Любимов Александр "Мастерство Коммуникации"

После того, как все студенты пройдут, по "коридору" могут пройти Помощник с Ведущим.

Все встают в две шеренги друг напротив друга. И по очереди подходят к Ведущему с Помощником, которые стоят в голове, и те им шепчут на ушко по фразе. После этого человек идет по "коридору”, а стоящие выражают ему свою любовь: трогают, гладят, треплют его, говорят что-то. Прошедший становится в его конец. И так продолжается, пока не пройдут все.

Фразы:

Курсивом выделены слова, на которые стоит ставить ударение при чтении.

Если ты пойдешь по миру в поисках мастерства – найдешь мастерство.

Если ты пойдешь по миру в поисках любви – найдешь любовь.

Как ты узнаешь об этом?

Не бывает поражений, существует только обратная связь!

Неудача – это всего лишь способ описания результата.

Ты можешь быть таким, каким хочешь.

Каждый имеет право на ошибку.

Любопытство – дверь к познанию.

Карта - это еще не территория.

Сознание и тело - части одного целого.

Весь наш жизненный опыт находится внутри нас.

Если ты что-то делаешь – это тебе зачем-то нужно.

Любое поведение имеет позитивную направленность.

У тебя всегда есть ресурсы для достижения твоих целей.

У каждого внутри свой собственный мир.

Мир любит тебя!

Мы с тобой.

Всегда твой выбор!

Изменяйся!

Прошлого уже нет, будущее еще не наступило. Существует только настоящее.

15 мин.

Коллективный рисунок.

По два листа бумаги формата А4 на каждую микрогруппу, фломастеры.

Цель данного упражнения: во-первых произвести интеграцию знаний на бессознательном уровне, во-вторых организовать микрогруппы в единый рабочий коллектив. Если вы обратили внимание, сначала идут несколько упражнений на сплочение группы и задание изначально хорошего ресурсного состояния.

Учтите, что состояние с которого начнет работать группа скорее всего будет накладываться на все занятия курса, так что желательно добиться максимально рабочего и ресурсного состояния в самом начале курса. При этом предполагается, что вам не требуется установления раппорта с группой – он должен был быть достигнут на МК-1, и от вас требуется только напомнив о нем, восстановить его.

Объединитесь в группы по 5-7 человек. Каждой группе будет выдано по два листа бумаги. На одном каждому из вас надо нарисовать свой символ того, что такое коммуникация.

Каждому из вас нужно сначала нарисовать свой собственный символ того, чем мы здесь занимались, и объяснить, что он обозначает.

После того, как вы все это сделаете, на втором листе вам надо нарисовать общий символ, который бы учитывал символы каждого из членов вашей микрогруппы.

Учтите, что каждый член микрогруппы должен быть согласен с этим новым символом.

Вы можете сделать сколько угодно черновиков (для чего используйте первый лист), но на втором листе у вас должен быть только конечный вариант коллективного символа.

15 мин.

Обсуждение.

Каждая группа демонстрирует, что у них получилось, и объясняет смысл символа. После этого идет разговор в общем кругу, как кто вел себя в процессе работы.

Результаты работы каждой группы не обсуждаются и не рецензируются – просто принимаются "как есть", вне зависимости от того, совпадает это с представлениями Ведущего или нет. Ошибки могут быть утилизированы в процессе дальнейшей работы, но не во время данного упражнения.

Представления работы каждой группы поддерживается аплодисментами. Если с этим возникают трудности, можно задать это явно, например фразой:

– Давайте поддержим наших товарищей.

– А теперь бурные аплодисменты.

И т.п.

Или неявно, когда ведущий сам начинает аплодировать, подавая пример другим.

Учтите, что то что здесь происходит – отражает то, как вы живете. Но это может зеркало может отражать совершенно разные вещи. То как вы ведете себя обычно, и то, что вы скрываете в себе и это сейчас прорвалось, и то, каким вы хотите быть. Что у кого отражалось?

15 мин.

Назови по другому (Рефрейминг Смысла).

Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот не долго думая пишет: "Туп и упрям".

– Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.

– А что писать?

– Напиши: "Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении".

Одна из возможностей языка – называть одно и то же действие по-разному. И тут же меняется оценка. Одно время у нас говорили о "Великой Октябрьской Революции", в начале 90-х начали говорить об "Октябрьском бунте", а сейчас употребляют фразу "Октябрьская Революция". Фраза передает оценку, отношение, хотя само событие при этом не меняется.

Это умение – играть со значениями слов – вам очень может пригодиться в жизни. Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные поступки. Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется более полезной и правильной.

Вы объединяетесь в группы по 4-6 человек. Ваша задача – придумать как можно больше пар слов означающих одно и то же действие, но с разной оценкой.

Лень – Экономия энергии,

Жадность – Бережливость,

Занудство – Настойчивость,

Скрупулезность – Занудство.

15 мин.

Обсуждение.

10 мин.

Я слишком...

Девушка приходит исповедоваться к Священнику:

– Святой Отец, я грешна. Я каждое утро подхожу к зеркалу, рассматриваю себя и думаю: "Я слишком красива"!

– Ну что вы, Дочь Моя! Это не грех, это заблуждение.

И еще одно упражнение.

Возьмите по листику и напишите на нем любое утверждение типа "Я слишком ...":

Я слишком много времени трачу на компьютер.

Я слишком рассеянна!

Я слишком ленив.

Я слишком доверчива.

Потом вы находите себе пару и меняетесь листиками, после чего уже с новыми листиками ходите и собираете как можно больше фраз, начинающихся с "зато":

Я слишком ленив.

Зато ты не сделаешь лишних ошибок.

Я слишком доверчива.

Зато ты доверяешь людям.

Я слишком рассеяна.

Зато ты не потратишь время на кучу ненужных дел.

Зато это уменьшает нагрузку.

Ваша задача – собрать как можно больше таких вариантов.

Обсуждение.

После того, как я прочитал, что мне написали, все стало как-то более спокойно и приятно.

Я написала: "Я слишком послушна". А вот один из ответов, который мне понравился больше всего: "Зато будешь хорошей женой".

А я увидел мою проблему как бы с других сторон. И оттуда все видится не так уж проблематично.

А у меня еще круче. Раньше я от этого страдал, а теперь мне это даже нравится.

15 мин.

Рефрейминг Содержания.

Если тебе изменила жена, радуйся,

что она изменила тебе, а не отечеству.

А. П. Чехов.

НЛП - способ мыслить.

С английского слово reframe можно перевести множеством разных способов: это и замена рамки у картины, и, наоборот, замена картины в рамке. Обычно, при переводе на русский, применяют слово переформирование. Хотя этот вариант перевода и передает общее настроение этого термина, но при этом несколько теряет в смысловом значении и в игре слов...

Давайте проведем небольшой эксперимент. Вспомните образ неприятной для вас ситуации...

А теперь поместите его в золотистую рамку. У кого изменилось отношение к этому событию?

Поднимаются руки.

А теперь сделайте рамку искрящейся. Что произошло?

Образ стал менее напряженным.

Всё как-то стало более спокойным.

Сейчас была только образная метафора.

Рефрейминг (или переформирование) – это способ поменять оценку, сменить ее на другую.

Существует очень много видов переформирования. То, чем мы начали заниматься сегодня, называется Рефреймингом Содержания. Это единственный вид переформирования, для которого требуется знание содержания проблемы. Для всех остальных обычно этого не нужно.

А какие еще рефрейминги бывают?

Например: "Договор Частей", "Шестишаговый Рефрейминг", "Интеграция Противоположных Частей", "Одношаговый Рефрейминг". Некоторые мы пройдем.

Итак, Рефрейминг Содержания. Он направлен на то, чтобы поменять значение, оценку события. А вместе со сменой значения изменится и отношение.

Это можно сделать двумя способами:

Первое: прямо предложить это другое значение (рефрейминг значения (смысла).

Второе: найти такой контекст, в котором это событие само по себе будет обладать другим смыслом.

В первом упражнении, когда вы искали другое слово для обозначения события – это был рефрейминг значения, когда придумывали ответ с "зато" – рефрейминг контекста.

Рефрейминг – это возможность выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны. Любая проблема – это неуравновешенные весы, на одной чаше которых находятся наши желания, а на другой, то, что мы имеем в данный момент. Решение проблемы – это возврат весам равновесия. И как вы понимаете, это можно сделать разными способами. Можно дать человеку то, что ему не хватает, а можно изменить желания.

Рефрейминг содержания не меняет самого поведения, он меняет только отношение, в результате чего меняются и желания человека. И я надеюсь, что вы уже понимаете, что иногда более эффективно помочь человеку изменить собственное поведение, чтобы он мог достичь желаемого, а иногда более полезно изменить отношение.

Рефрейминг содержания не меняет самого поведения, он меняет только отношение

Если проблема заявлена как негативное восприятие окружения или самого себя (муж не любит, погода всегда плохая, работа омерзительная, дети невозможные, я полный неудачник) тогда, на мой взгляд, более полезно менять оценку ситуации. Если же заявленная проблема состоит в трудностях поведения (не могу сменить работу, не могу выучить английский, не умею отказывать) то тогда переформирование содержания, скорее всего, поможет меньше.

Хотя иногда смена оценки весьма помогает при изменении поведения, и наоборот.

Здесь все будет зависеть и от желания Клиента, и от его карты. Рефрейминг Содержания – очень простая, и, в тоже время, очень трудная вещь. Сам по себе он прост, но нужно его подобрать так, чтобы он максимально соответствовал карте другого человека.

Например, в Синтоне будет практически универсальным переформирование: – Зато это повод поработать над собой. Но для большинства других людей этот вариант будет малоподходящим.

К тому же рефрейминг должен восприниматься (и подаваться) как нечто очень важное. Только в этом случае он будет действительно эффективен. В виде шутки он, скорее всего, не сработает.

Но это тоже для кого как.

Переформирование значения.

Переформирование смысла гораздо шире, чем просто поиск слов с разным значением.

Однажды к Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир и привел свою дочь.

– Она меня не слушается. Она упряма, – заявил он.

Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:

– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?

– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!

– И вы были настойчивы в достижении своей цели?

– О, да! Я трудился как вол?

– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь, унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?

– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли...

Эта история действительно произошла. И в ней не изменилась сама ситуация. Не изменилось поведение девочки. Просто ее поведению отец стал приписывать совершенно другое значение. Упрямство превратилось в настойчивость!

Еще одна история.

У меня есть знакомая семейная пара. Жена баскетбольного роста вышла в новой очень-мини-юбке. Муж ее спрашивает:

– Бабки плюются?

– Да.

– Значит то, что нужно.

Для того, чтобы сделать рефрейминг смысла, вам нужно либо знать значение, которое придает человек событию, либо точно о нем догадываться. Если девушка говорит, что: "Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины", то это может означать множество разных вещей. Например, она может предполагать, что когда на нее смотрят мужчины, то они ее сексуально хотят; что у нее прыщи на лице и она этого стесняется; что она привлекает слишком много внимания; что обращают внимание на ее неловкость (существующую или мнимую).

И для реакции на это заявление, чтобы рефрейминг сработал, вам необходимо знать это значение. Для этого вы можете задать прямой вопрос: "А что это для вас обозначает?", можете, полагаясь на интуицию, сделать наиболее подходящее переформирование и отследить реакцию – если вы не попадете, скорее всего Клиент вам скажет об этом.

Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины.

А что плохого в том, что вы кому-то нравитесь?

Это-то и плохо! Он мне в отцы годится, а все туда же...

Здесь можно отреагировать по разному:

А может, вы просто напоминаете ему его дочь?

Но если вы вызываете сильные чувства даже у пожилого мужчины, скорее всего, вы весьма привлекательно выглядите.

И т.д.

Рефрейминг Контекста.

В переформировании контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищите ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое (положительное) значение.

Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее.

Но этим рефреймингом мы активно занимались, когда делали упражнение с "Зато".

Я слишком молчалива.

Зато не скажешь ничего лишнего.

Молчаливых любит начальство.

Когда я занимался ребефингом, мне попалась бумажка озаглавленная: "100 способов изменения отношения к ситуации". Там было как раз 100 вариантов рефрейминга контекста. Вот один, который мне запомнился больше всего: "Зато будет о чем после вспомнить".

Тренировка.

Если говорить формально, вы можете попробовать свести любую проблему либо к виду: "Я испытываю Х когда Y" (при чем Х – это что-то неприятное), и тогда вы можете сделать переформирование смысла, либо к виду: "Я слишком Z", и тогда вы можете сделать переформирование контекста.

Формальное разделение такое:

если фраза ответа может начинаться начинается «зато...»,

то это рефрейминг контекста,

а если с «это означает...» – то смысла.

Если у вас в описании проблемы присутствует четкое определение контекста – тогда вы делаете рефрейминг значения, если же четкой привязки к контексту нет – рефрейминг контекста.

Но, я думаю, вы достаточно гибки для того, чтобы понять, что деление на переформирование контекста и переформирование смысла достаточно условно. Если позадавать вопросы, то можно свести к любому типу рефрейминга.

Упражнение.

Вы объединяетесь в микрогруппы по 5-6 человек. Водящий выдает какую-нибудь проблему, а все остальные, по кругу, делают переформирование – любое, какое получится, либо контекста, либо значения. Естественно, повторяться нельзя.

Водящий может сообщать, как о существующей проблеме, так и о возможной. Но постарайтесь подобрать что-то вам близкое, чтобы можно было проверить результат калибровкой невербальных реакций.

После того, как все сделали свои рефрейминги, Водящим становится следующий по кругу.

Можно задавать вопросы Водящему, но только для большего прояснения картины.

Внешние признаки достижения результата: явная смена невербалики.

20 мин.

Упражнение 2.

Хорошо, а теперь возьмите по карте. И теперь, вне зависимости от типа заявленной проблемы, вам необходимо сделать:

Рефрейминг значения, если масть черная.

Рефрейминг контекста, если масть красная.

Вы имеете право задавать вопросы. Напоминаю, что при определенном желании любую проблему можно свести к одному из типов высказываний: "Я слишком Х" или "Я чувствую X когда Y".

Это не является правдой, но если вы будете так думать то научитесь этой технике быстрее.

20 мин.

Обсуждение.

Когда разойдешься – придумывать очень легко. И в голове не один, а несколько. Остается только выбрать лучший.

Действительно, практически любую проблему можно свести и к переформированию значения, и к переформированию контекста.

А мы натолкнулись на то, что никакие варианты рефрейминга просто не подходили. Когда потом обсуждали выяснилось, что человек хотел все-таки изменить поведение, а не отношение.

Замечательно! Будьте очень внимательны к тому, что хотят другие люди. Рефрейминг содержания изумительная вещь, но он не может работать всегда и везде, по той простой причине, что не всегда люди хотят менять отношение. Чаще для них важнее изменить поведение.

Но! Рефрейминг может очень хорошо помочь при работе с изменением этого поведения. Или быть первым шагом. Если проблема не выглядит очень страшной, к ней легче подступиться и решить.

Домашнее задание.

Написать не менее 5 утверждений типа: "Я слишком ...", и придумать к каждому не менее 5 рефреймингов Контекста.

Аналогично предыдущему: не менее 5 утверждений типа: "Я чувствую X когда Y", (при чем Х – это что-то неприятное для вас) и пишите к каждому не менее 5 рефреймингов Смыла.

8. Заключительная медитация.

10 мин.

2-е занятие. Подстройка и отстройка.

Блок

Группа

Задача  

Настроечная медитация.

вся

Настройка на занятие, приведение в рабочее состояние.

5 мин

Общий круг.

вся

Связь с предыдущим опытом, ответы на вопросы, интеграция опыта.

15 мин

Отпор.

5-6 чел

Связь с опытом полученным на предыдущем занятии. Доведение до уровня бессознательной компетенции.

30 мин

Отстройка.

3 чел

Получение представления и предварительного опыта в отстройке.

40 мин

Умение отказывать.

2 чел.

Получение навыка в отстройке.

20 мин

Подсознательная подстройка.

Демонстрация.

вся

Демонстрация (мотивация) нужного навыка.

20 мин

Подсознательная подстройка.

Упражнение.

3 чел

Получение навыка в подсознательной подстройке (перевод навыка подстройки на уровень бессознательной компетенции) и ведении.

40 мин

Тень.

2 чел

Интеграция навыка, мотивация.

20 мин.

Домашнее задание.

вся

Задание на дом, закрепление полученной информации, мотивация на получение практического навыка.

10 мин

Заключительная медитация.

вся

Интеграция полученного опыта в жизнь.

5 мин

Настроечная медитация.

5 мин.

Общий круг.

15 мин.

Рефрейминг содержания.

Давайте вспомним, чтобыло на прошлом занятии. Надеюсь, вы все потренировались дома, поэтому вам будет очень легко сделать то, что я вам предложу. Я сейчас буду выдавать вам проблемы, а вы будете делать к ним переформирования. Чем больше, тем лучше.

Меня никто не любит.

Когда мне отказывают, у меня портится настроение.

Я слишком хорошо отношусь к людям, и они меня часто обманывают.

У меня болят зубы.

Я слишком застенчив.

Чтобы я ни делал, у меня ничего не получается.

Упражнение " Отпор".

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать "наезды": определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Члены группы придумывают отрицательные качества Водящего (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с “зато...” (рефрейминг контекста). После “зато” идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. При чем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг значения). По 4-5 вопросов каждому.

Ты вспыльчивая.

Зато мужчинам нравятся страстные женщины.

У тебя косоглазие.

Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать "наезды", то есть поддерживать личную экологию.

Если вы нашли подходящие рефрейминги в 3 случаях – это хороший результат.

После того, как Водящему задали 5-7 вопросов, Водящим становится следующий по часовой стрелке.

20 мин.

Отстройка.

Зачем нужна отстройка?

Мы много говорили с вами о том, как подстраиваться. Но в жизни есть ситуации когда надо “отстроится”, отсоединится. Это часто нужно с надоедливыми и некорректными знакомыми, любовниками и любовницами, с которыми вы хотите прекратить отношения, бизнесменами, которые взяли вас на крючок (что требует хорошей подстройки) и уговаривают купить товар, который вам не нужен. И в еще куче случаев...

Объединитесь в группы по 5-6 человек и попробуйте определить, в каких случаях стоит “отстраиваться” и зачем. Попробуйте найти что-то новое. Отстраиваться можно ведь не только от людей...

Можно сделать в виде мозгового штурма от всей группы, при этом Ведущий записывает все предложения от группы. Время, естественно, сокращается.

15 минут.

Обсуждение.

От чего можно отстраиваться:

несовпадение намерений;

реклама;

стадность (от группового поведения);

негативное состояние;

ситуация;

чужое влияние;

транс;

телевизор;

тема;

10 минут.

“Стена”.

Можно связать с "экологической защитой".

Объединиться в микрогруппы по 3 человека: Оператор, Клиент и Наблюдатель. Оператор с Клиентом ведут разговор на какую-то интересную тему. Оператор сначала подстраивается а потом, в какой-то момент, представляет что между ним и Клиентом стена. Обычная кирпичная или бетонная, в зависимости от желания. И разрешите своему телу делать все, что оно сочтет нужным, “отпустите” себя.

Это один из способов сообщить подсознанию, что Вы хотите отстроится от партнера. Можно представлять себе закрытую дверь или задвижку в печи – это просто символ, команда понятная подсознанию.

Наблюдатель следит за разговором и пытается угадать, в какой момент была “отстройка”.

Отстройка может быть резкой, если вам нужно "отвязаться" от незнакомого, но навязчивого человека, а может быть аккуратной, плавной, если вы хотите сохранить хорошие отношения с собеседником, но "просто пора заканчивать разговор". То есть высота и прочность стены зависят от ситуации: помните, что резкая сильная отстройка может обидеть человека.

Следите, чтобы все побывали во всех ролях. За временем следит Наблюдатель.

15 минут.

Обсуждение.

В общий круг. У кого что получилось, что показалось странным, что не получилось?

Обычно рассказывают, что это очень заметно. Резко меняется поза и голос Оператора. Разговор перестает быть интересным, не клеится.

То, чем мы сейчас занимаемся – это не только отстройка. Это защита. Защита от чужого влияния, защита от воздействия. “Стену” можно ставить ведь не только по отношению к людям, но и к рекламе, к книге, к радио, к вещам...

Подстраиваясь под кого-то вы можете “считать” с него неприятную эмоцию, болезнь или еще чего-нибудь неприятное. А “стена” – это один из множества способов защиты. При желании вы можете придумать их множество. Образ стены – это только символ.

10 минут.

Умение отказывать.

Сейчас вам предлагается поучиться отстраиваться друг от друга. Есть множество ситуаций, в которых полезно вовремя прекратить беседу. Сейчас вам предлагается несколько таких ситуаций, которые вы попробуете разыграть. Разбились на пары и встали в карусельку.

1. Дальний знакомый.

Сейчас те, кто находятся во внешнем кругу, люди, которые внезапно встретили дальнего Знакомого. А Знакомый начинает расспрашивать Вас о жизни, семье и работе. Вы сначала ввязывается в разговор, но потом, взглянув на часы, обнаруживаете что вам пора идти. Ваша задача – красиво уйти, не обидев собеседника. Уйти, а не убежать.

Как вы уже догадались, те кто во внутреннем кругу как раз и играют роль этих знакомых. Одно из наиболее характерных качеств этих знакомых – надоедливость и непонятливость. Ваша задача – осложнить жизнь вашим партнерам. Учтите, что человеку, который под вас подстроен, отказать очень трудно. Поэтому задача тех, кто отказывает – отстраиваться, а тех, кто просит – не давать им уйти. Это борьба не на жизнь, а на результат.

Сидящим во внешнем кругу нужно найти такой уровень (и такую скорость) отстройки, чтобы закончить общение и в то же время сохранить хорошие отношений с собеседником.

3 минуты.

Так, прекрасно. Минута обратной связи и внешний круг сдвигается на одного человека вправо. Задание то же, но красиво уходят стоящие во внутреннем кругу, а те кто во внешнем играют роль занудливых и нагловатых знакомых.

3 минуты.

Прекрасно. Минута обратной связи.

2. Занять денег.

Внутренний круг сдвигается на одного человека вправо.

Новое задание. Стоящие во внутреннем круге страстно желают занять у своего знакомого из внешнего круга небольшую сумму денег. Главное из ваших достоинств – навязчивость и нахальство.

Задача тех, кто находится во внешнем круге – отказать. Оказать корректно. Учтите, что деньги у вас есть. И вам запрещается говорить, что у вас их нет.

3 минуты.

Отлично. Минута обратной связи. И сдвигаемся на одного человека. Задание то же, но внешний и внутренний круги меняются ролями.

3 минуты.

Минута обратной связи.

3. Отказ с комфортом.

Я обратил внимание на то, что многим из вас было трудно отказывать. Кто чувствовал дискомфорт, когда отказывал? Я понимаю, что одним трудно просить, а другим отказывать. Поэтому сдвигаемся на одного человека. Ситуация та же. Но... Задача тех кто просит, и тех, кто отказывает чувствовать себя предельно комфортно. Те, кто отказывают – у вас деньги, которые просят есть, и вы их дать можете, просто не собираетесь или не хотите давать их этому человеку. Вам запрещается врать и выдумывать предстоящие траты и уверять, что это ваши последние деньги. Вы просто отказываете, потому что вам не хочется давать деньги этому человеку. Но корректно. Начали.

3 минуты.

Отлично. Сдвинулись еще на одного человека. Круги поменялись ролями.

3 минуты.

Обратная связь и садимся в общий круг.

Подсознательная подстройка.

Мы достаточно много говорили о том, подо что можно подстраиваться: поза, голос, дыхание, движения... В этом варианте подстройки вы как бы контролируете этот процесс сознательно. Но то же самое можно делать и бессознательно. Для этого просто надо научиться правильно давать команду самому себе и разрешать телу эту команду выполнять. Это очень простая и, в то же время, очень сложная техника. Простая она потому, что здесь от вас не требуется сознательный контроль за процессом: вы просто даете себе задание и разрешаете себе его выполнить. А сложная потому, что некоторым это очень трудно сделать – отпустить себя. Наше сознание очень властно и достаточно часто боится потерять контроль.

Я хочу сразу предупредить, что умение контролировать себя – совершенно изумительное качество. Вопрос не в его наличии или отсутствии, а в том, кто кем управляет – вы контролем или он вами. Есть ли у вас выбор: контролировать или отпустить себя по собственному желанию. Очень часто мы контролируем себя, когда лучше бы было довериться и действовать спонтанно, и, в то же время, совершенно можем потерять всякий контроль над собой, когда этого как раз делать бы не следовало – вспомните фразу “выйти из себя”.

Я предложил бы фразу, описывающее это: Управляемая Спонтанность. Это умение совместить совершенно несовместимые вещи – Контроль и Спонтанность. Но человек совершенно непостижимое существо и может делать совершенно фантастические вещи. Например, совмещать несовместимое или объединять противоположности.

Упражнение.

Вначале проводится демонстрация.

1. Образ.

Сначала вы создаете визуальный образ того человека, под которого хотите подстроиться. Старайтесь сделать его максимально четким и резким.

Это не означает, что он обязательно будет четким и резким, просто вы делаете это максимально возможно для себя.

Можно даже сделать так: закройте глаза, создайте образ, а потом сравните с оригиналом. Подправьте, а потом опят сравните. Так можно сделать несколько раз, пока не будет достаточно похоже.

2. Войди в образ.

А теперь вам нужно просто войти в этот образ. Шагнуть в него. Совершенно физически. И отпустить себя. Разрешить своему телу делать то, что оно сочтет нужным. Но исходя из образа. Можно даже немного походить и поговорить, чтобы убедиться, что вы уже немного другой.

3. Ведение.

Попробуйте повести за собой партнера – смените дыхание, позу, двиньте рукой... Как вы помните – единственная четкая проверка подстроенности – возможность ведения.

Лучше при демонстрации выбрать пару желающих и одного посадить на стул. Того, который подстраиваться, поставить рядом и предложить создать образ сидящего на соседнем стуле. Потом предложите ему на этот стул сесть и отпустить себя. Можно предложить закрыть глаза и прислушаться, чего хочет тело.

Предложите сказать несколько фраз сначала Образцу, а потом Подстраивающемуся. Потом попросить встать Подстраивающегося и опять сказать эти фразы. Обратить внимание зала на изменение голоса (оно обычно есть). Попросить его опять сесть “в образ” и повторить те же фразы. Еще раз предложить закрыть глаза. А в это время поднять руку у Образца. Обычно Подстраивающийся активно на это реагирует – то у него начинает чесаться голова, то ухо, то просто хочется поправить волосы.

Вы обратили внимание, что не надо контролировать позу, голос и дыхание. Все происходит совершенно автоматически – человек просто подстроился и все.

Но эта техника имеет и свои недостатки. Проблема здесь в том, что подстраиваясь “без сортировки”, вы можете считать с человека какую-нибудь его проблему. Бессознательному же неважно, проблема это или нет – это новый вариант поведения на который его направляют. И берет оно его целиком.

Вместе с женой вы получаете в нагрузку и тещу тоже.

Именно поэтому хорошо бы все-таки этим процессом немножко управлять и ставить некие экологические фильтры. И после завершения подстройки выходить из образа, давая понять подсознанию, что вы отстраиваетесь от этого человека.

Объединитесь в тройки: Клиент, Оператор, Режиссер и потренируйтесь в технике Подсознательной Подстройки. Режиссер руководит процессом и следит за временем.

20 мин.

Обсуждение.

10 мин.

Тень.

Если вы хорошо подстроитесь под человека вы сможете не только повысить его доверие к себе, но даже читать его мысли и намерения. Если вы не верите, то давайте сейчас просто попробуем это сделать.

Правда есть некоторое ограничение на чтение мыслей - только предположительные движения.

Объединитесь в пары. Вы будете ходить друг за другом в паре. Передний – Водящий, задний – Подстраивающийся. Водящий просто ходит, ходит, ходит, а в какой-то момент, когда он решает сделать некое действие или куда-то свернуть, он хлопает в ладоши и отходит в сторону. А Подстраивающийся встает на его место и пытается определить, чего же такого Водящий хотел сделать.

Для того, чтобы Подстраивающийся мог это сделать достаточно хорошо, сначала он максимально подстраивается под Водящего – идет нога в ногу, след в след и повторяет его движения. Он как бы становится его "тенью", пытается слиться с ним.

После того, как вы попробуете это сделать несколько раз, вы поймете, что все это весьма просто. Хорошим результатом считается 3 угадывания подряд, после чего вы меняетесь ролями.

20 мин.

Домашнее задание.

Попробуйте в общении с разными людьми (5-7 человек) несколько раз подстроиться и отстроиться, и наблюдайте за реакцией.

Составьте список ситуаций в которых (и от которых) лично вам надо отстраиваться. Определите условия "отстройки".

Подстроиться под человека и попробовать повести. Самое простое - на уровне движений (более заметно и легче проверить). Не менее 7 человек. Но помните об экологии...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться