Байрон А. Льюис, Р. Фрэнк Пуселик "NLP - магия нейролингвистического программирования без тайн"

жется, передает тело человека и тем, что в действительности  "происходит

внутри". Иногда, когда поза "компьютер" по всей видимости передает "спо-

койствие, холодность и собранность", говорит Сатир, этот человек может в

действительности чувствовать себя очень уязвимым. "Умиротворитель" гово-

рит своей позой "Я беспомощен" в то время, как внутри он чувствует  пол-

ную никчемность. "Обвинитель", который передает своей  позой  "Я  хозяин

всего здесь", чувствует себя одиноким и безуспешным. Постоянно  неумест-

ный "отвлекатель" со своей несбалансированной позой может  ощущать,  что

никому до него нет дела.

   Каждая из поз Сатир может проявиться не столь очевидно.  Жесты  часто

указывают на одну из поз. Указывающий палец или  повернутая  вверх  рука

могут обозначать обвинительную и умиротворительную позу  соответственно.

Особенно в сочетании с ключевыми фразами: "Вы всегда...", и  "Я  извиня-

юсь...". Эти жесты могут быть важными указателями на то, как человек от-

носится к миру и к другим вокруг него. Обнаружение таких паттернов может

помочь вам получить раппорт с людьми, живущими или работающими с вами, а

также понять, как люди "застревают" в паттернах общения, которые  посто-

янно не дают им того, чего они хотят и в чем нуждаются. -77-

   Другое предостережение

   Предыдущие обобщения не должны считаться универсальными. Они лишь по-

лезные инструменты для описания паттернов человеческого  поведения.  Это

может помочь вам понять модель мира человека и способствовать  получению

доверия, и раппорта, необходимых для эффективного общения. Эти обобщения

являются только моделями и, будучи таковыми, содержат  все  ограничения,

присущие любой модели. Используйте их там, где и когда они применимы,  и

отбрасывайте их, как только они не подходят.

   Резюме

   В этой главе стресс упоминался только по отношению  к  предпочитаемой

репрезентативной системе человека.  Влияние,  которое  он  оказывает  на

восприятия и поведение индивида, делает его весьма важным. Как уже  было

показано на примере истории о человеке, охваченном паникой, индивиды под

влиянием стресса обычно  обращаются  к  предпочитаемой  репрезентативной

системе. Имеется одна хитрость в этой  стратегии,  направленная  на  то,

чтобы справиться со стрессом. Она заключается в том, что во время стрес-

совых ситуаций люди должны иметь самое большое количество различий, так-

же как и самое большое количество информации  об  окружающей  среде.  По

иронии судьбы, именно в эти  периоды  времени  люди  выбирают  (несозна-

тельно) ограничивающие паттерны своих предпочитаемых  систем,  часто  за

счет исключения других систем.

   Когда люди идут в кабинет врача на консультацию, то это обычно  из-за

того, что они в своем распоряжении имеют очень ограниченные ресурсы. Лю-

ди часто хотят получить консультацию, так как они страдают от  стрессов,

связанных с эмоциональной болью или проблемами, возникающими  в  сложном

обществе. Распознавание ограничений людей может помочь им найти  альтер-

нативы, новый выбор -78- восприятия и  поведения.  Это  справедливо  для

многих видов окружения, от класса до бизнес-офиса.

   Ваша способность идентифицировать и использовать ту же репрезентатив-

ную систему, что и те, с которыми вы живете и работаете, поможет  вам  в

развитии и сохранении высокого уровня эффективного общения.  Определение

категорий общения, используемых этими людьми в различных ситуациях,  мо-

жет помочь вам получить их доверие, в то же время давая вам  возможность

получать необходимую информацию, чтобы помогать им  производить  измене-

ния, которые они хотят и а которых  нуждаются.  Это  действительно  есть

"магия" сильного и эффективного общения.

   Когда человек общается с вами, он предоставляет вам информацию о том,

как он создал свою модель мира. Она включает данные о том, как и где не-

которые ограничения были встроены в его модель. С такой  информацией  вы

не только можете использовать его опыт, но также  мажете,  изменять  его

восприятие и виды поведения, которые ограничены и болезненны. Это  может

быть сделано вербально и невербально, путем использования всех  аналого-

вых систем позы тела, дыхания, тональности голоса и т.  д.  Вот  пример,

показывающий некоторые из этих приемов.

   Человек, ярко выраженный "визуал", пришел на первичную беседу. Вы уже

почти знаете его, основываясь на комбинации позы, строения тела, размера

губ, одежды, использования предикатов и других ключей.  Вы  уже  знаете,

что одним из его правил общения является необходимость  смотреть,  чтобы

понять, что говорит другой человек. Если бы вы отворачивались при разго-

воре, как делают многие люди, то он мог бы обвинить вас в том, что вы не

обращаете на него внимания. Контакт может быть еще более затруднен, если

вы расположитесь слишком близко и "захватите его пространство". Запомни-

те, что визуально ориентированные люди обычно чувствуют себя более  ком-

фортно, когда они могут видеть вас с некоторого расстояния, чтобы  полу-

чить "всю перспективу". -79-

   Путем принятия правил этого человека, путем подстраивания к его  пре-

дикатам, т. е., в сущности, путем действий на основе его модели мира, вы

начинаете прокладывать путь к успешным взаимоотношениям. Вы можете  зер-

кально отражать  различные  аспекты  категории  общения  этого  человека

подстройкой вашей позы, тональности, предикатов, а также путем  подчине-

ния правилам, связанным с этой системой. Это позволит вам иногда обнару-

жить болевые точки и ограничения в восприятии данного человека, которые,

если бы было иначе, оставались скрытыми для  вас.  В  то  же  время  де-

монстрируя "приятно" путем "отзеркаливания", вы даете  человеку  возмож-

ность видеть, слышать и чувствовать себя такими способами, которые обыч-

но за пределами его сознания. Как только раппорт поддерживается, вы  мо-

жете использовать эту довольно хрупкую форму обратной  связи.  Например,

вы можете привести человека в более комфортное состояние с помощью прос-

того моделирования таких изменений в самом  себе.  Путем  изменения  его

"рефлексии" таким способом, человек имеет возможность действительно  ис-

пытать новый выбор на глубоком, подсознательном уровне и,  так  сказать,

"опробовать его". Пока вы открыты для малейших изменений в  человеке,  с

которым вы работаете, вы можете немедленно сказать, подходят или нет из-

менения для него.

   Здесь приводятся только несколько способов использования этой  инфор-

мации. По мере изучения и испытания  едва  уловимых  паттернов  общения,

описанных в этой книге, вы сможете изобретать все больше и больше спосо-

бов применения их в самых разных ситуациях.

   Полная таблица всех поведенческих характеристик, связанных  с  каждой

категорией общения, дается в Приложении В. -80-

   Глава III

   МЕТА-МОДЕЛЬ

   Если он, действительно, мудрый (учитель),

   то он не приглашает вас войти в ром его

   мудрости, а приводит вас к порогу вашего

   собственного разума.

   Кахлил Ажибран

   "Пророк"

   ЛОГИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА

   Символическая репрезентация

   Логическая система, язык, является символической репрезентацией  опы-

та. Это единственная система, которая может представлять все другие реп-

резентативные системы, а также представлять себя. Она не связана  непос-

редственно ни с каким сенсорным органом и является настолько уникальной,

что заслуживает особого внимания. Историческая важность этой системы об-

суждается Самуэльсами в их книге "Видение с помощью глаза  разума".  Они

пишут: "С развитием языка и системы письма для его записи,  рациональная

мысль начала доминировать. Слова стали выполнять функции ярлыков, позво-

ляя человеку отделить себя от его опыта и проанализировать его..."


   Такой мощный инструмент эта логическая система! Так же как и в случае

с другими системами, она является не только индикатором того, как  чело-

век создает свою модель мира, но также расширяет или ограничивает  восп-

риятие. Обсуждение социальных ограничений (Глава 1) показывает, как наша

способность называть что-либо влияет на то,  как  -81-  мы  воспринимаем

это. Вспомните пример с эскимосами. Их умение называть более  семидесяти

различных видов снега является очень важным для их выживания в самом су-

ровом северном климате. Только с помощью их специфического лингвистичес-

кого фона возможно воспринимать изменения качество снега, указанные в их

словаре.

   То, что встроено в кодирующий элемент наших  лингвистических  процес-

сов, может быть названо "перцептуальным усилителем". Как только лингвис-

тический символ был закреплен за  специфическим  опытом,  он  становится

дискретным, манипулируемым элементом, который отделен от окружающей сре-

ды или опыта. Громадное воздействие языка обсуждается главным специалис-

том по семантике Дж. Самуэлем Бойсом в его книге "Искусство  осознания".

Он пишет: "Мы видим мир через отверстие фильтра,  сделанного  человеком.

Мы проектируем на мир феноменов те отношения, которые мы научились  наб-

людать среди частей речи; мы интерпретируем то,  что  происходит  языком

логики эффекта причинности, который заложен в нашей грамматике".

   АНАЛОГОВЫЙ / ЦИФРОВОЙ: КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТАФОРА

   Существуют два типа компьютеров, обычно используемых в настоящее вре-

мя. Цифровой компьютер, такой, например, как калькулятор, работает путем

преобразования как команд, так и данных в числа  (символы).  Эти  произ-

вольно выбранные символы дают возможность свободно манипулировать инфор-

мацией. Цифровые компьютеры часто приравниваются к логическим функциям и

могут демонстрировать такие отношения, как "если.., тогда" и простое от-

рицание "нет".

   Аналоговый компьютер работает на программе,  посредством  которой  он

вводит информацию и получает результаты. Это позволяет  ему  работать  с

динамически меняющимися величинами, такими -82- как интенсивность,  мас-

са, частота и др. Начиная с уровня логарифмической  линейки  и  достигая

уровня сложной системы наведения ракеты, ключом для  работы  аналогового

компьютера являются его манипуляции аналогами данных. Эти аналоги  осно-

ваны на сходстве между данными и их репрезентациями.

   В "человеческом компьютере" обе системы работают совместно. Различия,

однако, тоже очень важны. Ключом к логическому выражению (языку) являет-

ся произвольное присвоение предметам или процессам слов-символов. Не су-

ществует жесткой связи между названием и тем,  что  называют.  Наоборот,

аналог, по определению, означает что-то, подобное чему-то другому.  Поэ-

тому мы можем ожидать, что аналоговый "язык"  или  общение  будут  тесно

связаны с тем, о чем идет речь.

   Например, если мы слышим слово "кушать" на незнакомом языке, мы  ско-

рее всего не поймем его. Это просто произвольно назначенный (логический)

символ для обычного поведения. Если, однако, человек изображает  поведе-

ние (процесс еды), т. е. иными словами, использует  аналоговое  общение,

скорее всего мы поймем значение этого слова. Но наряду с тем, что в ряде

случаев аналоговое обиженно более  универсально  (и  более  "примитивно"

(1)), оно также и ограничено несложными, но очень важными способами. Так

как аналоговое общение может только изображать вещь или действие, оно не

может изобразить мысль или идею и поэтому не может изобразить отрицание.

Только более абстрактная  и  универсальная  логическая  репрезентативная

система может выражать отрицание. Эта  система  может  передавать  также

время и число манипуляций, чего аналоговые системы не могут делать.

   Другим ограничением является двусмысленность. Улыбка  (аналог)  может

появляться из-за опыта удовольствие или из-за  болевого  опыта  ("Широко

улыбнись и тогда вынесешь это"). Пожатие плечами может означать "Я  сда-

юсь", "Мне все равно" или "Я не  знаю".  Так  же  как  и  у  аналогового

компьютера всегда присутствует ошибка (или ошибки) в переводе, -83- а  в

аналоговых системах человека нет определителей, чтобы  различить,  какое

сообщение предполагается (2).

   Только понимая значимость механизмов, участвующих в процессе  закреп-

ления ярлыков за нашими разными видами опыта, мы можем стать  более  ус-

тойчивыми к тому влиянию, которое оказывают эти ярлыки на наше  восприя-

тие. Нет ничего необычного в том, что о поведении судят по внешним  про-

явлениям, приклеивая название или ярлыки к нему и более или менее  "ове-

ществляя" его. Но это ограничивает наше восприятие. Доктор Палаззоли го-

ворит об этой проблеме в книге "Парадокс и Контрпарадокс". Она вместе  с

группой исследователей обнаружила, работая с семьями  шизофреников,  что

внешнее проявление не обязательно является  действенным  доказательством

значения поведения. Она пишет; "Например, если пациент кажется подавлен-

ным, то делаем вывод, что он подавлен, и мы идем дальше,  чтобы  понять,

почему он подавлен, приглашая и поощряя его рассказать нам о  его  грус-

ти".

   Лингвистическое декондиционирование

   Усвоив, что их понимание является еще одним шагом вперед, доктор  Па-

лаззоли и ее коллеги начали исследовать поведение клиента  не  только  в

пределах семьи, но также и в клинике. Посредством процесса, который  они

назвали "лингвистическое декондиционирование", они начали изменять  свои

представления о поведении клиента, меняя категорическое: "Он  подавлен",

на "Он, кажется, подавлен".

   С этой выигрышной точки гораздо проще наблюдать  воздействие  поведе-

ния, чем копаться в причинах поведения. Может быть, более полезно  опре-

делить значение поведения или общения по его  воздействию  на  окружение

индивида. Это особенно важно, когда мы имеем дело с  некоторыми  формами

аналогового общения. -84-

   МЕТА-МОДЕЛЬ: ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

   В 1975 году Ричард Бандлер и Джон Гриндер опубликовали книгу, которая

в общих чертах обозначила их мета-модель (3), ставшую теперь популярной.

Это лингвистический (логический) инструмент, который оказался весьма по-

лезным в психотерапии и в процессах  коммуникации.  Он  основывается  на

наблюдении, что поведение человека, особенно лингвистическое  поведение,

подчиняется определенным правилам. Процессы обобщения, стирания и  иска-

жения, используемые при создании наших моделей реальности,  используются

при создании нашей лингвистической репрезентации опыта.

   Как это показано здесь, мета-модель  включает  насколько  отличий  от

оригинала, а ее формат изменяется. Однако основные исходные посылки  все

еще применяются.(4)

   При любом общении разговорный или письменный язык, называемый поверх-

ностной структурой (SS), дает слушателю богатый выбор информации о гово-

рящем. Она указывает, как человек осмысливает мир, как он искажает  свои

восприятия, а также когда и где эти  искажения  встречаются.  Предикаты,

например, могут указывать на предпочитаемую им репрезентативную систему.

Поверхностная структура может также указать, когда и  какие  виды  опыта

говорящий систематически оставляет вне его репрезентации  мира.  Помогая

говорящему "повторно связаться" с невысказанной  частью  его  логической

репрезентации опыта, называемой глубокой структурой (DS),  вы  начинаете

процесс исследования. Этот процесс может заполнить  разрывы  в  процессе

понимания, которые могут возникнуть между вами, а также помочь говоряще-

му признать и бороться с ограничениями развития и опыта, о  которых  он,

может быть, даже и не подозревал. -85-

   ТРАНСФОРМАЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

   Современная школа лингвистики (5) предполагает взаимосвязь между тем,

что говорится или пишется индивидом, и некой более  глубокой  внутренней

лингвистической репрезентацией. Создание предложения, реальный звук  или

записанная последовательность символов и фраз  называется  поверхностной

структурой (SS). Глубокая структура (DS) является также системой  симво-

лов и фраз, но она гораздо более сложная и абстрактная. DS является пол-

ностью лингвистической репрезентацией человеческого опыта, которую можно

считать намерениями или мыслью, стоящими за предложением SS.

   Теория говорит, что DS трансформируется в SS с  помощью  целой  серии

правил. Специалисты по трансформациональной грамматике говорят, что DS и

SS связаны определенными формальными операциями,  которые  соответствуют

концепциям обобщения, стирания и искажения, описанных в Главе I.

   НАРУШЕНИЕ МЕТА-МОДЕЛИ

   Каждый раз, когда вы читаете или  слушаете  говорящего  человека,  вы

чувствуете необходимость "идти внутрь", чтобы понять, о чем  говорят.  В

этот момент вы испытываете то, что называется "нарушением  мета-модели".

Тот факт, что вы сбиты с толку и  нуждаетесь  в  информации  внутреннего

происхождения, которой недостает или которая искажена в  SS  говорящего,

является показателем того, что ваши интуитивные  процессы  как  носителя

языка начинают использоваться. Это довольно ценный  процесс,  т.  к,  он

позволяет говорящему, пишущему получить большую часть информации и быст-

ро заполнять все пробелы. Однако тот же процесс может значительно  огра-

ничить способность говорящего выразить то,  что  он  в  действительности

имеет в виду. Язык человека может также указывать  на  области,  где  он

имеет ограничения своей способности -86- воспринимать все богатство  оп-

ределенных видов опыта. Результатом таких ограничений и искажений  может

быть то, что говорящий имеет ограниченный выбор поведения в определенных

ситуациях.

   РЕАКЦИИ МЕТА-МОДЕЛИ

   Мета-модель делает вполне определенными те семантические и  синтакси-

ческие контексты, в которых встречаются ее  нарушения.  Как  только  они

систематически распознаются, то  появляются  специфические  реакции  ме-

та-модели, которые вы можете использовать  для  восстановления  стертого

материала, а также чтобы помочь говорящему восстановить связь с его глу-

бокой структурой. Восстановление связи с наиболее полной лингвистической

репрезентацией человеческого опыта может помочь ему понять, как  опреде-

ленные обобщения, стирания и искажения вызывают боль и ограничивают  вы-

бор и восприятие. Это открывает путь к улучшению здоровья  и  позитивным

изменениям.

   Мета-модель является набором из восьми лингвистических различий,  ко-

торые можно сгруппировать в три категории. Первая категория, сбор инфор-

мации, начинает процесс раскрытия  и  исследования  определенных  частей

опыта говорящего, которые отсутствуют в его поверхностной структуре  или

имеются, но в искаженной форме. Вторая категория,  расширение  пределов,

дает вам инструменты, чтобы помочь говорящему определить, а потом расши-

рить границы или ограничения его модели мира.  Это  помогает  говорящему

получить больше видов выбора, как поведения, так и восприятия. Последняя

категория, изменение значений, продолжает процесс роста и расширения пу-

тем исследования с говорящим того, как он понимает себя и свои взаимоот-

ношения с людьми и окружающим миром. -87-

   Схема мета-модели (1)

   Глубокая структура является наиболее полной лингвистической репрезен-

тацией, какую только человек мог бы передать своему опыту. Это  символи-

зируется более обширной площадью, показанной на рис. 27. Глубокая струк-

тура включает пограничную линию, а также все  пространство  внутри  нее.

Поверхностная структура является частью глубокой  структуры,  выраженной

индивидом, когда он говорит или пишет. Она  представлена  заштрихованной

частью более обширного пространства. Обратите внимание на  рисунок,  как

"конфигурация" SS соответствует "конфигурации" DS. В основном те же про-

цессы мы используем для создания наших моделей , реальности, и SS  явля-

ется незаменимым указателем того, как говорящий воспринимает мир  вокруг

него. Именно посредством SS мы получаем информацию  об  остальной  части

модели говорящего. С помощью реакции первой категории мета-модели на на-

рушения, мы получаем больше информации о не заштрихованной части модели,

показанной ниже, т. е. о DS.


   Рис. 27


   Я очень рекомендую тому, кто изучает мета-модель, прочитать этот раз-

дел внимательно, чтобы получить общее представление и логику  ,  модели.

Затем возвратитесь к началу и начните е первого различия. Настройка себя

на каждое различие, прослушивание, когда оно приходит,  а  также  умение

реагировать с помощью соответствующего ответа -88- мета-модели  спокойно

и естественно, обычно занимает около одной недели. Затем вы спокойно мо-

жете .переходить к следующему различию, зная уже, что первое стало удоб-

ной, функциональной привычкой. Если вы проделаете это с каждым  различи-

ем, то сможете быстро и спокойно применять мета-модель в качестве исклю-

чительно мощного инструмента общения.

   Контуры мета-модели

   Эти контуры являются путеводителем по этому разделу. Обратите  внима-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться