Болен Джин "Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин"

Средний возраст

В средние годы жизнь мужчин-Гадесов складывается очень по-разному. В гораздо большей степени, чем у представителей остальных архетипов, его жизнь зависит от внешних обстоятельств и – что важнее – от развития других архетипических схем.

"Чистый Гадес" – это одиночка, живущий в своем внутреннем мире. В середине жизни, при отсутствии семьи и умения приспосабливаться к внешнему миру, он может проводить в своих подземных чертогах все время. Он превращается в нелюдима, живущего в номере дешевого отеля; или в постоянного пациента психиатрической лечебницы, полностью погруженного в свой внутренний мир; или в монаха (например, становится членом ордена траппистов, соблюдающих обет молчания).

Если мужчина-Гадес работает и пользуется уважением дома и в обществе, тогда, скорее всего, он является главой стабильной патриархальной семьи. Если этот мужчина пошел по пути развития интеллекта, он может стать ученым в какой-нибудь сфере, предполагающей богатую внутреннюю жизнь. Если же он научился выражать себя в изобразительном искусстве или литературе, то его творчество оказывается глубоко субъективным.

Если значимые и прочные взаимоотношения с близкими людьми и работа способствуют развитию в Гадесе также других архетипов, возможно, кроме внутреннего мира он обретет и царство эмоций, а также царство ума и воли. Однако мужчина, в ком архетип Гадеса не является главным или значительным, не может естественным образом близко познакомиться со своим внутренним миром. И многие мужчины действительно с этим миром совсем не знакомы – особенно те, кому в первой половине жизни удавалось легко решать задачи в мире внешнем. Поэтому Гадес, которому удалось адаптироваться к внешнему миру, к середине жизни оказывается полнее включенным в три вышеупомянутые сферы, чем большинство мужчин.

Старость

Ситуация, установившаяся в жизни мужчины-Гадеса в средние годы, скорее всего сохранится и в более позднем возрасте. Благодаря знакомству с внутренним миром снов и образов, а также тесной связи с коллективным бессознательным, он нередко не боится приближающейся смерти. Психоаналитик-юнгианец Джейн X. Уилрайт, описывая психологию умирающей женщины в книге "Смерть женщины", отмечает, что во сне наша психика не ведает страха перед смертью. В связи с этим она подчеркивает ценность интенсивной психологической работы со сновидениями перед лицом смерти.

Если процесс умирания длится достаточно долго, человек неизбежно утрачивает связи с внешним миром. Эмоциональные связи с событиями, людьми и вещами ослабевают. Умирающий погружается в свой внутренний мир. Человек уподобляется мужчине-Гадесу (или Гадесу в женщине), который замкнут от природы и чувствует себя более уютно в подземном царстве, чем во внешнем мире. Возможно, подобные процессы происходят в психике людей, находящихся на поздних стадиях болезни Альцгеймера или в коме. Не погружаются ли они во внутренний мир зрительных, слуховых и тактильных ощущений Гадесова царства? Возможно даже, они встречаются с "тенями" людей, умерших до них... во всяком случае, умирающие нередко рассказывают о таком опыте.

Психологические проблемы

Психологические проблемы, преследующие мужчину (или женщину) с чертами Гадеса, обусловлены интровертивным субъективным взглядом на мир.

Проблемы имиджа – человек-невидимка

Нередко, подобно богу, который почти никогда не покидал свое царство, а если и покидал, то надевал шлем-невидимку, мужчина-Гадес постоянно остается невидимым, поскольку он либо избегает людей, либо не проявляет себя. Кроме того, ему просто безразлично, что происходит в мире, – поэтому он не интересуется спортом, модой, политическими новостями, а также сплетнями, которые циркулируют на всевозможных вечеринках и пикниках. Да и в любом случае, его реакции, как правило, субъективны и кажутся окружающим весьма своеобразными, – так что он предпочитает оставаться тихим и невидимым, чтобы не прослыть странным.

Одиночка – шизоидный характер

У Гадеса есть предрасположенность к одиночеству. Если обстоятельства и люди поощряют его склонность не доверять окружающим и считать себя неприспособленным к миру, где царит конкуренция, он склонен уходить в себя. Он не раскрывает свое мировосприятие и реакции. В его жизни присутствует некая эмоциональная пустота, отсутствие взаимоотношений и эмоциональной непосредственности. Окружающие даже не пытаются нарушить его уединение, поскольку он молчаливо дает им понять или даже говорит вслух: "Оставьте меня в покое!" Как одиночка, он может жить в закрытом ото всех внутреннем мире, – жить шизоидной жизнью, основанной на устойчивом, но ограниченном психологическом беспорядке.

Комплекс неполноценности

Мужчина-Гадес в мире, принадлежащем Зевсу, сталкивается с теми же трудностями, что чернокожий в мире белых. Чернокожий в мире белых не находит позитивного образа себя. Его считают неполноценным, он всегда остается аутсайдером и объектом проецирования негативных теней. Подобная динамика господствует и в психологическом мире. Если принять данное Юнгом описание психологических типов и согласиться с его наблюдением, что "низшие" функции в большинстве случаев недооцениваются и противопоставляются более осознанным, активно используемым "высшим" функциям, – тогда можно сказать, что в патриархальном индустриальном мире Запада Гадес представляет "низшие" функции. В этом мире ценятся непреложные факты, объективная реальность, логическое мышление. В этом мире вознаграждается способность карабкаться наверх, успешно бороться за статус, власть, богатство. Поэтому у Гадеса нередко развивается ощущение собственной неполноценности, заниженная самооценка, недостаточная уверенность в себе, – ведь он не соответствует "стандартам", определяющим, каким должен быть мужчина.

Слабая продуктивность в данной культуре тоже служит причиной низкой самооценки. Трудно конкурировать в чужой стране, – а здесь ситуация эквивалентна. Доминирующая, сориентированная на конкуренцию экстравертивная культура чужда мужчине-Гадесу. Однако даже в чужой стране можно выучить язык, адаптироваться к иной культуре и неплохо устроиться. И все же в таких случаях за успехом нередко скрывается подспудное чувство собственной неполноценности, потребность в постоянном самоконтроле и ощущение, что ты не тот, за кого себя выдаешь.

Депрессия – эмоциональная бедность

Гадес отрезан от царства эмоций. Нам всем приходится приобщиться к миру объективной реальности и рационального мышления – хотя бы потому, что этого требует от нас начальное школьное образование. Нам всем приходится изучать язык этого мира. Однако "эмоциональная безграмотность" вполне допускается в обществе. Никто не требует, чтобы мы учились разбираться, что чувствуют окружающие и почему. И если нам трудно разбираться в своих и чужих чувствах, никто не воспринимает это как вопиющий пробел в образовании, который необходимо обязательно заполнить. Такие способности либо даются от природы, либо приходят через близкие эмоциональные отношения с другими людьми, – а у Гадеса нет врожденной предрасположенности ни к тому, ни к другому. Отсюда – проблема эмоциональной бедности, которая усугубляет хроническую вялотекущую депрессию (к которой склонны многие мужчины, но Гадес – в особенности). К тому же субъективный невербальный мир Гадеса связан с правым полушарием мозга, а этому полушарию вообще свойственны пессимистичные настроения.

Искажение реальности

Интровертивное восприятие окрашено субъективными влияниями. Такова его природа. В оптимальном случае человек владеет как объективным, так и субъективным восприятием – умеет точно воспринимать явления внешнего мира, а затем проявлять субъективную внутреннюю реакцию, способствующую наиболее полному переживанию данного опыта. (Точность и объективность означают способность видеть вокруг себя то, что на коллективном уровне принято считать "реальностью".)

Однако на фоне недоверчивости и склонности к уединению субъективное восприятие может перерасти в патологически искаженное и оторванное от реальности видение мира. В таком случае к Гадесу рано или поздно вполне могут приехать "люди в белых халатах", чтобы отвезти на психиатрическое обследование. Произойдет ли это, зависит не от степени искаженности его мировосприятия, а от того, насколько активно он следует этому мировосприятию (что он говорит, что делает и насколько это влияет на окружающих), и от того, есть ли рядом люди, достаточно внимательные и сильные, чтобы вмешаться и помочь ему.

Расстройство сна и царство теней

Нарколепсия – это состояние, когда на период бодрствования накладываются периоды быстрого сна. Иногда человек видит сны наяву, и это является довольно тревожным симптомом. Чаще же человек просто засыпает в самых разнообразных ситуациях, включая эмоционально напряженные моменты. Такое впечатление, что сон (Гадес) тихонечко подбирается к своей жертве, похищает ее и уносит в свое царство.

Подростки и взрослые люди, страдающие от нарколепсии, могут обнаружить, что в их бодрствование вторгаются сны. Например, во время беседы человек может периодически входить в состояние сновидения, включающего яркие обонятельные, осязательные, зрительные и слуховые ощущения, и выходить из этого состояния. Это точно такие же сновидения, какие бывают, когда мы спим, но, если человек галлюцинирует во время бодрствования, это внушает определенное беспокойство.

Фантазия и активное воображение – добровольные состояния, в которые можно войти по желанию, как и выйти из них. Возможность добровольного доступа к подобным состояниям дают психоделические вещества. Каждую ночь, отправляясь в постель, мы входим в мир теней, даже если не помним своих снов после пробуждения. Некоторые люди видят сны при не полностью выключенном сознании – они не просто помнят свои сновидения, но осознают, что спят, могут сознательно влиять на ход сновидения и при желании проснуться. Размышляя о чем-то или запуская свободные ассоциации, мы тоже входим в это царство. И если мы впускаем любой опыт внутрь себя, – как это свойственно интровертам, – значит, царство Гадеса хорошо нам знакомо. Возникают ли у нас проблемы с этим царством, зависит от того, когда и где мы в него погружаемся, как глубоко уходим, осознаем ли происходящее и можем ли по собственной воле вернуться в мир объективной реальности.

Проблемы для окружающих

Проблемы для окружающих, которые может, следуя своей природе, создавать Гадес, обусловлены тем, что он живет в своем внутреннем царстве, а все остальные – снаружи. Его психическая энергия (или либидо) направлена внутрь. А близкие ему люди хотят, чтобы часть этой энергии направлялась наружу – на взаимоотношения и дела мира. Они хотят от Гадеса, чтобы, по меньшей мере, он рассказывал, что происходит в его царстве. Особенно сложно любить человека с натурой отшельника экстравертам, ибо, когда интровертивный супруг или ребенок замыкается в себе, экстраверты склонны считать, что он на них обиделся. Создающаяся при этом напряженность вкупе со склонностью противоположных полюсов притягиваться может заставить Гадеса выйти из своей раковины – или же, наоборот, его партнер тоже станет более интровертивным и нелюдимым.

Пути развития

Мужчина-Гадес останется в изоляции, если не разовьет в себе также другие архетипы. Для того чтобы стать видимым и доступным, ему необходимо выработать свой особый имидж и найти возможности выражать свой внутренний опыт.

Выработка имиджа

Имидж (persona) – это лицо, которое мы демонстрируем миру. Латинское слово persona означает "маска" (маска, которую надевал актер на сцене, чтобы зрители могли легко узнавать, какого персонажа он играет). Имидж – это способ подать себя – первое впечатление, которое мы производим на окружающих. Мужчина-Гадес, больше живущий во внутреннем мире, чем во внешнем, должен разработать себе имидж сознательно и обдуманно. Поскольку легкая беседа, позволяющая незнакомцам почувствовать себя друг с другом уютно, не дается Гадесу сама собой, ему следует заранее обдумывать, о чем говорить при встрече с людьми и какое он хочет производить на них впечатление. Хорошо сработанный имидж – как одежда – должен соответствовать ситуации, а также подходить данному человеку. Гадесу нужен такой имидж, который сделает его видимым и доступным для окружающих.

Найти Персефону

Мужчине-Гадесу необходимо найти себе восприимчивую женщину, которая сможет быть посредником между ним и миром. Такой мужчина может постепенно раскрыться и поделиться своим мировосприятием с окружающими, – но вначале необходимо, чтобы он хоть немного открылся. В этом ему помогает "Персефона" – либо реальная женщина, либо его анима – то, что Юнг определяет как фемининный аспект мужчины, через который он проявляет кротость, эмоциональность, чувствительность. Эти качества смягчают мрачные аспекты Гадеса и делают его более доступным.

Активизация Гермеса

Гермес – единственный бог, который легко входил в царство Гадеса и покидал его. Как вестник богов и психопомп (что означает проводник душ), Гермес передавал послания из мира в мир и провожал души в Гадес. Он же спустился в подземное царство, чтобы забрать оттуда Персефону. Одна из отличительных черт Гермеса – способность являться внезапно (так приходят к нам интуитивные озарения). Кроме того, он знаменит остроумием и красноречием. Когда Гадес и Гермес присутствуют в психике одновременно, Гермес является тем посредником, при помощи которого человек может понять и передать другим образы гадесового подземного мира. Именно это сделал К. Г. Юнг, описывая архетипы коллективного бессознательного. Читая Юнга и других психоаналитиков (юнгианцев) или таких поэтов, как Т. С. Элиот, мужчина может научиться у них отображать богатство своего внутреннего опыта, – при этом активизируется Гермес внутри него.

Обращение к другим богам – выход во внешний мир

Мужчина, в ком от рождения доминируют интровертивные черты Гадеса, обычно обладает талантом развивать в себе другие архетипы, что дает ему прекрасную возможность роста. Получая обязательное образование, он приобретает качества Аполлона. Развитию этого архетипа способствует жизнь в линейном времени – необходимость следовать распорядку, мыслить научно и рационально объяснять причинно-следственные связи. Кроме того, в средней школе нас учат облекать идеи в слова – качество, свойственное Гермесу. Если Гадес любит кого-то или любим, это дает ему также возможность освоиться в царстве эмоций.

Мужчина-Гадес, узнавший себя на этих страницах и осознавший, что в силу неблагополучных семейных обстоятельств он слишком ушел в себя, может вырасти за пределы архетипа Гадеса – даже в зрелом возрасте. Для начала нужно просто твердо решить это сделать. Затем – набраться смелости, чтобы выйти за пределы своего безопасного, но замкнутого мира. Возможно, для начала ему будет полезно записаться на собрания общества "Взрослые дети алкоголиков" (распространенный компонент неблагополучной семьи). В такой группе можно долго просто слушать других членов, сопоставляя их опыт со своим, и лишь потом вступить в общение с кем-то из участников. Гадес может решить для себя отныне отвечать на попытки общения, предпринимаемые сотрудниками. Можно также обратиться к психотерапевту. Если человек осознает, что проводит слишком много времени во внутреннем мире, он может структурировать время так, чтобы больше сосредоточиться на мире внешнем, – например, пойти на какие-нибудь курсы, чтобы приобрести новые знания и навыки или развить и углубить уже имеющиеся.

Часть Третья. ПОКОЛЕНИЕ СЫНОВЕЙ: АПОЛЛОН, ГЕРМЕС, АРЕС, ГЕФЕСТ, ДИОНИС

Олимпийские сыновья – это Аполлон, бог солнца; Гермес (римляне называли его Меркурием), вестник богов; Арес (Марс), бог войны; Гефест (Вулкан), бог кузни; и Дионис (Бахус), бог экстаза и вина. Это олимпийские боги второго поколения – поколения сыновей. Хотя ни у кого из них нет отдельного царства, они ассоциируются с определенными местами, ситуациями или ландшафтами. Путешественники ощущают присутствие Гермеса на дорогах и границах; Арес ассоциируется с полем битвы; Дионис – с веселой пирушкой на горном склоне. Гефест все время трудится в своей кузнице под вулканом, а Аполлон большую часть года пребывает в своей резиденции в Дельфах. Определяющими характеристиками сыновей служат их занятия, которые, в свою очередь, связаны с их атрибутами и темпераментом.

Отцом этого поколения был Зевс. Аполлон, Гермес, Арес и Дионис – все они его дети, а Гефест приходится ему приемным сыном, ибо жена Зевса, Гера, зачала Гефеста без участия мужчины. Зевс благоволил Аполлону и Гермесу, отторгал Ареса и Гефеста и проявлял особую заботу по отношению к Дионису (Зевс был Дионису одновременно суррогатной матерью и отцом).

Любимые сыновья – Аполлон и Гермес

Любимыми сыновьями Зевса являются именно те, чьи архетипы помогают мужчине добиться успеха в патриархальном мире. Аполлон и Гермес, согласно мифам, чувствуют себя комфортно в небесном царстве Зевса. Бог солнца Аполлон ездит в своей золотой колеснице по небу. Вестник Зевса Гермес может легко и свободно спускаться в Гадес и подниматься на вершину горы Олимп. Эти два бога, подобно самому Зевсу, ассоциируются с эмоциональной отстраненностью и умственной деятельностью. Как архетипы, они наиболее уютно чувствуют себя в царстве ума. Оба ассоциируются со словом, переговорами и коммерцией, и оба обращаются к Зевсу для решения споров. Оба избегают физических конфликтов. Ни у одного из них нет супруги.

Отвергнутые сыновья – Арес и Гефест

Арес и Гефест, дети, отторгаемые Зевсом, в отличие от Аполлона и Гермеса не владеют словом и не обладают острым умом. Они осуществляют себя через физическое действие. Оба больше склонны работать руками, чем головой. И оба руководствуются эмоциями. Арес бросался в бой, движимый гневом или преданностью, используя свои атрибуты (оружие) для разрушения. Когда Гефеста отвергали или предавали, он направлял энергию эмоций в ремесло, используя свои атрибуты для творчества.

Зевс отвергал Гефеста и ненавидел Ареса. Кроме того, обоих богов то и дело осмеивали и наделяли обидными прозвищами, – у мужчин, архетипически подобных им, нередко бывает заниженная самооценка. Оба они дети Геры – гневливой и беспомощной матери, которая страдает от пренебрежения со стороны мужа.

Архетипические качества этих богов не ценятся в патриархальном обществе, а поэтому мужчины, подобные им, с трудом добиваются успехов в жизни.

Дионис – сын, оцениваемый неоднозначно

Дионис принадлежит к отдельной категории – единственный олимпиец, у кого мать была смертной, и единственный, кого взрастил сам Зевс, заменив ему и отца, и мать. Мать Диониса погибла, когда плод был еще слишком мал, чтобы выжить. Зевс зашил его в свое бедро и вынашивал, как в лоне, пока не пришел срок родов.

Дионис – единственный бог, предпочитающий общество женщин обществу мужчин, и женщины играют в посвященных ему мифах важную роль. Дионис привел свою мать из подземного мира на Олимп, где она заняла почетное место. Он пришел к покинутой Ариадне, женился на ней и был ей верным мужем.

Последний из богов, вошедших в олимпийский пантеон, Дионис превратил Зевса из отстраненного отца в заботливого. Отношение к Дионису двойственное: наделенные властью мужчины видят в Дионисе враждебное влияние, которое не следует допускать в культуру или в свою психику, тогда как женщины (и фемининный аспект в мужчинах) приветствуют влияние Диониса. Мужчины, подобные этому богу, обнаруживают, что окружающие питают к ним двойственные чувства (но, как правило, не безразличие).

Боги как любимые, отвергаемые и неоднозначно оцениваемые аспекты нашего характера

У американской патриархальной культуры есть одно серьезное отличие от греческой: греки классического периода не были пуританами, а поэтому у них не было мифического пуританского отца, какой присутствует в нашей культуре и в нашей психике. Для Зевса сексуальность представляет собой одно из проявлений власти – инстинктивное желание, которое он может удовлетворить, поскольку достаточно силен для этого. Греки не считали секс занятием недостойным и грязным. Вынашивая Диониса, Зевс на метафорическом уровне вынашивал возможность связаться с той частью себя, посредством которой его сексуальность могла обрести экстатическое измерение, а взаимоотношения с женщинами или с фемининной частью собственного существа – измениться. Таким образом, Зевс питал к Дионису положительные чувства, греки относились к нему двойственно, а американская разновидность патриархального общества относится к Дионису полностью негативно.

Мы живем в патриархальном обществе, у которого есть свои архетипы-любимчики, и эта предвзятость находит отражение в нашей психике. Приятие или отторжение по отношению к тем или иным аспектам собственного существа обусловлено нормами, бытующими в культуре или в семье. От того, "кто" больше всего присутствует в нашей личности или какой из архетипов наиболее полно представлен в нас, зависят наши врожденные склонности, встречающие признание или отторжение в обществе.

Познакомившись с этими образами в следующих главах, вы узнаете, какой из богов присутствует в вашей психике, а какой нет, – что, полагаю, уже произошло в отношении Зевса, Посейдона и Гадеса. Как кульминация детективного романа завязана на разоблачении личности основного действующего персонажа, так главный момент при чтении этой книги наступит тогда, когда вы "вспомните" свою подлинную личность или важную ее составляющую.

Глава 6

АПОЛЛОН, БОГ СОЛНЦА: лучник, законодатель, любимый сын

В Аполлоне воплощена красота всех видов, выраженная в искусстве, музыке, поэзии, молодости, разуме, умеренности. Один из его важнейших и наиболее существенных аспектов объемлет все, что связано с законом и порядком. Изначально Аполлон олицетворял предрасположенность греков ко всему понятному, определенному, измеримому в противоположность фантастическому, смутному, бесформенному.

В.К.С.Гутри, "Греки и их мифы"

Аполлон отвергает любые формы близости: глубокую вовлеченность в вопрос, нежный взгляд и, в равной степени, слияние душ, мистическое опьянение и экстатическое видение.

Вальтер Ф. Отто, "Боги времен Гомера"

Аполлон – воплощение маскулинной склонности наблюдать и действовать с расстояния. Как бог, архетип и мужчина, он "сияет". Аполлон – любимейший сын Зевса, и его атрибуты помогают достичь успеха в патриархальном обществе. Он совершенно комфортно чувствует себя в небесном царстве интеллекта, воли и ума. И хотя этот бог известен как воплощение света и формы, есть у Аполлона также скрытая темная сторона.

Аполлон как бог

Аполлон – второй по значению бог в греческом пантеоне, уступающий только Зевсу. Это бог солнца, искусств (особенно музыки), пророчества и стрельбы из лука. Он – законодатель и каратель; покровитель медицины, способный также насылать болезни; защитник пастухов. Римляне, как и греки, знали его под именем Аполлон, или Аполлон Феб ("яркий", "сияющий", "чистый").

Его изображали в виде стоящего или идущего прекрасного безбородого юношу с мужественной сильной фигурой и развевающимися золотистыми волосами. На храме Аполлона в Дельфах были написаны две его главные заповеди "познай себя" и "знай меру". Его атрибуты – лук и лира, растение-символ – лавр.

Кроме яркого солнечного сияния, есть у него и менее известный темный аспект, – причем, и светлая, и темная стороны этого бога отражены в соответствующих символах. С одной стороны, Аполлон известен как чистый святой очищающий бог, чьи атрибуты так или иначе связаны с солнцем – его важнейшим символом. Когда настало время ему появиться на свет, поющие лебеди – священные птицы Аполлона – сделали семь кругов вокруг острова Делос, где его мать разрешилась от бремени, и Зевс подарил новорожденному колесницу, запряженную лебедями. Но с Аполлоном также ассоциировались ворон и ворона – темные птицы, а еще – змея и волк. Он мог быть мстительным и жестоким.

Генеалогия и мифология

Аполлон был сыном Лето и Зевса. Его сестра-близнец – Артемида, богиня охоты и луны. Когда Лето (титанида из поколения богов, управлявших миром до олимпийцев) была беременна Аполлоном и Артемидой, она скиталась по всей земле в поисках места для родов. Однако нигде не находила она приюта, поскольку люди боялись гнева Геры, ревнивой супруги Зевса, – и не без оснований. Когда уже совсем подошел срок, Лето прибыла на пустынный остров Делос. Девять дней и ночей длились мучительные роды (Гера не позволила богине деторождения прийти на помощь сопернице). Наконец родился Аполлон. Он появился на свет в седьмой день месяца под пальмой. Семерка стала его священным числом, а та самая пальма долго служила на Делосе достопримечательностью для туристов античности.

Аполлон и Артемида – близнецы

Аполлон и его сестра-близнец Артемида были лучниками. У Аполлона, бога солнца, лук и стрелы сделаны из золота. У Артемиды оружие серебряное – как и принадлежащая ей луна. Артемида родилась прежде Аполлона, и, согласно Гомеру, именно она научила брата искусству стрельбы из лука. Оба издали направляют свои невидимые стрелы, которые без промаха попадают в цель, неся быструю и безболезненную смерть. Обоих чтят за чистоту, и оба известны своей недоступностью и умением бесследно пропадать из вида (она скрывается в лесной чаще, он удаляется в таинственную землю гипербореев).

Как Артемида, так и Аполлон присматривают за молодыми людьми на пороге зрелости. И еще они стремительно и безжалостно карают своих обидчиков. Например, однажды глупая женщина Ниоба посмела насмехаться над их матерью Лето, хвастая тем, что у нее есть шестеро красивых сыновей и шестеро прекрасных дочерей, а у Лето только Аполлон и Артемида. Лето пожаловалась своим божественным детям, после чего Аполлон убил всех сыновей Ниобы, а Артемида – всех дочерей. Сама же Ниоба превратилась в плачущий соляной столб.

Однажды Артемида влюбилась в охотника по имени Орион. Как-то раз, когда Орион заплыл далеко в море, ревнивый Аполлон указал ничего не подозревавшей сестре на голову ее возлюбленного и выразил сомнение, что она сможет попасть в эту точку из лука. Честолюбивая Артемида приняла вызов и пустила свою стрелу прямо в цель. Когда богиня поняла, что сразила своего возлюбленного, было уже слишком поздно.

В знаменитом фрагменте из "Илиады", где описана битва богов во время Троянской войны, Посейдон вызывал Аполлона на единоборство. Аполлон отказался от состязания, сославшись на то, что не собирается драться из-за ничтожных смертных, – и не изменил своего решения даже после того, как Артемида назвала его трусом.

Неудачи Аполлона в любовных делах

Первой любовью Аполлона была Дафна, – однако из-за Эрота (также известного под именами Амур и Купидон) эта любовь не принесла счастья богу солнца. Аполлон высмеивал Эрота, утверждая, что тот не умеет метко стрелять из лука. Разгневанный бог любви пустил золотую стрелу любви в сердце Аполлону, а отвращающую любовь свинцовую стрелу – в сердце Дафны. Объятый страстью Аполлон стал преследовать Дафну, и когда уже почти настиг ее, девушка воззвала к своему отцу, речному богу, и тот обратил ее в лавровое дерево. Однако любовь Аполлона к Дафне не угасла. Лавр стал его священным деревом, а венок из его ветвей украшал голову бога.

Самая известная женщина, отвергшая любовь Аполлона и поплатившаяся за это, – Кассандра. Кассандра – дочь троянского царя Приама и царицы Гекубы. Аполлон научил Кассандру искусству прорицания, взяв с нее обещание отдаться ему. Кассандра дала слово, но не сдержала его. Аполлон не мог отнять у нее дар пророчества, но в отместку за обман сделал так, что ее прорицаниям никто не верил. С самого начала Троянской войны Кассандре являлись видения о бедствиях, грозящих городу, но троянцы не верили пророчице и считали ее безумной.

Несколько большего успеха добился Аполлон в отношениях с молодой красавицей Коронидой, которая даже забеременела от него. Аполлон приставил белого ворона присматривать за возлюбленной, и тот сообщил богу, что возлюбленная ему изменяет. Аполлон сделал перья ворона из белых черными, а Корониду убил. Он совершил это убийство в порыве гнева и впоследствии жалел о содеянном. Однако вернуть девушку к жизни было уже невозможно. Когда Коронида лежала на погребальном костре, Аполлон извлек из ее лона нерожденного сына и передал его на воспитание кентавру Хирону. Сына назвали Асклепием, и впоследствии он стал богом целительства и медицины.

Однополая любовь тоже принесла Аполлону страдания. Однажды он настолько увлекся юношей по имени Гиацинт, сыном спартанского царя, что совсем забросил Дельфы и стал проводить все время с ним. Однажды во время состязания в метании диск Аполлона отскочил рикошетом от камня, попал в Гиацинта и убил юношу. Опечаленный смертью возлюбленного Аполлон поклялся, что Гиацинта будут помнить всегда. Из крови юноши вырос цветок и поныне носящий его имя.

Аполлон и пророчества

Аполлон был богом пророчеств, хотя, согласно мифам, сам изначально не занимался предсказаниями. Он просто экспроприировал пророческое искусство у более древних богов. В свое время Аполлон взял под контроль дельфийский оракул – место, издавна знаменитое пророчествами. До Аполлона Дельфы были доэллинистическим святилищем Богини – возможно, богини-змеи. Согласно мифам, Аполлон завладел Дельфами, убив великую драконицу, или змею, по имени Пифон. Впоследствии его называли Аполлоном пифийским, а его жриц – пифиями.

Медиумами в храме Аполлона были женщины, и считалось, что способность к предсказаниям у пифий обусловлена их связью с богом солнца. На практике же контроль над пифиями осуществлял экзегет – жрец-толкователь, получавший от них информацию. Когда пифия входила в транс, жрец задавал ей вопросы и записывал ответы. Затем слова пифии передавали другому жрецу, который, как правило, излагал их в стихотворной форме. Часто пророчества были смутными и двусмысленными. Оракула нередко использовали в политических целях.

Дельфы

У подножия горы Парнас в священном зале храма, наполненном дымом ячменных, конопляных и лавровых листьев, пожилая пифия усаживалась на треногий стул и входила в транс.

В этом же зале находился Омфалос, или серединный камень (слово "дельфус" означает "матка"). Дельфы считались маткой земли и серединой мира еще до того, как Зевс решил отыскать центр мироздания. Действуя в полном соответствии с духом научного исследования, он отослал навстречу друг другу двух орлов – одного с восточного края земли, а другого с западного. Вылетев одновременно и летя на одинаковой скорости, они встретились прямо над Дельфами.

И еще во внутреннем святилище храма Аполлона находилась могила Диониса. На три зимних месяца Аполлон передавал свой храм под начало Диониса, а сам удалялся на север, в легендарную страну гипербореев.

Люди приходили в храм Аполлона по двум основным причинам (помимо желания поклониться богу): посоветоваться с оракулом и очиститься после совершения преступления. Законодатели просили совета у Аполлона, который был одновременно и создателем, и толкователем законов. Ему же греческие города приписывали создание своих конституций. Аполлон являлся божественным авторитетом в сфере законности и порядка.

Помимо двух наиболее известных заповедей, были на стенах его храма начертаны и другие, в которых отражены такие аполлоновы ценности, как умеренность и авторитет:

Укрощай свой дух. Соблюдай границы. Не терпи высокомерия. Будь почтителен в словах. Бойся власти. Склоняйся перед божественным. Не возгордись своей силой. Держи женщин в узде.

Аполлон был панэллинским богом, чей авторитет во всей Греции был вторым после Зевса. Города Греции посылали в Дельфы своих эмиссаров в поисках совета, а из Дельф в города рассылали служителей Аполлона для толкования гражданских и религиозных законов.

Аполлон как архетип

Аполлон мог ясно видеть издалека, обозревая картину жизни в целом и примечая отдельные детали. Он мог попасть точно в цель своей выпущенной из лука стрелой или создать гармонию при помощи музыки. Как архетип, Аполлон олицетворяет тот аспект человеческой личности, который ищет точных определений, стремится в совершенстве овладевать навыками и искусствами, ценит порядок и гармонию и предпочитает смотреть на поверхность, не особенно заботясь о том, что скрывается за внешним покровом.

Архетипический Аполлон предпочитает мышление чувствам, отстраненность близости, объективную оценку субъективным интуитивным решениям. Мужчина, наиболее близко отвечающий архетипу Аполлона, обладает атрибутами, которые позволяют ему быть востребованным в этом мире. Он делает карьеру и овладевает классическими искусствами легче, чем большинство людей.

Лучник

Для того чтобы быть хорошим лучником, требуется воля, навык и практика. Совершенный лучник, стреляя в отдаленную цель, уверен в попадании. Образно говоря, такая уверенность от природы свойственна мужчине, который архетипически подобен Аполлону.

Аполлон обладает логическим складом ума и легко ориентируется в объективной реальности. Ему не приходится постигать причинно-следственные связи на горьком опыте или через родительские наставления. Они словно изначально запрограммированы в его уме. Это программирование и есть архетип – маленький мальчик, знающий, чего он хочет, и обладающий достаточной волей, чтобы добиться желаемого, воплощает в себе архетип Аполлона.

Для того чтобы поразить цель, необходимо обладать ощущением будущего. И оно у мужчины-Аполлона есть. Мужчинам других типов бывает сложно строить планы на далекое будущее – но не Аполлону. Он знает, куда хочет прийти, чего достичь, чего добиться. Он не мечтатель. Его цели реалистичны и требуют определенных усилий. Кроме того, эти цели понятны окружающим. Мальчик может поставить перед собой задачу выиграть на олимпиаде по определенному предмету или в спортивных соревнованиях. Следующей целью может быть поступление в Гарвард, Массачусетский технологический или в Оксфорд, чтобы впоследствии занять престижную должность в избранной сфере. Качества Аполлона способствуют обретению признания в обществе.

Наверное, в наиболее чистом виде архетип Аполлона проявляется в старших классах школы и в колледже, ибо в это время молодой человек, четко сориентированный на успех, еще не травмирован опытом неудач и не успел научиться смирению. Возможно, вы можете вспомнить успешного во всех отношениях Аполлона – симпатичного, элегантного, собранного молодого человека с отличными оценками, играющего на музыкальных инструментах, занимающегося спортом и, скорее всего, выполняющего какие-нибудь общественные функции, – в общем, мечта любого ректора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться