Бендлер Ричард, Гриндер Джон «Семейная терапия и НЛП»

Генри - любовь Чтобы ко мне прикасались(особенно Мишель).

Мишель - уважение Чтобы на меня смотрели.

Кэрол — равенство                                  Чтобы меня выслушивали(и верили)

Отметьте, что в данной части стенограммы те ощущения, которые хотят члены семьи (их «сложные равенства»), взаимодействуют между собой настолько полно, что даже если в номинализациях было хотя бы небольшое перекрывание, они совпадают, взаимодействуют, образуя сжатый цикл заданного общения.

Мишель: …Здесь я даже не могу разглядеть, что ты делаешь. Я не вижу, что отличает это… (указательный палец на левой руке грозно указывает, голос очень раздраженный).

Кэрол: Хорошо (прерывается) …Я сразу же престану это делать, когда…

Мишель: … (прерывает и кричит). Перестанешь ли ты когда-нибудь поворачиваться спиной ко мне…

Кэрол: Но ты сказала, что тебя не беспокоит то, что я делаю, поэтому я… (поворачиваясь к Генри) … ты слышал, что она сказала, не так ли?

Генри: А?

Мишель: (прерывая Генри). Господи, Генри, не делай — я совершенно серьезно говорю о том, что этот ребенок совершенно не испытывает никакого уважения.

Генри: (голос низкий и трясущийся, глаза влажные и смотрят вниз). Я только пытался… о-о, забыл это (отворачивается).

Мишель: О, господи, и ты туда же!!

Кэрол: Это так нелепо, мама, у меня от этого голова раскалывается.

Мишель: Я больше не могу выносить то, что ты делаешь сейчас.

Кэрол: Хо-ро-шо! До свидания!!

Мишель: (пронзительно крича). Молодая леди, я говорю тебе это уже тысячу раз… Генри, почему ты никогда ничего не можешь сказать?

Керол: Но ты сказала…

Генри: (перекликаясь с Кэрол). А?

Отметьте, как казалось бы весьма различные пожелания, осуществления которых добиваются члены семьи (номинализация), действенно взаимодействуют: Кэрол хочет равенства, которое означает, что она хочет, чтобы ее выслушивали также серьезно, как она выслушивает других членов семьи. Мишель хочет уважения — для нее это означает, что другие члены семьи должны смотреть на нее, когда она делает что-то, чтобы привлечь их внимание. Мишель начинает, говоря (словами), что она не может смотреть на то, что делает Кэрол (не выносит). Кэрол, следуя своей модели мира (аудиальной), воспринимает слова совершенно серьезно и буквально и отворачивается, игнорируя неконгруэнтные послания, выраженные в определенных движениях тела матери и тональности голоса. Мишель далее просто взрывается, поскольку, когда от нее отворачиваются, для нее это равносильно полному неуважению. Кэрол ищет поддержки у Генри, прося его подтвердить то, что сказала Мишель. Генри, обладающий кинестетической репрезентативной системой, упускает определенные нюансы диалога, для восприятия которых и полного понимания требуется визуальная и аудиальная системы. Когда Мишель требует, чтобы Генри ответил ей, он отвечает ей и делает это таким способом, который наиболее соответствует его модели мира, он подходит к Мишель и прикасается к ней. Она, тем не менее, хочет визуального контакта и внимания с его стороны и не может воспринять кинестетический контакт со стороны Генри, как некий ответ. Теперь Генри чувствует себя отвергнутым и показывает это, отворачиваясь. Это, конечно, является сигналом для Мишель, что он «не уважает» ее. Теперь Кэрол просит у Мишель разрешения покинуть ее, уйти. Мишель неконгруэнтно реагирует на это… и цикл начинается заново. Этот пример показывает, каким образом весьма по-разному звучащие слова (номинализации) могут быть близко связаны - настолько близко, что они образуют то, что мы называем заданным коммуникационным циклом.

Составители этой книги предлагают на выбор несколько способов эффективного и продуктивного вмешательства терапевта в такие заданные циклы общения.

Коммуникационный цикл с обратной связью

Теперь мы коротко опишем, чем заданный коммуникационный цикл отличается от коммуникационного пятиступенчатого цикла, в котором присутствует обратная связь.

Общение (коммуникатор-передатчик)

В случае, когда передатчик конгруэнтен, все послания совпадают — нет никаких трудностей; коммуникатор целостен в своем самовыражении. В том случае, когда коммуникатор неконгруэнтен, он контактирует со своими текущими ощущениями таким образом, что он сам будет ощущать неконгруэнтность в своем общении. Благодаря этому у него появляется некоторый выбор.

Ощущения (прием)

Если коммуникатор конгруэнтен в своем выражении, то никаких трудностей не возникает. Если коммуникатор неконгруэнтен, то получатель, если он осознает не конгруэнтность, имеет возможность вежливо привлечь внимание коммуникатора к этой неконгруэнтности, и (если его об этом попросят, получатель может помочь коммуникатору) осуществить дополнительную обратную связь, чтобы как-то интегрировать конфликтующие послания и модели, из которых эти послания появились. Например, когда получатель сталкивается с человеком, который качает головой из стороны в сторону, когда утверждает, что действительно хочет помыть посуду, то он может вежливо заметить «Я слышал, как вы сказали, что вы хотите помыть посуду, и, в то же время, я вижу, как вы медленно качаете головой из стороны в сторону Я был бы вам благодарен, если бы вы помогли мне разобраться в этом » Важным здесь является то, что получатель имеет возможность комментировать неконгруэнтное общение, а неконгруэнтный коммуникатор имеет возможность воспринять этот комментарий, не чувствуя, что его атакуют, что его чувству самоуважения каким-то образом наносится урон Эти главные составляющие в общении с обратной связью.

В случае, когда поначалу получатель не осознает неконгруэнтность группы полученных посланий, он может только отметить некоторую неясную неопределенность, неловкость, которой всегда сопровождается несовпадение значений посланий, полученный на сознательном уровне В этом случае он может сказать, что он ощущает некоторую неловкость, и вместе с коммуникатором попытаться найти причину этой неловкости Это требует от получателя определенной чувствительности к своим собственным текущим ощущениям и способности исследовать свои чувства, в частности, чувство неловкости, не вовлекая в этот процесс свое чувство самооценки и самоуважение

Вывод, заключение (прием)

Когда послания, которые воспринимает получатель, конгруэнтны, у него нет трудностей в понимании намерений коммуникатора Когда же коммуникатор выдает неконгруэнтные послания, тогда получатель информации должен так систематизировать конфликтующие послания, чтобы осознать, что они не совпадают, и тогда он придет к заключению, что что-то в этом процессе общения недоступно для него Это может произойти в процессе осознания получателем, и в результате он может высказать те противоречивые заключения, которые он вывел из несовпадающих посланий И, возможно, если он совместно с коммуникатором будет исследовать причину какой-то определенной неконгруэнтности, он сможет даже дать коммуникатору конкретную обратную связь (например, что поза коммуникатора не совпадает с тоном голоса). Если же получатель не осознает конкретные конфликтующие послания (то есть он так организовал свои ощущения, что осознает только те послания, которые совпадают друг с другом, а конфликтующие послания воспринимаются и осознаются на подсознательном уровне), то обычно он приходит к заключению, что его что-то смущает Когда получатель достаточно чувствителен к своим собственным ощущением и легко распознает свое собственно смущение, то он может свободно сказать об этом и попросить коммуникатора помочь ему разобраться в этом, важным здесь является то, что и перед получателем и перед коммуникатором стоит выбор' они могут исследовать процесс общения между собой, не подвергая испытаниям свое чувство самооценки — не доводя дело до того, чтобы этот диалог стал вопросом жизни и смерти — используя этот случай как возможность для развития и изменений.

Обобщения (прием)

Какие отличия существуют у этой стадии в коммуникационном цикле с обратной связью от стадии в заданном коммуникационном цикле? Они состоят в том, что когда неконгруэнтные послания воспринимаются получателем информации, и они активируют некие ощущения из прошлого, то получатель достаточно чувствителен к своим нынешним, текущим ощущениям, чтобы немедленно начать осознавать, что он лишь частично участвует в текущем взаимодействии — определенная часть его внимания посвящена исключительно событиям прошлого, то есть находится в каком-то другом месте, с какими-то другими ощущениями. Это позволяет ему продолжить процесс общения, переключив свое внимание на то, что есть нечто, что ранее не пришло к логическому концу и связанно с тем конкретным примером неконгруэнтности, с которым он столкнулся при общении с коммуникатором. Он понимает, что некоторые его ощущения в данный момент времени пришли откуда-то еще. Он может, конечно, поговорить с коммуникатором и обсудить то, что произошло, у него есть также возможность попросить установить обратную связь, чтобы помочь ему выяснить, какой конкретно момент из прошлого тревожит его.

Одно из отличий цикла с обратной связью от заданного цикла заключается в том, что как только получатель информации чувствует смущение или осознает, что какие-то события в прошлом раздражают и тревожат его, мешают ему полностью отдаться ощущениям текущего момента, он сразу же начинает изучать свои ощущения, чтобы понять, что же собственно произошло. Поскольку у него есть возможность сразу же установить сенсорный контакт с текущей ситуацией и, в особенности, с коммуникатором, то он может использовать свое ощущение смущения или раздражения, чтобы узнать побольше о самом себе и о человеке, с которым он общается. Это позволяет ему определить любые шаблоны общения, которые не соответствуют правильному восприятию действительности, поскольку воспринимается лишь часть послания вместо восприятия процесса общения в целом («сложное равенство»), а также шаблоны * «знания» внутренних ощущений коммуникатора без всякой проверки точности такого «знания» («чтение мыслей»). Следовательно, обобщения, которые делает получатель информации в цикле с обратной связью и использует в дальнейшем общении, — это более гибкие и плодотворные инструменты, постоянно помогают делу и проверяются на соответствие с действительностью.

Ответное поведение (передача)

Если коммуникатор начинает этот цикл с неконгруэнтного общения, то тогда либо получатель информации замечает при осознании полученных посланий их неконгруэнтность и начинает искать причину совместно с коммуникатором, используя обратную связь, либо он чувствует смущение и начинает искать причину этого чувства. Если ничего этого не происходит, то тогда ответное поведение получателя информации отражает неконгруэнтность, то есть теперь сам получатель превращается в коммуникатора, который выдает ряд неконгруэнтных посланий. Если они оба, и коммуникатор, и получатель имеют возможность обсуждать и исследовать причину смущения и неконгруэнтности, причем так, чтобы это не приводило к росту напряженности во взаимоотношениях, тогда рано или поздно тот или другой по мере того, как они меняются ролями получателя и коммуникатора, обнаружит тот момент в общении, который рождает дискомфорт и непонимание, и начнет исследовать его причину.

Чтобы прояснить плодотворность этих двух конкретных видов коммуникационных циклов (заданного и с обратной связью), надо понять, что задача терапевта заключается в том, чтобы помочь членам семьи так изменить шаблоны общения, чтобы от заданных циклов перейти к циклам общения с обратной связью. Другой способ использовать данную модель для терапевта — это переварить его собственные шаблоны общения, чтобы избежать опасности включения в деструктивную систему общения, принятую между членами семьи. Остальные разделы второй части посвящены именно выбору терапевтом конкретного способа вмешательства. Мы предлагаем для использования данную пяти - стадийную коммуникационную модель при условии, что вы понимаете способ, при использовании которого все конкретные методики вмешательства терапевта совпадают.

Сейчас мы более детально представим конкретные методики вмешательства терапевта, основанные на этой коммуникационной модели. Наиболее общий уровень описания методики вмешательства на основе данной модели состоит из трех фаз:

Сбор информации.

Трансформация системы.

Закрепляющие изменения.

СБОР ИНФОРМАЦИИ

В первой стадии семейной терапии терапевт работает с членами семьи, собирая информацию, которая в дальнейшем поможет ему создать у членов семьи начальный опыт нового общения, которое в дальнейшем может послужить им моделью для их будущего роста и изменения.

Терапевтическое

Семья с заданным коммуникационным циклом

  • Неконгруэнтность

  • Выделение ошибочной части послания из целого («сложное равенство»)

  • Предполагаемое понимание значения послания без проверки («чтение мыслей»)

  • Общение жесткое, фиксированное

  • Поведение хаотичное и непредсказуемое

  • Закрытая система

  • вмешательство

Семья с коммуникационным циклом с обратной связью

  • Конгруэнтность

  • Оценка всего послания (есть противоречия или нет) обратная связь

  • Вежливая проверка

  • Гибкое взаимодействие

  • Поведение упорядоченное Открытая система

Вопрос, который терапевт обязан решить, — какой избрать первоначальный опыт, который сначала послужит моделью поведения семьи? Одной из наиболее важных целей, задач деятельности терапевта во время этой фазы работы является решение относительно конкретного опыта поведения, который на начальной стадии работы будет использован в качестве модели для поведения. Мы называем такие действия терапевта «определением желаемого состояния». Смысл такого состояния заключается в том, что это описание общей жизнедеятельности семьи — удовлетворяющей индивидуальные желания всех членов семьи. Другими словами, один из способов, посредством которого терапевт организует свою деятельность во время этой фазы, -это сбор информации, которая помогает ему определить, а что собственно члены семьи хотят для себя в отдельности и для семьи в целом; как должна, по их мнению, функционировать семейная система. В процессе поиска и определения этого желаемого состояния для семейной системы терапевт слушает и смотрит, исследует семью и свои ощущения членов семьи как индивидуумов и как единого целого. Это определяет вторую категорию информации, которую ищет терапевт: информацию, относящуюся к текущему состоянию семьи. Для того чтобы эффективно действовать во второй фазе, терапевту необходимо знать не только то, чего хочет семья — это мы называем желаемым состоянием - но также и те ресурсы, которыми семья располагает в данный момент.

Мы хотим подчеркнуть, что то, что мы называем текущим состоянием или желаемым состоянием — это номинализации. Эти номинализации полезны лишь в той степени, в которой члены семьи понимают, что текущее состояние в действительности не является состоянием, а является процессом — текущим взаимодействием и общением. Более того, желаемое состояние — ощущения и опыт, который члены семьи и терапевт будут создавать во второй фазе — это лишь первый шаг в процессе раскрытия системы, лишь начало использования ее возможностей для развития и изменений.

Исходя из своего опыта, мы сделали заключение о том, что желаемое состояние, которое члены семьи выработали с помощью терапевта, вне зависимости от того, насколько сами члены семьи отличаются друг от друга, — это то состояние, в котором все члены семьи ведут себя более конгруэнтно, чем до того. Опять подчеркнем, что для нас конгруэнтность — это постоянно идущий процесс обучения и интеграции.

Какие именно шаблоны копирования, которые семья и ее члены продемонстрируют терапевту, представляют собой самые лучшие ресурсы для развития и изменений? Будут или не будут члены семьи рассматривать примеры таких процессов в качестве основы? Для того, чтобы создать эффективное модельное поведение, терапевту необходимо понять как направление изменений, так и доступные в данный момент резервы людей, с которыми он работает.

Третьей характеристикой созидательной эффективной семейной терапии в этой фазе работы терапевта является его деятельность по подготовке членов семьи к активному участию в создании модельного опыта. Участие членов семьи в выработке такого опыта, требует от них поведения, отличного от заданного, от того, что было раньше. Другими словами, они начинают рисковать. Есть несколько конкретных способов, с помощью которых терапевт может систематически помогать членам семьи пересматривать их поведение. Первый: терапевт вырабатывает у членов семьи уверенность в нем самом как в человеке, который поможет провести желаемые изменения в жизнь. Терапевт действует как модель конгруэнтности, когда сам участвует в процессе общения — все его послания полностью конгруэнтны. Совпадает все: то, как он двигается, звук его голова, слова, которые он использует и т.д. В дополнение к этому, терапевт должен быть достаточно чувствительным, чтобы определить наиболее используемые репрезентативные системы членов семьи. Когда он определит это, он сможет развить у членов семьи чувство уверенности в себе, говоря с каждым на его языке, то есть используя с каждым при общении его наиболее используемую репрезентативную систему, а так- же наиболее используемые слова-предикаты. Более эффективными, нежели простое использование слов-предикатов из репрезентативной системы члена семьи, с которым работает терапевт, являются (для терапевта мастерски владеющего этим) особые вариации ударения при использовании различных типов коммуникационных систем, которые терапевт выбирает для работы с определенным членом семьи. Например, при работе с членом семьи, который использует визуальную систему, мастерски работающий терапевт будет вести процесс общения, используя движения тела, рук, ног — применяя любые сигналы, которые могут быть замечены данным членом семьи. С членом семьи с ведущей кинестетической репрезентативной системой терапевт будет часто вступать в физический контакт: прикосновения, похлопывание, поглаживание и т.д., чтобы успешно общаться или подчеркнуть определенные моменты, которые пациент должен осознать. Терапевт использует все свое умение общаться, чтобы наиболее полно отобразить тот шаблон общения, который приведет к эффективной коммуникации. Таким образом, например, когда член семьи, используя вербальный канал, показывает терапевту, что существует некий пропущенный момент в вербальном общении, то терапевт требует от пациента опущенной информации, а не придумывает, что бы это могло быть. Или если член семьи занимается «чтением мыслей» или общается неконгруэнтно, то терапевт может вежливо прокомментировать это, показывая тем самым другим членам семьи как важность самой возможности комментировать что-либо, так и значение ясного и точного общения. Когда терапевт ведет процесс общения, он специально оставляет временное пространство, чтобы члены семьи могли дать ответ, используя вежливые команды (разговорные постулаты) и внутренние вопросы, включенные в предложения. Он показывает, что он ценит возможности и способности членов семьи понять процесс общения и принять в нем участие, он приглашает их прокомментировать процесс общения между ним и другими членами семьи. Следуя такой методике, он устанавливает индивидуальный контакт с каждым членом семьи, чтобы убедить их в своем умении, мастерстве, и, тем самым, вселить в них уверенность в себя и в них самих. Они начинают высоко ценить мастерство терапевта как коммуникатора и партнера в диалоге.

Второй важный способ, с помощью которого терапевт помогает членам семьи приготовиться к изменениям, — это его способность поделиться собранной информацией с членами семьи, незаметно используя для этих целей свое мастерство коммуникатора. Обычно члены семьи начинают общение с заявления о том, чего они хотят для себя и для семьи в целом; как правило, это заявление содержит номинализацию. По мере сбора информации терапевт проводит деноминализацию; то есть он поворачивает процесс представления чего-либо с явления, с события на сам процесс. Делясь информацией с другими членами семьи, он добивается того, что весь процесс, в результате которою семья пришла к такому состоянию, теперь выглядит как серия последовательных превращений семейной системы. Постепенно начиная осознавать историю своих сложившихся семейных отношений, своей семьи, как постепенный процесс, члены семьи также постепенно начинают надеяться, что этот процесс продолжится, в нем будет какая-то новая стадия, которая позволит им постепенно прийти к тем изменениям, которых они хотят. Они начинают видеть выход их тупика семейных отношений, в котором они находятся. Терапевт конечно же не пытается настаивать на том, чтобы каждый член семьи понимал свою и его задачи — в его задачи никак не входит подготовка новых семейных терапевтов. Также он не старается скрыть неуместную информацию от членов семьи. Более того, используя свое мастерств'-коммуникатора, терапевт выдает членам семьи необходимую информацию для того, чтобы каждый понял, какие изменения возможны. По мере того, как он делится своей информацией о процессе общения в семье, он описывает свои ощущения — он не оценивает и не выносит суждений об этом. Это различие между описанием процесса и оценкой поведения других людей уже само по себе является важным обучающим фактором для членов семьи.

Одним из результатов мастерского использования терапевтом репрезентативных систем, конгруэнтности и распределения информации между всеми членами семьи является то, что члены семьи начинают понимать друг друга и верить друг другу. Из своего опыта мы знаем, что это очень благодарное занятие: посредством своего коммуникационного мастерства мы помогаем одному члену семьи понять, что другой член семьи вовсе не является сумасшедшим, злым или недоброжелательным, а просто не понимает того, что ему пытается сообщить первый, потому что каждый из них обращает внимание на разные части их совместного опыта, переживаний и общения.

В отличие от общепринятых представлений, различие уже само по себе может стать возможностью для развития; оно содержит в себе зачатки возбуждения и интереса, а также оно требует новых знаний, которые позволят двигаться в указанном направлении. Различие также может использоваться и негативно; тогда сходство может стать цементирующим фактором. Как сходство так и различие являются исключительными, поскольку они провозглашают уникальность каждого человеческого существа. В основном задача терапевта состоит в том, чтобы уравновесить эти два качества личности и, в особенности, использовать свое мастерство, чтобы помочь членам семьи обратить различия, которые ранее были причинной боли, в возможность для развития и роста.

Когда терапевт работает с семьей, помогая ей понять стадии процесса, который привел к текущей ситуации, и обучая проводить различие между описывающим языком и оценивающим, семья часто вспоминает некий эпизод из прошлого, обычно основывающийся на каком-то непонимании. Это можно использовать, дав им понять, осознать, что любой эпизод в прошлом может быть оживлен в настоящем; его можно вспомнить, понять и пережить по-новому.

Когда у каждого члена семьи развивается уверенность в том, что терапевт является надежным проводником и учителем, а также когда терапевт сообщает информацию о семье, члены семьи начинают хотеть риска, вторжения на неизведанную ранее территорию и хотят построить новые мосты взаимоотношений внутри семьи. Осторожно работая с членами семьи в первой фазе, терапевт способен обеспечить созидательное участие членов семьи в создании и развитии опыта общения, который послужит моделью для них в их будущем развитии.

Определение желаемого состояния

Присутствие семьи на терапевтическом занятии — это подтверждение того, что семейная система в ее нынешнем состоянии — способы копирования, принятые в ней, общение и взаимодействие — все это более не удовлетворяет членов семьи. Это означает, что на каком-то уровне семья поняла, что есть значительное различие между их нынешними ощущениями и тем, что они хотят для самих себя. Типичным для нашего опыта является случай, когда семья появляется на терапевтическом семинаре, и каждый из членов семьи имеет какое-то представление о том, каких изменений он хочет, и первоначальной задачей терапевта является нахождение и выяснение этих желаний. Самый простой и эффективный способ узнать это -просто спросить членов семьи. Этот процесс, когда он будет происходить с семьей, станет моделью, способной помочь семье присваивать различным действиям и желаниям конгруэнтное значение. Терапевт понимает, что хотя сознательное содержание — конкретные надежды именно этой семьи — достаточно важная вещь, но способ, которым он собирает информацию, очень мощный процесс общения на подсознательном уровне, который он осуществляет и которым руководит — это также весьма важно.

1. Что вы хотите для себя и своей семьи?

2. Каким именно образом вы хотели бы измениться сами и каким образом вы бы хотели, чтобы изменилась ваша семья?

3. На что вы надеетесь в отношении себя и своей семьи после проведения терапии, что вы от нее ждете?

4. Если бы вы могли как-то измениться, то какого рода изменения должны были бы произойти, вопрос также касается и вашей семьи?

5. Если бы я дал вам волшебную палочку, то как бы вы ее использовали?

Любой из этих вопросов является началом поиска желаемого состояния для этой семьи. По мере того, как члены семьи отвечают на вопросы терапевта, они, обычно, начинают представлять свои идеи и желания в виде номинализации. Например, многие семьи, с которыми мы работали, заявляли, что они хотят больше любви, поддержки, душевного комфорта, уважения, уверенности и.д. Каждое из этих слов является событийным представление процесса, в котором пропущены многие части. Иногда члены семьи начинают с заявления о том, чего они не хотят. Используя лингвистические примеры, представленные в первой части, терапевт индивидуально работаем с членами семьи для выработки и сохранения позитивных утверждений о том, чего они хотят; в процессе этой работы члены семьи более полно осознают, чего же они хотят на самом деле.

Как мы отмечали в первой части этой книги, номинализации включают в себя лингвистический процесс вычеркивания, отсутствие ключевых указующих слов и неопределенные глаголы. Член семьи просто говорит, что он хотел бы больше любви, но в этом утверждении отсутствует самая необходимая информация: кого этот человек хочет любить, или кем хочет быть любимым, и как, конкретно, этот человек хочет любить или быть любимым. Систематически выясняя смысл вычеркиваний, находя ключевые, значимые слова, выясняя значения глаголов и номинализаций, терапевт собирает информацию, которая ему необходима, чтобы понять, чего хотят члены семьи.

Во время этой фазы семейной терапии, он использует свое мастерство коммуникатора для того, чтобы связать слова, произносимые членами семьи с тем, чего они в действительности хотят. Терапевт увязывает слова, произносимые членами семьи с тем, что они ощущают (адекватно деноминализирует их речь); когда он уже достаточно понимает поведение данной личности и может по внешним действиям определять, что в действительности хочет данный человек — тогда он способен выработать определенную методику поведения с данным конкретным человеком.

Приведем два общих способа проведения адекватной увязки языка и ощущений (деноминализация):

а) Применить лингвистическое распознавание для опознания вычеркиваний, отсутствия указывающих слов, неопределенных глаголов, номинализаций и операторов, касающихся формы, а не существа дела. Или

б) Заставить членов семьи выработать определенное последовательное поведение, которое может быть примером того, чего они хотят.

Эти два общих способа начать процесс деноминализа-ции, как это следует из нашего опыта, гораздо более тесно связаны между собой, чем можно предположить. А именно, когда член семьи вербально описывает то, чего он хочет, или то, что мешает ему достичь того, что он хочет, он и другие члены семьи прямо перед вашими глазами действуют так, как они описывали. Другими словами, члены семьи совмещают свое вербальное общение со своим невербальным поведением. Зная это, терапевт может ускорить процесс осознания того, чего хотят члены семьи, будучи чувствительным к невербальным сигналам, выдаваемым членами семьи во время терапевтического занятия и далее тщательно рассматривая эти сигналы в ходе этого процесса. Для нас эти два способа увязывания языка и ощущений полностью интегрируются. В качестве путеводителя для нас и для членов семьи в этой области мы специально выбираем такие ощущения, которые будут затрагивать как можно больше сенсорных каналов и репрезентативных систем. Это действие для нас является основой наиболее эффективных условий для обучения и изменений. Делая ставку на конкретные действия для выработки опыта, на ощущения, а не просто на разговоры с семьей, терапевт включает в работу все способы восприятия членов семьи: визуальные, аудиальные, кинестетические и т.д.

Процесс может считаться завершенным, когда терапевт понимает, что полученное поведение адекватно тому, чего хотят члены семьи. Другими словами, деноминализация завершена, когда терапевт установил, какие именно ощущения, переживания на самом деле отображают для членов семьи то, чего они хотят.

Одна из наиболее важных задач терапевта в первой фазе решена, когда он, наконец, нашел соответствие между языком, вербальным выражением и ощущениями, опытом у каждого члена семьи (деноминализация). Тем не менее, остается еще одна очень сложная ступень для терапевта, пытающегося собрать информацию, относящуюся к желаемому состоянию семьи как единого целого. Деноминализация для каждого из членов семьи может выразиться в комплексе, группе ощущений («сложное равенство»), которое относительно не связано с другими группами ощущений. Таким образом, для того, чтобы установить для семьи как для единого целого определенное желаемое состояние, которое может быть полезным для терапевта при его дальнейшем использовании в качестве основы при выработке совместно с семьей единого опыта общения, терапевту необходимо найти некие способы координации тех ощущений, состояний, которых хотят достичь члены семьи. Другими словами, ему необходимо выработать такой путь деноминализации, на котором индивидуальные состояния («сложное равенство»), которых они хотят достичь, сольются в некое единое целое, или, по - меньшей мере, будут связаны между собой. Поскольку терапевт собирается использовать эти сложные равенства как основу для создания совместного с семьей опыта во второй фазе терапии, то эти ощущения, этот опыт членов семьи должен быть един для всех. В процессе деликатного и бережного увязывания и объединения различных стремлений членов семьи, сразу выявляется то, что есть в них общего. В нашей работе часто случалось, что даже совершенно по-разному описываемые ощущения разных членов семье сразу сливаются, если находятся общие точки соприкосновения.

Терапевт может быть уверен, что он адекватно увязал вербальное описание ощущений с самими ощущениями (деноминализация на уровне семьи как единицы), когда результатом является группа ощущений («сложные равенства»), которые сами по себе связаны. По мере продолжения процесса, если терапевт отмечает очень незначительное сближение конечных целей членов семьи, ему следует попросить одного из членов семьи представить (представление может быть вербальным описанием или выражено в другой репрезентативной системе, то есть в образах, движениях тела и т.д.) пример такого случая, когда ему не удалось достичь желаемой цели. Как только один из членов семьи сделает это, терапевту следует сразу спросить других членов семьи, насколько описание или действие, представленное первым, связано с тем, чего хотят другие члены семьи (деноминализация). Наш опыт показывает, что такой прием почти всегда помогает найти общие точки в желаниях различных членов семьи.

Выяснив, чего же все-таки хотят члены семьи, и терапевт, и семья совместно осознают, какие именно цели, желания, ощущения являются наиболее важными в том опыте нового общения, который они будут совместно создавать во второй фазе семейной терапии. Такая группа взаимосов-надающих ощущений («сложных равенств»), которая является результатом связи слов с ощущениями, конкретным опытом (деноминализация), представляет собой структуру, которую следует использовать во второй фазе. Перед тем, как терапевт и семья смогут начать создавать такой опыт, необходимо получить еще некоторую информацию. Если у вас есть карта Сан-Франциско, то она будет вам весьма полезна, если вы собираетесь совершить визит или осмотреть город; но есть одно необходимое условие — вы должны знать, где именно вы находитесь. Основная задача терапевта заключается в помощи семье, в ее продвижении от того, где они сейчас находятся, туда, куда они хотят попасть. Следовательно, другая категория информации, необходимая терапевту, касается семейных ресурсов в настоящее время и наиболее употребляемых шаблонов копирования, которые в данный момент существуют внутри семейной системы.

Определение текущего состояния

(Что, собственно говоря, происходит в данный момент)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться