Мышляев Сергей «Гипноз. Личное влияние?»

Такую точку зрения, скорее, надо назвать проницательной догадкой, так как в ее основу не было положено экспериментальное обследование, как это будет впоследствии иметь место в работах школы И.П. Павлова, но, тем не менее, умалять заслуги Р. Гейденгайна нельзя хотя бы потому, что он, безусловно, оказал влияние в этом вопросе на самого И.П. Павлова, в то время молодого врача, проходившего стажировку в его лаборатории. 23 октября 18-97 г. И.П. Павлов, в речи, посвященной памяти Р. Гейденгайна, перечисляя его заслуги, особо выделил его вклад в изучение гипноза и произнес слова, характеризующие его собственное отношение к этой проблеме: "Гейденгайн одним из первых наряду с Шарко указал, что область гипноза есть область глубокого реального смысла и высокого научного значения".

Однако после открытий, исследований и предложений сохранялись резко отрицательное отношение к гипнозу некоторых крупных специалистов в области медицины.

Так, Э. Дюбуа-Реймон считал внушенное гипнотическое состояние близким к помешательству, а Г. Гельмгольц рассматривал его как "фокус", не имеющий никакого отношения к медицине.

Для характеристики так называемого физиологического направления ограничимся изложением теории Рише. Она опирается на учение Броун-Секара (Brawn-Sequard) об ингибиции. Под ингибицией подразумевали то свойство нервной системы, вследствие которого раздражение одной его части ведет к прекращению деятельности других. Например, раздражение блуждающего нерва вызывает остановку сердца, раздражение верхнего гортанного нерва - прекращение дыхания; раздражение языкоглоточного нерва парализует сосудодвигательные нервы языка и пр. Рише сформулировал пять положений физиологической теории гипнотизма:

1. Слабые раздражения различной природы могут прекращать прямым путем или рефлекторно деятельность нервных центров.

2. Слабые раздражения различной природы (зрительные, слуховые, осязательные) могут останавливать деятельность психических центров и вызывать состояние автоматизма всех степеней - состояние сомнамбулизма.

3. Легкость, с которой производят тормозящие действия, возрастает с каждым опытом

4. Состояние отсрочки или остановки действия вызванное в нервных центрах задерживающим рефлексивным действием, может быть, в свою очередь, отсрочено слабым раздражением

5. Состояние сомнамбулизма, вызванное задерживающим слабым действием, может быть прекращено другими слабыми задерживающими действиями обычною порядка.

Конечно, это объяснение нельзя считать удовлетворительным. Слово ингибиция употребляется для выражения сложных явлений, лишь прикрывая неведение. Вообще, приведенные положения не столько объясняют, сколько называют явления.

Ученик Шарко Пьетр Жане (Janet, 1859-1947), в 1919г. в связи с этим в труде "Психологические размышления" ("Meditations psychologiques") писал, что психологические феномены очень сложны и требуют тонкого исследования

Большого внимания также заслуживают работы психиатра Краффт-Эббинга (Krafft-Ebing, 1840-1902) "Экспериментальное исследование в области гипнотизма", швейцарского психиатра и невропатолога Августа Фореля (August Henri Forel, 1848-1931) "Гипнотизм или внушение и психотерапия", шведского психотерапевта Отто Веттерстранда "Гипнотизм и практическое применение в практической медицине".

Часть III

И. П. Павлов

Опыты чешского физиолога И. Чермака, немецкого физиолога В. Пейера, а также оригинальные работы и эксперименты русского физиолога В.Я. Данилевского приблизили разгадку сущности гипноза. Эти ученые доказали, что явления гипноза могут быть вызваны и у животных. Подобные факты были известны уже давно, но объяснение им давалось абсолютно неправильное. Еще в 1646 г. в труде "Чудодейственный эксперимент с воображением курицы" ("Experimentum mirabile deimagionatione gallinae"). Антанасиус Киршер (Kirscher) опубликовал сообщение о своем "чудесном" эксперименте, суть которого заключалась в следующем: курица укладывалась на бок и удерживалась в таком положении до тех пор, пока не успокаивалась, затем мелом проводилась черта возле самой головы курицы, отпущенная курица сохраняла приданное ей положение и долго лежала не шевелясь, словно погруженная в глубокий сон.

Этот опыт с "заколдованной" курицей Киршер объяснял тем, что курица считает меловую черту веревкой, удерживающей ее на боку, и, понимая бесполезность сопротивления, не встает.

Более, чем через два столетия, Иоган Чермак (Johan Nepomak Czermak, 1828-1879) вызвал подобное состояние у кур и гусей, раков, мелких певчих птиц и уток не только таким же способом, но и иными приемами.

Опыты по гипнозу животных проводил и немецкий физиолог В. Пейейр, который молниеносно придавал кроликам, морским свинкам и птицам неудобное положение и удерживал их в нем. При этом ученый отметил у животных не только восковидную гибкость мышц, которая позволяет придавать им нелепые позы, но и полную потерю чувствительности.

'Коренной переворот в понимании проблемы взаимосвязи организма и окружающей среды, в создании прочного фундамента науки о рефлекторных принципах работы мозга связан с именем выдающегося русского ученого И.М. Сеченова (1829-1905), который стал первым, кто осознанно вторгся в таинственный мир человеческой психики.

Учение Сеченова о рефлексах головного мозга было поистине "гениальным взмахом русской мысли", открывающим широкую дорогу для дальнейшего объективного физиологического изучения психологических процессов. Согласно И.М. Сеченову, "все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы".

Своими путями шло изучение вопросов теории и практического применения гипноза в России.

Русские ученые весьма трезво подошли к изучению "животного магнетизма", всколыхнувшего всю Европу.

Они проявили достаточную сдержанность и не позволяли себе увлечься фантастическими теоретическими домыслами Месмера и его последователей; без всякой иронии восприняли факты практической, лечебной деятельности месмеристов и занялись накоплением собственного материала, который в дальнейшем способствовал формированию отечественных взглядов на гипнотические явления.

За несколько лет до формирования взглядов нансийской школы профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский (1852-1939) дал экспериментальное обоснование того, что природа гипноза человека и животных едина. Он был одним из видных представителей передового направления в русском естествознании и медицине, основоположником которого является И.М. Сеченов и которое затем нашло свое теоретическое развитие в учении С.П. Боткина и И.П. Павлова о невризме.

Бурное развитие научных достижений в области гипнологии в конце XIX века повлияло на организацию международного конгресса. Первый международный конгресс, посвященный вопросам экспериментального и лечебного гипноза, состоялся в Париже 8-12 августа 1889 года в Отель-Дье; его почетными председателями были Шарко (Charcot, Броун-Секар (Brown-Sequart), Брадель (Brouardel), Рише (Richet), Азам (Azam), Ламброзо (Lambroso) , Месне (Mesnet).

Среди участников этого конгресса наряду с Льебо (Liebault) и Бернгеймом (Bernheim) находились Дежерин (Dejerine), Жане (Jane), Бабинский (Babinsky), Форель (Forel), Магнам (Magnam), Фрейд (Freud), Шренк-Нот-цинг (Schrenck-Notzing), У.Джеймс (James), В.М.Бехтерев. Действительным президентом конгресса был Дюмонт-паллье (Dumontpallier) генеральный секретарь Биологического общества.

В 1891 году на IV съезде Общества русских врачей в Москве с докладом: "Единство гипнотизма у человека и животных" выступил выдающийся физиолог В.Я. Данилевский. Он подвел итоги многолетних, начавшихся с 1874 г. исследований, проведенных им на самых разных представителях животного царства - лягушках, ящерицах, змеях, тритонах, черепахах и крокодилах, на вьюнах, камбалах и электрических скатах, на речных раках и морских крабах, лангустах, омарах и каракатицах. Все эти многочисленные эксперименты свидетельствуют об одном, гипноз - вполне естественное явление, оно может быть вызвано не только у человека, но и у самых различных животных, а явления, наблюдающиеся у них, глубоко сходны с симптомами гипноза человека. У них наблюдаются окоченение тела, застывание конечностей в любых приданных им положениях и т.п.

Выводы, сделанные этими физиологами, опровергли теорию Бернгейма, который утверждал, что "гипноза нет, есть только внушение". Таким образом, гипноз как определенное состояние того или иного организма существует и неравнозначен, внушению.

Кроме того, В.Я. Данилевский доказал несомненное участие в гипнозе коры головною мозга

"Гипноз и внушение должны занять принадлежащее им по праву достойное место среди других лечебных методов медицины", - заявил в своем докладе "Терапевтическое применение гипнотизма" на том же IV съезде врачей Ардальон Ардальонович Токарский (1859-1901), друг и соратник выдающегося психиатра С.С. Корсакова. Он говорил: "...Смешно было бы думать, что гипнотизм вырос где-то сбоку, за дверями храма науки, что это подкидыш, воспитанный невеждами. Можно только сказать, что невежды ею достаточно понянчили и захватали руками". А.А. Токарский был первым, кто организовал и начал чтение курса гипнотерапии и физиологической психологии в Московском университете.

Отцом русской научно-клинической гипнологии по праву считается выдающийся русский невропатолог и психиатр, Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), прошедший научную школу Шарко и его приверженцев, и далеко опередивший их в материалистической последовательности оценок и выводов.

Клинические наблюдения академика В.М. Бехтерева послужили основой для метода коллективного лечения гипнозом, применяемого при лечении алкоголиков и наркоманов.

Говоря о сегодняшней популярности использования суеверий, заговоров, различных методов народной медицины при лечении психосоматических заболеваний, следует вспомнить выступление В.М. Бехтерева в Военно-медицинской академии в декабре 1897 г. на тему "Внушение и его роль в общественной жизни".

В своем докладе он раскрыл механизмы возникновения психических эпидемий и роль внушения, самовнушения и гипноза в их зарождении и распространении во время кризисных ситуаций в обществе.

Использование новой терминологии, обоснование теории гипнотерапии, ее психофизиологических механизмов, которыми объясняются как само гипнотическое состояние, так и связанные с ним явления повышенной внушаемости, постгипнотических действий, внушенных галлюцинаций и других феноменов, тесно связаны с именем И.П. Павлова (1849-1936), совершившего переворот в понимании гипноза, а следовательно, и в отношении к нему. Согласно взглядам И.П. Павлова, гипноз есть частичный сон или состояние, переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных в разной степени) интенсивности участков мозга присутствует бодрствующий, сторожевой пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность раппорта между гипнотизирующим и гипнотиком.

Поставленная Сеченовым проблема исследования рефлексов головного мозга и их роли в поведении человека и животных получила свою дальнейшую творческую разработку не только в школе И.П. Павлова, но и в школе А.А. Ухтомского (1875-1942), которые достойно приняли эстафету "отца русской физиологии".

В поисках прочных физиологических основ поведения И.П. Павлов и А.А. Ухтомский поставили целью своих исследований ответить на вопрос: как, с помощью каких механизмов создается и обеспечивается устойчивый образ поведения при всем многообразии внешней среды, через которую приходится организму как целому держать путь?

Примечательно, что в 1923 г. вышла известная во всем мире книга И.П. Павлова "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных".

В том же году А.А. Ухтомский опубликовал свою статью доминанте - "Доминанта как рабочий принцип нервных центров.

Под доминантой Ухтомский понимал временно господствующий набор рефлексов, который направляет в данный момент времени все поведение организма на решение одной, наиболее важной для него задачи. В то же время, однажды начавшись и требуя времени для своего выполнения, этот господствующий рефлекс, или доминанта, изменяет и другие рефлексы, которые могли бы помешать его осуществлению.

Представление о взглядах на гипноз будет неполным, и мы не рассмотрим точку зрения психоаналтического вправления, и в первую очередь основоположника этой школы - австрийского психоневролога Зигмунда Фрейда (Freud, 1856-1939). Технику гипноза он изучал у Шарко в Париже и у Бернгейма в Нанси, однако в процессе формирования своей концепции психоаналитической терапии рейд отошел от гипноза. В 1923 г. он писал, "что невозможно переоценить значение гипнотизма для развития психоанализа.

П. К. Анохин

С теоретической и терапевтический точек зрения психоанализ пользуется наследием гипнотизма. Вот подлинные слова Фрейда, которые характеризуют его понимание гипнотического состояния: "Вспомните о том, что гипноз заключает в себе нечто ж уткое. Характер же жуткого указывает на какие-то вытесненные элементы дряхлой старины. Вспомните о том, как производится гипноз. Гипнотизер утверждает, что он обладает таинственной силой, лишающей субъекта его собственной воли или, что то же самое, субъект в ерит в то, что гипнотизер обладает такой силой. Эта таинственная сила, в публике ее еще часто называют животным м агнетизмом, должна быть той силой, которая являлась для первобытных народов источником табу, то есть силой, которая исходит от королей и от начальников, и благодаря к оторой к ним опасно приближаться. Гипнотизер хочет овладеть этой силой; как же он выявляет ее? Он требует от ч еловека, чтобы тот смотрел ему в глаза, так как в типичном случае он гипнотизирует своим взглядом.

Но именно этот взгляд опасен и непереносим для первобытных, как впоследствии взгляд божества для смертных. (Вместе с тем в животном мире во время брачного периода или полового контакта некоторые виды животных также могут воздействовать друг на друга. Так, например, у некоторых видов пауков самка пытается сожрать самца в то время, когда он за ней ухаживает. Чтобы этого не произошло, чтобы передать наследственную информацию, самец гипнотизирует самку, втыкая свои крючки ей в брюшко). Итак, гипнотизер будит своими действиями у гипнотизируемого часть архаического наследства, которое проявлялось в отношении к родителям и к которым можно иметь только пассивно-мазохическую установку, в присутствии которых можно потерять волю; оставаться с ней наедине, попасть им на глаза является большим риском".

Сторонники психоаналитической теории Ференсци (Ferenczi), Шильдер (Schilder), Кандерс (Kanders) и др. что гипноз и внушаемость имеют эротическую основу. Так Ференсци (1924 г.) видит в гипнозе восстановление инфантильно-эротической, мазохистической установки. Гипнотизированный является или образом отца (отцовский гипноз), или прототипом матери.

Центральное место в гипнозе занимают побуждения из области "эдипова комплекса". Для обоснования своих положений психоаналитики приводят примеры. Они говорят, что гипнотизируя женщин, гипнотизер может наблюдать перед засыпанием и перед пробуждением блуждающий взгляд, дрожание, которые будто бы характерны для сексуального возбуждения. Истероидное застывание в начале гипноза идентифицируется с двигательными явлениями при половом сношении. Если гипнотизер попытается получить от загипнотизированного сведения о его состоянии, то очень часто услышит о "блаженном приятном чувстве", "блаженной усталости" и т.п., а нередко об эротическом. Даже такие слова, встречающиеся в обыденной жизни, как "ты меня загипнотизировала", являются, по мнению психоаналитиков выражением влечения, эротики. У некоторых женщин в состоянии гипноза иногда можно отметить страх, как перед изнасилованием.

Этот страх, по мнению психоаналитиков, выражает соответствующее желание, пробуждаемое гипнозом, а мягкие уговоры, окрик, грубое воздействие являются и психическими средствами гипноза, и средствами эротического обольщения.

Они также считают, что применяемые технические средства - "фиксирование" (взглядом), поглаживание - являются общими для гипноза и эротики.

Далее, психоаналитики утверждают, что даже в характере и форме гипноза выражается сексуальная конституция индивидуума, и люди, особенно расположенные к влюбленности, имеющие тенденцию к сильной установке на объекты любви, обыкновенно легко впадают в глубокий гипноз. Мышечные феномены гипноза - полную расслабленность и каталепсию - психоаналитики рассматривают как выражение безволия, разрешение делать с собой все, что угодно. Наблюдая за жизнью животных, можно заметить следующий факт: удав, как хищник, гипнотизирует свою жертву - кролика, который старается сохранить жизнь с помощью неподвижности, чтобы не выдавать себя, не вызвать своими движениями агрессии нападающей силы.

В 40-х годах Т. Сарбином (Sarbin) была разработана теория гипноза, интерпретирующая это состояние принятием роли.

Гипнотик, как актер, удачно играет роль, которой от него ждет гипнотизер, причем актерские способности могут коррелировать с гипнабельностью. Однако, как отмечает Хилгард (Hilgard) - основатель международного общества гипноза, термин "принятие роли" подразумевает симулирование гипнотического действия, в то время как надо иметь в виду бессознательное ролевое поведение, а не умышленное "одурачивание гипнотизера". Поэтому Хилгард склоняется к тому мнению, что будет меньше поводов для неверной интерпретации, отрицающей возможность терминологии, если переименовать ролевую теорию гипноза в теорию "ролевой податливости".

Однако во многих экспериментальных исследованиях были получены данные, оспаривающие ролевую теорию гипноза Т. Сарбина.

Продолжателем изучения гипноза, начатого И.П. Павловым и В.М. Бехтеревым, в нашей стране становится К.И. Платонов (1878-1969).

В монографии "Слово как физиологический и лечебный фактор" он дает широкую картину многогранного использования гипноза в лечебных целях.

В свете концепции о второй сигнальной системе слово получило значение универсального условного раздражителя - сигнала сигналов.

"Слово, - писал И.П. Павлов, - благодаря своей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражи гелями приходящими в большие полушария, все сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения. Таким образом, внушение есть упрощенный типичнейший условный рефлекс человека".

После второй мировой войны интерес к гипнозу снова возобновился.

В серии отчетов научных обществ, расставляющих вехи в истории гипноза, есть отчет Британской медицинской ассоциации (1955 г.), которая официально реабилитирует гипноз в Великобритании. В 1958 г. Американская медицинская ассоциация включает гипноз в медицинскую терапию, уточнив условия его применения. В отчете американской психиатрической ассоциации (1961г.) сказано: "Гипноз - это специализированный психиатрический метод, и в этом виде он создает аспект отношения доктор - больной. В психиатрической практике гипноз является вспомогательным средством для исследования диагностики и лечения. Он может быть также полезен и на других участках медицинской практики и медицинских исследованиях".

Американская психиатрическая ассоциация в 1960 г. официально признала экспертную коллегию, известную под названием Американский Совет экспертов по психологическому гипнозу.

Говоря о гипнозе, конечно, нельзя не вспомнить о Милтоне Эриксоне (Erikson, 1902-1980), которого на его родине, в столице штата Аризона Фениксе, часто называют национальным героем Америки. У него очень интересная судьба В 17 лет он заболел полиомиелитом и пролежал некоторое время полностью парализованным, сохранив только способность двигать глазами. Наблюдения за жизнью захолустной фермы - вот все его впечатления тех долгих месяцев. Своим обостренным вниманием юноша стал замечать, что язык тела его сестры, работников, родителей не совпадал с их словами, и эта бессловесная реакция иной раз точнее отражала истинные чувства людей. Когда Эриксон вернулся к обычной жизни, он стал развивать в себе способность читать истинные переживания окружающих. Рожденный с недостатками слуха и зрения, а теперь еще и полупарализованный Милтон обратил свои физические недостатки в преимущества, добившись удивительных успехов в наблюдении за людьми.

Вот как бывает - тяжелая болезнь стресс и многие другие редкие в жизни ситуации, иногда близкие к шок>, или даже клиническая смерть может перевернуть жизнь человека, обострить его чувства, наблюдательность, дать почувствовать какие-то резервы организма и психики, направить все "знания на изучение самого себя и окружающего бытия а в дальнейшем показать чудеса, удивляя других людей. Может быть, этот момент в жизни американского юноши Милтона Эриксона заставит читателя задуматься над вопросом "Кто может стать гипнотизером? Каждый ли способен гипнотизировать?"

Отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что каждый способен гипнотизировать.

Но, проводя аналогию, необходимо уточнить, что все могут научиться играть на фортепиано (конечно, если имеются руки и элементарные знания), но так виртуозно, как С. Рихтер, - не каждый. Это зависит от определенных задатков, одаренности, способностей, желания, от того, в какой среде воспитывался человек, от его личностных особенностей и от того, кто и как проводил обучение. Но почем у всё же человек должен пройти и испытать определенные трудности?

М. Эриксон

Когда же Милтон Эриксон заканчивал медицинский факультет, он попал на сеанс гипноза и сразу же осознал, что гипноз - это тот инструмент, которого ему не хватало, чтобы обратить свою наблюдательность в искусство убеждать, внушать и гипнотизировать.

Конечно, словами невозможно передать все мастерство Эриксона, который, по мнению одного видного психолога, "занимал трудноуловимое положение где-то на границе, разделяющей целителя и поэта, ученого и сказителя". Текст не передает "паузы, улыбки, быстрые проницательные взгляды, мастерское владение голосом, богатство интонаций, мимики и жестов - то есть, как не навязчиво и исподволь Эриксон добивался своего - изменения сознания и подсознания у человека".

Прочитав несколько "учебных" рассказов, записанных одним из учеников психотерапевта Сиднеем Розеном, вы сможете убедиться, как много значит для гипнолога наблюдение за больным, сидящим напротив, что значит понимание человека, конкретно его страданий и желание помочь именно этому пациенту.

В заключение истории вопроса следует сказать, что для объединения людей, интересующихся и занимающихся изучением проблем, связанных с гипнозом и внушением, в настоящее время выходят следующие журналы (на английском языке): "Международный журнал по клиническому и экспериментальному гипнозу" и "Американский журнал клинического гипноза" В 1991 г вышел первый выпуск журнала "Вестник гипнологии и психотерапии", который издается Санкт-Петербургским обществом психотерапевтов.

Регулярно проходят международные конгрессы по гипнозу (начиная с 1965 г - раз в три года), демонстрирующие широкий круг вопросов теоретического и прикладного характера.

Развитие любой науки требует осмысления того, что достигнуто ею, бережного отношения к своей истории Вопросы исторического прошлого науки интересны не только сами по себе. Они имеют отношение к сегодняшнему дню

Уроки истории заставляют нас по-новому всматриваться в современность; изучение предыдущего развития науки помогает увидеть ее будущее. Гипнология развивается по определенным законам, многие факторы общественно-экономического развития обусловливают те или иные научные направления, их судьбу. Развитие науки проявляется в концепциях виднейших представителей, чьи усилия двигают ее вперед

СООТНОШЕНИЕ МОЗГА И СОЗНАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

Предметом медицины является человек, проявляющий себя в событиях повседневной жизни в своей биологической ипостаси как организм, в социально-психологическом качестве - как личность.

Ю.М. Губачев

При решении этой сложной проблемы прежде всего необходимо определить сущность психики, выделить ее наиболее характерные признаки.

Наиболее существенными для направленного поиска физиологических механизмов психики являются два ее основных свойства.

Первое свойство: будучи продуктом мозга, психика отражает не работу, а внешний мир, объективную реальность. Ощущается, таким образом, не работа нервных клеток, не передача возбуждения из одних отделов в другие, другими словами, не внутренние механизмы деятельности мозга, а ее конечный результат, благодаря которому в сознании воссоздается картина действительности. При этом речь идет не о "фотографическом" отображении внешнего мира, а о творческом активном процессе, в котором образы окружающей среды преломляются через индивидуальный опыт субъекта.

Второй особенностью психики является то, что картина окружающего мира предстает в сознании как нечто отличное от субъекта. Образы внешнего мира не сливаются с ощущением собственной "я", со сферой внутренних переживаний. В отличие от первого свойства, которое характерно для всех видов психического отражения, эта вторая особенность психики присуща лишь ее высшей форме - человеческому сознанию. Исходя из сказанного, физиологические механизмы должны обеспечить, во-первых, воссоздание картины внешнего мира, и, во-вторых, сопоставление этой картины с внутренними переживаниями субъекта.

Одним из путей этих механизмов является изучение параллельно физиологических и психических феноменов с последующим сопоставлением полученных данных. Однако на этом пути исследователи встречаются со значительными трудностями как методического так и методологического характера. Первые обусловлены сложностью самого объекта исследования - человеческого мозга; вторые -

тем, что производится сравнение разных уровней мозговой интеграции, которые находят качественно различное выражение, например, ощущение красного света и колебания электрического потенциала мозга.

Трудности методического характера преодолеваются по мере накопления знаний о работе мозга. Метрологические трудности могут быть преодолены на основе последовательного применения принципов диалектики, знания общих законов мироздания.

При решении проблем, связанных с двумя смежными науками - физиологией и психологией - могут быть использованы принципы решения аналогичных проблем, стоящих на стыке других фундаментальных наук, таких, как физика, химия и биология, с той, правда, оговоркой, что задача физиолога еще сложнее, так как он имеет дело не с различными формами движения материи (как физик или химик), а с наиболее сложно организованной живой материей и ее высшим проявлением в виде психики.

При изучении состояния между явлениями, относящимися к разным условиям интеграции, важным связующим звеном могут явиться понятия информации и ее кода. При этом одна из наук исследует механизмы, явления, ее внутреннюю организацию, то есть код, а смежная с ней наука - то, как этот механизм проявляется в качественно иных процессах более высокого уровня. То, что является кодом для одной науки, выступает как информация для смежной научной дисциплины. В свою очередь, процессы более высокого уровня образуют код, с которого считывается информация для явлений, выступающих предметом исследования следующей науки. Например, физическая структура атома в виде определенного числа протонов и нейтронов, входящих в состав атомного ядра, а также число и энергетическое состояние электронов, составляют электрический код, который содержит информацию о химических свойствах элементов. В химической структуре ДНК, то есть в чередовании пуриновых и пиримидиновых оснований, заключена наследственная информация, являющаяся основой живых организмов.

Наконец, явления биологического порядка, а именно мозговые процессы, выступают как код психологической деятельности. Остановимся на последнем положении подробнее. И.М. Сеченов впервые высказал идею, что адекватность впечатления реальному стимулу обусловлена тем, что они соединены "средним членом" - физиологическим процессом, который, с одной стороны, несет на себе отпечаток раздражителя, а с другой - лежит в основе психического образа. Фактически развивая эту идею, П.К. Анохин сформулировал принцип информационной эквиопотенциальности на различных этапах психического отражения, согласно которому информация, содержащаяся в совокупности мозговых процессов и в соответствующих им психических, одинакова, несмотря на их качественное различие. Интересные сообщения о соотношении между мозгом и сознанием как кодом и информацией были высказаны также Д.И. Дубровским.

Итак, через понятие информации фундаментальные науки - физика, химия, биология, психология - осуществляют связь между собой, результатом чего является создание единой непротиворечивой системы взглядов, в которой каждое более сложное явление может быть объяснено при помощи простого (но не сведено к нему). Для установления связи между явлениями, относящимися к разным уровням интеграции, необходимо, таким образом, понять, какую информацию несут явления более низкого уровня для явлений более высокого уровня интеграции. Такой информационный подход, очевидно, имеет хорошие перспективы и для изучения соотношения мозговых процессов и психики. Действительно, если информация, содержащаяся в совокупности нервных процессов и в психическом образе, эквивалентна, то именно анализ информационного содержания физиологических процессов будет способствовать изучению связи между мозговыми и психическими феноменами.

Таким образом, одна из методологических трудностей, которая может быть обозначена как проблема качественного подхода, решается, в принципе, через понятие информации. Однако при изучении физиологических механизмов психики необходимо преодолеть еще одну трудность. Недостаточно знать нервные коды, не менее важно определить, какие именно процессы играют решающую роль для данной психической функции. Ведь реакции мозга, скажем, его ответ на раздражитель, весьма многообразны. Практически, куда бы мы ни поставили электрод, мы можем зарегистрировать те или иные изменения деятельности мозга. Однако не все они равнозначны, и лишь некоторые из них играют решающую роль в обеспечении психической функции, тех ее кардинальных свойств, о которых говорилось выше.

Эта проблема имеет также общеметодологическое значение, она характерна для исследований, проводимых на стыке двух наук, в процессе которых приходится сопоставлять качественно различные явления. Ее решение заключается в том, что явления, составляющие код, и

Предметом медицины является человек, проявляющий себя в событиях повседневной жизни в своей биологической ипостаси как организм, в социально-психологическом качестве - как личность.

Ю.М. Губачев

При решении этой сложной проблемы прежде всего необходимо определить сущность психики, выделить ее наиболее характерные признаки.

Наиболее существенными для направленного поиска физиологических механизмов психики являются два ее основных свойства.

Первое свойство: будучи продуктом мозга, психика отражает не работу, а внешний мир, объективную реальность. Ощущается, таким образом, не работа нервных клеток, не передача возбуждения из одних отделов в другие, другими словами, не внутренние механизмы деятельности мозга, а ее конечный результат, благодаря которому в сознании воссоздается картина действительности. При этом речь идет не о "фотографическом" отображении внешнего мира, а о творческом активном процессе, в котором образы окружающей среды преломляются через индивидуальный опыт субъекта.

Второй особенностью психики является то, что картина окружающего мира предстает в сознании как нечто отличное от субъекта. Образы внешнего мира не сливаются с ощущением собственной "я", со сферой внутренних переживаний. В отличие от первого свойства, которое характерно для всех видов психического отражения, эта вторая особенность психики присуща лишь ее высшей форме - человеческому сознанию. Исходя из сказанного, физиологические механизмы должны обеспечить, во-первых, воссоздание картины внешнего мира, и, во-вторых, сопоставление этой картины с внутренними переживаниями субъекта.

Одним из путей этих механизмов является изучение параллельно физиологических и психических феноменов с последующим сопоставлением полученных данных. Однако на этом пути исследователи встречаются со значительными трудностями как методического так и методологического характера. Первые обусловлены сложностью самого объекта исследования - человеческого мозга; вторые -

тем, что производится сравнение разных уровней мозговой интеграции, которые находят качественно различное выражение, например, ощущение красного света и колебания электрического потенциала мозга.

Трудности методического характера преодолеваются по мере накопления знаний о работе мозга. Метрологические трудности могут быть преодолены на основе последовательного применения принципов диалектики, знания общих законов мироздания.

При решении проблем, связанных с двумя смежными науками - физиологией и психологией - могут быть использованы принципы решения аналогичных проблем, стоящих на стыке других фундаментальных наук, таких, как физика, химия и биология, с той, правда, оговоркой, что задача физиолога еще сложнее, так как он имеет дело не с различными формами движения материи (как физик или химик), а с наиболее сложно организованной живой материей и ее высшим проявлением в виде психики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться