Вот что по этому поводу писал И.П. Павлов: "Теперь постоянно применяющийся способ - повторяющиеся слова (к тому же произносимые в минорном однообразном тоне), описывающие физиологические акты сонного состояния. Эти слова суть, конечно, условные раздражители, у всех нас прочно связаны с сонным состоянием и поэтому его вызывающие".
Погружению в гипнотический сон способствует все то, что приводит к наступлению естественного сна, поэтому человека, который хочет спать, погрузить в гипнотический сон легче, чем выспавшегося. Вечером загипнотизировать легче, чем днем или утром, отсюда желательно первый сеанс проводить в вечернее время. При гипнотизации лучше посадить человека в удобное для него кресло или предложить лечь в той позе, в которой он обычно засыпает, так как когда человек стоит, в мозг поступает большое количество интроцептивных раздражителей от мышц, связок, суставов, повышающих тонигенное влияние ретикулярной формации и тем самым препятствующих наступлению сна. Наступлению гипнотического сна способствует также тишина, отсутствие яркого, раздражающего света (полумрак), то есть уменьшение потока раздражений, поступающих через слуховой или зрительные анализаторы. Важно также, что бы кресло или кровать, на которых проводится гипнотизация, не были холодными, а условия окружающей среды комфортными (средняя комнатная температура 18-20°С). И.П. Павлов в своих работах приводит пример: если животному перерезать нервные волокна, по которым проходят
импульсы от всех органов чувств, то оно засыпает почти на полные сутки и просыпается лишь на короткий промежуток времени.
Для эффективности гипнотизации имеет особо важное значение поза гипнотизера, жесты, мимика, речь. Психическое воздействие на человека начинается уже с того момента, как он увидел гипнотизера, а возможно и раньше, если в коллективе формируется мнение об этом человеке. Вся обстановка, внешний вид, поведение должны быть приспособлены к тому, чтобы продолжить это воздействие, углубить его.
Прежде чем начать сеанс гипнотизации, рекомендуется подробно рассказать человеку - конечно, с учетом степени его осознания, умственного развития, - о гипнозе как физиологическом состоянии, похожем на обычный сон. Следует подчеркнуть, что гипнотический сон не только совершенно безвреден, но, как и обычный сон, уже сам по себе полезен для организма; в немногих словах примерно описать ощущения во время предстоящего сна и указать, что он будет слышать сквозь дремоту голос гипнотизера. Можно объяснить, что речь идет о состоянии, промежуточном между сном и бодрствованием, просоночном состоянии, возникающим обычно каждый день и продолжающимся недолго, но которое предстоит продлить. Необходимо добавить, что амнезия вызывается необязательно, и с каждым последующим сеансом вы будете засыпать все глубже и быстрее. Психотерапевты иногда используют метод перевода аутогенного транса при проведении гетеротренинга в гипнотический сон. Надо сказать, что среди пациентов бывают люди, которых привлекает "магическая", таинственная сторона гипноза, и они, в сущности, предпочитают обходиться без разъяснений. Это положение также должен использовать врач-гипнолог, используя принцип медицины "Не навреди!"
И.И. Буль в книге "Основы психотерапии" все методы гипнотизации свел в три группы. Первая группа включает методы преимущественного воздействия на зрительный анализатор, вторая - на слуховой, а третья - на кожный.
Методы воздействия на зрительный анализатор
Гипнотизируемый располагается в горизонтальном положении на кушетке или сидя в кресле. Гипнотизер садится рядом и держит перед его глазами, примерно на расстоянии 10 см, какой-либо блестящий предмет.
В мире животных случаи гипноза при воздействии на зрительный анализатор наблюдаются и вне всякого эксперимента. Известны случаи обездвиживания, оцепенения зайцев или других животных, перебегающих через дорогу и ослепляемых фарами автомобилей, движущихся по шоссе. Так, например, пауки при фиксации сильного света на паутине впадают в состояние, напоминающее каталепсию.
В литературе описано много приемов воздействия на зрительный анализатор.
Прием Бреда: гипнотизируемый продолжительное время сосредотачивает взгляд на блестящем предмете (металлический шарик на палочке, неврологический молоточек, ключ и т.п.). Фиксируемый предмет должен находиться на уровне переносицы гипнотизируемого. Концентрация зрения в одной точке и неподвижность взгляда обычно вызывает усталость, а затем сон.
Прием Филипса: блестящий металлический диск помещают перед гипнотизируемым на столе или держат на коленях. Это та же фиксация взгляда на предмете, только в несколько другой форме.
Прием Льюиса: гипнотизируемый фиксирует взгляд на быстро вращающемся зеркале, что вызывает утомление зрительного анализатора.
Прием Лери: фиксирование взгляда на красном кресте, расположенном на сером фоне при словесном внушении.
Прием Бремота: пациент, несколько наклонив вперед голову, смотрит в глаза гипнотизеру или на сильный источник света.
Во всех приемах гипнотизируемому предлагается пристально смотреть на предмет, фиксировать на нем взгляд. через 5-7 минут гипнотизер тихим, монотонным голосом начинает произносить формулы словесного внушения: "Ваши веки тяжелеют. Ваши глаза устают, они слезятся, начинают мигать. Вам все труднее удерживать ваши глаза открытыми. Веки тяжелеют все больше. Все темнее становится вокруг вас. Веки тяжелые, тяжелые, словно наливаются свинцом. Ваши веки слипаются, в голове легкий туман. Он все нарастает, все усиливается. Вас охватывает сонливость. Веки смыкаются. Вы забываетесь, забываетесь приятной дремотой. Засыпаете, засыпаете. Спите!"
Обычно, если гипнотизируемый достаточно внушаем, то требуется немногим больше времени для усыпления, чем для прочтения этого текста. Если веки не сомкнутся к концу произнесения этого текста, то формулу внушения повторить. Используя этот метод, блестящий предмет вначале держат чуть выше переносицы гипнотизируемого, постепенно к концу внушения блестящий предмет медленно опускают так, чтобы взор гипнотизируемого, следуя за фиксируемой точкой, поник бы невольно вниз. Это вызовет чувство тяжести в веках и будет подкреплять внушение об отяжелении век. После того как гипнотизируемый закроет а, нужно некоторое время еще внушать ему чувство нарастающей сонливости.
Некоторые пациенты с большим трудом поддаются действию взгляда, и в таком случае нельзя рассчитывать на спел. Если провести половую дифференциацию, то можно казать, что мужчины лучше поддаются воздействию на зрительный анализатор, а женщины - на слуховой. Эти наблюдения можно сравнить со следующим высказыванием: мужчины любят глазами, а женщины ушами.
Многие субъекты вообще не переносят пристального взгляда. Это вызывает у них состояние возбуждения или подавленности. Другие лица плохо сосредотачиваются на предметах, непрерывно наблюдают за собой, контролируют себя. При таких особенностях успех может быть достигнут, если применять примерно следующие формулы внушения:
"Сейчас я проверяю вашу внимательность, и то, как вы умеете сосредотачиваться. Для этого вы должны с полной готовностью согласиться со всем тем, что я буду говорить. Перед этим отрегулируйте ритм своего дыхания. Сделайте его плавным и неторопливым. Неторопливое дыхание успокаивает нервную систему. Дышите спокойно и равномерно. Слушайте меня, слушайте внимательно. Пристально смотрите на блестящий шарик (блестящий предмет). Концентрируйте свое внимание на одной точке. Вы скоро почувствуете усталость век, вы не в состоянии держать глаза открытыми. Постепенно ваши глаза начнут утомляться, веки будут тяжелеть. Вы пристально смотрите на блестящий шарик. Не нужно меня обманывать, пристально смотрите в одну точку. Глаза постепенно все более и более утомляются, все тяжелеют и тяжелеют веки. Зрение ослабевает, становится расплывчатым и неясным, а веки непреодолимо тяжелеют, они уже несколько опускаются. Опускаются все больше и больше".
В это время блестящий предмет опускают все ниже и ниже, это подкрепляется внушением: "Глаза закрываются все больше и больше. Веки делаются все тяжелее и тяжелее. Вы становитесь усталым, вялым, сонливым. Веки тяжелеют все больше. У вас чувство усталости во всем теле. Усталость все усиливается, ваши веки тяжелеют. Ваши глаза устают, они слезятся, начинают мигать. Веки уже тяжелеют, мигают. Вы уже не в силах удержать глаза открытыми, веки опускаются. Теперь я кладу вам руку на лоб".
При этих словах медленно кладете свою руку на лоб гипнотизируемого: "Вы чувствуете, как это успокаивает, как приятно утомляет. Веки отяжелели, словно налились свинцом. Ваши веки слипаются. Вы не можете держать глаза открытыми, вы находитесь в состоянии полного глубокого покоя, вы дышите совершенно спокойно, глубоко и ровно. Глаза все больше и больше смыкаются, все больше и больше Теперь закрываются совсем. Веки смыкаются Веки плотно смыкаются, вы не в силах их поднять"
При этом мягко, совершенно незаметно касаются пальцами век. Если глаза не закрываются, предлагают пациенту их закрыть и продолжают: "Глаза закрыты, усталость и и сонливость явнее, ощутимее и сильнее. Веки плотно сомкнуты, и у вас нет желания открыть глаза. Чем больше тяжелеют веки, тем больше вас будет охватывать приятное состояние, приятная усталость. Все тише в голове, во всем теле. Дыхание становится медленным, неторопливым. Когда я провожу рукой полбу, вы чувствуете, как усталость возрастает, как все тело делается тяжелым".
При этих словах проводят рукой по лбу.
"Усталость и тяжесть проникают во все тело, распространяются в руки и ноги. Все тело, руки и ноги становятся усталыми, ватными, тяжелыми, вялыми. Ваши веки тяжелеют все больше, слипаются все сильнее. Руками и ногами не хочется двигать. Не хочется шевелиться. Посторонние шумы, шорохи отходят от вас все дальше и дальше Вы хорошо слышите каждое слово. Мои слова действуют на вас расслабляюще. Внешний мир отходит от вас все дальше и дальше Вы не обращаете внимание на посторонние шумы. Вы все глубже погружаетесь в дремотное состояние Вам все больше хочется дремать, дремать, дремать, дремать. Вы слышите только то, что говорю я. Окружающий мир нас не тревожит, не беспокоит. Вы продолжаете отдыхать, дремотное состояние асе больше усиливается, вам все больше хочется спать. Ваши глаза плотно закрыты, и вы не в состоянии их открыть. Ваши члены повинуются только мне. Вы все глубже и глубже погружаетесь и состояние, подобное сну. Это необходимо для вашего успокоения. Создаются благоприятные условия для отдыха, покоя. Вы больше ни о чем не тревожитесь вы больше ничего не видите, вы больше ничего не чувствуете, вы слышите все заглушенно и слабо. Вы забываетесь, забываетесь. Вам все больше хочется спать. Вы спите, спите, спите. Вы спите глубоко и спокойно".
После такого внушения у гипнотизируемого наступает вторая стадия гипноза, или каталепсия.
Внезапное воздействие на испытуемого способствует гипнотизации. Концентрации внимания способствует сужение сознания.
Усадив гипнотизируемого, поднесите блестящий шарик на палочке к его глазам на расстоянии 20 сантиметров; расслабьте гипнотизируемого при помощи слов: "Ничего не бойтесь. Расслабьтесь. Через несколько минут вы заснете по моей команде. Думайте о сне. Не сопротивляйтесь желанию спать. Это желание будет усиливаться с каждой минутой, пока не сделается непреодолимым для вас".
Следите за глазами гипнотизируемого, и в момент, когда зрачки начнут колебаться, быстрым и осторожным движением указательного и большого пальца закройте глаза гипнотизируемого. Теперь он в вашей власти. Любое внушенное слово будет означать установку раппорта.
Спустя некоторое время можно применять лечебное внушение, направленное на устранение болезни. Внушение можно формулировать более тщательно, доступно и повторять несколько раз.
Л.П. Гримак использует следующий текст стимулирующего внушения: "... Сейчас в глубоком гипнотическом состоянии Вы очень быстро освобождаетесь от предшествующей усталости. Ваш мозг, Ваши нервы, Ваши мышцы полностью отдыхают. Усталость исчезает, рассеивается, Вы не чувствуете никакого беспокойства. Полный покой и полный отдых. От утомления не остается и следа, Вы забыли предшествующую усталость. Усталость исчезла, растворилась. Вы сейчас очень хорошо отдохнули.. Нервные клетки мозга полностью восстановили свою энергию, свою работоспособность. Вы начинаете ощущать необыкновенный прилив сил и бодрости. Появляется сильное желание работать, действовать, решать оперативные задачи, ощущать нагрузки. Голова стала очень свежей, легкой, мышцы - бодрыми и послушными, настроение радостное, приподнятое. Это состояние высокой работоспособности станет еще более выраженным после того, как я вас полностью разбужу. Оно будет сохраняться 'весь период активной непрерывной работы. Вы не будете утомляться. Высокая работоспособность будет проявляться весь этот период. Утомления нет. Гипноз очень сильно активизировал резервы Вашего организма, Вашей нервной системы. Поэтому усталости, утомления нет и не будет. Есть бодрость и высокая работоспособность. Гипноз закрепил это состояние на весь период последующего бодрствования. Оно будет становиться все более выраженным по мере того, как я пуду Вас выводить из гипноза, и станет явным и очень стойким в период бодрствования".
Можно загипнотизировать несколько иным способом. Положение гипнотизируемого и гипнотизера такое же, как и при проведении предыдущего метода. Гипнотизер держит перед глазами испытуемого блестящий предмет и начинает медленно вращать его по часовой стрелке (в диаметре 10-15 см). Постепенно этот круг уменьшают и опускают блестящий предмет все ниже так, чтобы у гипнотизируемого опускались верхние веки. Такое напряжение взора и положение век будут подкрепляться внушениями врача. Через 5-10 мин нужно давать примерно следующую формулу внушения "Смотрите пристально на блестящий предмет. Смотрите пристально на блестящую точку. Постепенно ваши глаза начнут утомляться, веки будут тяжелеть. Вас будет охватывать приятная усталость. Вы начинаете испытывать приятное головокружение. Вы тише и спокойнее воспринимаете все вокруг. Все темнее становится вокруг вас В голове возникает легкий туман, он все нарастает, все усиливается, вас охватывает сонливость. Веки тяжелые, слоёно палились свинцом. Веки смыкаются. Все труднее различать предметы. Вы -засыпаете, засыпаете. Веки плотно смыкаются. Вы не в силах их
поднять. Забываетесь, забываетесь. Все глубже сонливость. Вы засыпаете, спите, спите, спите. Спите глубже! Спите, спите!".
Рекомендуется давать внушения со значительными интервалами между отдельными фразами. Следует отметить, что эти методы не следует применять к лицам, профессия которых связана с постоянным напряжением зрения, как бы тренированным против утомления (ювелир, часовщик, оптик и др.)
Если у испытуемого повышенная внушаемость, то фазу гипнотизации можно сократить, используя следующий прием: гипнотика усадить лицом к столику, на котором лежи г лист бумаги с черной точкой (диаметром примерно 5 мм). Сев напротив него, возьмите гипнотика за обе руки у пульса. Потребуйте от него пристально смотреть (не отрываясь) на черную точку. Смотрите на лицо гипнотика, часто и внушительно приказывайте ему думать о сне. Заметив, что гипнотик с трудом удерживается от засыпания, скажите: "Усните! Я приказываю вам спать!".
Некоторые испытуемые не умеют сосредотачиваться, испытывают боязнь или сильно сомневаются в ваших способностях. При таких характерологических особенностях личности каждое воздействие неизбежно вызывает противодействие, конечно, мешающее гипнозу. С другой стороны, иногда встречаются люди, настолько легко поддающиеся психическому влиянию, что достаточно бросить на них взгляд, чтобы они совершенно неожиданно для себя, не имея ни малейшего представления о гипнозе, мгновенно впали в глубокое гипнотическое состояние ("гипноз взором" или метод фасцинации). Секрет умелого взгляда заключается в том, что такой взгляд настолько выразителен, настолько красноречив, что может заменить не только слова, но и целые предложения. Взгляд - это, не только поворот глаз, это сложный мимический комплекс. Можно сказать взглядом: "я вас ненавижу" и "я вас люблю", "уходите" и "оставайтесь", а также можно сказать "успокойтесь", "засните".
Методы воздействия на слуховой анализатор
К способам воздействия на слуховой анализатор относятся все методы, при которых используются различные шумовые и звуковые раздражители. Хорошо известно успокаивающее, усыпляющее действие таких раздражителей, как шум колес поезда, ветра в трубе, морского прибоя. Однообразное тиканье часов, шум падающей капли в сосуд воды, стук метронома, однообразное гудение индуктора - все это можно использовать для вызывания гипнотического состояния. Необходимо сказать, что начав пользоваться каким-либо источником звука, скажем, метрономом, не следует переходить к другим звуковым раздражителям для вызывания гипнотического сна, так как новые сигналы будут мешать иррадиации торможения, возникающего по законам условно-рефлекторной деятельности.
Метод первый.
Уложив пациента в темной комнате, невдалеке устанавливают метроном и после начала его действия ожидают несколько минут для того, чтобы пациент привык, адаптировался к этому звуку. Потом предлагают пациенту закрыть глаза и, думая о сне, упорно слушать звук метронома. Через 10-15 мин начинают произносить формулы словесного внушения. Речь должна быть монотонной, тихой, однообразно и в то же время слегка эмоционально окрашенной. Между отдельными частями фраз делаются паузы. В паузах, продолжает работать метроном.
"Закройте глаза. Постарайтесь расслабиться. Постарайтесь ни о чем не думать, кроме сна и покоя. Постарайтесь успокоиться. Займите удобное положение. Так, вам совсем удобно. Вы хорошо устроились. Мускулы должны быть совершенно вялыми, расслабленными. Постарайтесь представить то, что я буду говорить. Для этого нужно, чтобы вы с полной готовностью согласились со всем, что я буду говорить. Представьте себе, что вы очень устали, и вам хочется тихо и сладко отдохнуть. Вы устали как после длительной ходьбы пешком или длительной физической работы. Мышцы должны быть совершенно
расслаблены. Ваш мысленный взор скользит по поверхности тела, рук и ног. Если вы чувствуете напряжение мышц в каком-либо участке тела, мысленным усилием постарайтесь расслабить их. На экране мысленного взора вы ярко видите положение своего тела. Мысленно еще раз пробегаете по всему телу. Если вы ощущаете напряжение в какой-либо мышце, постарайтесь расслабить ее. Все успокаивается в вашем теле. Посторонние звуки отходят от вас все дальше и дальше. Все успокоилось. Все спокойнее и тише в голове, во всех нервах, во всем теле. Дыхание становится медленным, спокойным. Сердце также бьется медленно, все спокойнее и спокойнее. Неторопливое дыхание успокаивает нервную систему. Это способствует нормализации многих психических процессов. Вы дышите совершенно спокойно, ни о чем не думаете, кроме покоя. Посторонние звуки отходят от вас все дальше и дальше.
Но в это время вы слышите мой голос ясно и отчетливо. Вы все время слышите мой голос и удары метронома. А сейчас я буду считать, и по мере того, как я буду считать, вы будете постепенно погружаться в сонливое состояние.
Вы спите, но в то же время вы хорошо слышите мой голос. Я буду считать, и с каждой цифрой сонливость будет усиливаться. Отбросьте все посторонние мысли, думайте о покое. Не нужно беспокоиться, не нужно тревожиться, ничто вам не мешает. Отгоните от себя все тревоги и мысли. В настоящее время вам ничто не мешает, ничто не тревожит, не беспокоит. Думайте только о покое.
Мышцы расслабляются все больше и больше, посторонние звуки отходят все дальше и дальше.
Сейчас я начну считать, и с каждой цифрой сонливость будет усиливаться.
Раз.
Приятное тепло разливается по всему телу. Удобное положение, закрытые глаза, неторопливое дыхание неизменно вызывают глубокое внутреннее успокоение. Ваши заботы, тревоги, опасения постепенно рассеиваются. Все меньше вы фиксируете на них внимание. Окружающий шум, шорохи постепенно отдаляются, все меньше беспокоят и раздражают вас, все слабее доходят до вашего сознания. Плавно, постепенно успокаивается вся нервная система.
Два, три.
В голове появляется легкий туман. Он все нарастает, усиливается.
Четыре.
С каждым ударом метронома все глубже и глубже покой. Все глубже и глубже покой. Мыслей все меньше, они все медленней и медленней. Они все сонливее, все больше смешиваются друг с другом, путаются.
Пять, шесть.
Усталость и тяжесть проникают в голову. Чувство покоя все глубже проникает в мозг. Ваши мысли становятся спокойными, медленными, вялыми, вялыми, а глаза особенно утомлены. Ваше самочувствие все ровнее и ровнее. Возбуждение, заботы исчезают, и нервы все более успокаиваются.
Семь. В голове возникает легкий туман. Он все нарастает, усиливается. Вас охватывает чувство покоя, вас охватывает сонливость.
Восемь. Девять.
Усталость и тяжесть проникают в голову и во все тело. Все тело, руки и ноги становятся усталыми, ватными, тяжелыми, вялыми, а глаза все более утомляются, веки все тяжелее. Руками и ногами не хочется двигать. Совершенно не хочется шевелиться.
Десять.
Сейчас вы уже ощущаете легкое тянущее чувство в руках и логах. Мыслей все меньше и меньше, они словно проносятся в вашей голове, вес слаба доходят до вашего сознания.
Одиннадцать, Двенадцать.
Дыхание все глубже, все ровнее, как в обычном сне. С каждым моим счетом и ударом метронома вас охватывает приятная дремота и сонливость. Дремотное состояние усиливается, нарастает.
Тринадцать.
Все тело приятно тяжелеет, расслабляется, точно наливается свинцом. Создаются благоприятные условия для отдыха, покоя, оздоравливающего сна.
Четырнадцать. Пятнадцать.
Все тише вокруг вас. Все ваше тело приятно расслабилось. Расслабились мышцы рук, ног, туловища, шеи, затылка, лица. Вы не испытываете теперь ни малейшего мышечного напряжения, ни малейшей скованности в суставах, в связках. Вы постепенно, исподволь ощущаете чувство легкой тяжести в теле. Ощущение легкой тяжести приятно.
Шестнадцать.
Отяжелели слегка руки, отяжелели слегка руки.
Семнадцать.
Слегка отяжелели ноги, слегка отяжелели ноги. Отяжелели мышцы туловища. Вас охватило чувство, какое бывает перед засыпанием
Восемнадцать.
Вы все больше ни о чем не тревожитесь, вы больше ничего не видите, вы больше ничего не чувствуете, вы слышите все приглушенно и слабо. Вы в достаточной степени успокоились. Вы забываетесь, забываетесь приятной дремотой
Девятнадцать.
Усталость и сонливость овладевают вами все больше и больше. На вас все больше нисходит чувство покоя, удобного, благодатного покоя. Во всех нервах, во всем теле становится все спокойнее.
Двадцать.
Все члены вашего тела расслаблены. Вы дышите ровно и спокойно. Вами уже овладела сонливость.
Двадцать один. Двадцать два.
Внешний мир отходит от вас все дальше и дальше, вы все глубже погружаетесь о состояние, подобное сну. Это необходимо для вашего успокоения (для излечения). Вы слышите только то, что говорю я, окружающий мир вас не тревожит и не беспокоит. Вы все более погружаетесь в дремоту. Становится всё лучше, сонливость все сильней и сильней, мыслей все меньше, временами они исчезают вовсе. Вам все больше хочется дремать дремать, дремать, дремать.
Двадцать три.
Вы больше ни о чем не тревожитесь, вы больше ничего не чувствуете и не видите. Все больше туманится в голове, туман проникает в мозг, все перепутывается, все расплывается. Мысли путаются, путаются, вы все больше проникаетесь дремотой.
Двадцать четыре. Двадцать пять.
Дремота все усиливается, все усиливается. Все глубже покой, все глубже сонливость. Вам хочется спать. У вас такое чувство, какое бывает перед засыпанием. Вас охватывает приятная усталость. Все тише, все спокойнее, все темнее становится вокруг вас. Мое влияние на вас возрастает и возрастает. Все глубже и глубже покой.
Двадцать шесть.
Весь внешний мир отступает от вас все дальше и дальше. Круг вашего внимания сузился до границ вашего тела. Вы слабы, утомлены, но чувствуете себя хорошо. Дремотное состояние усиливаете я и усиливается.
Двадцать семь.
Ваше тело совершенно безвольно. Голова утомлена, тело утомлено, требует сна. Все тише, все тише становится вокруг вас. Мой голос действует на вас успокаивающим образом, усыпляющим образом. Он вас не тревожит, а успокаивает. Дыхание делается совсем равномерным, глубоким, спокойным.
Двадцать восемь.
Все тише и спокойнее становится вокруг вас. Ваши нервы успокаиваются. Начинается полноценный отдых всего организма. Ощущение приятного тепла распространяется по всему организму. Ничто теперь не нарушает вашего покоя, ни телесного, ни душевного. Вы освободились от забот, избавились от тревог, от неприятных мыслей. Вас ничто не волнует, не тревожит, не заботит. Вам удивительно спокойно, свободно и легко. Не хочется двигаться, шевелиться, отвлекаться. И как бы полное бездумье постепенно овевает, охватывает вас. Все, что волновало, тревожило и беспокоило, ушло, рассеялось, забылось и не имеет для вас прежнего значения. Окружающий шум, шорохи отошли далеко, далеко и не доходят до вашего сознания. Вы слышите только мой голос. Только мой голос слышите вы, мой голос действует на вас успокаивающе. Все успокоилось в вашем организме, все приятно расслабилось.
Двадцать девять.
Вы засыпаете, засыпаете все глубже. Непреодолимая сонливость охватывает вас. Забываетесь! Забываетесь все глубже! Еще глубже! Забываетесь приятным, глубоким, спокойным сном! Забываетесь, забываетесь! Приятная сонливость овладела вами.
Тридцать.
Никакие посторонние звуки не мешают. Вы все время слышите только мои голос и удары метронома С каждым ударом метронома засыпаете все глубже, бее глубже. Ваш покой и отдых тщательно оберегаются. Вы засыпаете. Вы засыпаете все крепче. Спите крепко, все крепче! Спите глубоко и спокойно. Спите, спите глубже, спите! Спать! Спать! Спать!".
После этих формул можно начать лечебное внушение.
Метод второй.
Положение испытуемого и гипнотизера такое же, как и при проведении предыдущего метода. Сеанс гипнотерапии начинаемся как было указано выше, но проводится с некоторыми изменениями. Досчитав, скажем, до десяти, гипнотизер вдруг заявляет: "А теперь по счету ''три" вы очнетесь, откроете глаза, но затем я снова погружу вас в новое, еще более глубокое гипнотическое состояние. Я считаю: раз, два, три. Очнитесь! Откройте глаза!"
После этого испытуемый расскажет о своих ощущениях и заявит, предположим, что ему мешало глубже заснуть неудобное положение тела, но что он боялся пошевелиться, или он укажет на то, что хотя еще слышал посторонние звуки, но уже не мог открыть глаза или испытывал невероятную тяжесть во всем теле. При попытке повторного погружения такого человека в гипнотический сон следует учесть все положительные и отрицательные моменты, выявившиеся из приведенного опроса, и надо постараться отрицательные моменты устранить, а положительные усилить.
"Теперь вы закроете глаза и будете мною погружены в более глубокий сон! - заявляет врач гипнотизируемому. - Потом я ещё раз вас разбужу и снова усыплю совсем крепко". Этот фракционный метод имеет ряд преимуществ, которые описаны выше.
Все описанные выше методы усыпления используют слабые, однообразные и длительно действующие раздражители. И.П. Павлов указывает, что чем чаще применяется один и тот же раздражитель, тем быстрее это ведет к торможению. По этому поводу он писал: "Прежде всего вопрос об условиях, вызывающих гипнотическое состояние. У животных, как мы это уже знаем, оно наступает более ил" менее медленно при слабых и средних однообразно и продолжительно повторяющихся раздражениях, быстро - при сильных раздражениях (случай гипноза животных). При этом непосредственно действующие раздражители, как слабые, так и сильные, могут быть сигнализируемы другими раздражителями, являющимися по отношению к первым условными... Процедура гипнотизирования людей вполне воспроизводит описанные условия у животных. Ранний классический способ гипнотизирования - это так называемые "пассы", то есть слабые, однообразно повторяющиеся раздражения кожи, как в наших опытах. Теперь постоянно применяющийся способ - повторяющиеся слова (к тому же произносимые в минорном однообразном тоне), описывающие физиологические акты сонного состояния. Эти слова, конечно, условные раздражители, у всех нас прочно связанные с состоянием и поэтому его вызывающие. На этом основании может гипнотизировать и гипнотизирует все, что в прошлом совпадало несколько раз с сонным состоянием. Это все аналоги цепных отрицательных рефлексов (Фольборт) подобные цепным условным положительным рефлексам разных порядков. Наконец, гипнотизирование истеричных, по Шарко, достигается сильными неожиданными раздражителями, как в старом способе гипнотизирования животных. Конечно, при этом могут действовать также и физически слабые раздражители, сигнализирующие сильные, то есть сделавшиеся, в силу совпадения времени, условными по отношению к сильным. Как у животных, так и у людей большинство гипнотизирующих приемов тем скорее и вернее приводит к цели, чем они чаще применяются".
Существует ряд приемов, использующих сильные внезапные раздражители (шоковые). В литературе известен прием Шарко: воздействие внезапного звука (китайский гонг, там-там, большой камертон, выстрел, свист, окрик и т.д.), сильного источника света (вольтова дуга и пр.). Многие больные (в большинстве случаев истеричные) при таком воздействии погружаются в глубокое гипнотическое состояние.
Приём Фариа: человека усаживают в удобное кресло, предлагают закрыть глаза, сосредоточиться. Через несколько минут произносят громко и повелительно: "Спите!" Это слово, произнесенное среди глубокого молчания, производит на пациента такое сильное впечатление, что он быстро впадает в гипнотическое состояние. Механизм подобного гипноза раскрыт также И.П. Павловым. К истощению нервной клетки с последующим развитием охранительного торможения могут привести как слабые, но длительно действующие раздражители, так и сверхсильные, действующие коротко, ни мощно. В животном мире подобные случаи оцепенения наблюдаются и вне всякого эксперимента. Наблюдая за поведением млекопитающих, например парнокопытных, можно увидеть, как при крике или реве вожака все стадо замирает, встает как вкопанное.
Метод третий.
Ставят пациента к себе спиной, рядом с кушеткой или кроватью. Теперь, как в опыте падения назад, начинают внушать испытуемому, что его тянет назад, что он падает, и в момент, когда пациент упадет, гипнотизер должен внезапно, громко и внушительно крикнуть. "Спите!". Как правило, человек с повышенной внушаемостью упадет на руки гипнотизирующему уже спящим. Его укладывают на кровать и продолжают гипнотерапию. Если при этом пациент не впал в состояние гипнотического сна, то тут же нужно положить его на кровать и продолжить внушение по одной из описанных ранее методик.
Метод четвертый.
Гипнотизер ставит испытуемого к себе лицом и предлагает ему фиксировать свой взгляд. Затем громко и юном, не внушающим сомнения, заявляет испытуемому: "Вы сейчас уснете! Ваша голова закидывается назад! Забывайтесь! Забывайтесь! Спите!"
Последние слова нужно произнести с силой и решительно. Эти методы следует применять только ко взрослым, физически здоровым людям, не страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Эти методы противопоказаны также и беременным женщинам.
Если у испытуемого повышенная внушаемость, то первый метод можно сократить. Гипнотизируемого нужно усадить спиной к тикающим часам. Встав сзади гипнотизируемого, положив обе руки на его голову так, чтобы средние пальцы рук были у висков, прикажите ему закрыть глаза, не думать ни о чем постороннем: "Думайте только о сне. Прислушайтесь к тиканью часов. Когда станете думать о постороннем, начните мысленно считать удары маятника, думая только о сне. Вы должны уснуть. Вы уснете. Вы спите".
При этом проводятся пассы у виска, а затем легкими движениями пальцев рук закрывайте глаза гипнотизируемого.
Методы воздействия на кожный анализатор
Что касается пассов, то в основе их действия также лежит условно-рефлекторный процесс. "Процедура гипнотизирования людей вполне воспроизводит описанные условия у животных. Ранний классический способ гипнотизирования - это так называемые пассы, то есть слабые однообразно повторяющиеся раздражения кожи, как в наших опытах" (И.П. Павлов).
Состояние кошек или других животных во время поглаживания и почесывания за ухом, по-видимому, близко к состоянию животного гипноза, обездвиживания.
В лаборатории А.П. Слободяника слабым электрическим током раздражали кожу и получали сон у собак, и сон такой, что после нескольких опытов то место, где у собаки были электроды, становилось условным возбудителем сна. К этому месту достаточно прикоснуться, достаточно стричь волосы на этом месте, чтобы собака моментально погружалась в сон. Вот что делают периферические раздражения!
М.К. Петровой и Б.Н. Бирманом доказано, что воздействие слабых раздражителей на кожу собак быстрее ведет к возникновению торможения в коре головного мозга, а также к наступлению гипнотического сна.
Вообще пассы мы должны трактовать как воздействие на кожный анализатор, который, как известно, является проекцией мозга. Но важно здесь то, что этот кожный анализатор и двигательный анализатор локализованы рядом. Таким образом, при воздействии пассами на кожный анализатор положительно индуцируется и его сосед - двигательный анализатор. И в результате торможения (например, в двигательном анализаторе) мы получаем вторую стадию гипноза - каталепсию.
|