Тренировка навыка. Доведение до уровня бессознательной компетенции.
20 мин
Стратегии.
Лекция.
вся
Получение навыка в подсознательной подстройке (перевод навыка подстройки на уровень бессознательной компетенции) и ведении.
20 мин
Упражнение "Калибровка стратегий"
3 чел
Навык в калибровке стратегий.
20 мин
Упражнение "Ведение"
3 чел
Тренировка калибровки и ведения.
25 мин
Домашнее задание.
вся
Задание на дом, мотивация на получение практического навыка.
10 мин
Заключительная медитация.
вся
Интеграция полученного опыта в жизнь.
5 мин
Настроечная медитация.
5 мин.
Общий круг.
15 мин.
Рекламный ролик.
Подготовка.
В группах по 5-6 человек. Сделать рекламный ролик на 1-2 минуты (текст и сценарий). При этом желательно использовать в ролике:
-
Рефрейминг.
-
Якоря.
-
Речевые стратегии.
20 мин.
Представление.
Показ рекламных роликов.
15 мин.
Метафоры.
Метафоры помогают найти наиболее подходящую аналогию в пределах карты Клиента, то есть соединить новый опыт с уже имеющимся. Очень часто метафоры могут быть единственно возможным вариантом объяснения, особенно если у собеседника нет опыта, про который нужно что-то рассказать.
Метафорой может быть:
-
Прямая аналогия.
-
История.
-
Личный опыт.
-
Притча.
-
Анекдот.
-
Пословица, поговорка.
-
Легенда.
-
Тост
-
Сказка.
В принципе, чаще всего, типы метафор отличаются только способом рассказа и окружающим антуражем. Притчи рассказываются нараспев и с мета-сообщением, что "это очень важно". Анекдоты рассказываются быстро и весело. Легенды требуют сообщения о древности, длинного и пространного изложения.
При некотором терпении и сноровки один вид метафоры легко перевести в другой. Если я хочу рассказать притчу, я рассказываю нараспев, и главное действующее лицо – Ходжа Насреддин или Буддийский Мастер. Если я хочу рассказать анекдот, то это будет быстрая история про Петьку с Василием Ивановичем, Штирлица, или Нового Русского. Легенда будет повествовать о героях и мудрецах прошлого. Пословица обычно просто напоминает о каком-то опыте. И т.д.
Помните старую историю о черепахах?
История.
-
В начале века жил в Америке один ученый, назовем его Джеймс. И он ездил по стране и читал научно-популярные лекции про достижения науки. Однажды он приехал в маленький городок, где большинство населения было фермерами. И вот Джеймс вышел на сцену и начал свою лекцию. Он опасался, что его лекцию могут не понять, но зал слушал достаточно спокойно. Только в первом ряду сидела маленькая сухонькая старушка, которая постоянно хихикала. Джеймс в ответ усиливал свое красноречие, но она продолжала хихикать...
-
Но вот лекция закончилась, все пошли к выходу, а старушка из первого ряда подошла к Джеймсу и ехидно спросила:
-
– Мистер Джеймс, так на чем же, по вашему, держится Земля?
-
Ошарашенный Джеймс сразу начал вспоминать закон Кеплера, но так как он был мудрым человеком, то просто спросил:
-
– А как вы сами думаете, мэм?
-
– Земля держится на большой черепахе!
-
– А черепаха-то на чем держится????!!!
-
– Вы меня не запутаете! Там черепахи до самого низа!
Анекдот.
-
– Скажи, Фурманов, а на чем земля держится?
-
– Да как тебе сказать Петька. Вобщем, ни на чем. Сама летает.
-
– Не,- говорит Василий Иванович,– она лежит на черепахе.
-
– А черепаха на чем: – изумляется Фурманов.
-
– А они там до самого низу.
Пословица.
Притча.
-
– О, Ходжа. Ты прочитал множество книг, твоя голова седа и о твоей мудрости ходят легенды. Ответь мне на вопрос: на чем держится Земля, почему она не падает в бездну?
-
Ходжа задумался, и чтобы выиграть время, сам задал вопрос старику:
-
– А как ты сам думаешь, на чем держится Земля?
-
– По моему разумению, на гигантской черепахе.
-
– А черепаха то на чем, – изумился Ходжа.
-
– Я так думаю господин, они там до самого низу.
Легенда.
-
Это было так давно, что даже память о тех странах стерлась из людской памяти, кости тех героев истлели а города превратились в развалины, которые занесло песком. Но сохранилась легенда, которая передавалась из уст в уста, и хотя прошло множество лет, правда содержащаяся в ней не стерлась о время.
-
Жил в одной древней стране юноша, сын богатого купца. И пока остальные дети развлекались, бегали и крали яблоки в соседних садах, он изучал мудрые книги, пытаясь постичь окружающий мир. И вот однажды его стал мучить один вопрос:
-
– На чем держится земля? Яблоко держится за дерево, дерево растет из земли, а на чем держится сама земля?
-
И он спрашивал об этом Учителей и Мудрецов, Священников и Старцев, читал мудрые книги написанные так давно, что мы даже не можем себе представить, но нигде не мог найти ответа. Он истратил кучу денег, перестал пить и есть, и его мать плакала по ночам, а отец поседел раньше времени. И вот однажды, когда в их город пришел странствующий дервиш, юноша обратился со своим вопросом к нему.
-
– Я сам не могу ответить на твой вопрос. Но на востоке лежит страна, в которой живет мудрец. Он так мудр, что даже звери приходят спросить у него совета, и он отвечает им на их языке.
-
Загорелся юноша, взял у отца последние деньги и снарядил караван. Долго шли они через пустыни, пересекали бурные реки, отбивались от разбойников и воров. И вот наконец они пришли к горе, на которой в хижине жил Мудрец. Юноша пришел к нему с горой самых замечательных шелков, золотых блюд украшенных драгоценными камнями, мешками монет и положив все это перед ним, спросил:
-
– О, мудрейший. Я шел сюда сотни дней и претерпел множество опасностей и трудностей. Я принес тебе богатые дары. Ты – моя последняя надежда. Я знаю, что твоя мудрость так велика, что ты знаешь все на свете. Ответь мне: на чем держится земля.
-
Мудрец прервал молитву, открыл глаза и, посмотрев на юношу, сказал:
-
– Она стоит на громадной черепахе.
-
– А на что опирается та черепаха? – с почтительностью спросил юноша.
-
– Они там до самого низу, – с улыбкой ответил Мудрец.
Здесь задача метафоры обыграть фразу "черепахи до самого низу" так, чтобы она запомнилась и к ней можно было обращаться. Это гораздо быстрее и симпатичнее, чем подробно рассказывать о различных уровнях обобщения, о структуре представления информации и т.п. Метафора позволяет обратиться к опыту человека и строить новое понимание на его основе, предоставляя только форму, которую каждый человек сможет заполнить собственным содержанием. Метафора более обращена к правому полушарию и позволяет создать красочную, яркую картинку, которая скорее всего запомнится гораздо лучше, чем просто сухое объяснение. И будет доступна бессознательному.
Объясняющие метафоры можно использовать и как главный инструмент обучения, так и как мощную вспомогательную систему.
Самый простой вариант – это прямая аналогия.
У метафор есть одно замечательное свойство: они многозначны. В зависимости от контекста они будут вызывать самые разные переживания и ассоциации, наполняться отдельным смыслом.
Определение.
Объединитесь в группы по 4-5 человек. Ваша задача придумать объясняющую метафору таких понятий как:
-
Эриксоновский гипноз
-
Транс
-
Калибровка
-
Подстройка
-
Ведение
-
Кинестетик
-
Визуал
-
Аудиал
-
Дигитал
20 минут.
Обсуждение.
10 минут.
Сигналы Глазного Доступа.
Сегодня мы займемся темой, с одной стороны практически забытой, с другой стороны, постоянно используемой нами при работе. В свое время много говорилось о каналах восприятия – Визуальном, Аудиальном, Кинестетическом и Дигитальном... В зависимости от того, что сейчас внутри себя делает человек – видит, слышит или чувствует, будет меняться его дыхание, поза, манера говорить и еще множество других вещей. А теперь я хочу дать вам еще один способ определения того, чем внутри себя занят человек. Этот способ я стараюсь дать как можно позже, потому что, узнав о нем, про все остальные способы как то забывают. А это, на мой взгляд, не совсем хорошо. Итак, Сигналы Глазного Доступа.
Чем ниже – тем глубже внутрь, тем ближе к "внутренней механике", тем более жесткое управление, меньше осознавание. Но все эти внутренние процессы все таки проявляются и в речи, и в физиологии. И определяя эти внутренние процессы вы можете вызвать очень глубокую подстройку и ведение другого человека.
Просто при помощи СГД вы можете помочь вывести на осознание человека такие вещи, о которых он даже не подозревает. Представляете, как в этом случае поднимется ваш рейтинг, как Оператора (пусть даже неосознанно).
СГД позволяют делать очень глубокую подстройку, так как позволяют понять, что человек делает внутри себя и использовать это.
СГД – это чрезвычайно простая и надежная вещь, очаровывающая своей простотой и наглядностью. Просто в зависимости от того, что делает внутри себя человек, в каком канале находится, его глаза будут находится совершенно в разных местах.
15 мин.
Упражнение “Вопросы доступа”.
Для облегчения вашей работы я вам сообщу следующее. Можно разделить все системы на 6 частей:
В
Визуальное вспоминание.
Предыдущий зрительный опыт, зрительная память.
ВК
Визуальное конструирование.
Создание нового опыта, планирование, математические расчеты.
А
Аудиальное вспоминание.
Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка.
АК
Аудиальное конструирование.
Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки.
Ад
Внутренний диалог.
Контроль речи, проговаривание.
К
Кинестетика.
Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание, мета-ощущения.
Ваша задача
-
Составить вопросы (3-5), которые заставляют человека войти в данную систему.
-
Определить, в какое положение глаз соответствует каждому из шести пунктов.
Вот сейчас я вам и предлагаю попробовать определить соответствие движений глаз и канала, в котором в данный момент находится человек. Объединитесь в группы по 4-5 человек и попробуйте найти закономерность. Единственное, во что я вам предлагаю пока поверить мне на слово – это то, что такая зависимость существует.
10 мин.
Обсуждение.
К каким выводам вы пришли?
Я сейчас попробую обобщить наши результаты – то, что заметили вы и то, что до этого заметил я.
Если человек смотрит вверх – он находится в визуальном канале, глаза по середине слева или справа – в аудиальном, а если справа внизу – он поглощен ощущениями. Слева вниз – внутренний диалог.
По поводу буковок “к”. Маленькие буковки обозначают конструирование. Это проще дать вам попробовать сделать, чем долго и нудно объяснять. Вспомните, пожалуйста, как выглядит слон. Обычный слон из зоопарка. Или из телевизора. Это – визуальное воспоминание. А теперь представьте себе его не серым, а розовым в зеленый горошек. Вот это уже конструирование. Скорее всего, этого нет в вашем опыте. Вы это придумываете, конструируете, меняя его обычный слоновий серый цвет на розовозеленогороховый.
На счет аудиального конструирования...
-
Катя, скажи пожалуйста что-нибудь. Что хочешь.
-
Ну, я не знаю, что сказать...
Как вы понимаете, совершенно не обязательно, чтобы это делала именно Катя. Это может сделать совершенно любой член группы...
А вы все попробуйте вспомнить, как все это звучало. Это – аудиальное воспоминание. А теперь попробуйте представить себе, как бы Катя прочитала какое-нибудь детское стихотворение. Которое при вас еще она никогда не читала. Например, про мяч в речке. Или про бычка на мостике. Вот это уже аудиальное конструирование.
На счет движения глаз. Существует доступная в данный момент информация, и, соответственно, в данный момент недоступная. Самая простая аналогия – с компьютером. У него существует оперативная память, и куча других запоминающих устройств – жесткий диск, CD ROM, стриммер... Так вот, доступная в данный момент информация соответствует данным, находящимся в оперативной памяти компьютера. А когда ее там нет, компьютер начинает искать это в других местах... И движение глаз соответствует миганию лампочек на этих запоминающих устройствах.
А сейчас я вам предлагаю проверить правильность данной схемы. Вдруг я вам тут лапшу на уши вешаю, а вы мне сдуру поверите... Главное, подумайте о том, какие вопросы вам надо задавать друг другу, чтобы получать нужную вам реакцию. В данном случае – поиск информации в нужном вам канале.
Хочу сразу предупредить, что это общая схема, верная где-то в 9/10 случаев, и для остальных надо калибровать. Например, для левшей могут меняться местами Вк и В, или К и Ад. Или и то, и другое, одновременно.
Вопросы доступа.
В
Визуальное вспоминание.
Предыдущий зрительный опыт, зрительная память.
-
Какого цвета входная дверь в эту комнату?
-
Какого цвета апельсиновый сок?
-
Как вы выглядели год назад?
-
Какой формы окна в вагоне метро?
-
Что изображено на 10-ти рублевой бумажке?
ВК
Визуальное конструирование.
Создание нового опыта, планирование, математические расчеты.
-
Представьте, как вы будете выглядеть с рыжими (каштановыми, черными) волосами?
-
Представь себе розового слона в зеленый горошек.
-
Как будет смотреться этот пиджак (свитер, блузка) с зелеными штанами (юбкой)?
-
Представьте посреди этой комнаты большой зеленый кактус.
-
Как этот кактус будет выглядеть, когда зацветет?
А
Аудиальное вспоминание.
Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка.
-
Какой голос у вашей матери?
-
Как звучит флейта?
-
Вспомните звук капающей из крана воды.
-
Вспомните какую-нибудь мелодию.
-
Какая музыка играет, когда передают погоду?
АК
Аудиальное конструирование.
Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки.
-
Какой звук будет, если постучать карандашом по пустой консервной банке?
-
Как будет звучать скрипка на берегу моря?
-
Как ты думаешь, какие звуки издавали динозавры?
-
Каким голосом ведущий будет рассказывать стишок про то, как мама мыла раму?
-
Как ты думаешь, какой голос может быть у человека по имени Авессалом Петрович?
Ад
Внутренний диалог.
Контроль речи, проговаривание.
-
Что ты себе скажешь, когда узнаешь, что выиграл миллион?
-
Как звучит твоя фамилия, произнесенное наоборот?
-
С какой фразы лучше начать объяснительную по поводу опоздания?
-
Как лучше спросить, сколько сейчас времени?
-
Как правильно сказать: “у рыб нет зуб” или “у рыбов нет зубов”?
К
Кинестетика.
Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание, мета-ощущения.
-
Какой на ощупь бархат?
-
Что ты чувствуешь, когда держишь в руке сумку с картошкой?
-
Какой на вкус яблочный сок?
-
Что ты чувствуешь, когда видишь рекламу “Тайда”?
-
Какая твоя нога теплее?
Упражнение "Подстройка под Сигналы Глазного Доступа".
-
дать навыки в подстройке под СГД.
Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Один из вас будет Клиентом, второй – Оператором, третий – Режиссером.
Режиссер стоит за спиной Оператора так, чтобы тот его не видел, и показывает Клиенту положение глаз на схеме. Клиент двигает глазами в разные стороны и удерживать их в этом положении какое-то время. Оператор рассказывает какую-то историю, находясь при этом в соответствующем канале – не только словесно, ни и невербально. Это может быть совершенно не связанный рассказ, а еще лучше – “рыба”. Одновременно вы потренируетесь хорошо, красиво спонтанно говорить.
15 минут.
Обсуждение.
5 минут.
Стратегии.
Сигналы Глазного Доступа не были бы столь известны и часто используемы, если бы не одно важное преимущество, которое они дают: они позволяют понять, как человек думает. Каким способом.
Последовательность внутренних действий человека в НЛП называется "стратегией". Стратегия помогает не только подстроиться гораздо глубже, но и привести человека к нужному вам результату.
Дело в том, что мыслительный процесс связан с тремя этапами переработки информации:
-
поиск;
-
репрезентация (представление);
-
оценка (референция).
Поиск.
Во время поиска человек просто пытается добраться до "каталога" – например, понять что обозначает слово. Многие люди начинают поиск всегда через один канал: его просишь вспомнить звук флейты – он сначала представляет что такое флейта (например визуально), а только потом слышит звук; спрашиваешь, какая на ощупь кошка – он сначала представляет образ кошки, а потом уже получает доступ к кинестетике.
Репрезентация.
После того, как человек понял "о чем собственно речь", он уже получает доступ к опыту, связанным с этим объектом: слышит звук, видит образы ...
Референция.
На этом этапе человек дает оценку: нравится – не нравится, хорошо – плохо, много – мало и т.п.
В свою очередь репрезентативные системы делятся на:
-
Ведущую – ту, которая все запускает, ведет за собой все остальные.
-
Первичную (основную) – внутренний язык. Это та система, которая для человека наиболее важная. Когда говорят Визуал, Дигитал, Кинестетик – подразумевают первичную систему.
-
Референтную – оценочную.
И сразу несколько замечаний. Ведущая система – эта та, с которой человек чаще всего начинает внутренний поиск. Человека спрашивают, какая на ощупь кошка – он сначала ее представляет, потом только ощущает; какой звук у флейты – он сначала ее представляет, а только потом уже слышит. Вот это и есть ведущая система.
Но все не так просто. Это если только по модальностям. Но ведь есть еще и различия внутри модальности:
-
Эйдетика (память) – Конструирование (В – ВК ; А – АК)
-
Аналоговое – Дигитальное. (В – ВД; А – АД; К – КД)
-
Внешнее – Внутреннее (Ввнш – Ввнт).
У Кинестетики нет конструирования, но зато она делится:
-
вкус;
-
запах;
-
кожные;
-
мышечные;
-
тактильные.
Но точное значение шагов стратегии можно выяснить только сопоставляя Сигналы Глазного Доступа и то, что человек говорит.
-
Когда я вспоминаю об этом человеке , то это вызывает во мне бурю эмоций (), и я решаю, что больше никогда не буду с ним общаться ().
Здесь при помощи сигналов глазного доступа вы можете установить, что "вспоминает" человек визуально (В), а "принимает решение" – дигитально (АД). А речь дает информацию, что он использует мета-кинестетику (Кмета).
Ведение.
После того, как вы выяснили стратегию, вы можете выдавать информацию в последовательности его собственных шагов, вставляя нужную информацию и оценку. Вы считали стратегию:
-
Когда я думаю о том, что вы мне предлагаете(), я совершенно не могу себе представить к чему это приведет (), вот так (вздох, ).
Здесь поиск – В, репрезентация – ВК, оценка (референция) – К (скорее всего Кмета).
Тогда вы можете провести человека по его же стратегии, но с нужным вам результатом:
-
Да, действительно, на первый взгляд то, что мы предлагаем, может казаться несколько необычным, но когда вы ясно представите себе все перспективы, это может вызвать у вас совершенно иные ощущения!
Иногда такой способ можно использовать для решения проблем.
Ат– К – АД.
-
Хорошо, представь себе голос этого человека, но почувствуй, что у тебя есть силы и возможности чувствовать себя спокойно, и скажи себе: "Да, я на это способна!".
Или, например:
-
Как только я себе представляю, что может произойти плохого в этой ситуации (ВК), то я спрашиваю себя: “А нужно ли мне все это?(Ад)”. И, когда я представляю, как мне много нужно сделать(Кмыш), я говорю себе: “Нет, мне это не нужно(Ад)”.
Итак, мы получаем следующую стратегию: Вк – Ад – Кмыш – Ад. Хочу обратить ваше внимание на то, что ответ на свой вопрос человек получает в дигитальной системе. Что вы можете ему сказать для того, чтобы получить более удачный результат:
-
Ты можешь представить себе, что ты можешь сделать в этой ситуации наилучшего(Вк), и спросить себя: “Это самый наилучший вариант?” (Ад) И после того, как ты почувствуешь как прекрасно достигнуть этого(Кмыш), ты можешь ответить “Да, это именно то(Ад)”.
И еще одно замечание. Когда вы ведете человека по его собственной стратегии, он как бы входит в легкий транс: вы же полностью соответствуете его внутреннему процессу и ему не нужно ничего переводить на свой внутренний язык.
20 минут.
Калибровка стратегии.
В тройках: Клиент и два Оператора.
Попробуйте определить основные стратегии Клиента (обычно их 3-5). Но полная стратегия из всех трех шагов будет встречаться только если требуется вывести какой-то результат:
В этих вопросах нужно провести проверку.
Если же вы попросите:
-
Вспомни белую кошку, – то здесь совершенно не требуется никаких действий. Правда, вопросом эта фраза тоже не является. Вот если вы спросите: – Легко ли тебе вспомнить белую кошку? – то это уже вопрос. И требует оценки на выходе: легко – тяжело.
15 минут.
Обсуждение.
5 минут.
Ведение.
В других тройках: Клиент, Оператор и Наблюдатель.
Задача Оператора во время беседы выяснить стратегию Клиента, а потом провести его по его же стратегии, но с другим результатом.
20 минут.
Обсуждение.
5 минут.
Домашнее задание.
-
Отмечайте во время разговора сигналы глазного доступа. Здесь ваша задача – наработка навыка калибровки и осознания сигналов глазного доступа. Не менее 7 раз в день.
-
Сопоставляя СГД и речь, определите стратегию собеседника (выступающего). Не менее 3 раз в день.
-
Вытащив по 3 игральные карты, составьте рассказ в соответствии с полученной последовательностью. Соответствие карт: К, – В–А, – АД. То есть если вы вытащили: –, то составляете рассказ по стратегии К – В – К.Не менее 9 раз.
7-е занятие. Вложенные сообщения.
Блок
Группа
Задача
Настроечная медитация.
вся
Настройка на занятие, приведение в рабочее состояние.
5 мин
Общий круг.
вся
Связь с предыдущим опытом, ответы на вопросы, интеграция опыта.
15 мин
Что такое...
5-6 чел
Связь с опытом полученным на предыдущем занятии. Доведение до уровня бессознательной компетенции.
25 мин
Техника рассеивания.
Лекция.
вся
Общее представление и демонстрация техники.
15 мин
Техника рассеивания.
Лекция.
3 чел.
Получение практического навыка.
30 мин
Перегрузка.
Лекция и демонстрация.
вся
Общее представление и демонстрация техники.
30 мин
Упражнение "Алфавит"
2 чел
Получение навыка в использовании техники перегрузки. Решение проблемы.
35 мин
Домашнее задание.
вся
Задание на дом, мотивация на получение практического навыка.
10 мин
Заключительная медитация.
вся
Интеграция полученного опыта в жизнь.
5 мин
Настроечная медитация.
5 мин.
Общий круг.
15 мин.
"Что такое..."
В группах по 4-5 человек. Члены группы задают Водящему вопрос, начинающийся с "что такое":
Задача Водящего ответить объясняющей метафорой.
20 минут.
Обсуждение.
5 минут.
Техника рассеивания.
В свое время Милтон Эриксон обнаружил одно забавное свойство психики: если невербально выделять какие-то слова в речи и полученный текст будет более-менее осмыслен, то бессознательное будет воспринимать его как команду.
Я сейчас произнес предложение, выделяя интонацией некоторые слова, которые складываются в фразу: "Вы можете почувствовать себя уверенно". Вот это и есть вложенное сообщение – и оно будет восприниматься бессознательным как команда.
Нет, не в любом. Есть одно очень важное ограничение – Клиент должен доверять Оператору. Иначе работать не будет.
Не только. Вы можете выделять чем угодно, главное чтобы выделение было стандартным: одно и то же изменение интонации, одно и то же движение рукой, одно и то же прикосновение. Можно выделять и в тексте: размер, шрифт, курсив и т.п.
Это можно рассмотреть как якорение нужных слов – они будут как бы помечены, связаны в одном состоянии. Механизм, скорее всего, один и тот же. Просто от вас здесь не требуется максимум переживания – только точность воспроизведения. Вам не важно с каким состоянием свяжутся данные слова – лишь бы это состояние было одно для всех. Состояние ведь вроде ячейки хранения – вот вам и нужно, чтобы нужная команда легла в эту ячейку.
Такое уж свойство психики. Можно еще пару часов порассуждать на эту тему, но пока проще принять к сведению, что эта штука работает. В принципе, очень похоже на речевые стратегии (особенно на "Все выборы") – вы маскируете нужное вам сообщение. Естественно, вложенные сообщения регулярно применяются в столь любимой нами рекламе – их очень трудно обнаружить и они достаточно эффективны:
Вам никогда не приходило в голову, зачем нужна столь бессмысленная фраза? А тут все просто – фраза не принципиальна, нужно регулярное выделение "только орбит".
Первооткрывателем на этом поприще, как я помню, был "Бальзам Биттнера":
Пока сознание будет занято оценкой всей идиотичности фразы, бессознательное будет выполнять команду.
А тут принципиальных противоречий нет. В первую очередь важно же бессознательное доверие. А оно не слишком зависит от осмысленности самой фразы. Телевизор ведь является гипнотическим субъектом...
Естественно, вложенные сообщения используются не только в рекламе.
"Мир за неделю" №4.
|