Наблюдаемое поведение Внутреннее истолкование
Мари так смотрит на меня. Мари зависит от меня
Мари сужает глаза и подается вперед
Мари несчастлива со мной
Здесь мы пытаемся проиллюстрировать, что люди сами причиняют себе боль и создают себе трудности, наклеивая разные ярлыки на различные части своего жизненного опыта и часто делая это ошибочно. Одно значительное явление, отмеченное нами в вашей работе, это то, что люди уделяют равное внимание различным ощущениям и, следовательно, могут присвоить различным ощущениям один и тот же ярлык. Например, те люди, которые наиболее активно используют свою визуальную сферу для получения информации, слово «уважение» будут в основном соотносить с визуальным контактом, в то время как люди, для которых основное — это какие-то телесные ощущения (кинестетическая система представлений), будет гораздо больше уделять внимание тому, как другие люди дотрагиваются до них. Таким образом, люди могут использовать одни и те же слова для описания совершенно различного жизненного опыта. Мы называем этот процесс «сложное равенство» (приравнивание слова к той части жизненного опыта, которая обозначается этим словом). Обычно, все это у разных людей сильно отличается. Таким образом, вместо того, чтобы использовать обратную связь (например, спросить Мари, что собственно говоря происходит), Дейв определил свои ощущения таким образом: как только он замечает у Мари какое-то вполне определенное поведение, то он «понимает», что именно она испытывает в данный момент. Отметьте, что терапевт по-разному реагирует на «чтения мыслей» и «сложное равенство» Дейва. Первая реакция: терапевт повторяет заявление, которое Дейв сделал в стиле «чтения мыслей», и конкретное «сложное равенство», которое он использовал. Тут преследуются две цели: терапевт удостоверяется в том, что он правильно понял процесс «чтения мыслей», который продемонстрировал Дейв; в то же самое время заявление терапевта позволяет Дейву услышать со стороны полное описание этого процесса. И в самом деле, очень часто те, с кем мы работаем, разражаются громким смехом, когда их утверждение повторяется им же и сразу после того, как они его сделали, понимая, что причинно-следственная связь, установленная ими, совершенно неверна. Повторение, сделанное терапевтом, позволяет другим лучше осознать этот процесс. Ответ Дейва — хороший пример этого:
«Я никогда раньше не был способен проконтролировать это; вы в общем представляете, как я себя чувствовал, вы только что сказали это…»
Второе действие, которое может сделать терапевт для того, чтобы воспрепятствовать процессу «чтение мыслей — сложное равенство» в семье: он должен обратиться к другому члену семьи, вовлеченному в этот процесс (в нашем случае — это Мари), и попросить его подтвердить, прав ли Дейв или не прав. Как показывает стенограмма, у Дейва были просто галлюцинации9.
9 Мы используем это слово — «галлюцинации», когда обсуждаем идеи, возникающие при отсутствии фактических данных
Наш разум должен что-то сделать. В этом контексте мы не считаем это патологическим, и употребляем этот термин чисто описательно (Мари на самом деле не была несчастлива с ним в этот момент времени). Из нашего опыта мы знаем, что основная часть переживаний и страданий, испытываемых членами семьи, в основном связана именно с шаблонами общения, основанного на «чтении мыслей» и «сложном равенстве». Поэтому очень важна способность терапевта распознавать и эффективно противодействовать этим шаблонам.
Мари: «Нет, я просто пытаюсь понять, что происходит здесь и…»
Терапевт: «Спасибо, Мари (поворачивается к Дейву). Дейв, я хочу чтобы вы попытались найди что-то новенькое для себя и Мари. Вы хотите, чтобы у вас было что-то новенькое, Дейв?»
Дейв: «Да, конечно же… я постараюсь. А что это?» Терапевт: «Дейв, я хочу, чтобы вы посмотрели прямо на Мари и сказали ей то, что вы чувствуете прямо сейчас и как только вы это сделаете…»
Дейв (перебивая): «О, нет! Я хотел бы, но я не смогу этого сделать».
Терапевт: «Вы не сможете, Дейв? А что вас останавливает?»
Дейв: «Хм, что меня останавливает?» Терапевт: «Да, Дейв, что не дает вам посмотреть прямо на Мари и сказать ей то, что вы в данный момент чувствуете?»
Дейв: «Я не знаю… Я действительно не знаю. Я просто не могу».
Терапевт: «Дейв, вы не могли бы сказать мне, что случится если вы сделаете это?» Дейв: «Что случится? Я не знаю…» Терапевт: «Догадайтесь, Дейв!»
В этой части стенограммы терапевт потребовал, чтобы Дейв предпринял что-то новое, нестандартное и противодействующее раз и навсегда принятому между ним и Мари «чтению мыслей» и «сложному равенству». Дейв в ответ утверждает, что невозможно сделать то, о чем просит терапевт («я не могу»). А терапевт знает из своего собственного опыта (глядя прямо на Мари и разговаривая с ней), что он может смотреть прямо на Мари и разговаривать с ней. Следовательно, если Дейв думает, что это невозможно, тогда его восклицание о том, что это невозможно — сигнал, что его попросили сделать нечто, находящееся вне его модели мира. А именно, это находится вне его представлений о том, что возможно между ним и Мари, какие действия он может делать по отношению к Мари. Один из наиболее полезных навыков в работе терапевта — это его способность определить границы моделей мира у членов семьи, какие действия в отношении других членов семьи возможны, а какие нет. В естественных лингвистических системах (вербальных) существует некоторое число выражений, которые логики называют модальными операторами возможности и необходимости. Эти слова и фразы конкретно определяют пределы модели мира говорящего. Четко определяя эти пределы, мы способны помочь человеку расширить рамки своей модели мира настолько, что она будет включать в себя то, что раньше было недозволенным, но желанным для себя и для семьи, а теперь станет достижимым и возможным. Вот как это делается в следующем обмене репликами между Дейвом и терапевтом:
Модальные операторы: «Но я просто не могу…» «Я не могу..»
Ответы терапевта: «Что останавливает вас?» «Что случится если вы сделаете это?»
Два разных ответа терапевта помогают Дейву расширить рамки своей модели мира, чтобы продолжить процесс обращения и выяснить, что он хочет для себя и Мари.
Далее мы приводим список некоторых наиболее употребляемых слов и фраз в русском (английском) языке, которые определяют границы личностной модели мира и также два вербальных (словесных) противодействия, которые, как мы обнаружили, являются наиболее эффективными при изменении этих границ.
Модальные операторы возможности: «Неспособен, не могу, невозможно, не должен, нет способа…»
Модальные операторы необходимости: «Должен, необходимо, принужден, дет, обязан, нет выбора, заставляют.
Терапевтическое противодействие: «Что вас останавливает?»
Терапевтическое противодействие: «А что произойдет, если вы сделаете (не сделаете) это?»
|