Болен Джин "Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин"

В это время мужчина-Аполлон начинает видеть границы своих возможностей. Вполне возможно, к нему приходит понимание, что взобраться на самый верх социальной лестницы он не сумеет. Он уже вырос из одежек любимого сына и лучшего ученика в классе. Все это может послужить причиной депрессии.

Кроме того, подросшие дети в ответ на эмоциональную отчужденность отца-Аполлона нередко отвергают его самого или его ценности и делают именно то, чего он сам никогда не делал: бунтуют, ведут бурную половую жизнь, подрывают социальные устои или впадают в депрессию. Возможно, такому мужчине придется признать, что отец из него получился никудышный.

Внешнее семейное благополучие может рухнуть, когда жена в ответ на его эмоциональную замкнутость заведет роман на стороне или вообще уйдет к другому. О Джордже Буше-старшем говорили, что он напоминает женщинам их первых мужей. Это очень меткая характеристика мужчины-Аполлона вообще. Жена Аполлона и мать его детей нередко ощущает горькую обиду, осознав, сколь многим ей пришлось пожертвовать, когда она фактически одна воспитывала детей, – и это может стать суровым испытанием для их брака. Кризис во вполне стабильной семье может возникнуть и из-за того, что жена переживает депрессию вследствие синдрома опустевшего гнезда. Наконец, причиной семейных проблем Аполлона в среднем возрасте может оказаться его собственный роман на стороне.

Как ни велика вероятность того, что в среднем возрасте мужчина-Аполлон переживет глубокую депрессию или кризис в семейной жизни, у него есть все шансы успешно преодолеть эти бури. Даже если кто-то намеренно пытается опрокинуть судно Аполлона, это, как правило, не так просто. Будучи сторонником традиций, этот мужчина находит внутренние и внешние причины, чтобы сохранить свой брак, – пусть даже он встретил другую женщину, которая намного ближе ему эмоционально и с которой он познал такие радости секса, какие и представить себе не мог прежде.

У него может возникнуть побуждение уйти с работы, начать совершенно новую жизнь, отказаться от всех достигнутых высот. Работа больше не приносит ему удовлетворения. Однако скорее всего он так и не предпримет никаких решительных шагов и оставит все как есть, увязая в недовольстве собой и в хронической депрессии. Он человек привычки и порядка, ценящий внешнюю импозантность. Отказаться от общественного статуса, который дает опостылевшая работа? Отказаться от дома в хорошем районе? Нет, он не пойдет на такие жертвы ради возможности заниматься делом, приносящим больше удовлетворения.

Старость

Благодаря способности видеть далеко вперед, мужчина-Аполлон вступает в пенсионный возраст, имея солидную материальную базу. Если он занимал видный пост в какой-либо корпорации и был ее акционером, то неплохим дополнением к пенсии могут быть дивиденды по инвестициям. Если же он простой рабочий, то можно не сомневаться, что к тому моменту, как он получит в подарок свои золотые часы в ознаменование выхода на пенсию, выплаты по кредиту за дом у него уже будут завершены.

Выйдя на пенсию, он немедленно находит себе какое-либо постоянное занятие. Он вступит в какую-либо партию или клуб, станет активно сотрудничать с местной церковью, – но работать будет почти так же активно, как до выхода на пенсию.

Если он останется верен природе Аполлона, то, вероятно, будет избегать самоанализа, который заставит его почувствовать себя неуютно, но поможет обрести мудрость. А ведь такой самоанализ совершенно необходим для психологического роста в старости.

Психологические проблемы

Индивидуумы, подобные Аполлону, сталкиваются с трудностями, обусловленными эмоциональной отстраненностью: проблемы общения, неспособность на душевную близость, неприятие со стороны окружающих. Кроме того, у него могут возникнуть сложности, обусловленные высоким статусом Аполлона (нарциссизм и высокомерие), а также стремлением многое таить от окружающих (враждебность и скрытность).

Эмоциональная отстраненность

Будучи богом солнца, Аполлон взирает на землю с некоторой дистанции – он "выше всего этого". Один из способов, каким Аполлон сохраняет дистанцию от окружающих, – уклонение от проблемных ситуаций. Когда возникает острый эмоциональный конфликт, он сразу же отстраняется: "дело не стоит того, чтобы за него драться". Именно так повел себя бог Аполлон во время троянской войны, когда ему бросил вызов Посейдон.

Еще одна характерная проблема – неумение прямо говорить о своих эмоциях. Когда у Аполлона спрашивали о чем-то, что он не понимал ясно, бог отвечал через дельфийского оракула, чьи смутные пророчества требовали отдельного толкования. Его близкие (настолько близкие, насколько он их подпускает) нередко сталкиваются с тем, что он говорит о своих чувствах мало и обычно иносказательно. Окружающим приходится самостоятельно толковать слова мужчины-Аполлона, а если понять его неправильно, то он отдалится от вас еще больше. Это парадоксально: бог ясности и мужчина, умеющий исключительно четко и доходчиво говорить о вещах, не касающихся его лично (как, например, Аполлон-юрист), оказывается предельно скуп на слова, когда речь идет о его чувствах. Все, что он рассказывает о себе, очень неясно и с трудом поддается интерпретации.

На близкий душевный контакт он идет столь же неохотно, как и на конфликт. Взаимопонимание с другим человеком дается мужчине-Аполлону с трудом. Он предпочитает оценивать (или судить) человека или ситуацию с некоторого расстояния, не понимая, что для того, чтобы по-настоящему узнать человека, необходимо "приблизиться" к нему, – а значит, стать уязвимым и проявить сочувствие. Как человек, он должен выйти за пределы архетипа и быть чем-то большим, чем далекий бог, – только тогда он может стать собой.

Отвергнутый любовник

Аполлон – самый физически красивый из богов. Кроме того, он ответственный и надежный: солнце всегда встает, достигает зенита и садится точно вовремя. Он очень ценит добродетели, и на стенах его храма были начертаны заповеди, по которым следует жить человеку. Однако в любви он был неудачлив – его отвергли Кассандра, Сивилла, Дафна и Марпесса. Женщины, отвергшие любовь бога Аполлона, принадлежат к тому же типу, что и женщины, отвергающие Аполлона-мужчину.

Женщина, отвергающая симпатичного, добродетельного, надежного Аполлона, обычно поступает так потому, что ему недостает некоторых важных для нее качеств – глубины, эмоциональной открытости или стихийной сексуальности. Иногда женщина просто чувствует, что этот мужчина слишком привязан к внешней красоте и вряд ли останется с ней, когда она постареет.

В Марпессу были влюблены смертный мужчина Идас и Аполлон. Зевс позволил женщине самой выбрать мужа. Марпесса мудро предпочла Идаса, рассудив, что Аполлон откажется от нее, когда она постареет и поседеет. Метафорически, Марпесса предпочла "человеческие" взаимоотношения, предполагающие рост и перемены, согласующиеся с ходом времени, и отвергла взаимоотношения с неизменным Аполлоном.

Как уже отмечалось выше, Аполлон научил Кассандру искусству прорицания в обмен на обещанные любовные ласки, но женщина не выполнила своего обещания. Сивилла (чьим именем названы пророчицы сивиллы) тоже приняла от Аполлона дар пророчества и отвергла его как любовника. Аполлон придерживался ошибочного мнения, будто любовь можно получить в обмен на что-то.

Мужчину-Аполлона отвергают женщины, требующие от взаимоотношений большей глубины, силы и эмоциональной напряженности, чем он может дать. Та честность, с которой Аполлон следует своим принципам и выполняет взятые на себя обязательства, внушает уважение и восхищение, но не любовь и страсть. Женщины, знающие о приоритетах Аполлона, не выберут его себе в любовники – или же отвергнут позже, когда обнаружат, чего ему недостает.

Нарциссизм

Мужчина-Аполлон предпочитает отстраниться и предаваться абстрактным размышлениям об идеях и о порядке вещей, глядя на мир с расстояния. Он не склонен задумываться о чувствах – которые, как бы то ни было, свойственны ему и требуют развития.

На формирование характера мужчины-Аполлона влияют врожденные черты, культура, где он живет, а также семья. Интеллектуальный и неэмоциональный Аполлон живет в культуре, где от мужчин не ждут чуткости, где не одобряют мужчин, открыто проявляющих свою ранимость, где поощряют стремление к власти. Если его семья тоже не одобряла проявления чувств и разделяла бытующий в культуре идеал мужчины, тогда у него есть все предпосылки для того, чтобы превратиться в Нарцисса, особенно если он умен и хорош собой.

Жестокость и мстительность

Однажды Аполлону нанес оскорбление мастер игры на флейте, сатир Марсий, вызвав бога на состязание в музыкальном мастерстве. И это стало для сатира роковой ошибкой. Аполлон был не только участником этого состязания, но также жюри и судьей. Он объявил себя победителем, поскольку мог играть на лире, перевернутой вверх ногами, а Марсий на перевернутой флейте играть не мог. Согласно договору, победитель мог сделать с побежденным все, что захочет. Аполлон заживо содрал с Марсия кожу – абсурдный и бесчеловечный поступок.

Такая склонность к жестокости, практикуемой на законных основаниях, может быть негативной чертой мужчины-Аполлона, которому пришлось пережить унижения и притеснения с чьей-либо стороны и теперь он отождествляет себя с агрессором. Стоит ему одержать верх над соперником, и он, не ведая пощады, может хладнокровно содрать с него кожу. Или вспомним, как Аполлон наказал Кассандру: вначале он наделил ее способностью видеть будущее, а затем сделал так, что ее предсказаниям никто не верил. Такое наказание свидетельствует об изощренной жестокости Аполлона, – тут особое значение имеет тот факт, что Кассандра видела ряд предстоящих трагедий, которые не могла предотвратить. Таким образом, она страдала дважды: предвидя неотвратимое, а затем переживая все это в реальности.

Яд злобы

Хотя Аполлон олицетворяет ясное солнце и абсолютную уравновешенность, есть у него и менее известный, темный аспект, когда Аполлон является темный, как ночь, и посылает смертоносные стрелы. Гомер называет эти стрелы "крылатыми змеями". Кереньи тоже приравнивает его отравленные стрелы к ядовитым змеям7. Психотерапевту нередко приходится слышать о "ядовитых" словах, призванных причинять боль. Нередко эти стрелы были обращены против тех, кого Аполлон любил и высоко ценил, – если этим людям случалось не оправдать его ожиданий, обидеть или унизить его.

Когда сдержанный рассудительный Аполлон дает волю эмоциям, – которые обычно подавляет, – они оказываются весьма примитивными (то есть неразвитыми) и иррациональными. Он превращается в ядовитую змею, вонзающую в жертву отравленные клыки. Хотя своими враждебными действиями Аполлон может причинить ущерб окружающим, однако главной жертвой становится позитивная сторона его же собственной личности.

Высокомерие

Мужчина-Аполлон, привыкший к тому, что он – всеми любимый и обласканный мальчик, который всегда и во всем добивался успехов, легко может переоценить свои способности, что нередко ведет к плачевным результатам. Его самомнение раздувается сверх меры: он отождествляет себя с богом и забывает, что является всего лишь человеком. Такой мужчина может воплотить в своей жизни миф о сыне Аполлона, Фаэтоне.

Однажды мать сказала Фаэтону, что он – сын Аполлона.* Юноша начал хвастать этим, но ему никто не верил. Чтобы доказать свое происхождение, фаэтон отправился на поиски отца. Аполлон признал свое отцовство и в качестве дополнительного подтверждения дал Фаэтону нерушимое обещание выполнить любую его просьбу. Фаэтон попросил позволить ему в течение одного дня управлять солнечной колесницей.

* В греческой мифологии Фаэтон был сыном более древнего доолимпийского солнечного божества – Гелиоса и нимфы Климены. Чтобы доказать свое происхождение от Гелиоса, Фаэтон взялся управлять его колесницей, не смог справиться с упряжкой и чуть не погубил Землю в страшном пламени приблизившегося Солнца. (См.: Энциклопедия "Мифы народов мира".) – Прим. ред.

На рассвете Фаэтон надел отцовскую корону солнца и взобрался на колесницу. Могучие кони, почуяв на поводьях незнакомую и неопытную руку, отклонились от обычного пути, которым следует солнце. Фаэтону не хватило ни сил, ни умения, чтобы управлять бегом своенравных коней, и раскаленные солнечные лучи опалили землю. Ущерб был бы еще большим, если бы Зевс не поразил Фаэтона ударом молнии. Аполлон весь следующий день оплакивал сына и не вывел солнце на небо. Лишь сутки спустя светило снова прошло по небосклону своим обычным курсом.

Миф о Фаэтоне заставляет меня вспомнить о людях, которые считают, будто они могут вести "ограниченные" ядерные войны. Подобное самомнение может привести к тому, что земля будет опалена огнем, а гарь, выброшенная в атмосферу, закроет солнце, и на планете наступит темная ночь ядерной зимы. Люди рискуют скатиться к подобному высокомерию именно из-за непрерывной череды своих успехов. Мужчина-Аполлон может прийти к ложному выводу, будто выдающиеся успехи в одной области делают его авторитетом во всех сферах. Кроме того, он может возомнить, будто вправе и в силах делать все, что ему заблагорассудится.

На современном психологическом жаргоне предположение Фаэтона, что он может управлять колесницей Аполлона, называют "самонадеянностью" (egotrip). Оно вредит другим людям и ведет к падению самого человека. Эта склонность также нередко проявляется в более скромных масштабах.

Проблемы для окружающих

У женщины, полюбившей Аполлона, могут возникнуть проблемы, обусловленные тем, что внешняя сторона взаимоотношений для него нередко оказывается намного более важной, чем их глубина или прочность.

Пренебрежение "не женой"

Женщине, общающейся с мужчиной-Аполлоном, полезно знать, что он склонен делить женщин на две категории: тех, кого он считает подходящей женой, и тех, кого не считает (при этом его могут даже привлекать женщины, которые не входят в категорию "подходящих жен"). Он в большей степени, чем любой другой тип, склонен в своих действиях руководствоваться представлениями о том, как должно быть.

Поскольку Аполлон недооценивает эмоциональную и инстинктивную стороны жизни, он нередко не может осознать, насколько ценны для него данные взаимоотношения, даже если они дают ему очень много. В результате он недооценивает женщину. Хотя сердце и может в некоторой мере влиять на окончательный выбор этого мужчины, однако он никогда не следует исключительно велениям сердца, ибо большинство его ценностей формируются умом. Выбирая себе жену, он не столько видит саму женщину, сколько прикидывает, как она будет выглядеть с ним в паре. Брак для него представляет собой прежде всего важный культурный и общественный институт, один из факторов, привносящих порядок в его личную жизнь и жизнь всего общества.

В средние годы у мужчины-Аполлона могут сложиться очень глубокие отношения на стороне (нередко это его первая и единственная внебрачная связь). Возможно, он осознает, что испытывает к этой женщине больше нежности, чем к жене, и его половая жизнь с ней несравненно богаче. Однако скорее всего в конце концов он вернется к своей жене и к привычной домашней жизни.

Женщине, полюбившей мужчину-Аполлона и знающей, что он любит ее, как не любил никогда прежде, сложно понять, как он мог уйти из ее жизни и вернуться в опостылевшую семью к нелюбимой жене после того, как узнал другую жизнь. Но если этот мужчина не перерастет образ Аполлона, он непременно вернется домой. Покинутая любовница будет оплакивать разрыв. А он благодаря качествам Аполлона сможет дистанцироваться от чувства утраты и внешне оставаться спокойным.

Одиночество во взаимоотношениях

Со стороны может показаться, что женщине, состоящей в браке с Аполлоном, жаловаться не на что. Он уравновешенный, надежный, верный, возможно, помогает по хозяйству, когда бывает дома. Люди думают об этом мужчине хорошо, – вероятно, с их точки зрения он выглядит вполне успешным и хорошим человеком. И многие женщины, состоящие в браке с такими мужчинами, действительно считают, что им повезло.

Проблемы возникают, если женщине хочется более глубоких и личных отношений. Она может чувствовать себя одинокой, поскольку он холоден эмоционально и часто физически отсутствует дома, поскольку этого требует работа.

Если она хочет стихийных и страстных взаимоотношений, то мужчина-Аполлон ей этого не даст (для этого требуется присутствие также других архетипов в его психике). Если женщине нужна глубина в общении, то ее также ждет разочарование.

Эффект реостата: усиление или ослабление эмоциональности

Жена Аполлона может обнаружить, что становится все более похожа на него, – особенно если она больше ценит мышление, чем чувства, и сориентирована на достижение целей. По мере того как оба супруга вкладывают все больше энергии в свою индивидуальную жизнь, эмоциональная дистанция между ними растет, хотя внешне отношения остаются прежними. Женщина отвыкает говорить о своих чувствах, а это может привести к тому, что она будет все хуже их осознавать.

Если же она легко смеется и плачет, если она эмоциональна и экспрессивна, то может произойти обратное. В браке с бесстрастным Аполлоном такая женщина через некоторое время начнет вести себя даже еще эмоциональнее, чем обычно. В то время как мужчина-Аполлон все больше уходит в себя, она может склониться к иррациональным поступкам и истерике. Она старается спровоцировать его, но, как правило, безуспешно. Она хочет, чтобы он эмоционально отреагировал на ее слезы, гнев, угрозы или обвинения. Но в результате мужчина становится все холоднее, рациональнее и отстраненнее, – что еще больше выводит ее из равновесия.

Пути развития

Задача мужчины-Аполлона состоит в том, чтобы перерасти рамки рационализма и логики. Для обретения личностной целостности ему необходимо лучше узнать свое сердце и тело. Кроме того, ему требуются некоторые уроки смирения.

Впустить в себя Диониса

Бог Аполлон делил свой храм в Дельфах с Дионисом – в течение трех зимних месяцев там поклонялись последнему. Таким образом, Аполлон делил свои священные чертоги с богом, являющимся его полной противоположностью. Для того чтобы мужчина перерос архетип Аполлона, ему необходимо впустить в свою психику Диониса.

Ясность мышления и реализм Аполлона является мифологическим описанием функций левого полушария мозга, а Дионис как бог растворения души в природе, бог мистического опьянения и экстатических видений символизирует правое полушарие. Мужчина-Аполлон осознанно живет только в левом полушарии и полагает, что соответствующая точка зрения дает ему возможность видеть единственную реальность, которая имеет какой-то смысл. Афоризм французского философа Рене Декарта "cogito ergo sum" ("Мыслю, следовательно, существую") описывает именно аполлоническое ощущение собственного "я". Кроме способности мыслить, он не может представить ничего, что могло бы служить определением человека и придавало бы его существованию смысл.

Нужно, чтобы Аполлон на время ушел и освободил место для Диониса, – как это было в Дельфах. Прежде чем мужчина-Аполлон уступит место в своей психике Дионису, ему обычно нужно интеллектуально осознать необходимость этого. Он должен искать возможности жить в текущем моменте, окунаться в ощущения и чувства, погружаться в воображение и внешний опыт. Тогда открывается возможность появления в его психике Диониса.

Для многих мужчин-Аполлонов самый короткий путь к Дионису лежит через дионисийскую музыку или танец. Вполне вероятно, что он уже достигал духовных высот через классическую музыку, и ему известно, что музыка способна поднять человека к высотам интеллектуального экстаза. Дионисийская же музыка ощущается как телесный опыт, она приглашает человека танцевать самозабвенно и спонтанно, – реагируя на каждый звук инстинктивно, позволяя телу делать все, что оно хочет, ощущая, что музыка сама ведет его в пляс.

Сексом Дионис тоже занимается иначе, чем Аполлон. Мужчина-Аполлон в постели, как и в других сферах жизни, сориентирован на цель. Он уделяет большое внимание технике секса. Разобравшись, как довести данную женщину до оргазма, он впредь будет последовательно переходить от одной эрогенной зоны к другой, пока не добьется желаемого результата (оргазма у женщины). Аполлон-любовник может овладеть искусством половой игры, как музыкант овладевает искусством игры на инструменте. Практика помогает ему расти и даже достигать виртуозности. Но любовная игра для него также является представлением. Хотя секс с Аполлоном имеет несомненные преимущества (регулярные оргазмы штука хорошая), но, если Аполлон не подвинется немного, чтобы дать место Дионису, сексуальный опыт пары скорее всего не перерастет в слияние душ и эмоциональное единение.

Аполлон не может уступить место в постели Дионису, если ему приходится следить за временем, стараться не шуметь или как-то еще себя сдерживать. Пока мужчина наблюдает и оценивает, как он занимается сексом, в его психике доминирует Аполлон.

Вот почему сексологи столько внимания уделяют искусству "получения наслаждения" – неторопливому раскрытию того, что приносит удовольствие само по себе.

Освободить внутреннюю женщину

Одно из предписаний, начертанных в дельфийском храме Аполлона, – "Держи женщину в узде". Именно это он и делает со своей собственной "внутренней женщиной". В юнгианской психологии "внутреннюю женщину" называют анимой (фемининный архетип в мужской психике). Анима данного мужчины может быть олицетворена той или иной богиней. Уильям С. Коффин, некогда возглавлявший студенческое братство Йельского университета (оплот мужчин-Аполлонов), однажды заметил: "Женщина, больше всего нуждающаяся в освобождении, – это женщина в каждом мужчине".

Анима, или внутренняя женщина, представляет собой в значительной мере неосознанный фемининный аспект в мужчине, который с точки зрения Юнга тождествен царству чувств и родственных уз. Анима непосредственно связана с эмоциональностью мужчины, его способностью к душевной близости и восприимчивостью. Юнг считал, что в мужчине все эти качества не развиты. Согласно моим наблюдениям, это действительно верно в отношении абсолютного большинства мужчин (кроме тех, чьи чувства развиты сильнее, чем мышление).

Освобождение анимы через формирование позитивного отношения к "женственным" чувственным ценностям помогает мужчине-Аполлону научиться уважать собственные чувства и чувства окружающих. У него появляется возможность ощутить свою связь с землей и всеми живыми существами. Отстраненный от всего на свете, Аполлон выходит из своей головы, чтобы исследовать сердце и тело.

У большинства мужчин-Аполлонов женщина внутри – анима – развивается постепенно, через любовь к женщинам, которые живут не только в мире интеллекта, но умеют также говорить о чувственных ценностях. Это может быть мать, сестра, подруга, любовница или жена. Мужчина-Аполлон часто ненамеренно ранит чужие чувства в силу эгоцентризма и недостатка чуткости. Но если этот мужчина заботится о дорогих ему людях и не хочет огорчать или сердить их, тогда он научится выслушивать и понимать их чувства, тем самым освобождая свою внутреннюю женщину, которой близки те же ценности.

Научиться смирению

Благословенный солнцем Аполлон начинает жизнь в статусе любимого сына. Многие черты характера дают ему явные преимущества в патриархальном мире. Успешный мужчина-Аполлон, как правило, ставит свои достижения в заслугу только лично себе. Это – один из источников его гордости или высокомерия. Кроме того, Аполлон склонен считать, что другие люди сами виноваты в том, что не добились того же, – при этом он не принимает во внимание их жизненные обстоятельства, пол, характер или интеллект. Это типично для мужчины-Аполлона, которому сложно представить себя на месте другого человека. Так, например, о председателе Верховного Суда США Уильяме Ренкуисте и о судье Энтони Скале (они оба архетипически подобны Аполлону) писали, что эти люди "сами добились всего в жизни, и жалобы тех, кто добился меньшего, вызывают у них раздражение"8.

Мужчине-Аполлону иногда необходимо побыть на месте другого человека – проиграть и испытать горечь поражения, – чтобы понять, насколько высокомерным он был, как много не знал или не ценил. Чтобы научиться смирению, ему иногда нужно совершить какую-нибудь ужасную ошибку и получить за нее прощение. Может быть, он станет мудрее только с возрастом, – и то лишь благодаря тому, что жизнь преподнесет ему уроки смирения и он поймет свои и чужие слабости. Только тогда мужчина-Аполлон сможет сказать, глядя на менее благополучных людей: "Таким мог бы быть и я, если бы не счастливые обстоятельства и благосклонность судьбы", – или спросить себя: "Если бы такое случилось со мной, сумел бы я справиться?"

Любовь как источник мотивации

У мужчины-Аполлона есть ярко выраженная склонность всегда делать то, чего от него ожидают, не задаваясь вопросом, действительно ли он этого хочет. С самого детства он получал любовь и одобрение окружающих благодаря выполнению правил, которые он с легкостью принимал в силу особенностей своей архетипической натуры. Нередко, лишь прожив половину жизни и пройдя через кризис среднего возраста, этот мужчина задается вопросом, нравится ли ему его работа и любит ли он свою жену.

Такой мужчина может перерасти ограничивающую его отождествлении с архетипом, принимая решения, основанные на любви. Тогда он выходит за пределы Аполлона, чьи решения основываются на логике, и направляется в неизведанные территории. Способность Аполлона различать и оценивать, а также отсутствие склонности к скоропалительным решениям помогает Аполлону отличить влюбленность от любви.

Следуя за своим сердцем, Аполлон становится человечнее. Он осознает, что уязвим и способен ошибаться, но тем не менее может выйти за пределы "известного" (рационального) мира. Он способен пойти на риск. Он отказывается от эмоциональной отстраненности, которая одновременно защищала его и заставляла оставаться в изоляции.

Глава 7

ГЕРМЕС, ВЕСТНИК БОГОВ И ПРОВОДНИК ДУШ: посланник, хитрец, путешественник

Это бог неожиданностей, удачи, совпадений, синхроний. "Нас посетил Гермес", – говорили греки, когда в комнате, где велась беседа, неожиданно воцарялась тишина, как бы перенося собравшихся в иное измерение. Когда жизнь становится слишком стабильной, закостенелой и постылой, Гермес привносит в нее текучесть, движение и новые начинания, – а также беспорядок, почти всегда сопутствующий новым начинаниям.

Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"

Неистощимый выдумщик, проводник стад, друг и любовник нимф и граций, дух ночи, сна и сновидений. Ничто не может передать черты Гермеса, в которых сочетаются темная тайна, очарование и нежность, лучше, чем волшебные звуки лиры или флейты.

Вальтер Ф. Отто, "Боги времен Гомера"

Гермес как бог, архетип и мужчина олицетворяет быстроту движения, живость ума, непринужденность речи. Как мужской образ и как метафора, он движется проворно, без труда пересекает границы и с легкостью переходит с уровня на уровень.

Гермес как бог

Гермес (более известный под латинским именем Меркурий) является вестником богов, богом красноречия и проводником душ в подземный мир. Он покровительствует атлетам, путешественникам, ворам и бизнесменам. Изобрел лиру и алфавит. Говорят, что он "более других богов покровительствует людям" и приносит удачу.

Гермеса обычно изображали в виде молодого человека. Согласно описанию Гомера, он похож на юного принца в том возрасте, когда только начинает расти борода. Исполняя роль вестника богов, он носит широкополую шляпу, на которой иногда изображают небольшие крылышки. Обут он в крылатые сандалии, в руке держит кадуцей. Обычно кадуцей изображают в виде жезла, обвитого двумя белыми ленточками (или змеями). Это символ магической силы, власти и неприкосновенности вестника богов.

Имя "Гермес" означает "из груды камней". Речь идет о каменных кучах, служивших в древности вехами для путешественников, – каждый прохожий добавлял к такой куче по камешку. Иногда эти кучи вырастали над захоронениями, которые в античном мире нередко располагались вдоль дорог. Позже каменные колонны под названием "гермы" стали устанавливать у дверей греческих домов, а также отмечали ими границы владений.

Генеалогия и мифология

Гермес – сын Зевса и Майи. Майя – это застенчивая богиня, жившая в каменной пещере, где ее однажды ночью навестил Зевс (Гера в этот момент как раз спала и, против обыкновения, ничего не знала о похождениях мужа). Майя – дочь Атланта, титана, держащего на плечах небесный свод. Она принадлежит к числу Плеяд – звезд-сестер, образующих одноименное созвездие на ночном небе.

Гермес с самого своего рождения находился в непрестанном движении. Родился он утром, к полудню придумал лиру и научился играть на ней, ближе к вечеру украл коров Аполлона, а с наступлением темноты уже лежал в своей колыбели, изображая святую невинность. Этот первый день его жизни послужил прелюдией, в которой отразились главные характерные черты Гермеса. Едва родившись, он освободился от пеленок, выбрался из колыбели и бесстрашно отправился исследовать мир. Когда Гермес наблюдал за черепахой, проползавшей мимо пещеры его матери, в его голове созрела идея, и он сразу же осуществил ее. Он поймал черепаху, снял с нее панцирь, прикрепил к нему две тростниковые трубочки и натянул семь струн, – так появилась лира. Гермес заиграл на лире и запел. Его музыка пробуждала радость и любовь, а также навевала сладкие сны.

Наигравшись с лирой и отнеся ее в свою колыбель, малютка Гермес захотел мяса. Он снова вышел из пещеры и похитил коров своего брата по отцу, Аполлона. Юный угонщик скота увидел пасущихся коров, отделил от стада пятьдесят голов и увел их, гоня задом наперед, чтобы по следам казалось, будто скот шел в противоположном направлении. Себе же он сделал из веток специальную обувь, чтобы вообще не оставлять следов. Отведя стадо в укромное место, Гермес развел огонь (для этого он тер друг о друга две палочки и трут, изобретя, таким образом, способ добычи огня) и зажарил двух коров. Отобедав, он выбросил свою обувь из веток в реку, разметал пепел и бесшумно вернулся в пещеру матери. Он забрался в колыбель, положил рядышком лиру и снова завернулся в пеленки.

Вскоре Аполлон обнаружил пропажу. Отыскав следы, якобы ведущие в противоположном направлении, он не дал себя одурачить. Аполлон отправился к пещере Майи и сердито потребовал, чтобы Гермес признался, куда он спрятал коров. Младенец с самым невинным видом отрицал свою причастность к похищению. Он спросил Аполлона: "Я так мал, разве похож я на похитителя коров? У меня есть другие дела: я сплю, пью молоко матери и нежусь в мягких пеленках или в теплой ванночке. Я рожден лишь вчера, мои стопы нежны, а земля тверда". И Гермес поклялся головой отца, что ничего не знает о пропавших коровах.

Этот спектакль вызвал у Аполлона улыбку, и он назвал Гермеса "маленьким хитрецом с речами опытного вора". Затем в присутствии Зевса Аполлон и Гермес повторили свои версии происшедшего, чем очень позабавили отца. Тем не менее Зевс разобрался, что к чему, и велел Гермесу показать, где спрятан скот.

Аполлону очень понравилась лира, и он попросил ее у Гермеса, обещая дать взамен все, что тот пожелает. За свое изделие Гермес получил пятьдесят коров, пастуший посох и должность пастуха, а также золотой жезл с тремя листиками на верхушке, дарующий богатство, власть над животными и дар незначительных предсказаний и (или) кадуцей – крылатый жезл, обвитый двумя белыми ленточками (или змеями), знак вестника и проводника душ в подземный мир.

Гермес известен как Вестник Богов. Кроме того, он оказал множество важных услуг другим олимпийцам. По просьбе Зевса он спустился в подземный мир, чтобы вернуть Персефону матери. Он спас Ареса, заточенного в бронзовый сосуд, помог Зевсу родить Диониса из бедра, а также сопровождал Афродиту, Афину и Геру на суд Париса (где Парис признал Афродиту прекраснейшей).

Сыновья Гермеса

Многочисленные сыновья Гермеса наследовали природу отца. В Автолике и Миртиле воплотились и усилились его наихудшие черты. Автолик был отъявленным вором и лжесвидетелем, однако без очарования юного Гермеса. Антиобщественные склонности Миртила в сочетании с изобретательностью привели к гибели его властелина во время состязания на колесницах. Подкупленный соперником, Миртил заменил держащие колеса на оси металлические чеки на восковые, и колесница развалилась на полном ходу.

Еще один знаменитый сын Гермеса – беспутный Пан. С козлиными ногами, рогами и бородой, он обладал веселым нравом, горячностью и похотливостью. Пан был богом лесов, пастбищ, стад и пастухов. Другой сын, Эодор ("благодетель"), унаследовал доброту Гермеса. В образе этого простого пастуха, посвятившего себя заботам о стаде, воплотились заботливость и сердечность, свойственные его отцу. В самом знаменитом из детей Гермеса, Гермафродите, отражена андрогинная и бисексуальная природа вестника богов. В этом ребенке соединены имена и половые признаки обоих родителей – Афродиты и Гермеса.

У Гермеса было много любовных приключений. Но их подробности нам не известны – за исключением связи с Афродитой, – и ни одна из матерей, кроме матери Гермафродита, не занимает сколько-нибудь значительного места в греческой мифологии. Гермеса можно считать богом-холостяком.

Гермес и алхимия

В алхимии Гермес-Меркурий ассоциируется с ртутью, духом, скрывающимся в материи. Он символизирует единство противоположностей: металл и жидкость; материя и дух; холод и пламя; яд и лекарство1. Ртуть вступает в соединение только с драгоценными металлами, – метафорически Гермес может указать вам путь к духовному золоту.

Алхимия процветала во времена средневековой инквизиции, когда любые попытки искать духовные истины за пределами вероучения Римско-католической церкви расценивались как ересь и были наказуемы. Иногда само изобретение алхимии приписывали Гермесу. Его имя (как и имя Гермафродита) использовалось в алхимических сексуальных метафорах. К. Г.Юнг в своей работе "Психология и алхимия" отмечает, что в алхимических трактатах Гермес выполняет коммуникационную роль: посредством метафор он служит проводником душ в мистическом и психологическом путешествии, направленном на единение мужских и женских элементов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться