Оэри Сибилл "Мать. Архетипический образ в волшебной сказке"92См.: The Aims of Psychotherapy // The Practice of Psychotherapy. CW 16. Par. 106, где Юнг говорит о ценности изображения пациентом своих фантазий: «То, что он изображает, – это его живые фантазии, которые активизируются у него внутри. А то, что активизируется у него внутри, – это он сам, уже не прикрывающийся своей прошлой ошибкой, когда он перепутал свое индивидуальное Эго с самостью; это он сам в новом, все еще отчужденном смысле, но его Эго теперь становится целью тех сил, которые действуют у него внутри. В своих многочисленных рисунках он пытается уловить источник этого внутреннего воздействия только для того, чтобы в конце концов осознать, что это непознаваемая и отчужденная, скрытая основа психической жизни» 93«Я создал сон» (франц., дословно) 94Psychological Aspects of the Mother Archetype // The Archetypes and the Collective Unconscious. CW 9i. Par. 187 95См.: General Aspects Of Dream Psychology // The Structure and Dynamics of the Psyche. CW 8. Par. 472f. Мне не хотелось бы касаться вопросов теологии. Речь идет лишь о том, что ощущение сверхъестественной силы может вызвать у человека потрясение, ибо оно часто является нуминозным. Выяснить, что, в конечном счете, стоит за ним, психология не может 96Кернер, вероятно, больше всего известен своим исследованием сомнамбулических видений женщины, опубликованном в издании: The Seeress of Prevorst, trans. M. Crowe. London, 1845 97Судьба ведет вперед тех, кто хочет, и тащит тех, кто не хочет (лат.) 98Так, например, Юнг писал о протестантстве: "Если оно распадается как церковь, то это должно лишать человека всяческой духовной защищенности и других средств защиты от сил, ждущих своего освобождения из бессознательного" Psychology and Religion // CW 11. Par. 85). 99The Spirit Mercurius // Alchemical Studies. CW 13. Par. 24Iff. 100Дом души (лат.) – горящее в очаге душевное пламя 101Мелюзина – лесная фея 102В нашей сказке яблоки соответствуют этому более осознанному виду любви 103Оно представляет собой психическую деятельность, почти не связанную с сознанием или с мозгом. По мнению Юнга, на процесс познания, протекающий на бессознательном уровне, указывает ряд факторов, прежде всего – сигнальная функция сновидений, постепенное осознание которых приводит человека к «просветлению». Конечно, интерпретация сновидений иногда напоминает блуждание в темной чаще леса в отблесках слабо мерцающего света, который в нашей сказке исходит от зайцев; иногда природный свет такой же бледный, как свет луны. Но такой свет все же лучше, чем темнота. Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |