Болен Джин "Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин"

Ровесники, как правило, естественным образом признают в нем лидера в старших классах школы, в институте или на работе. Обычно он встречается с девушками, которые нравятся многим, и проявляет значительную половую активность. Он прагматик, а не идеалист. Этот молодой человек принимает мир таким, каков он есть, и хочет занять в нем свое место. Он достаточно умен, но интеллектуалом не является. Зевс не склонен к самосозерцанию, не станет тратить время на анализ своего прошлого, а также своих или чужих чувств. Насколько он понимает, с ним все в порядке, а жизнь – такая штука, где нужно так или иначе устраиваться.

Работа

С того самого момента, как он получает свою первую работу после окончания учебы, этот молодой человек начинает размышлять, что он делал бы, если бы был начальником. Многие его ровесники воспринимают работу как источник заработка, где нужно делать то, что от тебя требуется, – и не более. Но молодой

Зевс проявляет живой интерес к любой работе (воспринимая ее как бизнес), оценивает людей, с которыми работает, и вскоре хорошо разбирается в делах предприятия, – как правило, практически без посторонней помощи. Если он растет в деревне или в гетто, его внимание привлекает тот "бизнес", который есть под рукой, – сбыт сельскохозяйственной продукции или торговля наркотиками и бандитизм. Как правило, он видит широкую картину происходящего и постоянно обдумывает возможности для себя. Он удивляется, почему руководители бизнеса не делают то, что кажется ему очевидным и важным, и не используют возможности, за которые он на их месте непременно ухватился бы. Ему не нужно рассказывать о необходимости проявлять инициативу, много работать и постоянно искать благоприятные возможности для развития бизнеса, – это все для него естественно.

Если он преследует какие-то специфические интересы – в чем бы они ни состояли, – широкий кругозор помогает Зевсу преуспеть практически в любой области. Он мастерски использует связи и знакомства, очень любит капитализм, поскольку эта система дает ему хорошие возможности для продвижения. У него есть определенные психологические преимущества перед окружающими, помогающие добиваться своих целей. Приобретение власти, денег, имущества – это игра, дающаяся Зевсу довольно легко, поскольку он реалистичен, уверен в себе и, в отличие от большинства людей, не принимает близко к сердцу некоторые вещи. Когда ему приходится идти на серьезные конфликты в бизнесе, могущие повлечь за собой чье-то финансовое крушение; когда ему нужно увольнять работающих на него людей; когда возникает потребность наказать кого-то в пример другим, – он отдает приказы, словно мечет молнии. Подобным же образом, Зевс, занимающий высокий пост в Пентагоне или руководящий преступной группировкой, может хладнокровно отдавать приказы, влекущие за собой смерти многих людей. Эмоциональная холодность помогает ему не терять сон после таких поступков.

Взаимоотношения с женщинами

Как заметил бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, "Власть – это афродизиак". Окружающая Зевса аура "важного человека" действительно притягивает к нему некоторых женщин – что является одной из составляющих его успеха. Он не станет покорно следовать за женщиной, предлагая ей свое сердце, – с женщинами, как и на работе, он стратег. Если Зевс хочет женщину (сделать ее своей любовницей, нанять на работу или жениться), он сознательно подает себя так, чтобы максимально увеличить вероятность соблазнить или завоевать ее.

Зевс считает, что деньги и власть являются важной составляющей его привлекательности. Он уверен, что положение дает ему право добиваться определенных женщин, – так Аристотель Онассис ухаживал за Жаклин Кеннеди. Он не ждет, что женщина будет любить его только за какие-то личные качества, и уж тем более за душу – предмет, о котором, с его точки зрения, и говорить-то вообще не стоит.

Его не интересуют эгалитарные отношения с женщиной – ни с женой, ни с подругой. Также не интересуют его разговоры о чувствах, – да он и не умеет их вести. Зевс хочет, чтобы женщина делала то, чего он от нее ждет, и не беспокоила его в остальное время.

Взаимоотношения с мужчинами

Мужчины для него – всего лишь участники "игры". Одни игроки являются его соперниками, другие – союзниками, и он знает, что сегодняшний союзник завтра может стать соперником и наоборот. Все остальные игроки больше подобны ладьям и слонам на шахматной доске, чьими движениями он управляет. Кого-то нужно продвинуть, кем-то – пожертвовать. Если его союзники или сотрудники думают, будто значат что-то для него лично, они ошибаются, – как только человек перестает приносить выгоду, Зевс перестает дорожить им. С этой точки зрения он не дорожит никем и полагает, что другие думают и относятся к нему так же. Хотя Зевс может быть беспощаден, он практически не пользуется этим своим качеством, поскольку знает, что наживать врагов невыгодно. Он не испытывает никакого сочувствия к людям, которые "переживают", осознав, что ими не дорожат, – Зевс полагает, что им следовало понимать это с самого начала, ибо он считает любые проявления уязвимости, нужды и выражение эмоций признаками глупости или слабости. Если бы Зевс заглянул в себя и задумался о таких вещах – что ему не свойственно, – он мог бы осознать, насколько некомфортно он чувствует себя от подобных мыслей, и удивился бы.

Одним из источников успеха является его способность вести переговоры и заключать соглашения, что он постоянно и делает. Он умеет договариваться, поскольку изучил людей и понимает, чего они хотят и чем готовы удовлетвориться. Зевс довольно чуток и до определенного момента очень заботится о (невысказанных) потребностях человека – включая потребность "сохранить лицо".

Закрытые клубы для мужчин, где они собираются пообедать, поиграть в гольф, поохотиться на уток, являются бастионами власти Зевсов и служат многим целям. Членство в таком клубе – важное свидетельство высокого социального статуса. Кроме того, здесь можно заключать альянсы в интересах бизнеса или семьи. И еще такой клуб является своего рода убежищем, местом, где Зевс оказывается среди себе подобных – то есть мужчин, которые посвятили все свои силы приобретению власти и поэтому остались незрелыми или неразвитыми психологически. Их представления о развлечениях хорошо видны на примере Богемской Рощи, где собираются самые могущественные мужчины Америки – начиная с президентов корпораций и заканчивая президентами США. Они напиваются допьяна, "ходят к девочкам" (в качестве членов и работников женщин в Богемскую Рощу не допускают, однако этот клуб является настоящей Меккой для проституток), кривляются, ругаются и организуют похабные игрища, где мужчины изображают женщин.

Сексуальность

Преуспевающий Зевс является эквивалентом "альфа-самца" у приматов с иерархическим устройством стаи. Альфа-самцы сориентированы на успех, агрессивны, они запугивают самцов более низких рангов, выбирают себе самок, каких хотят (так, по меньшей мере, обстоят дела у приматов), и проявляют бóльшую половую активность, чем подчиненные самцы. Бог Зевс действовал именно как альфа-самец: он добился власти, укрепил ее, оплодотворил многих женщин и стал отцом многочисленного потомства. Нередко половые подвиги мужчины-Зевса, подобно политическому или экономическому могуществу, помогают ему доказать себе и другим, что он способен всегда получить желаемое. Зевс-развратник может воспринимать желанную женщину как некую "льготу", которую дает ему статус. Он может воспринимать ее как приобретение или как объект сексуального желания. Иногда все эти факторы могут действовать вместе.

Несмотря на успех у женщин, которым пользуется Зевс, не секрет, что он не очень хороший любовник. Чтобы быть хорошим любовником, необходимо присутствие других архетипов. Зевс эмоционально холоден, он не пытается доставить удовольствие женщине и не обладает страстностью. Он сексуально агрессивен и нередко соблазнителен, хотя его либидо в течение длительных периодов времени может быть полностью сосредоточено на работе.

Поскольку мужчина-Зевс всецело сосредоточен на обретении власти, другие грани его личности нередко оказываются недоразвиты. Особенно часто он страдает неспособностью к эмоциональной близости, – что сказывается и на половом поведении. Эта эмоциональная бедность отражается на выборе половых партнеров, – особенно это заметно в преклонном возрасте. Нередко чем старше Зевс, тем моложе становятся партнерши, совсем как на традиционной картинке: пожилой Зевс в окружении молоденьких нимф.

Хотя такой мужчина окружает себя молоденькими нимфами, у него нередко бывают сексуальные фантазии о том, что над ним доминирует могущественная женщина. Проститутки, обслуживающие очень важных клиентов, говорят, что их довольно часто просят разыгрывать эту фантазию. Если в эротической жизни он может быть только с женщинами, годящимися ему в дочери и внучки, или если ему хочется почувствовать себя бессильным мальчиком под пятой у женщины, значит, у него незрелая сексуальность или он путает сексуальность с властью.

У гомосексуального Зевса модель остается той же, но, как правило, больше партнеров. Подобно тому как Зевс привел на Олимп Ганимеда, такой мужчина может поселить у себя дома красивого юношу, – возможно, периодически меняя одного юношу на другого.

Брак

Если поинтересоваться "кто есть кто" среди супруг Зевсов, выясняется, что такой мужчина всегда женится на женщине из более высокого класса или на равной. Если провести параллели с далеким прошлым, эти браки отражают переход власти от некогда могущественной богини с передачей ее атрибутов воинственному богу-мужчине. Нечто подобное происходит и в жизни, когда честолюбивый молодой человек женится на женщине из известной семьи и через этот брак приобретает атрибуты жены – общественный статус и богатство. Любой честолюбивый молодой человек, берущий в жены дочь своего босса и благодаря этому получающий преимущества в продвижении по службе, которых он иначе не имел бы, делает то же самое, что делал Зевс. Возможно, он сознательно выбрал именно такую жену, которая поможет его восхождению, или же это может быть бессознательный выбор, "сделанный" архетипом Зевса. В последнем случае его просто непреодолимо влечет к женщине, с чьей помощью он может осуществить свою мечту стать важным человеком.

Большинство мужчин-Зевсов женятся именно на том этапе жизни, когда происходит их становление. Для молодого человека, чья жизнь формируется под влиянием архетипа Зевса (если не проявляются другие аспекты его личности), такой ранний брак исключительно важен. Если мужчина женился на женщине просто потому, что полюбил ее, значит, этот шаг определен не архетипом Зевса, – ибо с точки зрения Зевса она может быть совершенно неподходящим выбором. Но эта женщина обеспечивает его связь с иррациональной, глубоко эмоциональной, земной или духовной частью его личности, – и вполне возможно, что он активно сопротивляется ее проявлениям. И наоборот, если женщина требует от мужчины, чтобы он был преуспевающим Зевсом, тогда как, начиная жизнь, он опирался на другие, не менее важные для него архетипы, влияние партнерши может оказать решающее влияние на его судьбу.

Какое бы большое потенциальное влияние ни оказывала женщина на развитие такого мужчины, воздействие архетипа Зевса на взаимоотношения повышает вероятность того, что мужчина будет доминировать над женой и у них состоится традиционный патриархальный брак, сориентированный на потребности мужчины, когда от жены требуется, чтобы она хорошо выполняла свои обязанности. Если она недостаточно сильна, чтобы создать конфликт, способный изменить мужа, ей придется забыть о своей потребности в духовной близости и о мечте осуществить себя вне брака.

Если он Зевс-развратник и его брак был обусловлен потребностью установить владения, а его жена архетипически является Герой, в таком союзе будут попраны ее глубочайшие ценности и она не сможет в полной мере осуществить себя в браке. Вместо этого она рискует попасть под власть теневых аспектов Геры – мстительности и ревности. С другой стороны, если муж ее любит и его огорчает, что он своим легкомысленным поведением причиняет ей столько боли, это может повлечь за собой его эмоциональный рост.

Большинство мужчин-Зевсов после окончания периода ухаживания и медового месяца не уделяют много времени браку и жене. Такой мужчина может утверждать, что якобы посвящает всего себя работе как раз потому, что заботится о жене и детях. Если это зависит только от него, – а в браках, где вся власть принадлежит мужчине, это именно так, – в его браке нет глубоко личных отношений, нет настоящей близости, и мужчина не тратит много времени на общение с семьей. Большинству женщин, состоящих в браке с Зевсом, приходится принять именно его определение брака. Но в наше время ситуация постепенно изменяется, и многие женщины – особенно те, кому не свойствен архетип Геры, – разводятся с Зевсами. Если у жены завяжется роман на стороне, он сделает все, чтобы так или иначе сокрушить соперника, – как Зевс поразил молнией любовника Деметры Иасиона.

Дети

У мужчины-Зевса не просто "есть дети". Многие Зевсы основывают династии или хотят основать династию, которую воспринимают как продолжение себя. Преуспевающий Зевс нередко помогает своим детям устроиться в мире, а также обеспечивает их средствами к существованию. Отец-Зевс довольно холоден эмоционально, – бывает, что дети почти не видят его и физически. Хотя такой отец может фактически отсутствовать в жизни детей, он пользуется у них авторитетом.

Отец-Зевс стремится активно влиять на жизнь детей и может помешать ребенку жить своей жизнью. С другой стороны, его помощь будет очень кстати для тех детей, чьи врожденные способности требуют качественного образования и других возможностей, которые может предоставить Зевс. Поскольку Зевс обладает сильным характером и значительным авторитетом, его суждения в отношении детей оказывают на них очень большое влияние. Его представления о детях (нередко не вполне верные), а также его предрассудки и ценности обладают огромным весом. Довольно сильно влияет на ребенка и желание получить одобрение отца, к чему сын или дочь может тщетно стремиться всю жизнь или потерять всякую надежду на это.

Все олимпийские боги и богини второго поколения смотрели на Зевса как на отца. Кого-то он любил, кого-то обижал, о ком-то заботился, кого-то отвергал, к кому-то питал отвращение. Мы все живем в патриархальной культуре, где преобладают Зевсовы ценности – независимо от того, какой архетип был присущ нашему отцу. Как живется конкретному ребенку с отцом-Зевсом, зависит от архетипа, преобладающего в психике ребенка, и от того, насколько сильно эго, посредством которого проявляется этот архетип.

Средний возраст

Ближе к середине жизни мужчина-Зевс подводит итоги. Он оценивает, насколько успешным было его восхождение, может ли он рассчитывать на место на вершине и хочет ли подниматься на эту конкретную гору вообще. Возможно, пока внутри него прорабатываются эти вопросы (нередко это происходит помимо сознания), на некоторое время Зевсом овладеет депрессия, и его жизненный напор несколько ослабеет. Он может объявить, что ему пора взять отпуск или даже на год отойти от дел, или же станет подумывать о том, чтобы как-то круто изменить свою жизнь. Вообще-то для него не характерно исследовать собственный внутренний мир и свои побуждения, – но в этот период в его душу может закрасться сомнение, стоил ли этот поход к вершине затраченных усилий. Не напрасно ли он без остатка отдал этой цели всего себя и своих подчиненных (вместе с их потребностями). Возможно, в глубине души он будет знать, что цель того не стоила.

Другие Зевсы в средние годы осознают, что им удалось подняться на намеченную вершину. Кто-то ставил перед собой цель создать небольшую компанию или ферму или возглавить отдел на производстве и достиг этой цели. Какой-то другой Зевс не счел бы подобные достижения даже значимым этапом на пути к своей вершине. Для того чтобы быть успешным Зевсом, вовсе не обязательно стать Дональдом Трампом (необычайно удачливый предприниматель, миллиардер). Нужно просто выполнить поставленную перед собой значимую задачу и испытать в связи с этим чувство удовлетворения. Тогда в средние годы человек может "сделать паузу и насладиться открывающимися видами".

Нередко в средние годы у мужчины-Зевса возникают серьезные эмоциональные проблемы из-за того, что настойчиво дают о себе знать те аспекты личности или те взаимоотношения, которыми он прежде пренебрегал. Например, начинаются крупные неприятности с детьми-подростками, или от него уходит жена, он переживает сердечный приступ, иди осуществляет какую-нибудь постыдную фантазию... Его невежество не позволяет ему увидеть собственные недостатки, а все доставшиеся с таким трудом успехи побуждают его переоценить собственные силы, вследствие чего он может потерпеть сокрушительное поражение. В результате этот мужчина останется один, всеми отвергнутый, ожесточенный, без близких друзей. Или научится смирению, сделает выводы из преподнесенных ему уроков и что-нибудь изменит в своей жизни. Кроме того, средний возраст становится важным периодом в жизни тех мужчин, которые, несмотря на преобладание в психике архетипа Зевса, все-таки развивали в молодые годы близкие эмоциональные взаимоотношения с другими людьми. В среднем возрасте такой мужчина может и хочет проводить больше времени с людьми, которые ему небезразличны. Даже на работе он начинает уделять внимание обучению менее опытных сотрудников и углублению дружественных отношений. В таком случае кризис в жизни родного человека – ребенка, жены, родителя – нередко помогает ему осознать, как важны для него эти близкие люди.

Старость

Если Зевс когда-нибудь заглянет внутрь себя, он заметит, что потребность навязывать другим свою волю и контролировать ситуацию на каждом этапе его жизни усиливается. В поздние годы эта потребность пробуждается в нем с новой силой – особенно у очень преуспевающих Зевсов. Не утратит ли он свою власть? Владеет ли он бакалейной лавкой или компанией "CBS" (как Билл Пэйли), потеря власти становится для него тяжелым ударом, – если только он не перерос архетип Зевса и не стал мудрее.

Как и предшествовавшие ему Небесные Отцы, боявшиеся, что сыновья их оттеснят, Зевс всеми силами борется с неизбежной утратой контроля над своими владениями. Если он с самого рождения видит в своем сыне потенциального конкурента, отец-Зевс может позаботиться о том, чтобы ребенок не бросил ему вызов. Он может составить уничижительное мнение о своих сыновьях и убедить себя в том, что у него нет достойного наследника. Тем не менее придут другие мужчины и постараются вырвать скипетр из его слабеющих рук. А он попытается контролировать свои активы даже из-под могильной плиты – через завещание. Эта обреченная на поражение борьба за контроль суждена любому мужчине, который полностью подчиняет свою жизнь архетипу Зевса.

Психологические проблемы

Каждый бог, или архетип, несет в себе те или иные психологические проблемы. Это касается и мужчины, который подобен Зевсу, восседающему на горе Олимп, – "в комплекте" с властью над небесным царством он получает также специфические проблемы и недостатки. Восхождение требует определенных эмоциональных жертв от самого мужчины-Зевса и от окружающих, а когда он достигает вершины, весьма низкий уровень сознания в сочетании со значительной властью может стать воистину разрушительным сочетанием.

Говорящая голова – не полноценный человек

Владения Зевса – на небе, и находящийся под влиянием этого архетипа мужчина склонен жить исключительно в собственной голове, выражая себя только через слова, ибо за его словами – власть. У него есть естественное преимущество в патриархальной индустриальной культуре, где умение использовать руки и тело все дальше уходит на задний план, а обладающий властью мужчина все больше ассоциируется с "говорящей головой" в телевизоре – человеком, работающим только с идеями и абстракциями (такими, как деньги, инвестиции, закон, власть). Такой человек отрезан от собственного сердца, он не склонен проявлять сочувствие, ибо тогда он превратился бы в "слабака" или "неженку". Этот человек занимает руководящий пост, что наделяет его слова силой – окружающие верят и подчиняются им. Эта власть для него совершенно естественна. Зевс просто снимает трубку и звонит, зная, что его воля будет выполнена, ибо его слово – это закон – дома, на фирме или на поле боя. Для того чтобы воплотить в жизнь абстрактную идею, достаточно сказать: "Да будет свет", – и стал свет.

Мужчина, которым управляет архетип Зевса (главенствующий в нашей культуре), нередко не воспринимает свое тело как часть себя, инструмент для восприятия и передачи чувственных ощущений. Зевс может гордиться количеством километров, которые он может пробежать, своей физической формой или выносливостью. Эта гордость опирается на способность владеть телом, а не наслаждаться им. Кроме того, Зевс не считает сердце неким особым органом, который принимает и передает эмоции. Он нередко просто отрезан от чувственной и эмоциональной стороны своей личности, а поэтому не способен к связи и общению с другими людьми на этом уровне, а также к познанию этих аспектов внутри себя. Эмоциональная незрелость нередко ведет к извращенным чувственным и сексуальным проявлениям, чувству вины и стыда, а также к склонности недооценивать или презирать тех людей, которые, в отличие от него, не отрезаны от эмоциональной сферы своего существа. Он – незаконченная личность, неразвитая во многих сферах. Причем он обычно не может даже составить адекватного представления об этих сферах.

"Видит лес, но не деревья"

Мужчина-Зевс гордится своей способностью видеть общую картину происходящего, умением схватывать суть проблемы, что позволяет ему действовать масштабно. Он может сражаться с бедностью, не будучи знакомым ни с одним бедняком (и если он хоть немного знает себя, то непременно лукаво улыбнется словам одного персонажа из мультфильма "Орешки": "Я люблю человечество, но терпеть не могу людей"). Этот человек может быть ведущим экспертом по вопросам воспитания детей, притом что сам никогда не нес ответственности за отдельного ребенка и не любил ни одного малыша всем сердцем. Он считает, что никто не разбирается в предмете лучше него и, поскольку окружающие признают его авторитет, у него нет оснований сомневаться в собственной позиции. Когда с ним спорит человек, обладающий реальным опытом в данной сфере, а тем более если этот человек ведет себя эмоционально, Зевс отмахивается фразой: "Он за деревьями леса не видит". Однако ему следовало бы подумать, что, возможно, это он сам "не видит деревьев за лесом – и уж во всяком случае, не любит ни одно из этих деревьев.

Так компетентность Зевса потерпела сокрушительное поражение во Вьетнаме. Этой войной управляли мужчины, стремительно взлетевшие к вершинам власти – за что окружающие считали их по-настоящему "бравыми ребятами". Глядя из Вашингтона, они были уверены, что техническое и огневое превосходство американской армии предопределяет исход войны. Настроения и дух вьетнамцев никто в расчет не принимал, – а ведь именно они не позволили американцам победить. Эта война принесла людям непостижимые страдания. Однажды кто-то выдвинул предложение, чтобы ядерная кнопка была вживлена в сердце человека – и президенту, чтобы нажать ее, необходимо было бы лично убить этого человека тупым ножом. Тот, кто это предложил, осознавал, что мужчина-Зевс "не видит деревьев за лесом" и нужно заставить его воочию увидеть страдания и смерть, которые причинит людям его приказ.

Ментальность типа "кто сильнее, тот и прав"

Архетип Зевса побуждает мужчин (и женщин) стремиться к могуществу и использовать его. Но обретение власти таит в себе некоторые опасности. Историк XIX века лорд Актон, непримиримый противник доктрины о непогрешимости Римского Папы, писал: "Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно". Эти слова превратились в афоризм – краткое высказывание, выражающее принцип, который мы считаем истинным, – и Зевсы часто подтверждают его своими действиями разного масштаба.

В прошлом наделенные властью мужчины верили, что эта власть дана от Бога, – и это не удивительно, поскольку ими руководит архетип Зевса. В качестве противовеса власти таких людей были созданы законы, – но даже теперь многие Зевсы считают, что они "выше закона", и ведут себя соответственно.

Если мужчина демонстрирует свою власть над другими посредством насилия, ментальность типа "кто сильнее, тот и прав" развращает его все сильнее.

В наихудшем случае такое основанное на самообмане оправдание, – якобы он имеет право так поступать, – приводит к избиению жены, издевательствам над детьми и инцесту.

"Тяжела ты, шапка Мономаха": страх перед узурпатором

Власть и паранойя часто идут рука об руку. Мужчины, поднявшиеся на вершину, боятся быть свергнутыми, подозрительно относятся к побуждениям других людей, не верят в верность друзей и подавляют рост окружающих, чтобы те не стали слишком сильны. Таким образом, они порождают тех самых врагов, которых боятся. Именно об этом повествуют истории Урана, Кроноса и Зевса. Такова теневая сторона архетипа отца.

"Новое платье короля": напыщенность и самомнение

Мужчина, наделенный авторитетом и властью, восседающий на вершине какой-то определенной горы, склонен думать, что авторитет в одной сфере делает его экспертом во всех областях. Например, многие врачи склонны к завышенному самомнению, поскольку им ежедневно приходится принимать решения, от которых зависит жизнь и смерть людей, а также потому, что окружающие нередко признают за ними авторитет в областях, в которых они совсем не разбираются. Довольно часто, став жертвой собственного самомнения, какой-нибудь врач мнит себя хорошим инвестором, хотя практически не знаком с данной сферой деятельности, – и обычно эта ошибка оборачивается для него убытками.

Раздутое самомнение Зевса нередко делает его жертвой манипуляций со стороны тех, кто готов ему подыгрывать (тех же, кто подыгрывать отказывается, он склонен подавлять). Именно об этом идет речь в сказке "Новое платье короля", когда мужчина полагает, что человеку его ранга окружающие обязаны льстить, и верит в лесть. Он отвергает правду и искренних людей, – а затем страдает от последствий. Закон Грешэма гласит, что грязные деньги отпугивают чистые, – точно так же лесть отпугивает правду. Человек, обладающий властью над другими и дающий понять, что он "не желает слышать правду", оказывается совершенно отрезан от этой самой правды.

Психологические проблемы для окружающих

Эмоциональная отстраненность от других людей в сочетании с эмоциональной незрелостью и властью – все это ведет к возникновению целого ряда проблем у окружающих. Жену, ожидающую от такого мужчины душевной близости и общения, ждет разочарование. Однажды установив взаимоотношения, он уже не заботится об их поддержании (чтобы поддерживать и углублять взаимоотношения, ему необходимо развить и другие архетипы). Если жена подобна Гере, а муж – развратному Зевсу, его предательство заставляет ее тяжко страдать. Если эта женщина даст волю ревности и мстительности, то испортится и ее характер.

Постоянное отсутствие отца и его суровые суждения негативно влияют на детей. На эмоциональном уровне они чувствуют себя покинутыми или отвергнутыми. Если им не удается оправдать ожиданий отца, они нередко страдают от заниженной самооценки.

Если Зевс жесток, то его жертвы не просто страдают физически, – они получают эмоциональные травмы, которые затем либо побуждают к жестокости их самих (что более свойственно сыновьям), либо подталкивают к ситуациям, где они снова становятся жертвами.

Пути развития

Мужчина-Зевс часто не видит своих проблем и не понимает, что ему необходимо расти, пока не грянет серьезный кризис, когда он уже просто не сможет игнорировать чувства – либо чужие, либо свои. Нередко Зевс начинает расти лишь после того, как познает унижение и собственную уязвимость.

А где все остальное?

Известие о том, что не все хорошо, с трудом пробивается в сознание мужчины-Зевса. Так, в одном из самых знаменитых фильмов с участием Рональда Рейгана, ставшего впоследствии президентом США, его герою пришлось вначале проснуться, – только после этого он смог понять, что у него отсутствует часть тела, и расстроиться по этому поводу: "А где все остальное?" (Рейган играл знаменитого футболиста Джорджа Гриппа в фильме "Knute Rockne: All-American". Джордж проснулся в больничной палате, обнаружил, что ему ампутировали ногу, и спросил: "А где все остальное?")

Поскольку Зевс эмоционально холоден и уделяет мало внимания самосозерцанию (ибо самосозерцание подразумевает нисхождение в царство Гадеса), такой мужчина обычно просто не видит, что он отрезан от себя самого и от окружающих. И так будет, пока не произойдет нечто такое, что заставит его с болью осознать, что в его жизни не все в порядке. А просыпается он обычно под воздействием стимула, исходящего от какого-то близкого человека: от него уходит жена, не в силах больше терпеть постоянные измены или то, что он все время проводит на работе; ребенок, с которым он даже не удосужился толком познакомиться, восстает против него или же просто не хочет иметь с ним ничего общего. Лишь после того, как близкие люди решительно разорвут свои связи с ним, Зевс понимает, что он потерял, и ощущает боль.

Осознание того, насколько он отрезан от собственных чувств и от других людей, может прийти к Зевсу и постепенно – в ходе психотерапии. Но поскольку Зевс испытывает потребность всегда контролировать ситуацию и считает, что воля решает все, такой человек обычно не обращается за помощью. Более характерная для него реакция на психологическое потрясение состоит в том, чтобы подняться над ситуацией и с головой окунуться в работу. Обычно Зевс посещает психотерапевта лишь потому, что на этом настаивает его супруга, да и тогда он заявляет, что пришел только "ради нее". Или же приходит к врачу, поскольку специалист, работающий с его ребенком, требует, чтобы в терапевтический процесс включились также оба родителя.

Решающий сигнал: сердечный приступ

Хотя у мужчины-Зевса могут быть любые серьезные проблемы со здоровьем, чаще всего его сбивает с ног именно сердечный приступ. Это заболевание несет очень сильную символическую нагрузку и требует от человека серьезных перемен в образе жизни. Здесь так и напрашивается метафора "он не слушался своего сердца и это его чуть не убило", – ибо именно сердце традиционно считается вместилищем эмоций. Чтобы спасти свою жизнь, такому человеку необходимо спуститься с вершины, поскольку воздух там слишком разреженный, а его сердцу требуется кислород. Возможно, он наконец осознает, что это не просто органическое заболевание, но физическое отражение эмоциональной проблемы.

Любовь

Сердце способно резко перевернуть его жизнь и иным способом. Он может полюбить. Сраженный стрелой Эроса, Зевс может ощутить исходящее из области бессознательного страстное и непреодолимое влечение к женщине, без которой жизнь утратит смысл. Рассудок покинет его, и он забросит свои обязанности. Юнг называет явление, когда какая-то крайняя позиция переходит в свою противоположность, энантиодромией, – в данном случае подавляемые и пренебрегаемые инстинкты и эмоции восстают и ниспровергают рассудок. За этим следует кризис, разрушающий установившуюся психическую структуру мужчины и угрожающий целостности его семьи, – но этот же кризис дает новую жизнь и силу его стесненному сердцу. Потребность жить в царстве эмоций, которую он не признавал, теперь волею судьбы проникла в его сознание.

Потрясение

Может изменить мужчину-Зевса и какая-нибудь серьезная утрата, – она пробьется через эмоциональные барьеры и заставит его потерять голову. Он может на время "обезуметь от горя" и с головой окунуться в страдание. Как ни тяжело он страдает, как ни ужасно то событие, которое повергло его в пучину горя, отныне этому мужчине не чужды страдания человечества, – он спускается с вершины и становится "более человечным".

Этот опыт может изменить мужчину, открыв перед ним посейдоново царство эмоций, что позволит ему лучше разобраться в собственных чувствах и признать потребность в других людях. (Или, как временно свергнутый глава державы, архетип Зевса восстановит свою власть, оценит произошедшее как унижение и, вознамерившись не допустить подобного впредь, станет еще более яростно подавлять свои чувства.)

Избавить его от мучений

В легенде о Граале рассказывается о неком царе – фигура, подобная Зевсу, – которого мучит незаживающая рана. Его царство превратилось в пустыню и останется таким, пока не заживет рана царя. Во дворце этого властелина есть Грааль, способный исцелить его, – но это случится лишь в том случае, если в его палаты войдет молодой человек, невинный дурачок, увидит Грааль и раненого царя и задаст вопрос. Согласно одной из версий легенды вопрос таков: "Что тебя мучит?" Прежде чем начнется процесс исцеления, необходимо, чтобы больной признал существование проблемы. Должен быть задан вопрос: "В чем проблема?" – и должен быть получен ответ.

Согласно легенде, эта символическая незаживающая рана находится либо на бедре, возле гениталий, либо на самих гениталиях. Такая рана сказывается на проявлениях инстинктов и страсти, – она угнетает сексуальность, плодовитость и творческий потенциал. Не удивительно, что царство превратилось в пустыню, ибо с подобной раной невозможно рождение новой жизни.

Раненый царь может представлять архетип Зевса, или власть, – руководящий принцип в патриархате. Раненый царь может также представлять патриархального отца в дисфункциональной семье или управляющий архетип в психике мужчины. В случаях, когда правит раненый Зевс, мужчину гнетет потребность осуществлять контроль над окружающими, угнетая любой рост и экспрессивность. Результат – эмоциональная бедность, отсутствие творческого подхода и депрессия. Царство (это может быть целая культура, семья мужчины или его психика) становится подобным пустыне, где ничто не может расти и развиваться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться