Байрон А. Льюис, Р. Фрэнк Пуселик "NLP - магия нейролингвистического программирования без тайн"

   Страпп и другие(5), после исследования,  выделили  веру  пациента  во

врача как особую важную переменную. Они заявляли, что "эта вера в  чест-

ность -22- врача как человека, может быть  названа  краеугольным  камнем

успеха терапии".

   В любых тесных или интимных отношениях  доверие  становится  основным

элементом. Далее будет дано исследование различных методов развития  та-

кого доверия, а также влияние, которое оно оказывает на раппорт, так не-

обходимый для эффективных отношений.

   Как уже было сказано выше, Джером Франк отмечал, что определенные ка-

чества (атрибуты) самого врача являются важнейшими ингредиентами  лечеб-

ных отношений. Базируясь на анкетах, заполненных пациентами. Франк нашел

эти атрибуты, включаемые в возможности врача. Они были такие: "...глубо-

ко заинтересован... внимательный слушатель... говорит на понятном  языке

[и] по делу...". Доверие развивается, когда Человек  начинает  понимать,

что его понимают и что он и другой человек "говорят на одном языке". За-

думайтесь о людях в вашей жизни, кого вы могли бы назвать  влиятельными.

Эта способность влиять на вас и других основывается в большой степени на

доверии, оказываемом им теми, кто верит, что они "понимающие".  Конечно,

это слишком упрощенно. Однако, особенно во  врачебном  окружении,  такое

доверие является часто необходимым условием для успешных лечебных  отно-

шений. Доверие также должно существовать между друзьями, иначе отношения

портятся. Деловая сделка не может быть завершена, если нет взаимного до-

верия, основанного на вере, что каждая сторона понимает другую.  Что  же

такого особенного у влиятельных индивидов, что приводит к доверию? Какое

же видимое поведение, которое мы могли бы идентифицировать  и  использо-

вать сами в наших собственных профессиональных и личных отношениях,  от-

личает этих кудесников общения? По мере получения ответов на эти вопросы

вы откроете практические возможности для позитивного изменения. -23-

   Быть понятым

   Одним из наиболее важных условий стать влиятельным  является  способ-

ность добиться уверенности, что вы понимаете.  Понимание  подразумевает,

это вы можете "присоединиться" к человеку в его собственной модели мира.

Это важно, так как люди имеют тенденцию действовать, будто их модель ми-

ра является реальным миром. Понимание - это критический мост между нашей

и их моделью мира.

   Типичные логические ошибки

   Грегори Бейтсон иллюстрирует различие между  "реальностью"  и  нашими

моделями реальности, используя меню для аналогии (6). Мы склонны предпо-

лагать, что "вещь" и ее "название" одно и  тоже.  Бейтсон  называет  это

"логической печатной ошибкой". Мы приходим в ресторан, говорит  Бейтсон,

и получаем меню (рис. 9). Так как меню представляет список блюд, мы  мо-

жем считать его картой или моделью  реальности.  Однако  если  мы  будем

рассматривать меню так же, как мы часто рассмат-


   Рис. 9

   -24- риваем наши собственные модели мира (как будто они действительно

реальность), то мы начали бы есть меню!. Бейтсон далее пишет: "Возможно,

общающиеся организмы... по ошибке примут карту за  территорию...".  Про-

должая данную аналогию, можно сказать, что иногда мы удивлены  при  виде

блюда, заказанного с помощью меню. Когда блюдо подано, оно может нам  не

понравиться, хотя понравилось его название в меню. Идеально было бы, ес-

ли мы могли пойти в ресторан, остановиться около кухни и  выбрать  блюдо

перед тем, как заказать что-либо. Даже и в этом случае мы не можем  быть

абсолютно уверены в том, что мы получим, когда официант принесет нам за-

каз. В действительности, мы не можем  "пробовать"  реальность,  как  нам

предлагает метафора. Все, что мы имеем,  является  меню,  а  модели  ре-

альности, в которые мы верим по тенденции, это просто то, что они предс-

тавляют.

   Имеются  несколько  способов  "присоединиться"  к  человеку   в   его

собственной модели мира. О них будет рассказано в последующих разделах и

главах. Как только вы признали модель мира индивида путем  присоединения

к нему с помощью речи и своего поведения и указывающего ему, что вы  его

понимаете, то этим самым вы прокладываете путь для очень эффективного  и

влиятельного общения. Это не означает, что вы принимаете его модель, как

свою собственную, но постепенно установите доверие и раппорт, очень важ-

ные в близких или интимных отношениях, и создадите идеальный климат  для

позитивного изменения.

   Ограничения модели

   Для каждого организма имеются ограничения

   и закономерности, которые определяют, что

   будет изучаться и при каких условиях будет

   происходили, это изучение.


   Гретри Бейтсон

   "Шаги к экологии разума"


   Создание наших моделей мира не является  случайным,  неорганизованным

процессом. Это чрезвы- -25- чайно  эффективная,  непрерывная  процедура,

которая происходит в течение всей жизни.  "Информация",  используемая  в

создании наших моделей, опыты и воспоминания об опытах, которые формиру-

ют строительные блоки структуры, должны проходить через определенные су-

жения или "фильтры" в процессе  построения  модели.  Существуют  сужения

(ограничения) или фильтры, которые  были  идентифицированы  Бэндлером  и

Гриндером. Это неврологические, социальные и индивидуальные ограничения.

Знание путей воздействия этих фильтров на наши модели мира может  помочь

нам лучше замечать паттерны поведения, что создаст для  нас  возможность

успешно предсказывать и оказывать влияние на поведение  наших  клиентов,

студентов и всех, с кем мы общаемся.

   НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

   Индивидуальные особенности восприятия

   В центральную нервную систему через органы чувств и  нервы  поступает

информация об окружающем нас мире.

   Благодаря индивидуальным особенностям восприятия и преобразования ин-

формации в Биоэлектрические потенциалы,  у  каждого  человека  создается

своя "индивидуальная" карта окружающей его среды.

   Изучение восприятия

   Периферическое восприятие достаточно изучено. Известно то минимальное

количество физической энергии, которое необходимо для стимуляции органов

чувств и поступления сигнала в центральную нервную систему (ЦНС).

   Это значит, что сигналы, имеющие интенсивность ниже  порога  чувстви-

тельности воспринимающего их органа, в ЦНС не поступают.  То  есть  наши

органы -26- чувств не только передают информацию в ЦНС, но весьма эффек-

тивно осуществляют ее фильтрацию. Например,  мы  знаем  диапазон  частот

звуковых сигналов, воспринимаемых человеческим ухом или глазом.  Человек

не воспринимает электромагнитное излучение, инфразвук, ультразвук  и  т.

д. Поэтому используется большое количество приборов  для  преобразования

этих сигналов в воспринимаемые  органами  чувств  стимулы.  Значительная

часть моей работы в качестве преподавателя и консультанта заключалась  в

том, что я выполнял роль подобных преобразователей. Таким образом, я ра-

ботал над воспроизводством тех деталей окружающей среды, которые пациен-

ты отфильтровывают или стирают из своего опыта. Об этом будет еще  напи-

сано в последующих разделах.

   Порог различения - это еще один  термин,  используемый  при  изучении

восприятия. Это минимальное  различие  между  двумя  стимулами,  которое

воспринимается органами чувств человека. Вот эта едва заметная разница и

доказывает еще раз, что наши рецепторные органы  действуют  как  фильтры

для наших восприятий мира.

   Другой важной концепцией при изучении восприятия является то, что на-

ши сенсорные механизмы работают, используя процесс, называемый  возврат-

ное торможение (ингибиция). Благодаря этому мозг получает информацию  от

органов чувств об изменениях в окружающей среде. Например,  подавая  бу-

тылку хорошего вина к столу, мы стимулируем наши вкусовые и обонятельные

сенсорные органы, прежде чем употребляем вино между приемами пищи.  Вино

буквально изменяет окружающую среду в наших ртах, и поэтому каждый новый

кусок пищи воспринимается так, как будто он первый.

   Возвратное торможение (ингибиция) позволяет не обращать  внимание  на

статические, неизменяющиеся аспекты нашего окружения. Интересно было  бы

поразмышлять о том, как этот неврологический механизм мог бы  влиять  на

наш опыт изучения мира в более широком масштабе. Ноам  Хомский,  цитируя

Виктора Шкловского, пишет: "Люди, жи- -27- вущие на берегу моря,  -  ро-

дятся и вырастают, совершенно не замечая и не слыша шума волн, настолько

они привыкают к нему. По этой же причине мы едва слышим  слова,  которые

произносим... мы смотрим друг на друга, но мы уже не видим  друг  друга.

Наше восприятие мира стерлось; все что осталось, это только узнавание".

   Мы получаем опыт различными способами через наши  сенсорные  системы.

Кинофильмы, которые в действительности представляют собой быстро мелька-

ющие слайды, создают имитацию движения. Мы можем испытать сильные эмоци-

ональные чувства, находясь в кинотеатре, смотря и  слушая  фильм.  Очень

важно понять, что те же самые возможности  и  неврологические  процессы,

которые дают нам приятный опыт, иногда причиняют боль путем  ограничения

наших восприятий и нашей способности адекватно реагировать на окружающую

среду.


   Рис. 10

   -28-

   Так как дискуссия по этим , процессам продолжается, я надеюсь  проде-

монстрировать, что существует определенная закономерность того, как люди

воспринимают окружающий мир и как они, создают модели этого  восприятия.

Эти закономерности могут повысить эффективность общения с себе  подобны-

ми. Наблюдение и использование этих закономерностей позволяет нам предс-

казывать и влиять на поведение окружающих нас людей. Мы можем помочь  им

сделать правильный выбор, который обогатит их восприятие окружающего ми-

ра.

   Рисунок 10 показывает первый шагов формировании наших  моделей  мира.

Первичный опыт фильтруется посредством наших сенсорных органов (невроло-

гические ограничения) и  "трансформируется"  в  неврологическую  модель,

включающую четыре основных параметра: видение, ощущение, звук,  запах  и

вкус. Следуя модели, предложенной Бэндлером и Гриндером(8),  они,  соот-

ветственно, обозначаются: V - видение, K - чувства, A - звуки и O,  G  -

запах и вкус. Для каждого момента существует один  полный  "набор"  этих

опытов. Каждый из наборов называется кортеж 4.

   Социальные ограничений

   Несколько иначе мы создаем различия в наших моделях из-за  социальных

ограничений. Этот фильтр может считаться вторым уровнем в процессе пост-

роения модели, идущим сразу же после неврологических ограничений. Основ-

ным примером социальных ограничений является язык,  который  работает  в

наших моделях мира в двух главных и, очевидно, противоположных направле-

ниях. Одно направление - это расширить, а другое - это  ограничить  наше

восприятие мира вокруг нас.  Язык  осуществляет  это  путем  кодирования

воспринимаемого феномена в слова, которыми манипулирует ум, пытаясь  вы-

делить смысл из опыта (9). Например, эскимосы имеют семьдесят  различных

слов для выражения понятия снег(10) -Они способны дать различные  толко-

вания -29- относительно качества и структуры снега, что, конечно же,  за

пределами возможности большинства индивидуумов остального  мира.  Вполне

очевидно, что это в значительной степени способствует выживанию культуры

эскимосов. Это глубоко укоренившееся социальное ограничение, проявляюще-

еся в языке эскимосов, расширяет их модели мира, включая восприятия, не-

доступные для наблюдения людям с другим лингвистическим фоном.  Встреча-

ется интересный феномен, когда кто-то начинает бегло говорить на  языке,

отличающем от его родного языка.

   Дж. Самуэль, Бойс, главный специалист  по  семантике,  пишет  в  "Ис-

кусстве осознания"; "Я не вижу те же вещи, не наблюдаю  те  же  события,

когда я перехожу с моего французского на мой английский мозг".  Он  про-

должает: "Изменение моего языка изменяет меня как наблюдателя,  изменяет

мой мир в то же время".

   Рисунок 11 показывает, как языковый компонент


   Рис. 11

   добавляется в кортеж 4. Это или выделяет определенные аспекты  невро-

логической модели, или стирает, или искажает ее. Языковый компонент  мо-

жет -30- улучшить восприятие, как это было у эскимосов. Даже если я  мог

бы стоять рядом с эскимосом и смотреть на снег, мы не "увидели" бы  одно

и то же, так как наши модели мира различны. Это же справедливо для инди-

видов, которые приходят на лечение. Правильно оценивая их язык, мы можем

понять, что у них ограничено или искажено восприятие мира. Зная это,  мы

можем помочь им изучить новые методы,  с  помощью  которых  они  изменят

собственную модель.

   Существуют формы социальных ограничений, которые  влияют  на  процесс

моделирования у человека. Как указывает Колеман, "... все  развитие  его

личности отражает как более широкое общество, в котором он живет  -  его

институты, традиции, ценности, идеи,  а  также  технологии  -  и  непос-

редственно семью, а также другие межличностные отношения...". Социальные

обычаи и условности изучаются и интегрируются индивидом  почти  так  же,

как и изучается язык. Наблюдая и слушая других, а также когда  нас  поп-

равляют, если допускаем "ошибки", мы начинаем понимать, что  же  ожидает

от нас социальная конвенция. Подобно языку, эти социальные правила изме-

няются из поколения в поколение, а также в  зависимости  от  субкультур,

составляющих общество в широком смысле слова. Подобно правилам,  которые

управляют языком, эти социальные ограничения являются мощными  фильтрами

в наших моделях мира, затрагивающими как восприятие,  так  и  поведение.

Как показывают последующие примеры, социальные правила образуют  опреде-

ленные границы между тем, во что мы верим, как возможное и  невозможное,

хорошее и плохое, подходящее и неподходящее и т. д.

   В недавнем прошлом, как в этой стране, так и в некоторых  частях  За-

падной Европы было обычным делом для женщины падать в обморок в  опреде-

ленных ситуациях. В кинотеатрах того времени всегда находился кто-нибудь

из толпы, готовый прийти на помощь и оживить  девицу  посредством  нюха-

тельной соли. Ситуации, в  которых  происходили  обмороки,  были  сильно

стандартизированы, а пове-31- дение было ограничено  только  несколькими

субкультурами здесь и в Европе.

   Другим, феноменом, который редко встречается сегодня,  была  "дуэль".

Этот формальный поединок между двумя индивидами следовал за определенной

формой, диктуемой социальным обычаем (рис. 12). Обе стороны  разыгрывали

каждый шаг согласно предписанной последовательности реагирования.


   Рис. 12. Социальные ограничения

   Форма была строгой и предсказуемой, и каждый

   знал, что можно ожидать. Более современный пример социальных  ограни-

чений касается социально навязанных "правил", управляющих непосредствен-

но взглядом (12). -32-

   В США существуют субкультуры, которые верят, что  если  один  человек

смотрит прямо в глаза другого человека, то это является  "вызовом",  по-

добно традиционному "удару перчаткой по лицу", который обычно служил по-

водом к дуэли. В этих ситуациях, строго регулируемых обычаями, существу-

ют определенные вещи, которые, как ожидается, каждый человек должен сде-

лать. Вызов принимается или отклоняется в зависимости от реакции второго

человека на инициирующий взгляд.

   Проблемы могут возникнуть, если два или более индивидуума из  различ-

ных субкультур сталкиваются друг с другом, пользуясь различными правила-

ми или обычаями. Например, в институтском окружении, где много различных

субкультур вынуждены взаимодействовать, невозможность предсказать ожида-

емые реакции создает потенциал для изменчивых взаимодействий.  Для  тех,

кто отвечает за поддержание порядка процесс "сохранения мира" становится

трудным, а иногда угрожающим опытом.

   Каждый раз, когда мы сталкиваемся с ситуацией, когда две модели  раз-

ные, как в вышеуказанном примере, главным становится  определение  какие

правила нужны для каждой из моделей. Эти социальные ограничения моделей,

используемые правильным образом, являются бесценными в процессе  получе-

ния раппорта, для того чтобы "говорить на одном  языке"  с  вовлеченными

сторонами. Использование этих правил может помочь в создании  доверия  и

свободного общения необходимого для успешного позитивного вмешательства.

Понимание влияния социальных ограничений на процесс общения является од-

ним из способов ориентирования себя на неизбежные различия в модели мира

каждого индивидуума. Идентификация и принятие этих ограничений не  дадут

им возможности блокировать процесс общения. -33-

   Индивидуальные ограничения

   Как указывал Л. Р. Фергюсон в "Развитии личности":  "Личность  -  это

термин, который имел больше разнообразных определений, чем любая  другая

общая концепция в психологии". Принимая во внимание генетическую  струк-

туру индивидуума, Фергюсон приводит действенный аргумент  в  пользу  ин-

терпретации личности, основанной на знании личной  истории  индивидуума.

Индивидуальные ограничения являются третьими в серии ограничений, обсуж-

даемых здесь. Они являются непосредственным результатом  личного  опыта.

Если брать их в целом, они есть то, что составляет исторический фон  че-

ловека.

   Индивидуальные ограничения основываются как на неврологических, так и

на социальных ограничениях - двух основополагающих  фильтрах  опыта,  По

мере того как человек продолжает процесс создания  и  модификации  своей

модели мира, индивидуальные ограничения все  больше  начинают  принимать

участие в формировании его систем веры и ценностей.  Они  играют  важную

роль в том, что составляет "розовое" в "розовых очках" человека. Частич-

но личная история объясняет,  почему  молодежь  в  гетто  имеет  гораздо

меньшую вероятность набрать столько же баллов на тесте интеллекта  Стар-

форда - Байнета, чем выходцы из семейств "высшего общества". Эти ограни-

чения являются одной из причин разницы в баллах, при использовании таких

тестов, как Многоэтапная проверка интеллекта личности в Миннесоте.

   Очень важной для нашего понимания индивидуальных моделей мира являет-

ся концепция внутренних раздражителей. Как уже  указывалось,  выше,  для

каждого момента времени мы создаем кортеж 4 - нашего опыта. Он  включает

в себя параметры визуального опыта (V), чувства, состоящие из тактильно-

го, проприоцептивного и соматического опыта (K), звукового опыта (A),  а

также запаха и вкуса, известных как обонятельный и вкусовой опыт (O, G).

У нас также имеется огромная коллекция на- -34-  копленных  впечатлении,

называемых воспоминаниями. Этими  воспоминаниями  можно  манипулировать,

реорганизовывать в то, что мы обычно называем "мышление". Мышление явля-

ется процессом синтетическим. Это экстраполяция и перераспределение  ра-

нее полученной информации, в результате чего формируются новые впечатле-

ния, новый опыт.

   В любое время возможно заменить синтезированные элементы опытами, ос-

нованными на сенсорике в кортеже 4. Другими словами, в любой момент  че-

ловек может испытать комбинации картин, образов, чувств, звуков, запахов

и вкуса внутреннего происхождения наряду с раздражителями внешнего  про-

исхождения. Запах рождественской елки, например, проистекает из внешнего

окружения. Однако он может мгновенно  вызвать  визуальные  воспоминания,

чувства и звуки внутреннего происхождения, ассоциируемые именно  с  этим

запахом. Эти синтезированные элементы в кортеже - 4 основаны на предыду-

щих впечатлениях и опыте человека в течение его прошлой личной истории в

сочетании с различными желаниями и нуждами момента.  Синтетический  опыт

также подвержен универсальным


   Рис. 13. Внутренний опыт (впечатление)

   -35- процессам моделирования (обобщению, стиранию и искажению).

   "Эмоционально нагруженный" опыт и впечатления часто проявляются с по-

мощью реплик во внешнем окружении. Они могут быть приятными, как  в  вы-

шеприведенном примере, так и уничтожающими.

   Рисунок 13  показывает  кортеж  4,  проходящий  через  индивидуальный

фильтр. Именно здесь в формировании опыта (восприятия одного момента  во

времени), человек прибавляет синтезированные элементы к кортежу  4.  Мо-

дель показывает как эти опыты  (впечатления)  внутреннего  происхождения

едут "верхом" на кортеже 4. Для каждого элемента  в  кортеже  4  человек

осознает только один аспект, внутренний или внешний опыт, а не  оба  од-

новременно. Важно также отметить, что, хотя всегда будет ввод из внешне-

го окружения (кроме "случаев неврологических повреждений, таких как сле-

пота), совсем не обязательно, чтобы был ассоциированный опыт внутреннего

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться