Пока этот мужчина остается во власти своего архетипа и его половое поведение проявляется как природная стихия, он "бесчеловечен" и психологически отстранен от партнерши. Он одержим своими внутренними силами, которые крепко держат его в своих объятиях – как он партнершу.
Если мужчина-Посейдон является гомосексуалистом, он еще больше, чем гетеросексуальный мужчина, склонен играть роль жеребца среди готовых к сближению партнеров, – особенно это касалось времен, предшествовавших распространению СПИДа. Пожилой Посейдон-гомосексуалист может воспроизводить миф о Посейдоне и Пелопе. Бог Посейдон полюбил необычайно красивого юношу по имени Пелоп и взял его на Олимп. Подобным образом преуспевающий влиятельный гомосексуалист в летах может стать любовником и патроном молодого человека, помогая ему утвердиться в мире.
Как Зевс, так и Посейдон предстают перед нами в образе могущественных мужчин, которые испытывали страсть ко многим женщинам, состояли в браке и стали отцами многих детей. При этом обоим было не чуждо и влечение к юношам – что было довольно широко распространено среди мужчин в Древней Греции. Современные гетеросексуальные могущественные Зевсы и Посейдоны нередко с беспокойством замечают, что с возрастом их начинают привлекать молодые мужчины.
Брак
История о том, как Посейдон ухаживал за Амфитритой и женился на ней, в метафорической форме предоставляет нам некоторые намеки относительно того, что требуется, чтобы Посейдон завязал устойчивые взаимоотношения с женщиной. Посейдон увидел танцующую Амфитриту и полюбил ее. (Полюбил – это намного больше, чем воспылал страстью: она пробудила в нем внутренний образ возлюбленной – то, что Юнг называл "анимой".) После того как он начал за ней ухаживать (изнасиловал), испуганная Амфитрита сбежала в недоступное для него место. Посейдон вел себя так, как привык: следуя зову страсти, он применил напор и силу. Затем он почувствовал, что ему не хватает именно этой конкретной женщины и он не в силах вернуть ее своими привычными методами. В том же положении нередко оказывается и мужчина-Посейдон, слишком поздно осознающий, что любимая от него ушла.
Чтобы вернуть Амфитриту, Посейдону потребовалась помощь дельфина, который отыскал ее и убедил выйти замуж за морского бога. Мужчина-Посейдон нередко обнаруживает, что ему нужно пробудить внутри себя "дельфина" – умеющего настроиться на другого человека ("найти" возлюбленную, хотя на самом деле она и не прячется), чувствительного, заботливого, способного к общению на глубоком уровне. Это просто необходимо, если он намерен убедить любимую добровольно к нему вернуться. Она не согласится остаться с ним, если он будет доминировать.
Если мужчине-Посейдону это удастся, – если он созреет психологически и женится на женщине, которая подтолкнула его к этим внутренним переменам, – тогда они "будут жить в прекрасном подводном дворце", в глубинах своего эмоционального царства.
Однако часто брак с Посейдоном лишен какой бы то ни было красоты и глубины, – и недостаточно зрелый мужчина постоянно выплескивает на жену свой гнев и обиду (накопившиеся на работе или в результате ее отсутствия). Неспособность контролировать свои эмоции, стремление к власти (нередко безуспешное), мнение, что секс является обязанностью в браке, – все это делает союз с Посейдоном наихудшим из возможных, особенно если все эти проблемы усугубляются алкоголизмом или наркоманией.
Подобно мужчине-Зевсу и мужчине-Гадесу, мужчина-Посейдон стремится вступить в брак. Представители этих трех архетипов активно поддерживают идею патриархальной семьи, во главе которой стоит непременно мужчина.
Дети
С человеком, который так открыт для проявления чувств, детям живется либо очень хорошо, либо просто ужасно. Если Посейдона самого принимали в детстве таким, как он есть; если он сумел развить и другие свои качества; если нашел свое место в мире, – такой мужчина может быть прекрасным отцом. Он отзывчив эмоционально и умеет проявлять свои чувства физически; он служит детям образцом сильного человека, который умеет смеяться и плакать; это близкий и понятный отец – а не далекий и недоступный, как это чаще бывает в нашей культуре.
Однако он может быть и ужасным человеком – по отношению к жене или к детям, а чаще всего и к жене, и к детям. Эмоционально, а часто и физически издеваясь над женой, он не щадит и детей. Его сыновей травмируют отцовские припадки гнева, он внушает им страх. Как только такой сын почувствует за собой силу, он, скорее всего, и сам будет вести себя как папа. В большинстве отпрысков мифологического бога Посейдона воплотились его наихудшие черты. Один из этих детей – известный насильник по прозвищу "морской сатир". Другие – ужасные монстры огромного роста и дикого нрава.
Дочери Посейдона, как правило, ничем не примечательны. Обстоятельства детства делают их главными кандидатами в жертвы дальнейших издевательств. А поскольку эти женщины из собственного опыта знают, что такое боль, они нередко пытаются играть роль спасительниц.
Средний возраст
К середине жизни гетеросексуальный мужчина-Посейдон, как правило, успевает жениться, завести детей, и к этому времени становится ясно, развивается ли его семейная жизнь по наилучшему или наихудшему сценарию. Семья (благополучная или крайне неблагополучная) обычно является центром эмоциональной жизни Посейдона. Поэтому, если жена покинет его в этот период, Посейдон может пережить тяжелейший кризис среднего возраста. В таком случае приливные волны чувств грозят затопить его самого и окружающих, нередко вынося на поверхность эмоциональные комплексы, которые до этого момента преспокойно лежали где-то на дне подсознания.
Средний возраст может также принести с собой депрессии или значительные перемены в жизни мужчины, который в свое время подавил в себе Посейдона, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Он научился сдерживать свои чувства ради успехов во внешнем мире. Проблема в том, что, даже добившись, на зависть окружающим, власти и влияния, такой мужчина нередко обнаруживает, что лично для него все это не имеет никакого значения. Человек словно прожил чужую жизнь, – не свою. И в среднем возрасте ему становится ясно, что сделка была невыгодной.
Такой мужчина может сказать: "Что с того, что я стал вице-президентом и провожу полжизни в самолетах? Мои дети растут без отца". Что же делать? Бросить работу и отказаться от того уровня жизни, который она сулит? Случается, что мужчина-Посейдон так и делает, – а это может стать серьезным испытанием для брака, если он женат на женщине, не способной принять серьезные изменения в финансовом положении семьи.
Нередко в силу подсознательного стремления достичь эмоциональных глубин, – то, к чему Посейдон склонен от природы, – его непреодолимо влечет к той или иной женщине. Может он обнаружить в себе и влечение к юноше, который олицетворяет либо отвергнутого мальчика в нем самом, либо подавленную половую ориентацию. Такие гомосексуальные порывы могут привести к внутреннему кризису, даже если он не осуществит своих фантазий. В любом случае, подавленные чувства прорываются с огромной разрушительной силой, и все усилия, которые он прилагал для того, чтобы адаптироваться к внешнему миру, могут пойти прахом. Особенно яркие перемены происходят тогда, когда сильный Посейдон, подвергавшийся подавлению в первую половину жизни, прорывается – почти как мститель – во второй половине жизни и требует своего.
Старость
Когда мужчина-Посейдон вступает в последний этап своей жизни и выходит на финишную прямую, уместно снова вспомнить его символ – жеребца. Сберег ли он связь с инстинктами и чувствами, когда развивал в себе способность просчитывать и строить стратегические планы? Смог ли сохранить единство с конем – своей инстинктивной натурой – и в то же время научиться думать, наблюдать и принимать решения? Если да, значит, этот мужчина прожил жизнь искренне и полнокровно.
Или, может быть, он измучил и убил своего "коня", поскольку окружающие его не ценили и порицали за излишнюю эмоциональность? Может, он проклял и подавил своего коня, потому что, появляясь из глубин психики, тот вовлекал его в неприятности (как это было с юным героем пьесы Питера Шеффера "Эквус")? И теперь, в последние годы жизни, не оказался ли он отрезанным от источника глубины и смысла – не стал ли холодным, поверхностным человеком?
Или его "конская" природа завладела им безраздельно и этот человек так и не смог научиться рассудительности и умеренности? С возрастом жизнь усложняется, и реакции, основанные на инстинктах и аппетитах, в конце концов ведут к поражению. С годами такой мужчина становится все менее привлекательным, – в отличие от того мужчины-Посейдона, который остается верен своей подлинной природе и при этом развивает собственный потенциал, стремясь выйти на более высокий уровень.
Наивысшие человеческие возможности осуществления данного архетипа представлены в образе самого Посейдона, мчащегося по безмятежному морю в колеснице, влекомой златогривыми конями в окружении танцующих морских тварей. Этот Посейдон (мужчина или женщина) может спуститься в морские глубины, где находится его дом, и упиваться красотой и безмятежностью морских глубин. Он не боится сумрачных теней, в которых посторонний мог бы узреть ужасных чудовищ.
Именно страх рождает "чудовищ" из едва различимых сущностей, живущих в глубинах коллективного бессознательного. Поднимите этих чудищ на поверхность, где их можно увидеть и поговорить с ними, – и они совершенно изменятся.
Мы все ощущаем присутствие смутных неоформленных невероятно могущественных сил в глубинах своего существа и, возможно, боимся их до тех пор, пока Посейдон – поэт, писатель, композитор, психолог, танцовщик или художник – не вынесет их на поверхность. Такой человек, оседлавший собственную инстинктивную природу и близко познакомившийся со своей эмоциональной стихией, переводит наши страхи в формы, доступные человеческому сознанию.
Психологические проблемы
Психологические проблемы возникают, когда эмоциональные и инстинктивные порывы Посейдона, не будучи сдерживаемыми и перенаправленными, захлестывают личность. Кроме того, сложности возникают, когда характерные качества Посейдона подвергаются недооценке и его не принимают таким, какой он есть.
Посейдон – это тень Зевса, эмоциональный аспект архетипа отца, подвергающийся подавлению или угнетению, а поэтому неразвитый и недоступный в человеке, который сознательно отождествляет себя с Зевсом.
Избыточная текучесть: эмоциональная нестабильность
Непосредственные эмоциональные реакции, совершенно естественные для ребенка, представляют собой психологическую проблему у взрослого человека. Ребенок плачет, когда ему больно, голодно, неудобно, страшно или грустно, какова бы ни была причина. Когда все хорошо, малыш удовлетворенно воркует. При этом он может за одну секунду перейти от одного эмоционального состояния к другому. У него еще не развита личность-наблюдатель, нет умения ждать, нет понимания: огорчение – это огорчение, потребность – это потребность, комфорт либо есть, либо его нет, и ничье мнение о его эмоциях его не интересует. Младенец является из влажного царства околоплодной жидкости и приходит в мир как существо, способное на эмоциональные реакции и являющееся центром собственной вселенной. Он не воспринимает иной реальности, кроме собственного субъективного ощущения комфорта, нужды или страдания. И для младенца такое состояние совершенно нормально.
Другое дело взрослый человек. Если мужчина (или женщина) находится во власти переменчивых субъективных чувств, не принимает в расчет окружающих людей и не чувствует ситуацию, значит, он эгоистичен, неотзывчив и неадекватен. Окружающие считают его эмоционально незрелым или неуравновешенным. Однако не забывайте и того, что социальные стандарты мужского поведения требуют подавления эмоций – до такой степени, что сенатор Эдмунд Маски не стал кандидатом в президенты от своей партии лишь из-за того, что во время предвыборной кампании пролил несколько слезинок.
Общество устанавливает социальные, политические, а также психологические нормы относительно того, какое проявление эмоций считать нормальным, а какое "чрезмерным", – и стереотипы здесь весьма сильны. Поведение мужчины-Посейдона разнится от умеренной эмоциональной экспрессивности до состояния, когда эмоции полностью овладевают им. Если мужчина "одержим" чувствами до совершенно иррациональной степени, окружающие справедливо считают, что он "не в своем уме".
Приливы и землетрясения: разрушительные эмоции и потрясения
Посейдон в мифологии управляет приливными волнами. Его также называют сотрясателем земли. Психическим эквивалентом этих качеств является мощный эмоциональный комплекс, способный нанести настолько сильный удар, что он сминает и разрушает обычную личность человека. Рациональное мышление опрокинуто, реальность искажена и затоплена водами эмоций, и человек, – подобно Королю Лиру в грозу, – сходит с ума. Лишь после того, как воды сойдут или земля перестанет колебаться, возможно новое строительство или восстановление разрушенного. Тогда эго-наблюдатель обретает некоторый покой, – он может осознать свой опыт, а также воссоздать себя и те взаимоотношения, которые он, несомненно, разрушил, хотя бы и на время.
"Приливная волна" может быть усилением его обычной естественной эмоциональности. Например, мужчина (или женщина), узнав об утрате или предательстве, может настежь открыть шлюзы печали и гнева и пережить данные эмоции так сильно, как никогда прежде. Эти чувства не новы для него, – просто они особенно сильны.
"Землетрясение" – это эмоции человека, долго скрывавшего свои чувства под поверхностью. Интровертированные чувства продолжают жить, словно вода в подземных пустотах. Они уходят глубоко, и в этих глубинах могут таиться слепые чудовища, никогда не видевшие дневного света, – эквивалент подавленных, а поэтому не развитых примитивных эмоциональных комплексов. Подземные воды следуют линиям разломов, и по мере того, как давление под землей нарастает, ощущаются слабые подземные толчки, – но на них, как правило, никто не обращает внимания, пока не разразится катастрофа. Лишь после серьезного землетрясения мы вспоминаем о предупреждающих "раскатах", которые намекали на то, что под спокойной поверхностью существует некая нестабильность и эмоциональная напряженность. Если в жизни мужчины-Посейдона случается поворот к худшему относительно какой-то особенно уязвимой точки – или линии разлома, – происходит землетрясение, и его психику затопляют эмоции, подвергавшиеся подавлению с детства или даже с младенчества. Иррациональный первобытный гнев, который он обрушивает на людей, может оказывать разрушительное воздействие не только на окружающих, но и на самого мужчину (возможно, даже в большей степени).
Некоторые люди живут около бурного моря, некоторые – в сейсмоактивной зоне. Им полезно уметь разбираться в метеорологических и сейсмологических прогнозах. Они должны знать, чего следует ждать от природных катаклизмов, как к ним готовиться и как строить дома, чтобы они могли выдержать наводнения или землетрясения. Мужчины (или женщины), чья посейдонова эмоциональность может в любой момент захлестнуть их эго, должны осознать собственную неуравновешенность и как можно лучше изучить условия, вызывающие эмоциональные бури, и признаки их приближения. Они должны научиться жить с этой мощной составляющей собственной личности. Точно так же следует научиться распознавать приближение бури и тем людям, которые живут рядом с неуравновешенным Посейдоном. Или же они могут предпочесть просто расстаться с таким человеком, – как некоторые уезжают из Калифорнии, не желая дожидаться очередного разрушительного землетрясения.
Око за око
В мифах о Посейдоне часто упоминается о его обидчивости и мстительности. В сюжете Гомеровой "Одиссеи" важное место занимает неутолимая ненависть Посейдона к Одиссею за то, что тот ослепил его одноглазого сына, циклопа Полифема. Именно усилиями Посейдона путь Одиссея домой оказался столь труден и долог. В этой мстительности проявляется темная сторона архетипа отца – принцип "око за око". Нередко он совершенно не допускает нейтралитета с чьей-либо стороны: "Кто не со мной, тот против меня". Мстя, он не думает о правосудии или справедливости и не щадит невиновных, – за грехи отцов расплачиваются дети и внуки.
Как негативный эмоциональный комплекс, Посейдонова мстительность может стать всеобъемлющей и разрушительной и для того, кто ею одержим, и для тех, на кого она направлена. Человек, одержимый жаждой мщения, подкладывает бомбы, пытается сокрушить кого-то экономически, прилагает усилия, чтобы подмочить чью-то репутацию, – или предается навязчивым фантазиям о том, как он это делает. Но внутренняя ситуация та же: он целиком оказался во власти мощного негативного аспекта Посейдона.
Заниженная самооценка
Когда внутренние качества мужчины не соответствуют стереотипу "мужественности", берущему за образец Зевса, страдает его самооценка. Мужчину-Посейдона критикуют за то, что он "излишне эмоционален" или "недостаточно рационален", и он может принять эти упреки настолько близко к сердцу, что будет критиковать себя еще долго после того, как окружающие перестанут говорить ему подобные вещи. Когда этот человек не получает одобрения окружающих или не добивается успехов, так легко дающихся тем, кто "соответствует" идеалу, он начинает критиковать себя еще более сурово, его самооценка падает еще ниже. Возможно, вместо того, чтобы искать работу, которая подходит лично ему, он, следуя стереотипам, попытается стать не таким, каков он есть. Если Посейдон сумеет добиться успехов на этом пути, то вследствие подавления своей природы у него может возникнуть ощущение, что он самозванец или что его работа не имеет смысла. И все это опять-таки негативно сказывается на самооценке. Более того, если в его душе затаилась какая-то обида, если он лелеет мысли о мести, он не может быть доволен собой уже в силу того, что негативные мысли отрицательно влияют на ощущение благополучия и отношение к себе.
Психологические проблемы для окружающих
Мужчина-Посейдон относится к "брачному типу" (в эту категорию попадают Зевс, Посейдон и Гадес). При этом Посейдон, подобно Зевсу, склонен иметь связи на стороне, что может превратить ранимую жену в ревнивую Амфитриту, которая не уступает мстительностью Гере.
Жизнь с ним может превратиться в кошмар, если он – обидчивый и гневливый Посейдон, преувеличенно реагирующий на любые раздражители. Неспособность сдерживать эмоции и инстинкты в сочетании с разочарованием и обидой на мир может превратить его в жестокого мужа или отца, – особенно если способность контролировать себя ослаблена алкоголем.
Пути развития
Психологический рост мужчины, на которого значительное влияние оказывает архетип Посейдона, возможен тогда, когда его врожденная связь с царством эмоций находит выражение в работе, взаимоотношениях и творческой деятельности. Поскольку такой мужчина подвержен сильному влиянию эмоций, ему необходимо развивать в себе способность к наблюдению, размышлению и объективной оценке событий.
Развитие "я"-наблюдателя
Большинство из нас знают, что значит, с одной стороны, "быть собой", а с другой – "выйти из себя" или "быть не в своем уме". Мы признаем, что бывают периоды, когда человек в некотором смысле "не в себе". В терминах юнгианской психологии можно описать эти состояния так: личностью овладевает тот или иной эмоциональный комплекс, временно подчиняя себе эго, обычно управляющее личностью. Эго представляет собой последовательный, наблюдающий, запоминающий и принимающий решения элемент психики, – именно эго вы имеете в виду, когда говорите "я". Комплекс есть не что иное, как архетипическая схема, заряженная энергией какой-либо эмоции. Если комплекс временно обретает больше могущества, или энергии, чем эго, он может на некоторое время "овладеть" личностью или стать причиной "одержимости".
Например, отец может стать "как одержимый" и преисполниться жаждой мести, если кто-то обидит его ребенка. Он уподобляется Посейдону, неотступно преследующему Одиссея: все, кроме гнева и жажды мщения, утрачивает для него смысл; этот человек даже не находит времени, чтобы поддержать, утешить и вылечить того самого ребенка, во имя которого он действует. В другом мужчине в такой же ситуации тот же комплекс может быть активизирован в меньшей степени, поскольку его эго более сильно по отношению к комплексу. Возможно, его станут одолевать живые фантазии о сценах отмщения и он даже будет таскать с собой "свой верный нож", – но такой мужчина понимает, что необходимо преодолеть ненависть, поскольку она угрожает ему же. И еще он понимает, что должен прежде всего позаботиться о ребенке – о его чувствах и потребностях. А третьего мужчину "одержимость" этим же комплексом вообще не спровоцирует ни на какие действия – даже воображаемые.
Когда человеком "овладевает" эмоциональный комплекс, "я" теряет свои полномочия. Человек не видит или не осознает, что происходит вокруг. Другие люди реагируют на его поведение по-разному: кто-то посмеивается над ним, кто-то избегает или боится его, а в ком-то его комплекс пробудит аналогичный бессознательный комплекс. Или же, возможно, человек борется со своим комплексом, ощущая, что он реагирует на ситуацию неадекватно или ведет себя так, как ему не свойственно. Психотерапия, как и жизненные ситуации, тоже может пробуждать комплексы – с тем, чтобы исследовать их. Сам акт наблюдения за комплексом позволяет изъять у него энергию и передать ее эго, – тогда "я" постепенно осознает, что происходит, и сопротивляется власти комплекса. В результате комплекс теряет свою силу и влияние, постепенно сходя на нет. Когда этому процессу сопутствует сострадание по отношению к себе и к другим людям, подверженным влиянию того же комплекса, человек растет и развивается – как и его взаимоотношения с окружающими.
Мужчине (или женщине), живущему в водном царстве Посейдона и подверженному влиянию сильных эмоций, необходимо развивать в себе способность видеть обстоятельства бесстрастно и объективно (точка зрения Зевса). И еще – ему нужно признать, что его эмоции нередко связаны с архетипическими образами (схемами поведения и восприятия, существующими в коллективном бессознательном, которое, как мы увидим в следующей главе, принадлежит царству Гадеса).
Учиться у дельфина: отказаться от потребности доминировать
Полюбив Амфитриту, Посейдон решил, что может подавить ее и добиться доминирования. Однако она сбежала от морского бога и не вышла бы за него замуж, если бы не вмешательство дельфина, сумевшего найти убедительные доводы в пользу этого брака. В благодарность Посейдон поместил его на небо – превратил в созвездие.
Если мужчина-Посейдон усвоил урок дельфина, – для которого царство морского бога является родным домом, – он не пытается ни над кем доминировать, никого подавлять и не вступает в борьбу за территорию, принадлежащую другим. Если для человека чувства и эмоции являются, так сказать, естественной средой обитания, ему легко достигать согласия и взаимопонимания с другими людьми. Более того, у такого человека есть естественный потенциал для эмоционального самовыражения – который тоже требует поощрения и развития. Да, талант чувствовать точно так же требует поощрения и развития, как художественные таланты.
Творческое самовыражение
Для того чтобы глубина и бурная энергия Посейдона выразилась в драматургии, поэзии и литературе, мужчине необходимо развить в себе архетип Гермеса. Гермес – это вестник богов, который передает слова (и проводит души) с одного уровня на другой. Если у мужчины-Посейдона есть врожденные склонности к музыке или изобразительному искусству, он может создавать эмоционально экспрессивную музыку или картины. Каковы бы ни были средства выражения, искусство Посейдона пробуждает сильные и бурные чувства. Творчество может служить отдушиной для потенциально разрушительных эмоций мужчины-Посейдона. То, что происходит в глубинах его психики, может быть осознано и оформлено через искусство.
Гефест, Бог Кузни, – еще один архетип, способный помочь Посейдону трансформировать эмоции в творческую работу. Гефест еще в большей степени, чем Посейдон, является отверженным богом. Но вместо того, чтобы давать волю ярости, он занялся изготовлением прекрасных и полезных изделий. Его гнев не был обращен на разрушение, а подвергся трансмутации.
Эффект ослабления Посейдона
Когда активизированы и другие архетипы, Посейдон обычно утрачивает способность полностью наводнять личность эмоциями. Поэтому важный путь личного развития для носителя данного архетипа состоит в том, чтобы культивировать в себе других богов (и богинь). Особенно полезны в этом смысле Аполлон, бог солнца, Афина, богиня мудрости, и Зевс. В этих трех божествах олицетворяется способность думать о последствиях, мыслить объективно и отстраняться от происходящего. Именно эти качества необходимо развивать в себе мужчине-Посейдону.
Глава 5
ГАДЕС, БОГ ПОДЗЕМНОГО МИРА: царство душ, сфера бессознательного
Хотя Гадес (Аид) и является правителем царства мертвых, не следует путать его с Сатаной. Как бог смерти, Гадес угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию. Однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем.
Филипп Майерсон, "Классическая мифология в литературе, искусстве и музыке"
Другое имя Гадеса – Плутон, что по-гречески означает "богатство", "достаток". Незримая полнота этого бога символически изображалась в виде рога изобилия, который он держал в руках. Этот рог переполнен разнообразными плодами или же драгоценными камнями и металлами. Гадес – это бог, управляющий временем упадка. Он привносит в жизнь сумрак, служит источником депрессий, тревог, эмоциональных спадов и печалей, – однако он же обладает способностью нести просветление и обновление.
Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"
Бог подземного мира и его царство называются одним словом – Гадес, или Аид. Этого наименее персонифицированного и наименее известного из богов также называют "незримым".
Чтобы познакомиться с его царством, необходимо спуститься вниз. Лишь тогда можно обнаружить несметные богатства в сумраке и холоде того пространства, которое мистики называют "темной ночью души", а психологи – глубокой депрессией, когда человек отрезан от привычной реальности и "солнечный свет" повседневной жизни кажется ему нестерпимым.
В Аид человека приводит дух смерти. Туда же нас может привести "смерть" взаимоотношений, привычного образа жизни, надежд, целей, смысла. Сам опыт ожидания физической смерти, – когда ее близость вероятна или неизбежна, – тоже знакомит человека с подземным царством.
Большинство людей спускаются в Аид для встречи с Гадесом не по своей воле. Подобно Ахиллу в Трое, герой – мужчина (или женщина), чье эго и достоинство отождествляется с успехом, – может "умереть" вследствие крупного поражения в сражении или состязании. Такое поражение знаменует гибель его образа непобедимого героя и ощущения собственной неуязвимости. Вынужденное нисхождение в подземный мир может произойти, когда человек становится жертвой. Женщина (или мужчина) может подвергнуться изнасилованию или избиению, почувствовать себя беспомощным, испытать ужас – и войти в темное, холодное, отрезанное от мира подземное царство. Когда человек чувствует себя жертвой, он оказывается "похищен" Гадесом, – что и произошло с Персефоной.
Некоторые добровольно спускаются в Аид для встречи с царем подземного мира. В случае Психеи это было последнее из ее героических заданий – единственная возможность воссоединиться с Эротом. Орфеем, спустившимся в Гадес за Эвридикой, тоже двигала любовь. Дионис ходил в подземный мир, чтобы отыскать свою мать, Семелу. В шумерской мифологии Инанна-Иштар добровольно идет в подземный мир для встречи со своей темной сестрой, Эрешкигаль. Кроме любви, человека может побудить к нисхождению в подземное царство стремление к мудрости или знанию. Так, Одиссей решился спуститься в подземный мир ради встречи со слепым провидцем Тиресием, который мог указать ему путь домой. Добровольное нисхождение сопряжено с большим риском, ибо никогда нет гарантии, что смельчаку удастся вернуться.
Царство Гадеса – это бессознательное, как личное, так и коллективное. Там пребывают подавленные нами воспоминания, мысли и чувства – все, что кажется слишком болезненным, постыдным или неприемлемым, чтобы показать это при свете дня, – неосуществленные желания, не оформившиеся возможности. В подземном мире коллективного бессознательного находится все, что только возможно себе представить, все, что когда-либо было. Должно быть, именно познав этот мир, римский поэт Теренций произнес свое знаменитое изречение: "Ничто человеческое мне не чуждо".
Вестник богов Гермес провожал души в подземный мир, он же вывел оттуда Персефону. Менее известная вестница богов Ирида-радуга тоже могла спускаться в подземный мир, когда хотела. После того как, съев семена граната, Персефона вернулась в верхний мир, она также обрела возможность периодически спускаться в Аид. Как царица подземного царства, она встречает и служит провожатой для тех, кто спускается туда добровольно. Подземный мир достался Гадесу по жребию, и он живет там постоянно. Хотя властелин подземного мира может покидать свои владения, однако, согласно мифам, он воспользовался этой возможностью лишь дважды.
В жизни, как и в мифологии, некоторые люди могут спускаться в подземное царство и возвращаться оттуда, некоторые могут сопровождать в это царство другие души, а некоторые даже очень хорошо знают подземный мир, поскольку живут там постоянно или периодически. Например, хорошо знакомы с Гадесом профессиональные психологи. Как психология (по-гречески психе значит "душа"), так и танатология (от греческого слова танатос – "смерть") суть дисциплины, связанные с царством Гадеса.
Для того чтобы работать в глубинах души, психотерапевту требуется архетипическая связь с Гермесом, Персефоной, Дионисом или Гадесом. Эти архетипы помогают человеку познакомиться с областью бессознательного и всем, что там находится, включая безумие. Эти же архетипы позволяют человеку плодотворно работать с вопросами смерти и умирания. К. Г. Юнг с его аналитической психологией и Элизабет Кюблер-Росс с ее танатологией стали для многих людей проводниками в соответствующих сферах, – но только после того, как научились спускаться туда сами. Депрессии и околосмертные переживания – наиболее распространенные способы инициации для вхождения в царство Гадеса. После этого человек больше не боится смерти – как, говорят, не боялись ее те, кто прошел инициацию в элевсинских мистериях.
Однако на горе Олимп, где правил Зевс, Гадеса не любили и очень боялись. Патриархия и патриархальные религии видят в подземном мире царство зла, где правит Сатана, – люди предпринимают массу усилий, чтобы не попасть туда после смерти, а при жизни недооценивают это измерение. До тех пор пока культура в целом и отдельные индивидуумы отождествляют себя только с Зевсом и небесными богами, подземный мир будет восприниматься скорее как царство ужаса, чем источник богатств. А ведь в подземном мире есть все, что необходимо человеку для обретения целостности. Живущие там тени суть образы коллективного бессознательного, или архетипы, – формы, нуждающиеся в жизненной энергии; бесплотные потенциалы, ожидающие рождения.
Подземный мир в наиболее негативном христианском описании называется адом и ассоциируется с вечным огнем и проклятием. Английское слово hell ("ад") происходит от имени норвежской богини подземного мира Хел (Hel). Кельтского властелина смерти зовут Хелман. Как и в случае с Гадесом, имена божеств подземного царства тут совпадают по звучанию с названием самого царства. Исследовательница Барбара Г. Уокер отмечает, что дохристианский "ад" (hell) у кельтов представлял собой маточный символ – святилище, или священную пещеру перерождения, которая на норвежском языке называлась hellir. Согласно еще более ранним мифологическим представлениям Hel – это котел-матка, наполненный очищающим огнем. Изначально подземный мир был царством Матери, и лишь потом он перешел во владение к Отцу. И по мере того, как в мире все больший вес обретали ценности небесного бога, подземный мир стал восприниматься в негативном свете и внушать страх.
Гадес также представляет собой один из подавленных аспектов архетипа отца. В патриархальной культуре, как и на Олимпе, правит Зевс. Именно по его подобию сформулирован превалирующий образ отца. В отдельных индивидуумах и в культуре в целом Гадес существует как бессознательный фактор, и для того, чтобы познать и оценить его, необходимо совершить нисхождение.
Гадес как бог
Гадес – правитель нижнего мира, подземного царства, где пребывают тени умерших людей и некоторые бессмертные персонажи мифологии, проигравшие Зевсу и олимпийцам битву за власть.
Считалось, что произносить имя этого бога не к добру, поэтому его старались упоминать иносказательно. Его называли "Незримым" (Aidoneus – Аид) или "Богатым". Последнее имя по-гречески звучало как "Плутон" (откуда произошло римское имя этого бога), а по-латыни – Дис (от слова dives – "богатый"). Другие, менее распространенные имена – Добрый Советник, Прославленный, Гостеприимный, Запирающий Врата и Ненавистный. И еще его называли Зевсом Подземелья или Зевсом Нижнего Мира.
Хотя греки считали Гадеса угрюмым, холодным и беспощадным, они не видели в нем злых или сатанинских черт. Гадеса – так же как Зевса и Посейдона – изображали в виде зрелого бородатого мужчины. Одним из атрибутов Гадеса является дающий невидимость шлем, подаренный ему циклопами, а в качестве бога богатства его изображают с рогом изобилия.
Генеалогия и мифология
Гадес, сын Кроноса и Реи, сразу же после рождения был проглочен отцом. Когда Зевс и Метида дали Кроносу рвотное и он отрыгнул всех своих детей, братья – Гадес и Посейдон – присоединились к Зевсу в его борьбе против Кроноса и титанов. Одержав победу, братья разделили между собой мир. Гадесу по жребию досталось подземное царство.
У Гадеса не было детей, и ему посвящено мало мифов. Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность. Один раз, согласно Гомеру, Гадес отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой (подробности этой истории нам неведомы). Более известный случай, когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону.
|