Поскольку чувства людей с более развитым правым полушарием столь сильно обострены, они легко отвлекаются. Они улавливают и тихое тиканье стрелок на школьных часах, и тонкое жужжание флуоресцентных ламп.
Магистр педагогики Джеффри Фрид, автор книги «Дети с «правосторонним» мозгом в «левостороннем» мире», описал историю мальчика по имени Херб, который имел невероятно острый слух. Подобно тому как это воспринимает человек со слуховым аппаратом, включенным на максимум, звуки казались ему чересчур громкими. Когда человек говорил с ним обычным тоном, Хербу казалось, что на него кричат. Этим, пожалуй, можно объяснить, почему Дети Индиго нередко проявляют защитную реакцию, когда мы с ними говорим.
Дети Индиго и взрослые светоносцы часто слышат высокий и тонкий звук в своем ухе. Этот высокочастотный звук посылают ангелы, чтобы помочь им. Это помогает им эмоционально и ментально подняться над бесконечной чередой мыслей по поводу своих проблем. В этом звуке также содержится кодированная информация, которая поступает к ним невербальным путем. (Между прочим, если вы слышите этот звук и он вас беспокоит, вы можете мысленно попросить своих ангелов выключить громкость, и они с удовольствием сделают это.)
Люди с плохим слухом часто жалуются, что их слуховой аппарат - это скорее несчастье, чем благо. Эти устройства делают все звуки одинаково громкими, и среди них трудно различить тот звук, который нужен вам. В результате многие люди не пользуются своими слуховыми аппаратами. Они предпочитают выключить их, чтобы избавиться от бесконечного шума. Так, например, во время какого-нибудь семейного праздника вам может показаться, что люди необщительны или безразличны друг другу. На самом же деле они просто плохо слышат.
То же происходит с Детьми Индиго, когда их переполняют зрительные образы, звуки и чувства. Они отключаются, сосредоточиваясь на самих себе, или проявляют агрессивность.
Детям Индиго оказывают большую помощь учебные наглядные пособия. Из-за сокращения финансирования многим школам пришлось убрать из своих программ уроки обучения различным искусствам, однако некоторые учителя проявляют ангельское милосердие, извлекая средства из своих (часто отнюдь не полных) карманов и оплачивают организацию художественных выставок. Но у некоторых учителей более развита левая сторона мозга. Именно благодаря этому они превзошли своих школьных коллег. Эти субъекты с высокоразвитым левым полушарием мозга чрезвычайно организованны, строго следуют правилам и умеют привлечь к себе внимание аудитории. Они считают, что все дети обучаются одинаково и каждый ребенок будет счастлив только тогда, когда будет жить по строгому распорядку. Они не сознают, что их методы не действуют на людей со зрительным восприятием.
Жажда творчества
Детям Индиго необходимо дать выход своей мощной энергии. Физические упражнения - единственный способ «выпустить пар», чтобы не взорваться, подобно паровому котлу. А другое средство - это творческая деятельность. Часто во время моих занятий ангелы приходят ко мне и сообщают, что Детей Индиго следует привлекать к разнообразной творческой деятельности. Формы такой деятельности могут быть любыми: можно делать красивые бусы, украсить собственную спальню, заняться фотоделом, танцами, музыкой, строить дворцы из песка, играть на волынке или придумывать новые кулинарные блюда.
Габриэлла Цале - терапевт, которая исцеляет детей с помощью музыки и художественных ремесел, посвятила детям одиннадцать лет своей жизни. В 1995 году Габриэлла открыла отделение терапии искусством в стационарном подростковом лечебном центре. И теперь она вспоминает, какое положительное воздействие оказывали на подростков занятия по развитию художественного творчества:
«Дети, с которыми мне приходилось работать в стационарном лечебном центре, по всем известным сегодня признакам были Детьми Индиго. Помогая их творческому самовыражению, я ежедневно наблюдала чудеса, происходившие с детьми, которые в обычных условиях могли сосредоточивать свое внимание всего лишь на несколько минут.
Я обнаружила, что самое главное, чего хотят эти дети, - это покой. Я также поняла, что больше всего на свете они нуждались в том, чтобы раскрыть глубоко спрятанные внутренние сокровища и выразить их в творчестве и воображении - в песне, танце, живописи и сценическом искусстве. Уже только это в корне изменило манеру их поведения.
Они сами придумывали и рисовали все декорации для инсценировок тех пьес, которые я сочиняла для них и которые в большинстве своем были посвящены биографиям вождей различных индейских племен. Дети пели прекрасные народные и духовные песни о мире и любви. Я не ожидала, что они поймут это музыкальное направление, полагая, что им больше по нраву тяжелый металл и хард-рок, но видела, что каждый из них танцевал и пел от всего сердца. После того как доверила им заботу и уход за ценным оборудованием и инвентарем, я стала смотреть на них как на людей ответственных и заслуживающих доверия. Дети взяли на себя эту ответственность с восторгом и энтузиазмом, поскольку поняли, что я им доверяю.
Директор стационара спросил меня, не собираюсь ли я стать «Поллианной», коль скоро я никогда не упоминаю об отрицательных чертах детей. Я сказала ему, что хотела бы стать Поллианной, потому что, насколько мне известно, Марианна Уильямсон* однажды сказала: «Поллианна могла творить чудеса». Она видела лучшие черты в других людях, и они отвечали ей тем же.
Я нахожу, что Дети Индиго отзывчивы на правду и ненавидят ложь в нашей школьной системе. С ними я всегда держу себя в жестких рамках, но всегда проявляю к ним сочувствие и сострадание. Я нахожу, что эти дети уважают и признают такую систему наставления и контроля.
Если энергию Детей Индиго не направлять в позитивное русло, она может найти себе применение в самых негативных, разрушительных действиях - именно это и происходит сегодня в наших школах.
Я видела, как резко меняются эти Дети Индиго, когда их творческий потенциал и воображение находят применение. Они впитывают все, словно губка, и ведут себя совершенно естественно. От них уходит почти вся - если не вся - их угрюмость, а чувства идут от сердца. Они становятся сострадательными и имеют врожденную склонность работать вместе, как единое целое. Вот что я видела во всех тех проектах, которыми мне приходилось руководить».
Девочка Индиго по имени Дон говорит, что любое проявление творчества, особенно живопись или слушание музыки, вызывает у нее хорошее настроение. Она говорит, что, испытывая влечение к творчеству, ощущает приятный приток энергии.
Как я уже говорила, похоже, что Детям Индиго требуются более высокие стимулы, чем остальным детям. Возможно, это связано с тем, что им суждено выполнить трудную миссию. Не будем выяснять почему, но этим детям необходимы чистые источники стимулирования - такие, как, например музыка, работа на приусадебном участке, йога, пение, танцы и так далее. Когда Дети Индиго лишаются доступа к истокам творчества и другим чистым стимулам, они обычно создают свои собственные системы стимулов. Так, они могут плохо себя вести, чтобы привлечь внимание, или создавать острые кризисные ситуации, чтобы почувствовать свою исключительность.
Способы восприятия учебного материала Детьми Индиго
Люди с доминирующей функцией правого полушария - например, Дети Индиго и взрослые светоносцы - лучше воспринимают то, что они видят, чем то, что слышат. Женщина по имени Мэрианн говорила мне, что ее Ребенок Индиго, Брэд, не успевал в учебе, пока она окончательно не поняла, что ему свойствен визуальный способ восприятия информации. Она вспоминает:
«Он пытался заучивать правописание слов из заданного ему списка фонетически - многократно повторяя их вслух или записывая на бумаге. Но как бы Брэд ни старался, на контрольных диктантах ему не удавалось получить оценки выше, чем «удовлетворительно».
Тогда я стала расспрашивать Брэда о том, как он усваивает информацию. Почти случайно я обнаружила, что, когда Брэд хочет запомнить что-нибудь, он старается мысленным взглядом «увидеть» свое воспоминание. И тут у меня возникла идея. Вместо того чтобы помогать Брэду механически заучивать слова, я стала учить его запоминать, как эти слона выглядят. Результаты поразили меня!
Уже следующий контрольный диктант Брэд выполнил безупречно. Могу с уверенностью сказать, что это сильно укрепило его перу в собственные силы. Сейчас он использует все тот же визуальный метод, чтобы запомнить материал по математике, истории, а также при выполнении домашних заданий по обществоведению. Он просто делает все, что считает нужным, чтобы сохранить информацию в своей зрительной памяти. Затем, во время опроса в школе, Брэду стоит лишь прикрыть глаза и «прочесть» материал, образ которого запечатлен у него в уме».
Мэрианн сообщила, что теперь она намеревается перевести Брэда в другую школу, в которой признают наличие у детей различных способов восприятия информации. Большинство обычных и бесплатных средних школ основываются на левосторонней доминирующей функции головного мозга, предлагая механический способ изучения материала. Поэтому вам придется произвести свое небольшое расследование, чтобы найти школу, которая признает, что ADHD есть всего лишь признак того, что ваш «правосторонний» ребенок находился в «левосторонней» школе.
Так же как Мэрианн, вы можете определить, каким способом восприятия информации пользуется ваш ребенок, расспросив его о том, как он запоминает материал и как думает. Приведем несколько примеров:
-
Когда вы видите, что ваш ребенок сидит и мечтает, осторожно попросите его рассказать вам, о чем он думает. Прежде всего спросите, он просто мечтает либо же пытается сосредоточиться на своих мыслях. Мечты, которые представляют собою видения или чувства, указывают на правостороннюю ориентацию деятельности мозга вашего ребенка,
-
Посмотрев со своими детьми кинофильм или телевизионную передачу, спросите у них: «Что из увиденного больше всего вам понравилось»? Постарайтесь выяснить из их ответов, обращали ли они наибольшее внимание на сюжет фильма и игру актеров (правосторонний стиль мышлений), на чувства, которые вызывал у них этот фильм (правосторонний стиль мышления), на главную идею фильма (левосторонний стиль мышления) или на вывод, который они сделали из этого фильма (левосторонний стиль),
-
♦ Если вы обнаружите, что ваши Дети Индиго обладают правосторонним мышлением, то позаботьтесь о том, чтобы развить их природную фотографическую память, Не забудьте уверить их в том, что дар, которым они обладают, а также их визуальный способ восприятия информации - это особый инструмент, который во многом поможет им преуспеть в жизни.
ADHD или творческая натура?
В книге «Дети Индиго», я писала о сходстве между одаренными и творческими детьми и теми, которым ошибочно навесили ярлык ADHD. В детстве меня отметили как «одаренного» ребенка и поместили в особый класс. Я так благодарна судьбе за то, что ярлыка ADHD тогда еще не существовало, иначе меня направили бы лечиться, вместо того чтобы переводить в «продвинутые» классы.
В этих классах я духовно росла, испытывая глубокое удовлетворение. Учителя всегда придумывали такие уроки, игры и задания, которые заставляли бы нас творчески мыслить. Всем классом мы играли в слова, развивая в себе навыки общения.
Я настоятельно рекомендую представлять ваших Детей Индиго как людей творческих и одаренных, даже если их оценки не соответствуют вашим представлениям. Многие Дети Индиго, которым скучно сидеть в обычных классах, раскрывают свои гениальные наклонности, когда их переводят в те классы, где программа соответствует их способностям.
Доктор философии Бонни Крэмонд тщательно изучил сходство между чрезвычайно творческими детьми и теми, на кого навесили ярлык ADHD. Доктор Крэмонд цитирует материалы обследования детей с диагнозом ADHD, в ходе которых ученые обнаружили, что у половины детей творческий потенциал составляет более 70 процентов. А у 32 процентов детей, отмеченных клеймом ADHD, творческий потенциал превысил 90 процентов. К сожалению, очень мало психологов и психиатров пытаются искать у детей признаки «одаренности», когда оценивают поведенческие характеристики детей с ADHD или ADD. Доктор Крэмонд обнаружил материалы одного исследования, которое показало, что обе группы (чрезвычайно творческих детей и ADHD):
-
Склонны к нарушению дисциплины с целью привлечь к себе внимание всего класса,
-
Не столь любимы преподавателями, как те дети, которые ведут себя более покладисто.
-
Склонны к поискам развлечений и острых ощущений. Исследователи полагают, что стремление к острым ощущениям может привести творческого человека к обретению нового опыта, который он воплотит в свои идеи и изобретения. Кроме того, стремление к риску (подобно желанию острых ощущений) соотносится с успехом в финансах и делах. Этот штрих, возможно, также объясняет, почему Дети Индиго быстро теряют интерес к только что усвоенному ими материалу.
-
Склонны к «невнимательности», Они мечтают, обдумывают новые идеи, внимают своему внутреннему голосу и духовным наставлениям, устраняются от разговора или действия, которые кажутся им неискренними или не соответствуют их желаниям.
-
Известны своей склонностью к сильному «перевозбуждению» либо бывают непоседливы и гиперактивны.
-
Часто имеют страстный и взрывной характер,
-
Часто неловко чувствуют себя в обществе, Могут быть пугливыми, искать защиты или держаться в стороне, поскольку чувствуют себя не такими, как все, - им легче быть одним, чем сносить насмешки.
-
Доктор Крэмонд сделал следующий вывод:
«Возможно, те индивидуумы, которые используют свою способность к быстрому восприятию в творческих целях, отличаются от личностей беспокойных и непродуктивных таким качеством, как талант, а также способностью найти своей энергии и идеям творческое применение». Вот почему так важно найти применение творческим силам Детей Индиго, укрепляя их веру в свою «исключительность». Вот что говорит по этому поводу Индиго Дон: «Творчество действительно необходимо для выражения наших глубоких чувств. Когда это возможно, старайтесь рисовать карандашами или красками. Все равно, что вы будете рисовать, - пусть даже простые линии. Никто, кроме вас, не увидит вашего рисунка. Напишите стихотворение или письмо кому-нибудь, с кем вы хотели бы поговорить. Это пригодится вам в жизни. Каждый день нужно делать что-нибудь творческое, чтобы выпустить свои эмоции. Иначе они переполнят вас, а потом взорвутся».
Глава одиннадцатая. Чем хотят поделиться с нами Дети Индиго
В большинстве те книги, с которыми я ознакомилась в процессе изучения симптомов ADD, ADHD и неспособности детей к учебе, содержали превосходный материал, собранный учеными и врачами. Многие из этих публикаций включали в себя материалы конкретных исследований. Однако меня удивило, сколь мало содержалось в них высказываний самих детей.
Поэтому я решила включить в эту книгу мысли Детей Индиго. Я попросила свою падчерицу, Индиго Николь, провести эти интервью. Я знала, что Дети Индиго смогут откровенно высказать то, что лежит у них на сердце, только тому, кого они считают себе равным.
Николь спрашивала у Детей Индиго из различных семей и разных возрастов: « Чем бы ты хотел поделиться со взрослыми, чтобы вы могли лучше понять друг друга?» Дети Индиго с радостью восприняли такую возможность поговорить со взрослыми и сделать им свои замечания. Здесь вы найдете их мудрые слова, которые будут полезны всем нам и весьма поучительны:
Алек (21 год)
Вопрос: Что бы ты сказал взрослым, если бы знал, что твои слова помогут им лучше ладить с детьми?
Ответ: Чтобы они поняли: есть вещи, которые мы, молодые, Можем делать самостоятельно. Взрослые склонны думать, что благодаря своему опыту они знают все лучше нас. Не важно, как долго ты что-то делаешь; важно, что ты делаешь. Не хочу сказать, что все взрослые ошибаются, но они не всегда знают правильный путь. Они должны позволить нам учиться на нашем собственном опыте, а не на их словах. Они должны позволить нам принимать решения, потому что мы не научимся самостоятельно принимать решения, если они будут делать это за нас.
Вопрос: Что бы ты изменил в поведении взрослых?
Ответ: Им не стоит слишком привязываться к своим постоянным привычкам. Я знаю многих взрослых, которые думают, будто иначе и быть не может. Они считают вполне естественным то, что они чувствуют и что делают. Они попали в тупик. Они должны понять, что несчастливы и никакие вещи не заменят им счастья. Я вижу многих людей, которые цепляются за свою работу, хотя ее ненавидят, и они не думают о себе, а потом удивляются, отчего это им так тяжело.
Им нужно бы получше следить за собой, лучше питаться и найти работу, которая была бы им по душе. Но они не хотят измениться, потому что уже давно живут так и им трудно ломать свои привычки. Это обычное дело. Они привыкли так жить, а привычное дело всегда получается лучше.
Вопрос: Чему полезному научили тебя твои родители?
Ответ: Уважению к другим людям и к тому, что им принадлежит. Заботиться о себе. Делать как можно лучше то, что я делаю и что хотел бы сделать.
Вопрос: Какой совет ты хотел бы дать взрослым?
Ответ: Пусть дети будут до определенной степени свободны в принятии решений. Наказывать их бесполезно. Нужно не кричать и не бить их, а объяснять. Пусть они учатся принимать решения, потому что им придется это делать, когда они вырастут. Если они не научатся этому в раннем возрасте, то потом станут принимать глупые решения. Я знаю очень многих детей, чьи родители были слишком строги, и когда эти дети покидали родительский дом, было уже поздно приучаться к самостоятельности, и эти дети совершали ошибки, потому что не умели принимать решения.
Вопрос: Какие суждения взрослых о тебе ты назвал бы ошибочными?
Ответ: Мои дедушка и бабушка не считают, что я сам знаю, как мне поступать. Они в самом деле хотят, чтобы я ходил в школу и думал о своем будущем образовании. Но сейчас другие времена. Им уже 70 лет. Сейчас не обязательно ходить в школу. Люди стали другими, но не думаю, что школьная система изменилась настолько, чтобы удовлетворять потребностям людей. Мне не обязательно знать то, что меня не интересует. Образование большей частью состоит в том, чтобы делать, что тебе хочется.
Дон (20 лет)
Вопрос: Что бы ты сказала взрослым, если бы знала, что твои слова помогут им лучше ладить с детьми?
Ответ: Они не должны возлагать слишком больших надежд на своих детей, нужно позволить им расти естественным путем, не пытаясь втиснуть их в систему.
Вопрос: Что бы ты изменила в поведении взрослых?
Ответ: Я думаю, что большинство взрослых слишком много думают о деньгах и тратят на это всю жизнь, не обращая внимания на тех, кто находится рядом, - например, на их семьи. Вместо того чтобы провести время со своей семьей, они идут зарабатывать деньги, и это в самом деле печально.
Вопрос: Какие суждения взрослых о молодежи ты назвала бы ошибочными?
Ответ: Одно из неверных суждений состоит в том, будто все мы - потерянное, заблудшее поколение, у которого нет никакой цели. Мне часто приходилось это слышать, но лично я в это не верю. Среди нас есть потрясающие ребята, которые когда-нибудь изменят этот мир. А взрослые как будто и не подозревают об этом, Мне кажется, они просто ленивы и им не хватает драйва.
Вопрос: Как твои родители повлияли на то, кем ты стала сейчас?
Ответ: Мои родители дали мне очень много. Они - мои лучшие друзья в этом мире. Они преподали мне много трудных уроков. По большей части это касается взаимоотношений, потому что, как родители, они одинаково любили меня. И каждый из них хотел вложить в меня столько сил, сколько мог. Именно присутствие двух этих сил в моей жизни сделало меня, как мне кажется, настоящим человеком.
У меня очень много друзей, у которых отношения с родителями сложились не столь удачно, и я вижу, что многие их недостатки связаны именно с этим. Мои родители чрезвычайно сильно повлияли на всю мою жизнь. Прежде всего, они помогли мне сформировать основы моей личности. Они позволили мне быть самой собой.
Вопрос: Что ты имеешь в виду?
Ответ: Не многие родители будут довольны тем, что ты не собираешься поступать в колледж, и не потянут тебя туда силой, и не будут заставлять тебя делать то, что они считают полезным для тебя, хотя ты так не считаешь. Я думаю, это было просто здорово - чувствовать себя спокойно и знать, что родители верят в меня и понимают. Что мне все это не нужно, что я смогу всего достигнуть сама.
Вопрос: Они не пытались планировать твою жизнь?
Ответ: Абсолютно нет. Я знаю это, поскольку передо мной есть яркий пример одной из моих подруг. Она - чудесный художник. Ей не нравится работать с реальной натурой. Родители заставили ее поступить в колледж, окончить его и получить диплом, просто потому что так принято делать. И сейчас они говорят ей: «Теперь ты, как учитель рисования, должна пройти аттестацию, чтобы у тебя был послужной список». По-моему это грустно! Если бы я посмотрела на рисунки моей дочери и увидела, что они так прекрасны, я бы поощряла ее и поддерживала в осуществлении того, чего она хочет. В конце концов, если у человека есть страсть к чему-то такому, его не остановить. Это не поддается приказам, и мне было бы противно заставлять человека делать то, чего он не хочет.
Я просто не понимаю, как можно заставлять детей жить в соответствии с теми надеждами, которые ты на них возлагаешь. Вот почему я так благодарна моим родителям, которые никогда так со мной не поступали. Это сыграло большую роль в моей жизни.
Вопрос: Какие надежды возлагают родители на своих детей?
Ответ: По-моему, колледж занимает очень важное место, если говорить о моей возрастной группе и об обществе в целом, а не только о родителях. Но я думаю, что давление со стороны родителей возникает под воздействием общества и того, что считается нормой, что, как принято думать, должен делать каждый. «Тебе придется четыре года провести в колледже и получить степень. Потом ты сможешь устроиться на хорошую работу и делать пятьдесят штук баксов в год, сможешь каждое утро тратить два часа времени, чтобы добраться на работу, и чувствовать себя несчастным».
Я не хочу беспокоиться о деньгах, и, если у меня их будет немного, я очень постараюсь не расстраиваться по этому поводу и быть счастливой, потому что я делаю то, что хочу, а не то, что мне совершенно не нравится.
Вопрос: Какой совет ты хотела бы дать взрослым?
Ответ: Прежде всего я попросила бы родителей: активнее ведите диалог со своими детьми. Старайтесь по-настоящему слушать, что они вам говорят, а не требуйте от них того, что считаете правильным вы. Если вы сделаете так, как я прошу, то вы и ваш ребенок станете намного счастливее. Деньги правят этим миром, но не позволяйте им управлять вами. Пусть семья стоит на первом месте, а деньги - на втором. По-моему, ваши взаимоотношения - это самое главное, что есть в этом мире; все остальное вторично. Ваше отношение к себе, к своей семье, к вашим друзьям - вот что важнее всего.
Элизабет (16 лет)
Вопрос: О чем бы ты хотела сказать взрослым, чтобы с ними было легче общаться?
Ответ: Чтобы они не так строго контролировали нас, и пусть позволят детям учиться на своем собственном опыте.
Вопрос: А почему им нужно учиться на своем опыте?
Ответ: Потому что всегда легче говорить, чем делать, и собственный опыт действует на человека сильнее любых слов.
Вопрос: В чем, как ты думаешь, взрослые совершают ошибку?
Ответ: В том, что не позволяют детям приобрести свой собственный опыт. Слишком поверхностно судят о наших друзьях. Первое впечатление - не всегда лучшее впечатление, потому что по нему не видно, каков человек на самом деле. Скажем, кто-то одевается не как все и о нем начинают судить по внешнему виду.
Вопрос: Какое влияние оказали твои родители на то, какой ты стала сейчас?
Ответ: Думаю, что они постоянно воздействуют на меня. Вот почему так важно, чтобы родители знали определенные вещи о своих детях. Родители - это те люди, с которыми дети проводят все время, и потому очень важно, чтобы они были откровенны со своими детьми. Нужно быть честными с ними. И не навязывать нам свое мнение, а учить каким-то очень важным вещам. Некоторые из этих важных вещей - дружба и доверие, и еще ответственность. Важно, чтобы родители учили своих детей на конкретных примерах, а не только словами.
Вопрос: Хотела бы ты дать взрослым какой-то совет?
Ответ: Если бы я могла, то поменялась бы с ними местами, чтобы они могли посмотреть, как это - быть ребенком, поскольку похоже, что они об этом забыли. Когда они наказывают нас или запрещают делать какие-то вещи, кажется, будто они не помнят, как это действовало на них, когда их родители делали то же самое с ними.
Адам (14 лет)
Вопрос: О чем бы ты хотел сказать взрослым, чтобы им легче было общаться с детьми твоего возраста?
Ответ: О том, что они не всегда бывают правы. Я думаю, что взрослые слишком самоуверенны. Они всегда стоят на своем, они упрямы, и даже если они понимают, что ты прав, то все равно не допустят этого, потому что ты в три раза младше их.
Вопрос: Почему они не желают признавать своих ошибок?
Ответ: Я ведь не могу признать, что трехлетний малыш прав, а я - нет. Возможно, то же самое происходит и с ними.
Вопрос: Как им помочь исправить их ошибки?
Ответ: Проще всего было бы с ними поговорить.
Вопрос: Какие суждения взрослых о ребятах твоего возраста можно назвать предрассудками?
Ответ: По-моему, когда мы что-нибудь делаем, они думают, будто мы неуправляемые, сумасбродные, и вообще недалекие. Навешивать на людей подобные стереотипы просто несправедливо. Иногда они бывают правы, но навешивать ярлыки - это не дело, потому что половина из нас, возможно, такова, как они думают, а половина - нет. Я знаю, что одни взрослые бывают намного сумасбродней других, но если с такой меркой подходить ко всем взрослым, то это тоже несправедливо, потому что взрослые прожили дольше и знают намного больше.
Вопрос: Хотел бы ты дать взрослым какой-то совет?
Ответ: Хотелось бы, чтоб они нас уважали, а не считали, будто все подростки или такие ребята, как я, - это их подчиненные.
Вопрос: Почему ты считаешь, что они думают, будто подростки - это их подчиненные?
Ответ: Взрослым кажется, будто они знают ответы на все вопросы, и я долго верил в это. Но сейчас у меня возникают сомнения во всех этих наших системах - я нахожу в них дефекты. Я знаю, что сами собой они не изменятся. Взять, к примеру, нашу школьную систему. Лично мне она не нравится. Мне бы хотелось знать, о чем думают ученики, а не выслушивать чьи-то лекции. Тогда обсуждения проходили бы у нас намного лучше. Ведь в дальнейшей жизни нам придется учиться у наших сверстников, а учитель мог бы участвовать в обсуждении на общих правах. Но сейчас мне просто надоело день-деньской и целыми днями слушать учителя.
Вопрос: Но ведь он вас учит?
Ответ: Да, но все это учение - пустое пережевывание того, что я уже изучил. Получить «отлично» на контрольной ничего не стоит, потому что все, что тебе нужно сделать, - это запомнить сказанное учителем, а это вовсе не трудно. И еще нас наказывают за ошибки, а ведь на ошибках мы учимся.
Вопрос: Что бы ты предложил им вместо этого?
Ответ: Я думаю, что все должны сидеть вокруг стола и обсуждать тему, которую мы изучаем, а не выслушивать чью-то лекцию. Я знаю, что многие дети при этом спят, да и сам я спал на некоторых уроках. И при этом можно спрятаться где-нибудь на задних партах, что мне нравится делать, потому что уж очень скучно. А когда ты что-нибудь обсуждаешь, то все смотрят друг на друга, и тебе придется быть частью этого обсуждения, и увильнуть от этого никак не удастся.
Вопрос: Что бы ты изменил в поведении взрослых?
Ответ: Я бы сделал так, чтобы они благосклонно относились к подрастающим детям, потому что уже сейчас мир находится на переходном этапе от промышленной эры - к эре новых технологий. Вы же сами видите этих двадцатилетних ребят, которые делают миллионы долларов. Я думаю, что некоторые родители учатся у своих детей знаниям о компьютерах. И мне кажется, что новое поколение знает об этом больше, и если люди старого поколения не захотят, чтобы мы их учили, то они отстанут от нас.
Крис (20 лет)
Вопрос: О чем бы ты хотел сказать взрослым, чтобы с ними стало легче общаться?
Ответ: Я хотел бы, чтобы они не относились к жизни слишком серьезно. Им нужно больше веселиться.
Вопрос: Какой совет ты можешь дать взрослым, чтобы тебе было легче ладить с ними?
Ответ: Я бы посоветовал заботиться о своем организме и заниматься йогой так много, насколько это возможно.
Вопрос: Какие предрассудки существуют у взрослых в отношении тебя и твоих сверстников?
Ответ: Они думают, будто мы не знаем, о чем говорим. Но мы знаем гораздо больше, чем о нас думают. Однако мне кажется, что взрослые становятся все более и более откровенными, и это
хорошо.
Дэвид (21 год)
Вопрос: О чем бы ты хотел сказать взрослым, чтобы ты мог лучше ладить с ними?
Ответ: Лично у меня с взрослыми нет никаких проблем. Но я думаю, что существует общая проблема, и состоит она в том, что взрослые «водят детей за ручку», стараясь защитить детей, не позволяя им пробовать делать что-то самостоятельно, а ведь только так можно действительно хорошо чему-то научиться. Именно так я сумел многое познать - своим собственным умом. Если кто-то постоянно будет водить тебя за руку, то ты ничему не научишься.
Николь (21 год)
Вопрос: О чем бы ты хотела сказать взрослым, чтобы тебе было легче ладить с ними?
Ответ: Чтобы им было легче ладить со мной, думаю, они, прежде всего, должны избавиться от предвзятых суждений о моем возрасте. Вместо того чтобы смотреть на меня как на девчонку, которой всего-то 21 год и которая ничего не знает, - что они обычно и делают, - им следует видеть во мне человека. И быть откровенными со мной, и учиться у меня, а не держаться в стороне, полагая, будто я слишком молода и ничего не понимаю.
Вопрос: Если бы ты могла, то что бы изменила в поведении взрослых?
Ответ: Я бы хотела, чтобы они меньше боялись перемен. И если они плохо себя чувствуют, то пусть не сетуют на свой возраст. «Вот подожди, доживешь до моих лет». Я слышу это очень часто о детях индиго
часто. Да ведь им всего-то лет пятьдесят, а кажется, что они уже умирают, и ничего тут не поделаешь.
И еще я желаю, чтобы взрослые стремились познавать новое. Дожив до определенного возраста, они, мне кажется, думают, что с учебой покончено и они уже все знают. Но больше всего мне бы хотелось, чтобы они избавились от своих консервативных суждений.
Вопрос: Какое влияние оказали твои родители на то, какой ты стала сейчас?
Ответ: Они действительно во многом повлияли на то, какова я сейчас. Больше всего я им благодарна за ту свободу, которую они предоставили мне. Они позволили мне быть такой, как я хочу, благодаря этому я стала похожей на них. Поэтому мне не приходится восставать против них, что позволяет мне наслаждаться общением с ними. Я вижу, как ведет себя моя мама, и поступаю точно так же. И на своего папу я тоже очень похожа. Надеюсь, родители понимают, что дети когда-нибудь станут такими же, как они. Но дети умнее, чем думают взрослые. Дети не станут такими, какими велят быть их родители; они станут действовать точно так же, как их родители.
Вопрос: Хотела бы ты что-нибудь пожелать взрослым?
Ответ: Предоставьте детям свободу. Не дайте им нанести себе травму, но избавьте от излишнего контроля, потому что нельзя управлять человеческим существом. Никогда не говорите своим детям: «Если бы не я, то тебя бы на свете не было». Вы сами захотели иметь детей и поэтому должны видеть в них чудесные создания, которыми они и являются. Уделяйте своим детям больше внимания. Те люди, которые, как я знаю, слишком чувствительны и иногда раздражают других, ведут себя так, потому что их родители не обращали на них внимания. Эти люди требуют к себе большего внимания. Но я вижу и других людей, чьи родители подарили им столько любви и внимания и научили чувствовать себя всегда желанными. Такие люди более сдержанны. Они словно плывут по жизни.
Взрослые, не забывайте о том, что вы были детьми. Не забывайте о том, что вы делали, когда были молоды. Даже если сейчас вы уже изменились, вашим детям еще предстоит пройти через это. Ведь так устроена жизнь. Лишая детей возможности приобретать свой собственный опыт, вы лишаете их детства, и тогда им все равно придется пройти через это, но только гораздо позднее.
У меня есть друг, который воспитывался в семье «свидетелей Иеговы». В этой семье не праздновали ни дней рождения, ни Рождества, и никаких других праздников. Его родители были очень строги. Сейчас, уйдя от них, он буквально «сорвался с тормозов». Он все время пропадает на каких-то пирушках и шпигует себя наркотиками, потому что он не знал всего этого, находясь под защитой домашнего крова. Я думаю, что. нельзя пытаться управлять людьми. Нужно просто позволить человеку быть самим собой.
Райан (20 лет)
Вопрос: Что бы ты изменил в поведении взрослых?
Ответ: Я не знаю, преднамеренно ли они это делают, но взрослые словно не знают, как им относиться к молодежи. Они напускают на себя неприступный вид, когда чего-то не понимают, или начинают обсуждать каждое сказанное нами слово. Множество раз, будучи еще ребенком, я убеждался в том, что взрослые меня не понимают. Чуть ли не всякий раз, когда я общался со взрослыми, в большинстве своем они старались поучать меня, что хорошо, а что плохо. Просто невероятно, до чего они любят подсказывать нам готовые решения. К тому же эти решения не всегда верны; ведь взрослые часто повторяют то, что уже говорили раньше, либо говорят лишь то, что полагается говорить. Хотелось бы, чтобы при этом они исходили от истины и говорили из сердца, а не из головы. К тому же взрослые часто лгут.
Вопрос: Почему ты думаешь, что они лгут?
Ответ: Взрослые обычно не думают, что мы готовы понять определенную информацию, или не хотят быть целиком откровенными, поскольку не думают, что мы поймем их, либо они научились этому из тех книг, которые подсказывают, как следует поступать в определенных случаях. При этом я знаю, что они стараются изо всех сил, но почему-то у них ничего не получается.
Вопрос: Тебе стало бы лучше, если бы взрослые были честнее?
|