происхождения для каждого элемента в кортеже 4. Для простоты моделью
представляемая ниже, показывает полный набор синтезированных опытов
(впечатлений) верхом на внешнем кортеже 4.
Как мы увидим из последующих глав, люди могут систематически стирать
один определенный элемент из своих кортежей 4. Способность врача обнару-
живать и использовать этот вид информации при работе с индивидом может
значительно ускорить процесс лечения и изменения к лучшему.
Как показывает рисунок 14 кортежи 4, в конце концов собираются в ко-
робке памяти. Являясь хранилищем для всех видов опыта, она представляет
нашу личную историю, нашу сложную модель мира. Это собрание разного опы-
та делает много для формирования нашего мышления и для нашего восприятия
окружающего мира. Информация для синтетических видов опыта в этой упро-
щенной схеме идет из коробки памяти через канал памяти. Эта информация
может быть в форме полного кортежа 4 внутреннего происхождения, или она
может быть в виде одиночных элементов из различных хранимых -36- корте-
жей 4, которые "заменяют" один или более участков внешнего происхожде-
ния.
Полная схема, показывающая все три процесса, дана в приложении А.
Рис. 14
Когда мы общаемся в людьми, когда мы успешно достигаем изменений с
помощью лечения или достигаем успеха в обучении чему-то новому, мы всег-
да начинаем на неврологическом уровне с помощью звука наших голосов, а
также со взгляда и ощущения наших действий. Когда вмешательство (интер-
венция) происходит на лингвистическом уровне (см. Главу III), мы работа-
ем на кортеже 4 человека, на уровне социальных ограничений. На уровне
индивидуальных ограничений мы помогаем людям -37- понимать, как непра-
вильно функционируют их модели мира, как они вызывают боль и трудности в
их жизни или как они блокируют осознание альтернативных мыслей, чувств
или действий. В конце концов, любое изучение или лечебный опыт, которые
удались, становятся частью личной истории человека. Помещенная в Коробку
памяти, новая модель начнет формировать мышление и восприятие новыми,
позитивными и полезными для здоровья способами.
Важно узнать, как это сделали Бэндлер и Гриндер(13). Эта дискуссия
относительно ограничений процессов построения модели не мыслится как
всеобъемлющее представление, она не мыслится и как доказательство четко-
го деления на эти три вида ограничений. В действительности, они наклады-
ваются друг на друга. Целью этой книги является ознакомление читателя с
моделями для восприятия, предсказания и влияния на поведение. Они полез-
ны для этих целей даже при всей своей неточности. Модель просто предс-
тавляет то, что моделируется.
Комплексные эквиваленты
Одним из примеров перекрытия ограничений друг с другом, является
язык. Из-за влияния неврологических и индивидуальных ограничений внут-
ренние репрезентации языка (социальные ограничения) являются разными для
каждого человека. Для каждого изученного слова каждым имеет свои внут-
ренний опыт. Эти специфические виды опыта, связанные со словами, называ-
ются комплексными эквивалентами (14). Обычно тонкости между различным
пониманием слов людьми являются несущественными. Однако есть слова, ко-
торые иногда приводят к непониманию между людьми. Такие слова как лю-
бовь, взаимопонимание, партнерство, страх, сила, доверие, уважение, а
также выражения, связанные с восприятием человеком самого себя и окружа-
ющей среды являются основополагающими для процесса общения, как показы-
вает пример, приведенный ниже (рис. 15).
-38-
Рис. 15
Очень важно, когда вы изучаете основные принципы эффективного обще-
ния, отбросить предположение, что вы уже знаете значение слов, перечис-
ленных выше. Ваше "знание" основывается на вашей собственной модели ми-
ра, которая подвержена процессам обобщения, стирания и искажения, а так-
же неврологическим, социальным и индивидуальным ограничениям. Вместо то-
го, чтобы предполагать, что ваше понимание этих слов такое же, как и го-
ворящего, часто лучше просто спросить его собственные толкования. Благо-
даря этому вы не попадете в ловушку своей собственной модели мира. При
более полном понимании того, что имеет в виду говорящий, вы скорее уста-
новите раппорт и -39- станете более влиятельным при общении с ним. Опре-
деленные методы, как спрашивать человека о его толковании этих слов, а
также некоторые лингвистические ключи, используемые, когда необходимо
иметь больше информации, даны в главе III.
Резюме
Я не делаю попытку определить,
что такое человек, я описываю,
что человек делает.
Бойс
"Искусство осознания"
...Мы ищем прагматические повторы,
мы знаем, что она не будут простыми
статическими величинами или качествами,
а будут паттернами, аналогичными
математической концепции функции...
Вацлавик и др.
"Прагматика человеческого общения"
Имея дело с общением, очень важно отметить определение, сделанное
Вацлавиком, что все поведение является общением. В действительности,
имеются два вида коммуникативного поведения. Один включает в себя види-
мые паттерны взаимодействия, в основном, речь и открытые тесты. Другой
является внутренним общением, которое происходит внутри каждого из нас и
постоянно. Все виды общения явно влияют на нас. Основной темой этой кни-
ги является наблюдение и использование определенных видов коммуникатив-
ного поведения.
Как только мы начинаем исследовать способы нашего осознания мириадов
видов опыта, называемых "жизнью", то становятся очевидными многие пове-
денческие паттерны. "Процесс человеческого моделирования" Гриндера и
Бэндлера предлагает нам -40- организационную основу из которой надо най-
ти различие между тем, что люди испытывают (территория) и тем, как они
осмысливают эти виды опыта (их карта или модель мира).
Вооружившись доказательствами, полученными в результате неврологичес-
ких исследований, мы расширяем это поведение построения модели и включа-
ем три ограничения: неврологическое, социальное и индивидуальное. Пони-
мая, что эти механизмы важны для создания индивидуальной модели, а также
для представления человеком кто есть он, мы начинаем первую фазу получе-
ния раппорта и доверия, очень важных для влиятельного и лечебного обще-
ния. Каждый человек создает свою модель мира. Именно это делает каждого
из нас уникальным и создает удивительное и прекрасное разнообразие лич-
ностей, с которыми мы сталкиваемся как внутри общества, так и между об-
ществами.
Мы разделяем универсальную лингвистическую конвенцию: понимание пре-
допределяет постоянство в языке на многих уровнях. Именно благодаря этим
постоянным паттернам поведения мы можем выжить в обществе, а также сох-
ранить навсегда общество. Эти самые виды поведения обеспечивают ключ к
пониманию того, как индивид создает не только радость и понимание, но
также боль и смущение в его повседневной жизни.
Некоторые элементы общения мы можем сознательно контролировать, одна-
ко, большинство из них находятся полностью вне нашего осознания, Как
только мы начинаем относиться к общению как к презентации уникальных
личных моделей, многие из идиосинкразий, которые приводят к неправильно-
му общению и непониманию друг друга, становятся вдруг инструментами для
более глубокого и всестороннего общения. Чем более проницательными мы
становимся, когда видим, слышим и чувствуем все посланные сообщения, тем
лучше мы сможем воспринимать, что в действительности имеется в виду. Это
осознание также даст нам возможность лучше использовать наши собственные
контакты общения для выражения того, что мы хотим и что -41- нам нужно,
не только обращаясь к другим, но также и внутрь самих себя.
Эта книга является презентацией различных моделей человеческого пове-
дения. Эти модели могут быть чрезвычайно полезны в качестве инструментов
для понимания, предсказания, а также формирования человеческих взаимо-
действии, которые мы называем общением. Но эти модели могут быть очень
ограниченными, если мы забываем, что они, в действительности, не являют-
ся реальностью. Мы должны всегда помнить идею, прекрасно выраженную Эд-
вардом Т. Холлом: "Все теоретические модели являются неполными. По опре-
делению они являются абстракциями, и поэтому оставляют реальные вещи вне
их. Но то, что они оставляют, является также важным, даже, можно ска-
зать, более важным, чем то, что не оставляется, так как именно это дает
структуру и форму системе". (За пределами культуры.) -42-
Глава II
МОДЕЛЬ КАТЕГОРИЙ ОБЩЕНИЯ
Колдуны творят, что мы находимся
внутри пузыря. Это пузырь, в который
нас помещают в момент нашего
рождения. Сначала пузырь открывается,
но затем он начинает закрываться
до полного запечатывания нас внутри.
Этот пузырь является нашим восприятием.
Мы живем внутри этого пузыря всю
нашу жизнь. И все, что мы видим на
его круглых стенах, является нашим
собственным отражением.
Карлос Кастанеда
"Сказки о силе"
Репрезентативные системы
В психологии восприятие является весьма привлекательным предметом для
изучения. Как уже обсуждалось в предыдущей главе, из-за того, что невро-
логический ввод формирует строительные блоки наших моделей мира, сущест-
вует много различных способов описания процесса, который мы называем
восприятием. Следуемое из этого основывается на неврологической модели,
представленной в Главе 1.
Имеются пять основных способов, с помощью которых люди изучают мир.
Мы можем видеть, чувствовать, слышать, нюхать и пробовать на вкус. Каж-
дый из этих сенсорных вводов имеет определенную локализацию в нашем моз-
гу, туда поступает эта информация, где она обрабатывается и записывает-
ся. В результате она трансформируется во что-то, отличное от первона-
чального раздражителя. То, что мы действительно воспринимаем, является
репре- -43- зентациями или моделями того, что наши сенсорные органы пе-
редают нам. Эти индивидуальные модели называются репрезентативными сис-
темами (1).
В любой момент мы принимаем и обрабатываем ввод от всех наших органов
чувств, даже когда мы не осознаем этого. Каждый "отрезок времени" состо-
ит из элементов, которые составляют кортеж 4 (4Т), представленный в гла-
ве 1. Каждый 4Т включает каждую из репрезентативных систем: зрение явля-
ется "визуальной" системой (V), чувство является "кинестетической" сис-
темой (К), слух является "аудиальной" системой (А), а обоняние и вкус
составляют "осмическую" систему (О)(2) 4Т записывается так:
КАО
Для того, чтобы различать опыт внешнего происхождения, синтетический
опыт или опыт внутреннего происхождения, можно использовать буквальные
обозначения: e для external (внешнего) и i для internal (внутреннего)
(рис. 16). Например, я читаю журнал и переворачиваю страницу, чтобы уви-
деть Рис. 16
-44- цветное изображение парусной шлюпки (Vi). Это, в свою очередь,
мгновенно вызывает в памяти ощущение лодки, раскачивающейся у меня под
ногами (Кi), звук парусов, хлопающих на ветру (Аi), а также запах и вкус
океана (Oi). 4Т для этого полного опыта будет следующим:
Ki Ai Oi
Кратко можно сказать, что 4Т является моделью одного момента во вре-
мени. Он включает каждую из четырех репрезентативных систем и может быть
записан в формальном виде как; КАО. Обозначения е и i идентифицируют
факт, говорящий о том, имеет ли репрезентация внешнее или внутреннее
происхождение. Эта формальная стенографическая запись может помочь сде-
лать наблюдение и обсуждение коммуникативных видов поведения проще и ко-
роче.
Логическая система
В процессе построения наших моделей мира язык и другие социальные ог-
раничения накладываются на различные виды нашего опыта. Коллекция симво-
лов, слов и правил, управляющих их использованием, составляет уникальную
и совершенно четкую репрезентативную систему. В отличие от систем в 4Т
цифровая система, состоящая из языка, не является аналоговой системой:
она не связана непосредственно ни с одним из наших сенсорных органов.
Язык является единственной системой, которая может представлять все дру-
гие репрезентативные системы. Он может создавать модели (представлять
снова) каждой системы, включая самого себя. Имеется доказательство, что
этот совсем недавно используемый инструмент для моделирования может быть
подчинен, однако, аналоговым системам. Следующее описание, взятое у Вац-
лавика и др.(3) показывает эти взаимоотношения. -45-
Дети, дураки и животные всегда наделены определенной интуицией по от-
ношению к искренности человеческих отношений, т. к, довольно просто вер-
бально заявлять что-либо, но трудно провести ложь в область аналогии.
Целью этой книги является улучшение способности обнаруживать и ис-
пользовать паттерны поведения как в самом индивиде, так и между людьми
во время их контакта друг с другом. Язык и логическая репрезентативная
система могут повторно представлять все системы, используемые людьми для
создания и передачи .своего опыта восприятия мира. Из-за этого он предс-
тавляет собой очень эффективный инструмент для заинтересованного и вни-
мательного слушателя, помогающий получить важную информацию о модели ми-
ра говорящего.
Различие паттернов использования слов показано в следующих пяти пред-
ложениях. Найдите время прочитать каждое из них внимательно. Обратите
особое внимание, как каждое из них выявляет до некоторой степени различ-
ный субъективный опыт.
Предложение 1.
Я посмотрел на них, сидя во главе длинного, темного, дубового стола,
и мне показалось, что им следовало бы все это уже знать лучше, чем обду-
мывать сейчас те мысли, которые, как я видел, ясно отражались на их сия-
ющих и улыбающихся лицах.
Предложение 2.
Я снова неожиданно осознал такое же ощущение беспомощности, это ною-
щее ощущение в моем желудке, и, опуская глаза, я опустился на колени,
держась за жидкие, так успокаивающие складки моей одежды.
Предложение 3.
Это у меня тоже звенит колокольчик; было бы хорошо, если бы мы могли
сами настроиться на вашу программу без изменения темпа, и таким образом
создать более гармоничные взаимоотношения внутри группы.
-46-
Предложение 4.
Почувствовался бриз соленого моря, смешанный со сладким запахом неж-
ных цветов, однако, близлежащее болото издавало запах едкой, зеленова-
то-желтой зелени, который угрожал испортить, если его не устранить,
вполне приятный полдень.
Предложение 5.
Вполне возможно, что теперешняя ситуация могла бы быть улучшена, если
не путем смягчения, то, возможно, с помощью повторения аргумента отвеча-
ющей стороной, чтобы предотвратить менее желаемые результаты.
Каждое из вышеуказанных предложений использует одну репрезентативную
систему. Посредством постоянного использования определенных слов и фраз
в каждом предложении читатель вводится в опыт ("понимание"), который
затрагивает части его модели мира, связанные с сенсорными системами.
Это, конечно, справедливо, кроме последнего предложения.
Первое предложение, например, показывает визуальную репрезентативную
систему. Многие читатели находят, что они могут в действительности "ви-
деть" стол, лица и мысли. Проходя через их собственную личную историю
(коллекцию всего прошлого опыта, хранимого в уме), они создают для себя
внутренние виды опыта, схожие с вышеописанным. Таким же образом
большинство людей могут создать определенное "ощущение" из второго пред-
ложения, которое дает пример кинестетической системы. Такое творческое
создание внутренних видов опыта в ответ на слова играет главную роль в
процессе общения.
Эмоции
Кинестетическая репрезентативная система имеет несколько важных отли-
чий. Сенсорные вводы из тела классифицируются как соматические ощущения.
Они включают в себя экстероцептивные ощущения температуры, прикосновения
и боли, проприоцеп- -47- тивные ощущения из глубины наших мышц, сухожи-
лий и сочленений, которые постоянно информируют нас относительно положе-
ния тела, вибраций, глубинной боли и давления; а также висцеральные ощу-
щения боли и наполненности из внутренних органов.
На нашем языке, однако, мы идентифицировали другой тип "чувств", ко-
торый мы называли эмоции; когда кто-нибудь говорит "мне было плохо", то
он может говорить о давлении или боли на коже, или, возможно, он говорит
о каком-то "внутреннем состоянии", называемом эмоции.
В действительности, оба значения очень схожи, так как слово "плохо"
эмоционально является составным из нескольких соматических ощущений.
Например, может быть напряжение вокруг глаз и лица, изменение в принятии
позы, давление на любую мышечную ткань, сухожилия и суставы. Все это
часто сопровождается сигналом из внутренних органов о виде напряжения
или сжатия. Сенсорный сигнал сочетается с другими мыслительными процес-
сами и затем обозначается как эмоциональное "плохо". Из-за такой тесной
связи с соматическими ощущениями полезно принять во внимание, что те
"чувства", которые мы называем эмоциями, в действительности являются
производными чувствами, или в формальном выражении: Кi.
Третье предложение в вышеприведенных примерах выделяет виды опыта,
связанные с аудиальной системой, а четвертое предложение осмическую сис-
тему (рис. 17). Хотя вкус и запах являются двумя разными сенсорными ме-
ханизмами, они сгруппированы вместе для простоты. Вообще говоря, если вы
не повар, гурман или любитель вина, то ьаша модель мира не будет содер-
жать слишком много отличий в осмической репрезентативной системе по
сравнению с другими системами. Фактически, визуальная и кинестетическая,
как кажется, являются наиболее часто используемыми системами в западных
культурах.
-48-
Последнее предложение является уникальным, так как ни одно из слов не
предполагает какие-либо системы, основанные на сенсорике. Это пример
чисто цифровой информации. В таком случае, дело "читателя" выбирать, ка-
кая система для него лучшая, чтобы "понять". Этот процесс будет рассмот-
рен очень подробно в этой главе.
Рис. 17. Особенности осмической системы
Язык используется для передачи различных аспектов вашего опыта восп-
риятия мира друг другу. Путем создания внутренних видов опыта, основан-
ных на сенсорике, в ответ на слова, которые мы читаем или слышим, каждый
из нас способен понимать, что было сказано. Однако этот синтетический
опыт может также работать такими способами, которые не дают нам испытать
полностью, что говорящий или пишущий намерен передать. Так как наше по-
нимание внутреннего происхождения, то оно подвержено влиянию универ-
сальных процессов человеческого моделирования (обобщению, стиранию и ис-
кажению). Из-за того, что каждый из нас имеет уникальные модели мира,
данная аксиома должна считаться важной для изучения общения:
Значение любого общения определяется ответной реакцией, которую оно
выделяет. -49-
Предпочтение предикатов
При прослушивании разговора человека иногда паттерн становится вполне
очевидным, а именно, паттерн предпочтения предикатов. Эти описательные
слова и фразы, в основном, глаголы, наречия и прилагательные, часто
предполагают одну из репрезентативных систем. Если вы послушаете разго-
вор человека некоторое время, то вы обнаружите, что есть периоды, когда
большинство употребляемых предикатов относятся к одной системе чаще, чем
к другим. Этот человек выбирает, обычно на неосознанном уровне, как изо-
лировать одну систему из проходящего "потока" кортежа 4 (4Т). Затем, ис-
пользуя цифровую систему, он идентифицирует ту систему с помощью слов,
которые он выбирает для общения. Это важно, т. к, показывает вам, как
|