Лесли Камерон-Бэндлер, Дэвид Гордон, Майкл Лебо "НОУ-ХАУ. Руководство по исправлению своей жизни"

Способен ли данный человек достичь своих результатов или нет, но можно найти другого человека (который верит в возможность овладения всем тем, чем люди вообще в состоянии овладеть), БЕССТРАШНО преследующего какие бы то ни было цели, которые бы он перед собою поставил и какие бы ни были поставлены ему. С другой стороны, первый индивид мог бы энергично браться только за те задачи, которые он воспринимает как уже находящиеся в пределах его способностей. И опять же, суть не в том, прав он или неправ, пытаясь сделать то, что пытается, а в том, прав он или неправ, отвергая напрочь возможности, которые он полагает для себя недостижимыми. Суть, скорее, в том, что различия в их побудительных предпосылках приведут к глубоким различиям в их манере мышления, чувств и поступков при столкновении лицом к лицу с возможной целью или результатом.

Мы не можем судить за Вас, способны Вы к достижению неких особенных целей, или нет. В самом деле, как Вы обнаружили ранее, если Вы вспомнили пример чего-либо, что полагали для себя невозможным, но спустя некоторое время нашли, что СТАЛИ на это способны, Вы обнаружите, что даже не обладаете способностью точно судить о своем БУДУЩЕМ уровне своих способностей. Что мы МОЖЕМ сказать на этих страницах с нашей позиции стороннего наблюдателя -- это, что, если Вы НЕ делаете попыток достижения цели, ее почти наверняка НЕ достичь. Не преследуя цели, Вы, разумеется, усугубляете Вашу уверенность в оценке своих самоограничений. Но цена, с точки зрения накопления самоограничений, просто непомерна. Поэтому представляется, что вопрос: "Возможно ли это для меня?" далеко не столь полезен, как вопрос: "КАК МНЕ ПОСТУПИТЬ, ЧТОБЫ ПРЕВРАТИТЬ ЭТУ ВОЗМОЖНОСТЬ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ?"

Возможности, о которых мы говорим, содержатся в невероятно широком и разнообразном репертуаре человеческого опыта и поведения. Каждый человек является источником и кладезем уникальных навыков, опыта и поведения. Но почему-то каждый по-своему творит свою уникальную структуру навыков, опыта и поведения, используя одинаковую для всех нервную и сенсорную систему. Основополагающий принцип, на котором зиждется все, что мы описываем на этих страницах, таков: все навыки, восприятия, отношения, свойства, мыслительные процессы и поведения всех людей являются ресурсами для ЛЮБОГО, кто воспринимает их и способен приспособить их таким образом, чтобы можно было их усвоить. Хотя нет никакой необходимости ставить перед собой такую перспективу в плане использования ЭМПРИНТ форм, представленных в этой книге, такая перспектива ЯВЛЯЕТСЯ жизненно важной для понимания и оценки ЭМПРИНТ метода -- процесса, который мы применили для РАЗРАБОТКИ формулы свершений и успеха.

Далее следует ряд примеров, демонстрирующих разнообразие и масштабы возможной реакции при аналогичных обстоятельствах. Вы можете узнать в этих примерах самого себя или кого-либо из своих знакомых. По мере чтения сравнивайте, как бы Вы реагировали в подобных ситуациях, и отмечайте, что заставляет изображенных в них людей реагировать именно так.

СОБЕСЕДОВАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ. Стив и Нэйт стоят перед офисом господина Неизвестность, потенциального работодателя. Работы у них нет, они хотят получить ее и сейчас томятся в приемной работодателя, который может, если сочтет нужным, предложить им работу. Но сперва с ними должны побеседовать.

Пока Стив ждет собеседования, он вспоминает прошлое, когда проходил аналогичные собеседования, когда нервничал, был нелепым и получал отказы, -- короче, все те собеседования, которые он считал провалившимися. В момент вызова на собеседование он чувствует себя неважно и вовсе не рассчитывает на успех. Уже на собеседовании неуверенность Стива выражается в приниженности, нечетких ответах и отсутствии энтузиазма.

Несмотря на свою долю неудачных собеседований и отказов в приеме на работу, Нэйт идет на каждое собеседование с чувством уверенности в себе. Хотя он признает, что получение работы является мерилом успеха на собеседовании, Нэйт считает также успехом, если удается узнать для себя нечто новое. Соответственно в каждом из прошлых опытов собеседования Нэйт выделяет лишь то, что он узнал и чему было необходимо научиться. Значит, даже если вспоминаются собеседования, в которых он терпел неудачу при найме, он считает их обучающими опытами, а не примерами собственной некомпетентности. Нэйт входит на собеседование с чувством уверенности в себе, с внутренним настроем, который проявляется в спокойной и открытой манере держаться, решительных ответах и оптимизме.

СВИДАНИЕ. Дафне немного за тридцать. Живет она одна, хотя ей этого и не хочется. Она работает секретаршей в крупной корпорации, где ежедневно общается с мужчинами, считающими ее привлекательной. И хотя она охотно бы откликнулась, никто из них ей никогда не назначал свидания. Усилия Дафны по поводу свидания с любым из них сводятся к ожиданию за своим столом, в надежде, что ее заметят и пригласят на свидание и в сверлении глазами телефонного аппарата дома в надежде, что о ней вспомнят и позвонят. В ожидании она воображает себе, какими чудесными могли бы быть отношения с тем или иным ее избранником; представляет себе свадьбу, дом, детей и т.п. Она неистово жаждет всего этого, но все чаще приходит в отчаяние от мысли, что вряд ли когда-нибудь у нее все это будет, поскольку ничего романтического за последнее время с ней так и не случилось. Фактически дело дошло до выбора между ее негодованием на мужчин, не обращающих на нее внимания, и примирением с мыслью о собственной непривлекательности.

Подход Дафны резко контрастирует с подходом Сью. Сью, которой уже далеко за тридцать, тоже работает в офисе и обычно добивается свидания с тем, кого себе намечает. Если Сью находит мужчину привлекательным, она тут же начинает кампанию с целью узнать, на что он реагирует, что ему нравится, а что нет. Так, к примеру, если ее предполагаемый кавалер любит загадки, она непременно найдет что-либо, что впоследствии будет использовано для возбуждения его интереса. Она также отмечает его поведение в офисе (или где бы то ни было), чтобы быть в состоянии спланировать, когда и где она сможет устроить встречу, и уж будьте уверены, она это СДЕЛАЕТ. Хотя ее подход может варьировать от прямоты до хитрости, конечный результат усилий Сью состоит в том, что она налаживает отношения с тем человеком, который ее привлекает, и близость, которая за этим следует, обычно для него приятна.

БРАЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Лотти, Лестер и Карл только что получили свадебные предложения от своих возлюбленных. Теперь каждый из них, Лотти, Лестер и Карл, должны решить, как им отреагировать на возможность вступления в брак.

Принимая решение, Лотти вспоминает свое предыдущее замужество и пытается оценить, было ли оно удовлетворительным, правильно ли она поступила, выйдя замуж за того мужчину, проявляет ли себя ее нынешний избранник так же, как и прежний муж, или отличается от него, и т.д. В результате раздумий Лотти отказывается от брачного предложения, поскольку решила, что опыт первого брака для нее неудовлетворителен и что теперешний ее жених часто ведет себя очень похоже на ее первого противного мужа. Лотти желает, чтобы все это было не так, но не хочет повторять свое предыдущее супружество.

Лестер переживает чудесное время, будучи влюбленным в свою подружку, поэтому только и думает, как бы продлить эти отношения. Принимая решение, Лестер пользуется своей сиюминутной реакцией и оценкой ситуации для того, чтобы его возлюбленная могла верно оценить, насколько он готов к женитьбе, как он любит свою даму сердца, считает ли ее искренней или нет. Когда доброжелательный друг (предлагающий Лестеру помощь в принятии решения) просит его рассмотреть предложение в свете предыдущего брака, Лестера это раздражает. "При чем здесь это?", -- огрызается Лестер и хлопает за собой дверью. Лестер чувствует себя влюбленным, полагает, что его намерение так же твердо, как и намерение его подруги. Он понимает, что у них есть некоторые проблемы во взаимоотношениях, но решает, что ни одна из этих проблем не так уж велика или важна, по сравнению с его любовью к этой женщине. Лестер решается на повторный брак.

Карл никогда не был женат, но женщины у него были не раз. Как и Лестер, Карл прекрасно проводит время со своей нынешней подругой, но это не торопит его решиться на женитьбу. Карл пытается определить, что же произойдет, если он женится на своей подруге. Карл размышляет, где они стали бы жить; он воображает, что они обзаводятся детьми, и думает, будет ли он в состоянии в одиночку заработать достаточно денег на их содержание. Карл представляет, на что будет похожа жизнь с его подругой не сейчас, а, скажем, лет эдак через десять или двадцать. Он спрашивает себя, будут ли они тогда по-прежнему любить друг друга; будет ли выбор карьеры каждым из них способствовать их отношениям и т.д. Карл видит себя достаточно зарабатывающим для поддержания семьи и положение вещей благоприятным в течение некоторого времени. Но затем он представляет себе напряженность в отношениях вследствие постоянных ссор из-за времени, проводимого на службе. Карл задается вопросом: "То ли это, чего мы должны ожидать?" Он встряхивает головой и решает отложить свое намерение, пока они не смогут преодолеть все проблемы, связанные с его карьерой.

ДЕСЕРТ. Три приятеля -- Арбакль, Уолли и Эйлин -- наслаждаются изысканной едой в роскошном ресторане. После перемены блюд, пока все трое поют дифирамбы кушаньям и приговаривают, как же они сыты, возле их столика появляется официант с тележкой с кондитерскими изделиями, тортами и пирожными. Официант спрашивает: "Ну а теперь, кому десерт?"

Арбакль довольно тучен. Он часто заговаривает о том, что "вскоре" собирается сесть на диету, и знает не понаслышке об одышке на лестничных ступенях и из предостерегающих журнальных статей, что ему и в самом деле необходимо несколько сбросить вес. Он признает, что если не похудеет, станет менее физически выносливым и недееспособным, а он не хочет, чтобы это случилось. Несмотря на это, Арбакль заказывает себе кусок торта. Когда его удивленные друзья просят объяснений, единственное, что он может сказать: "Могу начать худеть хоть завтра. Просто слишком вкусно, чтобы себе в этом отказать".

Уолли (который не страдает избытком веса) также думает, что торт выглядит соблазнительно, и признается себе в желании съесть кусочек. Но даже в этом случае Уолли уныло отказывается: "Нет, а то потом я об этом пожалею". Затем как бы извиняется: "Я вскочу посреди ночи с изжогой, если еще что-нибудь съем".

Торт лакомым кусочком выглядит и для Эйлин, но она тоже от него отказывается. "С тортами мне не везет. Вечно у меня изжога", -- объясняет она. Арбакль пытается уговорить ее попытаться, надо же когда-нибудь выработать иммунитет! Нужно привыкать постепенно, съедая понемногу за раз. Эйлин просто отмахивается от него. "Послушай", -- говорит она, -- "я уже видела это кино раньше и наперед знаю, чем все кончается". Торт не для Эйлин.

Что поразительно в этих примерах -- разные люди в одной и той же ситуации могут реагировать очень по-разному. Вы скажете: "Ну, еще бы, они реагируют по-разному потому, что они разные люди!" Но, сказав это, предпримете ли Вы следующий умозрительный шаг, который состоит в том, чтобы понять, что раз эти индивидуумы реагируют по-разному на аналогичную ситуацию, ТО НЕ СИТУАЦИЕЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РЕАКЦИЯ НА НЕЕ? Скорее, это манера мышления (структура и содержание внутренних процессов в каждой отдельной личности), которая и определяет, как отреагируют тот или другой на данную ситуацию. Значит, отвечая с беспокойством, предчувствием, нервозностью или уверенностью во время собеседования, ожидая телефонного звонка или отыскивая способы, чтобы он наконец зазвонил, когда Вам так хочется свидания, или решая, жениться или остаться в одиночестве, -- все это определяется в огромной степени тем, как Вы обрабатываете информацию в каждой из этих ситуаций. Если Вы измените природу этих внутренних процессов, Вы измените и Ваши чувства и действия.

Простая иллюстрация всепроникающего влияния внутренних процессов включает в себя отождествление Ваших текущих целей и приоритетов. В конце этого абзаца исследуйте Ваши текущие цели и приоритеты, отвечая на следующие вопросы: Каковы наиболее важные моменты, которые Вы хотели бы осуществить в течение Вашей жизни? Какими навыками Вы решительно желаете обладать во время Вашего пребывания на этой земле? Какие устремления и занятия достаточно важны, чтобы их стоило выполнить сейчас и в будущем? Ваши ответы на эти вопросы будут использованы на следующем этапе, так что найдите время на поиски ответов сейчас.

Обозначив Ваши текущие цели и приоритеты, обратите теперь внимание на ту степень достижимости, в какую Вы верите, что сможете добиться и добьетесь каждой из них. Сделайте это для каждой цели и приоритета до того, как перейдете к следующему этапу.

Теперь мы внесем простое изменение в то, как Вы думаете о Ваших целях и приоритетах. Используя Ваше воображение, временно окунитесь в действительность, где, вследствие войны или редкостного заболевания, Вы обнаружили, что жить Вам осталось всего неделю. Как бы Вы потратили отпущенное Вам время, если бы Вам оставалась неделя жизни? Что для Вас сейчас важнее в этой столь сжатой во времени действительности? Думая о своих целях, чтобы осуществить их всего за одну неделю, какие чувства и ощущения Вы испытаете? Исследуйте степень того, как это изменение во временных рамках повлияет на Вашу веру в возможность достижения целей и приоритетов, которые Вы первоначально наметили. Обратитесь ненадолго к этому исследованию.

А теперь еще одна простая перемена. Представьте, что вместо одной недели Вам отпущен год жизни. Произведите аналогичный процесс определения, что бы Вы сделали, с кем бы Вы были, куда бы Вы направились, что было бы достаточно важно, чтобы этому произойти, если бы у Вас был бы один год жизни. Отметьте любые изменения в ощущениях и восприятиях. Также отметьте любые изменения в том, насколько Вы действительно верите в возможность осуществления целей и приоритетов, которые первоначально наметили. Прежде чем перейти к следующему абзацу, определите различия, созданные этой переменой.

Теперь мы хотим заставить Вас сделать еще одно простое изменение в том, как Вы мыслите о своем будущем. Вследствие беспрецедентного прорыва в медико-биологических исследованиях границы жизни человека были расширены. Вместо одной недели или одного года воспользуйтесь Вашим воображением, чтобы войти в действительность, где у Вас есть еще ДВЕСТИ лет в дополнение к своему жизненному сроку. С учетом этих будущих двухсот лет, как изменятся Ваши цели и приоритеты? Что станет важным для ощущения и претворения в жизнь в действительности с расширенными временными границами? Безотносительно к порядку изменений отметьте любые различия в степени, до которой Вы верите, что сможете добиться и добьетесь каждой цели и приоритета. Как наличие лишних двухсот лет для достижения Ваших результатов повлияет на Вашу веру в возможность их достижения? Отметьте, насколько ощущения и восприятия, которые Вы испытываете, изменяются как границы Ваших будущих изменений. Это последний этап в этом исследовании, так что закончите его, прежде чем двигаться дальше.

Некоторые люди изменяют свои приоритеты, когда их будущее расширяет свои границы, а некоторые нет. Возможно, Вы просто дополните Ваш первоначальный перечень желаний и потребностей. Хотя возможен и широкий диапазон в ТИПАХ внутренних изменений, ощущаемых теми, кто участвует в этом эксперименту; мы уверены, что Вы ощутили некое изменение в реакции на эти простые перемены в том, как Вы мыслите о будущем. Как Вы только что обнаружили, когда делаете изменения в том, во что верите или как мыслите, Вы влияете на свое мироощущение. В самом деле, убеждения и внутренние процессы объединяются в нечто такое, что Вы ощущаете как реальное и подчиняющее.

Общая сумма убеждений и внутренних процессов затвердевает в форму, которую мы называем своей МОДЕЛЬЮ МИРА. Как мы показали выше, это личная модель мира, которая создает значащий и субъективный опыт, направляющий наши действия. Если Вы меняете свою модель мира -- неизбежно меняется каким-то образом субъективный опыт и поведение. Это, таким образом, и есть область, внутри которой Вы будете действовать, когда бы Вы ни захотели изменить Ваш собственный (или чей-либо) личный опыт и поведение: область индивидуальных моделей мира.

Если допустить (пусть на время), что качество и выражение опыта весьма подвержены влиянию, если не вообще определяются природой внутренних процессов, которые каждый из нас использует, чтобы сделать мир чувственно воспринимаемым и постигаемым, то возникает вопрос, какие именно виды внутренних процессов приводят к таким ощущениям и поведениям. И если мы сможем отфильтровать эти модели из причудливых наслоений опыта и информации, дать этим моделям названия и описать их, с тем чтобы превратить в глиняные формы для отливки ощущений и выражений, а не в гранитную затверделость реакций, определенных генетически и исторически, -- значит, мы проделали долгий путь по воплощению этой мечты, так прекрасно выраженной в эпиграфе по цитате из Эдварда Холла: что каждый из нас может обрести умения и совершенство в погоне за своими личными мечтами, надеждами и притязаниями.

ЭМПРИНТ формы, которые мы собираемся представить, являются шагом в этом направлении. Они -- трамплин, от которого мы оттолкнемся для решения жизненных головоломок и проблем. Итак, мы завершаем эту вводную главу, повторяя, словно эхо, выразительный призыв Эдварда Холла.

ПОДОБНО ТВОРЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ, ОДНИ ЛЮДИ БОЛЕЕ ОДАРЕНЫ В СВОЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, ЧЕМ ДРУГИЕ. ОНИ ЯВНО ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА ВСЕХ ВОКРУГ, НО ЗДЕСЬ ВСЕ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, ПОСКОЛЬКУ НЕЛЬЗЯ ВЫРАЗИТЬ НА ЯЗЫКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ, ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ОНИ ДЕЛАЮТ, БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ВСЕГО ЭТОГО НАХОДИТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СОЗНАНИЯ. КОГДА-НИБУДЬ В БУДУЩЕМ, МНОГО ВРЕМЕНИ СПУСТЯ, КОГДА КУЛЬТУРА БУДЕТ БОЛЕЕ ПОДРОБНО ИССЛЕДОВАНА, ТОГДА И ВОЗНИКНЕТ НЕЧТО ВРОДЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПАРТИТУР, КОТОРЫЕ МОЖНО БУДЕТ ИЗУЧАТЬ; КАЖДАЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНОГО ТИПА ЛЮДЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОЦЕССАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ДЛЯ ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА, РАБОТЫ И ИГРЫ. СЕЙЧАС ЖЕ МЫ ВИДИМ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СЧАСТЛИВЫ И ИМЕЮТ УСПЕХ, РАБОТУ, ПРОДУКТИВНУЮ И ВОЗНАГРАЖДАЕМУЮ. КАКОВЫ УСТАНОВКИ, ШАБЛОНЫ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ИХ ЖИЗНИ ОТ ТЕХ, КОТОРЫЕ МЕНЕЕ УДАЧЛИВЫ? НАМ НЕОБХОДИМО СРЕДСТВО, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ НЕМНОГО МЕНЕЕ ПОДВЕРЖЕННОЙ СЛУЧАЙНОСТЯМ И БОЛЕЕ ПРИЯТНОЙ.

3. ПЯТЬ ОСНОВ УСПЕХА


В последующих разделах мы исследуем особые области, в рамках которых людям часто необходимо и желательно овладеть новыми навыками, чтобы измениться и стать более эффективными. В конце каждой главы мы представим ЭМПРИНТ форму, поэтапную процедуру для приобретения навыков, осуществления изменений и развития умений, чтобы стать более эффективным в определенной области. Все эти ЭМПРИНТ формы имеют определенные этапы общего плана: все они используют умения для пяти основ успеха.

Мы открыли сущность этих основ успеха путем разработки моделей людей, которые постоянно добиваются успеха и свершений в своей служебной карьере и в личной жизни. Мы противопоставили эти дарования тем, кто лишь искренни в своих усилиях, прилагают все свои способности в попытке добиться успеха, но, несмотря на добрые намерения и огромные усилия, непрестанно приходят к концу расстроенными, разочарованными и не реализовавшими себя. Люди, которых мы изучали, отличались по возрасту, образованию, профессии, интересам, экономическому положению, но КАЖДЫЙ из этих талантливых и реализовавших себя индивидов проявлял одну общую черту: каждый из них подчинялся в процессе своего мышления и действий в основном, если не полностью, тем пяти основам успеха, которые мы собираемся представить. Люди же, задавленные постоянными провалами и неудачами, подчиняются этим пяти основам успеха лишь отчасти, а чаще вообще не подчиняются.

Перед тем, как обозначить необходимые этапы по осуществлению изменений в областях, описанных в последующих главах, мы хотим сперва ознакомить Вас со слагаемыми успеха. Поскольку они находят отражения в каждом из ЭМПРИНТ форм этой книги, уделим время для экскурсии по этапам, разработанным для оказания помощи по овладению каждым из этих ценных инструментов. Этапы пронумерованы, с тем чтобы их легко найти, если Вы решите повторить этап (или всю последовательность целиком). Проштудируйте каждый этап прежде, чем перейти к упражнению или разработке; каждый этап содержит ценные примеры, инструкции и указания.

Важно сделать данные основы успеха неотъемлемой частью своего мышления и поведения, чем просто прочесть о них. Поэтому уделите время для полного вовлечения в упражнения и разработки, которые будут представлены Вам. Вы будете вознаграждены за это до конца своей жизни.

НЕОТВРАТИМОЕ БУДУЩЕЕ


Раз уж Вы взялись за чтение этой книги, с некоторым намерением узнать что-то новое, внутренне измениться или стать более эффективным, Вы должны иметь некоторое представление о будущем, которого себе желаете. Все наши исследования показывают, если не предоставить достижение этого желаемого будущего усилиям других людей или щедрости судьбы, то достижение желаемого будущего станет, в значительной части, зависеть от того, насколько Вы в состоянии построить свое НЕОТВРАТИМОЕ БУДУЩЕЕ, которое способно зажечь и вести Вас, чтобы, в конце концов, Вы смогли сделать желаемое будущее текущей реальностью. Давайте теперь обратимся к разнообразным задачам, призванным для построения НЕОТВРАТИМОГО БУДУЩЕГО.

Ясно, что бывает ситуации, имеющие характер НЕОТВРАТИМОГО БУДУЩЕГО, но откуда Вы знаете, что это именно и ЕСТЬ то самое НЕОТВРАТИМОЕ БУДУЩЕЕ? Запомните, НЕОТВРАТИМОЕ БУДУЩЕЕ -- это такая штука, которая воздействует на Вас настолько сильно, чтобы мотивировать и влиять на Вас в настоящем. Так бывает ли ситуация с неотвратимым будущим? Ощущаете Вы или нет некое предполагаемое будущее реальностью -- вот в чем суть изменения. Чтобы получить представление, о чем идет речь, проведите себя через следующие ощущения.

Представьте, что подходите к радиоприемнику и, хотя он выключен, до отказа поверните регулятор громкости. Повернув голову так, чтобы одно Ваше ухо было рядом с громкоговорителем, положите пальцы, чтобы они как бы плавали над кнопкой "включено". Теперь представьте, какова будет Ваша реакция, как если бы Вы решили включить радио. Щелкните Вы выключателем или задумаетесь? Степень, до которой Вы раздумываете, является показателем того, насколько Вам реален проектируемый будущий звуковой удар.

Вообразите себя сидящим на обитом кожей столе в приемной врача. Врач решил, что Вам нужно сделать укол. Вы наблюдаете, как медсестра достает шприц, прокалывает иглой резиновую пробку пузырька и тянет вверх поршень, чтобы выкачать из пузырька прозрачную жидкость. Вы знаете, что сейчас произойдет. Имеет ли для Вас приближающаяся игла не больше значения, чем стоящий в углу кабинета плющ в горшке, или Вы уже заранее испытываете отвращение и напряглись в ожидании укола?

Представьте себя бодрствующим ночь напролет. Насколько реально, что назавтра Вы будете чувствовать утомление и взвинченность?

Эти три примера неотвратимого будущего поставлены в очень короткие временные рамки (третий пример, имеет большую протяженность, чем первые два) и потому более подходящи, чтобы быть универсальными. Неотвратимое будущее кажется реальным для каждого, при условии, что временная рамка представляет близкое будущее и последовательность предстоящих событий известна и допустима. Для иллюстрации, большинство людей избегает принимать пищу, по виду подозрительную и испорченную, поскольку вероятность отравления весьма реальна; большинство людей избегает перебегать перед приближающимся автомобилем и так далее. Это примеры ситуаций, в которых ощущение будущего является неотвратимым.

Как показывают эти примеры, неотвратимое будущее может влиять на Ваше поведение путем, который Вам на пользу. Наличие неотвратимого будущего с очевидно отрицательными последствиями предохраняет Вас от последствий безрассудного или глупого поведения. В самом деле, безрассудное или глупое поведение обычно является результатом ОТСУТСТВИЯ неотвратимого будущего, если принять во внимание ситуацию, в которой это потенциально опасное поведение проявляется. Неотвратимое будущее также подталкивает нас поступать СЕЙЧАС таким образом, чтобы это привело к награде или свершениям на жизненном пути.

Умение моделировать неотвратимое будущее является значительным этапом в защите себя от неприятных личных ощущений, таких, как плохое здоровье, одиночество, отрешенность, нищета и т.п. Как Вы также обнаружите, неотвратимое будущее, включающее в себя полное представление одной из Ваших целей, влияет так, чтобы поддержать достижение этой цели. Последующее научит Вас строить неотвратимое будущее. Удостоверьтесь, что знакомы с инструкциями, полностью изучив каждый этап, а затем точно следуйте инструкциям. Выполняя это, Вы узнаете о скрытых талантах формирования внутренних процессов у одаренных людей, озаряющих всех блеском своей личности.

1. В отличие от предыдущих примеров, неотвратимое будущее, необходимое в определенных контекстах (здоровье и капиталовложения, например), является, в основном, долговременным, уходящим, по крайней мере, на несколько лет в будущее. Для построения себе долгосрочного неотвратимого будущего сначала необходимо сконструировать полное ВИЗУАЛЬНОЕ представление (мысленную картину) себя в этом будущем. Если представление себя в этой картине идет нелегко, начните с разглядывания своей руки и воображения ее стареющей. Это напоминает специальные киноэффекты, которые мы все видели в кинофильмах (МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН, ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ, ДНЕВНИК МИСС ДЖЕЙН ПИТТМАН), где актер или актриса стареет по ходу действия фильма. По мере того, как Вы старите в своем воображении собственную руку, изменяется текстура кожи, кожа становится тоньше, жестче, морщины и складки углубляются, а вены все более проступают. Вы можете варьировать степень старения Вашей руки. Можете видеть ее обесцвеченной старческими пятнами и узловатой от артрита или сильной и гибкой, стареющей изящно. Состарив свою руку, Вы затем можете вообразить одну из своих ступней, а потом и всю ногу, стареющих таким же образом. Затем сядьте перед зеркалом и, пользуясь своими творческими способностями, как персонаж фильма со специальными киноэффектами, состарьте Ваше лицо таким образом, чтобы это будущее стало для Вас реальностью.

Помните, цель этого упражнения не в том, чтобы пугать или обескураживать Вас в смысле последствий старения, а скорее, чтобы обеспечить Вас опытом, способным повлиять на Ваше теперешнее поведение таким образом, чтобы Вы ЗАХОТЕЛИ позаботиться о своем здоровье сейчас с целью жить хорошо сейчас и в будущем. Тот Вы, которого Вы создали, является Вами же из ВАШЕГО будущего, и этот он или она полностью зависят от Ваших нынешних действий для его или ее благополучия. То есть удастся ли Вам сохраниться к Вашему пенсионному возрасту, пренебрегая Вашими отношениями, переедая, выпивая, куря, ленясь или употребляя наркотики, тогда это тот самый будущий Вы, который С ЛИХВОЙ за это заплатит.

2. Выполнив предыдущее упражнение, Вам будет легче представлять самого себя в некоем возможном Вашем будущем. Для увеличения реальности представления будущего Вас определите будущее время -- два, пять или десять лет спустя -- и вообразите будущего себя из этого времени, стоящего перед Вами. Представьте, будто смотрите в зеркало, которое волшебно отражает будущее. Когда Вы увидите себя отчетливо, вообразите себя проходящим сквозь стекло и физически становящимся тем, что отражается. Почувствуйте, как это ощущается -- быть там. Почувствуйте, как это быть в своем собственном будущем теле. Сделайте глубокий вдох и исследуйте ощущения, которые возникают от того, что Вы стали значительно старше. Затем сделайте шаг назад, поглядите снова на свое будущее и спросите его, что он или она хочет от Вас СЕЙЧАС. Внимательно выслушайте ответ, поскольку будущий Вы плохого не пожелает Вам нынешнему ни в отношении здоровья, разума или привычек. Если ВЫ не услышите себя будущего, то кто же еще? Чего бы Ваш будущий я ни хотел от Вас, запишите это:

Будущий я хочет, чтобы я

Другим способом развития представления о неотвратимом будущем является обращение внимания на других людей, которые старше Вас: немного или намного старше. Думая о них по очереди, вообразите себя в точности похожим на них. Кто из них представляет грядущее будущее -- те, на кого бы Вы хотели походить? Прежде чем читать дальше, примените эти два метода и попрактикуйтесь в развитии представления Вашего будущего я.

3. Следующий шаг в создании Ваших подчиняющих будущностей состоит в оценке, как положительной, так и отрицательной, себя в настоящем. Раскладывая себя по полочкам как личность, сделайте упор на том, где Вы живете, на Вашу домашнюю жизнь, Ваши личные отношения, Вашу карьеру, состояние здоровья, финансовое положение, внешний вид, и т.д. Такая оценка стала бы Вашим честным осознанием, что Вы представляете из себя В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ -- не то, что могло бы быть, но то, что ЕСТЬ. Например, наиболее общая оценка могла бы быть:

ЖИЛЬЕ:

Дом в прекрасной местности, но нуждается в ремонте.

СУПРУЖЕСКАЯ ЖИЗНЬ:

Взаимно удовлетворяющая, обогащающая.

ДЕТИ:

Счастливы, здоровы, хорошо успевают в школе, но я не уделяю им столько времени, сколько хотелось бы.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ:

Посредственное. Я нехорошо питаюсь и не делаю зарядки.

КАРЬЕРА:

Все хорошо, но как-то расплывчато; нет уверенности, куда все повернет. Не хватает уверенности в завтрашнем дне.

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

Хуже чем стабильное, но пока держусь на плаву.

ВНЕШНОСТЬ:

Так же, как со здоровьем. Я не очень хорошо слежу за собой.

Следующие строчки предназначены для Вас, чтобы записать Ваши общие оценки вашего личного положения. Вы используете эту информацию на следующем этапе, так что будьте предельно честны перед собой.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА МОЕГО НЫНЕШНЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

ЖИЛЬЕ

СУПРУЖЕСКАЯ ЖИЗНЬ (ИЛИ ЛЮБОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ)

ДЕТИ

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

КАРЬЕРА

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ВНЕШНОСТЬ

?

?

4. Теперь припомните, каким Вы были по тем же самым пунктам пять лет назад. Каково было состояние Вашего здоровья пять лет назад? Каково было Ваше финансовое положение? Какими были Ваши отношения? Вот ответы индивида, которого мы привели в качестве примера на предыдущем этапе:

ЖИЛЬЕ:

Ужасающее. Временное решение жилищной проблемы.

СУПРУЖЕСКАЯ ЖИЗНЬ:

Все плохо. Требует всего внимания, которое должно быть впоследствии уделено.

ДЕТИ:

О'кей, но также требуется внимание. Вероятно, они страдают от последствий испорченных супружеских отношений.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ:

Прекрасное. Юность создана для беззаботности.

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

Неустойчивое. Головная боль на протяжении длительного времени.

ВНЕШНОСТЬ:

Прекрасная. В юности это легко.

Используйте следующие строчки для оценки тех же самых пунктов ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД. Убедитесь в том, что Вы сделали этот обзор до того, как перейти к следующему этапу.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА МОЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД

ЖИЛЬЕ

СУПРУЖЕСКАЯ ЖИЗНЬ (ИЛИ ЛЮБОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ)

ДЕТИ

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

КАРЬЕРА

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ВНЕШНОСТЬ

?

?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться