Однако в последнее время доказывается, что инсайтная (от англ, insight - осознание, озарение) психотерапия в некоторых ситуациях имеет большое значение для человека в осознанной организации поведения, постановке цели и решении задач. Это связано еще и с тем, что в период экономических реформ человек ощущает безвыходность сложившейся ситуации, неуверенность в завтрашнем дне, "иногда даже и страх за себя, своих детей и т.д. Человек- не может жить без веры. В результате политических преобразований у человека постепенно отняли веру в бога, в правительство и т.д. Но природа и человеческое сознание не терпят "пустоты", и тогда это место занимают гадание и колдовство. Можно сказать, что факт является необходимым этапом в становлении коллективного мнения и общественного сознания.
Механизмы живого мозга, как известно, не делятся на социально-психологические, биофизические и т.д. Исследователи, как правило, вынужденно изучают какой-то определенный аспект, однако оправдан интегративный, системный подход. Изучая одни проявления процесса, мы не только не видим еш в целом, но нередко процесс превращается в дискретный. И в то же самое время наряду с методическими сложностями и вопросами, во многом сегодня уже решаемыми, нельзя не сказать о проблемном аспекте двух смежных наук - психологии, изучающей человека как личность и целом с ее проявлениями, и медицины, изучающей в человеке в большей степени метаболические процессы.
Сегодняшний день отличается от вчерашнего тем, что происходит дальнейшее накопление результатов и фактов, их анализ, систематизация и обобщение.
Так, в 1979 г. под редакцией Э. Фромма (E. Fromm) и Р. Шира (R. Shor) в США был опубликован фундаментальный труд по гипнозу, в котором выделены основные направления в современных исследованиях по гипнозу:
1. Природа гипноза (специфичность гипнотического состояния, отличия гипноза от сна и бодрствования, гипнабельность, внушаемость, доминантность полушарий мозга, проблема изменчивости гипнабельности, история гипноза и т д.).
2. Гипноз как особое состояние (стадии глубины гипноза, феномены гипноза, сопоставление гипнотического состояния с нарушениями сознания при приёме наркотиков и алкоголя).
3. Проблема подсознательного и неосознаваемого (гипноз как метод изучения неосознаваемых психических явлений, гипноз и защитные механизмы - вытеснение, рационализация и т.п., искусственно созданные с помощью гипноза неосознаваемые конфликты, эффекты, их влияние на поведение и психические процессы, сопоставительное исследование когнитивных процессов в бодрствующем состоянии и во время гипноза) . Большинство исследований этого направления посвящено изучению творчества под гипнозом и неосознанных механизмов личности.
4. Самогипноз. К этой области исследования наблюдается повышенный интерес. На самогипноз возлагаются большие надежды как на ценное терапевтическое средство, хотя отмечается, что во всех случаях аутогипноза в качестве поддержки применялся и гетерогипноз.
5. Проблема личностных характеристик гипнотика (гипнабельность и особенности личности, личностные различия в группах низко- и высокогипнабельных больных, пути повышения гипнабельности и т.п.).
6. Личность гипнотизера. Прогнозируется расширение исследований по этой проблеме (прежде всего биографических исследований выдающихся психотерапевтов и гипнологов) .
7. Социально-психологические аспекты изучения гипноза. Здесь также делается прогноз относительно увеличения исследований в будущем. Констатируя факт слабой разработанности этой проблемы, автор отмечает вклад двух исследователей - Э. Хилгарда (Стенфордский университет) и М. Орна (университет штата Пенсильвания) , создавших в своих учебных заведениях крупнейшие психологические центры по изучению гипноза.
8. Новые клинические аспекты применения гипноза. В этой области исследования наблюдаются четыре тенденции. Во-первых, интеграция методов гипнотерапии и психотерапии с включением широко применяемых психотерапевтических приемов, как поведенческая модификация, десентизация, аутотренинг, самоактуализация и т.п. В качестве центральной выдвигается задача сравнения эффективности указанных психотерапевтических методик, применяемых в состоянии бодрствования и во время гипноза. Во-вторых, заметное увеличение числа клиницистов, объединяющих гипноз и самогипноз с различными формами бихевиоральной терапии. Отмечается, что Ф. Месмер и другие неврологи раннего периода психотерапии обычно проводили лечение пациентов группе, тогда как в последующем эта традиция была утрачена, и гипнотерапия стала применяться индивидуально. Указывается на оживление методой групповой терапии. В-третьих, широкое применение гипноза в лечении наркомании и алкоголизма, а также в качестве метода снятия напряженности и дискомфорта пациентов. Подчеркивается социальная ценность такого рода исследований. Много публикаций посвящается также проблеме сенсорных и когнитивных механизмов психики, вызванных галлюцинаторными наркотиками. В-четвертых, расширение фронта работ в области гипнотерапии у детей.
9. Сопоставление клинического и экспериментального гипноза. В прошлом исследователи экспериментального направления в изучении гипноза нередко терпели неудачу, пытаясь воспроизвести данные, полученные ранее клиницистами, в адрес которых делались многочисленные упреки в слабой методологической культуре наблюдений. В последние годы как экспериментаторы, так и практики-клиницисты пришли к мнению о том, что далеко не всякий феномен, обнаруженный при клинической работе, может быть воспроизведен лабораторным путем. В качестве причин расхождения клинических и экспериментальных данных выступают различные социальные условия, в которых находится пациент и испытуемый-доброволец (различия в мотивации , социальных установках, фактор оплаты и т.п.). Как бы то ни было, констатируется факт неоправданного отставания этой области исследований.
10. Экспериментальный гипноз. Здесь вопросы объединяются вокруг четырех проблем: гипнабельность, методы индукции, физиологические основы гипноза, гипнотические феномены.
При изучении гипнабельности усилия исследователей направлены на разработку методов определения глубины гипноза, анализа характеристик гипнабельности у различных испытуемых и т.п.
В области изучения методов гипнотизирования продолжается поиск оптимальных приемов индукции и измерения гипнотического состояния. Особое внимание уделяется разработке методов быстрой индукции. Широким фронтом продолжаются исследования физиологических и биохимических механизмов гипноза с использованием электроэнцефалографических и других физиологических показателей с целью уточнения специфики состояния сознания под гипнозом.
При исследовании гипнотических феноменов по-прежнему изучаются постгипнотическая амнезия (особенно в аспекте анализа процессов забывания и вытеснения), феномены искажения времени, изменения в состоянии гипноза параметров восприятия (чаще зрительных образов), влияние гипноза на динамику времени реакции (в случаях моделирования состояний сонливости или, напротив, повышенной возбудимости), движения глаз в процессе вызывания положительных и отрицательных галлюцинаций, сновидения, явления анестезии. Большинство исследований посвящено последней проблеме (гипноз и обезболивание).
11. Традиционные исследования гипноза в клиническом аспекте. Сюда входят в качестве основных проблемы применения гипноза психотерапии, особенно при неврозах и психосоматических заболеваниях. Растет число попыток использования гипноза как метода лечения психозов (чаще шизофрении). Продолжаются исследования эмоциональных состояний (тревоги, депрессии, стресса, страха,), умственной отсталости, сексуальных, урологических и других расстройств. В рамках теоретических подходов обсуждаются работы по вызыванию под гипнозом экспериментальных конфликтов и неврозов с помощью постгипнотических внушений. Предпринимаются попытки ответить на ряд ключевых теоретических вопросов: о гипнотерапии (поддерживающая или реконструирующая терапия), о преимуществах прямых или косвенных внушений, о роли воображаемого проигрывания под гипнозом как средства преодоления или коррекции неблагоприятных для человека форм поведения или личностных черт, о предпочтительности и условиях использования в гипнотерапии языка символов (апеллирующих к бессознательному), речевых воздействий, релевантных сознательному уровню регуляции.
12. Гипноз и обучение. В отношении этой области исследования по-прежнему наблюдается большая настороженность. Тем не менее продолжаются работы по изучению влияния гипнотического внушения и гипнотерапии на процессы концентрации внимания, скорости чтения, понимания, творчества.
13. Юридические и этические проблемы гипноза. Здесь делаются попытки и ссылки лишь на отдельные работы по методам опроса свидетелей в гипнотическом состоянии.
14. Гипноз животных. Эта область исследований успешно развивается.
Продолжая основную тему данной книги, необходимо сказать, что приемы и методы, связанные с гипнозом и гипнотерапией, очень сложны. Много вопросов остаются открытыми, но все, что накоплено мировой наукой в данной области, должно развиваться и применяться только в гуманных целях (лечение, исследования и т.п.).
Не секрет, что многие, врачи, психологи, не говоря уже о других специалистах, мало осведомлены в вопросах гипноза и внушения из-за нехватки литературы и слабой подготовки в вузах. Эта книга поможет сформировать правильное и более или менее адекватное отношение к гипнозу у многих читателей, будет способствовать применению данного метода только по показаниям.
СТАДИИ И СТЕПЕНИ ГЛУБИНЫ ГИПНОТИЧЕСКОГО СНА (КЛАССИФИКАЦИЯ У.С. КАТКОВА, 1957)
Первая стадия.
Первая степень. Наблюдается нарастающее снижение тонуса коры головного мозга. Основные процессы - торможение и возбуждение - изменены, что создает условия для иррадиации торможения на двигательный анализатор и вторую сигнальную систему. Субъект ощущает приятный покой. Это исходное, предгипноидное состояние.
Признаки первой степени первой стадии: у загипнотизированного - ощущение покоя; приятное состояние легкости в теле; слышит, свои мысли контролирует; чувствительность сохранена; легко реализует внушение двигательных реакций; из этого состояния гипнотизируемый легко может выйти.
Вторая степень. Тонус коры еще более снижается. Глубоко заторможен двигательный анализатор. Постепенно закрываются глаза. Испытуемый чувствует тяжесть в теле.
Признаки второй степени первой стадии: глаза закрыты, но при внушении легко открываются; может совершать глотательные движения; прикосновение к руке вызывает активное нормальное напряжение; двигательные реакции легко реализуются; слышит и активно воспринимает внешние раздражители; чувствительность сохранена; легко может быть разбужен
Третья степень. Тонус коры головного мозга снижен. Более глубокое угнетение двигательного анализатора и второй сигнальной системы.
Признаки третьей степени первой стадии: ощущение гипнотиком дремоты и сонливости; течение мыслей вялое; тяжесть в теле; мышцы расслаблены; поднятая рука бессильно падает; невозможно открыть веки, двинуть рукой; моторные движения часто не реализуются, на вопрос о самочувствии отвечает медленно или молчит; окружающие звуки слышит; после пробуждения уверен, что мог бы выйти из этого состояния.
Вторая стадия.
Первая степень. Тонус коры головного мозга снижен, возникает зона раппорта Разлитое торможение выключает кинестетическую систему (каталепсию). Торможение иррадиирует на кожный анализатор (аналгезия). Появляются "переходные состояния" - уравнительная фаза.
Признаки первой степени второй стадии: загипнотизированный отмечает значительную сонливость, движения затруднены; более ровное и спокойное дыхание; легкая каталепсия - поднятая рука в воздухе остается недолго; не удается внушить однообразные движения, например, покачивания руки, поставленной на локоть, а если удается, то лишь после настойчивых внушений; внушить двигательные реакции не удается; окружающие звуки воспринимает, хотя и без интереса.
Вторая степень. Еще большее углубление предыдущего состояния. Достигается восковидная каталепсия, самопроизвольная анальгезия. Наступает торможение второй сигнальной системы.
Признаки второй степени второй стадии: резкая сонливость; загипнотизированный отмечает "скованность"; наблюдается восковидная каталепсия; наступает значительное ослабление кожной чувствительности, (усиливающееся путем внушения; реализуется внушение двигательных реакций, латентный период их укорочен; начавшееся автоматическое движение быстро ослабевает, прекращается; внушенные иллюзии не реализуются.
Третья степень. В коре головного мозга появляются фазовые явления - уравнительная фаза. Более глубокое торможение второй сигнальной системы; реализуются при закрытых глазах внушенные иллюзии.
Признаки третьей степени второй стадии: у загипнотизированного отмечается полное исчезновение собственных мыслей, он слышит только голос гипнотерапевта; наблюдается титаническая каталепсия (поднятая рука "пружинит"); внушение активных и пассивных двигательных реакций реализуется хорошо; движения медленные, отдельными толчками, невозможно разжать кулак, двинуть рукой; автоматические однообразные движения выражены хорошо; реализуются при закрытых глазах внушения иллюзий; Имеется анестезия слизистой носа; при пробе с нашатырным спиртом реакция отрицательная.
Третья стадия.
Первая степень. Зона раппорта формируется полностью. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. "Превалирует первая сигнальная система. Налицо парадоксальная фаза. Амнезия после пробуждения. Иллюзия при открытых глазах хорошо реализуется во всех анализаторах, за исключением слухового и зрительного. Самопроизвольная каталепсия исчезает. Положительный симптом Платонова - поднятая рука быстро падает.
Признаки первой степени третьей стадии: исчезает самопроизвольная каталепсия; полностью реализуется (кроме слуха и зрения) иллюзия при открытых глазах; при раздражении носа, языка, кожи вызываются галлюцинации; можно вызвать ощущение голода, жажды; хорошо реализуются внушённые двигательные реакции; амнезия отсутствует.
Вторая степень. Почти полное торможение второй сигнальной системы. Вызываются все положительные галлюцинации.
Признаки второй степени третьей стадии: хорошо реализуются зрительные галлюцинации (с закрытыми глазами "ловит бабочек"); при внушении "открыть глаза" галлюцинации исчезают, часто наступает пробуждение; легко реализуются внушенные двигательные реакции (пассовые и активные); частичная амнезия.
Третья степень. Полное изолирование раппорта. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Амнезия после пробуждения. Слово гипнотизера сильнее реального раздражителя.
Признаки третьей степени третьей стадии: легко реализуются все виды положительных и отрицательных галлюцинаций, реализуются постгипнотически; амнезия после пробуждения; с легкостью реализуются "трансформации" возраста, например, перевод в детское состояние; при открытии век глаза мутны, влажны; можно вызвать "молниеносный" повторный гипноз после пробуждения.
Можно с уверенностью сказать, что эта классификация на сегодняшний день является наиболее полной и детально разработанной.
Один из ведущих исследователей гипноза Э. Хилгард рассматривает гипноз как особое состояние сознания, описывает 7 характеристик глубокого гипнотического транса:
- спад функций планирования;
- перераспределение внимания;
- наличие ярких зрительных образов прошлого и проявления , повышенной способности к фантазированию;
- толерантность к устойчивому искажению реальности;
- повышенная внушаемость;
- ролевое поведение;
- постгипнотическая амнезия (потеря памяти).
Приобретенное слабоумие или приобретенное нарушение интеллекта (деменция)
Амнестическая деменция. Как правило, больные не могут вспомнить основные сведения, касающиеся текущих событий: адрес, телефон, которым пользовались много лет; имена близких членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое окончили. Обычно отмечается дезориентировка во времени (дата, день недели, время года и т.п.) или месте нахождения. Образованные люди могут затрудняться при вычитании, например, из 40 по 4 или из 20 по 2. Некоторые больные помнят многие основные факты, касающиеся их самих и окружающих. Они всегда знают собственные имена, членов семьи. Они не нуждаются в помощи, чтобы совершить туалет, но затрудняются в выборе одежды из-за неумения принять решение.
Лакунарная деменция. Больные иногда забывают имя супруга, от которого полностью зависимы в жизни. В основном оказываются забытыми некоторые недавние события и опыт прошлой жизни. Сохранены некоторые очень разрозненные воспоминания о прошлом. Как правило, больные, не знают, где находятся, какое время года. Могут затрудняться в счете до 10 и обратно. Требуют повседневного ухода. После выписки из стационара. Не могут самостоятельно переезжать, но иногда сохраняют способность доехать до знакомого места. У них часто нарушен суточный ритм, но они почти всегда помнят собственное имя. Часто сохраняют способность отличать знакомых людей от незнакомых. Эмоциональные нарушения достаточно разнообразны: навязчивые симптомы, например, бесконечная повторная чистка чего-либо и т.п.; беспомощность, усугубляемая тем, что человек не может удержать мысль достаточно долго, чтобы совершить действие, направленное на достижение цели.
Псевдопаралитическая деменция. Больные могут, если привлечь их внимание, несмотря на эйфорию или апатию, изложить основные сведения, касающиеся текущих событий: адрес или телефон, которыми пользовались много лет, имена близких членов семьи, назвать учебное заведение, которое окончили. Либо не задумываются над тем, где находятся, какой текущий месяц, год, либо независимо от просьб медицинского персонала, правильно называют текущий год, возраст, место, где находятся. Либо не выполняют пробы на вычитание из 40 по 4 или из 20 по 2, а могут без труда выполнить, это. Они себя обслуживают, но беспечны, неряшливы.
Врожденное слабоумие или врожденное нарушение интеллекта (олигофрения или малоумие)
Идиотия (от греч.
idios
- собственный, существующий для себя, или, иначе, - существующий без общения с окружающими) - глубокая степень психического недоразвития (
IQ
менее 20), при которой отсутствует мышление и речь, больные произносят нечленораздельные звуки, речь не понимают, не узнают близких. У них отсутствуют простейшие навыки самообслуживания; эмоции элементарны и связаны с удовлетворением или неудовлетворением пищевого инстинкта; вкус, обоняние, кожаная чувствительность снижены, чем объясняется отсутствие реакций на повреждение, которые могут наносить сами себе. Целенаправленная деятельность отсутствует. При идиотии одни больные вялы, малоподвижны, подолгу пребывают в однообразном положении, другие беспокойны, двигательно возбуждены, совершают стереотипные движения, легко поддаются состоянию психомоторного возбуждения с элементами ярости или агрессии, а некоторые - с аутоагрессией (царапают себя, кусают, бьют). Идиотия нередко сочетается с грубыми дефектами физического развития.
Имбецильность (от лат.
im
- без,
bacillum
- палка, то есть не может обойтись без "палки", без поддержки, без постоянной помощи и руководства) - средняя степень умственной отсталости (
IQ
- 20-50). Мышление имбецилов конкретно, непоследовательно, тугоподвижно. Отвлеченные понятия отсутствуют. Запас сведений и представлений ограничен узким кругом сугубо бытовых, повседневных вопросов. Отмечается резкое недоразвитие восприятия, внимания, памяти. Речь косноязычна и неграмотна, словарный запас беден и состоит из наиболее часто употребляемых слов. Развитие статических локомоторных функций резко задержано, и они недостаточно дифференцированы. При относительно хорошей механической памяти некоторые из них могут овладеть буквами и порядковым счетом, но пользуются ими механически. Им доступны навыки самообслуживания и элементарные трудовые процессы, но к самостоятельной трудовой деятельности они в большинстве случаев неспособны. У некоторых отмечается повышение и извращение влечений (гиперсексуальность и прожорливость). Повышенная внушаемость и подражаемость нередко способствуют появлению ассоциативных форм поведения. У больных отмечается эмоциональная реакция на отношения окружающих; одни робки, нерешительны и легко тормозимы, другие - драчливы, агрессивны, злобны, требуют к себе внимания.
Дебильность (от лат.
debilius
- слабый, хилый) - легкая степень психического недоразвития (
IQ
- 50-70). Сущность дебильности состоит в неполноценности познавательной деятельности. Особенно страдают неспособностью к анализу, логическому общению, абстракции, то есть к тем психическим функциям, которые составляют основу интеллекта. Основными признаками дебильности являются недоразвитие абстрактного мышления, неспособность к полноценному отвлечению и обобщению предметов и явлений действительности, недостаточность критических способностей, преобладание конкретно-образного мышления. Больные не способны понимать усложненные отношения, неполноценна их перспективная оценка происходящего и возможные последствия своих действий. Фразовая речь развита, но словарный запас бедный, речь косноязычна, часто в виде речевых штампов.
Эмоциональная и волевая сфера отличаются недоразвитием высших эмоций, малой дифференцированностью и недостаточной коррекцией эффективных реакций, упрямством, повышенной внушаемостью, недостаточно тонкой моторикой и координацией, отсутствием самостоятельности и инициативы. Дебилы могут обладать хорошей механической памятью, осваивать творческие профессии, успешно работать по шаблону, приспосабливаясь к жизни. Для них характерны также дефекты физического развития и телосложения, мелкие уродства: неправильная форма ушей, эпикант, коломба, гипертелоризм, гипоплазия верхней и нижней челюсти, син- и полидактилия, врожденные пороки сердца и других органов.
Временная характеристика
Основные причины
Повышенная сонливость (гиперсомния)
Преходящая кратковременная (до 1 - 2 недель)
Физическое, умственное или эмоциональное переутомление; прием седативных, антиангинальных, противосудорожных препаратов, алкоголя; состояния в период реконвалесценции после инфекционных болезней; эпидемический энцефалит
Преходящая длительная (месяцами)
Неврастения, депрессии различной породы, астенический синдром при хронических болезнях, эпидемический энцефалит
Пароксизмальная (от минуты, при нарколепсии, до нескольких часов)
Нарколепсия, синдром периодической спячки при поражении гипоталамической области
Постоянная
Грубое поражение гипоталамо-мезенцефальной области опухолью мозга, воспалительным процессом (эпидемический энцефалит); интоксикация организма
Летаргический сон
Длительный (от недели до десятков лет)
Истерия, органическое поражение гипоталамуса
Бессонница (инсомния)
Преходящая кратковременная (несколько дней)
Эмоциональный стресс, смена привычной обстановки засыпания, кратковременные соматические болезни, болевые ощущения, эпидемический энцефалит
Преходящая длительная (неделями, месяцами)
Функциональные расстройства нервной системы, климакс, депрессии, возникновение болезней, длительные болевые ощущения, эпидемический энцефалит
Постоянная, хроническая (годами)
Затянувшееся невротическое состояние, органическое поражение гипоталамо-мезенцефальной области, хронические соматические болезни, старческая бессонница.
Извращение ритма сна (сонливость днем из-за нарушенного ночного сна)
Кратковременное
Компенсаторно при кратковременной бессоннице
Постоянное
Компенсаторно при длительной бессоннице, синдром Пиквина при поражении гипоталамо-гипофизарной области (ожирение, беспокойный ночной сон из-за нарушения ритма дыхания, интенсивный храп и "легочное сердце")
ПОТЕРЯ СОЗНАНИЯ: основные причины
Кратковременная, обычно проходящая и без врачебного вмешательства:
-
|