1. Это упражнение лучше всего работает в больших группах, но может быть использовано в группе из двух человек. Соберитесь в круг.
2. А говорит слово или фразу, а остальные продолжают словом, логически связанным с предыдущим. После того, как каждый говорит слово, они переключают направление для следующего лица. Chunking - это НЛП слово для логических отношений. Связь может быть более, менее или равно специфичной. Чтобы установить Chunking направление, поднимите палец кверху для указания на то, чтобы следующий человек был менее специфичен. Дайте им знать, когда Вы хотите, чтобы они были более специфичны и показывайте горизонтально (вправо или влево), когда хотите, чтобы они были равно специфичны.
3. Например: А говорит "аэроплан" и показывает вверх. В должен найти слово менее специфичное и имеющее отношение к аэроплану. Они могут сказать "колеса" или "то, что летает". Теперь В совершает горизонтальное движение. Если В сказал "то, что летает", С может ответить "предметы, которые летают". С остался на том же логическом уровне, но двинулся дальше.
4. Вы движетесь по кругу пока не сделаете этого.
5. Делайте круг, в котором нет ограничений по изменению.
6. Делайте круг, в котором изменение сокращено до возможно маленьких размеров.
7. Делайте круг, в котором слова являются частью отдельного топика. Например, все слова относятся к НЛП, либо приготовлению пищи, либо вселенной.
8. Возможен следующий вариант:
ВСЕЛЕННАЯ ЗЕМЛЯ СОЛНЦЕ ГОРЯЧИЕ ГАЗЫ ВОЗДУХ ВОДА ВОДОРОД ГЕЛИЙ
Чистые предикаты.
Цель.
Развивать способность устанавливать предикаты, о которых идет речь.
Объяснение.
Магия установления раппорта зависит от понимания и того, понимают ли Вас. Чувство, что Вас слышат является критическим в этом старании. Это упражнение учит способности идентифицировать первоначальную репрезентативную систему говорящего через внимательное прислушивание к выбираемым в речи предикатам. Таким способом НЛП может установить репрезентативные системы и вести к быстрому созданию гармонии. Вы научитесь, как наблюдать и реагировать на предметы, используемые Вашим партнером.
Упражнение N6.
1. А говорит с В по выбранной теме.
2. А говорит отрывком по 3 или 4 предложения.
3. В отвечает по контексту и устанавливает тип и порядок предикатов.
4. Например, А говорит В "В последнее время у меня появилось чувство усталости и я не могу понять, почему. Друг подсказал мне, что может быть, я переутомился. Что-то подсказывает мне, что это не так." В отвечает "Это тяжело. Я могу связать с этим. У меня есть друзья, тоже воспринимающие это как чепуху. Но я прислушиваюсь к Вашим словам, что это может быть что-то еще."
5. Чередуйтесь через 5 минут.
6. Образцы предикатов.
Визуальные:
радующий глаз объяснить
вне тени сомнений ясно, что
глаз на глаз потерять/поймать фокус
достичь перспективы я получил картинку
внести в фокус лошадь разноцветная
пожар в джунглях сделайте кино
ментальная картина змеиный глаз
фотографическая память узкий взгляд
поле зрения для больных глаз тунельное видение
я вижу орлиный взгляд увидеть мельком
проблеснувший получить кругозор
туманная идея выглядит как
ментальный образ глаз мозга
нарисовать картину увидеть откровенно
взглянуть проектировать образ
увидеть сцену ослепленный
Аудиальные:
после размышлений как звонок
сказанный описать в деталях
я слушаю Вас слушать
позвать приятный на слух
раскройте уши услышанный голос
ленивая беседа спросить
громкий и звучный сила речи
оговоренный звенит звонок
болтовня привязанный язык
неуслышанный высказать мнение
внутри слышимого слово в слово
держать язык за зубами болтовня
ключевое слово мурлыкать как кошка
говорить правду короткий слух
Кинестетические:
весь вымытый оббить бокс
укрепить фундамент зацепиться
войти в соприкосновение задерганный
держать горячие чувства
не следовать заострить как гвоздь
тяжесть на сердце внутренний
следовать за мыслями чувствуется, что это верно
сжимать до захватывать внимание
холодный/теплый человек витание в облаках
обремениться схватить смысл
рука в руке держать
сохранять равновесие натянуть вожжи
улетучиваться из памяти тяжелый
чувства, хорошие для меня могучее чувство
Угадать систему.
Цель.
Идентифицировать репрезентативные системы во время использования.
Объяснение.
Способность идентифицировать и отвечать в соответствующей системе важна, когда Вы быстро хотите достичь раппорта. Это упражнение продолжает обучение идентификации репрезентативных систем и базируется на факте, что каждая репрезентативная система имеет характерное звучание. Визуальная система имеет тенденцию к более высоким тонам, гортанным или назальным и к более быстрому темпу. Речь в аудиторной системе среднеуровневая и более мелодичная. У нее тенденция к ровному темпу. Кинестетическая речь - глубокая по тону и медленная по темпу.
Упражнение N7.
1. А идентифицирует и затем устанавливает репрезентативную систему. Затем он считает от 1 до 25, держа при этом выбранную систему как можно более ясно в голове. В выделяет эту систему с помощью мета.
2. А выбирает другую систему и считает с 26 до 50. Опять В отгадывает.
3. Наконец А выбирает третью систему и считает с 51 до 75.
4. Сейчас, когда В полностью выделил, как выглядит, звучит и чувствуется репрезентативная система, он может отгадать, в какой системе находится А:
а) Мета-лицо шепчет систему на ухо А, чтобы В не услышал. В должен отгадать, какую систему использует А. Мета помогает А точно представить выбранную систему.
б) А рассказывает стих или рассказ. Когда рассказ закончен, мета по-секрету сигнализирует А, так, чтобы В не заметил сигнал. С каждым сигналом А меняет систему и продолжает в этой системе, пока В успешно не идентифицирует ее.
5. Продолжительность. Продолжайте это упражнение отвернувшись друг от друга и с закрытыми глазами.
Как быть тем, кем Вы хотите быть.
Цель.
Развить сенсорную восприимчивость до такой степени, что Вы станете другой личностью. (Легче всего выполняется в группе из четырех человек).
Объяснение.
У коренных американских индейцев есть изречение "Прежде, чем критиковать меня, пройдите милю в моих мокасинах". Значение этого упражнения - научить моделировать поведение и затем стать тем, кем Вы хотите. Это хорошая предпосылка критицизма, но как уже замечено выше, еще более важен полезный способ выработать наилучшее поведение, имея ввиду друзей и знакомства. Это упражнение лимитированно до моделирования физиологических и голосовых образцов, но Вы можете расширить его, включив черты кого-нибудь, у кого Вы хотели бы учиться. Сначала получите разрешение у человека, которого Вы уважаете и восхищаетесь; затем начинайте моделировать поведение. Таким способом Вы можете развить свою индивидуальность и стать тем, кем Вы хотите.
Упражнение N8.
1. А говорит с В о любом предмете.
2. В слушает и вступает в раппорт с А.
3. С подражает позе А в том случае, если это не отвлекает внимания.
4. Д помогает С, поставляя специфическую сенсорную информацию о поведении А, которая могла бы помочь С имитировать А.
5. С калибрует А во время того, как он садится, встает и гуляет по комнате. Когда С имеет хороший конструкт физиологии А начинается веселье.
6. С покидает комнату. А говорит с В по какой-нибудь теме. Д наблюдает за взаимодействием, чтобы оценить С, когда он вернется в комнату.
7. С возвращается. Тема утверждена и С взаимодействует с В, как будто он является А. Наиболее успешным представление будет тогда, когда С лучше всего устанавливает физиологию А. (С может вести беседу, если это лучше поможет установить физиологию).
8. Д оценивает представление С и помогает его усилить.
9. Делайте такое же согласование шагов, но при этом обращайте внимание на голос вместо позы (либо подражайте и позе и голосу). С уходит, А продолжает говорить с В по этой же теме. Моментом позже С возвращается и разговор продолжается с того момента, когда он уходил. С теперь подхватывает разговор, как будто он является А. Д помогает С оставаться в характере.
10. Позднее перенесите упражнения на улицу. Найдите кого-нибудь, кто очень устал и смоделируйте физиологию. Прогуляйтесь в их состоянии. Что Вы чувствуете? Найдите ребенка, который играет и смоделируйте поведение. Что Вы чувствуете сейчас? Является ли это уроком, который Вам бы хотелось смоделировать?
Сдвиг субмодальностей.
Цель.
Показать эффект изменения одной или более субмодальностей в субъективном эксперименте.
Объяснение.
Субмодальности - это меньшие составные части трех главных репрезентативных систем. Зрение состоит из цвета, движения, размера, формы и т.д. Так же, слух и чувство могут быть разбиты на компоненты. Полезность экспериментирования с субмодальными сдвигами заключается в его воздействии на переживания и их изменения. Один из наиболее неотразимых терапевтических достижений НЛП - лечение фобии. Оно основано на изменении индивидуальных элементов в нашей памяти. Изменяя репрезентацию того, чего мы опасаемся, мы неизбежно устраняем страх. Это невероятно могущественно и так же весело.
Упражнение N9.
1. Выберите приятный опыт, погрузитесь в него и сделайте картинку или кино. Исследуйте эффект изменения каждой из следующих модальностей.
Визуальные:
а) Цвет; варьируйте интенсивность цвета от светлых к черному и белому.
б) Расстояние; меняйте от очень близкого к далекому.
в) Глубина; меняйте двухмерную плоскую фотографию в полную трехмерную картину.
г) Продолжительность; от быстрого, проскальзывающего появления к постоянному образу, который задерживается на некоторое время.
д) Ясность; меняйте картину от кристально чистой, детальной в смутную нечеткость.
е) Контраст; подчеркните разницу между светлым и темным; идите от абсолютно контрастного к оттенкам темного цвета.
ж) Размах; меняйте от ограниченной рамками картины к картине панорамной, которая имеет продолжение кругом, и, если Вы повернете голову, то Вы увидите ее продолжение.
з) Движение; идите от фото или слайда к фильму.
и) Скорость; подчеркните переход от медленного к очень быстрому в кино.
к) Оттенок; меняйте световой баланс. Например, увеличивайте интенсивность красного и уменьшайте голубые и зеленые.
л) Прозрачность; сделайте образ прозрачным, так чтобы было видно что лежит под поверхностью.
м) Пропорция; сделайте картинку высокой и узкой, а затем короткой и широкой.
н) Ориентация; удалите, а затем приблизьте вершину картины.
о) Передний план/задний план; меняйте расположение переднего плана (того, что больше Вас интересует) и заднего (контекст происходящего). Затем меняйте их местами.
п) Искрение; сделайте отдельные объекты на сцене искрящимися.
р) Вспышка; освещайте картину вспышками и убирайте. Освещайте элементы картины.
с) Направление освещения; изменяйте направление света. Двигайте источник, заставляя тени меняться.
|