Оэри Сибилл "Мать. Архетипический образ в волшебной сказке"

Мать дает жизнь. Но еще с древних времен люди знали, что материнское начало несет также и смерть, поэтому материнскую фигуру называли ужасной матерью.

Метафора отравления ужасной матерью может иметь много разных смыслов. Зачастую таким скрытым способом, т. е. косвенным путем, в виде невротического заболевания, может мстить бессознательное за то, что сознание не принимает его всерьез. Тогда оно порождает мучительные симптомы, чтобы отравить человеку то удовольствие, которое он мог бы получать от жизни.

Женщины, которые не знакомы со своей собственной Тенью, тем не менее часто отмечают у других людей мельчайшие недостатки и постоянно на них играют. Творческие люди особенно страдают от воздействия такого яда, ибо они более ранимы по сравнению с обычными людьми.

Загадка

Краткое содержание

Жил был королевич. Захотелось ему поездить по белу свету, и взял он с собой в дорогу одного только верного слугу. Однажды попали они в дремучий лес; стало смеркаться, и нигде они не могли найти себе ночлега. Вдруг они увидели девушку, которая направлялась к маленькой избушке. Королевич спросил у нее разрешения переночевать в этой избушке. В ответ девушка вздохнула и предупредила, что ее «мачеха занимается колдовством и чужим людям добра не делает». Но принц не побоялся и вошел в избушку. Старуха сидела в кресле у очага и глядела своими красными глазами на входящих. «Добрый вечер, – сказала она, картавя, и ласково предложила, – ложитесь себе и отдыхайте». А дочка предупредила приезжих, чтобы они ничего не ели и не пили, так как старуха варит волшебное зелье.

На следующее утро приготовились они к отъезду, а старуха тут и говорит: – Погоди маленько, я хочу принести вам на прощанье вина.

До того, как она принесла вино, королевич успел ускакать, а слуга остался один; тут и явилась злая ведьма со своим зельем. «Передай это господину», – сказала она. Но в этот миг пузырек лопнул, и брызнул яд на коня, и был яд такой сильный, что конь тотчас пал замертво наземь. Слуге не хотелось бросать седло, и он кинулся назад, чтобы его забрать. Но когда он подошел к мертвому коню, на нем уже сидел ворон и клевал труп. Слуга убил ворона и взял его с собой.

Королевич со слугой пробирались через лес целый день, но никак не могли из него выбраться. С наступлением ночи они разыскали харчевню и вошли в нее. Слуга отдал ворона хозяину харчевни, чтобы его приготовили на ужин. Однако попали они в разбойничий притон. И темной ночью явились двенадцать разбойников и решили убить и ограбить заезжих людей.

Но прежде чем приступить к делу, они сели за стол ужинать; хозяин и другая ведьма подсели к ним и съели вместе с ними миску похлебки, в которой был сварен ворон. Но только проглотили они по куску, как тотчас упали замертво, так как к ворону перешел яд от конского трупа. И осталась в доме только дочь хозяина; была она девушка честная, и в злых делах участия не принимала. Она открыла незнакомцу все комнаты и показала ему груды сокровищ. Но королевич сказал, что он ничего из этих богатств не хочет, и поскакал со слугой дальше.

Наконец, они прибыли в один город, где жила прекрасная, но гордая королева. Она объявила всем, что тот, кто загадает ей такую загадку, которую она не сможет разрешить за три дня, станет ее мужем; а если она разгадает загадку, то тому человеку срубят голову.

Ослепленный ее красотой, королевич решил рискнуть своей жизнью. Он пришел к королевне и задал свою загадку:

– Что значит, – сказал он, – один не одолел никого, но при этом одолел двенадцать?

Она не знала, что это такое, и не могла найти разгадки во всех своих книгах. Не зная, как быть, она приказала своей служанке пробраться тайком в спальню приезжего господина и послушать: может быть, он разговаривает во сне и выдаст свою загадку. Но умный слуга лег вместо господина, а когда явилась служанка, он сорвал с нее покрывало и палкой прогнал ее из комнаты.

На другую ночь послала королевна свою камеристку, но и с нее сорвал слуга покрывало и прогнал ее палкой. И вот королевич решил, что на третью ночь он может быть спокоен и улегся в постель. Но явилась сама королевна, закутанная в серое покрывало, и уселась с ним рядом. Она подумала, что он уже уснул, и с ним заговорила, но он бодрствовал и все слышал и понимал очень хорошо. Она спросила:

– Один не одолел никого, это что значит? Он ответил:

– Это ворон, который клевал мертвого отравленного коня и погиб из за этого.

Затем она спросила:

– А одолел двенадцать, это что значит?

– Это двенадцать разбойников, съевших ворона и оттого погибших.

Узнав разгадку, она хотела незаметно выбраться из комнаты. Но он крепко ухватился за покрывало, и оно осталось у него в руках.

На другое утро королевна объявила, что загадку она разгадала, велела позвать двенадцать судей и в их присутствии назвала ответ. Но королевич попросил выслушать его и сказал, что она подкралась к нему ночью и выведала ответ. В качестве доказательства слуга принес три покрывала, и когда судьи увидели серое, как туман, покрывало, которое обычно носила королевна, они сказали: «Пусть это покрывало вышьют золотом и серебром и будет оно свадебным одеяньем».

Эту сказку можно разделить на три эпизода; в каждом из них главному герою грозит опасность. В первом его может отравить ведьма (т. е. темная материнская фигура), во втором – его могут убить и ограбить разбойники, которые символизируют теневые элементы, а в третьем – он может погибнуть от рук королевны, которая воплощает образ анимы.

В начале сказки королевич отправляется в долгое странствие. Так как главный герой – мужчина, проблема, которая представлена в сказке в символической форме, в основном духовная. Но такую проблему можно решить, только установив связь с бессознательным и со своей анимой, на поиски которой и отправился королевич. Об этой цели в начале сказки не говорится прямо, но о ней вполне можно догадаться, ибо сказка заканчивается, как только эта цель достигается. Следует вспомнить о том, что все сказочные персонажи, включая главного героя, представляют собой образное воплощение разных тенденций, существующих в психике человека. Мужчина, который хочет найти контакт с анимой, по сути, стремится установить связь с бессознательным, которое должно помочь проявиться его творческим способностям. Сначала королевич заблудился в лесной чаще, т. е. в дебрях бессознательного. Ему грозит опасность остаться в первобытном мраке и навсегда исчезнуть из жизни.

Здесь же таится угроза быть раздавленным содержанием бессознательного, ибо он не знает к нему правильного подхода. В этой опасной ситуации королевич встречает прекрасную девушку; на языке символов это означает его первую встречу с анимой. Но эта девушка непосредственно связана с ведьмой, которая представляет для юноши смертельную угрозу, поэтому встреча с ней небезопасна для него. Девушка сама предупреждает королевича о кознях своей страшной мачехи, которая занимается черной магией. Это колдунья, которая варит ядовитое зелье, а потом подмешивает его в пищу, т. е. она делает что то плохое, а затем тайком добавляет его в хорошее.

В образе девушки, в символическом образе анимы, воплощаются не только эмоции мужчины, но и его интуиция, которая позволяет узнать об опасностях бессознательного и указать на них королевичу; прежде всего она предупреждает юношу, чтобы он не ел и не пил ничего, что ему предложит старуха. Ужасная мать не поможет ему насытить голод: предлагаемая ею пища несъедобна.

Яд приготовлен ведьмой, которая живет в лесной чаще, а значит, является воплощением самой природы и природных явлений. Королевич мог бы отведать отравленной пищи и умереть. Хотя на глубинном уровне природа и дух не являются непримиримыми противоположностями, на некоторых стадиях развития культуры существовало враждебное духу стремление к природе, т. е. такой тип ментальности, который во всем ищет причастность к «природе».

Люди с такой установкой, рассказывая о глубинном духовном опыте или психическом напряжении – • своем или других людей, часто их принижают, не понимая или совершенно обесценивая такие переживания. Можно привести следующий пример: если у человека есть подлинное духовное влечение, а что то внутри него говорит: единственная цель твоей страстной увлеченности – извлечь максимум денег или пустить людям пыль в глаза, то весь его энтузиазм может сразу иссякнуть. То же самое происходит с сильной эмоцией, которая может исчезнуть, если человек уверен в том, что она – всего лишь сублимация его сексуальной энергии и больше ничего.

Разумеется, никому не следует забывать о своих природных корнях, но навязывание одностороннего видения мира, т. е. взгляда с позиции природы, может отравить психику. То, что Природа Мать выбирает яд для достижения своих деструктивных целей, указывает на скрытое, почти неощутимое влияние речевых высказываний, в которых выражается эта установка.

Королевич из нашей сказки был достаточно умен, он прислушался к предупреждениям и вовремя избежал опасности, но его слуга оказался гораздо менее смышленым. В образе слуги можно распознать некоторое упрощение образа королевича. Сам слуга не выпивает яда, но он гораздо медлительнее и менее внимателен, чем королевич, а потому брызги яда попадают на его коня и конь гибнет.

Образ лошади символизирует жизнеспособность человека, в основном его жизненную энергию. Если всадника и лошадь рассматривать как единое целое, то лошадь символизирует животную часть психики. Ее смерть, психологически означающая утрату связи с инстинктивной сферой, что эквивалентно состоянию невроза. Вполне возможно, что архетип Природы Матери искушает человека, чтобы тот переоценил инстинктивную сторону жизни, но такая переоценка может разрушить личность, так как нормальная жизнедеятельность требует точного соблюдения равновесия.

В народных сказках в жилищах ведьм часто обитают животные; но ведьмы обращаются с ними жестоко, а иногда даже убивают. Это символическое отражение излишней склонности людей к инстинктивной стороне эроса, что рано или поздно приводит к импотенции. Односторонняя материалистическая установка может истощить энергию. Живя в эпоху развития науки и связанного с нею материализма, многие идут на такой риск, но совершенно не осознают возможных последствий.

Так как пал не конь королевича, а конь его слуги, психологически ситуацию можно описать так: хотя человек сознательно может сопротивляться действию психологического яда, все равно существуют более глубокие бессознательные уровни бытия, на которые воздействует этот яд. Таким образом, теряется часть того жизненного энтузиазма, подобного скачущему коню, который перемещает человека в пространстве.

Затем яд коня поражает ворона, который клюет его труп. Эта птица символизирует содержание психики, более далекое от сознания, чем содержание, которое символизирует конь. Среди прочих значений образа ворона выделяется одно – символ дьявола, а в алхимии – темная сторона духа Меркурия89. Обладая крыльями, он имеет нечто общее с полетом мысли и интуицией. И то, и другое подвергаются смертоносному воздействию, ибо никакая духовность не может выдержать безжалостного отношения ведьмы. В данном случае ее жертвой становится зло, дьявольский дух90. Чуть позже у нас будут все основания убедиться в том, что Природа Мать убивает темных персонажей так же легко, как светлых.

Слуга поступил слишком опрометчиво, взяв ворона, чтобы съесть его во время путешествия. Видимо, он не понял, что птица отравлена. Снова проявляется его невежество в отношении действия зла, но, как иногда случается, человека спасает его ошибка, которую он совершает либо по глупости, либо по невниманию. Благодаря его ошибке мертвый ворон, пропитавшийся ядом ведьмы, отправляет на тот свет двенадцать разбойников.

На следующий вечер королевич и слуга добрались до харчевни, где, кроме ее владельца и второй ведьмы, жили эти двенадцать грабителей. Нет ничего удивительного в том, что с ними живет другая ведьма, которая до сих пор никак себя не проявила; нашему герою очень повезло, что он ускользнул из ее лап целым и невредимым. По сути, вторая ведьма, которая живет среди разбойников, опаснее первой. В народных преданиях ведьмы часто живут вместе с разбойниками и грабителями. Они воплощают жестокую, маскулинную сторону Земной Матери, побочное деструктивное влияние ее материалистической установки. Как мы уже знаем, ввиду того, что эта установка имеет свойство обесценивать все духовное, она оказывает пагубное воздействие, которое проявляется не сразу, как и действие яда; рядом с ней сосуществуют и другие деструктивные тенденции, которые выражены в образе двенадцати разбойников.

Психологический смысл всего этого заключается в еле дующем: мужчина с его опорой на материализм теряет связь с психикой; психологически это означает, что он «утрачивает свою сообразительность». Отрицая любую ценность, которую он не может проверить на ощупь или измерить, он утрачивает связь с глубинными уровнями своей психики. Единственное, что у него остается, – это его сознание, центром которого является Эго, но при этом ему часто угрожает очень опасная, в силу своей независимости, Тень. Например, он может оказаться одержимым бессознательной, пагубной для него амбициозностью или испытывать неудовлетворенность жизнью. Из за отсутствия связи с духовной сферой ему нечем уравновесить и ограничить свои телесные влечения. Для материалиста дух означает лишь самодостаточный интеллект, управляемый сознанием. Мы обнаружим такую духовность в образе чрезвычайно умной принцессы анимы.

Но сначала королевичу предстоит преодолеть опасность, связанную с мощной автономной Тенью, воплощенной в образе двенадцати разбойников. Воздействие такой Тени, многократно превосходящей человеческую энергию, может истощить человека, помешать его развитию, так как Тень остается бессознательной и обладает страшной силой. Королевича и его слугу спасает от гибели только благоприятное стечение обстоятельств.

В чем заключается психологический смысл убийства этих разбойников Природой Матерью? Вообще темные стороны и наклонности человека не защищают егоот разрушительного воздействия материализма. Односторонняя установка темной матери, обесценивающей все, что связано с духовностью или душой, настолько смертоносна, что уничтожает даже созданную ею же Тень. С этой точки зрения все становится столь прозаичным, столь приниженным, что умирает в первую очередь от собственной бессмысленности. Именно поэтому умирают и разбойники, вкусившие яда ведьмы. Чтобы влечения имели смысл, им требуется одухотворенность.

По сути, вместе с разбойниками ведьма убивает и себя, ибо вторая ведьма, которую можно считать двойником первой, ест отравленный суп и умирает. Это может означать уничтожение бессмысленной односторонности материализма, так как потребность человека в поиске смысла и духовных ориентиров укоренилась в нем глубоко.

Главная проблема для многих людей состоит в том, что им следует найти собственный путь к ценным для них идеям91. Здесь им могла бы помочь религия, но в наше время люди в своей массе отошли от традиционной религиозной веры; им нужно искать новый путь к подлинному источнику религиозных идей и образов. Им нужно получить свой доступ к бессознательному, так как именно здесь находится источник духовных образов, а не только инстинктивных влечений.

У мужчины источником таких идей является анима. Ее позитивная сторона заключается в соединении мужчины с его бессознательным. Она указывает ему путь, по которому он может прийти к своей духовности. Вероятно, именно по этой причине сказка не может закончиться смертью ведьмы и ее подручных, поскольку проблема материализма и связанной с ним Тени остается неразрешенной до тех нор, пока главный герой не завоюет свою аниму, преодолев ее негативную сторону. В этом и заключается основная тема последней части сказки.

После смерти ведьмы и разбойников дочь хозяина харчевни открывает все комнаты и показывает королевичу груды сокровищ, но тот отказывается от богатств и вместе со слугой скачет дальше. Он торопится пройти следующее испытание – встречу с прекрасной, но гордой королевной. Она символизирует фигуру анимы, которая всегда права. Он должен загадать ей загадку, которую та не сможет разгадать: тогда анима станет более скромной.

Знать все обо всем – типичное свойство женщины, одержимой анимусом; но, рассматривая данную сказку преимущественно с точки зрения мужской психологии, мы увидим прежде всего проблему опасного интеллектуального высокомерия, другими словами, аниму, одержимую анимусом. В таких случаях мужской интеллект используется уже не для того, чтобы найти истин) , а, например, для удовлетворения собственного тщеславия. Анима, которая полагает, что все знает, может просто погубить мужчину, так как мешает ему обратиться к его подлинной духовности. Мы уже говорили, что психологически это может восприниматься как результат порожденного темной матерью материализма, ведущего к фрагментации психики. Можно себе представить мужчину, утратившего связь с бессознательным, который продолжает считать, что все знает о своей психике; он совершенно не осознает, что все его знания – только теория92.

Мужчина может делать теоретические обобщения, только если обладает реальным опытом психологического самопознания. Прежде всего это относится к королевичу, который пробрался через дремучий лес бессознательного и столкнулся с большой опасностью в образе ведьмы и разбойников. Теперь ему нужно покончить с гордыней своей (подверженной инфляции) анимы, загадав ей загадку, которую та не сможет отгадать. Содержание загадки относилось к яду ужасной матери и его скрытому воздействию: «Один не одолел никого, но при этом одолел двенадцать». Только с помощью интеллекта эту загадку отгадать невозможно; для этого нужно обладать соответствующим опытом.

Королевна пытается хитростью узнать тайну королевича, когда тот спит, т. е. пребывает в бессознательном состоянии. Но юноша лишь притворяется обманутым и, чтобы иметь доказательства ее хитрости, сохраняет у себя ее серое, как туман, покрывало, которое она использует как «дымовую завесу». Королевна стремится скрыть свидетельствующие против нее факты. Но ей все же пришлось вышить покрывало золотом и серебром, чтобы сделать из него свадебное одеянье. Отказавшись от своей гордыни, королевна занимает предназначенное ей место. Став фемининной составляющей королевской четы, она привносит в нее чувственность и интуицию, необходимые королю, чтобы обрести целостность и установить связь со своей психикой и скрытыми в ней образами.

Основная цель нашей интерпретации этой сказки заключается в том, чтобы понять психологическое значение яда, главного оружия ужасной матери. Здесь яд становится крайне эффективным смертоносным средством. Но, с другой стороны, он может поразить и злейшего внутреннего врага мужчины. Опыт обращения с ядом вырабатывает у него способность преодолевать интеллектуальные искушения, исходящие от анимы; он проникает в таинства жизни гораздо глубже, чем это делает она.

Только благодаря своему опыту общения с ведьмой главный герой может трансформировать свою аниму и интегрировать ее, одержав над ней победу. Ее пагубное интеллектуальное высокомерие сменяется истинной связью с психикой. Именно эта связь может служить мужчине единственной гарантией его решительной победы над ядовитыми аспектами Великой Матери.

10. Мать как судьба

Архетипы коллективного бессознательного – это не теоретические конструкты, а судьбоносная жизненная реальность. Многие люди не могут этого понять, потому что отождествляют себя со своими бессознательными импульсами. Они считают, что живут своей собственной жизнью, не осознавая, что по большей степени являются лишь посредниками, через которых осуществляется жизнь природы. С точки зрения психологии, их поступки в основном являются результатом автономной психической деятельности, с точки зрения религии – это деяния Бога или дьявола. Как правило, людей не интересуют все те мощные внутренние силы, которые формируют их личность. Но только при наличии такого интереса они смогут почувствовать реальность архетипов.

Например, в какой то период жизни человек может чем то заинтересоваться; потом этот интерес постепенно пропадает. Человек не понимает, как это происходит. Ему просто не хватает энергии, чтобы поддерживать этот интерес. Разумеется, у него всегда имеется удобное и правдоподобное объяснение всему этому. Человеку не приходит в голову подумать о том, что в какой то части его психики, не связанной с сознанием, сначала возник острый интерес, но затем возникло другое влечение, загасившее этот первоначальный интерес.

Только первобытные люди, которые верят в демонов, способны к такому мышлению. Мы уже больше не верим в демонов, хотя это могло бы как то помочь, ибо не сам человек возбудил свою страсть и не сам ее подавил. С одной стороны, мы должны согласиться, что он не делал этого сознательно, но, с другой стороны, даже с нашим обостренным чувством внешней реальности мы не можем обнаружить там никаких демонов. Остается предположить, что на человека влияет что то бессознательное: он следует определенным установкам, так как у него нет никакого выбора. В этом можно убедиться, попробовав прервать самоидентифицикацию со своими бессознательными импульсами.

Если бы мы стали исследовать сновидения человека, рассматриваемого нами в качестве примера, то, вероятно, обнаружили бы следы деятельности темной женской фигуры, а именно – Земной Матери, вечного врага духовности; именно она, принимая образ злой колдуньи, часто заставляет главного сказочного героя погрузиться в глубокий сон. Если человек, оказавшийся ее жертвой, прекратит обращать внимание на происходящее, может быть, ему удастся совладать с собой и сохранить душевное равновесие. Он по прежнему будет казаться себе психически цельным человеком, действующим по собственной воле и по собственному разумению. Но если человек ничего не знает о тех силах, которые в действительности определяют его хорошие и плохие поступки, то это совсем не означает, что таких сил нет.

Напротив, их воздействие будет намного сильнее, если они остаются неопознанными. Эти созидающие и разрушительные силы присутствуют в жизни каждого человека. Пока их воздействие не слишком велико, они могут оставаться незамеченными, но следует отметить, что многие люди не обращают на них внимания даже тогда, когда они начинают угрожать их жизни, ибо людям не хватает мужества принять тот факт, что эти силы им неподконтрольны. Именно поэтому многие люди имеют только теоретическое представление об архетипах и не могут их ощутить или прочувствовать.

Французы, похоже, верят, что могут даже создавать свои сны, ибо говорят: «J'ai fait un reve»93. В Америке есть люди, которые верят, что силой воли они могут повлиять на свои сны. Таким образом, наши ошибочные убеждения в превосходстве Эго распространяются даже на нашу жизнь во сне. Пока человек не избавится от этой наивной установки, архетипическая реальность останется для него загадкой.

Юнг прилагал много усилий, чтобы помочь современному человеку избавиться от предрассудков, мешающих ему открыться для переживания надличностных феноменов, так как понимал, что вопрос осознания для нашего современника – это вопрос жизни и смерти. Этого можно добиться, переводя в сознание психическое содержание сновидений и фантазий, которые рождаются отчасти на уровне индивидуальной психики, а отчасти на более глубоких архетипических уровнях. Архетипическими называются автономные, независимые от Эго процессы, протекающие внутри психики со скрытой закономерностью; эти процессы гораздо сильнее нас. До тех пор пока в нашу жизнь не вторгнется созидательный или разрушительный архетип, мы не сможем осознать влияние первообраза. И только впоследствии мы сможем понять, что сила психического отличается от силы Эго.

Среди архетипов бессознательного особая роль принадлежит архетипу матери, тесно связанному с предопределенностью человеческой судьбы; именно поэтому мифологические образы судьбы обычно являются женскими, а часто – материнскими. В древней Греции считалось, что судьбу каждого человека определяют три Мойры. У Гесиода есть подробное описание этих богинь, плетущих нити судьбы. Первая – Клото, «прядущая», вторая – Лахесис, «отмеряющая жребий» и третья – Атропос – «неизбежность или неотвратимость». Последняя богиня ножницами перерезает нити человеческой судьбы. Первая богиня – доброжелательная мать, которая дарит жизнь; вторая богиня дает человеку определенные возможности в жизни; а третья олицетворяет неизбежность, священный ужас, так как именно она показывает человеку, что все имеет свое начало и свой конец. Иногда человек может избежать своей судьбы, но за это он платит утратой целостности. С другой стороны, если человек осознанно принимает свою судьбу, то он приходит к самому себе. Фактически, три эти богини – три разных аспекта единого материнского архетипа. То, что называется нитями судьбы в человеческой жизни, – это одна общая судьба, одна нить, которую прядет мать, единое целое. В своем эссе, посвященном архетипу матери, Юнг пишет: «Эта структура есть некая данность, некая предрасположенность, которая присутствует в каждом конкретном случае. И этой структурой является мать, первооснова – форма, в которой расплавляется и накапливается опыт»94.

Как и в мифологии, в народных преданиях судьбоносная черта материнского образа чаще всего предстает в образе пряхи, поэтому мы скажем несколько слов о психологическом смысле прядения и образа женщины пряхи. Как правило, сказочная пряха – это пожилая женщина, которая в значительной мере воплощает фигуру Великой Матери. В реальной жизни пряхи – в основном женщины; кроме того, эта деятельность символизирует типичный фемининный стиль поведения. У мужчины – это анима, которая часто ведет себя в соответствии с этим стилем, тогда как у женщины – это проявление определенных аспектов самости и Тени. Прядение символизирует психическую деятельность, которая происходит в бессознательном, точнее говоря, это и есть деятельность бессознательного.

Прядение – это соединение множества отдельных фрагментов в одно непрерывное целое; нечто подобное происходит, когда отдельные образы связываются в фантазию. Благодаря ассоциативному процессу эти связи постепенно усиливаются. Чем глубже и сильнее фантазия, тем в большей степени она предопределяется архетипами и становится неотвратимее, в особенности если процесс фантазирования протекает бессознательно. Поэтому образ женщины пряхи часто считается символом неминуемой судьбы.

Именно в сновидениях мы скорее всего можем почувствовать результаты деятельности Великой Матери, прядущей свои фантазии. За нитью, которую она спряла, можно следовать. Именно Юнг первым открыл целенаправленную деятельность бессознательного. В народных преданиях она часто принимает форму клубка пряжи или нитей. Этот образ непосредственно связан с прядением, так как нить тоже создана матерью. Это хорошо видно, например, в сказке братьев Гримм «Шесть лебедей»: король не может найти путь через лес к замку, в котором спрятаны его дети. Тогда мудрая женщина (материнская фигура) дает ему клубок пряжи, обладающий волшебной силой. Если бросить его перед собой, клубок, разматываясь, покатится вперед и нить укажет правильный путь. Следуя за клубком, он находит правильную дорогу.

Размышляя о сновидении и его интерпретации, мы как бы следуем за указывающей нам путь нитью, которую спряло бессознательное. В таких случаях мы часто чувствуем мудрую, направляющую силу сновидения. Такое же ощущение возникает при интерпретации сказочных историй, ибо они – тоже продукты прядения Великой Матери. В конечном счете это продукты бессознательного, а не человеческого Эго.

Наше детское восприятие женщины, прядущей нити судьбы, неразрывно связано с родной матерью. И только значительно позже его начинают считать предсознательным и предопределяющим бессознательным, которое сравнимо с ощущением сверхъестественной, быть может, даже божественной силы или божественного фемининного начала95.

В каком то смысле мать стремится превзойти Великую Пряху, прежде всего благодаря позитивным фантазиям о своем ребенке, направленным на то, чтобы поддержать его и помочь ему стать самим собой. Почти у каждой детской колыбели сидит женщина, которая прядет нить судьбы. Мать хочет оплести своего ребенка невидимой нитью и обеспечить ему плавный переход во взрослую жизнь. Власть, которой обладает мать над психикой своего ребенка, в значительной степени зависит от ее надежд и желаний, ибо если их нет или они негативны, ребенок лишь с большим трудом сможет найти свой путь. И впоследствии, если человеку приходится развивать какую то инфантильную часть своей личности или создавать нечто новое, часто это получается именно потому, что окружающие верят в такую возможность. Женщины помогают мужчинам достигать цели прежде всего тем, что вселяют в них веру в успех. Действительно, у человека почти нет шансов добиться успеха без того, чтобы хотя бы кто то не верил в его силы.

В известной сказке о Спящей Красавице есть старая пряха, которая заранее знает все, что случится с девушкой. То, что с ней произойдет под воздействием темной фемининной фигуры, когда ей исполнится пятнадцать лет (она уколется о веретено), предсказано с самого ее рождения и станет ее судьбой. Она может только следовать этой судьбе, которая в конечном счете приведет ее к освобождению. Но речь идет о том, что темная часть богини может сохранять свое влияние, пока судьба не распорядится иначе.

Тринадцать волшебниц, которые определяют судьбу Спящей Красавицы, по сути, являются одной единственной волшебницей, обладающей материнской сущностью, совершающей добрые дела, а затем в один момент уничтожающей все ценное, что она создала, только затем, чтобы в очередной раз усмирить свою разрушительную силу. В сказке «Спящая Красавица» эта волшебница, будучи богиней судьбы, непосредственно связана со временем и бесконечностью, тогда как Спящая Красавица и Белоснежка являются воплощением богини девственницы Коры. Сказка о Спящей Красавице пронизана верой в судьбу, типичной для древнего мира; в наше время эту веру компенсирует рациональная убежденность в превосходстве силы воли.

Говоря об отношениях ребенка с его родной матерью, следует отметить, что благодаря процессу идентификации воображение матери оказывает определенное влияние на ребенка. Пока ребенок мал, это влияние естественно и в основном позитивно. Оно становится опасным, когда по мере взросления ребенок отделяется от матери. В это время мать не должна безропотно следовать за своими материнскими инстинктами; она должна ощутить содержащуюся в ней энергию, и это осознание автоматически приведет ее к определенному отделению от ребенка. Иными словами, ей следует освободить свои материнские чувства от их естественного состояния, иначе их влияние станет для нее пагубным.

Женщины, которые не сумели подобным образом трансформировать свой материнский инстинкт, часто становятся пряхами, плетущими интриги и заговоры. Плетение интриг – процесс, как правило, бессознательный, но деструктивное мышление, цель которого состоит в непременном исполнении желаний, может иметь весьма пагубные последствия. Особую опасность представляют злые намерения, которые никогда не высказываются вслух и даже никогда не доходят до сознания. Поскольку сознание обычно остается в стороне, женщина не ощущает ответственности за свои действия. Ей кажется, что она налагает заклятие, но, конечно, сама она также живет под заклятием; иначе говоря, что то в ней самой нуждается в высвобождении. Под воздействием такого волшебства оказывается много молодых людей; здесь мы видим работу негативного материнского анимуса.

В таких случаях материнское веретено содержит яд, как в сказке «Спящая Красавица». Сама Спящая Красавица совсем не думала о злых пожеланиях, произнесенных оскорбленной тринадцатой волшебницей во время своих крестин. Она неосторожно укололась о ядовитое веретено, и действие яда погрузило ее в долгий и крепкий сон, как ей и было предсказано. Злобное предсказание исполнилось после легкого укола веретена, т. е. роковое воздействие происходит через бессознательную фантазию.

Золотоволосый юноша

Эта история об умении пряхи предопределять судьбу, о ее способности к пророчеству. Это не народное предание, а сказка, написанная в XIX в. Юлиусом Кернером96. Как в любом подлинном произведении искусства, здесь отразилась не только личность писателя, но и коллективная тема. Образ женщины пряхи – это и образ материнской анимы Кернера, и анимы большого числа его современников; к тому же он частично отражает особенности женской психики. Косвенным свидетельством архетипической глубины этих образов служит то, что они получили воплощение в нескольких томах народных сказок.

Краткое содержание

У Золотоволосого юноши, крестьянского сына, были волосы из чистого золота. Однажды он вместе с пятью своими братьями заблудился в лесу. Когда стемнело и взошла луна, они увидели волшебницу, сидевшую за прялкой. У нее был яркий, луноподобный облик, хрустальное веретено, а вместо пряжи – сверкавший в темноте тонкий луч света. Она пела такую песенку: «Белый зяблик и золотая роза, а там – и королевская корона с морского дна…» Потом она исчезла.

В этой песенке женщины пряхи предсказаны необычайные события, которые приключились с нашим героем. Он продолжал блуждать по лесу, пока не повстречал ловца птиц, который взял его к себе подручным. Сначала мальчик поймал белого зяблика, но за это хозяин прогнал его прочь, так как решил, что тот связан с дьяволом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться