Еще одним ребенком Ареса был священный змей, охранявший родник в Фивах. Убивший этого змея Кадм вынужден был восемь лет служить Аресу, после чего женился на Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, и основал город Фивы.
Противоречивые отзывы
В Греции превалировало негативное отношение к Аресу, оно отразилось и в поэмах Гомера. Арес был самым значительным из богов, принявших сторону троянцев, которые потерпели поражение в войне и таким образом утратили возможность писать историю. Как отмечает, говоря об Аресе, исследователь мифов Вальтер Отто, "На фоне темного духа убийства и кровопролития выступает светлая фигура Афины, – и поэт использует этот контраст совершенно намеренно"1.
Однако в "Гимне Аресу" Гомер превозносит качества бога войны в таких словах "Арес, могучее сердце", "Арес, отец победы", "Арес, сторонник справедливости", "Арес, вождь всех мужчин", "Арес – носитель жезла мужественности". Его называют "помощником человечества, дарующим первозданную юношескую отвагу"2. Это отношение к Аресу, также не чуждое греческой традиции, согласуется с позитивным взглядом на бога войны, бытовавшим у римлян (они называли его Марсом).
При сопоставлении с рациональной Афиной мы видим Ареса в негативном свете – этот обезумевший убийца вызывает у нас неприятие. Если же мы хотим представить Ареса в позитивном свете, то прежде всего вспоминаем красоту его сердца и отвагу (английское слово courage – "отвага" происходит от французского слова coeur – "сердце"); это бог, реагирующий на все эмоционально. Но в семье Зевса наибольшей благосклонностью пользуются дети, хорошо владеющие своими эмоциями.
Арес как архетип
Архетип Ареса, как и сам этот бог, проявляется через страстные бурные реакции. Под воздействием архетипа Ареса всплеск эмоций непосредственно влечет за собой физическое действие. Это реактивный архетип, всецело погруженный в момент "здесь и сейчас". Архетип Ареса, несомненно, предрасполагает человека постоянно жить телесными ощущениями, что может очень позитивно сказаться на сексуальности. Однако, когда в нем вскипает ярость, Арес действует под влиянием инстинктов и нередко попадает в ситуации, неблагоприятные для него самого и опасные для окружающих. Арес не принимает во внимание, с кем имеет дело и каких последствий следует ждать, и из-за этого у него могут возникнуть проблемы.
Воин как герой или хулиган
Арес воплощает в себе агрессию, импульсивный порыв вступить в бой, тот инстинкт, который влечет некоторых мужчин в гущу конфликта и побуждает бездумно орудовать ножом или кулаками. Если этот мужчина служит в армии, он может стать героем, увешанным наградами, в чьем послужном списке то и дело встречаются слова "пренебрегая опасностью и рискуя собственной жизнью, он...".
Кинорежиссеры очень любят описывать момент, когда в мужчине пробуждается Арес и он превращается в яростную разрушительную неудержимую силу. Героем одного сериала выступает кроткий ученый, который, приходя в ярость, превращается в мускулистого зеленокожего Халка со сверхчеловеческой силой – неудержимого и безрассудного. В фильме "Рокки" с участием Сильвестра Сталлоне есть момент, когда истощенный и окровавленный боксер продолжает бой, держась только за счет инстинктов, и побеждает. Этот персонаж гораздо менее выразительно олицетворяет Ареса, чем Халк, но и он тоже находится во власти безрассудной агрессивности. Фильмы о Рэмбо также изображают Ареса-героя, которым, как и самим богом, движет верность, праведный гнев и жажда возмездия.
Мифологический Арес символизирует неуправляемое иррациональное неистовство битвы. Он опьянен атмосферой сражения. В реальной жизни в мужчине нередко действительно пробуждает Ареса алкогольное опьянение, – в результате возникают потасовки в барах. Арес вступает в драку не ради состязания и не из стратегических соображений, – это просто эмоциональная реакция на провокацию.
В архетипе Ареса отражена страсть битвы. В изображении Гомера Арес – это бог, любящий войну ради самой войны, наслаждающийся бряцаньем оружия и ревом сражающихся армий, убийством и разрушением. Этот аспект Ареса объясняет то упоение битвой, которое испытывает как забияка из бара, так и удостоенный многих наград герой войны.
Для бессмертных олимпийцев сражения вроде тех, что велись на полях троянской войны, были всего лишь играми. Во время этой войны, – где божества по большей части были только зрителями, поддерживавшими либо сторону греков, либо сторону троянцев, – боги редко сами бросались в бой. Современному Аресу нравится находиться на игровом поле среди суматохи и шума, ему нужно сражаться и проявлять агрессию, а не сидеть на трибуне, делая ставки на игроков. Футболист или хоккеист, движимый архетипом Ареса, нередко получает штрафные очки за грубую игру, нарушение правил или за пререкания с судьей, когда накаляются страсти. В контактных видах спорта Арес находит признание – пусть этого игрока часто штрафуют, но никто не порицает его за буйный темперамент. В таких джентльменских видах спорта, как теннис, ценится форма и искусство игры, а гнев считается дурным тоном. Болельщики ждут, что чемпион по теннису будет вести себя как Аполлон, – в чем убедился Джон Мак-Рой, освистанный зрителями за то, что он реагировал как Арес.
Любовник
Арес и Афродита были любовниками, – и однажды их поймал муж Афродиты, Гефест, заподозривший, что Арес приходит к жене, когда он уходит на работу. Это были длительные и прочные взаимоотношения равных. У Афродиты от Ареса родились четверо детей. Другие любовницы тоже рожали ему более одного ребенка. В противоположность этому большинство связей олимпийцев представляли собой единовременный акт, – чаще всего бог соблазнял смертную женщину. Даже во взаимоотношениях внутри сообщества богов соблазнение и изнасилование было обычным делом, – женщину брали силой, обманывали или похищали. В этих случаях едва ли можно сказать, что боги "занимались с женщинами любовью".
Страстность натуры Ареса, его склонность к физическому действию и глубина, с какой он погружается в эмоции момента, – все это определяет Ареса как любовника. Занимаясь любовью с богиней, имеющей самый богатый половой опыт, Арес не переживает по поводу того, как он выглядит в сравнении с другими. Его страстная сексуальность носит очень личный характер и лишена дионисийской надличной составляющей. Меллорс, герой романа Д.X.Лоуренса "Любовник леди Чаттерлей", обладает многими чертами Ареса-любовника. Как и Ареса, окружающие считали Меллорса существом низшего сорта за приземленную натуру и за род занятий.
Танцор
Согласно греческому мифу, наставник Ареса Приап вначале научил мальчика танцевать и лишь потом занялся с ним военным делом. Хотя об этой стороне жизни Ареса рассказано мало, искусство танца очень близко данному архетипическому образу. Такой человек больше расположен к деятельности в физической, чем в умственной сфере, его тело и эмоции действуют синхронно. Он вполне может стать танцором, и совершенно логично, что страсть и эмоциональность играют в его творчестве более важную роль, чем техника. Например, танец Михаила Барышникова вызывал у зрителей не хладнокровное восхищение красотой и точностью движений – хотя это все у него было. Харизматический танцор из Большого театра, бежавший из СССР на Запад и приобретший репутацию ловеласа, оказывал огромное физическое и эмоциональное воздействие на зрителей.
Чемпиону мира по боксу в тяжелом весе, молодому Кассиусу Клею (который позже взял себе имя Мохаммед Али), тоже были свойственны не только агрессия и напор, но также грация Ареса-танцора.
В первобытных племенных культурах воины тоже являются одновременно танцорами: перед битвой мужчины совершают ритуальный танец. Барабанный бой и музыка пробуждают в воине Ареса.
Нелюбимый сын небесного отца
Архетип Ареса, – как и сам этот бог – встречает пренебрежение со стороны мужчин, склонных демонстрировать свою силу, не вступая в физический контакт, хладнокровных стратегов и ловких обманщиков (ведь нередко они не гнушаются обманом, когда хотят отнять у кого-то власть или добиться близости женщины). Если Арес мог снизойти до роли простого солдата на поле брани, Зевс предпочитал метать молнии издалека, а Гермес, вместо того чтобы вступить в прямое единоборство с братом-соперником Аполлоном, просто украл его коров. Греки идеализировали рационализм и ясность мышления, и, начиная со времен античности, эти качества являются главными патриархальными ценностями. Зевс ненавидел Ареса. С психологической точки зрения, Арес представляет собой тень Зевса – ту часть натуры, которой тот пренебрегает, поскольку она в нем недостаточно развита и (или) противоречит идеализированному образу себя.
Точно так же отвергают и недооценивают Ареса в нашей культуре. Ныне атрибуты Ареса приписывают чернокожим – к ним проявляют то же пренебрежение и презрение, какое испытывал Зевс по отношению к богу войны. Сексуальность, склонность к насилию, даже хореографические способности Ареса (качества, фактически совпадающие с расистскими стереотипами) – все это атрибуты "плохого" сына.
Эти ценности и суждения из поколения в поколение культивируются в белых семьях. Пациенты-мужчины нередко рассказывают, что в детстве их не замечали и не ценили, поскольку преуспевающий отец отдавал предпочтение брату или сестре с лучше подвешенным языком и более живым умом. Один пациент всякий раз чувствовал себя круглым идиотом и не мог выдавить из себя ни слова, когда отец, пытаясь втянуть сына в беседу, задавал ему при гостях умные вопросы. При этом мальчишка добивался немалых успехов в спорте, но отец ни разу не пришел к сыну на стадион и даже не спрашивал о тренировках. Несмотря на отсутствие поддержки со стороны отца, этот мальчик, по меньшей мере, вообще занимался спортом и имел возможность воплотить архетип Ареса. А многие мужчины принимают пренебрежительное отношение к Аресу как должное и подавляют этот архетип в своем характере, чтобы приспособиться к требованиям общества и добиться успехов в жизни. Им неведома радость того, что ты хорошо делаешь дело, архетипически близкое тебе.
Арес – защитник
Благоразумный человек предпочитает не вступать в конфликт с близкими Ареса, ибо это означает навлечь на себя неотвратимую кару. Бог войны всегда готов постоять за своих друзей, дочерей и сыновей. На самом деле Арес – это единственный бог, который так себя вел. Позже бог Марс столь же ревностно защищал граждан Рима.
Бывший министр юстиции США, Роберт Кеннеди, обладал нравом Ареса, чем внушал страх мафиози и коррумпированным профсоюзным лидерам, ибо борьба с ними была для него не игрой, ведущейся в правовом поле, а беспощадной и яростной битвой. Он отличался верностью и преданностью, был крайне импульсивен, у него было много детей – всеми этими чертами Роберт напоминал Ареса, как никто другой из братьев Кеннеди.
Арес без раздумий бросается в драку, когда подвергается нападению кто-то из его близких, – особенно если тому приходится туго. Арес (в противоположность мстительному Посейдону) не держит зла на обидчика и не станет мстить ему многие годы спустя. Даже после унизительнейшего поражения Арес спокойно залижет раны и пойдет своим путем.
Развивать своего Ареса
Сегодня, в патриархальном мире, где правит Зевс, архетип Ареса остается недооцененным – его чаще подавляют, чем культивируют. Особенно рьяно искореняют в себе Ареса мужчины, стремящиеся к успеху.
Но если архетип Ареса в психике мужчины подвергается подавлению, остается недоступной характерная для этого бога чувственность. Данный аспект личности просто не получает развития (здесь уместно вспомнить мальчишку-Ареса, заточенного в бронзовый сосуд).
Спасти его можно только в том случае, если мужчина ощутит в себе движения этого мальчика, бывшего когда-то непосредственным и физически активным. Маленький Арес, запечатанный в бронзовый сосуд, символизирует многие непроявленные грани личности. Это его стремление к физическому контакту с отцом, который никогда не боролся с ним в шутку и не обнимал крепко. Это ни разу не осуществленное побуждение непринужденно положить руку на плечо другу. Это тот парень внутри него, который самозабвенно кружится под музыку (или всегда хочет кружиться). Это мальчишка, некогда игравший в мяч в городском дворе. Это страсть, пот и земля. Иногда наступают моменты, когда мужчина испытывает острое желание выпустить Ареса на волю: освободит ли он в такой момент этого мальчика или будет и впредь держать его запертым в кувшине?
После того как Арес долго просидит в бутылке, физические реакции на людей и события (телесное выражение эмоциональных процессов) могут оказаться полностью вытесненными за рамки сознания. Внешне кажется, что мужчина (или женщина) живет главным образом умственной жизнью, но все же тело реагирует на внешние события напряжением и расслаблением. Например, человек может не ощущать острых приступов гнева или страха, но мышцы напрягаются, ладони сжимаются в кулаки. Обычно он сам не замечает этих физических реакций, пока кто-то не укажет ему на них. Еще менее осознан и физически проявлен Арес, дающий о себе знать только изменением кровяного давления или болезнями вроде язвы желудка.
Поскольку Ареса в обществе не любят, как не любил этого бога Зевс, его черты нередко не получают развития или подвергаются подавлению – особенно если это не основной архетип в психике данного человека. Для того чтобы запертый в кувшине Арес был спасен и освобожден, человек должен осознать сложившуюся ситуацию. В этом ему способны помочь окружающие. Возможно, кто-то из близких мужчины-Ареса умеет читать язык тела или интуитивно ощущает те чувства, которые сам Арес жестоко подавляет и не осознает. Если Арес прислушивается к этому близкому человеку и доверяет ему, тогда он вскоре сможет понять, что с ним происходит. Он начнет и сам понемногу читать собственный язык тела. Но это только начало. Далее ему нужны живые физические ощущения – физический контакт с другими людьми или деятельность, в ходе которой его тело сможет пробудить в себе подавленного Ареса и дать ему возможность развиться.
Арес как мужчина
Мужчина-Арес напорист, активен, очень эмоционален. Он воплощается в человеке, который реагирует на внешние раздражители, не раздумывая. Некоторые врожденные черты то и дело втягивают его в различные неприятности, и то, как сложится жизнь этого человека, во многом зависит от отношения к нему окружающих.
Ранние годы
Мальчик-Арес активен, эмоционален и экспрессивен с самого рождения. Скорее всего он сразу же проявит характер громким протестующим воем. Скоро этот зычный крик прочно входит в жизнь родителей, ибо чуть что не так (он голоден, или намочил пеленки, или где-то ушибся), и этот малыш сразу дает знать о своих потребностях: "Сделайте что-нибудь немедленно!" Когда он плачет, в протесте участвует все тельце, – личико красное, ручки и ножки напряжены. Он каждой своей черточкой демонстрирует: "Мне плохо!" или "Я сержусь!" Но как только малыш получает соску или грудь или ему удается отрыгнуть воздушный ком, как ребенок полностью изменяется. Типичный Арес ест с большим аппетитом. Когда у него все в порядке, этот малыш очень обаятелен и дружелюбен. Он любит физические ощущения и с самого раннего возраста от всей души смеется, радуясь игре, с наслаждением прыгает и кувыркается. Если же он ушибется или испугается чего-то, его протест выражается столь же бурно.
Идут месяцы, и маленький Арес становится старше. Если что-то привлекает его внимание, рука отстает от восхищенного взгляда всего на миг. Теперь важно позаботиться о том, чтобы дом был как можно более безопасным для ребенка, ибо это именно тот малыш, который может скатиться с лестницы, сунуть пальцы в розетку, разбить вазу или раздразнить кота так, что тот его искусает и исцарапает. Он бесстрашно направляется к любому заинтересовавшему его предмету. Этому малышу нужно больше пластыря и зеленки, чем среднестатистическому ребенку, поскольку он учится только на личном опыте, а это ведет к бесчисленным синякам, ссадинам и царапинам.
Зарождающаяся самооценка этого малыша тоже покрывается бесчисленными синяками и ссадинами, ибо импульсивный характер служит неистощимым источником неприятностей, а также навлекает на него критику и наказания. Тут очень многое зависит от родителей и учителей: от их терпения, последовательности и способности понять, что такой уж он есть, импульсивный эмоциональный спонтанный непоседливый мальчик, склонный к преувеличенным реакциям.
Родители
Поскольку маленький Арес очень энергичен, требователен, неосмотрителен и не думает, прежде чем сделать что-либо, управляться с этим ребенком нелегко. Поэтому ему особенно нужны твердые, любящие и терпеливые родители. Маленькому Аресу нужно больше внимания, чем другим детям, но часто получается совсем наоборот. Для этого ребенка совершенно естественно, увлекшись сиюминутным порывом, забыть, что говорили ему старшие, и своей забывчивостью он часто провоцирует гнев родителей – особенно, авторитарных и педантичных. Они расценивают такое поведение как непослушание или необязательность. Он неосторожен во всем, в том числе не умеет держать язык за зубами и может в порыве гнева сказать лишнее, спровоцировав жестокого отца на побои.
И наоборот, матери со слабым характером нередко обнаруживают, что совершенно не в силах управлять этим требовательным и грозным малышом, который их терроризирует едва ли не с пеленок: четырехлетний Арес может стать настоящим тираном для некоторых матерей. В идеале его мать – это сильная, любящая, физически активная женщина, способная держать такого ребенка в определенных рамках, оставляя, однако, ему достаточно свободы, чтобы малыш мог оставаться собой. Она часто обнимает сына и умеет направить его энергию на физическую деятельность, что помогает ему развить уверенность в себе, а также научиться терпению и дисциплине.
Иногда в жизни воспроизводится мифологическая ситуация, и родителями Ареса оказываются гневливая Гера и отвергающий этого ребенка Зевс. В современном варианте отец может быть облеченным властью преуспевающим мужчиной, который закрыт даже для тех сыновей, чей характер он одобряет. Ареса такой человек отвергает категорически – за эмоциональность, импульсивность и склонность жить телом, а не умом. Если же отец гневлив и несдержан, тогда импульсивный сын будет постоянно провоцировать его на побои и оскорбления, вследствие чего маленькому Аресу будет еще сложнее научиться сдержанности. В результате мальчик, ставший жертвой жестокого обращения, сам становится жестоким мужчиной.
Мать-Гера очень привязана к мужу. Эмоционально и архетипически она скорее "жена", чем "мать". Сын-Арес часто получает недостаточно материнского тепла, – ей претит его чувственность и уязвимость, он не вписывается в ее представления о "маленьком мужчине". Случается, что такая женщина постоянно злится на своего сына-Ареса, бьет и оскорбляет его. Возможно, во взаимоотношениях с мужем она чувствует себя униженной и бессильной, но все же очень привязана к нему – а зло вымещает на сыне-Аресе. Более интровертный ребенок мог бы избегать проблем и кое-как ладить с теми родителями, которые способны превратить жизнь мальчика-Ареса в кошмар. Итак, каким вырастет этот мальчишка, в значительной мере зависит от родителей.
Юность и молодость
Юность – критический период для Ареса: вследствие активности мужских гормонов в период полового созревания усиливаются такие качества, как импульсивность, агрессивность, физическая активность, эмоциональность и сексуальность. В этом возрасте Арес очень сильно подвержен влияниям сверстников. Сможет ли он приучить себя к дисциплине, направить агрессию в русло спортивных состязаний и получить признание и восхищение со стороны окружающих? Займется ли он футболом, регби, хоккеем? Или же он вольется в банду и применит свои задатки в криминальных войнах? Бросит ли он учебу? Станет ли противопоставлять себя любым авторитетам и обществу в целом, накликая проблемы на свою голову? Или же его напор и склонность отдаваться во власть текущего мгновения осуществятся в автогонках и скалолазании? Станут ли для него важнейшими открытиями и источниками наслаждения музыка, танец, любовь? Или же сексуальность превратится просто в канал, позволяющий выпустить накопившуюся агрессию?
Старшие классы школы и институт сулят Аресу либо раннее падение, либо дорогу к успеху. Если этот молодой человек не умеет планировать заранее и склонен переоценивать благоприятные возможности текущего момента и эмоциональные порывы, он может рано прервать свое обучение. Хотя и не исключено, что манящие его возможности оправдаются, более вероятно, что, прекратив обучение, занятия музыкой или спортом, Арес тем самым подорвет свои перспективы на будущее.
Работа
Темперамент Ареса располагает его к интенсивному физическому труду, он любит работать руками, пользуясь инструментами, и получает наслаждение от движения. Бумажная работа и долгосрочные проекты вызывают у него скуку и нетерпение. Арес плохо вписывается в корпоративную иерархию. Его привлекают работы, подразумевающие некоторую долю риска, и если он не разбрасывается на разные увлечения, то со временем достигает значительного мастерства в выбранном деле. Ему нравится работать в коллективе, и он проявляет братскую привязанность по отношению к другим мужчинам.
Если, следуя зову Ареса-воина, он поступит на службу в армию или на флот, его послужной список, скорее всего, будет пестреть дисциплинарными взысканиями. Он либо останется до конца службы в чине унтер-офицера, либо получит продвижение в ходе боевых действий. Если в его психике активны также и другие архетипы, он может дорасти до офицера, но приобретет репутацию вояки, всегда стремящегося к настоящему делу. Солдаты удачи, наемники всех армий, воины французского иностранного легиона, – очень часто эти люди воплощают в себе архетип Ареса-воина.
Вступив на поприще профессионального спорта, Арес способен отдать команде себя всего, но нередко ему бывает трудно сдерживать агрессию в острых ситуациях. Если он научится сдерживать свои реакции на спорный свисток судьи или провокации соперника (импульсивность вполне может обернуться для Ареса штрафными очками), это сослужит ему хорошую службу и в других сферах жизни. Хоккеист или футболист, не умеющий обуздывать свой бурный нрав, вредит и себе, и команде, провоцируя судью на назначение пенальти – за грубую игру, за нарушение правил, за пререкания с судьей.
Став человеком искусства – актером, музыкантом, танцором, – Арес нередко привлекает внимание своей эмоциональностью и эксцентричным поведением на сцене и вне ее.
Деятельные и рисковые люди с характером Ареса часто становятся строителями и нефтяниками. Они хорошо зарабатывают и легко тратят деньги.
Успехи Ареса очень зависят от везения, поскольку он не склонен строить долгосрочные планы. Иногда успех приходит в результате цепи взаимосвязанных событий. Кроме того, такой мужчина может преуспеть за счет развития тех или иных врожденных качеств, – но они развиваются не благодаря прилежанию и упорству, а просто потому, что он может долго заниматься тем, что ему нравится.
Когда к Аресу приходит успех, это нередко становится большой неожиданностью как для окружающих, так и для него самого. На пути к успеху у него непременно случается немало столкновений с начальством, и его то и дело увольняют за вспыльчивость и прогулы. Если на работе его ценят, то только благодаря умению извлекать уроки из своих ошибок, способностям и интуиции.
Взаимоотношения с женщинами
Согласно мифам, возлюбленной Ареса была Афродита, – и именно с женщинами этого типа у мужчины-Ареса наилучшая совместимость. У них с богиней любви и красоты сходные темпераменты, их объединяет эксцентричность и чувственность. Оба живут здесь и сейчас. В их жизни то и дело случаются "фейерверки" – яркое пламя эротики и искрометные вспышки гнева. Между ними то и дело вспыхивают ссоры, за которыми всегда следует примирение. Однако, несмотря на такую экспрессивность, их взаимоотношения нередко вполне гармоничны – эти люди проявляют друг к другу намного больше взаимного приятия и терпимости, чем любой из них может получить от кого бы то ни было другого. Крайне неблагоприятным для обоих партнеров будет союз между эмоционально травмированным, гневливым и жестоким Аресом и женщиной с заниженной самооценкой, пережившей издевательства в детстве.
Женщина-Афина с отточенным умом стратега будет относиться к мужчине-Аресу так же, как богиня Афина, которая постоянно норовила проучить бога войны за эмоциональность и импульсивность. Женщины, ценящие в мужчине прежде всего статус и умение зарабатывать деньги, а также ждущие, что он обеспечит им уверенность в завтрашнем дне, не рассматривают Ареса как потенциального супруга. Некоторых отталкивает его манера поведения, воспринимаемая как бесцеремонность. Поэтому мужчина-Арес нередко чувствует, что женщины его осуждают и считают неполноценным. Такое отношение пробуждает в нем обиду, проявляющуюся в гневе – и дальнейшем отчуждении.
Мужчину-Ареса часто связывают приятельские отношения со многими женщинами, с которыми он может быть очень ласков и обходителен независимо от их возраста, но в число его лучших друзей женщины, как правило, не попадают. Обычно его не связывают с женщинами ни общие увлечения, ни работа.
Ареса влечет к таким женщинам, с кем он может вести себя искренне и спонтанно, проявляя свою симпатию физически. Секс, танец, совместная трапеза, игра – он всецело погружается во все эти виды деятельности и предпочитает, чтобы женщина тоже отдавалась им полностью.
Взаимоотношения с мужчинами
Мужчина-Арес любит проводить время в обществе других мужчин – заниматься общим делом, играть в различные игры, устраивать розыгрыши, смотреть спортивные передачи или заниматься спортом. Такого мужчину не привлекают глубокие беседы или философские рассуждения, его темы для разговора ограничиваются женщинами, спортом, собственными делами и делами друзей. Он привязан к друзьям и всегда готов выступить на их защиту.
Нередко самые прочные связи объединяют Ареса с людьми в форме, вместе с которыми ему приходилось идти в бой и яростно сражаться за победу – идет ли речь о боевых действиях, спортивных состязаниях или криминальных разборках. В подобных обстоятельствах его агрессивность оказывается ценным качеством, и он получает возможность проявить себя в полную силу. В этой среде он может заплакать, и его не назовут слабаком, или крепко обнять товарища, не пробудив ни в ком гомофобных чувств.
Этот человек очень болезненно переносит, когда товарищи его избегают или делают из него козла отпущения – что нередко случается с мальчиком или мужчиной Аресом. Ему не просто обидно, он чувствует, что его лишили мужской дружбы, в которой Арес отчаянно нуждается.
Сексуальность
Будет ли мужчина-Арес любить женщин или колотить их, зависит от обстоятельств детства. Если детство было достаточно благополучным для того, чтобы в Аресе развился любовник, из него вырастет мужчина, который обожает секс, любит женское тело и может заниматься любовью часами. Это мужчина, предпочитающий зрелых, сексуально раскованных женщин, которые так же любят секс, как и он. Арес не похож на мистически настроенного, ищущего экстатических переживаний любовника-Диониса, не стремится он и к победам на любовном фронте. Этот мужчина жизнерадостно занимается любовью ради простого физического удовольствия. В фильме "Том Джонс", снятом по роману английского писателя Генри Филдинга, Альберт Финни, снявшийся в главной роли, очень ярко сыграл Ареса-любовника с его приземленностью, аморальностью, жизнерадостностью и жаждой жизни.
Мужчине-Аресу неуютно живется в патриархальном лицемерном обществе. Арес может считать свою страстность пороком, полагая, что эта часть его натуры подлежит осуждению и подавлению, – особенно если он женат на сексуально заторможенной пуританке и его постоянно преследуют мысли о том, чтобы "сходить налево". Если Арес осуществит эти идеи, то ему обычно не удается скрыть свои похождения – для этого он недостаточно хороший стратег. Поэтому его ловят на горячем и подвергают общественному осуждению, как это было с богом-Аресом.
Гомосексуальный Арес, напротив, чувствует себя довольно вольготно (во всяком случае, так было до эпидемии СПИДа) благодаря своей импульсивности, полной вовлеченности в текущий момент, аморальности и обилию готовых к контактам партнеров в барах и общественных банях. Кроме того, в гомосексуальной среде считаются вполне приемлемыми немоногамные связи (какие были между Аресом и Афродитой), когда два человека состоят в глубоких прочных взаимоотношениях, но при этом у каждого есть другие любовники. Нередко Арес-гомосексуалист одевается в кожу – современная версия воинских доспехов, – а также наращивает мускулы, чем достигает даже внешнего сходства с Аресом.
Брак
Мужчина-Арес не стремится к браку, но и не избегает его. Он полностью поглощен текущим моментом и не строит далеко идущих планов. Этот человек не задается вопросами: "Будет ли эта женщина хорошей женой?", "Какая из нее получится мать?", "Как наш союз скажется на моей карьере?", "Женюсь ли я на ней?".
Если другие – женщина, ее родители, его родители – хотят этой свадьбы, то она состоится. Мужчина-Арес часто женится сразу после окончания школы, особенно если он выходец из рабочей среды, где это принято. Поскольку он обладает страстной чувственной натурой, брак часто становится следствием беременности. Если он любит жену, если они счастливы в сексе, если у него есть надежная работа, если он может иногда играть в футбол или баскетбол с приятелями и если его жена удовлетворена их совместной жизнью, тогда он не ропщет на судьбу. Семья и стабильная работа служат ему опорой в жизни, он доволен собой и доволен окружающими.
Однако, как только возникают какие-то сложности, они сразу перерастают в проблемы. С одной стороны, импульсивная натура может привести к серьезным конфликтам на работе или подтолкнуть его к супружеской неверности, что послужит причиной напряженности в семье или даже развода. С другой – возможно, под влиянием других архетипов, – в нем со временем пробудятся амбиции и интеллект и он познакомится с мужчинами и женщинами из совершенно иного круга. Тогда рано женившийся Арес может обнаружить, что женщина, некогда привлекавшая его физически, теперь уже кажется ему слишком примитивной. Если взаимное влечение между ними ослабевает; или если в период ухаживания реакция нынешней жены на его страсть была наигранной; а также если женщина оказывается более требовательной или ревнивой, чем он полагал, – все это может создать дополнительное стрессовое напряжение, которое в сочетании с его импульсивностью может привести к семейным скандалам.
Дети
Мужчина-Арес нередко зачинает детей ненамеренно, в силу своей чувственности и потому, что он живет текущим моментом и не думает о последствиях. Женщине следует самостоятельно позаботиться о предохранении от беременности, иначе зачатие становится исключительно делом случая.
Если он вообще присутствует в жизни детей, то обычно ведет себя весьма авторитетно и грозно. Если жизнь Ареса складывается благополучно и семья становится центром жизни, он проводит с детьми довольно много времени. Арес учит сыновей играть в бейсбол и футбол, водит их на соревнования, борется с ними, – ему нравится играть с детишками. Он охотно танцует с дочуркой и таскает ее с собой на плечах, когда идет повидаться с друзьями. Дети такого мужчины с раннего возраста ощущают отцовскую заботу. Конфликты могут возникнуть, когда дети подрастут, – если ребенок окажется интровертом или интеллектуалом, он не сможет разделить интересов Ареса и будет испытывать раздражение из-за попыток отца вмешиваться в его жизнь. Кроме того, конфликты и взаимные обиды нередко возникают, если дети из рабочей семьи пытаются карабкаться вверх по социальной лестнице.
Если Арес – отверженный озлобленный мужчина, у которого вечно нелады на работе и в семье, он обращается с детьми грубо. Дети очень боятся переполненного гневом отца, приходящего в ярость при малейшей провокации. Такой мужчина может издеваться над детьми физически – особенно если он пьет.
Кроме того, бывает, что отец-Арес вообще не обращает внимания на своих детей, особенно если он зачал их, будучи еще эмоционально незрелым. И вообще, нередко мужчина-Арес сеет свое семя довольно щедро. При этом вполне вероятно, что он не обладает ни душевными силами, ни финансовыми средствами, чтобы заботиться обо всех детях, зачатых как в браке, так и вне его. Поэтому такой отец часто вообще отсутствует в жизни детей. Однако если он в силах позаботиться о своих детях, то обычно делает это. Он от природы щедр и охотно дает, если у него есть что дать.
Средний возраст
Статус мужчины-Ареса в средние годы напрямую зависит от того, к какому классу он принадлежит от рождения. Например, нередко очень тяжело приходится Аресу, родившемуся в семье амбициозных родителей, принадлежащих к верхнему слою среднего класса, где ценится эмоциональная сдержанность, хладнокровие и интеллект, а также умение манипулировать людьми, добиваться власти и делать деньги. Такого мужчину ожидает судьба мифологического Ареса, отвергаемого и презираемого Зевсом. Мужчина-Арес, чей отец архетипически подобен Зевсу и принадлежит к социальному слою, являющемуся современным эквивалентом олимпийской семьи, нередко разделяет участь бога Ареса, подвергаясь постоянным унижениям и терпя поражения на полях корпоративных сражений.
Для того чтобы Арес из семьи бизнесменов или профессионалов высокого класса был в средние годы доволен собой, важно, чтобы он еще в молодости понял, что отличается от своей семьи или своего социального класса. Ему требуется чья-либо эмоциональная поддержка, чтобы жить собственными интересами, развивать врожденные таланты, а также благосклонно относиться к своему темпераменту (он скорее умеренный или горячий, чем хладнокровный). Чтобы оставаться собой, эмоциональная поддержка ему совершенно необходима. Ее может дать Аресу психотерапевт или какой-нибудь человек, играющий важную роль в его жизни, – но лучше всего, если это сделают родители, любя его и принимая таким, какой он есть. Но даже при благоприятных условиях утвердиться к середине жизни Аресу из этого общественного слоя нелегко. Ему приходится немало бороться за место под солнцем. Его путь в такой среде исключительно индивидуален и поэтому труден.
|