При всей своей любви к общению Гермес в душе одиночка. Он дружелюбен от природы, что помогает ему завязывать знакомства со многими людьми и заниматься с ними общими делами. Поскольку мужская дружба чаще основана на совместной деятельности, чем на стремлении поделиться внутренним миром (что повлекло бы за собой открытость и уязвимость), у мужчины-Гермеса намного больше друзей, чем у мужчин других типов. Обычно среди друзей Гермеса есть представители самых разных классов и люди самых различных интересов – которые он, скорее всего, разделяет.
Сексуальность
В сфере сексуальности, как и во всех остальных областях, мужчина-Гермес ценит личный опыт и стремится к эксперименту. В своих исследованиях он не признает границ. В результате он, как правило, приобретает весьма богатый опыт с разными людьми и в разнообразных обстоятельствах. Нередко мужчина-Гермес ведет себя очень импульсивно и использует любые представляющиеся ему возможности, ничуть не заботясь о последствиях его действий для окружающих, а также об их чувствах и потребностях. Насколько он щепетилен и внимателен к другим, зависит от наличия других архетипов в его психике, а также от воспитания, вероисповедания и принятых в обществе норм.
Его половые эксперименты начинаются довольно рано ("давай поиграем в доктора", "покажи мне свое, а я тебе покажу свое"). Он умеет убедить товарищей по играм делать то, что ему хочется. К восьми годам соседская девочка снимет перед ним трусики и позволит посмотреть и потрогать. К тринадцати он подобьет нескольких приятелей собраться вместе и "покатать шары" (онанировать до эякуляции) или посоревноваться, чья струя мочи дальше ударит. Вполне вероятно, он первый из ровесников добьется от девушки, чтобы она дала ему потрогать грудь или "позволила сделать все". Интуиция, стратегическое мышление и умение убеждать, а также дружелюбие и репутация "классного парня" – все это помогает молодому Гермесу находить общий язык с девушками и нередко добиваться от них близости.
Есть очень популярная серия анекдотов о бродячем торговце и фермерской дочке. На самом деле это истории о современном варианте Гермеса, бога путешественников и торговцев, бродяг и воров, который похищает у фермерской дочери девственность, вследствие чего она лишается всякой ценности (в патриархальном контексте), а фермеру остается только скрежетать зубами в бессильной злобе.
Он может быть как гетеросексуальным, так гомосексуальным. В любом случае, очень вероятно, что гетеросексуальный Гермес испробовал секс с мужчинами (как минимум, в фантазиях), а гомосексуальный – с женщинами. Во всяком случае, вероятность таких экспериментов намного выше, чем у носителей других архетипов. Независимо от основной половой ориентации, мужчина-Гермес склонен к бисексуальности, – и подобные наклонности не пробуждают в нем чувства вины или стыда. Такое отношение к сексу также находит обоснование в мифологии, ибо Гермес был отцом бисексуального бога Гермафродита.
Брак
Если мужчина-Гермес эмоционально останется вечным юношей, – что не редкость для этого архетипа, – он будет самым заядлым из холостяков. Его стремление "быть всегда в движении" и "ни к чему не привязываться" сказывается на взаимоотношениях с женщинами. Танцуя, он уносится прочь, едва отцветет первый цветок любви. Привязанность или собственнические чувства в женщине заставляют Гермеса бежать без оглядки.
Зрелый Гермес вполне способен на серьезное отношение к работе и на прочные взаимоотношения. И все же вполне вероятно, что в обоих сферах он останется одиночкой. Вступая в брак, он рассчитывает, что женщина в его отсутствие управится в доме сама и сумеет поддержать огонь в очаге до возвращения мужа. Он приходит и уходит, не рассказывая ей о своей работе и не ожидая, что она проникнется его проблемами и как-то поможет ему их решить.
Мужчина-Гермес может быть супругом в браке двух независимых душ. Перед входом в греческие дома стояла "герма" – колонна, символизирующая Гермеса. А внутри дома находился круглый очаг с горящим посередине огнем – символ Гестии, богини домашнего очага. Именно огонь Гестии превращал помещение в человеческое жилище. Женщины, в которых воплощается этот архетип, независимы, сосредоточены на внутреннем мире, любят уединение. Брак между Гермесом и Гестией может удовлетворять их обоих. Она во многом ведет себя как традиционная жена, но роль жены – это не то, в чем Гестия черпает смысл жизни, и ревность для нее не проблема.
Гестия – богиня-девственница. Любой женщине, завязывающей отношения с Гермесом, хорошо иметь в психике образ Гестии или другой богини-девственницы, поскольку этот мужчина склонен приходить и уходить. Примером может послужить Жаклин Кеннеди с ее независимостью и спокойным отношением к характеру Джона: к его бесконечным любовным похождениям; к тому, сколько внимания он уделял своим друзьям-мужчинам; к тому, что очень много времени он посвящал политической деятельности и президентским обязанностям, – все это позволяет предположить, что в ее психике важное место занимал архетип богини-девственницы Афины.
В мифах также говорится о связи между Гермесом и Афродитой, и такой союз вполне может сложиться в реальной жизни. Если Гермес с Гестией представляют собой взаимодополняющие противоположности, то у женщины, подобной богине любви и красоты Афродите, как раз много общих черт с мужчиной-Гермесом. Оба не являются собственниками в любви, оба открыты для приобретения опыта. Оба могут глубоко увлечься своим текущим занятием: для нее это обычно какая-нибудь творческая работа, для него – увлекательный проект. Никто из них не любит жить по графику, поэтому неупорядоченность их совместной жизни устраивает обоих. Нередко они просто живут вместе, не вступая в брак.
Дети
У бога-Гермеса было несколько сыновей, чье поведение выходило далеко за рамки поведения, принятого в обществе. Автолик – самый знаменитый лжец и вор своего времени. Но даже он не столь порочен, сколь Миртил, поставивший восковые чеки на оси колесницы своего хозяина, что привело к гибели последнего. Пан (бог лесов, пастбищ, стад и пастухов) любил вздремнуть после обеда и пугал любого, кто нарушал его сиесту. Он умел внушать людям панику – состояние беспричинного ужаса, заставлявшее людей бежать без оглядки (само слово "паника" происходит от имени этого бога). Особенно подвержены этому состоянию пугливые путешественники в дикой безлюдной местности. Пан подобен козлу как внешностью, так и похотливостью. Хотя дети Гермеса могут быть метафорами черт самого "отца", возможны и более буквальные жизненные параллели. Нередко у сыновей мужчины-Гермеса действительно возникают проблемы с неконтролируемыми антиобщественными и половыми импульсами (яблочко от яблони...).
Если мальчику-Гермесу присуща склонность действовать импульсивно, не думая о последствиях, – ментальность типа "возьми сейчас, заплатишь позже", которая побуждает человека жить текущим моментом, – тогда для того, чтобы стать зрелым мужчиной и научиться отвечать ожиданиям мира, ему нужно научиться обдумывать последствия своих действий, учитывать их влияние на окружающих, а также осознавать границы дозволенного в обществе. Преподать ребенку все эти уроки – функция "хорошего отца", ибо именно отец традиционно служит посредником между ребенком и внешним миром. К сожалению, мужчина-Гермес часто бывает психологически не приспособлен к роли отца (за исключением случаев, когда в нем заложен также какой-нибудь патриархальный архетип или у него самого был очень хороший отец).
Гермес-отец, как правило, не умеет устанавливать границы и соблюдать их. Его дети знают, что всегда могут добиться своего, – идет ли речь о том, чтобы лечь спать попозже, или о том, чтобы не пойти в школу, – особенно если приведут убедительные аргументы. Кроме того, они обнаруживают, что могут легко придумывать отговорки (иногда прибегая ко лжи) для оправдания любых выходок и отец-Гермес не станет спрашивать с них строго. Таким образом, дети Гермеса приходят к выводу, что правила выполнять не обязательно, что любые дела можно под каким-нибудь предлогом отложить на потом и любой проступок может сойти им с рук. Они не уважают авторитет и власть, их представления о добре и зле размыты.
В результате дети Гермеса оказываются не готовы к требованиям, предъявляемым в школе или на работе. Они недисциплинированны. Эти дети полагают, что могут безнаказанно игнорировать общепринятые правила и нарушать нормы, а обнаружив, что это не сходит им с рук, очень удивляются.
Позитивная черта Гермеса-отца состоит в том, что он умеет играть с детьми, с удовольствием берет их в путешествия, ценит и поощряет игру воображения и нередко сам ведет себя с ними как ребенок. Отцы-Гермесы наиболее полно проявили себя в конце 1960-х годов, во времена движения хиппи (так называемые "дети-цветы"). В отличие от традиционных отцов, которые учат детей адаптироваться к миру – проявлять себя, добиваться целей, производить ценности, – отец-Гермес учит их относиться к миру как к последовательности приключений.
Кроме того, что Гермес не умеет устанавливать границы и ведет себя непоследовательно, он нередко просто отсутствует в жизни детей. Этот мужчина может совсем бросить ребенка и жить своей жизнью. Он или постоянно находится "в разъездах", работая коммивояжером или экспедитором, появляется дома редко и остается ненадолго, или из-за того, что, приходя домой, он ведет себя скорее как товарищ по играм, чем как отец, либо из-за того, что он вообще редко бывает дома, – основной груз воспитания ложится на плечи матери.
Средний возраст
Если в зрелые годы у мужчины-Гермеса есть интересная и достойно оплачиваемая работа, тогда его жизнь становится еще богаче, чем прежде. У него есть масса возможностей для личного роста, путешествий, внесения разнообразия в повседневность. В большей степени, чем мужчины других типов, Гермес, вполне удовлетворенный внешними обстоятельствами своего существования, может заинтересоваться исследованием внутреннего мира. Все это помогает ему легко адаптироваться к новому жизненному этапу.
Но если в среднем возрасте мужчина-Гермес так и остался вечным юношей, порхающим из города в город, с работы на работу, от женщины к женщине, – средние годы жизни могут оказаться для него неожиданно суровыми. Внешнее очарование уже не компенсирует недостаток внутреннего содержания. Становится очевидно, что жизнь не удалась. Именно в этом возрасте мужчины-Гермесы нередко погибают в катастрофах или переживают тяжелую депрессию.
Судьба Гермеса с антиобщественными склонностями в среднем возрасте складывается очень по-разному. Он либо добивается материального процветания и практически не изменяется в этот период жизни, либо в результате своей деятельности попадает в тюрьму или же бывает вынужден удариться в бега.
Старость
Пожилой Гермес нередко оказывается весьма необычным человеком, не вписывающимся в привычный образ пенсионера, божьего одуванчика. Если он остался вечным юношей даже в старости или всю жизнь занимался мелкими криминальными делишками, этот мужчина может закончить бездомным бродягой, который путешествует из города в город, куда ветер подует. Он кое-как перебивается за счет своей ловкости и искусства общения. Иногда ему даже удается раздобыть где-нибудь немного деньжат. Современную версию Гермеса этого типа иногда можно встретить в психиатрических отделениях лечебниц для ветеранов американской армии: эти люди знают, как попасть в такие заведения, некоторое время пользуются пищей и кровом, а затем продолжают свои странствия.
Если же этот человек воплотил в жизнь позитивный образ Гермеса, то в старости может стать мудрым проводником других "путешественников", исследующих дороги, которыми он ходил когда-то. На своем пути мужчина-Гермес накопил богатый опыт и обрел глубочайшее понимание его значения. Возможно, он ловкий бизнесмен, который может преподать немало полезных уроков; исследователь психологических глубин, способный составить карту изученных территорий для других; политический деятель, заслуживший право называться настоящим государственным мужем. В какой бы сфере ни работал Гермес, в старости он может стать прекрасным лектором или писателем и поделиться с другими тем, чему научился в своих "путешествиях". Настоящий Гермес до самой смерти исследует новые территории, знакомится с людьми, увлекается свежими идеями. Вероятно, он и саму смерть рассматривает как очередное приключение.
Психологические проблемы
Когда архетип Гермеса оказывает сильное влияние на психику человека, его поведение – неприемлемые действия, импульсивность, неумение думать о последствиях – может навлечь на него проблемы. Теневые аспекты Гермеса порождают определенные дефекты характера.
Импульсивность и неумение соблюдать границы
С первого дня жизни бог Гермес проявил себя как ловкий вор и искусный лжец. Конечно, не с первого дня, но достаточно скоро подобные проблемы могут возникнуть и у мальчика-Гермеса. Его дальнейшее развитие в значительной мере зависит от того, научится ли он уважать имущество, чувства и права других людей, а также осознавать последствия своих поступков, – или просто будет брать все, что ему нравится, и делать, что хочет. Мальчику-Гермесу необходимо указать границы дозволенного – какое поведение приемлемо, а какое нет и почему, – чтобы развить у него представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо", которые, в свою очередь, будут влиять на его мысли и действия. В противном случае Гермес будет действовать, следуя минутному побуждению, сосредоточивая свой изобретательный ум на способах заполучить то, что он хочет. Однако он способен усвоить необходимые уроки и в зрелом возрасте, если к этому побуждают взаимоотношения, которыми он дорожит, – в этом ему поможет врожденное воображение Гермеса. Для него наиболее естественно использовать этот дар в комплексе с мышлением, однако может он применить его и для развития эмпатии, чтобы понять, почему его негативное поведение расстраивает дорогих ему людей, прочувствовать их эмоции и разобраться, какие границы нужно соблюдать, чтобы не ранить их.
Гермес с антиобщественными склонностями: хитрец
Когда мальчик-Гермес растет в неблагополучной семье, где кто-то из близких ведет себя по отношению к нему импульсивно и агрессивно, ребенок не учится сдерживать себя и отличать добро от зла. Мальчик быстро начинает подхалимничать, воровать, лгать – в общем, привыкает к антиобщественному поведению, и в его психике утверждается антисоциальная психологическая схема поведения.
Затем у него начинаются конфликты с людьми, не одобряющими его поведение или страдающими от его действий. Когда он подрастет, его могут поймать на какой-нибудь противозаконной деятельности, хотя живой ум и владение словом нередко помогают ему избежать неприятностей. Он не использует грубую силу. Как в истории с похищением коров Аполлона, беря то, что ему не принадлежит, этот человек полагается на хитрость. Гермес-хитрец является либо виртуозным мошенником, который втирается в доверие к жертве, а затем обирает ее, либо крайне изобретательным вором, либо самозванцем. Например, описаны случаи, когда мужчины-Гермесы выдавали себя за врачей и довольно долго дурачили персонал больниц, прежде чем их разоблачали.
Однако время от времени какого-нибудь Гермеса-жулика удается поймать. И пребывание в тюрьме дается этому человеку особенно тяжело. Там он оказывается вне своей стихии, с подрезанными крыльями. Ограниченное пространство, однообразие, отсутствие свободы – ему крайне сложно приспособиться ко всему этому.
Вечный юноша – мужчина, который никогда не взрослеет
Мужчине-Гермесу трудно остепениться. Он любит исследовать новые возможности и перспективы. Но эта открытость мешает ему хранить верность определенному делу и дожидаться, пока оно разовьется и созреет. Новая трава всегда зеленее старой, а поэтому он постоянно перепархивает от ситуации к ситуации и от человека к человеку.
Начинания даются ему легко. Благодаря личному обаянию, он легко заводит друзей. Он умеет произвести впечатление на окружающих, легко схватывая суть новой ситуации. Если собственное желание или обстоятельства не заставят его остаться в какой-нибудь ситуации достаточно долго, чтобы изучить что-либо глубоко, все его навыки и знания останутся поверхностными: он – подмастерье всех ремесел, не ставший мастером ни в чем. Эта поверхностность является характерной особенностью "мальчика без возраста" – вечного юноши.
Вечный юноша живет в царстве будущих возможностей, избегая обязательств перед чем-то или кем-то, поскольку боится упустить очередную возможность, которая может встретиться на его пути. Нередко он считает себя бессмертным, думает, что перед ним целая вечность, – а когда осознает, что это не так, уже слишком поздно. Пока другие мужчины занимаются карьерой и создают семью, он перескакивает от одной вещи к другой в поисках приключений, – пока вдруг не осознает, что полжизни прошло без толку и он понемногу стареет. Он долго остается Питером Пэном, живущим в стране Никогда-Никогда. Но вот лет в сорок мужчина смотрит в зеркало, оценивает свою жизнь и осознает, что теперь уже слишком поздно что-либо менять, – и начинается депрессия среднего возраста.
Неспособность к эмоциональной привязанности и близости
Мужчина-Гермес меньше, чем представители других типов, склонен к безумной любви. В его многочисленных половых связях больше стремления к разнообразию и новизне, чем страсти, вследствие чего он одинаково легко завязывает отношения и разрывает их. Если он все-таки влюбится по-настоящему, то может остаться с женщиной достаточно долго, чтобы развились глубокие отношения. Если у него есть стремление иметь домашний очаг, куда можно периодически возвращаться, и он почувствует, что какие-то взаимоотношения дают ему возможность приходить и уходить свободно, он может жениться, и со временем взаимоотношения углубятся. Но привязанность и близость даются Гермесу нелегко. Он слишком занят, чтобы остепениться, слишком много думает о других вещах, чтобы задумываться еще и о взаимоотношениях, – поэтому велика вероятность, что он уйдет от женщины, как только почувствует, что она пытается его привязать.
Психологические проблемы для других
Мужчина-Гермес причиняет боль тем, кто его любит, избегая обязательств, бросая людей и отказываясь взрослеть.
Ускользающий любовник
Мужчина-Гермес способен доставить полюбившей его женщине много огорчений. Типичный Гермес обаятелен, красноречив и убедителен. Он воспринимает сопротивление как вызов и нередко покидает женщину, как только найдет путь в ее сердце и спальню.
Женщине бывает сложно сразу понять, что представляет собой мужчина-Гермес. Она может некоторое время обманываться, поскольку он ловок, красноречив и показывает ей только одну сторону своей многогранной личности. Гермес легко меняет обличья, подчеркивая одни аспекты своей личности и тушуя другие, – в этом он подобен хамелеону.
Его уклончивость и нежелание брать на себя обязательства представляет проблему для женщины, стремящейся к браку и стабильности. Гермес относится к обязательствам как к ненужной обузе, и чем больше женщина зависит от этого мужчины или ожидает, что он станет удовлетворять ее потребности, тем больше вероятность, что он сбежит. Гермесу нравится приходить и уходить, когда заблагорассудится, он предпочитает следовать порыву, а не планировать свои действия заблаговременно и любит сам устанавливать правила игры. С точки зрения многих женщин, Гермес самая настоящая свинья – мужчина, который обманом завлекает свою жертву, убеждает, что она очень важна для него, а затем (до того, как женщина поймет, с кем имеет дело, Гермес сам исчезнет из ее жизни) постоянно подводит ее, не делая то, чего она от него ожидает, и всякий раз приводя убедительные оправдания своего поведения.
Некомпетентный отец
Большинство Гермесов не очень хорошо справляются с родительскими обязанностями. Если этот мужчина непоследователен и не держит своего слова, в душе его детей поселяется недоверие и обида, что негативно сказывается на их взаимоотношениях с другими людьми (особенно на взаимоотношениях его дочери с мужчинами). Если ему не удается удержаться ни на какой работе из-за недисциплинированности и некомпетентности, его дети тоже потом чувствуют себя в мире неуверенно, – в частности, сыновья боятся, что унаследовали бестолковость отца. Чтобы служить положительным примером для детей, а также последовательно и компетентно выполнять свои супружеские обязанности, мужчине-Гермесу нужно перерасти образ вечного юноши.
Пути развития
Согласно мифам, большую роль в судьбе Гермеса сыграли два других бога: его брат Аполлон и отец Зевс. Эти же архетипы очень важны для Гермеса-мужчины. Чтобы эффективно функционировать во внешнем мире, ему необходимо выйти за рамки архетипа Гермеса и развить в себе некоторые черты Зевса и Аполлона. Подобно Аполлону и Зевсу, Гермес функционирует в царстве ума; как и им, ему необходимо обращать особое внимание на эмоциональную и чувственную стороны жизни.
Сказать Гермесу "нет"
Для того чтобы перерасти архетип Гермеса, нужно осознать достоинства и недостатки этого образа. В особенности важно понять, какой негативный потенциал сулят качества хитреца. Такому мужчине необходимо почаще думать, какие последствия для окружающих и для него самого могут повлечь за собой те или иные действия, и научиться говорить "нет" этой стороне своей личности.
Помощь Аполлона
Бог солнца Аполлон видит ясно, его не обманешь. Он немедленно раскусил ложь Гермеса, укравшего его коров. Если мужчина развивает в себе способность Аполлона видеть ясно и мыслить четко, он не позволит внутреннему
Гермесу дурачить себя и других несостоятельными оправданиями своих поступков. Аполлон олицетворяет линейное мышление и способность сосредоточиваться на цели. У него прекрасное чувство времени, он умеет пошагово спланировать работу и добросовестно ее выполнить. Аполлон также склонен следовать этическим принципам и различает добро и зло. Эти качества жизненно необходимы мужчине-Гермесу, если он хочет чего-то достичь в жизни.
К счастью для большинства мужчин-Гермесов, в нашем обществе развитие образа Аполлона в мужчине практически неизбежно – особенно это касается представителей среднего класса в Америке. Образ Аполлона доминирует в нашей культуре. Все важные общественные институты – церковь, школа, скаутские организации – активно работают над развитием в детях соответствующих качеств.
В зрелом возрасте Гермес может и сам понять, что ему необходимо приобрести хотя бы некоторые черты Аполлона, поскольку для того, чтобы добиться успеха в мире, необходимо доводить свои проекты до конца. В его жизни действительно многое изменится к лучшему, когда он осознает необходимость заканчивать начатое, поймет, какие требования предъявляет к человеку мир, и заставит себя отвечать этим требованиям.
Поиски Зевса – отца и наставника
Зевс, несомненно, обладал достаточным влиянием на Гермеса: по одному его слову Гермес прекратил вранье и вернул Аполлону украденных коров. У него не осталось ни пути к отступлению, ни возможности оправдаться. Гермес признал авторитет Зевса и без дальнейших пререканий сделал то, что ему велели. Мужчине-Гермесу очень важно научиться признавать чей-либо авторитет и делать то, чего от него ожидают. Обычно это происходит из-за внешнего вмешательства – в силу действия какой-то внешней фигуры, которая обладает авторитетом Зевса и производит на Гермеса большое впечатление. Гермесу также идут на пользу позитивные взаимоотношения с мужчиной-Зевсом, который покровительствует ему в мире и учит пользоваться связями и знакомствами. В таких взаимоотношениях Гермес учится у своего покровителя, развивает дар общения и ум, а также приобретает положение в обществе. Патриархальные ценности Зевса и Аполлона, как правило, легко переходят к ученику-Гермесу. В патриархальном обществе мужчина-Гермес больше, чем любой другой тип (кроме Зевса и Аполлона) получает поддержку, поощрение и стимул к развитию. Эти три архетипа объединяет ориентация на царство интеллекта, и Зевс с Аполлоном восхищаются изобретательностью Гермеса и его умением общаться.
Если мужчина-Гермес обнаруживает, что его жизнью слишком долго управляет вечный юноша, он может сознательно изменить курс, занявшись активными поисками наставника и покровителя, чтобы под его руководством всерьез взяться за работу. Чтобы обрести контроль над вечным юношей в себе, который предпочел бы отправиться поиграть, мужчине-Гермесу нужно призвать своего внутреннего Зевса.
Найти свою Афродиту
У бога Гермеса не было жены. Его главная любовь, Афродита, состояла в браке с Гефестом, но, будучи натурой страстной, имела много любовников. Вначале Афродита не обращала внимания на полюбившего ее Гермеса. Зевс сжалился над сыном и послал своего орла утащить золотую сандалию прекрасной богини, пока та купалась. Гермес принес сандалию Афродите и потребовал взамен любовных ласк, на что она охотно согласилась.
Один из важных путей роста для Гермеса состоит в том, чтобы полюбить женщину, – которая станет его Афродитой. Типичному Гермесу важно, чтобы путь к женщине был нелегок, – чтобы он хотел ее, но не мог получить сразу. Такая женщина помогает ему глубже понять собственный мир эмоций, осознать свою зависимость от нее, а также выйти за пределы интеллектуального царства и окунуться в мир чувственности. (Подходит Гермесу и путь роста, рекомендованный для Аполлона, – пробудить в себе Диониса. Подобно Аполлону, ему также полезно пробудить свою аниму, или внутреннюю женщину.)
Духовное развитие
У Гермеса есть врожденные способности проводника душ и искателя скрытых смыслов. Если его заинтересуют вопросы духа и души, он займется поиском духовных истин и нисхождениями в глубины гадесова царства. Человека, развившего в себе аспект Гермеса, привлекает все священное, занимают тайны смерти и загробной жизни, и в своем поиске он не ограничивается какой-то одной дорогой. Как Гермес-вестник, он стремится передать полученные знания дальше и научить других всему, что узнал сам.
В мифе об изнасиловании Персефоны ("Гимн Деметре" Гомера) Гермес спускается в подземное царство, чтобы отвести деву Персефону в верхний мир и вернуть матери. Этот миф служил основой для элевсинских мистерий, чьи посвященные "больше не боялись смерти". Возникшие задолго до христианства элевсинские мистерии представляли собой торжества, посвященные возвращению Персефоны из подземного царства. Подобно Христу, Персефона вернулась из мира мертвых. В мифе о Дионисе Гермес тоже играет роль спасителя – на этот раз он приходит на помощь Дионису. Персефона может символизировать душу, которая в большинстве мужчин и женщин воспринимается как фемининное начало, а Дионис символизирует божественного ребенка. Архетип Гермеса присутствует в людях, которые осознают эти аспекты своей психики, а также в тех, кто занимается духовным поиском.
Глава 8
АРЕС, БОГ ВОЙНЫ: воин, танцор, любовник
Арес как воплощение агрессии всегда был одной из самых значительных сил в истории человечества. Олимпийский "человек действия", бог войны и спора, неутомимый и бурный любовник, он расцветает в конфликтах и упивается радостью битвы. В Аресе мы видим собственную агрессию, грубую и кровавую, – какой она была до того, как ее укротила и подавила цивилизация.
Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"
В литературе и искусстве Арес известен нам в двух ролях: воин и любовник (именно так описывал его Гомер). Его латинское имя Марс является, фактически, синонимом слова "война"" этим именем также называют человека, которому доставляет наслаждение пыл кровавой битвы.
Филипп Майерсон,"Классическая мифология в литературе, искусстве и музыке"
Арес как бог, архетип и человек воплощает в себе образ мужской силы, напористости и готовности к действию. Сердце и инстинкты побуждают его действовать и реагировать физически, не задумываясь о последствиях. Его отец, Зевс, не любил этого сына и никогда не принимал его сторону в спорах, – подобным образом, качества Ареса не встречают позитивной оценки в патриархальном обществе.
Арес как бог
Арес (римляне называли его Марсом) был богом войны. Из двенадцати олимпийских богов он пользовался наименьшим почетом у греков – им претило его безрассудство и склонность терять голову от ярости в бою. Арес воплощал неуемную страсть к драке и кровопролитию. Римляне же, наоборот, высоко чтили Марса – в их пантеоне он был вторым по значению богом после Юпитера (Зевса). Для них он был защитник народа и отец основателей Рима, близнецов Рема и Ромула.
Его изображают в облике сильного энергичного мужчины, иногда с бородой, иногда без, обычно в шлеме и со щитом, мечом и копьем, иногда с металлическим нагрудником, и изредка – в полных доспехах.
Генеалогия и мифология
Арес – единственный сын Геры и Зевса. Однако, согласно одной римской версии мифа о его происхождении (Овидий), Арес, как и другой сын Геры, олимпиец Гефест, был зачат партеногенетически от прикосновения к волшебному цветку, который наделял плодовитостью даже совершенно стерильные существа. Подробные обстоятельства его появления на свет нам не известны.
В детстве Ареса едва не убили близнецы-великаны Алоады* (очевидно, они тогда тоже были еще детьми). Алоады заковали его в цепи и заключили в бронзовый сосуд. Арес пробыл в заточении тринадцать месяцев и наверняка умер бы (несмотря на то, что он бог, а следовательно, бессмертен, – довольно странное противоречие), если бы мачеха великанов не рассказала о его участи Гермесу. Когда Гермес освободил Ареса, тот был уже едва жив от пережитых мучений.
* Алоады – два брата, От и Эфиальт, сыновья или внуки Посейдона. Угрожали богам взгромоздить гору Осса на Олимп, а на Оссу – гору Пелион, и так достичь неба; хотели силой взять в жены Артемиду и Геру. Были убиты стрелами Аполлона. (См.: Энциклопедия "Мифы народов мира.) – Прим. ред.
Гера отдала Ареса в обучение Приапу, фаллическому божеству-уродцу. Приап вначале обучил воспитанника искусству танца и лишь затем – воинскому делу.
На поле брани
Господствующее в обществе отношение к Аресу описано в "Илиаде". Гомер изображает Ареса, принявшего в войне греков с троянцами сторону троянцев, как презренного кровожадного хвастуна и нытика, которого постоянно побеждала, оскорбляла и унижала его сводная сестра Афина. Однажды Арес увидел, что в бою убили его сына и, презрев запрет Зевса, ринулся в гущу сражения. За это Афина обозвала брата "тупицей" и "сумасбродом", всячески понося его за безрассудство и несдержанность (отсутствие добродетелей, свойственных самой Афине и высоко ценимых греками). Писали, что этому богу "неведома справедливость", а также упрекали в бесхарактерности, поскольку он "постоянно мечется из стороны в сторону". Арес реагировал на события внешнего мира очень эмоционально. Следуя влечению чувств, он без раздумий вступал в бой на стороне мужчин, с которыми ощущал личную связь – в том числе кровную. Чувство верности и желание мести руководили им, затмевая все остальные соображения. Для других олимпийцев троянская война представляла собой нечто вроде спортивного зрелища – кто-то болел за греков, кто-то – за троянцев. Сами олимпийцы тоже иногда вмешивались в ход событий – но только в строгом соответствии с правилами, установленными Зевсом. Арес же, очевидно, не воспринимал эту войну как "игру".
Во время одной битвы, где участвовали люди и боги, Афина направила руку Диомеда (одного из героев, пользовавшихся ее особым покровительством), и он ранил Ареса копьем. Арес дико взвыл от боли и пожаловался на сестру Зевсу. Зевс принял сторону Афины, а Ареса отверг и еще больше унизил такими словами: "Не смей приходить ко мне с жалобами и нытьем. Ведь для тебя нет ничего милее, чем склоки и драки, – за это ты мне ненавистен, как никто из олимпийских богов".
Однако Гомер признавал, что Арес очень воодушевлял троянцев, когда приходил к ним на помощь в сопровождении своих сыновей, Страха и Ужаса.
Возлюбленный Афродиты
Арес и богиня любви Афродита – весьма замечательная любовная пара. У Афродиты от Ареса родились несколько детей: сыновья Деймос (страх) и Фобос (ужас), сопровождавшие отца на поле боя; дочь Гармония, чье имя указывает на гармонические отношения между двумя великими страстями – Войной и Любовью; и, возможно, бог любви Эрот. Мифы дают два варианта происхождения Эрота: либо он сын Ареса и Афродиты, либо первозданная генеративная сила, существующая от начала времен.
Ареса и Афродиту связывали самые крепкие узы преданности из всех олимпийцев. В "Илиаде" есть такой момент: когда Афина сбила Ареса с ног камнем, Афродита попыталась вынести его с поля боя, за что Афина ударила ее кулаком.
Несмотря на связывающие их чувства, у обоих было множество других любовников. Когда Афродиту прельстил Адонис, Арес превратился в яростного кабана и убил прекрасного юношу.
Когда мужу Афродиты, богу кузни Гефесту, рассказали о связи его жены с Аресом, он придумал способ поймать любовников на горячем. Гефест создал невидимую и неразрываемую сеть и закрепил ее над кроватью. Затем он сделал вид, будто ушел в свою кузню, – это было сигналом для бога войны, чтобы войти в дом Гефеста и возлечь с Афродитой на ложе. Гефест поймал любовников в сеть и созвал богов, чтобы они засвидетельствовали вероломство Афродиты и Ареса. Однако вместо того, чтобы возмутиться и вступиться за Гефеста, все боги только покатывались со смеху при виде столь потешного зрелища.
Отец множества детей
Арес был отцом как минимум троих детей Афродиты (а римский Марс зачал также Ромула и Рема). Помимо этих знаменитых детей, он имел отношение к появлению на свет еще двух десятков потомков от множества женщин, причем некоторые родили ему более одного ребенка. Не менее трех его сыновей были среди аргонавтов, и одна из дочерей, Пенфесилея, была царицей амазонок.
Арес очень привязан к своим детям и всегда готов вступиться за них. Когда один из сыновей Посейдона изнасиловал дочь Ареса Алкипу, бог войны прикончил насильника на месте. Посейдон обратился к собранию богов, обвиняя Ареса в убийстве. Суд состоялся на том самом месте, где произошло убийство, и Арес был оправдан. Впоследствии то место в Афинах близ акрополя, где состоялся суд, было названо Ареопагом ("холм Ареса"). Подобную же реакцию вызвала у Ареса во время троянской войны смерть сына: узнав, что его сын Аскалаф погиб в сражении, Арес яростно бросился в битву, чтобы отомстить, – несмотря на то, что Зевс запретил богам вмешиваться.
Когда другой сын Ареса, поджидавший несущих дары в Дельфы путников разбойник Кикн, вызвал на бой Геракла, Арес вмешался, приняв сторону сына. Однако на помощь Гераклу пришла Афина, и благодаря содействию богини он ранил Ареса и убил Кикна.
|