Тайсон Филлис, Тайсон Роберт "Психоаналитические теории развития "

модель ВЛЕЧЕНИЕ РАЗРЯДКА (DRIVE DISCHARGE MODEL) Первая фрейдовская модель психики. Так как Фрейд за основу берет гидравлическую модель и метафорическую психическую энергию, он полагает, что ментальный аппарат имеет тенденцию к сохранению энергии на низком и постоянном уровне. Когда она в избытке, она должна разряжаться. Стрессовые эмоции, например, пробуждаемые травматическим опытом отношения с окружающими в раннем детстве (в особенности сексуальными домогательствами со стороны взрослых), рассматриваются в качестве причины роста ментальной или психической энергии, что ведет к нарушению равновесия в ментальном аппарате. При этом возникает «побуждение к разрядке», «требование» вернуться к постоянному состоянию. Вытеснение этого аффекта ведет к «преграждению пути» энергии, и эта энергия вмешивается в ровное функционирование ментального аппарата. Чем больше количество вытесненной энергии, тем больше нарушается психическое функционирование, и тем более травмирующим является результат. Таким образом, психическая энергия увеличивается или уменьшается за счет стимуляции или разрядки (эмоции), и поэтому лечение в то время основывалось на катарсисе. Фрейд считал, что эта модель может послужить неврологической основой психопатологии.

нарциссизм (NARCISSISM) В первоначальной концепции Фрейда нарциссизм определялся как либидное вложение Эго (себя), взятого за объект либидного влечения. Теперь это понятие приобрело дополнительный ряд значений: сексуальное извращение, стадия развития, тип объектного выбора, способ отношения к окружающему, характеристика чувства собственного достоинства.

НЕВРОТИЧЕСКИЙ (NEUROTIC) Тип конфликта между психическими системами.

НЕГАТИВНЫЙ Эдипов комплекс (NEGATIVE OEDIPUS COMPLEX) Назван так по аналогии с фотографическим негативом. Обозначает идентификацию ребенка с родителем противоположного пола и обращение его либидного интереса к родителю своего пола.

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ (NEUTRALIZATION) Гипотетический психический процесс, связанный с понятием психической энергии (см.). Он предполагает, что сексуальные или агрессивные аспекты мотивирующей силы влечения уменьшаются или дезактивируются и, следовательно, происходит их десексуализация и деагрессификация.

ОБРАЗ собственного «я» (SELF IMAGE) Образ себя в данное время и в данной ситуации. Он состоит из образа тела и представления о своем внутреннем состоянии на данный момент. Этот образ происходит из представления о самом себе и образует часть его.

ОБЪЕКТ (OBJECT) В психоаналитическом употреблении объект обозначает человека. Это не совсем удачное определение вошло в широкое употребление после определения Фрейдом объекта либидного влечения – человека, опосредующего получение удовольствия.

ОБЪЕКТНОЕ ПОСТОЯНСТВО (OBJECT CONSTANCY) Понятие, введенное Хартманном (1952) для обозначения этапа в развитии объектных отношений, когда сексуальные или агрессивные импульсы не нарушают или не разрывают связи с объектом. Это понятие потеряло свой первоначальный смысл из за смешения с аналогичным понятием Пиаже, а также потому, что Спитц, Анна Фрейд и Малер, оперируя совсем непохожими понятиями и критериями, используют почти одинаковую терминологию. Спитц говорит о постоянстве либидного объекта в то время, когда ребенок дает понять, что предпочитает мать всем остальным объектам (шесть восемь месяцев). Анна Фрейд использует термин объектное постоянство для обозначения времени, когда мать начинает сохранять свою роль наиболее важного человека для ребенка, несмотря на то, удовлетворяет она его потребности или фрустрирует их (также примерно шесть восемь месяцев). Постоянство когнитивного объекта, или «вещественное» постоянство не связано с межперсональными отношениями и их интернализацией, а скорее обозначает сохранение ментального образа, когда сам момент восприятия уже миновал. Постоянство когнитивного объекта, когда интегрированное представление живет в памяти и может быть по желанию вызвано к восприятию, становится устойчивым примерно к восемнадцати месяцам жизни ребенка. Малер использует термин либидное постоянство объекта, которое, на ее взгляд, приобретается постепенно и требует для начала прочной привязанности к матери, далее – восприятия когнитивного представления о матери и, наконец, определенной разрешенности чувств любви и ненависти, с тем, чтобы мать представлялась любящей. Тогда ментальное представление о ней может быть «любящим» и функционирует как создающее комфортное состояние и дающее поддержку в ее отсутствие, что дает ребенку возможность функционировать отдельно и добиваться более совершенных путей взаимоотношений с людьми.

ОБЪЕКТНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (OBJECT REPRESENTATION) См. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТА.

ОБЪЕКТНОЕ ЛИБИДО (OBJECT LIBIDO) Обозначает либидную энергию или психологическое внимание, направленные на внешние объекты любви. Объектное либидо противоположно нарциссическому, когда внимание сосредоточено на себе.

«я» ОБЪЕКТ (OBJECT/SELF) Понятие, центральное в теориях Хайнца Кохута, которое используется в качестве функциональной составляющей самого себя, придавая устойчивость фрагментирующему потенциалу стимуляции или аффекта.

Объектные отношения (OBJECT RELATIONS) Бессознательные ментальные представления объектов, которые складываются из межличностных взаимодействий по мере развития личности. В них обнаруживаются представления значимых связей и опыта детства, и они глубоко затрагивают межличностные взаимодействия человека и выбор им объектов. Чтобы подчеркнуть их внутрипсихическое нахождение, иногда используется термин интернапизованные объектные отношения.

ОБЪЕКТНЫЙ ВЫБОР (OBJECT CHOICE) Человек, выбранный в качестве наиболее важного объекта любви. В теории либидо, это человек, выбранный в качестве объекта либидного влечения. На этот выбор обычно оказывают влияние бессознательные детерминанты и стадия развития.

ОПЕРАЦИИ (OPERATIONS) Используемый Пиаже термин для обозначения когнитивной способности думать о действиях без необходимости сопровождать это физическими движениями. Он описывает развитие мышления ребенка в форме следующих стадий:

1. Предварительные операции. Это наиболее ранняя стадия, когда ребенок способен к ментальному размышлению о действиях. Мышление на этой ранней стадии главным образом эгоцентрическо и прелогическо. На суждения оказывают влияние скорее восприятия, чем логика.

2. Конкретные операции. Мышление в терминах конкретных, существующих объектов. На этом этапе ребенок способен думать о действиях в уме, но еще не способен в уме формировать гипотезу или рассматривать возможности.

3. Формальные операции. Когнитивная способность размышлять о предположительном и в уме проверять мысли.

Оральная фаза (Стадия) (ORAL PHASE) Первая стадия либидного развития, приблизительно соответствующая первому году жизни, когда главным источником либидного удовлетворения ребенка предположительно являются приносящие удовольствие оральные виды активности, такие как сосание и кусание.

ОТРИЦАНИЕ (DENIAL) Защитный механизм, при котором Эго субъекта избегает осознания некоторых болезненных аспектов действительности, как это имеет место при очевидном игнорировании анатомических различий маленьким мальчиком.

ПЕРВИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ (PRIMARY AUTO NOMY) Врожденные характеристики, которые созревают в процессе развития независимо от внешнего влияния. Регрессия или конфликт могут оказывать на них влияние. Примером служат моторные способности и сознание.

ПЕРВИЧНЫЙ ОБЪЕКТ (PRIMARY OBJECT) Первый и самый важный в жизни младенца человек, обычно мать.

ПЕРВИЧНЫЙ ПРОЦЕСС (PRIMARY PROCESS) Способ мышления, связанный с субъективным внутренним миром или с системой Бессознательного. Характеризуется ассоциативным мышлением, конкретностью, конденсацией, смещением, образностью и символизацией. Примером служат сновидения, фантазии и оговорки. См. также ВТОРИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ (TRANSITIONAL OBJECT) Это понятие введено Виннокоттом для обозначения роли любимых ребенком предметов, таких как одеяло или игрушка, которые нужны ему для того, чтобы чувствовать себя комфортно в отсутствии матери. Кажется, что переходный объект символизирует связь между младенцем и матерью и наделен качествами их обоих.

ПОЗИТИВНЫЙ Эдипов комплекс (POSITIVE OEDIPUS COMPLEX) Отождествление ребенка с родителем одного пола, когда либидный интерес имеется к родителю противоположного пола.

половая идентичность (GENDER IDENTITY) Психологическая конфигурация, которая объединяет идентичность личности, биологический пол, опыт межличностного взаимодействия, внутрипсихические последствия (такие как идентификации), последствия влияния культуры и социума – всеобъемлющее чувство мужественности или женственности.

ПОЛОРОЛЕВАЯ идентичность (GENDER ROLE IDENTITY) Характерное сознательное или бессознательное принятие человеком половой роди при взаимодействиях с другими людьми. ПОСТОЯНСТВО ОБЪЕКТА (OBJECT CONSTANCY) См. ОБЪЕКТНОЕ ПОСТОЯНСТВО.

ПОТЕРЯ ОБЪЕКТА (OBJECT LOSS) Реальная потеря любимого человека из за разлуки или чувство такой потери вследствие какого то внутрипсихического процесса.

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ (PRECONSCIOUS) Любые ментальные процессы, содержание и воспоминания, которые более или менее доступны сознанию, но которые в данный момент находятся за его пределами. Термин также использовался для обозначения одной из психических систем в топографической модели.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТЕ (OBJECT REPRESENTATION) Ментальное представление о внешнем объекте, который размещается во внутреннем мире и встраивается в него. Это представление может соответствовать действительному объекту, но часто претерпевает изменения со стороны какого нибудь бессознательного процесса, например чувств любви и ненависти по отношению к объекту, или со стороны различных фантазий и идеализации.

ПРЕДЭДИПОВА фаза (Стадия) (PREOEDIPAL PHASE) Стадии объектных отношений, предшествующие образованию Эдипова комплекса. Характеризуются, главным образом, привязанностью к первому объекту любви – к матери.

ПРОЕКТИВНАЯ идентификация (PROJECTIVE IDENTIFICATION) Термин, введенный Мелани Кляйн и обозначающий механизмы, используемые в фантазии ребенком, чтобы совладать с агрессивными чувствами к себе и к матери. Расширение сферы его употребления выразилось: в применении к более поздним стадиям; во включении возможности смещения вовне; в обращении агрессивности обратно на себя по ассоциации с чувством преследования; в желаниях обладать объектом и контролировать его; в части механизмов контрпереноса и в реальном изменении внутреннего состояния объекта.

ПРОЕКЦИЯ (PROJECTION) Защитный механизм, для которого характерны приписывание внешнему объекту неприемлемых импульсов и чувств, которые затем направляются обратно на себя. См. также ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ.

ПРОИЗВОДНОЕ влечения (DRIVE DERIVATIVE) Так как влечения сами по себе не осознаются, последствия их мотивирующего вклада становятся сознательными только из за их воздействия на психическое функционирование; поэтому производное влечения может проявляться в мыслях, импульсах, желаниях или поведении.

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (PSYCHIC REALITY) Фрейд использует этот термин для обозначения всего, что в психике субъекта приобретает силу внешней, объективной, или материальной реальности. В строгом смысле, термин относится к какому либо бессознательному желанию и связанной с ним фантазии, но в расширительном употреблении психическая реальность может включать сознательные и бессознательные мысли, чувства, сновидения, фантазии, воспоминания и восприятия, безотносительно к их совместимости с внешней реальностью. В терминах психической реальности, на желание или фантазию можно реагировать, как будто данное событие реально имело место, например, чувством вины и нарушением памяти.

ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ (PSYCHIC APPARATUS) См. МЕНТАЛЬНЫЙ АППАРАТ.

ПСИХОАНАЛИЗ (PSYCHOANALYSIS) Изучение деятельности человеческой психики и поведения, с обращением особого внимания на бессознательную ментальную активность. Оно включает три аспекта: метод исследования психики; система знаний о человеческом поведении; метод лечения эмоциональных расстройств.

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ развитие (PSYCHO SEXUAL DEVELOPMENT) Организация личности, складывающаяся в процессе прохождения через последовательность стадий развития и основывающаяся на прогрессивном преобразовании эрогенных зон. Это развитие имеет место наряду с развитием сопровождающих его фантазий и конфликтов, связанных с развитием объектных отношений, Суперэго, Эго и когнитивных функций.

развитие (DEVELOPMENT) Процесс формирования личности в ходе взаимодействия между факторами взросления и окружающей среды с одной стороны и личным опытом – с другой.

ВОССОЕДИНЕНИЕ (RAPPROCHEMENT) Термин обозначает задачу пересмотра отношений с целью восстановления гармонии. Малер использует его в связи с конфликтом развития между ребенком и матерью во время второй половины второго года жизни. Малыш начинает ощущать определенную отделенность от матери, а также нехватку собственного всемогущества, которое было характерно для предшествовавшей фазы практики. Возникает необходимость в пересмотре отношений с матерью. Хотя этот конфликт начинается на втором году жизни, актуальные для него проблемы возникают на каждой новой стадии развития, и отношения между родителем и ребенком, соответственно, должны пересматриваться на каждой из этих стадий.

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (REACTION FORMATION) Защитный механизм, при котором инфантильное желание оттесняется путем формирования черты характера, представляющей противоположный инстинкт. Например, во время анальной фазы аккуратность заменяет хаотичность.

РЕГРЕССИЯ (REGRESSION) Процесс поиска удовольствия или использования поведенческих стереотипов, характерных для одной из прошедших стадий развития. Такое поведение наблюдается в периоды повышенного нервного напряжения или тревоги. Прежде в психоаналитической теории такие изменения поведения мыслились в терминах «возвращения» в определенной последовательности действий к точке фиксации, где имелась задержанная энергия.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТА (OBJECT REPRESENTATION) См. ОБРАЗ ОБЪЕКТА

СЕНСОМОТОРНЫЙ (SENSOMOTOR) Тип мышления, основанный на сенсорном восприятии и моторной активности. Это единственный тип мышления, который имеется у младенца с рождения и примерно до восемнадцати месяцев жизни (согласно Пиаже; потому он и называет этот период сенсомоторной стадией). На данной стадии ребенок совершает действия по отношению к объектам и демонстрирует практический, воспринимающий и связанный с действием тип интеллектуального функционирования.

СИМБИОЗ (SYMBIOSIS) Биологический термин, обозначающий два отдельных, но взаимозависимых организма. Малер использует его для описания типа объектных отношений, характерных для младенца двух четырех пяти месячного возраста; она полагает, что в этом возрасте у ребенка еще нет чувства отделенности от матери. Так как сейчас мы признаем, что у ребенка с рождения имеется множество способностей сознания и восприятия, позволяющих различать понятия «внутри» и «снаружи», отличать себя от другого, и что ребенок рождается уже приспособленным к социальному взаимодействию, то точку зрения Малер лучше выражать в терминах оптимальных аффективных отношений в обсуждаемый период: мать и ребенок тонко «настроены» друг на друга. В этом смысле мы полагаем, что данный термин сохраняет свое значение в качестве метафоры, характеризующей аффективный идеал, когда имеется некое аффективное единство между матерью и ребенком. Фантазия о том, что младенчество – это симбиотическое состояние полного удовлетворения потребности, не является редкостью у детей, а фантазия симбиотического единения матери и ребенка часто поддерживается у беременной женщины. Человек может похожим образом фантазировать о том, что у него был такой опыт с матерью в ранние детские годы и пытаться пережить его еще раз с кем нибудь другим.

СИСТЕМА (SYSTEM) Организация из взаимосвязанных элементов, находящихся в динамическом взаимодействии друг с другом.

СМЕЩЕНИЕ (DISPLACEMENT) Защитный механизм, выражающийся в том, что человек совершает замену первоначального объекта другим или использует одну часть своего тела вместо другой. Примером может послужить мальчик, который вместо того, чтобы сердиться на отца, сердится и злится на других авторитетных мужских фигур из своего окружения.

СОЗНАНИЕ (CONSCIOUSNESS) Осознание ощущений, исходящих от внешнего мира или изнутри тела и психической сферы.

СОЗРЕВАНИЕ (MATURATION) Генетически предопределенные изменения в развитии. Последовательность продвижения по этапам психосексуального развития или время появления определенных функций, таких, например, как переход от ползания к хождению и появление речи, определяется врожденными, биологически предопределенными факторами.

СОСТАВНОЙ ИНСТИНКТ (COMPONENT INSTINCT) Явление, при котором частные импульсы объединяются с образованием единого выражаемого влечения. Это относится главным образом к прегенитальным импульсам и действиям, которые соединяются воедино в процессе нормального развития, подчиняясь доминированию генитальной зоны. Целый ряд оральных, анальных и уретральных функций может объединяться и выражаться посредством определенного вида активности, например, разглядывания (как при скопофилии). Часто соединенные вместе влечения периодически сменяют друг друга, как в случае садистских и мазохистских влечений, где агрессивность и сексуальность в поведенческих проявлениях выступают вместе.

Страх КАСТРАЦИИ (CASTRATION ANXIETY) Термин относится к страху мальчиков (в раннем детстве) перед реальным повреждением гениталий; он широко используется для обозначения преувеличенного страха получить повреждение любой части тела или страха потерять потенцию. Термин используется в общем смысле и применяется к обоим полам, относясь к различным чувствам страха повреждения гениталий или любого типа повреждений тела, хотя мы видим необходимость ограничить его использование психологией мужчины.

СТРУКТУРА (STRUCTURE) Термин, применяемый для описания медленно изменяющейся и развивающейся, относительно устойчивой системы, какими являются, например, Эго или Суперэго в структурной теории.

СТРУКТУРАЛИЗАЦИЯ (STRUCTURALIZATION) Формирование психической структуры – процесс, при котором ряд функций становятся связанными с целью формирования прочной и согласованно действующей системы.

Структурная Теория (STRUCTURAL THEORY) Теория ментального функционирования, выдвинутая Фрейдом в 1923 году, где он предлагает сгруппировать ментальные процессы в три системы – Ид, Эго и Суперэго – в соответствии с их функциями во время конфликта и адаптации. Эти системы приходится именовать структурами из за их относительной устойчивости и низкой скорости перемен в них, постоянства их целей и последовательности в способах их деятельности.

СУБЛИМАЦИЯ (SUBLIMATION) Бессознательное направление сексуальных импульсов на цели, более приемлемые для Эго и Суперэго. Например, когда в латентном возрасте ребенок вместо мастурбации и погружения в связанные с нею фантазии, сочиняет рассказы, рисует или с удовольствием отдается рукоделию.

Суперэго (SUPEREGO) Гипотетическая психическая система, которая функционирует для установления и поддержания морально нравственных стандартов и желаемых целей и идеалов. При оптимальном функционировании она способствует внутрипсихической и межперсональной гармонии и облегчает социальную адаптацию. Ее функционирование в частности ощущается как увеличение чувства собственного достоинства или болезненного аффекта вины.

СФЕРА Эго, СВОБОДНАЯ ОТ конфликта (CONFLICT FREE EGO SPHERE) См. ЗОНА Эго, СВОБОДНАЯ ОТ конфликта.

ТЕЛЕСНОЕ Эго (BODY EGO) Ощущение собственного «я», которое впервые возникает как чувство собственного тела и приходит вместе с ним. Фрейд использует этот термин, чтобы сослаться на наиболее ранние проявления функционирования Эго.

ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ (BODY IMAGE) См. ОБРАЗ собственного ТЕЛА.

Теория ЛИБИДО (LIBIDO THEORY) Теория о том, что сексуальные побуждения с самого раннего детства мотивируют функционирование психики, и что в течение сексуального развития внимание фокусируется в некоторой последовательности на эрогенных зонах – от оральной через анальную к генитальной. Теория предполагает, что истоки сексуального инстинкта лежат в соматических процессах и что они связаны с определенными целями или желаниями, которые вызывают чувственное удовольствие, ассоциированное с фантазиями на тему объекта.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ модель (TOPOGRAPHICAL MODEL) Вторая фрейдовская модель психики, в которой ментальный аппарат подразделяется на три системы: Бессознательное, Подсознание и Сознание.

ТОЧКА ФИКСАЦИИ (FIXATION POINT) В теории либидо фиксация является результатом блокировки выхода либидной энергии на определенной стадии инфантильного развития. Может происходить по причине травмы, конфликта, фрустрации или значительного удовлетворения, доставленного в то время. Время или место фиксации именуются точкой фиксации, и ее возникновение может затруднять дальнейшее развитие. Когда позже происходит столкновение с новыми препятствиями, то имеет место регрессия к точке фиксации. Сегодня вместо того, чтобы видеть в фиксации то место в непрерывном ряду событий, когда энергия отводится в депо и к которому психика должна обратиться, чтобы возобновить поток этой отведенной энергии, ее рассматривают как мысль, желание или поведение, связанные с удовольствием или страданием и продолжающие оставаться для человека эмоционально значимыми. Сохранение ее влияния особенно заметно в период повышенного нервного напряжения. С этой точки зрения, возникновение точек фиксации закономерно для нормального развития, хотя этот термин становится все менее полезным.

ТРАВМА (TRAUMA) Состояние, которое ощущается как превосходящее способность Эго организовывать и регулировать и поэтому вызывающее состояние беспомощности.

ТРЕВОГА (ANXIETY) Аффективное состояние, включающее неприятные болезненные и стрессовые чувства, которое субъективно переживается как беспокойство или паника и похоже на страх перед лицом реальной опасности. Тревога сопровождается предчувствием скорого натиска некоей внутренней или внешней силы и связывается с одной либо несколькими фантазиями или идеями.

ТРОЙСТВЕННАЯ модель (TRIPARTITE MODEL) Термин, часто применяемый к модели психики, введенной Фрейдом в 1923 году и состоящей из Ид, Эго и Суперэго, как трех основных частей психики. Известна также как структурная модель.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ МАТЬ (PHALLIC MOTHER) Фантазия, что у матери есть пенис. Термин фаллическая женщина часто в свободном употреблении обозначает женщину с вызывающе мужскими чертами характера.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ фаза (Стадия) (PHALLIC PHASE) Стадия психосексуального развития мальчиков, которая сменяет анальную и во время которой основной фокус сексуального внимания сосредоточивается на гениталиях. Стадия названа фаллической, потому что во время нее основной интерес и тревога мальчика оказываются связаны с пенисом. Мы отдаем здесь предпочтение первоначальному фрейдовскому термину инфантильная генитальная фаза, так как он допускает более свободное рассмотрение других аспектов этого периода развития, имеющих одинаково важное значение также и для девочек. Используемый Фрейдом термин (по немецки das Ich) для обозначения как эмпирического чувства собственного «я», так и гипотетической психической системы, которая служит целям организации и синтеза личности. В первых двух фрейдовских моделях психики этот термин относится главным образом к эмпирическому чувству своего «я», а с момента создания структурной модели – по преимуществу к соответствующей гипотетической системе.

ФАНТАЗИЯ (FANTASY) Более или менее связный ряд ментальных образов, которые могут быть как сознательными, так и бессознательными, и в котором образы, идеи или модифицированные внешние восприятия часто располагаются (или переставляются) чтобы дать удовлетворение неисполненному желанию.

Эго ДИСТОННЫЙ (EGO DYSTONIC) Желания, импульсы или мысли, которые рассматриваются субъектом как нежеланные, несовместимые или несоответствующие стандарту.

Эго ИДЕАЛ (EGO IDEAL) Идеальный образ самого себя, к которому человек стремится как сознательно, так и бессознательно, с которым он себя соизмеряет. Он основан на идентификациях (главным образом с родителями), но в подростковом возрасте подвергается пересмотру, при котором образцами для идентификации становятся другие фигуры. Эго идеал составляет часть Суперэго.

Эго СИНТОННЫЙ (EGO SYNTONIC) Поведение совместимое с собственными стандартами, как, например, в случае черты характера, которая может быть неприятна другим, но не доставляет неудобства самому человеку.

Эдипов комплекс (OEDIPUS COMPLEX) Конфигурация отношения ребенка к родителям, основанная на фантазии и возникающая обыкновенно в разгаре инфантильной генитальной стадии. Она подразумевает идентификацию ребенка с родителем своего пола и либидный интерес к родителю противоположного пола. Фантазия ребенка о заступании на место одного из родителей, чтобы играть его роль по отношению к другому родителю, обычно сопровождается целым рядом конфликтов, так как у него имеются восхищение родителем одного с собой пола и преданность ему, а также страх кары за то, что он занял не свое место.

ЭКСГИБИЦИОНИЗМ (EXHIBITIONISM) Демонстрация себя с целью получить инстинктивное удовлетворение от осознавания того, что являешься объектом разглядывания и вызываешь реакцию наблюдающего.

ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ (EXTERNALIZATION) Защитный механизм, который характеризуется тенденцией располагать вне себя собственные инстинктные желания, конфликты, настроение и стиль мышления с тем, чтобы они воспринимались как чужие. Необходимо отличать от проекции.

ЭНЕРГИЯ, ПСИХИЧЕСКАЯ (ENERGY, PSYCHIC) Гипотетическая метафорическая сила в ментальной деятельности, введенная для объяснения кажущегося количественного аспекта определенных элементов психической жизни. Всегда рассматривалась как похожая, но не аналогичная понятию энергии, принятому в физике.

ЭПИГЕНЕЗ (EPIGENESIS) Принцип развития, заимствованный из эмбриологии. Был впервые применен к психоаналитической теории Эриксоном (1959) и подразумевает, что личностный рост подчинен определенным законам, общим для всего, что растет. У каждого типа организма имеется своя программа, в соответствии с которой для каждой части наступает свое время особой значимости, и так до тех пор, пока из этих частей не образуется функционирующее целое. Соответственно, происходящие в процессе развития события по мере роста личности возникают с определенной частотой и в определенной последовательности.

ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ (EROGENOUS ZONES) Области тела, стимуляция которых приводит к чувству полового удовлетворения или возбуждения. Вдобавок к гениталиям, ими могут быть и другие области тела. В их развитии имеется последовательность, когда значение имеют последовательно оральная, анальная и генитальная зоны.

Цитируемая литература

Abelin, E. L. (1971) The role of the father in the separation – individuation process In Separation – individuation Essays in honor of Margaret S. Mahler, ed. J. McDevitt and C. Settlage New York Int. Univ. Press, pp. 229 252.

Abelin, E. L. (1975) Some further observations and comments on the earliest role of the father Int. J. Psychoanal, 56 293 302.

Abend, S. M. (1982) Serious illness in the analyst Countertransference considerations J. Amer. Psychoanal. Assn., 30 365 379.

Abraham, H. C., and Freud, E. L., eds (1965) A psychoanalytic dialogue: The letters of Sigmund Freud and Karl Abraham, 1907 1926, New York Basic Books Abraham, K. (1916) The first pregenital stage of the libido inselected papers on psychoanalysis New York Basic Books, 1953, pp. 248 279.

Abraham, K. (1920) Manifestations of the female castration complex In Selected papers on psychoanalysis. New York Basic Books,1953, pp. 338 369.

Abraham, K. (1924a) The influence of oral erotism on character formation In Selected papers on psycho analysis New York Basic Books, 1953, pp. 393 406.

Abraham, K. (1924b) A short study of the development of the libido, vicwed in the light of mental disorders In Selected papers on psycho analysis New York Basic Books, 1953, pp. 418 501.

Abrams, S. (1977) The genetic point of view Historical antecedents and developmental transformations J. Amer. Psychoanal. Assn., 25 417 426.

Aichhorn, A. (1925) Wayward youth New York: Viking Press, 1965.

Ainsworth, M. D. (1962) The effects of maternal deprivation: A review of findings and controversy in the context of research strategy. In Deprivation of maternal care. A reassessment of its effects Public Health Papers No 14 Geneva WHO, pp. 97 165.

Ainsworth, ML D. (1964) Patterns of attachment behaviour shown by the infant in interaction with his mother Mernll – Palmer Q, 10 51 58.

Ainsworth, M. D.; Blehar, M.; Waters, E.; and Wall, S. (1978) Patterns of attachment Hillsdale, N. J. Eribaum.

Alpert, A. (1941) The latency period: Re examination in an educational setting Amcr. J. Orthopsychtat., II: 126 132.

Als, H.; Tester, B. M.; and Braselton, Т. В. (1979). Dynamics of the behavioral organization of the premature infant: A theoretical perspective. In Infants born at risk: Behavior and development, ed. T. M. Field, A. M. Sostek, S.; Goldberg, and H. H. Shuman. New York Spectrum, pp 173 192.

Amsleidam, B К (1972) Mirror self image reactions before age 2. Developmental Psychology, 5 297 305

Anders, T. F. (1978) Home recorded sleep in two– and nine month old infants. J. Amer. Acad. Child Psychlat., 17 421 432.

Anders, T. F. (1982) Biological rhythms in development Psychosom. Med, 44 bl 72.

Anders, T. F., and Zcanah, С. Н. (1984) Early infant development from a biological point of view in Frontiers of infant psychiatry Vol 2, ed. J. Call, E. Galenson, and R. L. Tyson New York Basic Books, pp. 55 69.

Anthony, E. J. (1957) Symposium on the contribution of current theories to an understanding of child development, the system makers Piaget and Freud Bnt. J. Med. Psychol, 30 255 269.

Anthony, E. J. (1982) Normal adolescent development from a cognitive viewpoint / Amer. Acad. Child Psychlat., 21 318 327.

Anthony, E. J., and Cohler, B. J., eds. (1987) The invulnerable child New York Guilford Press.

Arlow, J. A. (1969) Unconscious fantasy and disturbances of conscious experience Psychoanal Q, 38 1 27.

Arlow, J. A. (1977) Affects and the psychoanalytic situation Int.. J Psychoanal, 58 157 170.

Arlow, J. A., and Brenner, C. (1964) Psychoanalyttic concept and the structural theory New York Int. Univ. Press.

Balint, M. (1959) Primary love and psycho analytic technique London Tavistock.

Balint, M. (1968) The basic fault Therapeutic aspects of regression London Tavistock.

Balint, E. (1973) Technical problems found in the analysis of women by a woman analyst: A contribution to the question «What does a woman want?» Int. J. Psychoanal., 58 289 300.

Barnett, M. C. (1966) Vaginal awareness in the infancy and childhood of girls. J. Amer. Psychoanal. Assn., 14 129 141.

Basch, M. F. (1976) The concept of affect Are–examination J. Amer. Psycho anal Assn., 24, 759 778.

Basch, M. F. (1977) Development psychology and explanatory theory in psychoanalysis Ann. Psychoanal., 5 229 263.

Beebe, B. (1986) Mother – infant mutual influence and precursors of self– and object I eprescntations. Empirical studies of psychoanalytic theories Vol 2, ed. J. Masling Hillsdale, N. J. Eribaum, pp. 27 48.

Beebe, В., and Stern, D. (1977) Engagement – disengagement and early objective experiences. In Communicative structures and psychic structures, ed. N. Freeman and S. Grand New York Plenum Press, pp. 35 50.

Bell, A. (1961). Some observations on the role of the scrotal sac and the testicles. J. Amer. Psychoanal. Assn., 9:261 286.

Bell, R. Q. (1974). Contributions of human infants to caregiving and social interaction. In The effect of the infant on its caregiver, ed. J. M. Lewis and L. A. Rosenblum. New York: Wiley, pp. 1 19. Bell, R. Q., and Harper, L. V. (1977). Child effects on adults. Hilisdale, N. J.: Eribaum.

Benedek, T. (1959). Parenthood as a developmental phase: A contribution to the libido theory. Amer. Psychoanal. As. m., 7:389 417.

Benjamin, J. D. (1961a). Some developmental observations relating to the theory of anxiety. Amer. Psychoanal. Assn., 9:652 668.

Benjamin, J. D. (1961b). The innate and the experiential in child development. In Lectures on experimental psychiatry, cd. H. W. Brosin. Pittsburgh: Univ. of Pittsburgh Press, 1961, pp. 19 42.

Benjamin, J. D. (1963). Further comments on some developmental aspects of anxiety. In Counterpoint, ed. H. S. Gaskill. New York: Int. Univ. Press, pp. 121 133.

Beres, D. (1958). Vicissitudes ofsuperego functions and superego precursors in childhood. Psychoanal. Study Child, 13:324 352.

Beres, D. (1981). Self, identity, and narcissism. Psychoanal. Q., 50:515 534.

Bergman, D., and Escalona, S. K. (1949). Unusual sensitivities in very young children. Psychoanal. Study Child, 3/4:333 352.

Bernfeld, S. (1938). Types of adolescence. Psychoanal. Q., 7:243 253.

Bernstein, D. (1983). The female superego: A different perspective. Int. J. Psychoanal., 64:187 201.

Bertalanffy, L. von (1968). General system theory: Foundations, development, applications. New York: George Braziller.

Bettelheim, B. (1976). Theusesofenchantment: The meaning and importance of fairy tales. London: Thames and Hudson.

Bibring, E. (1947). The so called English School ofpsychoanalysis Psychoanal. Q., 16:69 93.

Bibring, G. L.; Dwyer, T. F; Huntington, D. S.; and Vallenstein, A. F. (1961). A study of the psychological processes in the pregnancy and earliest mother – child relationship. Psychoanal. Study Child, 16:9 72.

Blos, P. (1958). Preadolescent drive organization. J. Amer. Psycho anal. Assn., 6:47 56.

Blos, P. (1962). On adolescence: A psychoanalytic interpretation. New York: Free Press.

Blos, P. (1967). The second individuation process of adolescence. Psychoanal. Study Child, 22:162 186.

Blos, P. (1968). Character formation in adolescence. Psychoanal. Study Child, 23:245 263.

Blos, P. (1970). The young adolescent: Clinical studies. New York: Free Press.

Blos, P. (1974). The genealogy of the ego ideal. Psychoanal. Study Child, 29:43 88.

Blos, P. (1976). How and when does adolescence end? In Adolescent psychiatry. Vol. 5, cd. S. C. Feinstein and P. Giovacchini. New York: Aronson, pp. 5 17.

Blos, P. (1979). The adolescent passage. New York: Int. Univ. Press.

Blum, H. P. (1976). Masochism, the ego ideal, and the psychology of women. Amer. Psychoanal. Assn., 24 (Suppi.): 157 191.

Blum, H. P. (1978). Symbolic processes and symbol formation. Int. J. Psychoanal., 59:455 471.

Blum, H. P. (1982). Theories of the self and psychoanalytic concepts: Discussion. Amer. Psychoanal. Assn., 30:959 978.

Blum, H. P. (1985). Superego formation, adolescent transformation, and the adult neurosisy. Amer. Psychoanal. Assn., 33:887 909.

Boesky, D. (1988). The concept of psychic structure. J. Amer. Psychoanal. Assn., 36 (Suppi.): 113 135.

Bornstein, B. (1951). On latency. Psychoanal. Study Child, 5:279 286.

Bornstein, B. (1953). Fragment of an analysis of an obsessional child: The first six months of analysis. Psychoanal. Study Child, 8:313 332.

Bower, T. G. R. (1974). Development in infancy. San Francisco: Freeman Press.

Bowlby, J. (1958). The nature of the child's tic to his mother. Int. J. Psychoanal., 39:350 373.

Bowlby, J. (1960a). Grief and mourning in infancy and early childhood. Psychoanal. Study Child, 15:9 52.

Bowlby, J. (1960b). Separation anxiety. Int. J. Psychoanal., 41:89 113.

Bowlby, J. (1961). Processes of mourning. Int. J. Psychoanal., 42:317 340.

Bowlby, J. (1969). Attachment and loss. Vol. Attachment. New York: Basic Books.

Bowlby, J. (1973). Attachment and loss. Vol. 2, Separation, anxiety, and anger. NewYork: Basic Books.

Bowlby, J. (1980). Attachment and loss. Vol. 3, Loss, sadness and depression. NewYork: Basic Books.

Bowlby, J. (1981). Psychoanalysis as a natural science. Int. Rev. Psychoanal., 8:243 256.

Brazelton, Т. В. (1973). Neonatal behavioral assessment scale. London: Spasticslnternational Medical Publications.

Brazelton, Т. В. (1982). Joint regulation ofneonate parent behavior. In Social interchange in infancy, ed. E. Z. Tronick. Baltimore: University Park Press, pp. 7 27.

Brazelton, T. B., and Als, H. (1979). Four early stages in the development ofmother – infant interaction. Psychoanal. Study Child, 34:349 369.

Brazelton, Т. В.; Koslowski, В.; and Main, M. (1974). The early mother – infant interaction. In The effect of the infant on its caregivcr, cd. M. Lewis and L. Roscnblum. New York: Wiley, pp. 49 77.

Bialriton, Т В.; Tronick, E.; Adamson, I.; Als, H.; and Wise, S. (1975). Early mother – infant reciprocity. In Parent – infant interaction. Ciba Foundation Symposium 33. Amsterdam: Elsevier, pp. 137 154.

Brenner, C. (1959). The masochistic character: Genesis and treatment./. Aner. Psychoanal. Assn., 7:197 226.

Brenner, C. (1974). On the nature and development of affects: A unified theory. Psychoanal. Q., 43:532 556.

Brenner, C. (1979). The components of psychic conflict and its consequences in mental life. Psychoanal. Q., 48:547 567.

Brenner, C. (1982). The mind in conflict. New York: Int. Univ. Press.

Brenner, C. (1987). Notes on psychoanalysis by a participant observer: A personal chronicle. J. Amer. Psychoanal. Assn., 35:539 556.

Breuer, J. and Freud, S. (1893 1895). Studies on hysteria. S. E., 2.

Brody, M. W, and Mahoney, V. P. (1964). Introjection, identification and incorporation. Int. J. Psychoanal., 45:57 63.

Brody, S. (1980). Transitional objects: Idealization of a phenomenon. Psychoanal. Q., 49:561 605.

Brody, S. (1981). The concepts of attachment and bonding. Amer. Psychoanal. Assn., 29:815 829.

Brody, S. (1982). Psychoanalytic theories of infant development and its disturbances: A critical evaluation. Psychoanal. Q., 51:526 597.

Brody, S., and Axelrad, S. ( 1970). Anxiety and ego formation in infancy. New York: Int. Univ. Press.

Brody, S., and Axelrad, S. (1978). Mothers, fathers, and children: Explorations in the formation of character in the first seven years. New York: Int. Univ. Press.

Broussard, E. (1984). The Pittsburgh firstborns at age nineteen years. In Frontiers of infant psychiatry. Vol. 2, ed. J. Call, E. Galenson, and R. L. Tyson. New York: Basic Books, 1984, pp. 522 530.

Bruner, J. S. (1974). From communication to language: A psychological perspective. Cognition, 3:255 287.

Bruner, J. S. (1977). Early social interaction and language acquisition. In Studies in mother infant interaction, ed. H. R. Schaffer. London: Academic Press, pp. 271 289.

Brunswick, R. M. (1940). The preoedipal phase of libido development. In The psychoanalytic reader, ed. R. Fliess. New York: Int. Univ. Press, pp. 261 283.

Burgner, M. (1985). Oedipal experience: Effects on development of an absent father. Int.]. Psychoanal., 66:311 320.

Burgner, M., and Edgcumbe, R. (1972). Some problems in the conceptualization of early object relationships: Part II, The concept of object constancy. Psychoanal. Study Child, 27:315 333.

Burgner, M., and Kennedy, H. (1980). Different types of sadomasochistic behavior in children. Dialogue, 4:49 58.

Burlingham, D. (1952). Twins: A study of three pairs of identical twins. London: Imago.

Burlingham, D. (1973). The preoedipal infant father relationship. Psychoanal. Study Child, 28:23 47.

Burlingham, D. and Freud, A. (1944). Infants without families. In The writings of Anna Freud. Vol. 3. New York: Int. Univ. Press, 1973, pp. 543 666.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться