"Установка - писал Д.Н. Узнадзе, - представляет собой не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание и вступает с ними во взаимодействия, а некоторое целостное состояние субъекта, и... это не просто какое-нибудь определенное частичное содержание
сознания субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону, на определенную активность. Словом, это, скорее, установка субъекта как целое, чем какие-нибудь из его отдельных переживаний, - его основная, его изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой
ему приходится ставить и решать задачи".
Теперь становится понятным, почему психофизиологические процессы, составляющие сущность гипнотического воздействия, практически не изменяет структуру личности гипнотизируемого Это процессы протекают в качественно ином русле психических явлений и связаны с личностными свойствами человека лишь косвенным образом. Своеобразие формирования установки, в которой реализуется гипнотическое состояние, в целенаправленном перераспределении компонентов сознания в сферу бессознательного и наоборот.
Данные литературных источников и экспериментов показали, что в состоянии гипноза не происходит значимых изменений структуры личности. Что же касается индивидуальных колебаний личностного профиля в состоянии гипноза, то они чаще всего имеют характер положительных корреляций, особенно проявляющихся при психосоматических заболеваниях.
В гипнозе прежняя личность никогда целиком и полностью не исчезает, не изменяется, не уступает место как бы новой личности, поэтому в судебной практике для раскрытия преступлений гипноз не применяется. Как бы мы ни гипнотизировали, человек контролирует ситуацию. Мы можем сослаться на известное письмо Э. Тельмана, в которое описываются тщетные попытки гестаповцев получить от него показания в состоянии гипноза.
Творчество
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Психология творчества исследует процесс, психологический механизм протекания акта творчества. Так, например, Кант анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому гении творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, т.е. бессознательный процесс протекает в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу - это высшая форма человеческой деятельности; здесь человек соприкасается с абсолютом.
В экзистенциализме носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, т.е. как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический порыв природной необходимости, выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего мира" (Н.А. Бердяев. Смысл творчества. М., 1989).
Осуществляя гипнотизацию, В.Л. Райков занимается психофизиологической мобилизацией творческих способностей в широком смысле слова. Учитывая творческую позицию, связанную с пониманием гипноза как особого состояния, в котором можно моделировать различные состояния, он, в частности, моделирует творческий процесс.
В настоящее время творчество можно рассматривать в качестве процесса как бы новою видения предметов и явлений. При этом творческий процесс предполагает сбалансирование, по крайней мере, двух компонентов: первичной, неуправляемой фантазии и ее логического, рационального контролирования
Его экспериментальные исследования позволили сделать предположение, что может существовать и, очевидно, существует особое, специфическое состояние психики, когда максимально активизируются психофизиологические функции, связанные с творчеством. Можно думать, что такое состояние сознания связано и с одновременным повышением интегративной внушаемости по отношению к объекту творческого решения и самому процессу работы, связанному с этим решением. Возникает специфическая мобилизация, как бы особого интуитивного проникновения в процесс решения задачи, окрашенного очень яркой и сильной эмоцией. Известно, например, что в период вдохновенного сознания человек может абсолютно не замечать окружающего. Возникает состояние, когда как бы исчезает ощущение времени, появляется полная отрешенность. Все подчиняется одному напряженному и вдохновенному порыву творческой деятельности. Известно, что Архимед был настолько погружен в свои математические расчеты, что не заметил взятия Сиракуз, которые он защищал. Такие состояния могут возникать при наличии сильной доминанты, проявляющейся в четкой психологической установке на решение какой-либо творческой задачи, течение образно-ассоциативных процессов перестает быть беспорядочным и приобретает продуктивный, целенаправленный характер, а внешние раздражители как бы утрачивают свою значимость (сенсорная депривация). Останавливаясь на "просоночном" состоянии сознания, как более близком к гипнотическому, необходимо сказать, что человек может решать в этом состоянии доминирующие творческие задачи, не заглушаемые даже болезнью. Именно таким образом было сделано, к примеру, блестящее математическое открытие "гения одной ночи" французского математика Эвариста Галуа. Теория алгебраических уравнений высших степеней одним неизвестным сложилась у него накануне смерти, вступившей вследствие ранения на дуэли. Последнюю ночь Галуа провел в лихорадочном состоянии (а оно всегда характеризуется резкой активацией образно-ассоциативной деятельности). Говоря об особенностях творческой мыслительной деятельности человека, уместно вспомнить об открытии периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеевым. В этом случае имеет место продуктивная активация образно-ассоциативной деятельности во время сна. Менделеев три дня и три ночи, не ложась спать, проработал у конторки, пробуя скомбинировать результаты своей мысленной конструкции в таблицу, но попытки достигнуть этого оказались неудачными. Наконец под влиянием крайнего утомления Менделеев лег спать и тотчас заснул. "Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, - только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка".
Как же происходит процесс творчества? Как рождаются новые идеи? Любой творческий акт не возникает сам по себе, нужна некая предуготовленность организма, сосредоточение и направленность всего нашего внимания и помыслов на решение какой-либо проблемы или задачи. Недаром великий английский физик и математик И. Ньютон говорил: "Гений - это внимание". Сосредоточение, способность уйти вниманием в одно явление, в одну идею - это есть необходимая, постоянная и драгоценная черта работы мозга.
Многие творческие люди нередко упоминали, что решение той или иной мучившей их долгое время задачи подчас приходит как некое озарение. Немецкий физиолог и философ Эмиль Дюбуа-Реймон вспоминал: "В моей жизни иногда приходили в голову хорошие мысли, и я при этом наблюдал себя. Эти удачные мысли всегда приходили в голову совершенно непроизвольно, без всякого предварительного размышления о данном вопросе". Другой ученый - ирландский математик Уильям Роуан Гамильтон так описывал этот процесс: "Однажды в 1847 году я почувствовал, что гальванический ток мысли замкнулся мгновенно: решена была задача, мучившая меня 15 лет, затем последовало чувство интеллектуального облегчения".
Известный русский невролог и психиатр В.М. Бехтерев отмечал, что ему случалось наблюдать у себя появление внезапных счастливых догадок во сне или утром тотчас по пробуждении и что при этом существенную роль играла исключительная концентрация внимания на изучаемой проблеме перед сном. Момент возникновения новой идеи пли решения задачи нельзя предвидеть. Довольно часто подобные догадки могут приходить неожиданно и в совсем, казалось бы, неподходящих условиях. Как писал А.А. Ухтомский "Ум, беременный идеей, как темной тучей, вдруг находит механизм для ее разрешения посреди "не идущих к делу" впечатлений... Возможно, что иногда во сне человек увидит интегрирование и выпукло то, что бродило в его душе, но было смешано с прочими переживаниями и ощущениями, занимавшими его бодрствующее сознание. Сон может помогать человеку осознать новое, нарождающееся в его душе, оттого во сне открывается подчас то, что заслонено дневною сутолокою".
Современники вспоминали, что великий русский поэт А.С. Пушкин, перед тем как лечь спать, непременно оставлял рядом с собой перо и бумагу, чтобы утром при пробуждении, а порой и ночью записать возникшие в его сознании поэтические образы. Вместе с тем открытия, сделанные во время сна - это скорее редкие исключения, чем правило. Подавляющее большинство гипотез формируется во время бодрствования. Однако анализ содержании внимания, снов, подсознательно играет немаловажную роль для определения общего состояния духа, его главенствующих интересов, его доминант. Это сейчас находит широкое применение в психотерапевтический практике.
Приведем ряд примеров, на которые ссылался В.Л. Райков. Студенту Московского университета внушают, что он Рафаэль, или студентке Московской консерватории, что она - С. Рахманинов. Естественно, что испытуемые будут опираться на свой уровень культуры и использовать свое знание о Рафаэле и Рахманинове, и это знание станет как бы их самосознанием. Испытуемые с внушенной "вторичной личностью чувствовали себя творцами и после эксперимента у них повышался творческий потенциал. С помощью гипноза можно не только повысить творческие способности в разных областях знаний испытуемого, но и определить новые дарования, данные субъекту от природы, вторые не были ранее развиты. Очень часто родители стараются научить своих детей тому, что умеют делать сами, забывая, что у каждой личности имеются свои дарования и способности, не зависящие от потребностей окружающих. Тем самым автор противопоставляет свое понимание творчества марксискому. Марксисты творчество понимают как деятельность человека, в результате чего преобразуется природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности.
Хочется верить, что настанет время, когда центры профориентации будут открывать дарования детей более точно, используя весь арсенал средств, известных науке. Если создать каждому человеку оптимальные условия для деятельности, он покажет поразительные способности.
Изложенные соображения вряд ли противоречат тому факту, что функционирование мозга строго дифференцировано. Левое полушарие мозга ответственно за словесное, логически протекающее мышление, правое - за образно-ассоциативное, интуитивное мышление. Если интуитивное мышление и локализовано в правом полушарии, то это не исключает возможности того, что сам мыслительный процесс глубоко связан с биохимическими процессами, протекающими в организме в целом. В.Л. Райков подчеркивает возможную причастность правого полушария к гипнотическому состоянию. Сейчас представляется очевидным, что в условиях гипнотического изменения сознания или состояния постгипнотического "иносознания" (при внушении образа "вторичной личности") облегчается выход из правого полушария той или иной информации (возможно, в какой-то степени уже обработанной). Такой выход осуществляется в трансформированное по гипнотическому типу "иносознание", в большей степени локализованное в левом полушарии, где функция психологической защиты "трезвого", "аналитического" бодрствования в той или иной степени снижается.
Таким образом, творческий процесс здесь осуществляется помимо сознания своего "Я" в состоянии бодрствования. Вербальная и ассоциативная функция гипнотического "иносознания" осуществляется в условиях, лишенных штампов обычного бодрствующего мышления.
ВНУШЕНИЕ
...внушаемость есть явление, свойственное всем и каждому Оно глубоко коренится в природе человека и основано на непосредственном влиянии слова и других психических импульсов на ход ассоциации, на действия и поступки и на различные отправления организма
В.М. Бехтерев
Внушение (лат.
suggestio
) - подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого (А.М. Свядощ).
Внушение - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта (К.И. Платонов, В.Н. Мясищев). Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность "внушенных установок" (Д.Н. Узнадзе). Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.
Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Так, например, человеку нельзя что-либо внушать на незнакомом ему языке. Далеко не всякая информация оказывает внушающее воздействие. В зависимости от формы подачи, источника поступления и индивидуальных особенностей личности одна и та же информация может либо оказывать, либо не оказывать внушающее действие. В чем же специфика внушения? Для ответа на этот вопрос рассмотрим верификационную концепцию внушения. Согласно этой концепции, в мозгу человека происходит процесс верификации информации, т.е. определения его достоверности. В живой организм поступает огромное количество различных, иногда противоречивых сигналов, несущих информацию о происходящем как во внешней, так и во внутренней среде. Более сложные из них подвергаются логической переработке и оценке, осуществляемой путем сознательного целенаправленного мышления. Однако большая часть поступающей информации подвергается анализу в соответствии с имеющимися алгоритмами автоматической неосознаваемой оценки с точки зрения её достоверности, а также значимости. Благодаря этому организм, не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему не имеют отношения, либо несут ложную или несущественную информацию. Так, оборонительная реакция не возникает, если ребенок, направив игрушечное ружье, будет выкрикивать слова угрозы. Не возникает и ощущение запаха, если, подав палочку, сказать, что это букет цветов.
Особенностью внушения является то, что помимо основной (семантической) информации, определяющей содержание внушения, вводится ещё добавочная - верифицирующая - информация, повышающая достоверность основной. Так, например, вы можете просто сказать гипнотизируемому "Веки отяжелели". Или внушаете ему: "Веки совсем отяжелели". Во втором случае добавочную информацию в слове "совсем" несет ваш голос - интонация , мимика и один из главных компонентов - ваш авторитет. Если этой добавочной информации не будет или окажется недостаточно, то эффект внушения не наступит.
Для исследования добавочной информации сотрудники профессора А.М. Свядоща записали на магнитофонную ленту фразы, произнесенные обычным тоном и тоном внушения, и подвергли их спектральному анализу с помощью инографа. После соответствующей математической обработки удалось выявить некоторые особенности верифицирующей информации.
Необходимо сказать, что чем более уверенным тоном говорит человек, тем большее верифицирующее действие оказывает его речь. Так, в опытах явление конформизма (навязывание ложного мнения малой группе, одному из ее членов) исчезало, если хотя бы 2-3 человека высказывали это мнение неуверенным тоном.
Социально-психологический аспект явлений внушения В.Н. Куликов (1974 г.) усматривает в связи со следующими его особенностями. Во-первых, содержание внушения в конечном счете всегда социально детерминировано, так как оно определяется идеологией, моралью и политикой того общества, чьи интересы и цели защищает источник суггестивной (внушаемой) информации. Во-вторых, процесс внушения представляет собой взаимодействие членов суггестивной пары, в роли которых выступают социальные общности и составляющие их личности. В-третьих, ход и исход процесса внушения зависит не только от того, кто оказывает внушающее воздействие (суггестолог), а также от тех влияний, которые они испытывают со стороны своего социального окружения.
В настоящее время не подлежит сомнению, что внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально-психологические функции: содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения; направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.
Следует отметить, что в процессе общения воздействию внушения противостоит процесс контрвнушения. Его механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием воспитания. Он включает мыслительный, эмоциональный и волевой компоненты.
Установлено, что в своем развернутом виде контрвнушение включает отношение суггерента к личности суггестолога и к тому, что он хочет внушить. Механизм контрвнушения может функционировать на разных уровнях развернутости. В начале процесса внушения, как правило, включается в действие отношение суггерента к личности суггестолога, которое может влиять и на отношение к содержанию внушения. Эту мысль можно выразить русской пословицей "Встречают по одежке, а провожают по уму". Внешний вид (форма одежды, темные очки, борода, усы и т.д.) имеет немаловажное значение
В.Н. Куликов выделяет несколько видов контрвнушаемости;
- ненамеренная и намеренная. Основой первой является свойственная людям некоторая степень сомнения, недоверия и критичности, проявляющаяся на неосознаваемом уровне. Они начинают действовать в момент внушения автоматически. Намеренная контрвнушаемость действует на осознаваемом уровне психики в соответствии с целями и намерениями испытуемого. Он критически анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляет содержание внушения со своими взглядами и убеждениями и в той или иной степени не принимает его,
- индивидуальная и групповая. Индивидуальная контрвнушаемость обуславливается характерологическими и возрастными особенностями психики, ее жизненным опытом, социальными установками. Под групповой контрвнушаемостью понимается противодействие внушению со стороны группы. Как показали исследования, групповая контрвнушаемость зависит от качественного состава группы, степени ее сплоченности, единства целей и мотивов деятельности и ряда других факторов;
- общая и специальная контрвнушаемость. Первая основывается на общей критичности личности в отношении внешних воздействий. Она отличается широким диапазоном проявлений, ни как правило, небольшой силой. Специальная контрвнушаемость имеет более узкую сферу действий, вплоть до установки на одного суггестолога или на конкретную внушаемую информацию, и в этом случае бывает резко выраженной.
Говоря о внушении, нельзя не остановиться на вопросе веры человека, которую можно рассматривать как отношение субъекта к событиям, теориям и даже вымыслам, когда они принимаются как достоверные и истинные без доказательства. Предметом веры, как правило, становится то, что отвергают наука и практическая деятельность человека, например, такие сверхъестественные "факты", как существование божества, его триединство (бог - отец, бог - сын, бог - дух святой), сотворение мира богом из ничего и т.д.
На подобного рода вере основываются все религии, и для их защитников религиозная вера всегда выше разума и даже несовместима с ним. Предельно ясно выражено это в афоризме, приписываемом христианскому богослову Тертуллиану: "Верую, потому что абсурдно", т.е. с рациональной точки зрения, догмы религии - абсурд, и в них приходится только верить. И все же среди теологов преобладает представление о возможности "примирения" веры и знания. "Верь, чтобы понимать", - говорил Августин. Другие богословы считали, что высшая цель разума - обоснование религиозных догм. Философы которые шли на компромисс с религией, отрицали всеобщую компетентность разума. "...Мне пришлось ограничить знание, - писал Кант, - чтобы освободить место вере..." Объекты веры, по Канту, - это бессмертие души, бог, свобода воли, В теории познания вера выступает как нечто родственное идеалистически понимаемой интуиции (у славянофила Хомякова, в философии всеединства Соловьева, в прагматизме Джеймса и т.д.).
Материалистическое учение считает несостоятельными гипотезы, которые строятся на религиозной вере, т.к. они находятся в противоречии с наукой и практикой. Термином "вера" обозначают также убежденность в истинности научных выводов, уверенность в неизбежном осуществлении какого-либо события, социального идеала. Например, огромное число людей верит гороскопам.
И все же, почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты или журнала, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность и астрологических предсказаний, и астрологических анализов личности.
Возможно, люди верят в астрологические анализы и предсказания, потому что они, как это ни парадоксально, верны. Но (и это очень важное "но"!) верны они потому, что настолько обобщенны, уклончивы и туманны, что пригодны для всех и ни для кого. Здесь работает известное психологам явление, названное "эффектом Барнума" в честь известного в прошлом веке американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума, который говорил, что "ежеминутно на Земле рождается один простофиля", и гордился тем, что в программе его цирка и ярмарочных балаганов каждый может найти что-либо для себя. Эффект Барнума можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятны ему фактов. Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к
собственной личности и, конечно, к своей судьбе. Эффект Барнума исследуется психологами уже около сорока лет. За это время они смогли определить, в каких условиях человек верит предложенным ему высказываниям, какие люди склонны верить, а какие нет, и какие высказывания вызывают доверие.
Так, в конце 50-х годов классическое исследование провел американский психолог Росс Стагнер. Он дал заполнить 68 кадровикам различных фирм психологическую анкету, которая позволяла составить детальное психологическое описание личности, а после этого составил общую фальшивую характеристику, использовав 13 фраз из разных гороскопов. Затем Стагнер попросил испытуемых прочитать эти характеристики, сказав им, что они разработаны на основании данных научного психологического теста. Участник опыта должен был ответить, насколько каждая фраза истинно отражает его характер. Градации оценок были предложены такие: поразительно верно, довольно верно, "серединка на половинку", скорее ошибочно и совершенно неверно. Более трети испытуемых сочли, что их психологические портреты набросаны поразительно верно, 40% - довольно верно, и почти никто не счел свою характеристику совершенно ошибочной. А ведь это были заведующие отделами кадров, то есть люди, казал ось бы, опытные
в оценке личных качеств!
Этот эксперимент раскрыл еще одну любопытную сторону эффекта Барнума. Вот какие две фразы участники опыта сочли наиболее верными: "Вы предпочитаете некоторое разнообразие в жизни, определенную степень перемен, и начинаете скучать, если вас ущемляют различными ограничениями и строгими правилами", и "Хотя у вас есть некоторые личные недостатки, вы, как правило, умеете с ними справляться". Первую сочли "поразительно верной" и "довольно горной" 91% участников, а вторую - 89% Напротив, наименее верными были признаны такие два утверждения: "В вашей сексуальной жизни не обходится без некоторых проблем" и "Ваши надежды иногда бывают довольно нереалистичными". В общем, эффект Барнума срабатывает на положительных утверждениях, и это неудивительно: всем нам не особенно приятно узнать о себе что-то отрицательное.
Австралийский профессор психологии Роберт Треветен регулярно заставляет студентов - первокурсников записывать свои сны или описывать то, что они видят в разноцветных чернильных кляксах (известный тест Роршаха). Затем, якобы обработав принесенный ему материал, профессор под большим секретом выдает каждому студенту тот же самый "анализ личности" из 13 фраз, который использовал Стагнер, и просит высказать мнение о его правильности. Только после того, как при всей аудитории каждый студент заявит, что вполне удовлетворен правильностью анализа, Треветен позволяет им заглянуть в бумаги друг друга. Он считает, что это отличная практическая работа для введения в курс психологии. Какие дополнительные факторы, кроме осторожного выбора уклончивых, но в целом положительных фраз, влияют на веру в результат гадания? Конечно, наивные и легковерные люди попадаются легче. Эффекту Барнума одинаково подвержены и мужчины и женщины. Престиж и известность астрологов влияют мало, но, в общем, никогда не вредно подчеркнуть, что он, скажем, пользуется тайными знаниями ассиро-вавилонских жрецов, расшифрованными лично им по глиняным табличкам. Важный фактор - какие вопросы задает астролог для анализа. Например, больше веры тем, кто требует указать точное время и место рождения. Так, американский психолог Р. Снайдер дал своим испытуемым один и тот же гороскоп. Им оказались более удовлетворены те, у кого "для составления гороскопа" он спрашивал не только год и месяц, но день и час рождения. Еще один важный фактор в действии эффекта Барнума состоит в том, что мы любим комплименты, но относимся с сомнением к критическим высказываниям в наш адрес. Это
не значит, что гороскоп, чтобы в него поверили, должен состоять из одних восхвалений. Допустимы и указания на некоторые простительные недостатки характера. В одном эксперименте Снайдер и его сотрудники установили, что результаты астрологического анализа личности казались особенно приемлемыми, если в них было в пять раз больше положительных замечаний о характере, чем
отрицательных И напротив, люди отказывались узнать себя в описаниях содержащих вдвое больше отрицательных черт, чем положительных. Вот, например, описание личности, полученное, правда, не у астролога, а у графолога, но разница тут невелика: "Оптимист, всегда смотрит в будущее. Экстраверт. Обладает развитым интеллектом. Культурен. Решителен. Имеются признаки упрямства. Ум быстрый , но в работе плохо справляется с мелочами и нуждается в сотрудниках, которым их можно было бы поручить". Это
типичный образец в целом положительного заключения, которое охотно будет принято любым заказчиком. Отмечено два недостатка, но с каким тактом это сделано! Они смотрятся почти как достоинства: "имеются признаки упрямства" (а ведь упрямство - почти упорство) и "плохо справляется с мелочами" (нуждается в помощниках по этой части, значит, способен руководить людьми). Подумайте, многие ли признали бы правильным заключение с такими выводами: "имеются признаки интеллекта" и "тугодум, но
хорошо справляется с мелочами".
Еще один фактор, работающий в пользу эффекта Барнума: к астрологам чаще обращаются люди несчастные, озабоченные, запуганные жизнью, впавшие в депрессию, опасающиеся будущего... Кстати, не объясняет ли этот набор симптомов внезапную веру в астрологию, охватившую наше общество в последние два-три года? Об этом факте говорил еще В.М. Бехтерев в 1897 г. во время выступления в ВМедА. А Вольтер говорил по этому поводу следующее: "В кризисной ситуации общества появляется большое количество крыс, вшей и мистификаторов". Таким людям особенно нужна положительная и основанная на "древней науке" Информация об их характере и о будущем. Для них это еще своеобразная форма психотерапии, ослабляющая волнения, страхи, неуверенность в будущем. В отличие от других форм терапии, которые требуют усилий от пациента, чтобы , признать и понять свои внутренние проблемы, а затем изменить свое отношение к жизни и поведению, здесь требуется только дать астрологу сведения о времени и месте рождения.
Читая в газете астрологический гороскоп для своего знака зодиака на будущую неделю и видя, что эти предсказания, составленные в самых общих, неконкретных и допускающих разные толкования выражениях, вроде бы сбываются, человек думает, что если бы гороскоп делали лично на него, используя сведения о месте и времени рождения, он был бы еще более точным.
Через некоторое время предсказания кажутся все белее и более обоснованными. На эту особенность памяти обратил внимание З. Фрейд. Человеку свойственно помнить положительные высказывания о себе и о своем будущем и забывать отрицательные. Важно и то, что услуги астролога, как правило, довольно дорого стоят. Заплатив чувствительную сумму за личную консультацию или за глянцевый журнал, целиком посвященный гороскопам, вы подсознательно не пожелаете признать, что выбросили деньги зря.
И еще один эффект, известный психологам. Гороскопы влияют на людей, для которых они составлены. Так, например, прочитав, что вашему знаку зодиака свойственна особенная честность, вы будете стараться "не ударить в грязь лицом" и поддерживать репутацию своего созвездия.
Однако не следует забывать о двойной детерминации психики, когда психические процессы обусловлены не только внешними воздействиями объектов, например, движениями планет или вспышками (протуберанцами) на Солнце, но и внутренними факторами (потребностью, целью и др.) или процессами со стороны самого мозга. "На самом деле я выдвинул не одну теорию, а три, - пишет в своей книге "Космический магнетизм" Перси Сеймур. - Во-первых, это теория о том, что расположение планет может влиять на солнечную активность; во-вторых, о том, что солнечная активность влияет на магнитное и другие поля Земли, и в-третьих, о том, что изменения влияют на человека, даже определяя момент рождения, обуславливают циклические процессы и обществе".
Первые две теории лежат целиком в области компетенции самого Сеймура, признанного специалиста по космическим магнитным полям. Третья же теория относится скорее к биологии. Но известно, что многие живые организмы реагируют на магнитные поля - это и пчелы, и перелетные птицы, и дельфины. Согласно экспериментам, многие из нас без компаса узнаю , где находится север или юг, и даже с завязанными глазами, так что магнитное чувство, по-видимому, есть и у человека. Концепция Перси Сеймура еще раз доказывает, что человек является как открытой, так одновременно и закрытой системой, что перекликается с законами социальной и физиологической психологии.
Взгляды исследователей на сущность внушения очень расходная. До И.П. Павлова никому не удалось дать сколько-нибудь правильное определение внушению, не говоря уже о выяснении сущности этого явления. Существовавшие ранее "объяснения" внушения не растолковывают, а лишь картинно описывают его
И.П. Павлов пишет: "Таким образом, внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека". Слово того, кто начинает гипнотизировать данного субъекта, при известной степени развивающего торможения в коре полушарий, концентрируя по общему закону раздражение в определенном узком районе, вызывает вместе с тем естественно глубокое внешнее торможение во всей остальной массе полушарии и тем самым исключает какое-либо конкурирующее воздействие всех других наличных и
старых следов раздражений. Отсюда большая, почти неодолимая сила внушения как раздражителя во время гипноза и даже после него. Слово и потом, после гипноза, оказывает свое действие, оставаясь независимым от других раздражителей, неприкосновенным для них, как в момент его первоначального приложения к коре, не будучи с ними в связи. Многообъемлемость слова делает понятным то, что внушением можно вызвать в гипнотизируемом человеке так много разнообразных действий, направленных как на внешний, так и на внутренний мир человека.
Такое психологическое качество как внушаемость призвано повышать приспособляемость организма к меняющимся условиям существования и является одним из механизмов программирования состояния и поведения человека. На основе внушаемости организм получает возможность строить программу поведения с учетом не только индивидуального опыта, но и воспринимаемого пассивного опыта других индивидов и группы в целом. У истоков этого психологического свойства, безусловно, лежит филогенетически закрепленный рефлекс подражания. У человека он осуществляется уже не только на основе первосигнальных восприятий, но и в значительной степени при участии второй сигнальной системы - речи. "Очевидно, - писал В.М. Бехтерев, - что внушение, в отличие от убеждения, проникает в психическую среду без активного внимания, входя без особой переработки непосредственно в общую сферу и укрепляясь здесь, как всякий предмет пассивного восприятия". Внушение и убеждение отнюдь не одно и то же. Если убеждение сопровождается неизбежной критикой, в той или иной степени проявляющейся со стороны убеждаемого, то внушение, как образно выразился В.М. Бехтерев, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с "парадного хода, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа - критику".
Здесь важно указать, что при гипнотическом внушении выступает так называемая парадоксальная фаза, при которой, как известно, даже слабые раздражители (например, слово внушающего) могут вызвать сильный эффект у внушаемого. И.П. Павлов сказал об этом так: "Я думаю, что наша парадоксальная фаза есть действительный аналог особенно интересной фазы человеческой гипнотизации, фазы внушения, когда сильные раздражители реального мира уступают место слабым раздражителям, идущим от слов гипнотизера. Парадоксальная фаза делает также понятными многие случаи короткого и продолжительного, часто многолетнего, ненормального сна, когда человек иногда, и только на короткое время, возвращается к бодрому состоянию, именно при устранении сильных дневных раздражений, чаще в ночное время". (Случай 18-летнего сна американки Патриции Магуира. В январе 1947 г., узнав о гибели жениха, она вдруг начала зевать. Патриция легла в постель и 18 лет не просыпалась. Еще более таинственный случай произошел с норвежкой Августой Лангард, которая не открывала глаз с 1919 по 1941 г. За это время ее лицо совершенно не изменилось. Когда же она проснулась, то начала стареть буквально на глазах. Через пять лет после своего пробуждения Августа умерла).
Почему слова гипнотизера имеют такую большую власть, почему субъект в состоянии гипноза легко подчиняется требованиям гипнотизера? Объяснение этому следует искать, во-первых, в том, что во время гипноза слова-раздражители изолированы, а во-вторых, в измененном реагировании мозга гипнотика и в наличии той или иной гипнотической фазы в коре больших полушарий.
|