Любимов Александр "Мастерство Коммуникации"

обговорим

прикинем

обдумаем

тусклый

однозвучный

вялый

обычный

осматриваться

прислушиваться

заострить внимание

быть внимательным

показать

рассказать

продемонстрировать

объяснить

просмотреть

прослушать

прочувствовать

осознать

красиво выглядит

хорошо звучит

гладко выходит

все правильно

15 минут.

3. Тренировка.

Сядьте в другие микрогруппы по 5 человек. Игра такая. Один называет нейтральное слово, следующий по кругу – визуальный аналог, следующий – аудиальный и последний – кинестетический. Потом опять идет новое нейтральное слово и все повторяется по кругу.

  • То есть это задание на практическую отработку предыдущего упражнения.

10 минут.

Переводчики.

Объединитесь в группы по 4 человека. Роли распределяются так: 2 Иностранца, Переводчик, Наблюдатель. А история такая.

Встречаются два Иностранца, они говорят как бы на одном языке, но один из них предпочитает один канал, а другой – другой. И получается, что они друг друга не понимают. Но тут на радость им появляется знающий НЛП Переводчик. Он помогает им в меру сил и возможностей, переводит с языка одного типа на другой. И делает это не только вербально, но и помогает себе телом, интонациями, дыханием. То есть сохраняет подстройку как под говорящего, так и под слушающего. Наблюдатель наблюдает, следит за временем и может в случае замешательства помочь переводчику. А самое главное – пытается найти альтернативный перевод.

Учтите, что иностранцы друг друга действительно не понимают. Они реагируют только на то, что им говорит Переводчик. Это ему дополнительная обратная связь на то, насколько точно он переводит. Свой тип Иностранцы выбирают из соображений того, какой канал максимально ему незнаком. И, естественно, желательно чтобы вы попробовали максимально разнообразные пары в своей микрогруппе.

  • Учтите, что перевод имеет смысл при рассказе о впечатлениях, эмоциях и т.п. Если идет просто информация: – Я увидел белый троллейбус номер семь, который шел про противоположной стороне улицы, – то "перевод" практически невозможен. Если же идет рассказ о впечатлениях: – Это было очень яркое событие, казалось мир вокруг раскрасился в яркие цвета, – то перевод вполне возможен.

20 минут.

Экологическая проверка.

В связи с тем, что я занимаюсь в том числе и гипнозом, а гипноз работает в первую очередь с языком, я в некой степени являюсь специалистом в этой области, хотя и немного другим, нежели учитель – словесник. Итак, небольшой экскурс в экологию языка. И если до этого мы, в основном, занимались тем, КАК говорить, то сегодня мы поработаем с тем, О ЧЕМ говорить.

Экология Психики в определенном смысле предполагает, что если вы собираетесь что-то с собой делать, то сначала подумайте, а не станет ли вам от этого хуже. Человеческая жизнь весьма разнообразна и в ней существует множество самых различных связей. И если человек что-то делает, то это ему зачем-то нужно. Он что-то от этого получает, даже если это ожирение или суровые сердечные боли.

  • Кстати, иметь больное сердце – это весьма изящный способ манипулировать родственниками. Чуть-что не по тебе, можно тут же слечь с серьезными болями. Для этих же целей некоторые успешно употребляют язвы, гастриты, геморрои и головные боли. Причем это не означает, что человек действует сознательно. Обычно как раз наоборот. И ему даже самому может совершенно не нравится происходящее.

И если человек пытается похудеть, совершенно не факт, что ему от этого будет лучше во всех контекстах его жизни. И хотя логика говорит о совершенно противоположном, человек весьма нелогичен, и именно поэтому этот номер здесь не проходит. Женщина может использовать полноту для того, чтобы сохранить семью, считая что к полным дамам мужчины не пристают (что вообще говоря, не факт), а мужчина ту же полноту может использовать для повышения солидности. Это то, что в НЛП называется вторичной выгодой – некий полезный побочный продукт. Так, вторичной выгодой полноты у женщины было сохранение семьи, а у мужчины солидность.

  • Хочу сразу предупредить, что полнота может использоваться не только в этих целях, но и в паре сотен других, которые я перечислять не буду. И в то же время, она может и не иметь вторичной выгоды, а быть, например, следствием чрезмерной любви к еде. То есть это тоже некий вторичный продукт, так сказать, следствие, правда для некоторых весьма неприятное.

  • Говоря другим языком, одни полнеют, для того чтобы сделать что-то хорошее для себя, а другие полнеют в результате получения удовольствия. А некоторые весьма успешно совмещают оба этих процесса.

И если вы каким либо способом заставите, например, женщину похудеть, то совершенно не факт, что ей станет от этого лучше – она может потерять семью. И вот это как раз и будет означать не экологичность.

А теперь перейдем к языку. Слова очень сильно влияют на нас, даже если мы не осознаем, какие смыслы еще присутствуют в нашей фразе. Разве мать хочет ребенку вреда, когда кричит ему:

Ты опять все испортил! У тебя никогда ничего не получается!

Только подумайте, что обозначает эта фраза! То есть он не только ИСПОРТИЛ ВСЕ, но и у него НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. И так как родители являются обычно весьма эффективными гипнотизерами по отношению к собственным детям, то этот самый ребенок может вполне определенно усвоить, что у него НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. А потом можно долго изумляться нерадивостью собственного ребенка, что он все как то плохо делает. А он просто честно выполняет родительский наказ.

Не лезь туда! Упадешь и сломаешь ногу!

Последствия этой фразы особенно я расписывать не буду. Просто учтите что на определенном уровне это является командой, которая может сработать. А может и не сработать.

Не смей никогда драться.

А потом можно долго удивляться, а чего он такой нерешительный и не способен за себя постоять. Так нельзя же!

Мне очень понравилась фраза из детской телепередачи “Улица Сезам”:

Сердиться можно. Особенно если есть причина и это быстро проходит.

Про эти конструкцию можно много чего рассказывать. Самое главное, что в определенных ситуациях, эти фразы могут стать некой командой требующей беспрекословного выполнения. Причем даже не обязательно. чтобы человек это осознавал. Чаще всего как раз наоборот. И это еще опаснее. Просто в определенный момент что-то внутри щелкает, и ... человек начинает вести себя совершенно неэффективно.

Когда вы говорите, чего делать не следует, совершенно не факт, что человек знает, что делать вместо этого.

Как пройти к ближайшей станции метро?

Ты только по этой улице не ходи!

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не разбил нос, лучше скажите:

Будь осторожен.

Думаю, от этого пользы будет гораздо больше.

  • Естественно это не означает, что о возможных проблемах в жизни (начиная от разбивания носов и кончая изнасилованием) говорить не стоит. Совсем нет. Вопрос в том КОГДА и КАК говорить. Если ребенок бегает или смотрит телевизор – высока вероятность, что вы ему встроите программу. И однажды она может сработать. Поэтому лучше дождаться моментов большей осознанности (да и защищенности тоже).

  • И если говорите ему о том, чего не делать, то рассказывайте ему и о том, что делать вместо этого. Или где (или когда) это делать можно:

  • Если ты будешь прыгать на табуретке, ты можешь упасть и разбить нос. Поэтому прыгай на диване – там можно.

  • Не бегай так быстро по асфальту. Будь осторожен.

Правда, говоря позитивно можно тоже дать неприятную программу. Если регулярно говорить:

Не бегай. Посиди тихонечко.

Фраза, конечно, построена позитивно, но если вдалбливать ее достаточно долго, может вырасти весьма малоподвижное существо.

Для того, чтобы фраза стала командой, обычно требуется чтобы человек находился в трансе. Не обязательно в глубоком. Например, во время просмотра телевизора, чтения, поездки в метро или лифте человек часто находится в трансе. Сильные эмоциональные состояния – влюбленность, ярость, страх, а так же стресс и дремота достаточно яркие представители трансового состояния. То есть как раз, когда мать орет на ребенка, она сначала вводит его в транс, а потом дает вполне гипнотическое внушение.

  • Хочу правда ответить, что у меня складывается впечатление, что эти конструкции передаются по наследству – от родителей детям. И если вы на ребенка орете, что он “плохой сын (дочь, человек ...)”, то своему ребенку он будет орать нечто подобное.

При этом она поступает как профессиональный гипнотизер эриксоновского толка – сначала входит в транс сама, а потом вводит туда “клиента”. И хотя мать при этом может совершенно честно хотеть оградить ребенка от увечий и привить некие навыки поведения, при этом она совершенно ненамеренно вкладывает совершенно неэкологичную программу.

Я начал с детей просто потому, что это мне на данный момент близко и является характерным примером для многих, С взрослыми все не так просто. К определенному возрасту усилиями родителей, телевидения и газетных статей человек учится хотя бы частично защищаться от неконструктивных мыслей. Усилия вышеозначенных источников сводится к весьма активному пичканью не просто неэкологичными высказываниями, а просто садистскими командами. Особенно в этом смысле преуспевает реклама на ТВ, а особенно реклама лекарств. Такое впечатление, что все сделано для того, чтобы человека довести до такого состояния, когда эти лекарства начнут требоваться в максимальных количествах.

У вас боли, тяжесть в ногах...

Жизнь покажется мрачной, пока...

Нанесите боли ответный удар.

Телевизор весьма успешно удерживает человека в трансе, то есть неэкологичные фразы там особенно опасны. Правда, такие конструкции в газете или при разговоре могут быть не менее вредны.

  • То, что я не сказал раньше. Во время общения люди обычно тоже находятся в трансе, хотя и не обязательно глубоком. Просто человек почти всегда обрабатывает информацию на разных уровнях, из которых он может ,правда ,осознавать только часть.

И когда вы собираетесь что-то сказать, лучше помнить о правиле:

ЕВрезка4ще одна важная область неэкологичных фраз – внутренний диалог. То же самое, как мать желая заставить ребенка делать что либо лучше, говорит ему что “он вырастет идиотом”, некоторые, для того чтобы мотивировать себя в нужном направлении, говорят себе нечто вроде:

Ну я идиот! Ну как я мог это сделать!

Вообще это очень жесткая конструкция, когда вы является “кем-то”. Это очень высокий уровень обобщения. Иногда говорят, что кем себя человек считает, так он и живет. Ну какая может быть жизнь у идиота!?

  • Особенно часто это используется в манипуляциях.

  • Ты этого не понимаешь. Ну ты дура-а-к!

  • Какая связь!? Как связано то что вы делаете или что вы можете сделать с тем, кто вы есть?! Вообще говоря никак, но зато действует очень сильно. В смысле, вредит очень сильно.

15 минут.

Экологически вредные конструкции.

При помощи языка вы создаете определенную реальность. И вы всегда способны подумать, а что это за реальность и может ли она повредить этому человеку.

А теперь попробуем немного поработать. Объединитесь в группы по 5-6 человек и попробуйте основываясь на тех знаниях гипноза, которые уже у вас есть создать некий список экологически опасных конструкций и высказываний. Вернее даже не список, а некий шаблон, описывающий некие типы оборотов и конструкций.

20 минут.

Обсуждение.

  • Вот некий вариант списка экологически вредных конструкций:

  1. Жесткие запреты: нельзя, запрещено; без сообщения о том, что можно.

  2. Запреты: не делай, не сиди; без сообщения о том, что надо делать.

  3. Обобщения: никогда, постоянно, вечно; особенно когда они касаются описания того, что человек сделал не так.

  4. Деструктивные связывания: как только..., ты почувствуешь себя плохо.

  5. Деструктивные внушения: вы чувствуете боль..., ваши волосы становятся ломкими...; особенно в настоящем времени.

15 минут.

Упражнение 1.

  • Это упражнение не только на Экологическую Защиту, но и на умение говорить.

А теперь мы сыграем в игру. Вы потренируетесь говорить, достигая своей цели. Вы разбиваетесь на тройки. Один из вас будет Гипнотизером, другой Клиентом, третий – Наблюдателем. Клиент просит Гипнотизера сделать с ним определенное изменение. Например, он хочет стать более уверенным или более спокойным. Или в какой-то ситуации чувствовать себя более расслабленно.

Задача Гипнотизера – придумать и проговорить текст, который бы мог помочь человеку произвести в себе эти изменения. Гипнотизеру не надо сейчас погружать Клиента в транс, даже лучше, если он останется в сознании.

Гипноз – это очень мощное средство. Будьте очень аккуратны. Следите за своими словами. Ваша задача – не навредить. Каждая фраза, сказанная в гипнозе, может стать программой, которую человек начнет выполнять. Даже если вы этого не хотели или сказали случайно. Поэтому говорите не столько о том, ЧТО человек должен сделать, как о том, КАК он этого может достичь. Говорите о возможности. Расширяйте человека, а не сужайте его. Рассказывайте о путях, а не о том, чего он не может достичь.

Задача Клиента – следить за речью Гипнотизера, и отслеживать, какие фразы вызывают внутри него протест. Это сигнал о том, что речь построена не экологично. Найдите способ блокировать эти фразы. Окружите их стенкой, отодвиньте. Это хорошая тренировка на анализ и отсев неосторожных или вредных воздействий.

  • Только учтите, что это касается именно экологии. Некоторые весьма успешно отсеивают любые нелестные замечания в свой адрес, то есть весьма эффективно теряют связь с окружающими людьми. Вот мне бы хотелось, чтобы вы этого смогли избежать.

Задача Наблюдателя – следить за экологией. В тот момент, когда Гипнотизер произносит, на его взгляд, не экологичную фразу, просто дотрагивайтесь, ничего не говоря и не объясняя, до его плеча. Гипнотизер может отреагировать на это по своему усмотрению. Наблюдатель так же следит за временем.

На все задание – 15 минут. По 5 минут на человека. После каждого круга – пара минут на разборку и обсуждение.

  • Можно сказать, что Клиент речь Гипнотизера оценивает более бессознательно, ориентируясь в первую очередь на свое состояние, а Наблюдатель это делает более осознанно.

20 минут.

Обсуждение.

10 минут.

Упражнение 2.

Сейчас один из каждой микрогруппы идет в следующую тройку по кругу, а один в предыдущую. Роли те же, но задача немного другая. Предположим, что Гипнотизер чего-то хочет от Клиента. Предположим, Клиент – это его деловой партнер или работодатель.

Гипнотизер говорит членам микрогруппы о том, какую цель он хочет достичь и в какой ситуации. И проговаривает текст. Но это уже касается некой конкретной ситуации с определенными людьми. И вы просто разыгрываете эту ситуацию.

Клиент отсеивает и блокирует “вредные” для себя фразы. Но в этой игре он может “подыгрывать” Гипнотизеру, изображая из себя Начальника или Продавца в магазине. И давая некоторую реакцию на его слова, только особо не забирая инициативу на себя. Ведь все-таки смысл этого упражнения – дать проговорить Гипнотизеру свою речь.

Наблюдатель дает обратную связь Гипнотизеру по поводу экологии. И следит за временем.

20 минут.

Обсуждение.

10 минут.

Домашнее задание.

  1. Возьмите какой-нибудь текст (или кусочек текста) с описанием впечатлений (художественная литература, статьи в газетах и т.п.) и переведите на все "языки": В, А, К, АД. Объем текста – 10 - 15 предложений (художественная литература, статьи в газетах и т.п.).

  2. Ваша задача – выслушивая речь замечать (как сознательно, так и бессознательно) неэкологичные высказывания и отфильтровывать их. За источник неэкологичной речи можно взять телерекламу. Не менее 10 минут в день.

  3. Контролируйте собственную речь ­- отмечайте случаи употребления неэкологичных фраз. Старайтесь сразу же исправиться. Можно придумать себе "наказание" за использование неэкологичной конструкции: тут же щипать себя, давать оплеуху и т.п.

Заключительная медитация.

5 минут.

8-е занятие. Обобщение пройденного.

5 минут.

Настроечная медитация.

5 минут.

Общий круг.

15 мин.

Ритмическая калибровка.

Если вы вспомните ту небольшую таблицу, которую я вам давал по поводу областей калибровки и подстройки.

Сейчас мы займемся калибровкой и подстройкой под Внутренний Ритм. Ритм обычно очень хорошо описывает внутреннее состояние человека и может очень хорошо помочь войти в его внутреннее пространство.

Объединитесь в тройки: Гипнотизер, Клиент, Режиссер. Гипнотизер встает напротив Клиента, лицом к нему, а Режиссер становится за спиной Гипнотизера лицом к Клиенту так, чтобы последний его хорошо видел (а Гипнотизер нет).

1. Выражение ритма.

Клиент идентифицирует свой внутренний ритм и делает открытое выражение этому ритму, покачивая головой, постукивая ступней и т.д. но так, чтобы это было достаточно хорошо заметно и Гипнотизеру и Режиссеру.

2. Калибровка.

Режиссер сигнализирует Клиенту ускорять или замедляться, пока Гипнотизер калибрует и подстраивается к внешним изменениям, которые сопровождает сдвиги ритма. Учтите что надо дать время Гипнотизеру на калибровку и подстройку, прежде чем дать сигнал Клиенту к другому изменению.

  • Для этого иногда достаточно просто слушать внутри себя некую мелодию или песню.

Когда Гипнотизер думает, что он откалибровал Внутренний Ритм Клиента, он подает ему сигнал прекратить его открытое проявление.

3. Подстройка.

Затем Гипнотизер рассказывает Клиенту историю, подстраивая свой голос под его внутренний ритм, а Режиссер продолжает подавать сигналы Клиенту ускориться или замедлиться.

Если Гипнотизер не способен к ним подстроиться, то он сообщает об этом, и все возвращаются на второй шаг.

4. Смена ролей.

После того, как Гипнотизер научится хорошо подстраиваться под ритм, можно поменяться ролями. Хотелось, чтобы все побывали во всех трех ролях.

Хочу обратить ваше внимание на то, что это упражнение гораздо проще выполнить, чем объяснить. Ведь то, что вам предлагается здесь делать вы делаете постоянно – это ведь основная область подстройки – подстройка под ритм. Просто подстройка под позу или движение более заметна и более наглядна. А для калибровки ритма требуется быть более внимательным и наблюдательным.

20 минут.

Обсуждение.

Мне бы хотелось, чтобы вы научились слышать музыку, которая звучит внутри другого человека, улавливать его внутреннюю мелодию. Это очень просто – слушать мелодию. И тогда вы сможете понять его намного лучше. Потому что вы уловите его суть, его главный ритм.

И вы сможете слышать оркестр жизни, в котором каждый человек – это отдельная мелодия.

И все мелодии помогают и дополняют друг друга.

И все мелодии складываются в одну большую Мелодию Жизни.

А в ней ценна каждая своя маленькая мелодия. И потеря любой мелодии – это потеря для всех. Ведь мы все нужны этому миру, и каждый в нем играет свою роль. И без кого-то из нас Мир был бы не полным. В его мелодии чего-то не хватало бы.

Просто научитесь слышать эту Мелодию Жизни. И найдите в ней свою. И вы сможете тогда слышать мелодии других людей. И понимать то, что действительно у каждого человека своя мелодия. И никто не вправе решить за него, какой она должна быть.

Скрипка не может быть барабаном, а барабан – флейтой. В оркестре нужен каждый инструмент. И не смотря на то, что каждый играет свою мелодию, все они складываются в одно целое.

И тогда вы поймете, что не смотря на то, что все играют по-разному, но играют одно и то же.

Великую Мелодию Жизни!

10 минут.

Калибровка и Подстройка.

Если в предыдущем задании проверялись в основном знания, то сейчас мы будем проверять гораздо более важные вещи – ваше умение выполнять определенные действия. Например, ваши способности подстраиваться и калибровать. Объединитесь в тройки: Клиент, Гипнотизер и Режиссер. Для каждой микрогруппы надо сделать следующие карточки:

В

А

Ад

К  

Поза

Дыхание

Движение

Ритм

Экология  

Люди

Вещи

Время

Место

Ценности

Процесс

Гипнотизер садится напротив Клиента, а Режиссер за спиной Гипнотизера таким образом, чтобы тот не видел карточек, которые он будет показывать Клиенту. А если он показывает карточку, например “Дыхание”, то это означает, что надо изменить дыхание, “Поза” – соответственно позу. Но если он показывает карточку “В” – это означает что надо перейти в Визуальный Канал, в первую очередь речью, характерными словами и прочее. Ну, и позой и движениями тоже.

Если же показывают карточку “Экология”, то Клиенту надо ввести в свою речь неэкологичную фразу, а Гипнотизеру следует ее заметить и дать об этом сигнал Режиссеру.

Задача Гипнотизера в том, чтобы это все не только откалибровать, но и отзеркалить. Если Режиссер замечает, что Гипнотизер подстроился под изменение, то он показывает Клиенту следующую Карточку.

Если же Гипнотизер никак не может подстроится под какую-то карточку, например под “Дыхание”, тогда стоит ее все равно сменить, но через какое-то время показать опять. И показывать ее несколько чаще остальных.

  • Не забывайте меняться ролями.

40 минут.

Заключительный круг.

Давайте сейчас сядем в общий круг. Вот уже почти закончилось последнее занятие этой группы, вы уже чему-то научились и умеете делать некоторые забавные вещи. То есть вы сегодняшние совсем не те, что были, когда пришли сюда. Вот я вам и предлагаю придумать сейчас небольшую метафору про то, чем отличаетесь вы сейчас и тогда. У вас есть несколько минут подумать об этом.

30 мин.

Приложение.

Настроечная медитация.

Мне бы хотелось, что бы вы сели поудобней. Просто разрешите этому произойти. Будьте достаточно пассивны, для того чтобы быть посторонним наблюдателем.

И когда вы поймете, что вы погрузились достаточно глубоко, вы можете прислушаться к собственному дыханию,

и услышать мой голос,

и тиканье часов на стене,

и трамвай за окном,

и понять, что вы достаточно сосредоточены внутри себя, для того, чтобы представить себе пространство наполненное голубизной.

Там кроме этого ничего нет, только голубой цвет, который окружает вас со всех сторон, совершенно однородный и равномерный, куда бы вы не посмотрели.

И когда вы представите его себе достаточно ярко и четко, просто шагните внутрь.

Пустите эту синеву внутрь себя. И обратите внимание на те ощущения, которые возникают внутри вас, в ответ на этот цвет.

Просто будьте очень чутки и внимательны, но в то же время совершенно пассивны.

Вы только наблюдаете. И с вами что-то происходит. Просто ощутите это.

И когда вы осознаете все то ощущения, которые у вас вызывает голубой цвет прислушайтесь к себе. Что вы слышите.

Может быть это какие-то слова.

Или просто чьи-то интонации.

Или шум моря или ветра.

А может быть там у вас совершенно тихо.

И когда вы сделаете это, вы можете просто разрешить возникнуть внутри вас какому-то образу. И пусть это будет что-то нужное и важное для вас.

Это может быть какой-то символ.

Или какое-то место.

Или просто темное пространство.

И когда это произойдет, очень внимательно прислушайтесь к тому что звучит внутри вас.

И может сначала вам покажется, что вы ничего не слышите. Но через какое-то время вы поймете, что слышите какое-то бормотание.

И вы может даже не различаете слов, но можете различить интонации.

И постепенно этот голос становится громче и четче.

И вы можете даже различить отдельные слова.

И вы начинаете понимать, что голос говорит о чем-то важном и нужном. О чем-то, что вы когда-то знали, но забыли. Он рассказывает вам о тех вещах, которые помогут вам изменить свою жизнь и сделать ее такой, какой вы сами хотите.

Просто прислушайтесь.

И вы услышите.

И вы поймете, что этот голос не говорит ничего такого, что вы не знаете сами.

Ведь это ваш собственный голос.

Он только помогает вам обратить внимание на то, на что вы почему-то раньше забывали обратить внимание. Он поможет обнаружить то, что вы когда-то потеряли внутри себя. Какое-то знание, мысль, образ, которые помогут вам изменить что-то внутри себя, решить проблему или сделать открытие.

Просто нужно быть очень чувствительными и внимательными и вы найдете ответы даже на те вопросы, которые только собирались задать. Вы обнаружите в себе то знание, ту глубину, о которой вы даже не задумывались.

Просто будьте очень внимательны и чувствительны. И вы найдете это.

И вы сможете задавать себе вопросы.

И будете получать ответы.

Ведь это все находится внутри вас.

Это вы!

Это то в вас, на что вы не обращали внимание.

Но теперь вы можете этим пользоваться.

Теперь это полностью ваше.

Потому, что вы нашли это сами.

И когда вы это поймете, вы можете вернуться обратно, но сохранив в себе это понимание, это новое знание и умение.

И когда вы откроете глаза, это будет означать что вы все поняли взяли с собой то ценное и важное, что вы нашли внутри себя.

Возвращайтесь.

Заключительная медитация.

Сядьте поудобней. Прислушайтесь к собственному телу – может быть ему хочется сесть поудобней. Найдите то положение, в котором вам будет достаточно удобно погрузиться внутрь себя.

Для этого просто обратите внимание на ваше дыхание

вдох... выдох... вдох... выдох...

и внимательно следите, как с каждым выдохом вы погружаетесь все глубже и глубже... внутрь себя...

И когда вы погрузитесь достаточно глубоко нечто вы сможете заметить, как нечто внутри вас начало очень важную и нужную работу – все те новые знания и умения, весь новый опыт, все то, что вы осознали и не осознали,

это нечто начинает вносить в вашу жизнь,

именно в те ситуации, где это вам нужно,

и именно так, как это вам необходимо,

и эти новые знания и опыт

входят в вашу жизнь легко и непринужденно...

И этот процесс будет продолжать столько, сколько вам нужно...

И он будет идти пока вы будете ехать домой,

и пока вы спите,

и даже когда одеваетесь или чистите зубы...

Самое важное, что он уже начался и будет идти пока вам это нужно...

И если вы это осознали, вы можете начать возвращаться в эту комнату, просто сосредоточившись на ваших вдохах...

И в тот момент, когда вы откроете глаза, вы заметите, что ваше состояние улучшилось, настроение стало более приподнятым и вы чувствуете себя более энергичными и веселыми!

1Данные взяты из книги: Дж. О’Коннор, Д. Сеймор. “Введение в НЛП”.

2Калибровка – технический термин. Когда вы берете, например, вольтметр и выставляете его по тестовому напряжению, то это и называется калибровкой прибора. У некоторых приборов даже есть специальная кнопка – нажимаешь на нее и подкручиваешь стрелку.

3Фраза из телепередачи “Улица Сезам”.

4При объяснении упражнения слово “транс” лучше пока опустить и говорить просто про “погружение” или “углубление состояния”.

1-е занятие. Рефрейминг содержания.

  • 2-3 колоды карт.

Блок

Группа

Задача  

Общий круг.

вся

Знакомство, определение участников на группу.

20 мин

Коридор ресурсов.  

Введение в рабочее состояние, мотивация, сплочение группы.

15 мин

Коллективный рисунок.

5-7 чел

Умение работать в команде, знакомство с группой, определение и осознание целей и задач. Интеграция полученных ранее навыков.

45 мин

"Назови по другому".

5-7 чел

Представление о рефрейминге смысла.

30 мин

"Я слишком..."

вся

Представление и навык рефрейминга контекста. Получение конкретного результата (мотивация).

30 мин

Рефрейминг Содержания.

Лекция.

вся

Изложение теоретической модели с примерами. Ассоциация с предыдущим опытом.

20 мин

Рефрейминг Содержания.

Упражнения.

5-6 чел

Получение навыка в рефрейминге содержания (смысл и контекст).

30 мин.

Рефрейминг Содержания.

Терапия.

3 чел

Получение навыка в конкретной работе, мотивация получением конкретного результата.

30 мин.

Домашнее задание.

вся

Задание на дом, закрепление полученной информации, мотивация на получение практического навыка.

10 мин

Заключительная медитация.

вся

Интеграция полученного опыта в жизнь.

5 мин

  •  

Общий круг.

Общий круг. Все рассказывают о том, зачем они пришли на эту группу и что произошло с ними после предыдущей группы.

  • Можно сказать, что люди проговаривают цели и задачи на данную группу. На последнем занятии можно будет предложить сравнить то, что человек хотел с тем, что он получил.

15 мин.

Коридор ресурсов.

  • Данное упражнение основано на технике перегрузки – вначале Ведущий задет фразу (или фразы) достаточно общего характера, которые студент не успевает осознать – он идет по "коридору", а все остальные члены группы его перегружают: трогают, гладят, целуют, что-то говорят... В результате чего фраза уходит на бессознательное, которое пытается найти в ней смысл. Что оно обычно и делает.

  • Желательно чтобы все проходило достаточно весело и члены группы не просто друг друга щипали, а именно выражали свои хорошие чувства друг к другу – тогда в результате упражнения получится весьма ресурсное состояние у всей группы.

  • Помощником может быть любой член группы: фразы записываются на бумажку и он просто их зачитывает на ушко студенту – можно как после того, как свою фразу скажет Ведущий, а можно и одновременно с ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться