Любопытно, что большинство участников космической программы "Аполлон" напоминают Аполлона. Вспоминая Джона Глена, Эдгара Митчелла или Нила Армстронга, я всякий раз представляю себе бога Аполлона. Они и их космическая программа подобны богу солнца, выполняющему волю своего отца, Зевса. Астронавты выполняли волю президента, и их достижения были предметом гордости многих президентских администраций.
Любимый сын
Аполлон – любимый сын Зевса и второй после него по значению бог греческого пантеона. Белокурый любимчик отца, он необычайно старательно выполнял волю Зевса.
В Соединенных Штатах традиционные патриархальные ценности отстаивает республиканская партия. Джордж Буш-старший и Дэн Кейли – кандидаты в президенты и вице-президенты от этой партии в 1988 году – оба подобны Аполлону. Буш, сын могущественного сенатора, и Кейли, чья семья владеет едва ли не всеми газетами в штате Индиана, – они оба обаятельные мужчины из привилегированного класса, привыкшие побеждать. Бушу, для того чтобы стать Зевсом, пришлось преодолевать имидж Аполлона – вечного второго номера в команде. И почти невозможно представить себе, чтобы избиратели выбрали президентом архетипического мальчика-любимчика Кейли. Любимые сыновья, как правило, не поднимаются высоко, поскольку окружающие видят их только на вторых ролях. Архетипически такой человек играет роль сына или брата, ему не хватает амбиций, чтобы утвердить свою власть и править беспощадной отцовской рукой Зевса.
Архетип любимого сына не омрачается болью и борьбой. Это достигается благодаря склонности мысленно дистанцироваться от чужих страданий и не особенно проникаться собственными чувствами. Однако, когда окружающие воспринимают мужчину как Аполлона, на него проецируются все атрибуты этого архетипа и тогда им уже сложно видеть его иначе.
Музыкант
Аполлон ассоциируется с двумя струнными атрибутами: луком и лирой. Одно из них позволяет ему выпускать стрелы, другое – создавать музыку. В.Ф.Отто в своей книге "Боги времен Гомера" отмечает, что греки видели родство между этими двумя искусствами: "В обоих случаях присутствует полет к цели: безупречно направленная стрела и безупречно направленная песня"2. Песня самого смышленого из богов не похожа на сон опьяненной души, но прямо летит к ясно видимой цели.
Музыка Аполлона, как и он сам, ассоциируется с ясностью и чистотой. В противоположность дионисийской музыке, в которой отражается хаос, экстаз, буйство, эмоциональный конфликт и страсть, Аполлон ценит чистоту ноты и прозрачность звука, когда музыка, подобно математике, несет через время гармонию и меру, поднимая человеческий дух. Идеалы Аполлона отражаются в музыке Баха. Те, кто слышал виолончелистов XX века Пабло Казалеса и Йо-йо Ма, нередко говорят, что их музыка дарит духовное прозрение – словно вместе с мелодией приходит бог и безошибочно попадает в цель.
Сущность и плод музыки Аполлона – умеренность и красота. Она укрощает любую дикость, зачаровывая даже хищных зверей. Когда мучимый болью библейский царь Саул попросил юного пастуха Давида сыграть ему на струнном инструменте, чтобы унять страдания, очевидно, Давид исполнил музыку того типа, какую играл Аполлон.
Хранитель закона и порядка
Аполлон давал городам законодательства, толковал законы, боролся за умеренность и порядок, организовывал местное самоуправление и предоставлял механизмы для решения споров. Как в деятельности музыканта, так и в деятельности законодателя проявляется стремление этого архетипа к порядку и форме. Аполлону не по нраву хаос и буйство, несогласованность или страстная напряженность – как в поведении, так и в музыке. Через правила и законы, так же как через размер и интервал, Аполлон несет в мир порядок и строгие формы.
Стремление Аполлона к законности и порядку отражается в его уверенности в том, как должно быть. В своих указах Аполлон четко обозначал, что позволительно, а что нет. Поэтому юрист-Аполлон предпочитает работать с конституционным законодательством или со случаями, где можно уверенно применять законы и прецеденты, и не любит случаи, где нужно учитывать побуждения и особые обстоятельства. Не удивительно, что при выдвижении новых членов Верховного Суда США сторонники того или иного кандидата стараются прежде всего подчеркнуть его аполлонические качества.
Как идеалисты, верящие, что наступит время, когда все люди смогут жить мирно под сенью закона, который будет гарантировать справедливость и равноправие, так и современные сторонники "закона и порядка", твердо убежденные, что они знают, что "хорошо и правильно" для всех, – черпают свою уверенность из архетипа Аполлона.
Человек обретает смысл жизни и уверенность в себе, когда делает ту работу, которая соответствует его архетипу. Юрист или судебный исполнитель – так же как музыкант или астронавт – может в глубине души чувствовать, что именно Аполлон делает его работу священной.
Далекий и недостижимый
Архетип Аполлона по ряду причин располагает человека к эмоциональной отчужденности от окружающих. Такой мужчина может жить в будущем, как сориентированный на цель лучник или пророк; может подняться над ситуацией и взглянуть на нее объективно, вместо того чтобы оставаться в плену у собственных чувств; не углубляется в свои эмоциональные трудности и проблемы во взаимоотношениях, воспринимая их как духовные уроки (каковыми они нередко и являются).
Таким образом, архетипу Аполлона свойственна способность видеть вещи рационально или духовно, отстранившись от собственных эмоциональных реакций. Благодаря этому дару человек способен дистанцироваться от своей душевной боли и "перенестись на небеса", найдя опору в интеллектуальном анализе, в осознанной духовной практике или в собственных принципах.
В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира – некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Исследователь мифов В.Ф.Отто отмечает, что, когда после рождения сына Зевс подарил ему запряженную лебедями колесницу, Аполлон отправился на ней не в Дельфы, а к гипербореям, у которых пробыл целый год. Впоследствии он ежегодно на некоторое время удалялся в эту "благословенную страну света"3. В наше время образ Аполлона и гипербореев вспоминается в связи с деятельностью движения Нью Эйдж, чьи последователи рассказывают о своих путешествиях в миры света. При этом в наше время "северная страна за горами" (так греки описывали земли гипербореев) переносится в созвездие Плеяд или в другое измерение. Связь Аполлона со страной гипербореев в чем-то подобна привязанности Гадеса к подземному царству. Независимо от того, где находится отдаленное место для уединения – среди звезд, под землей или в мире высшей математики, – на психологическом уровне эффект один и тот же: ощущение изолированности от окружающих и склонность время от времени скрываться от повседневности в ином мире.
Брат
В семье особое значение имеет роль Аполлона как брата – его склонность как к братскому соперничеству, так и к братской дружбе проявляется во взаимоотношениях Аполлона с младшим братом вестником богов Гермесом и с сестрой Артемидой, богиней охоты и луны.
С Артемидой Аполлона связывают многие мифологические сюжеты. Артемида родилась первой и принимала роды у своей матери Лето, рожавшей Аполлона долго и мучительно. Позже Лето призвала обоих детей, чтобы они отомстили Ниобе за оскорбление. Ревнуя сестру, полюбившую Ориона, Аполлон спровоцировал ее на убийство возлюбленного (при этом Артемида не знала, в кого стреляет). Соперничество возникло между Аполлоном и его младшим братом, Гермесом, который, едва родившись, украл у Аполлона коров, а затем дал ему лиру.
Как носитель архетипа брата (или любимого отцом старшего брата), мужчина-Аполлон способен успешно работать в команде. Он органично играет роль второго, не чувствуя обиды или досады, которые мог бы испытывать в подобной ситуации мужчина, архетипически склонный к роли отца, или царя, и испытывающий потребность иметь собственное королевство. Для Аполлона совершенно естественно сотрудничать с компетентной женщиной и состязаться с ней. Удачливый в конкурентной борьбе Аполлон успешно участвует в политических играх, а также в спортивных состязаниях и обычно не склонен таить обиду на победителей. В силу своей эмоциональной отстраненности он умеет относиться к политике как к игре, и это дает ему преимущество перед теми, кто находится в плену у эмоций. Однако он не поднимается на самый верх, поскольку ведет свою игру довольно осмотрительно и не поощряет окружающих видеть в себе шефа. Аполлон был самым важным богом после Зевса.
Не герой
Физически развитый, с благородной внешностью, Аполлон внешне похож на героя, но на деле отвергает эту роль. В частности, он не позволил Посейдону втянуть себя в единоборство, – что никак не вписывается в образ героя, бытующий в нашей культуре начиная с воинов троянской войны и заканчивая ковбоями из современных вестернов. Разъяренному Посейдону Аполлон спокойно ответил: "Не знал бы я ни меры, ни благоразумия, когда бы стал сражаться из-за недостойных смертных, которые ныне многочисленны, словно листья на дереве, но скоро увянут и опадут". Не принял он этот вызов даже после того, как Артемида назвала его трусом.
Более того, Аполлон постоянно противодействовал героям. Он отказался дать предсказание Гераклу, когда тот обратился к дельфийскому оракулу. Он противостоял Ахиллу, самому чтимому и прославленному из греческих героев. Ахилл погиб, когда стрела поразила его в пятку – единственное место, не омытое в Стиксе. Согласно разным версиям, его убил сам Аполлон, – либо в облике Париса, либо собственной персоной. Но в любом случае это было не героическое единоборство лицом к лицу, а выстрел из лука с расстояния.
Аполлон ценит благоразумие, избегает физической опасности, не поддается эмоциям и предпочитает занимать позицию наблюдателя. Это позиция зрителя, а не героя. Во времена, когда полководцы лично вели войска в бой, среди генералов, наверное, не было Аполлонов. Но в наши дни Аполлоны, видимо, составляют значительную часть пентагоновского командования. Когда военные игры обдумываются так тщательно, как ныне; когда необходимо просчитывать различные варианты каждой операции; когда решающий удар можно нанести издалека, нажав определенное сочетание клавиш на компьютере, – на роль такого кабинетного генерала вполне годится Аполлон, предпочитающий иметь дело со статистическими возможностями, а не со страстями и привязанностями, которые движут людьми. Именно так было во времена вьетнамской войны, когда Пентагоном командовал министр обороны Роберт Мак-Намара, приведший с собой команду молодых энергичных и умных людей, которых газеты окрестили "бравыми ребятами".
Культивирование Аполлона
В нашей культуре принято с раннего детства активно воспитывать в мальчике аполлонические черты. С детского сада и до окончания института детей учат формальному логическому мышлению. И повседневная жизнь, и точные науки в школе преподносят человеку уроки причинно-следственной связи. Хорошие оценки и поведение сегодня помогут тебе выше подняться завтра. Во всех школах (за исключением некоторых альтернативных учебных заведений) и сами занятия, и система оценок направлены на утверждение аполлонических ценностей и развитие в ребенке аполлоновых черт.
Несмотря на то что в обществе развитию качеств Аполлона уделяется так много внимания, если в человеке доминирует другой архетип, вполне возможно, что он почувствует потребность культивировать в себе Аполлона только в зрелом возрасте. Развивая в себе качества Аполлона, люди учатся планировать свое время, распоряжаться деньгами, организовывать рабочее место. Помощь этого архетипа требуется и для выполнения более узких задач – таких, как составление резюме для поступления на работу. Какова бы ни была задача, прилежное обучение и регулярная практика, как правило, ведут к успеху в царстве Аполлона. Практически в любой сфере деятельности существуют специалисты, способные помочь вам в систематическом изучении предмета.
Аполлон как мужчина
Мужчина, подобный Аполлону, обычно хорошо приспособлен к жизни. У него есть качества, позволяющие ему заслужить одобрение окружающих и добиться успехов во внешнем мире. Однако во взаимоотношениях с окружающими и во внутреннем мире могут быть некоторые сложности.
Ранние годы
Ребенку-Аполлону, как правило, свойственно светлое и солнечное (в полном соответствии с мифологией) отношение к жизни. Обычно это экстравертный любознательный ребенок, взирающий на мир с большим интересом. Такому малышу очень нравится смотреть по сторонам, сидя на плечах у папы или мамы.
Аполлон активно собирает информацию об окружающем мире. Он то и дело задает вопросы "Что это такое?" или "Что ты делаешь?". Ему нравится узнавать названия предметов. Такой мальчик не обладает мечтательной натурой и не склонен выдумывать себе воображаемых друзей или воображаемых чудищ.
В детском саду маленький Аполлон хорошо ладит с другими мальчишками, он умеет идти на компромиссы и даже может стать лидером. Другие мальчики нередко хотят считать его своим лучшим другом, тогда как он обычно не склонен устанавливать с кем-то особые отношения.
На детских конкурсах и спортивных состязаниях мальчик-Аполлон может добиваться хороших или отличных результатов. Если у него есть какой-либо талант, он оттачивает его практикой. Этот ребенок не оставляет свои способности без развития.
Такое впечатление, что у мальчика-Аполлона есть встроенные часы, и он точно знает, что нужно делать сегодня, а что завтра. Поэтому он успевает уделить внимание всему – делать уроки, заниматься музыкой, подрабатывать доставкой газет, принимать участие в скаутской деятельности, петь в церковном хоре...
Хотя он может быть и в самом деле таким хорошим мальчиком, как кажется снаружи, – а маленького Аполлона часто считают "образцовым ребенком", – нередко у него бывают достаточно неблагополучные приятели, то и дело попадающие в различные переделки (однако сам он, как правило, в сомнительные истории не впутывается). Другие мальчишки могут идти на поводу у своего буйного необузданного хулиганского характера, – и, переступая границы дозволенного, они не задумываются, что напрашиваются на неприятности. Но Аполлон не таков: он думает о последствиях и контролирует свое поведение.
Родители
Бог Аполлон родился вторым в паре близнецов. Его мать, Лето, мучилась родами девять дней и ночей, прежде чем он появился на свет. После всех этих мук Аполлон родился "и Лето осталась довольна, поскольку новорожденный был силен и он оказался лучником"4. В этих ее словах из гомеровского гимна к Аполлону Делосскому отражается благодарность всех женщин, которые "преуспели в рождении" сына и наследника, – благодарность, в дальнейшем оправдываемая достижениями их сыновей-Аполлонов.
После такого испытания даже богиня, вероятно, чувствовала бы смертельную усталость и не могла бы нянчить ребенка. Мы знаем, что Аполлон "не был приобщен к материнской груди. Вместо этого Фемида своими божественными руками вливала в его уста нектар и дивную амброзию"5. Таким образом, первым пропитанием Аполлона была пища богов, и получал он ее от Фемиды, доолимпийской богини пророчества, чью мантию впоследствии носили оракулы Аполлона. Подобная ситуация может сложиться и в жизни мужчины-Аполлона, если его мать склонна вести себя сдержанно и редко обнимает и ласкает малыша. Таким образом, младенец не получает той ласки, которую способна дать "земная мать".
С самого начала Аполлон описывает свою миссию на земле следующим образом: "Я в точности передам людям волю Зевса"6. Это сын, купающийся в лучах отцовского признания: "Озаренный ярким светом, быстроногий, в прекрасных одеждах. Исполнены радости великие сердца златовласой Лето и мудрого Зевса, когда они смотрят на своего дорогого сына, играющего с бессмертными богами"7.
Мальчик-Аполлон часто заслуживает похвалу, особенно от традиционного отца, за то, что в точности похож на него. Сын-Аполлон нередко становится позитивным отражением своих родителей. Он преуспевает в культуре, ценящей достижения. Этот ребенок привык купаться в лучах родительской гордости, "озаренный ярким светом". Таково традиционное положение сына-Аполлона в патриархальной культуре – особенно если он является первенцем. От него ждут, что он станет хранителем семейных традиций – то есть "исполнит волю отца".
Роль победителя привычна для мальчика-Аполлона, и он получает любовь и одобрение за то, что делает. Однако на всех этапах жизни (и состязания) юный Аполлон сталкивается с другими людьми, которые умеют соревноваться и не сдаются без боя. Тогда ему приходится вести довольно напряженную борьбу за успех, и он может утратить положение самого успевающего ученика в классе или лучшего игрока в команде.
Тут возникает психологический вопрос: насколько необходимо его родителям, чтобы ребенок был на первых ролях? Любят ли они сына за то, какой он есть, или же родительская любовь непосредственно обусловлена его успехами? Зависит ли его собственная самооценка от последних достижений? Удручают ли его поражения? Если да, тогда он воспринимает любые сомнения в своих силах или жизненные вызовы слишком близко к сердцу, хотя обычно прячет это чувство неуверенности и ту враждебность, которую оно в нем порождает, за маской солнечной улыбки.
Иногда у мальчика-Аполлона бывают родители с нарциссическими склонностями, желающие, чтобы сын был их продолжением. Они довольны собой, когда ребенок "побеждает", и требуют, чтобы он был достоин своей семьи. Такому мальчику приходится нести нелегкую ношу. Он и так стремится состязаться с другими – в силу врожденной склонности. Но необходимость всегда побеждать, чтобы не утратить небескорыстную любовь родителей, может привести к психологическому перенапряжению, которое только ухудшит его шансы на победу. Отрабатывая свое мастерство, мальчик показывает отличные результаты, но, когда приходит день зачета, он не может проявить свои способности в полной мере.
Если ребенок с характером Аполлона обладает какими-то исключительными способностями, то разовьет ли он в полную силу свой потенциал – шахматный, музыкальный, математический, врачебный, юридический, стрелковый, научный, просто человеческий – в значительной мере зависит от родителей и учителей. Ребенок, обладающий талантом к какому-то делу и аполлоновой волей к успеху, добивается наилучших результатов в тех случаях, когда обучение превращается в игру, которой нужно овладеть. При этом важно, чтобы источником удовлетворения служили не внешние стимулы, а само мастерство и любовь к своему делу.
Юность и молодость
Как пройдет молодость мужчины-Аполлона, зависит от того, насколько хороший "лучник" из него получился. Если этот молодой человек талантлив и ему не мешает проявлять свои способности страх перед поражением, тогда он будет снова и снова достигать поставленных целей. Хорошие оценки, общественные должности, грамоты, награды, стипендии и премии – все это рекой течет к молодому Аполлону. Если этот юноша родился в бедной семье, то он может быть похож на персонажей Горацио Алджера.* Он много работает и рационально использует свое время, что позволяет ему хорошо учиться, участвовать во внеклассной деятельности и еще зарабатывать себе на жизнь.
* Алджер, Горацио (1834-1899) – американский писатель. – Прим. перев.
Он склонен искать отца-Зевса среди старших мужчин, если жизнь не дала ему реального отца, который мог бы выполнять эту роль. У мужчины-Аполлона есть архетипическая тяга быть любимым сыном, потребность преуспевать и добиваться одобрения мужчины-Зевса, который способствовал бы его продвижению в обществе.
Задача первой половины жизни, которая для мужчин, как правило, состоит в том, чтобы преуспеть на работе, совпадает с естественным аполлоническим стремлением к личным достижениям, поэтому этот этап жизни дается такому мужчине на удивление легко. Для большинства Аполлонов молодость не является временем тревог, бунта против авторитарной власти или мистических и сексуальных поисков, – а даже если такие тенденции есть, то они незаметны для окружающих.
Сложности на этом этапе могут возникнуть, если Аполлону не удается преуспеть в силу психологических, социальных или интеллектуальных проблем или дефектов. Аполлон, страдающий дислексией или другими проблемами с обучением, очень болезненно воспринимает свою неспособность добиться успехов. При этом именно такой ребенок имеет шансы преодолеть свой дефект благодаря упорной систематической работе. Однако разрыв между его желаниями и физическими способностями может породить столько внутреннего отчаяния и гнева, что он просто не сможет сосредоточиваться, и это помешает ему справиться с дефектом.
Работа
На работе у мужчины-Аполлона есть несомненные преимущества перед другими. Ему легко добиваться успехов в труде, поскольку он обладает врожденной способностью сосредоточиваться на задаче, а также стремлением к совершенству в своем деле и заинтересованностью в конечном результате. Благодаря объективному отношению к себе и к окружающему миру, он ставит перед собой реалистичные цели и терпеливо, шаг за шагом, осуществляет свои планы.
Аполлон избирает себе профессию, требующую длительного обучения и способности ставить перед собой долгосрочные цели. Многих мужчин этого типа привлекает медицина и юриспруденция. Особенно хорошо ему подходит работа юриста. Так в процессе по делу Ореста, убившего свою мать (а он убил мать по наущению самого же Аполлона, поскольку она перед этим убила отца Ореста, Агамемнона), Аполлон проявил себя как блестящий адвокат.
Аполлон хорошо адаптируется к рабочей среде в различных учреждениях и корпорациях. У него есть склонность к товарищескому состязанию с сотрудниками одного с ним ранга. При этом он может стать лидером среди равных. Он жаждет одобрения со стороны начальства и легко выполняет директивы сверху. Дополнительным преимуществом Аполлона сегодня, во времена, когда женщины обретают равные права с мужчинами, является его способность нормально сотрудничать с честолюбивыми женщинами. Он легко завязывает дружеские отношения и формирует альянсы с женщинами, если тем, как Артемиде или Афине, свойственны целеустремленность и дух соперничества. Из него получается прекрасный руководитель.
Мужчина-Аполлон часто не поднимается на самый верх и не добивается больших успехов в бизнесе, поскольку у него нет соответствующих качеств Зевса: всеобъемлющего желания сосредоточить в своих руках власть и богатство, масштабности мышления, решительности и беспощадности. Архетипически он – патриархальный сын. Хотя он стремится подняться наверх и, глядя на его успехи, можно предположить, что этому мужчине удастся достичь вершины, – он все же либо не поднимается на самый верх, либо, поднявшись, не может удержать власть в своих руках и оказывается низвергнут.
Бывает, что мужчина-Аполлон достигает максимальной высоты, куда ему позволяют подняться личные (и архетипические) качества, но обнаруживает, что изначально ставил перед собой более высокую цель. Тогда работа перестает служить для него источником удовлетворения, как это было прежде, и превращается в проблему. Когда такой человек достигает пределов своей компетенции и больше не может быть образцом для окружающих, начинаются трудности. Он не готов к поражениям. Аполлон вкладывает все свои силы в работу, жертвует другими интересами и ждет от семьи такой же готовности идти на жертвы ради его карьеры. Поэтому в случае неудач на работе у такого мужчины может не оказаться альтернативного источника смысла жизни.
Взаимоотношения с женщинами
Мужчину-Аполлона часто влечет к независимой компетентной и привлекательной женщине, которая очень подходит ему, – из них получается архетипическая пара молодых честолюбивых профессионалов. Работать он тоже предпочитает с женщинами именно этого типа.
Часто во взаимоотношениях таких супругов силен дух соперничества, а совместные развлечения включают игры и занятия, требующие развития тех или иных навыков и умений. Нередко они оба проявляют большой интерес к искусству и музыке. Взаимоотношения, основанные на совместной работе, могут сложиться очень успешно, поскольку подразумевают взаимную поддержку и стимулирование на пути к совершенству.
Аполлон скорее живет в голове, а не в теле или эмоциональной сфере и поэтому обычно не особенно хорош как любовник. В его взаимоотношениях с женщинами, как правило, не хватает страсти. К тому же общение с ним не обещает большой эмоциональной глубины, ибо он предпочитает сохранять некоторую эмоциональную дистанцию. Поэтому многие женщины в его жизни предпочитают видеть в нем брата и могут отвергнуть его как любовника, либо прямо сказав ему об этом, либо завязав отношения с кем-то другим. Такова же была судьба бога Аполлона.
Сестре-сопернице необходимо помнить об одной вероятной черте мужчины-Аполлона. В его характере нередко скрыты хитрость и коварство. Внешне проявляя дружелюбие и здоровый дух соперничества, он может исподтишка совершать довольно неблаговидные поступки. Так Аполлон спровоцировал свою сестру Артемиду выстрелить в отдаленную цель – голову ее возлюбленного Ориона.
В жизни Аполлона проявляется магнетическое притяжение противоположностей. Как бог-Аполлон полюбил Сивиллу и Кассандру, так мужчину-Аполлона влечет к женщинам с экстрасенсорными способностями. Такая женщина обычно эмоциональна и непрактична, поэтому Аполлон не производит на нее особого впечатления. Ему же она представляется очаровательной, недостижимой и непредсказуемой. Аполлон нередко тянется к таким женщинам и пытается их контролировать.
Взаимоотношения с мужчинами
Аполлон, как правило, хорошо ладит с другими мужчинами. Он восхищается старшими авторитетными мужчинами, дорожит взаимоотношениями с ними, и нередко те покровительствуют Аполлону, уча его и способствуя карьерному росту. Аполлон умеет идти на компромиссы и ценит взаимовыгодное сотрудничество. Он искусно ведет переговоры и исполняет свои обещания.
Склонность к здоровому соперничеству позволяет мужчине-Аполлону объективно оценить свое положение по отношению к окружающим. Наиболее комфортно он себя чувствует в роли первого среди равных или любимого старшего брата – и стремится к этой роли. Аполлону больше нравится быть звездой команды, чем игроком-одиночкой. Он с готовностью уступает другим, а также охотно и с удовольствием завязывает общение с мужчинами, менее безупречными, чем он сам. Однако Аполлон редко становится близким другом кому-то.
Сексуальность
Мужчина-Аполлон не очень хороший любовник. Он не влюбчив и обычно слишком сосредоточен на стоящей перед ним цели, чтобы отвлекаться на женщин. В повседневной жизни Аполлон не особенно много времени уделяет мыслям о сексе. Он не склонен мысленно раздевать женщин, с которыми общается, и слишком часто предаваться сексуальным фантазиям. Инстинктивное сексуальное чувственное измерение природы мужчины-Аполлона обычно наименее развито, а поэтому занимает не много места в его уме.
И все-таки сексуальность, которой он обычно уделяет мало внимания, способна эпизодически пробуждаться. В течение некоторого времени он может энергично добиваться женщины, – и тогда его целеустремленность действует вместе с половой страстью. И если сама женщина в этот момент не находится в плену у любовного томления, она может почувствовать, что кипящие в нем страсти не имеют непосредственного отношения лично к ней, ибо вполне вероятно, что его ухаживаниям не предшествовали ни задушевные беседы, ни невербальный чувственный диалог. Она может чувствовать себя как Дафна, преследуемая Аполлоном, и будет избегать его, понимая, что он хочет овладеть ею, а не завязать глубокие отношения.
Жизнь мужчины-Аполлона проходит в голове, а не в теле и не в воображении, и поэтому он чужак в царстве Эрота. Он мало знает из собственного опыта о приливах и течениях половых энергий и о потребности человека в прикосновениях и общении на уровне тела (а также о задушевном вербальном общении). Поэтому не исключено, что, завоевав женщину, которая привлекла его внимание, он очень скоро "устранится" как любовник (это довольно типично для мужчины-Аполлона). Не удивительно, если она будет неверна в периоды его "отсутствия". Тут уместно вспомнить историю с Коронидой, о чьей неверности доложил Аполлону ворон.
Бог-Аполлон также воспылал любовью к юноше Гиацинту. Он был так очарован этим смертным, что даже покинул Дельфы ради того, чтобы проводить время с ним. Неразлучные друзья и любовники, они все делали вместе, что характерно для взаимоотношений, где партнеры "зеркально отражают" друг друга – когда мы видим себя в любимом человеке. Нарцисс тоже влюбился в собственное отражение в воде, но если Нарцисс не смог сблизиться со своим отражением и умер от тоски, то между Аполлоном и Гиацинтом сложились близкие взаимоотношения. Однако их близость прервалась, когда Аполлон случайно убил возлюбленного во время состязания: брошенный Аполлоном диск рикошетом отскочил от камня и поразил Гиацинта в голову.
Когда Эрот вовлекает мужчину-Аполлона в гомосексуальные отношения, начинается все как у Аполлона с Гиацинтом. Склонность любить свое отражение в другом человеке – первый признак довольства собой. В таком ощущении собственного сходства с другим человеком есть немалая доля нарциссизма. И нередко тут присутствует стремление ограничить другого, чтобы он как можно лучше играл роль отражения. "Гиацинт" может быть убит (взаимоотношения погибнут) из-за чувства соперничества, из-за того, что один партнер перерастет другого, или из-за того, что стремление Аполлона показать свое превосходство убьет чувства в другом человеке.
Брак
Аполлон – это всегда "надежная ставка" в брачном тотализаторе. В те времена, когда мужчины, выпускаясь из колледжа, по заведенному в обществе обычаю искали себе в жены невинных девушек младше себя, Аполлон, как правило, без труда получал ту девушку, которую выбрал. При заключении брака люди руководствовались теми же соображениями, что при поступлении в колледж или на работу. Решающую роль в выборе партнера играли не чувства или страсть, но вопрос о перспективах.
Традиционный брак со стереотипным распределением ролей может стать для Аполлона гармоничным и стабильным – особенно если он женится на женщине, которая ищет прочных взаимоотношений и может осуществить себя через материнство (архетип Деметры). Возможно, именно такая семья была у члена Верховного Суда США Энтони Скалы. Для того чтобы добиться этого поста, ему нужно было много работать, налаживать связи, стремиться к карьерному росту, добиваться зримых успехов в своем деле. Понятно, что на воспитание девятерых детей у него самого времени не было.
Многие мужчины-Аполлоны состоят в браке с такими же, как они сами, сориентированными на карьеру честолюбивыми профессионалками. Такая женщина подобна последовательной интеллектуальной Афине. Ей, как и Аполлону, чужды инстинкты. Этот брак вполне удовлетворяет требования обоих: каждый уважает рабочий график другого; дома они поддерживают такой же порядок, как в офисе; регулярно занимаются здоровым сексом (нередко получая при этом столько же удовольствия, как от хорошей вечеринки или от особенно удачного занятия в спортзале).
Однако совместная жизнь сложится далеко не так гладко, если Аполлон женится на женщине, которую содержание интересует больше, чем форма; эмоциональная глубина – больше, чем уверенность в завтрашнем дне и надежность. Такая женщина обладает страстной натурой Афродиты, живет в текущем мгновении, а поэтому ее мало интересуют отдаленные цели, требующие, чтобы она жила в будущем. Подобный брак сулит Аполлону либо рост, либо недовольство. Мужчина-Аполлон пытается (часто безуспешно) "подняться" над этими противоречиями во взаимоотношениях, в которых он нередко просто не видит проблемы. Аполлон вполне комфортно чувствует себя в браке, где нет особой эмоциональной близости и страсти. Если его жене такие взаимоотношения не нравятся, то именно от нее зависит, насколько прочным окажется этот брак, – от того, какие у нее есть возможности что-то изменить в своей жизни и видит ли она эти возможности.
Дети
Аполлон обычно бывает либо хорошим, либо нейтральным отцом для своих детей. Он последователен и беспристрастен. Аполлон устанавливает для себя справедливые жизненные принципы (нередко даже имеет какой-нибудь лозунг), которые старается передать детям.
Самая распространенная проблема – отстраненность мужчины-Аполлона от детей, поскольку он чаще всего слишком занят работой и передает детей и домашнее хозяйство на попечение супруги, – если только она не требует его активного участия. Изначально у Аполлона нет желания обнять своего ребенка, и если он все же берет малыша на руки, то лишь потому, что ему вручает младенца жена. Однако он обнаруживает, что ему приятно держать ребенка на руках, и через некоторое время между мужчиной и младенцем может установиться эмоциональная связь.
Если ребенок Аполлона разделяет интересы отца и, став постарше, может беседовать с ним на профессиональные темы, обсуждать свои или его планы или же совместно исполнять камерную музыку, то у них с отцом складываются очень теплые устойчивые отношения. Но Аполлон не догадывается о затаенных чувствах, не проявляющихся на поверхности. Если ребенок надеется, что папа сам поймет его тайные стремления и страсти, то скорее всего будет разочарован. С другой стороны, ребенка может радовать то, что отец способен оценить его действия, и сам факт, что отец им интересуется.
Средний возраст
Мужчина-Аполлон особенно подвержен кризису среднего возраста. Культурные и семейные ожидания, в соответствии с которыми мужчина должен добиваться успехов в жизни, совпадают с его собственной установкой на достижение целей, поэтому он склонен отдавать всего себя работе. За это ему приходится платить довольно высокую психологическую цену, – но сам он нередко это не осознает. В конце концов многие грани личности этого мужчины оказываются неосуществленными (он сам их в свое время отринул), а от семьи его отделяет эмоциональный барьер.
В средние годы интенсивность и темп нагрузки на работе может несколько снизиться, и вместе с этим снижается доминирование аполлонова архетипа в психике. И впервые могут проявиться отторгнутые, недооцененные и неразвитые аспекты его личности.
|