Байрон А. Льюис, Р. Фрэнк Пуселик "NLP - магия нейролингвистического программирования без тайн"

лал много, чего не следовало бы делать. И поделом, что никто меня не лю-

бит!".

   Калиброванное общение

   Чтение мыслей играет особую роль при калиброванном  общении  или  при

калиброванных петлях, Это подсознательные, часто причиняющие  боль  пат-

терны общения, которые можно наблюдать между индивидами в  парах  или  в

семьях (7). Приведенный -118- выше пример показывает, что то,  что  жена

Джека смотрит на пол, означает что-то специфическое  для  него.  Его  "Я

знаю этот взгляд" указывает, по крайней мере, на частичное осознание его

части в хорошо знакомом ему паттерне общения между  ними.  Эта  "петля",

последовательность "взгляда" и его реакция  на  него,  повторялась  нес-

колько раз во время сеанса. Как только жена Джека смотрела  на  пол,  он

чувствовал себя подавленным. Его реакция не была связана  с  содержанием

проходящей беседы, а основывалась на незначительных сублиминальных приз-

наках. Все это виды подсознательного невербального общения, которые име-

ют особое значение для принимающих в них участие индивидов. В  случае  с

Джеком, это рассматривание пола - "быть разозленным". Кем бы вы ни были,

врачом, кон-


   Рис. 41, Проектируемое чтение мыслей

   -119- сультантом или просто человеком, работающим с людьми, ваша спо-

собность распознать и ввести эти паттерны в сознание всех людей,  прини-

мающих участие в сеансе, может помочь устранить их вредное воздействие.

   Чтение мыслей довольно коварная вещь, т. к. может работать двумя спо-

собами. Один способ, уже показанный выше, происходит из "Я знаю, что  вы

думаете". Другая форма чтения мыслей встречается, когда  человек  верит,

что другие должны знать, что он думает или чувствует.  Ниже  дается  ил-

люстрация, которая является примером такой формы обратного или  проекти-

руемого чтения мыслей. Используя этот паттерн, пациент направляет в  об-

ратную сторону чтение мыслей и проектирует его на других.  Женщина,  как

показано на иллюстрации (см. рис. 41), верит в то, что если она  "знает"

без вопросов, как сделать мужчину счастливым, то и он "должен знать" без

вопросов, как сделать ее счастливой.

   Борьба с такой формой чтения мыслей так же важна, как и борьба с дру-

гой формой. Вот несколько примеров различных видов чтения мыслей:

   Пациент: "Я знаю, что хорошо для него".

   Ответ: (реакция) "Как вы узнали, что хорошо для него?".

   Пациент: "Я могу сказать, что она меня не любит".

   Ответ: (реакция) "Как вы можете говорить, что она вас не любит?".

   Пациент: "Ему надо было бы знать это лучше".

   Ответ:(реакция) "Каким образом он должен был узнать, что не надо  это

делать?".

   Пациент: "Если бы она действительно заботилась обо мне, то ей не надо

было бы спрашивать, что мне надо".

   Ответ: (реакция) "Если она не спросит, то как бы она узнала  наверня-

ка, что вам нужно?".

   Паттерн чтения мыслей часто связан с визуалами. Он может проявиться в

обвинении "Я знаю, что ты думаешь!" или более непосредственно "Тебе сле-

довало бы знать это лучше!". Такая лингвистическая  форма  подразумевает

необходимость для пациента контролировать окружение посредством всезнаю-

щего "знаю" и часто использовать слова: "Я не должен был говорить тебе".

-120-

   Причина и следствие. Это наиболее широко распространенное, вызывающее

боль нарушение мета-модели. Существует уверенность, что действие,  такое

как вербальное или мимическое выражение, может вызвать у другого челове-

ка определенную эмоцию или "внутреннее состояние". Человек, которому на-

до реагировать (отвечать), верит, что у него нет выбора для ответа. Нап-

ример, высказывание типа "Вы сводите меня с ума". Пациент хочет снять  с

себя ответственность за создание своего собственного эмоционального сос-

тояния. Построение ложном причинно-следственной связи становится очевид-

ной, когда некоторые действия одного человека приводят к совершенно  об-

ратным реакциям других, как показано на рис. 42.

   Существуют два способа, с помощью которых системы причины и следствия

могут принести боль или несчастье. Первый: вера в то, что кто-то еще мо-

жет создать в вас эмоциональное состояние, подразумевает, что вы не  мо-

жете контролировать свои собственные чувства или мысли. Без такого конт-

роля вы не только не можете изменить ваш внутренний опыт, чтобы чувство-

вать себя лучше и спокойнее, но вы  становитесь  зависимыми  от  других,

чтобы создать "хорошие" ощущения внутри вас.

   Второй: так как вы верите, что вы можете заставлять другого  человека

испытывать приятные эмоции, то отсюда следует, что вы так же можете зас-

тавлять его переживать боль и грусть. С такой "силой"  приходит  чувство

ответственности, и вы становитесь причиной. Когда вы "делаете" кого-либо

мрачным, тогда вы чувствуете себя виноватым и часто хотите  знать,  могу

ли я что-нибудь "сделать", чтобы они "чувствовали себя лучше".  С  такой

системой верований вполне возможно наказать себя тем, что вы  совершенно

не можете управлять, так как вы не можете вызывать или создавать  другой

исход. Последствия такого паттерна показаны ниже. Человек оказывается  в

затруднительном положении в результате системы причины  и  следствия,  в

которую он верит. Выявление таких квази-каузальных  связей  часто  может

помочь человеку расширить свой выбор. -121-


   Рис. 42

   Однажды, когда я работал преподавателем от  семинаре  по  мета-модели

мне стала задавать вопросы молодая женщина, которая твердо  верила,  что

чувства и эмоции клиента находятся э значительной степени в руках врача.

Она выразила свою веру и то, что "врач" лесет ответственность за хорошее

самочувствие клиента. Хотя я и согласился, что "безответственное поведе-

ние" со стороны любого, кто помогает людям, является неэтичным,  я  про-

далжал настаивать, что один человек не  может  "зять  ответственность  и

быть причиной для эмоций другого (рис. 43). Вот выписка из этого семина-

ра, которая дает возможную реакцию .(ответ) на  эту  систему  причины  и

следствия, в которую верят. -122-


   Рис. 43

   Б. Л.:. "Итак, вы говорите, что неправильно ходить вокруг и  нажимать

кнопки других людей".

   Женщина: "Только, если это заставляют их чувствовать  себя  плохо.  У

вас есть обязательство, особенно перед клиентами, говорить  таким  обра-

зом, чтобы заставить их чувствовать себя лучше".

   Б. Л.:. "Вы имеете в виду, что важно нажимать кнопки хорошего настро-

ения?".

   Женщина: "Да, совершенно верно. Как врач вы. можете  выборочно  нажи-

мать кнопки, которые заставляют клиента чувствовать себя лучше".

   Б. Л.: "То что вы говорите означает, что если вы мой клиент,  то  мне

можно нажимать ваши кнопки. Пожалуйста, скажите мне быстро,  где  они  у

вас? Спереди или сзади? Я не хотел бы случайно нажать  не  ту  кнопку!".

-123-

   После того как смех несколько успокоился (женщина  тоже  смеялась  от

души) я продолжал: "Если говорить серьезно, то я думаю,  что  важно  для

каждого из вас решить самому, где эти кнопки, а также  интересно  верите

ли вы действительно, что они внутри или снаружи. Если  вы  думаете,  что

они снаружи, то немедленно обращайтесь к профессионалам за помощью! Если

вы думаете, что они внутри, тогда слава богу! По крайней мере, вы  знае-

те, кто нажимает их сейчас, не так ли?!".

   Борясь с этой системой верований, когда она непродуктивна или вызыва-

ет ненужную боль, вы можете помочь говорящему получить больше видов  вы-

бора, как чувствовать и действовать в мире. Имеются два способа борьбы с

этим нарушением. Попросите говорящего рассказать именно вам, как он зас-

тавил другого человека чувствовать себя определенным образом.  Это  даст

вам много информации о том, как говорящий осмысливает мир и как он восп-

ринимает себя по отношению к другим. Эта информация может быть бесценной

в непрерывных процессах роста и положительных изменений.

   Этот паттерн типичен для "кинестетиков". Вобщем, он проявляется в ви-

де таких фраз, как "Вы причиняете мне боль, когда вы говорите такие вещи

(я не управляю моими чувствами)" или "Я извиняюсь, если я оскорбил  ваши

чувства (я не заслуживаю такой власти над вами; я виноват, что использо-

вал ее)". Вот некоторые примеры и реакции мета-модели:

   Пациент: "Их смех сводит меня с ума".

   Ответ: (реакция) "Как их смех может сводить вас с ума?".

   Пациент: "Она расстраивает меня".

   Ответ: (реакция) "Что, конкретно, она делает, что вас расстраивает?".

   Пациент: "Я чувствую себя плохо, когда заставляю ее плакать".

   Ответ: (реакция) "Что вы такое сделали, что  заставляет  вас  верить,

что вы заставили ее плакать?". -124-

   Выборы

   Не всегда бывает необходимо непосредственно бороться с системой  при-

чины и следствия в лечебном окружении. Когда люди вводят этот паттерн  в

свою SS, то иногда более важно заставить их осознать специфические  типы

поведения, которые, по их мнению, являются причиной эмоциональных состо-

яний.

   Иногда возникает одно ошибочное понятие во время  изучения  концепции

причины и следствия в группах. Некоторые думают, что она  подразумевает,

что человек может делать все, что он хочет, не принимая во внимание дру-

гих. Я хотел бы обратить внимание на то, что человек, который  берет  на

себя ответственность, достаточно осведомлено других, включая и  то,  как

они реагируют на его поведение. Большинство индивидов не обращают внима-

ние на то, что они проводят время с теми, чье  поведение  им  неприятно.

Люди рано обучаются тому, какой тип поведения они предпочитают, и  затем

он входит в их модель мира. Каждый всегда  действует  в  соответствии  с

этими моделями.

   Потерянный перформатив. Вовремя психотерапевтического сеанса пациенты

обычно высказывают утверждения в форме генерализаций о самом  мире.  Эти

утверждения являются истинными в их модели мира. В  иллюстрации,  предс-

тавленной на рис.44, трудно сказать подражает ли  девочка  чему-то,  что

она слышала или, действительно, верит в то, что говорит. Конечно,  ответ

(реакция) мальчика на ее первое высказывание указывает на то, что он ду-

мает об этом.

   Каждая поверхностная структура в этих утверждениях выведена  из  глу-

бинной структуры, для которой характерно предложение  типа:  "Я  заявляю

(говорю) вам, что S..." (где S - это поверхностная структура). Это пред-

ложение и называется перформативным. Причем, в большинстве случаев оно в

нашей речи опускается в ходе трансформации, которая называется  опущение

(потеря) перформатива. Таким образом,  предложение,  которое  в  поверх-

но-125- стных структурах представляется как генерализация о мире, в глу-

бинной структуре представлено как генерализация, включенная в модель ми-

ра пациента. Требуя от говорящего идентифицировать "судью", который  вы-

носит эти ценные суждения, вы можете помочь ему в борьбе с пределами или

правилами в его модели мира. Как только они будут  идентифицированы,  их

надо проверить на прочность, особенно, если они не дают говорящему  жить

полнокровной жизнью.


   Рис. 44

   Вот некоторые примеры такого нарушения, которые  часто  указывают  на

бессознательные ограничивающие правила:

   Говорящий: "Глупо .делать это".

   Ответ: (реакция) "Глупо по отношению к кому?".

   Говорящий: "О, это совсем не важно".

   Ответ: (реакция) "Это неважно кому?".

   Говорящий: "Не хорошо быть строгим".

   Ответ: (реакция) "Не хорошо кому?".

   Заставляя говорящего пользоваться такими фразами,  как  "Я  думаю..."

или "Моя вера есть....", можно добиться того, чтобы говорящий смог иден-

тифицировать себя как определенного человека, который сам создает сужде-

ние, мысль, верование или действие. Без такой идентификации любой вызов,

брошенный системе верований, останется только вызовом. -126-

   Придерживаясь своей тенденции быть "номинализированными" и  отстраня-

ясь от положения, которое могло бы сделать их открытыми  для  критики  и

"борьбы с ними", "аудиалы" и "дискреты"  обычно  чаще  всего  используют

этот паттерн. Вполне возможно делать быстрые обобщения, выражать  глубо-

кие истины и важные суждения, но не идентифицировать себя как их  созда-

теля. Вот пример такого паттерна: "Говоря с точки зрения статистики, ре-

зультаты показывают, что  в  начальных  условиях  все  участвующие  лица

больше всего заинтересованы в том, что очень важно быть настойчивым".

   Резюме

   Еще раз состав мета-модели.

   Теперь, после того как вы изучили мета-модель, я даю краткое  обобще-

ние модели языком семи основных вопросов реакции мета-модели.

   СБОР ИНФОРМАЦИИ

   1. Кто, что, где, когда, как конкретно?

   Использование: Когда информация отсутствует в SS говорящего  (стерта)

или когда она была не определена, или была обобщена.

   Пример: Когда пациент говорит: "Я подавлен", то спросите: "Что делает

вас подавленным?" или "Из-за чего вы чувствуете себя подавленным?". При-

мер: Когда кто-то говорит: "Каждый против меня", спросите: "Кто конкрет-

но против вас?".

   2. Можете ли вы сказать это о самом себе?

   Использование: Когда пациент говорит что-либо о другом человеке,  что

может быть отнесено и к нему.

   Пример: Когда пациент говорит: "Она, кажется, никогда не понимает ме-

ня", скажите: "Можете ли вы сказать: "Я,  кажется,  никогда  не  понимаю

ее?"". -127-

   Пример: когда пациент говорит; "Мой босс  ненавидит  меня",  скажите;

"Что вы испытываете, когда говорите: "Я ненавижу моего босса?".

   РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ

   3. Что останавливает вас? Что могло бы произойти, если бы вы это сде-

лали? (катастрофические ожидания).

   Использование: Когда вы слышите такие слова, как "не могу" или  "сле-

довало бы", "должен".

   Пример: Когда пациент говорит: "Я не могу любить", спросите: "Что ос-

танавливает вас, что вы не можете любить?".

   Пример: Когда пациент говорит: "Я должен буду это понять", то спроси-

те: "Что случится, если вы этого не поймете?".

   4. Можете ли вы подумать  о  моменте  (ситуации),  когда  вы  сделали

что-то (или не сделали)?

   Использование: Когда пациент говорит: "Каждый думает, что я глуп", то

спросите: "Можете ли вы назвать мне одного человека, который так не  ду-

мает? Вы утверждаете, что каждый думает, что вы глупый, даже ваш  "близ-

кий друг?"".

   Пример: Когда пациент говорит: "Я  всегда  опаздываю",  то  спросите:

"Можете ли вы подумать о каком-либо моменте, когда вы не опоздали?".

   ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ

   5. Как вы узнали?

   Использование: Когда пациент считает, что он может читать мысли.

   Пример: Когда пациент говорит: "Я знаю, что он  не  любит  меня",  то

спросите: "Как вы узнали?".

   Пример: Когда пациент говорит: "Ему следовало  бы  знать  лучше",  то

спросите: "Как именно ему следует это знать?". -128-

   6. Как они (вы) заставили вас (их) чувствовать себя именно так?

   Использование: Когда  пациент  выражает  отношения  причины-следствия

вместе с другими эмоциями.

   Пример: Когда пациент говорит: "Она заставляет  меня  сердиться",  то

спросите: "Как она заставляет вас сердиться?".

   Пример: Когда пациент говорит: "Я чувствую себя плохо из-за того, что

сделал ее несчастливой", то спросите: "Что вы сделали,  чтобы  поверить,

что сделали ее несчастливой?".

   7. По отношению к кому?

   Использование: Когда вы слышите неподтвержденные мнения.

   Пример: Когда пациент говорит: "Это было глупо так сделать", то спро-

сите: "Глупо по отношению к кому?".

   Пример: Когда пациент говорит: "Его некомпетентность  раздражает  ме-

ня", то спросите: "Кто верит, что он не компетентен?". -129-

   Глава IV

   ВИЗУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

   Девушка попыталась найти ответ, обратив свой  взгляд  в  направлении,

указанном стариком. Но там ничего не оказалось. И  только  тогда,  когда

она снова взглянула на его лицо, то поняла, что он не направлял ее  вни-

мание на далекий пейзаж, а скорее внутрь, в бездонные глубины ее сущест-

ва.

   РЕАКЦИЯ ЗРАЧКА

   В начале 60-х годов на рынке появились уникальные защитные очки  про-

тив солнца. Они очень напоминали одностороннее зеркало: человек,  носив-

ший эти очки, мог видеть все прекрасно сквозь них так же,  как  и  через

обычные затененные очки, но никто другой ничего не мог видеть сквозь них

снаружи, ибо они имели отражение, как у зеркала. Они быстро стали  попу-

лярными и получили разговорное название "жулики".

   Значение этого названия кроется в глубоком, интуитивном осознании на-

ми важности наших глаз в общении. Некоторые  люди  более  чувствительны,

чем другие, к тому, что передается глазами. Обсуждая  культуры  Ближнего

Востока, Холл считал, что арабы уже давно знали о реакции  зрачков.  Эта

подсознательная реакция является "эмоциональным индикатором". Холл гово-

рит, что "так как люди не могут контролировать реакцию своих глаз, кото-

рая несомненно выдаст их намерения, то многие арабы носят  темные  очки,

даже внутри помещений".

   Десмонд Моррис так же описывает этот феномен в своей книге  "Наблюде-

ние за человеком", где он пишет: "Торговцы нефритом в  предреволюционном

-130- Китае часто носили темные очки, чтобы скрыть расширенные  от  воз-

буждения зрачки, когда они получали особо Ценный образец нефрита"(2).

   Наши глаза играют исключительно важную роль в коммуникативных процес-

сах, особенно в западных культурах, где правило  "посмотри  -  послушай"

широко распространено.

   ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА

   Эта схема визуальной системы показывает, как визуальный ввод  переда-

ется зрительным нервом к мозгу. Обратите внимание, как ввод от правого и

левого поля зрения проходит в противоположные стороны мозга. Такой пере-

ход происходит на стыке, называемом перекрестом зрительных нервов  (рис.

45).


   Рис. 45

   Окципитательная кора

   Визуальные ощущения могут вызываться не только стимуляцией света,  но

н давлением на глазное яблоко, а также электрической стимуляцией опреде-

ленных частей мозга. -131-

   Существует симпатический отдел вегетативной  нервной  системы  (ANS),

который изменяет размер зрачка в ответ на эмоциональную стимуляцию. Даже

небольшое возбуждение или проявление интереса будут систематически  вли-

ять на зрачок. Знание того, что  эмоциональные  состояния  вызывают  эти

систематические изменения, могут дать внимательному  наблюдателю  специ-

альный вид "инсайта" во внутреннее состояние человека.

   Экхард Гесс начал изучать расширение зрачков,  работая  психологом  в

Чикагском университете. Его исследование, в значительной степени, стиму-

лировало интерес к "выразительным глазам". Оно показало, что  расширение

или сужение зрачка является чрезвычайно точным индикатором реакции чело-

века на стимуляцию. Результаты показали, что, когда человек  заинтересо-

ван или возбужден, зрачок расширяется. Когда человек сталкивается с неп-

риятными раздражителями, то зрачок сужается.

   ЗРИТЕЛЬНЫЕ КЛЮЧИ ДОСТУПА

   Когда кто-либо старается "за помнить" что-то, то часть того,  что  вы

видите, если вы смотрите с близкого расстояния,  является  специфическим

паттерном движения и изменений в процессе запоминания. Когда  вы  будете

читать последующие примеры, то представьте, что вы наблюдаете за  людьми

с близкого расстояния.

   Рита рассказала нам, что была сбита с толку. Она долго сидела, накло-

нив голову, и покачивая ею из стороны в сторону. Наконец, посмотрев вниз

на пол налево от себя, она проронила: '"Все же чувствую, что  что-то  не

так". Из слов Риты вы можете очень просто угадать, что она глубоко  пог-

ружена в свои чувства. Однако есть еще другой источник  важной  информа-

ции, а именно, ее взгляд.

   Как будто потолок сзади меня мог как-то дать ему ответ. Он  намеренно

искал что-то глазами, взгляд вперед и назад, поверх моей брови, пригова-

ривая при этом: "Дай-ка мне посмотреть". -132-

   Слова этого человека сразу же дают разгадку: он визуально "ищет"  ин-

формацию. И снова мы .имеем аналоговое жестикулирование, дающее информа-

цию тем, что он делает глазами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться