т) Текстура частей; меняйте текстуру частей на сцене. Теперь меняйте картину в целом от блестящего конца до матового.
у) Ассоциированный/диссоциированный; поместите себя в картину. Удалите себя.
ф) Число образов; расщепите картину на множество идентичных образов. Соберите образы в круг, бесконечную линию или другие формы.
Поэкспериментируйте аналогичным путем со следующими переменными:
3. Аудиальные:
высота тембр темп/скорость
фигура-основание контраст число
чистота звука цифра/слова контекст
моно/стерео объемность звучания продолжительность
симметрия расстояние ритм
расположение резонанс
продолжительный ассоциированный/ или прерванный диссоциированный
внешний/внутренний источник
4. Кинестетические:
давление число движение
продолжительность форма расположение
интенсивность температура широта
расположение частей температура.
Якорение.
Цель.
Упражнение учит делать якоря в визуальной, аудиторной и кинестетических системах.
Объяснение.
Якорение - это термин НЛП, присвоенный могучей технике, позволяющей вызвать или потребовать полную репрезентацию какого-либо опыта. Якорем может быть прикосновение, звук или что-то увиденное. У нас во всех есть якоря. Некоторые являются позитивными, а некоторые - негативными; вспомните свою любимую школьную песню и проиграйте в голове. Какое создается при этом состояние? Теперь вспомните папино лицо, когда он собирался отшлепать Вас, как ребенка. Какое состояние заставляет Вас сильно спешить? Эти воспоминания ведут себя как якоря определенных состояний, в которых были установлены эти якоря. Неумышленные якори присутствуют в каждом и были установлены обстоятельствами Вашей жизни.
Упражнение N10.
Следующее упражнение посвящено обучению создавать умышленно якоря. Вы обнаружите способность улыбаться при нажатии на якорь. Когда это пригодится? Способность изменять внутреннее состояние, не зависимо от того, что происходит снаружи - ценный личный ресурс.
1. А и В сидят лицом друг к другу и беседуют. В ищет возвращающиеся моменты в поведении А во время разговора.
2. В выбирает какую-то черту в поведении, какую ему хотелось бы выделить. Это может быть кивание головой, подергивание пальцем, повторяющаяся фраза или любые другие легко узнаваемые и повторяющиеся поведенческие образцы.
3. Сделайте якорь поведения, используя одну систему на каждый круг:
а) Визуальное: сделайте малозаметное движение рукой.
б) Аудиторное: сделайте звук без единого движения тела.
в) Кинестетическое: дотроньтесь до А ненавязчивым способом (трудно дотронуться так, чтобы Вас не заметили, но попробуйте).
Создавайте якоря каждый раз, когда отмечаете поведение, которое Вам понадобится позднее. Делайте якорь неуловимо, так, чтобы А не сознавал это, но очевидно при этом. Для этого нужна небольшая практика.
4. Протестируйте свой якорь. Если А ведет себя не так, как Вы хотите, используйте свой якорь и проверьте, получили ли Вы желаемое поведение. Если да, то якорь был установлен правильно. Если нет, то вернитесь и установите якорь более очевидным и/или другим способом.
5. Продолжение. Интенсифицируйте ответ заякоренного поведения. Подумайте о получении более сильного, чем заякоренный ответ.
6. Вы можете проделать смешную вещь - протестировать якорь попозже. Включите его действие через час после окончания упражнения. Проделайте это днем или неделей позднее. Установите, почему некоторые якоря действуют дольше других.
7. Критерии якорения:
а) Интенсивность или точность эксперимента.
б) Выбор времени; высшая точка эксперимента.
в) Точность воспроизведения якоря.
8. Накопление якорей; Вы можете увеличить получаемые ответы с помощью техники, называемой нагромождение. Это такой случай, когда Вы используете повторно тот же самый якорь, чтобы достичь комбинацию якорей для извлечения нескольких воспоминаний. Эффект является дополнительным, и Вы можете создать несколько могущественных комбинаций якорей таким путем.
Колапс якорей.
Цель.
Создать новый опыт из двух предшествующих опытов путем прибавления.
Объяснение.
Соединение якорей - это следующий логический шаг после их установления. Когда якоря соединены, в среднем у Вас получится два якоря! Т.е. если Вы имеете очень сильный негативный якорь и сильный позитивный, одновременный их вызов даст результатом один очень слабый якорь и потерю образующих сильных якорей. Это очень полезно для изменения поведения и для минимизации влияния негативных якорей. Не забывайте, что положительный якорь изнашивается в процессе. Также осознавайте, что когда два якоря используются вместе, их влияние определяется эмоциональной силой. Этот процесс работает дополнительно. Например, Вам надо объединить два слабых положительных якоря, чтобы нейтрализовать один очень сильный негативный якорь.
Упражнение N11.
1. А вспоминает два состояния, одно - прекрасное, другое - нет.
2. В помогает А развить полную визуальную, кинестетическую и аудиторную репрезентацию каждого состояния и составляет для каждого состояния различные кинестетические якоря.
3. Протестируйте каждый якорь, чтобы убедиться в его совершенстве и в том, что он вызывает предполагаемое состояние.
4. Вызовите одновременно два якоря. Вы увидите два охватывающих физиологических состояния. Они будут соревноваться в сознании. Наконец, будет интеграция. Чтобы обеспечить доминанту позитивного состояния, сначала ослабляйте негативные якоря, затем позитивные. С этой точки зрения, А имеет новые выборы в следующий раз, когда столкнется с такой же ситуацией.
5. Если достигнутая А интеграция не полностью позитивна, вернитесь к упражнению N2 и поставьте более позитивные якоря.
Приход в будущее.
Цель.
Приход в будущее - это маленькая часть упражнения этой книги. Он позволяет переносить то, что случается в упражнении в Вашу "реальную" жизнь в настоящем и ближайшем будущем.
Объяснение.
Классное обучение имеет возможное ограничение невозможностью покинуть комнату. Легко вызвать интеллектуальное обучение и иметь жизнь, которая не лучше, так как она испытывает недостаток применения. Способность к будущим шагам важна в случае переносов уроков этой книги в свою реальную жизнь. С помощью "прихода в будущее" Вы можете видеть, чувствовать и слышать будущее, не сгибающееся перед Вами. В этом будущем проекте, Вы можете испробовать Ваше знание и настроить на то, что предпочитаете. Таким способом, интеграция обеспечена и Вы можете расслабиться, зная, что поведенческие образы сохранены, ожидая соответствующего обстоятельства.
Упражнение N12.
1. В помогает А в учебе. Вы можете использовать одно из упражнений этой книги. Сделайте якорь поведения А.
2. С учением в руке, А инструктируется В, как интегрировать обучение, чтобы было возможно вызвать его в будущем. Это - будущий шаг.
3. В просит А: "Подумай о времени, когда ты получишь выгоду от этого обучения". А теперь погружается вовнутрь и выбирает опять, где его новое знание могло бы быть полезным. В процессе А создает возможный будущий сценарий, где применится его новое знание.
4. В просит А сделать кино будущей ситуации. Когда А начинает прокручивать фильм, В устанавливает А новый якорь. Кино прокручивается в голове А и новое поведение и навык интегрируется в процесс.
5. Тест: А придумывает ситуацию, в которой то, чему он научился, приобретает новое использование. Попросите А проиграть снова кино того, как будет выглядеть такая будущая ситуация. Если при этом А использует то новое, чему он научился, то приход в будущее достигнут. Если А не использует новое приобретенное качество, вернитесь к упражнению N3 и укрепите будущие шаги.
Отражение и перекрестное отражение.
Цель.
Развить навык прямого и непрямого раппорта. Развить качество прямого и непрямого соответствия: поза, дыхание и предикаты (замечание: другое название отражения - соответствие либо следование).
Объяснение.
Мы оговорили преимущества моделирования поведения другого человека в предыдущих упражнениях, но как быть со случаями, когда такое моделирование является физически и эмоционально деструктивным? Перекрестное отражение полезно, когда раппорт требует отражение, но прямое отражение является деструктивным, затруднительным или даже болезненным для Вашей физиологии. Представьте, что Вам надо достичь согласия с человеком, который привязан к курению, а Вы совсем не курите. Что можно сделать? Это упражнение научит Вас в совершенстве соответствовать схеме и научит, как достичь раппорта не заработав при этом болезни.
Упражнение N13.
1. А говорит с В о взаимоинтересующем их.
2. Поза зеркальная; А говорит, В принимает позу А.
3. Дыхание зеркальное; А говорит, В дышит как А.
4. Предикаты зеркальные; А говорит, В повторяет предикаты: порядок, тип и частоту.
5. Перекрестное отражение; выбор предикатов, дыхание или движение тела, но в различных системах. Например, если Вы хотите перекрестно отразить дыхание А, Вам надо постукивать ногой в ритме вдохов и выдохов А.
6. Работайте по 5 минут в каждой категории, затем меняйтесь ролями.
7. Работайте дальше, рассмотрите следующее:
а) Жесты рук
б) Жесты головы
в) Положение частей тела
г) Перемещение веса
д) Движение тела в пространстве
е) Движение и выражение лица
ж) Мускульное напряжение
з) Глаза - ключи доступа
и) Тон голоса, темп, высота и глубина
к) Темп движений тела.
Лепка тела, телесная скульптура.
Цель.
Обнаружение нового, не русского, языка для коммуникации.
Объяснение.
Откуда Вы знаете, что Вас поняли? В жизни нам кажется, что мы знаем, что думают другие и доказываем это: "Ты знаешь...", нам отвечают "Да". Что действительно случается, так это то, что мы знаем, что они подразумевают при описании чего-либо, но на самом деле, мы не можем быть уверенными, что у них в голове то же самое, что у нас. Это упражнение исследует немного то, что заставляет Вас понимать.
Упражнение N14.
1. А сидит в позе, которую он может выдерживать в течении 8 минут. Для А будет лучше всего сосредоточиться на каком-либо объекте из окружающей обстановки. Когда глаза фиксированы, - такова и будет физиология.
2. С сидит перед А и описывает его позу В. В не может видеть А. Вам лучше всего быть вокруг хода двери (см. рисунок ниже).
3. Весь трюк состоит в том, что С не может говорить и двигать чем-либо, кроме головы. В не может задавать вопросы, но должен получить информацию о А не на русском языке; но благодаря неподвижному разговору С.
4. Поменяйтесь ролями и выполняйте это упражнение, используя прикосновение вместо звука. Используйте Ваше чувство прикосновения, чтобы описать позу, но не трогайте описываемую часть тела.
Соответствие и несоответствие.
Цель.
Демонстрация эффектов на раппорт при соответствии и несоответствии предикатов и позы.
Объяснение.
В Вашей жизни есть люди, с которыми Вы мгновенно достигаете раппорта. Как будто Вы знали их всю жизнь, хотя на самом деле только что встретились. Есть другие, с которыми Вы существуете. Вы возможно давно знакомы с ними по работе, но Вам трудно общаться. Что вызывает такие ситуации? Что можно сказать о характере людей, которые заставляют любить себя или отталкивают от себя? Это упражнение обучает Вас языку тела. Так достигается раппорт.
Упражнение N15.
1. А говорит с В о чем-нибудь.
2. Упражнение делится на 4 части, на каждую отводится 5 минут.
а) В соответствует позе и предикатам А;
б) В соответствует позе и не соответствует предикатам А;
в) В соответствует предикатам и не соответствует позе А;
г) В не соответствует позе и предикатам А.
3. Продолжение. Соответствуйте/несоответствуйте тону, темпу и тональности, как в случае с А и В.
Уместное усилие.
Цель.
Научить способности защищать результат не жертвуя гармонией.
Объяснение.
Двигаясь своей дорогой по жизни, Вы, возможно, будете аккумулировать цели. Эти цели важны для Вас и, возможно, не так важны для другого. На самом деле Ваши цели могут входить в Конфликт с целями других. Трюк состоит в том, что надо уметь сосуществовать со всеми людьми, с которыми Вы входите в контакт. Как можно при этом достичь еще и свои цели? Это упражнение немного поможет Вам.
Упражнение N16.
1. А и В выбирают тему, которую немного знает А.
2. А и С договариваются о сигнальной системе и держат ее в секрете от В. Это может быть особый вид кашля или знак пальцем и любой другой, легко идентифицированный сигнал.
|