Любимов Александр "Мастерство Коммуникации"

Заключительная медитация.

10 мин.

3-е занятие. Якоря.

Блок

Группа

Задача  

Настроечная медитация.

вся

Настройка на занятие, приведение в рабочее состояние.

5 мин

Общий круг.

вся

Связь с предыдущим опытом, ответы на вопросы, интеграция опыта.

15 мин

Кто сильнее.

3 чел

Связь с опытом полученным на предыдущем занятии. Доведение до уровня бессознательной компетенции.

20 мин

Подстройка под голос.

3 чел

Тренировка навыка подстройки под голос.

20 мин

Якоря.

Лекция.

вся

Теоретическая информация и ее сенсорное подтверждение. Мотивация на дальнейшую работу.

20 мин

Якоря.

Упражнение.

3 чел.

Навык в установке и воспроизведении якоря.

40 мин

Вызов состояния.

Лекция.

вся

Теоретическая информация и ее сенсорное подтверждение. Мотивация на дальнейшую работу.

10 мин

Вызов состояния.

Упражнение.

4 чел.

Навык в вызове нужного состояние в повседневной ситуации.

30 мин

Круг совершенства.

вся

Создание сильного ресурсного якоря.

10 мин

Трудная ситуация.

3 чел

Тренировка установки и использования ресурсных якорей на себе.

35 мин

Домашнее задание.

вся

Задание на дом, закрепление полученной информации, мотивация на получение практического навыка.

10 мин

Заключительная медитация.

вся

Интеграция полученного опыта в жизнь.

5 мин

Настроечная медитация.

5 минут.

Общий круг.

15 мин.

Кто сильнее?

Вы объединяетесь в тройки: Оператор, Клиент и Режиссер. Режиссер встает за спиной Оператора, и подает знак Клиенту отстроиться. Задача Оператора – держать подстройку в любом случае. Задача Клиентов – быть собой и реагировать на ситуацию: если поле того, как вы отстроились вам хочется подстроиться – подстрачивайтесь, если не хочется – то не надо. Режиссер наблюдают за процессом и рассказывают о том, как это все выглядело со стороны.

  • Чтобы отстройка не выглядела слишком нарочито – отстраиваться можно только в пределах "светской вежливости".

15 минут.

Обсуждение.

5 минут.

Подстройка под голос.

В других тройках: Оператор, Клиент и Режиссер. Режиссер стоит за спиной Оператора так, чтобы тот его не видел даже боковым зрением. У режиссера в руках схема:

Громкость

Высота

Скорость

Тембр

Клиент с Оператором беседуют на любую тему. Режиссер показывает на блок таблицы, а Клиент меняет соответствующую характеристику голоса. Задача Оператора – все время быть подстроенным под голос Клиента.

  • Можно так же предложить Режиссеру не только показывать, что менять (громкость, высота...) но и насколько. Чуть выше, более громко, медленнее.... Например, он может указав на блок таблицы, рукой показывать уровень.

15 минут.

Обсуждение.

5 минут.

Якоря.

Лекция с демонстрацией.

  • Демонстрация постановки и воспроизведения нескольких якорей – голосовых, пространственных, визуальных всей группе.

МК-2 отличается от МК-1 тем, что здесь вы получите вполне приличный опыт того, как можно что-то менять не только в других людях, но и в себе. Это достаточно важное дополнение, потому что просто знание неких техник общения еще не достаточно для хорошего общения. Нужно уметь управлять собственным состоянием (например – иметь доступ к необходимым ресурсам), и, желательно, состоянием вашего собеседника или собеседников (в пределах экологии). Вот одним из самых мощных и эффективных средств для этого являются якоря.

Вы все слышали о собаках Павлова. У которых на звонок текла слюна. Так вот, мы все гораздо большие собаки, чем собаки Павлова. Если для организации слюнотечения собаке требовалось порядка недели тяжелых тренировок, то человек обучается с первого раза. Если вы произведете какое-то выделенное действие в момент максимума переживания, то каждый раз, когда вы будете повторять это действие, человек будет "влетать" в это состояние.

Например, он вспоминает неприятную ситуацию, и на максимуме переживания вы его трогаете за плечё. Теперь каждый раз, когда вы его будете трогать за плече точно таким же способом, он будет “влетать” в это состояние.

Якорь – это как кнопка включения,

нажал – лампочка зажглась.

И при этом не важно, как вы ставили якорь. Трогая его за ногу, или щелкая пальцами. Или зажигая и гася свет. Лишь бы это происходило только в момент этого переживания.

  • Рассказывая все это, можно одновременно показывать действие якорей на желающем.

 

Несколько терминов.

Якорение – процесс, посредством которого любое событие (звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение) внутреннее или внешнее может быть связано с некоторой реакцией или состоянием и запускать ее проявление. Якоря могут возникать естественным образом и устанавливаться намеренно.

Положительный Якорь – якорь, вызывающий ресурсное состояние (приятное переживание).

Отрицательный Якорь – якорь, вызывающий нересурсное состояние (неприятное переживание).

При установке якоря лучше пользоваться 3 правилами:  

Максимум переживания.

Якорь ставится на “пике” переживания. И именно в момент пика. Это очень важно. Только в этом случае произойдет связывание: наш мозг свяжет состояние и внешнее событие.

  • Например, телевизор скорее всего не является якорем на страх и радость, хотя возможно вы и регулярно испытываете их, когда смотрите на те картинки, которые он вам показывает. Просто он появляется не только в тот момент, когда вы испытываете именно эти чувства.

 

Нестандартность.

Якорь – это что-то нестандартное, не совсем обычное. Это может быть движение, звук, прикосновение, которые не совсем привычны для данного человека.  

Точность.

Вы воспроизводите якорь чрезвычайно точно: точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

  • Например, некоторые считают, что если при воспроизведении якоря нажать сильнее, чем при установке, то и реакция будет лучше. Ан нет! Результат будет хуже (если вообще будет).

  • Правила постановки якорей должны быть написаны на доске.

Подробно.

Тактильные якоря.

Врезка2Одни из самых надежных и удобных в установке ­– тактильные якоря. По-русски, якоря которые ставятся "касанием до тела" Клиента. Они действительно достаточно удобны и надежны, потому что касание – всегда касание. Аудиальный якорь обычно трудно удерживать, визуальный – Клиент может отвернуться или закрыть глаза. А прикосновение всегда отмечается и срабатывает. Именно поэтому отработку установки начинают именно с тактильных якорей.

И несколько замечаний. Самое важное при установке – помнить, что куда поставил. Когда вы работаете якорей может быть достаточно много, а ошибаться... Это конечно не разминирование, но результат может быть весьма плачевным. Итак, очень важно помнить, какой якорь куда поставил. Одна из рекомендаций – разделять, какой рукой ставить положительные (ресурсные) якоря, какой – отрицательные. Я обычно предпочитаю правой ставить положительные, левой – отрицательные. Но это дело вкуса.

Можно "территориально" разделить, куда какие якоря ставятся. На плече – радость, на шею – горе, и т.п. Либо на правую половину тела – "плюс", на левую – "минус".

  • Хороший вариант (если возможно) – записывать, где что. Но это не всегда применимо.

В любом случае, старайтесь разделить области "+" и "–" якорей – если вы перепутаете, по крайней мере, это не будет "фатальной" ошибкой.

Не рекомендуется...

Врезка3Теперь, что делать не стоит. Не рекомендуется ставить якоря на внешнюю сторону плеч, предплечий, бедер. Большинство из нас ездят в общественном транспорте, в котором регулярно толкаются, и на этих местах могут уже сидеть якоря. Какие якоря можно подцепить в нашем транспорте вы можете себе представить.

Так же учтите, что некоторые люди вообще не любят прикосновений. По самым разным причинам. И, если вы попытаетесь поставить им тактильный якорь, реакция может быть непредсказуемой.

Еще есть одна небольшая проблема – когда вы сидите рядом, самое удобное место для установки тактильного якоря это бедро или колено. Удобно то удобно... Но если вы внезапно хватаете сидящую рядом девушку за колено, она может отреагировать очень неожиданно. Как и в слишком положительную, так и в слишком отрицательную сторону. В любом случае якорь на то состояние, которое вы хотели заякорить, работать не будет, а вам придется тратить кучу времени на утилизацию последствий – либо отбиваясь от приставаний, либо избавляясь от синяков.

Учтите, что внезапное касание обычно вызывает напряжение у Клиента. Так что либо у вас будет "кинестетический" стиль общения, при котором касание вполне естественно и органично, либо тренируйтесь ставить другие якоря.

В любом случае хорошо поставленный якорь обычно органично вписывается в ситуацию, он там естественен и незаметен. Если вы начинаете внезапно делать кучу странных вещей, то самой малое что произойдет – это потеря подстройки. А уж ее то терять точно не стоит.

Визуальные якоря.

Эти якоря самые удобные и их легко можно сделать малозаметными. Визуальным якорем может быть поза Оператора, характерное движение, положение в пространстве, мимика. Но помните о том, что большинство якорей желательно удерживать продолжительное время. Если вы поставите якорь на какой-нибудь забавный жест, для того, чтобы этот якорь удерживать, вам придется этот жест повторять с завидным упорством. Которое можно потратить на более полезные дела. Поэтому обычно рекомендуется использовать позу или положение в пространстве. Но и здесь старайтесь выбирать такие позы, которые вы больше не будете использовать при общении с этим человеком, чтобы якорь не сработал в совершенно ненужном месте.

  • А можно ли использовать одежду как якорь?

Конечно можно. Но это не совсем удобно. Такой якорь как одежда обладает одним неприятным свойством – его трудно ставить и трудно выключать когда надо. Хотя, например, если женщина для сексуальной ситуации использует как якорь характерное белье, на мой взгляд это будет удачный вариант. Правда, обычно это используется в ситуации воспроизводства уже существующих якорей. Например, мужчина может сильно реагировать на черное белье.

Аудиальные якоря.

Для удобства можно разделить все аудиальные якоря на два типа: голосовые и "звуковые".

Голосовые ставятся определенным характерным голосом: интонация, высота, скорость и т.п. Естественно, эту высоту или скорость, кроме как для установки (и воспроизведения) якоря употреблять не стоит.

К звуковым можно отнести все звуки, которые вы можете издать сами или при помощи подручных средств (при этом желательно, чтобы этот звук мог продолжаться длительное время). Можно стучать пальцами, скрести, слегка шаркать ногой, скрипеть стулом (особенным образом) и т.д. Важно уметь воспроизводить этот звук однозначно точно и продолжительное время. Если вы кидаете карандаш на пол звук вполне характерный, но регулярно его воспроизводить довольно сложно, если только не запастись большой пачкой одинаковых карандашей.

Мозговой штурм.

  • Ведущий стоит у доски и записывает предложения из зала. На этом этапе желательно только отмечать предложения с минимальными комментариями. В конце, когда идеи группы несколько выдохнутся, можно добавить несколько вариантов от себя, которые названы не были.

А теперь давайте все вместе подумаем, что может быть якорем?

  • Например, якорем может быть:

  1. Прикосновение.

  2. Интонация.

  3. Звук.

  4. Время.

  5. Место.

  6. Образ.

  7. Предмет.

  8. Движение.

  9. Последовательность действий.

  10. Запах.

30 мин.

Упражнение "Установка якорей".

  • Желательно провести демонстрацию.

Демонстрация.

А теперь вспомни что-то достаточно неприятное, мерзкое и отталкивающее...

А теперь я кладу ей руку на левое плече и убираю.

Оля, мне бы хотелось, чтобы ты вспомнила, что-то очень приятное и радостное...

Да. Хорошо. Я кладу ей руку на правое плече и убираю.

Оля, вернись сюда. Встряхнись. Ты сейчас здесь. (Залу) А вы смотрите внимательно. Вот я кладу ей руку на правое плече. Что происходит?

  • Она начинает улыбаться.

  • Расслабляется.

Вот смотрите, пока я держу руку у нее на правом плече, она будет находиться в том радостном состоянии, на которое я якорь установил. Ясли же я сниму руку с правого плеча и положу на левое...

  • У нее появляется гримаса.

  • Улыбка исчезает.

  • Хмурится.

Да, пока я удерживаю руку на левом плече, Оля будет находиться в состоянии близком к тому, на которое этот якорь ставили.

Хорошо, немного другой пример. Вот несколько рисунков.

Скорее всего они будут вызывать у вас немного грустную эмоцию.

  • Группы изображений должны быть на разных листах бумаги.

А теперь посмотрите на эти рисунки:

Эти скорее всего будут вызывать более веселое настроение. А теперь подумайте, какую эмоцию у вас вызывают эта фигуры:

  • Показываются по очереди.

И вот эта

  • Ну, треугольник повеселее.

Правильно, он был на картинке с веселой мордашкой. И теперь такой треугольник некоторое время будет вызывать у вам более веселое состояние, а эта "запятая" – более грустное.

Упражнение.

Объединиться в тройки: Оператор, Клиент и Наблюдатель.

1. Вызов состояния.

Сначала Оператор просит Клиента вспомнить ситуацию в которой у него было относительно сильное переживание (желательно "+") и калибрует внешние признаки этого состояния.

2. Установка якоря.

Когда внешние признаки состояния достигают максимума Оператор устанавливает якорь.

  • При чем в первом случае Оператор ставит этот якорь В, во втором – А, в третьем – К.

Помните правила установления якорей:

  • максимум переживания;

  • нестандартность;

  • точность.

  • Правила постановки якорей должны быть написаны на доске.

3. Воспроизведение.

Оператор предлагает Клиенту вернуться в обычное состояние и пробует воспроизвести якорь максимально точно, калибруя при этом, на сколько внешние изменения происходящие с Клиентом похожи на те, которые были при установке якоря. Если изменений в нужную сторону не наблюдается можно попробовать воспроизвести якорь еще раз.

4. Продолжение.

Пройдитесь еще несколько раз по шагам 1 – 3, но каждый раз ставьте другой якорь на различные состояния.

  • Возможно изменение типа устанавливаемых якорей: аудиальный, кинестетический, визуальный.

5. Смена ролей.

Поменяйтесь ролями.

20 мин.

3. Обсуждение.

10 мин.

Вызов состояния.

Самая важная задача при работе с якорями это даже не сама установка якоря, а получение состояния, которое потом можно использовать. Чтобы не было путаницы, я буду называть ставящего якорь Оператором, а того, на кого якоря ставятся – Клиентом.

Самый простой способ – это просто дождаться того, когда Клиент сам войдет в подходящее вам состояние. То есть, это пассивный способ. Плюс как и у всякого пассивного способа – вы ничего специально не делаете. Это удобно когда общение происходит в виде монолога. Правда при условии, что вы можете якорь поставить – то есть Клиент на вас изредка смотрит или вы можете издать звук, который он может услышать (о том чтобы дотронуться обычно можно только мечтать). Минус – ждать можно очень долго...

Дальше идут активные способы вызова состояния, когда вы предпринимаете какие-то действия для получения результата.

Самый прямолинейный – попросить Клиента войти нужное Оператору состояние. Как я это делал во время демонстрации. Минус – сложно применить в реальной жизни. Хотя можно.

Следующий вариант – предложить Клиенту вспомнить ситуацию, в которой он испытывал нужное вам состояние. Особенно, если вы знаете какую:

  • Иван Петрович, вспомните, в прошлом году, когда вы были в Мюнхене...

Можно вызвать нужную реакцию. Расскажите анекдот и получите смех (если анекдот смешной). Начните очень внимательно прислушиваться к тому, что происходит за дверью, и получите состояние напряженного аудиального внимания.

Иногда срабатывает метод связанный с тем, что для того, чтобы человек понял значение слова, ему нужно добраться до того опыта, которое это слово обозначает. Например для того, чтобы понять значение фразы "испытывать ярость", человеку нужно вспомнить, что оно обозначает. Большинству для этого необходимо хотя бы не надолго войти в это состояние. Тут вы и ставите якорь, но нужно быть очень внимательным и быстрым – человек при этом пребывает в нужном состоянии весьма недолго.

Вариация на данную тему – это предложение описать состояние:

  • Как бы ты описал состояние счастья.

Только здесь вхождение будет более глубоким.

Еще можно подстроиться и повести в нужное состояние. А потом поставить якорь.

  • Зачем ставить якорь если можно подстроиться и повести?

На подстройку и ведение требуется время, а якорь действует практически мгновенно. Во-вторых, легко подстроиться и повести можно далеко не всегда...

И если вы знаете, что у человека уже существует якорь на нужное вам состояние, но он недостаточно удобен для использования, вы можете вызвать его и установить более удобный якорь (переякорить). Предположим, у Клиента какая-то песенка вызывает эйфорию и сильный подъем, но крутить ее все время, тем более во время разговора, не совсем удобно. Тогда в тот момент, когда он эту песенку слушает (при вашей непосредственном участии) и входит достаточно глубоко в столь желательное вам состояние эйфории, вы ставите более удобный в использовании якорь: трогаете его за руку или слегка барабаните пальцами по столу.

Итак, для того, чтобы вызвать состояние можно:

  1. дождаться, когда сам войдет;

  2. попросить войти;

  3. вспомнить ситуацию;

  4. вызвать нужную реакцию;

  5. понятие;

  6. подстроится и повести;

  7. воспроизвести существующий якорь.

10 мин.

Упражнение.

В группах по 4 человека: Оператор, Клиент и два Наблюдателя.

Оператор вытягивает бумажку с записью состояния, например:

Радость

Восхищение

Интерес

Уверенность

Спокойствие

Грусть

Злость

Удивление

Раздражение

Апатия

Его задача: во время беседы с Клиентом нужное вызвать состояние (любым способом, кроме прямой просьбы войти) и установить якорь.

  • Акцент на вызове состояния.

Наблюдатели оценивают, насколько Клиент вошел в состояние и дают обратную связь.

  • Проверить качество ввода в состояние можно воспроизведя якорь.

20 мин.

Общий круг.

5 мин.

Круг Совершенства.

  • Коллективный.

Врезка4Сейчас мы попробуем взять Мастерство в свою жизнь. Встаньте. Представьте, что перед вами находится Круг Совершенства. Это Круг, в котором находится все ваше самое лучшее, самое совершенное, самое гармоничное.

Представьте его как можно яснее и окрасьте в цвет, который символизирует для вас состояние Совершенства. Потом зайдите в Круг, встаньте в центр и прочувствуйте это состояние как можно сильнее и ярче. Выйдите из него и посмотрите на него еще раз со стороны. Все ли там, что вы хотели бы иметь? Может туда надо еще что-то добавить? Может Уверенность или Любовь, Радость или Смелость? Пусть этот круг будет действительно содержать в себе самое лучшее и самое нужное из того, что у вас есть.

Добавьте это все туда. И посмотрите, как это изменит цвет. Зайдите снова в Круг и прочувствуйте его еще раз. Как изменилось состояние внутри? Все ли там есть, что вам надо? Выходите и входите в круг до тех пор, пока не поймете, что это действительно то, что вы хотели иметь.

Теперь выйдите и еще раз посмотрите на Круг со стороны. Запомните его как можно лучше. Если вам потребуются ресурсы, вы всегда можете вспомнить о нем, войти в него и окрасить любую ситуацию в цвета Совершенства. А это означает, что вы можете взять Совершенство в каждый кусочек своей жизни, каким бы он ни был.

В то же время помните и о том, что идя по Жизни вы всегда находите что-то новое, которое вы всегда сможете добавить в Круг. Ведь это не склад забытых вещей, он меняется вместе с вами, а вы меняетесь вместе с ним!

10 мин.

Упражнение "Трудная ситуация".

В группах по 3 человека. Водящий описывает сложную для себя ситуацию, а остальные помогают ее ему разыграть. Задача Водящего находиться в ресурсе во время проигрывания ситуации. То есть, ему нужно установить себе ресурсный якорь и потом его воспроизводить в процессе.

  • Список трудных ситуаций на доске.

  • Если Водящий "вылетает" в проблемное состояние, он может взять время на восстановление ресурса и поиск новых ресурсов.

30 мин.

Обсуждение.

5 мин.

Домашнее задание.

  1. Попробуйте во время разговора установить и воспроизвести якорь. (Не менее 5 раз)

  2. Попробуйте вызвать и заякорить состояние каждым из предложенных способов (7 вариантов). Подбирайте способ под контекст.

  3. Установите самому себе якорь на ресурсное состояние и научитесь его воспроизводить.

Заключительная медитация.

5 мин.

4-е занятие. Речевые стратегии.

Блок

Группа

Задача  

Настроечная медитация.

вся

Настройка на занятие, приведение в рабочее состояние.

5 мин

Общий круг.

вся

Связь с предыдущим опытом, ответы на вопросы, интеграция опыта.

15 мин

Интеграция якорей.

Рассказ.

вся

Предоставление необходимого теоретического материала. Желательна наглядная демонстрация навыка.

20 мин

Интеграция якорей.

"Сведение рук"

вся

Получение опыта и положительного результата. Мотивация.

20 мин

Интеграция якорей.

Упражнение.

3 чел

Получение навыка в установке и интеграции якорей в реальной ситуации.

30 мин.

Речевые стратегии.

Лекция.

вся

Теоретическая информация и наработка опыта.

30 мин

Речевые стратегии.

Анализ видеорекламы.

вся

Анализ и примеры использования техник в реальной жизни.

20 мин

Речевые стратегии.

Упражнение.

3 чел.

Наработка использования речевых стратегий.

25 мин

Рекламный ролик.

Подготовка.

5-6 чел

Навык в использовании речевых стратегий и якорей в жизни.

15 мин

Рекламный ролик.

Представление.

вся

Мотивация, интеграция и использование предыдущих

навыков.

20 мин

Домашнее задание.

вся

Задание на дом, закрепление полученной информации, мотивация на получение практического навыка.

10 мин

Заключительная медитация.

вся

Интеграция полученного опыта в жизнь.

5 мин

Медитация.

5 мин.

Общий круг.

15 мин.

Интеграция якорей.

Самое интересное происходит, когда вы воспроизводите два якоря одновременно. Например, положительный (приятное переживание) и отрицательный (неприятное переживание).

  • Рассказывая все это, можно одновременно показывать действие якорей на желающем.

При одновременном воспроизведении якорей они "интегрируются" – состояния как бы складываются. И остается то, чего больше (либо нейтральное состояние, если "силы" якорей будут равны). Поэтому того, что вы хотите получить должно быть больше.

  • Другое объяснение – человек получает выбор между крайними состояниями, и может испытывать в данной ситуации (с которой работали) любое состояние из "спектра".

Упражнение “Сведение рук”.

  • Делается в общем кругу. Демонстрируется на желающем, остальные делают все сами.

  • Стандартная поза начала упражнения: сидя, руки согнуты в локтях, ладони вверх (как если бы у вас в руках был поднос с тарелками).

Проблемная ситуация.

Выберите проблемную ситуацию. Создайте для нее визуальный образ и положите его на руку.

  • Выбор руки (правая - левая) принципиального значения не имеет. Если Клиент затрудняется, можно сказать:

  • – С какой рукой у тебя ассоциируется данная ситуация?

  • – На какую руку тебе хочется положит этот образ?

  • В крайнем случае просто скажите, что "отрицательный" образ кладется на левую руку, а "положительный" на правую (или наоборот).

Ресурсы.

Какие твои ресурсы – чувства, состояния, эмоции, ценности, способности – могут помочь тебе справиться с этой проблемой. Эти ресурсы могут быть совершенно не связаны с данной ситуацией. Положи все это на другую руку.

  • Ресурсы можно складывать на одну руку.

  • Того, что лежит на ресурсной руке, должно быть в 1.5 – 2 раза больше, чем на проблемной.

Интеграция.

  • Когда ты поймешь, что ресурсов у тебя действительно больше, чем того, что лежит на левой ("–") руке, то попроси свои руки сойтись. Они должны сойтись сами, без твоей физической помощи. Просто наблюдай за этим процессом как бы со стороны. Твои ладони должны сойтись и плотно сжаться.

  • Если руки у Клиента долго не идут, можно предложить ему свести их, но очень медленно (за 2 – 3 минуты).

  • Иногда при сведении рук возникает как бы "подушка": область "сгущенного воздуха", приблизительно при расстоянии между руками 15-20 см. (внешне это выглядит, как будто человек сжимает в руках упругий мяч). Тогда скажите Клиенту, что надо приложить "моральные, а не физические усилия", что это "и есть работа".

  • В этом упражнении в процессе сведения рук возникает достаточно глубокое трансовое состояние, люди могут терять ощущение времени и надолго "подвисать". Тогда можно подойти и сделать небольшое внушение:

  • – Твои руки сходятся, тянутся друг к другу... Все сильнее и сильнее... Ладони хотят сжаться...

  • И т.п.

Проверка работоспособности.

  • А теперь представь себя в этой ситуации в недалеком будущем.

  • Если работали с прошлой ситуации - просто предложите вспомнить ее.

  • Как изменится твое поведение и состояние?

  • Желательно представить не менее трех случаев в разных контекстах.

  • При демонстрации предложите залу перечислить внешние изменения, которые произошли с Клиентом после работы.

15 мин.

Обсуждение.

5 мин.

Упражнение "Интеграция якорей".

  • В начале желательно произвести наглядную демонстрацию.

В группах по 4-5 человек.

1. Якорь на "товар".

Выступающий делает небольшое выступление, во время которого ему сначала нужно установить якорь на "товар": вещь, идею, предложение, человека и т.п.

2. Ресурсный якорь.

После этого Выступающий вызывает состояние, которое бы хотелось проассоциировать с "товаром" и устанавливает на него якорь.

  • Естественно, здесь скорее всего можно будет установить только В или А якоря.

3. Проверка установки.

Выступающий должен проверить работают ли установленные якоря (на "товар" и на состояние).

4. Интеграция якорей.

А теперь воспроизведите эти два якоря одновременно. Это и есть интеграция. И проследите, что происходит с ним в это время.

5. Смена ролей.

Поменяйтесь ролями.

20 мин.

Обсуждение.

10 мин.

Речевые стратегии.

Задача речевой стратегии - маскировка команды

  • По ходу лекции предлагается разбирать несколько примеров на использование речевых стратегий. Например, выбираются 3-4 наиболее интересных ситуации и группа предлагает различные варианты речевых стратегий для каждого случая.

Мы много говорили о том, что гипноз – это умение манипулировать. Сейчас мы поработаем с некими весьма эффективными речевыми стратегиями. Но хочу предупредить сразу, что все это работает только при наличии подстройки. Если подстройки нет – то и результата от использования этих вещей скорее всего тоже не будет.

На прошлом занятии вы познакомились с очень мощным средством воздействия – якорями. Сегодня мы познакомимся с не менее мощными средствами воздействия, но работающими немного на других принципах – принципах внушения. Если якоря помогают вызвать состояние, оценку, то речевые стратегии более удобны для вызывания поведения.

  • Хотя состояние с точки зрения НЛП – тоже поведение.

Механизм работы речевых стратегий – "маскировка" команды обращенной к бессознательному. И при построении фраз очень важно понимать то, какую собственно команду вы хотите дать, что вы собственно "маскируете".

1. Трюизмы.

Трюизм – это некое выражение или утверждение, как бы совершенно истинное:

  • Каждый человек хоть когда нибудь спит.

  • Все мы можем что-нибудь забыть.

  • Москва – столица России.

  • Вы можете сесть на этот стул.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться