние достигнет пика, заякорите его уникальным стимулом. Теперь сделайте это по крайней мере еще пять раз, используя точно тот же якорь, и вы получите ресурсное состояние, которое вы можете вызывать когда угодно. Стоит еще раз пересмотреть материал по субмодальностям и якорению, чтобы лучше создать состояние с большой интенсивностью.
Ценности и убеждения
Насколько вам важно уметь делать презентацию эффективно и профессионально? Какие у вас ценности в том, что касается презентаций? Просто предположите, что вы профессиональный специалист по презентациям, которым вы можете себя вообразить. Что это вам даст, и какие последствия это вызовет в других областях вашей работы и жизни?
Ваши ответы на эти вопросы раскроют ваши ценности и убеждения, связанные с презентациями. Ограничивающие убеждения типа “я не могу этого делать”, или “я буду глупо выглядеть, делая это”, или “у меня неподходящие для этого черты характера”, укрепляет стратегию избежания. Вот где окажутся полезными ваши техники точного задавания вопросов по мета-модели, когда вы будете дробить любые свои ограничивающие убеждения. Ответьте на такой вопрос: “Что мешает вам это сделать сейчас?”. Остальное можете сделать самостоятельно.
Важно помнить, что вам нужно быть согласованным со всей своей нейрологией. Бесполезно делать только изменение убеждений, или работать только над идентичностью. Вам нужно все вместе. Когда вы сможете “почувствовать” метапрограмму “движения к”, заставляющую вас становиться более способным в выступлениях на презентациях, вы наверное, согласованы как никогда.
Как установить контакт с аудиторией
На презентации, где вы ведущий, очень важно построить и удерживать раппорт с аудиторией. В своем вступлении, после того как вы представились и сказали, кто вы и откуда, поздоровайтесь со всеми и в свое речи присоединитесь к идентичности и ценностям. Например:
“Я рад, что здесь сегодня смешанная аудитория менеджеров, технического персонала и представителей бухгалтерского дела, и я тепло приветствую вас всех. Я знаю, что производство анализатора Z200 важно для данной сферы бизнеса, и у вас скорее всего свои собственные взгляды на это. Что бы вас ни интересовало в Z200, сегодня я хотел бы ... и т. д.”
Этим вступлением вы не-конкретно присоединяетесь к идентичности и ценностям, избегая предположений о каких-то конкретных взглядах или ценностях.
Пре-фрейминг (Предварительные рамки)
Задайте рамки всей презентации. Это поможет вашей аудитории не формировать нереалистичных ожиданий, и сосредоточит их на том, на что вы хотите обратить их внимание. Предварительную рамку можно сделать так:
“Информация, которую я вам расскажу, может вызвать много вопросов. Но сегодня я здесь для того, чтобы дать вам представление о новой производственной установке. Я буду очень рад, в конце презентации, ответить на вопросы, которые прояснят мою информацию. Некоторым из вас может быть интересно узнать, как новая установка повлияет на наши операции в Европе, и отдел маркетинга вскоре подготовит информационный материал об этом.”
В этом примере предварительной рамки задаются границы ожиданий. Благодаря этому в конце презентации, отвечая на вопросы, вполне можно сказать: “Об этом вы сможете прочитать в информационных материалах отдела маркетинга”.
Физиология
Ваша физиология влияет на ваше состояние.
Ваша физиология влияет на ваше состояние, поэтому важно сохранять позу, которая выражает уверенность в себе и сохраняет ваше состояние. Для большинства людей лучше всего прямая, расслабленная поза, голова слегка поднята вверх, вы смотрите на аудиторию и устанавливаете контакт глазами с отдельными людьми. В случайном порядке выбирайте людей и держите с ними контакт глазами около 3-4 секунд. Это четко даст им понять, что вы действительно устанавливаете с ними контакт.
Дыхание
Если ваше дыхание будет ровным, слова будут произноситься ровно.
Ритм и глубина дыхания очень сильно влияют на ваше состояние. Вам желательно выйти к вашей аудитории в расслабленном состоянии, но не настолько расслабленном, что ваша речь была медленной и изнурительной. С другой стороны, вам нежелательно пробегать свой материал с головокружительной скоростью. Дышите глубоко и ровно с тем ритмом, в котором вы чувствуете себя расслабленно. Вполне можно остановиться и просто сделать несколько глубоких вдохов, чтобы поддержать свое состояние, прежде чем продолжать. Если ваше дыхание будет ровным, слова будут произноситься ровно. Если вы очень визуально ориентированы, замедлять дыхание может вам сначала показаться очень неудобным. Вы можете продолжать дыхание верхней частью груди, понемногу увеличивая продолжительность и глубину каждого вдоха и выдоха. Кинестетикам, которые дышат медленнее, может быть желательно поэкспериментировать с немного более быстрым ритмом. Каким бы ни была ваша естественная схема дыхания, выберите тот ритм, который вам удобнее, и который помогает поддерживать пиковое состояние.
Жесты
Очистите свои жесты от ненужных добавок и тренируйтесь в том, чтобы четко и точно их использовать.
Тренируйтесь в том, чтобы говорить и удобно себя чувствовать с руками по бокам. Осознавайте свои привычки суетливых движений и сознательно старайтесь от них избавиться. Класть руки в карманы и вынимать их оттуда, крутить пальцы, перекладывать бумаги, тереть руки, вертеть ручки, и тому подобные привычки. Оставьте руки в покое и двигайте их только тогда, когда у вас есть четкая цель для этого, например поменять слайд или сделать жест. Все мы используем те или иные жесты, и они в основном порождаются в подсознании. Многие из них привычны. Осознавайте свои привычные жесты и специально встраивайте новые в свои презентации. Очистите свои жесты от ненужных добавок и тренируйтесь в том, чтобы четко и точно их использовать. Ваша аудитория заметит неряшливые жесты.
Используйте свои кисти, руки, голову и любые другие части тела, чтобы донести смысл, или даже заякорить состояние вашей аудитории. Если вы можете рассказать какие-то юмористические рассказы, вы можете заякорить состояние улыбки у вашей аудитории, выбрав уникальное место, в котором вы стоите, и сделав уникальный жест, рассказывая самое смешное. Становитесь в то же место и делайте тот же жест с уникальным тоном и высотой голоса каждый раз, когда вы рассказываете самое смешное. Тон и высота голоса—это мощные якорящие стимулы.
Исследуйте якорение других состояний, например любопытства, интереса или согласия вашей аудитории. При качественном и точном использовании якорение—это превосходная техника для создания интенсивных состояний у вашей аудитории.
Голос
У голоса есть определенный диапазон тона, высоты, звучности, темпа и громкости. Хороший специалист по презентациям использует весь диапазон голоса для подчеркивания каких-то моментов. Сочетайте голос с позой тела и жестами, чтобы создавать насыщенные сообщения для вашей аудитории. Возьмите себе за правило слушать популярных ведущих и ораторов, и замечать, как они используют свой голос для создания разных эффектов. Тренируйтесь в том, чтобы менять свой голос, отражая тот тип выделения, который вам нужен. От глубокого, громкого голоса для подчеркивания серьезного момента, переходите к более мягкому, тихому, голосу, привлекая внимание аудитории к маленькой, но важной детали. Исследуйте имеющийся у вас диапазон и составляйте впечатляющие сочетания голоса и жестов для своей следующей презентации.
Как справляться с вопросами слушателей
Есть три основных требования для ответов на все вопросы:
1. Никогда не отвечайте на вопрос прямо, пока вы не определите лежащее в его основе намерение. Отличайте “процесс” вопроса от содержания.
2. Будьте в состоянии полного “аптайма”, когда вам задают вопрос, чтобы повысить свою остроту восприятий, замечая бессознательные процессы общения в физиологии и особенностях голоса.
3. Сохраняйте эмоциональную отстраненность. Если у кого-то есть вопрос—прекрасно, займитесь им. Оспаривается информация, а не вы сами. Если вам задают прямой личный вопрос, может быть лучше заняться им после презентации.
Определить намерение в основе вопроса довольно просто. Иногда спрашивающий выдает его вам, например: “Я недавно начал работу в этой области, и мне было бы полезно больше узнать об этом предмете. Что такое ... ?” А некоторые не настолько любезны, и просто задают вопрос: “Почему А значит, что Б неудовлетворительно?”
Этот вопрос “Почему” может быть прямым или нет—на всякий случай задайте вопрос: “Прежде чем я объясню это вам, мне хотелось бы знать уровень вашего интереса к этой области.” Ответ на этот вопрос раскроет намерение, лежащее в основе первого вопроса, и вы сможете конкретнее ответить человеку.
Некоторым людям нравится получать обратную связь насчет природы их вопроса. Это люди с “внешними стандартами”. Вы можете доставить им удовольствие, сказав: “Это очень удачный вопрос—спасибо, что задали его”, или какой-то другой вариант этих слов.
Гипотетические и оценивающие вопросы
“Какого вы мнения о ...?”
“Что может произойти, если?”
“Как вы думаете, какие здесь перспективы?”
Вы можете выбирать самые разные ответы на эти вопросы, большинство из которых—возвратить вопрос обратно, как бумеранг. Например:
“Я здесь не для того, чтобы высказывать свое мнение, а чтобы излагать факты. У вас есть какое-то свое мнение, которым вы хотите поделиться с аудиторией?”
“Это интересная идея. Давайте попробуем в ней разобраться. Если А сделает Б, как вы думаете, что может произойти?”
“Я не знаю ответа на этот вопрос. Интересно, если ли ответ у кого-то в аудитории. Кто-то готов рискнуть?”
“А как вы думаете?”
Вопросы и заявления запутавшихся
“Как вы сказали, для чего желтая полоска?”
“Это не стыкуется с тем, что говорили раньше.”
“Как это прибыль в этом году больше прошлогодней, когда всем известно, что объем продаж упал?”
Для вопросов такого типа вам, наверное, пригодится рамка “обратного прослеживания”; и возможно, “укрупнение” на более высокий уровень. Например:
“Давайте вернемся к тому, что я говорил. Я рассказывал об идее ...”
“Я вернусь к пройденному, чтобы увязать это со сказанным раньше. Понятие желтой полоски ...”
“Чтобы объяснить это, разрешите мне прежде всего прояснить уже сказанное. Общая прибыль за прошлый год ...”
Личная атака
"Как можно доверять это среднему звену менеджеров?"
"Почему вы считаете, что инженеры способны это делать?"
С личными атаками легко справляться. Вам нужно направлять критику перенаправить критику от человека на предмет. К тому же полезна техника укрупнения, например:
“Доверие. Мы все могли бы больше доверять, и будет важно доверять процедуре, которую разработает производственная рабочая группа.”
“Эта компания обязана своим успехом способностям ее работников. Эти способности нужно постоянно развивать.”
Прямое оспаривание
"В чем суть всего этого?"
"Я не понимаю, что от этого меняется."
"Все это уже было испробовано—и не сработало."
Такие вопросы указывают на то, что человек не согласился с вашими идеями из-за какого-то своего убеждения, которого он придерживается. Вам нужно выбрать один из двух ответов.
1. Подтвердить, что вы поняли замечание/предложение и идти дальше
“Я понимаю, почему вы так говорите, но сейчас не лучшее время это обсуждать. Я буду рад поговорить об этом после презентации.”
2. Расшатайте убеждение
“Это одна из точек зрения на эту программу. Скажите, как вы думаете, что произойдет, если не делать изменений?”
“Что может помочь вам понять это?”
Как использовать свое тело
Иногда ваше тело—очень полезный инструмент для того, чтобы справляться с людьми, которые одержимы своим “я”. Эти люди часто испытывают потребность показать аудитории и ведущему, что они эксперты по данному предмету. Всегда избегайте ввязываться в технический спор. Никогда не вставайте в защитную позицию. Придерживайтесь процесса, используя описанные в этом разделе техники, а чтобы усилить воздействие, располагайтесь как можно ближе к задающему вопрос. Благодаря этому он окажется в центре внимания, а это неудобное место для большинства людей. Использование одновременно с этим уверенных жестов еще больше усилит воздействие.
Как эффективно справляться с вопросами—это вопрос процесса. Этот процесс состоит в том, чтобы:
1. Подтвердить понимание вопроса.
2. Распознать намерение в основе вопроса.
3. Решить, заниматься им сейчас или позже.
4. Выбрать рамку информации для ответа на вопрос.
- Обратное прослеживание.
- Оспаривание соответствия.
- Подтверждающие признаки
- Желаемый результат.
- Экология.
- Как-будто.
5. Выбор стратегии:
- Бумеранг.
- Укрупнение.
- Перенаправить критику от человека на предмет.
- Поколебать убеждение.
И в заключение один совет, который поможет вам проводить эффективные презентации, и который важнее всего. Тренировка. Это как езда на велосипеде, сначала немного неудобно, а через некоторое время становится привычкой. Тренируйтесь самостоятельно. Наблюдайте свою физиологию в зеркале, и записывайте свой голос, чтобы заметить его характеристики. Прорепетируйте свою следующую презентацию, как актер репетирует пьесу. Через некоторое время воздействие на большую аудиторию с помощью корпоративной презентации станет для вас вполне естественным. Возможно, вы выберете только одну или две техники, чтобы потренировать их для своей следующей презентации. Осваивайте это постепенно.
Цель самого красноречия—не достичь правды, а убедить.
Лорд Маколей
(1800-59)
Английский историк
Раздел 4. Инновация
Глава 11. Личное творчество
Что такое творчество и новаторство?
Помехи новаторству и творчеству
Типы проблем в организациях
Зрительное воображение
Ваше естественное состояние творчества
Как снять свои блоки
Развитие творчества
Привычные процессы мышления / Действия “во-времени” / Убеждения и ценности / Речь / Сужающиеся проблемы / Разветвляющиеся проблемы / Эмоции / Питание / Связь физического и умственного
Воображение—это не талант избранных, а здоровье каждого.
Ральф Уолдо Эмерсон
(1803-82)
Американский писатель, поэт и философ
Две главы этого раздела посвящены применению многих описанных в предыдущих главах техник для стимулирования создания новых идей. Возможно, вы уже понимаете, пройдя этот материал, что вся суть НЛП в творчестве и инновации—как использовать разные способы мышления, чтобы достигать разных результатов. Информация в этой книге была представлена вам в контексте управления собой и ресурсами своей организации. Этот раздел знакомит вас с такими сочетаниями техник, которые особенно эффективны при создании новаторских идей для решения распространенных проблем организаций.
Что такое творчество и инновация?
Творить означает создавать, а “инновация” означает нововведения.
“Лучший способ получить хорошую идею—это получить много идей.”
Творить означает создавать, а “инновация” означает нововведения. Так что по этим определениям возможно создание многих далеко не новаторских вещей. Создание тысячи похожих идей не приведет вашу организацию или отдел на новый уровень, тогда как одно нововведение может, а правильное нововведение сделает это. Лауреат Нобелевской премии Линус Полинг сказал: “лучший способ получить хорошую идею—это получить много идей.” Так что заниматься творчеством—это путь к тому, чтобы заниматься инновацией.
Абсолютно новые идеи для инновации встречаются редко, но есть много существующих идей, которые можно взять из одного контекста и приспособить для другого. Например, рассмотрим привилегию на продажу товара со скидкой. Самая первая такая привилегия была новшеством в способе развития и управления бизнесом, но эта идея уже использовалась некоторое время в другом контексте, как привилегия юридической неприкосновенности или освобождения от налогов. Прежде чем знакомиться с техниками, стоит затратить время на то, чтобы выявить препятствия.
Препятствия творчеству и инновации
Сейчас я расскажу вам о четырех основных препятствиях, которые, по моему опыту, являются основными ограничениями для творческого мышления и выработки новаторских идей.
Привычные процессы мышления
Я заметил, что там, где сама природа работы требует быстрого мышления, и где результативность измеряется во времени, которое требуется для перемещения от проблемы к решению, иногда есть тенденция слишком быстро переходить от проблемы к решению. Это особенно остро выражено, если слышишь, что проблемы описываются в виде решений.
Пример этого—ограничение способности повысить производство из-за того, что оборудование максимально загружено. Сказать “нам нужно затратить средства на дополнительную производственное оборудование” означает определить решение, и тем самым блокировать выработку любых других решений. Полезнее сказать: “мы работаем, полностью загружая оборудование”, и открыть возможности для создания более широкого выбора решений, например: заключить контракты на дополнительную работу вне предприятия, использовать сезонные колебания спроса, сократить количество доработок, и так далее.
Вы можете расширить свой взгляд на проблему, разными способами ее себе представляя.
Привычные процессы мышления ограничивают перспективу (см. рисунок 1.1). Вы можете расширить взгляд на проблему, разными способами ее себе представляя, и техники этой главы предназначены именно для этого.
Перспектива
Проблема
Узкая перспектива привычного мышления
Широкая перспектива гибкого мышления
Решение Решение Решение Решение Решение
Действия “во-времени”
Вы когда-нибудь наблюдали за группой одиннадцатилетних мальчиков, играющих в футбол? Они настолько увлекаются игрой, что все вместе бегут за мячом, где бы он ни оказался. Нет никакого плана, кроме того, чтобы получить мяч, ударить по нему в общем направлении цели, и бежать за ним. Когда они взрослеют, они открывают для себя тактику и стратегию.
Некоторые люди работают таким образом. Они полностью поглощены тем, что они делают, и почти не тратят время на рефлексивное * обдумывание. Они находятся “во-времени” (см. главу 2, рисунок 2.4), и их стиль мышления зависит от того, что происходит. Вы можете заметить тех, кто мыслит действиями, в тот момент, когда они изучают новую компьютерную программу. Они предпочитают поиграться с ней, а не читать руководство. На протяжении рабочего дня они почти автоматически взаимодействуют с событиями, почти без никаких рефлексивных мыслей во время каждого вида работы.
Находиться “во-времени” может быть очень занятно, и это может прекрасно побуждать к действиям, но чтобы расширить свои взгляды на проблему, нужно переключаться между “во-времени” и “через-время”. Состояние “во-времени” может иметь свои преимущества в решении проблем. Одно из них—склонность высказывать импровизированные мгновенные замечания, которые полезны при мозговом штурме в группах.
Убеждения и ценности
У каждого есть способность создавать и вносить новое.
Вопреки мнениям некоторых людей, люди, занимающиеся маркетингом, не имеют монополии на творчество и инновацию. Не имеют ее и художники, поэты, ученые и режиссеры. У каждого есть способность создавать и вносить новое, и начать усовершенствования нужно с того, что исследовать свои убеждения. Если вы считаете, что вы не творческий человек, или что у ваших творческих способностей есть ограничения, то именно так вы скорее всего и живете.
Ограничивающее убеждение может мешать вам развивать свои способы творческого мышления—так что поменяйте их на убеждения, которые будут поддерживать и поощрять вас расширять свои взгляды на проблемы. Вдобавок стоит проверить свою идентичность и ценности. Если для вас не ценно быть творческим, вы вряд ли направите энергию на развитие своих творческих способностей. Аналогично, если вы не связываете себя с инновацией как частью своей идентичности, это может серьезно мешать творческим способностям.
Речь
Какой язык предпочитают люди в вашей организации?
Для творчества и инновации нужно любопытство, для которого есть язык—язык вопросов. В организациях есть еще один язык—язык действий. Во время вашего следующего дня на работе замечайте, что люди говорят, и как часто используется каждый язык. Можно провести связь двух этих языков с метафорой из первой главы, в которой язык действий используется людьми, реагирующими “поражением”, “простейшей реакцией” и “словесными ухищрениями”, а язык вопросов используется людьми, реагирующими с “любопытством”. Какой язык предпочитают люди в вашей организации?
Язык действий заключается в диалоге, тема которого—делать, достигать, анализировать, оценивать, полезность и необходимость. Язык любопытства менее конкретен, и больше связан с созерцанием, воображением, и возможностями. Есть место и время для обоих этих языков, но в некоторых организациях вознаграждаются только действия, так что люди затрачивают все свое время на действия, и совсем мало времени на обдумывание и любопытство. Я продолжу тему важности речи, говоря о стилях мышления и разных типах проблем в организациях.
Типы проблем в организациях
Я хотел бы выделить только две категории проблем—сужающиеся и разветвляющиеся.
Сужающиеся проблемы
К этой категории относятся многие из повседневных рабочих проблем, которые на первый взгляд могут казаться сложными и неоднозначными, но на самом деле для их решения нужен только логический процесс мышления. Эти проблемы находятся в относительно небольшой части общей системы организации, и их можно аккуратно направить к конкретному решению. Для сужающихся проблем легко разработать методики. Можно разработать формулу для решения будущих случаев сужающихся проблем. На рисунке 11.21 показана сужающаяся проблема. Заметьте свой стиль мышления при ее решении.
Проблема сужающегося типа
Найдите недостающий квадрат
А Б В Г Д Е Ж З
Какой процесс мышления вы использовали для решения этой проблемы? Многие начинают с того, что сравнивают квадраты. Для решения этой проблемы нужна формула или процедура, основанная на отношениях. И проблема, и решение содержатся в представленной рамке информации. Нужная вам формула: слева направо, начиная с верхнего левого квадрата X (первый квадрат) + Y (второй квадрат) = Z (третий квадрат), и пятнистый круг поместить на второй план. Правильный ответ—квадрат В.
Вы можете себе представить, как трудно было бы это решить, если каждый квадрат был бы частью набора из десяти квадратов с немного отличающимися рисунками, и были бы еще девять людей, которые просили бы вас помочь решить похожую проблему? Вот здесь обретает смысл идея разветвления.
|