Лесли Камерон-Бэндлер, Дэвид Гордон, Майкл Лебо "НОУ-ХАУ. Руководство по исправлению своей жизни"

2. Соответственно, в конце этого абзаца уделите минуту для оценки этого перечня целей, предназначенных для вашего ребенка, с учетом того, что вы о нем или о ней знаете, как о личности. Совместимы ли эти цели с вашим сыном или дочерью? Если они сейчас необязательно совместимы, смогут ли они стать совместимыми впоследствии? Как сможете вы подкорректировать основательно несовместимые цели, чтобы они соответствовали личности, физическим, эмоциональным, и познавательным навыкам вашего ребенка? Оцените ваш список целей сейчас, используя эти вопросы в качестве путеводителя.

Вторым важным основанием для осознания целей, намеченных вами для ваших детей, является следующее: При общении с детьми, вы будете иметь явно выраженные результаты, для которых установите связи, и в направлении которых будете двигаться. Цель становится результатом в ПЛАНЕ. Однако, чтобы быть полезным в планировании, эквивалент критерия для цели должен быть приемлемо конкретизировано по относительно малым деталям, основанных на поведении. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был тактичным, вам нужно знать, что для вас (возможно), тактичный означает не прерывающий других, делающий что-то для других без просьбы об этом, и исполнительный. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был уверен в себе, то вам необходимо знать, означает ли это (для вас) делать что-то без просьбы о помощи, быть в состоянии безопасно ходить куда-либо в одиночку, и исправлять поправимые ошибки без помощи других.

Разница, которую может дать наличие явно выраженной цели, зачастую является огромной. Простое УКАЗАНИЕ вашим детям быть тактичными потерпит неудачу в обеспечении их какими-либо конкретными сообщениями о том, ЧТО ДЕЛАТЬ, чтобы считаться тактичным, сколь часто или громко вы бы им об этом ни говорили. Аналогично, мышление ТОЛЬКО на уровне обобщенной желаемой цели/реакции, также оставляет ВАС в потемках относительно того, ЧТО МОЖЕТЕ ВЫ СДЕЛАТЬ, чтобы помочь вашему ребенку стать тактичным человеком. Однако, как только вы начнете конкретизировать ваши эквиваленты критериев на уровне поведения, вы немедленно обеспечите себя и вашего ребенка знанием того, что будет заключать в себе быть тактичным. Теперь вы сможете объяснить, продемонстрировать, или обеспечить вашего ребенка ощущениями, служащими примером того, что именно ДЕЛАТЬ.

3. Для каждой из целей, перечисленных вами для вашего ребенка, конкретизируйте, какие именно из видов поведений и реакций являются для вас показательными для этой цели.

ЦЕЛЬ

КОНКРЕТНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ И РЕАКЦИИ

Теперь, когда у вас есть конкретная цель, что вам делать дальше? Общий ответ -- что вы обеспечиваете вашего ребенка ощущениями, которые, будем надеяться, помогут ему или ей в понимании того, что, по вашей мысли, ему или ей надо освоить. Мы можем далее конкретизировать этот ответ путем деления учебных понятий на три типа, которые мы находим полезными.

Во-первых, если ваш ребенок еще малыш (младше шести или семи), очень часто, единственное, что требуется в смысле обеспечения руководством, это объяснение и/или показ примеров поведений и реакций, которых вы ожидаете от них. Маленькие дети зачастую еще не имеют сформулированных эквивалентов критериев для многих жизненных навыков и свойств. Отсутствие предубеждений, в совокупности с ненасытным детским аппетитом к обучению, создает гигантскую готовность поглощать и подражать этим объяснениям и демонстрациям. Это видно на примере того, как Пол объяснил Алексу значение кражи карандаша, а затем показал, как вернуть украденное и попросить прощения. Это обеспечило Алекса набором знаний, которые он смог бы затем использовать в сходных ситуациях.

Второй стратегией по обеспечению знаниями, является создание ощущения отрицательных (неприятных, опасных, презираемых) последствий при непроявлении отдельных навыков или свойств. Пример этого мы видели у Милтона Эриксона, с извинениями повторно будящего своего сына, чтобы напомнить ему о том, что надо вынести мусор. Аналогично, мы знаем отца, чей сын-подросток непрестанно дразнил остальных членов семьи. Исполненный решимости что-то с этим сделать, отец подошел к сыну и начал жестко бить его кулаком по руке. Вначале мальчик принял это за шутку, но когда отец продолжал колотить его, мальчик рассердился и хотел, чтобы отец перестал. Папа этого не сделал, и раздражение мальчика перелилось в злость и негодование. После того, как мальчик стал совершенно разозленным и доведенным до исступления, его отец перестал и сказал просто: "Вот как мы воспринимаем твое передразнивание." Поддразнивание прекратилось. И вновь, ощущение отрицательных последствий (для семьи) поведения, знания, которые можно было бы затем использовать для уточнения собственного мышления и поведения, было тем, чем обеспечил этот человек своего сына. Случай с Лиз, обеспечившей свою дочь восприятием укуса, является другим примером обеспечения опытом с негативными последствиями.

Третья стратегия вовлекает обеспечение вашего ребенка знаниями положительных (приятных, вознаграждающих, внушающих любовь) последствий от действий определенным образом. Например, один наш знакомый, который хотел научить своего сына настойчивости, приобрел очень простую модель самолета и руководил сыном при ее сборке. Как только мальчик спотыкался при сборке, его отец задавал наводящие вопросы, которые дали мальчику возможность продолжить, а затем хвалил своего сына за способность это сделать. После повторения таких же взаимодействий несколько раз с дополнительными и все более трудными моделями, мальчик начал проявлять настойчивость в своем собственном поведении. То есть, как только после этого натыкался на препятствие, он, естественно, допускал, что и усердно искал верный путь.

4. В основе всех приведенных выше примеров -- ОБУЧЕНИЕ, как на воспринимаемое в плоскости будущего отношение причины-следствия, которое (вероятно) приведет к этому будущему. Взяв в качестве примера (например поделить) одной из целей навык или свойство, которые вы предварительно занесли в свой список, вообразите вашего ребенка, спустя некоторое время в будущем, способного отобразить эту цель в своем поведении (напр. видеть и слышать маленькую Кэти, которая делится с другими). Проделайте это до того, как перейти к следующему этапу.

5. Далее, вообразите, какие виды обучающих восприятий вы могли бы помочь создать, и которые сделали бы это будущее реальностью (то есть, причинно-следственные этапы, связывающие настоящее с этим будущим). В порядке оказания помощи, мы предлагаем вам в качестве путеводителя применить каждую из трех стратегий обучающего опыта, которые мы описали выше. Например:

Опишите эквивалент критерия, согласно которому вы хотите, чтобы действовал ваш ребенок; продемонстрируйте его на вашем собственном поведении, и/или проведите ребенка через это поведение. (Используя умение делиться примера, результатом вашего планирования могло бы быть объяснение Кэти значения умения делиться; создайте ситуацию с ее участием или покажите ей пример такой ситуации.

Обеспечьте возможность испытать отрицательные последствия непроявления навыка или свойства. (Вовлеките Кэти веселую игру. Затем, когда она неприемлемо откажется поделиться чем-то, выразите свое разочарование и уйдите; найдите что-нибудь такое, что вы имеете, и чего хочет Кэти, и, когда она попросит это, откажитесь поделиться; укажите ей на неприятность внутреннего состояния, затем отдайте ей эта поделитесь с ней для обеспечения контраста.)

Обеспечьте возможность ощутить положительные последствия от проявления навыка или свойства. (Устройте ситуацию, в которой Кэти даётся что-либо с тем, чтобы она отдала это кому-то из сверстников, затем дайте ей понять, что отдать это означает поделиться, и похвалите ее за это.)

Используйте нижеследующее место для записи мыслей, появляющихся при использовании каждой из этих трех стратегий, для одной из ваших целей.

ЦЕЛЬ

ОБУЧАЮЩИЕ ОЩУЩЕНИЯ

1

2

3

Стоит вам только провести цель через каждую из этих стратегий, вы, вероятно, получите, по крайней мере, три способа взаимодействия с вашим ребенком, которые смогли бы помочь ему или ей при движении к цели. При этом самым ярким местом является выработка для вашего ребенка ОБУЧАЮЩЕГО восприятие, которое обеспечивает тем справочным опытом, который будет полезен. Полезность этих трех стратегий заключается в направлении вашего мышления по указанному пути.

6. Поэтому мы предлагаем, выбрать из вашего списка другие навыки и свойства, и подвергнуть их обработке этими стратегиями. Также, продолжайте применять эти стратегии в ежедневных взаимодействиях с вашими детьми, пока вы не обнаружите (в те моменты, когда имеется разрыв между тем, что вы хотите ДЛЯ, и ожидаете ОТ вашего ребенка, и тем, что он или она делают), что вы естественно обращаетесь к реакциям, которые включают создание для ребенка полезных обучающих восприятий.

И все же, должны быть выполнены два момента. Во-первых, проведение вашего ребенка к новым навыкам и свойствам требует, обычно, последовательности с ВАШЕЙ стороны. Хотя, иногда, изменение может быть результатом и единственного восприятия, ваш ребенок чаще будет ориентирован в результате повторяющегося проявления отдельного чувственного или поведенческого навыка или свойства. Значит вам, как родителю, нужно помнить и руководствоваться теми существенными взаимодействиями, которые были у вас с вашим ребенком (угрозы, обещания, похвала, уроки, соглашения, и так далее). Это сделает для вас возможным последовательно реагировать и после. Например, непоследовательно заставлять вашего ребенка возвращать что-либо, что он взял из универмага, а затем не уделить внимания следующему разу, когда он взял то, что ему не принадлежит. Подобная непоследовательность, по-видимому, не обеспечит вашего ребенка тем набором обучающих восприятий, которые будут ему полезны, если он окажется в ситуации, когда раздумывает брать ли что-то, принадлежащее другому.

7. ПРОЩУПЫВАНИЕ БУДУЩЕГО полезно для сохранения последовательности в обращении с вашим ребенком. Воображая себя реагирующим приемлемо и последовательно в возможных будущих ситуациях, аналогичных той, в которой вы уже взаимодействовали с вашим ребенком, вы можете обеспечить себя тем, что и дальше будете реагировать на вашего ребенка приемлемо и последовательно. Когда вы закончите чтение этого абзаца, потратьте несколько минут для сопоставления будущих ситуаций, в которых вы будете иметь возможность реагировать согласно с ранее имевшими место угрозой, обещанием, соглашением или действием. Вообразите себя находящимся в такой ситуации. Ощутите себя действительно пребывающим в будущем времени и месте настолько целостно, насколько это возможно, затем последовательно отреагируйте на эту ситуацию, осознавая и ценя то, что вы действуете в наилучших интересах будущего благополучия вашего ребенка. Используйте этот метод исследования будущего вашими новыми, более последовательными реакциями, перед тем, как продолжить.

Пунктом следующий: Останавливаясь на выводах, основанных на будущих знаниях, мы не хотим сказать, всегда будете именно таким образом реагировать на недостатки в поведении вашего ребенка. Очевидно бывает так, что требуются реакции, основанные на учете настоящего или недалекого. Любой из тех, кто, уже проведя дождливый уикенд дома с детьми, и, наконец, уложив их спать, падает затем в благостном изнеможении на диван только для того, чтобы спустя несколько минут быть поднятым тонкими голосами, спорящими по поводу того, у кого было самое большое печенье, знает, о чет мы говорим. Вы, разумеется, могли бы порассуждать о некой интересной реакцию, которая даст им полезное обучающие восприятия, касающееся того, о чем действительно стоит спорить. Но, в половине десятого вечера, после двух дней домашнего заточения, кого это волнует? Если это помогает, почему бы попросту не рявкнуть в коридор со своего места падения на диван: "Эй вы, ребятня! Кончайте это и отправляйтесь спать"!? Затем, бывают случаи, когда вашим намерением является желание воспитывать своего ребенка, и случаи, когда воспитание вам просто неприемлемо или неинтересно. Однако, мы полагаем важным, что вы учтете, адекватно ли то внимание, которое вы посвящаете вашему ребенку, или нет, и приемлемо и полезно ли то воспитание, которым вы занимаетесь, как помощь развитию вашего ребенка. С этой точки зрения, те выводы, с которыми мы вас здесь ознакомили, могут создать разницу -- быть вам надзирателем или ведущим.

НАСЛАЖДЕНИЕ СВОИМ РЕБЕНКОМ


Чему радоваться в детях ? Конечно, одним из наиболее радостных аспектов наличия детей -- это быть свидетелем их развития от малышей до (надеемся) счастливых, совершенных взрослых. Для родителя -- ведущего и наставника (а не надзирателя) драгоценной наградой является удовольствие, которое проистекает от наблюдения за вашим ребенком, овладевающим и наслаждающимся новыми навыками, от знания, что каждое из этих изменений сможет помочь сделать будущее вашего ребенка немного лучше, и от личной гордости, которую вы можете испытывать от того, что хорошо потрудились на благо вашего ребенка. Вы ХОТИТЕ, чтобы ваш ребенок процветал эмоционально, интеллектуально и социально. И одним из наиболее глубоко приятных моментов родительства является момент, когда мы признаем, что наши дети процветают на одном или нескольких из этих путей.

Наслаждение вашими детьми, таким образом, означает быть способным ПРИЗНАВАТЬ, что они прогрессирует, и ПРЕУСПЕВАЮТ. Если вы помните, Мел упустил возможность радоваться прогрессу своей дочери, поскольку он не был способен признать его таковым. Вместо этого, он уделил внимание тому, чего она пока еще не достигла, и потому был неспособен разделить со Сьюзен ее достижение. Ему не хватило того, чтобы справиться в своей памяти, каковы были способности дочери до этого. Такая справка обеспечила бы его основой для сравнения, которая сделала бы прогресс дочери осязаемым.

Это легко сделать, если ориентировки и внутренние процессы, которые мы описали в предшествующих разделах о росте и о воспитании, стала вам знакомы. Два момента, которые вы должны были выполнить (1) получить возможность по ориентированию себя на своего ребенка, каков он или она есть, и (2) оценить навыки и свойства, какие вы хотите для своего ребенка в свете того, кем он или она являются. Вместе с текущей оценкой качеств и пока развивающихся навыков и свойств вашего ребенка, все, что осталось сделать в смысле способности радоваться прогрессу вашего ребенка, является ПАМЯТЬ, с которой вы можете сравнить их нынешние навыки и свойства. Поэтому, текущим мерилом, используемым в измерении прогресса вашего ребенка, становится, улучшение (а не отточенность).

1. Если у вас есть недавние примеры, как ваш ребенок не овладел навыком или свойством, какие бы вы хотели, чтобы он имел, затратьте минуту на движение назад сквозь время за примерами, когда ваш ребенок был даже ДАЛЬШЕ от овладения этим навыком или свойством.

2. Теперь сравните эти примеры с тем, что они в состоянии делать сейчас. Отметьте улучшение и тот прогресс, который очевиден при таком сравнении. (Очевидно, другим возможным результатом от такого сравнения будет обнаружение обнаружите, что ваш ребенок теперь ДАЛЬШЕ от того умения, какое он или она имели раньше. Хотя, вероятно, и не являясь источником радости, эта информация, тем не менее, важна, чтобы ее иметь, и может указать на то, что настало время выработать планы вмешательства каким-либо полезным образом. Смотрите предыдущий раздел "Воспитание").

Другой возможностью радоваться удовлетворению, которое приходит от признания прогресса вашего ребенка, будет признание того, как его или ее нынешние навыки и свойства послужат ребенку в БУДУЩЕМ. Если вы помните, это было продемонстрировано реакцией Неда на своего сына, сказавшего ему, чтобы он занялся своим делом. Реакция мальчика могла быть грубой и дерзкой, но Нед воспринял ее также и как свидетельство растущей независимости сына чего-то такого, чему Нед хотел его научить.

Припомните недавний случай, в котором ваш ребенок поразил вас неким новым и (для вас) либо неприятным, либо приятным поведением. (В качестве примера: Ваш пятилетний сын сидит слишком близко к телевизору. В то время, как он встает, чтобы подчиниться, когда вы говорите ему отодвинуться, вы волочите его стул за ним. Он сердится и бьет вас по ноге, потому что "Я сам хотел это сделать!")

4. Далее, с учетом поведения, вам необходимо заменить то, что сперва захватывало ваше внимание в настоящем, на образец более существенного и положительного свойства в будущем. Намерение здесь в том, чтобы перейти от поведения самого по себе, к тому, на что оно указывает, в смысле ПОЛЕЗНОГО свойства. (Итак, поведение вашего сына является показателем растущей самостоятельности, что находится на более высоком обобщающем уровне, чем его рассерженность, пинки и желание сделать это самому.) В этом пункте важно сохранить свойство отделенным от поступков, являющихся его проявлениями. Это отделение делает для вас возможным реагировать на поведение вашего сына в отношении большей картины его или ее растущей личности, не просто на немедленную обиду по поводу поведения. Как это было у Неда с его сыном, такое признание и отделение поведения от свойства может быть успокаивающим и приятным. Используя случай, который вы припомнили на предыдущем этапе, поменяйте обидное поведение на пример положительного будущего свойства.

Если поведение, которое использовал ваш ребенок в выражении этого свойства является приемлемым, то это можно оставить таким, как есть. Если, с другой стороны, его или ее поведение было каким-то образом неприемлемым (опасным, неприятным, саморазрушительным), тем больше потребность в размышлении.

5. Теперь, когда у вас есть представление, куда ведет поведение в смысле свойства, следующей вашей потребностью будет убеждение в том, что у вашего ребенка есть приемлемые способы поведения для выражения и исполнения развивающегося свойства. Вообще, СВОЙСТВО является чем-то, что стоит оберегать. Значит, вашей задачей будет помочь вашему ребенку найти более приемлемые способы выражения этого свойства. Продвигайтесь от свойства самого по себе к тем типам поведения, которые были бы более приемлемыми в выражении этого свойства. Значит, эти способы поведения являются теми, которые вы хотите, и которые вам нужно передать своему сыну или дочери. (Ваше взаимодействие теперь становится воспитывающим). В нашем примере, сердитая, драчливая реакция вашего сына является, разумеется, неприемлемой и крайне не полезной, поэтому вы похвалите его за желание сделать это самому, но объясните, что не могли знать этого раньше, что люди не могут читать его мысли, и что с этих пор ему надо давать другим знать, каковы его намерения, чтобы другие могли сотрудничать с ним. Передав свойство, которое вы определили, какими являются приемлемые способы поведения для вашего сына или дочери? Как будете вы передавать это сообщение вашему ребенку? Затратьте теперь некоторое время чтобы ответить на эти вопросы.

И, наконец, в дополнение к получению удовольствия от эволюции вашего ребенка, другим источником наслаждения, на который родители ЧАСТО смотрят свысока, является мир ДЕТСТВА. Хотя частью вашей роли как родителя является довести вашего ребенка до взросления, является фактом и то, что они пока не разделяют с вами все восприятия, определения и воззрения, которые составляют мир взрослых. Если хотите, ваши дети могут забрать вас назад, на путь восприятия мира, который, возможно, более характеризуется благоговением, удивлением, любопытством, возможностями, гибкостью восприятия, одобрения и свободы, чем ваш взрослый мир. И каждая стадия их роста и развития приносит с собой и изменения в их восприятиях.

Мы уже описали то, как вступить в реалии ваших детей, когда мы говорили о том, что вхождение в мир вашего ребенка является способом понятия того, кто они такие. Единственным дополнением, которое мы здесь предлагаем, является одно из распространений акцента опыта на включение как ВАШЕГО наслаждения этим более юным миром, так и сбора информации о нем. Наиболее эффективным способом вхождения в мир вашего ребенка является приспособление ваших собственных движений, образчиков темпоритма, образчиков речи, образчиков интонации и действий к тем же, что и у вашего ребенка. Многие взрослые находят это трудным делом как потому, что они чувствуют, что есть другие вещи, которые им нужно будет делать, помимо того, чтобы просто болтаться вместе со своим ребенком, так и потому, что они опасаются показаться глупыми. Если вы считаете трудным вступить в мир вашего ребенка по любому из этих соображений, мы предлагаем, чтобы вы заранее спланировали и отвели некоторое личное время вашему ребенку для срочной цели вступления в его или ее реалии. Стоит только вам обнаружить свежесть перспективы и теплоту общения при вхождении на время в их реалии, вы, вероятно, будете хвататься за каждую возможность, которая встретится на вашем пути, чтобы еще раз разделить с ними их мир.

Дети подрастают, и возможности, которые упущены, часто невосполнимы. Это драгоценное время вашей жизни. Не тратьте его понапрасну. Переложите знания этого раздела в игру.

11. К ЧИТАТЕЛЮ


Те описания и ЭМПРИНТ формы, которые мы представили в этой книге, служат цели приобретения талантов, возможностей и восприятий, но не для диагностирования проблем. Несмотря на то, что мы описывали различные проблемы, в которыми обычно сталкиваются люди, и те способы, какими некоторые люди успешно реагируют в подобных проблемных ситуациях, ни в одном из этих случаев мы не говорили, ПОЧЕМУ у некоторых людей имеются определенные проблемы, и ПОЧЕМУ у других их нет. Вместо этого, нашей целью было описать те внутренние процессы, которые люди используют для выработки своего обобщенного опыта - понимания, интуиций и эмоциональных состояний -- и своего поведения. И мы описали эти внутренние процессы так, что они могут быть доступны для любого человека, которому требуется или желательно иметь доступ к аналогичным ощущениям и способам поведения. Конечно, такая ориентация возвращает назад к Эдвард-Холловскому пробелу, который он требует заполнить, как "эквивалент музыкальных партитур, которым можно научиться, каждый для разного типа мужчины и женщины в различных типах работ и отношений, для времени, места, работы и игры," и с целью "обладать средствами для того, чтобы сделать жизнь несколько менее случайной и более радостной."

Более того, кандидаты на это приобретение включают в себя не только так называемые хорошие ощущения и способы поведения, которые демонстрируют некоторые люди, но также и проблемные. Как мы попытались показать, все ощущения и способы поведения являются полезными и приемлемыми, и зависящими только от ситуаций, в которых они проявляются. То есть, каждый человек -- включая вас -- это клад, скрывающий богатство ощущений и способов поведения, то есть то, в чем нуждается другая личность, чтобы превратить свои промахи, разочарования и огорчения в обогащающие восприятия и приносящие радость успехи.

Поэтому, представленное нами на этих страницах является лишь отбором проб, эссенцией того, что доступно и что возможно. Определения хода внутреннего процесса, которые мы дали, могут быть найдены в КАЖДОЙ мысли, взаимодействии, поступке, навыке и реакции, которые присущи человеку. Метод, организующий эти определения, является НЕ КАРТОЙ разнообразия людей, но СПОСОБОМ СОСТАВЛЕНИЯ ИХ КАРТЫ по мере прохождения по многим ситуациям, которые образуют их жизнь. Жизнь не должна быть серией ущербных реакций, определяемых превратностями судьбы. Обеспечивая вас доступом к плоскостям хода внутренних процессов, лежащих в основе ощущений и способов поведения каждой личности, и которые иначе будут от вас скрыты, выводы и формы, представленные здесь, смогут превратиться для вас в средства личного развития. Приложимые к большим группам людей, которые могли бы вознаградить себя обладанием новых альтернатив для их ощущений и способов поведения, эти мысли и формы (и сам по себе ЭМПРИНТ метод) могут стать также и средствами общественной и культурной эволюции.

Мы надеемся, что по мере проживания каждого дня вашей жизни, будут события, суждения или отрывочные моменты, поднимающие в вашем сознании те вопросы, которые вернут вас назад к этой книге для поиска информации и совета. Книга написана нами не для того, чтобы быть прочитанной, а затем засунутой в книжный шкаф, чтобы полка просто так не пылилась. Мы предполагаем ее использование для обеспечения практичных и доступных путей достижения целей вообще, так и конкретных целей, описанных в каждом разделе. Книга предназначена стать ощутимым представлением метода, способного вырабатывать те самые учебные музыкальные партитуры личности, о которых говорит Холл. Книга эта для того, чтобы поднимать вопросы -- вопросы, чье истинное значение не в ответах на них, а в самом поиске ответов.

ПРИМЕЧАНИЯ


ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ОДИН

1. Вероятно, первой опубликованной попыткой описания поведения, характеризующих k.ltq культурно-перекрестно, было ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ Чарльза Дарвина. Конечно, культурно-перекрестное сравнение ощущений, способов поведения и общественных структур, издавна было одной из pflfx антропологов: недавним примером является ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЦИКЛ Колина Тернболла, в котором он исследует те черты, которые, по-видимому, являются характерными для всех культур.

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ДВА

1. Формы, представленные в этой книге, были выработаны при помощи ЭМПРИНТ метода, разработанного авторами процесса ускоренного приобретения навыков. ЭМПРИНТ метод, вместе с его применениями и приложениями, представлен в работе ЭМПРИНТ МЕТОД: РУКОВОДСТВО ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ, другой написанной авторами книге из серии FuturePace (Поступь Будущего)

2. В своем описании серии экспериментов, проведенных Брунером и Постманом, приведенным в книге СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ, Кун приводит дополнительные свидетельства этого всеобъемлющего влияния индивидуальных моделей. Они просили своих испытуемых угадывать поодиночке игральные карты. Однако, испытуемые не знали, что в колоде были такие неправильные карты, как красная шестерка пик, черная четверка червей, и так далее. При краткой экспозиции испытуемые определяли фиктивные карты как нормальные (то есть, черная шестерка червей отождествлялась с "шестеркой пик" или "шестеркой червей"). Когда время экспозиции было увеличено, испытуемые смущались и медлили с ответом. Дальнейшее увеличение времени экспозиции позволило некоторым испытуемым угадать неправильные карты, и с этого момента они не испытывали затруднений в их выявлении:

Однако, некоторые испытуемые, оказались вообще неспособны сделать требуемые уточнения своих категорий. Даже в среднем при 40 показах, требуемых для распознавания нормальных карт, какими они являются на самом деле, более 10 процентов неправильных карт не были угаданы верно. И те испытуемые, которые и после этого терпели неудачу, часто испытывали острое личное страдание. Один из них воскликнул, "Я не могу различить масть, какой бы она ни была. На этот раз это даже не было похоже на карту. Я не знаю, ни какого она теперь цвета, ни того, пики это или черви. О, Господи!" (стр. 63)

Кун далее замечает, что один из экспериментаторов (Постман) признавался по секрету, что даже он находил неприятным смотреть на неправильные карты:

Просмотр богатой экспериментальной литературы, откуда извлечены эти примеры, наводит на одно подозрение, что предпосылка к собственно восприятию является чем-то вроде образца. То, что видит человек, зависит как от того, что он видит, так и от того, чему его предыдущий зрительно-понятийный опыт научил видеть. При отсутствии такой тренировки, здесь может быть только, по выражению Уильяма Джеймса "роскошное гудящее смущение;" (стр. 113)

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ЧЕТЫРЕ

1. Вам может показаться, что выводы, которые кто-то использует в ДЕЙСТВИИ, будут определять, ПРОМЕДЛИТЕ вы или нет (то есть, промедлением является хроническое откладывание действия). Однако, мы нашли, что промедление значительно больше является функцией того, выработали ли вы богатые и неотвратимые представления будущего, способные мотивировать вас как в направлении чего-либо, так и прочь от него. Значит, промедление будет определяться природой тех выводов, которые были сделаны при ЖЕЛАНИИ или ПОТРЕБНОСТИ

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ПЯТЬ

1. Все, что мы смоделировали и представили в этой главе, нацелено на здоровые привычки в еде -- НЕ на диету или похудение. Вам необходимо есть приемлемо и выполнять упражнения для того, чтобы быть здоровым, чувствовать себя и быть в форме. Люди зачастую едят и упражняются определенным образом, в порядке соответствия критериям, вырабатываемым средствами массовой информации и касающимся внешнего вида, красоты, привлекательности, контроля, и так далее. Однако, мы более заинтересованы в людях, действующих исходя из своих собственных, ВНУТРЕННЕ ВЫРАБОТАННЫХ критериев. Ваш вес будет одновременным последствием ваших привычек в еде, упражнениях и генетической конституции. Если вы едите и упражняетесь приемлемо, то ваша генетика позаботится об установлении вашего нормального веса. Если вы хотите уменьшить ваш вес ниже этой точки, вы признаете, что вы, быть может, отбрыкиваетесь от своей генетической предрасположенности, что может быть трудным и включать некие обязательные лишения на всю жизнь. Перед отправлением в такой путь вам нужно было бы учесть, делаете ли вы это, чтобы удовлетворить внутренне или внешне выработанным критериям, и стоит ли усилий удовлетворение этим критериям. (Раздел "От Знания К Опыту" данной главы поможет вам найти ответ на эти вопросы.)

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ СЕМЬ

1. Никотин в сигаретах занимает место некоторых нейро-трансмиттеров, которые участвуют в выработке состояния эйфории и благополучия. Если никотин используется в течение продолжительного времени, химические процессы, ответственные за производство этих нейро-трансмиттеров, "понимают", что они не нужны, и сворачиваются. Результатом является физиологическая зависимость от сигарет и никотина, в порядке установления ощущений благополучия. Когда вы бросаете курить, внезапно возникает отсутствие как нейро-трансмиттеров, так и никотина, приводящее к депрессии, нервозности и беспокойству, которые испытывают многие люди, отказывающиеся от этой привычки. Однако, эта физиологическая зависимость постепенно облегчается, по мере того, как ваша нейро-физиология регистрирует потребность в недостающем нейро-трансмиттере и, наконец, возобновляет его выработку.

2. Мы хотим ясно дать понять, что мы не говорим здесь об алкоголизме. Алкоголизм является значительно более сложной ситуацией (как чувственно, так и социально), чем проблема эпизодического неумеренного пьянства.

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ДЕВЯТЬ

1. С учетом всего, взаимное влечение случается с поразительной частотой. Мы подозреваем, что эта частота в значительной степени обязана тому факту, что для многих людей быть признанным привлекательным означает удовлетворение критериям, которые касаются кого-то другого, кого сочли привлекательным. То есть, "То, что он/она хочет меня, показывает, какой милой, чувствительной, чудесной личностью он/она является"

2. Признание, основанное на оценках будущего (как в случае с Джилл), также может продолжаться в течение очень долгого времени. Фактически, признание, основанное на том, что произойдет в будущем, может длиться дольше, чем признание, основанное на оценках настоящего. Признание, основанное на будущем, поблекнет только тогда, когда наберется достаточно неотвратимых ощущений, чтобы убедить человека, что то будущее, которого ожидали, более невозможно. Достижение этого вывода может занять очень долгое время, удерживая человека в отношениях, которые закончились бы задолго до того, придай они больше значения их НЫНЕШНИМ ощущениям.

3. Принадлежность С КЕМ-ТО будет отличаться от принадлежности КОМУ-ТО. Эти два понятия часто путают. В отличие от отношений, как только вы покупаете (скажем) диван, он ПРИНАДЛЕЖИТ ВАМ, и вам больше не надо что-либо делать, чтобы это поддерживать. С другой стороны, отношения никогда не заканчиваются, требуя текущих усилий ("действий"), чтобы их поддерживать.

4. Данная ситуация часто бывает у человека, который, состоя в браке, имеет любовные связи. При раздельных, не содержащих одного в другом краткосрочных и долгосрочных критериев, любовные отношения становятся для таких людей единственным способом, который они знают, чтобы иметь все, что нужно и что требуется в отношениях.

5. Работа Лесли Камерон-Бэндлер, РЕШЕНИЯ: ПРАКТИЧНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРОТИВОЯДИЯ ДЛЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПРОБЛЕМ ОТНОШЕНИЙ содержит не только более углубленное обсуждение модели порога, но также обсуждает многие другие аспекты отношений. Она включает многие подходы (не охваченные в данной книге), которые являются полезными в том, чтобы сделать эти отношения радостными и исполнившимися.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться